Что такое заигрыши на масленице. Празднуем масленицу. Вторник - Заигрыш. Среда - Лакомка. Основные действующие лица праздника

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Наступает 2 день масленицы, получивший название в народном календаре Заигрыш, в первой декаде марта. Как следует из названия, в это время начинаются различные игры для взрослых и детей. Список таковых открывают традиционные катания на санках с горки, коньках, прогулки на лошадиных упряжках и прочие забавы. Помимо спортивной части, второй день масленицы характеризуется насыщенной развлекательной программой.

Основные действующие лица праздника

Важной частью масленичной традиции являются Петрушка и хранитель праздника — Дед-зазывала. Их задача — создать праздничное настроение. При этом подход необходимо было найти к любому гостю, пожаловавшему на пир. Сделать это было не всегда просто, поэтому для этой роли подбирались самые харизматичные жители конкретного населенного пункта.

Использовать Дед-зазывала и Петрушка могли только свои таланты и силу красноречия. В связи с этим процесс подготовки к масленичной неделе начинался в конце осени. Непосредственные участники праздника должны были продумать каждое свое действие, чтобы масленичный заигрыш удался на славу. При этом работать им приходилось не только вдвоем.

На протяжении всей праздничной недели по улицам ходили ряженые в масках. Каждый образ не должен был походить на уже существующие, поэтом глашатые торжества тратили два и больше дней на разработку концепции. Столь трепетное отношение сохранилось и в наши дни. Несмотря на возможность приобрести в торговой сети наряд любого фасона, многие продолжают самостоятельно их делать.

Если тяга к созданию уникальных костюмов даже в XXI не ослабла, то с течением времени немного изменились функции ряженых.

В годы наших предков их задача — сообщить горожанам о наступлении 2 дня масленицы. Они имели право зайти в любой дом, чтобы поздравить со столь знаменательным событием. В ответ хозяева должны были угостить пришедших свежеиспеченными блинами.

В наши дни акцент в походах ряженых немного сместился. В большинстве своем они гуляли только по территории, где проходил праздник. В зависимости от местных традиций, они пели, танцевали, рассказывали веселые истории и просто развлекали гостей. Неотъемлемой частью их работы было управления имеющимися на площади забавами:

  • аттракционы;
  • катание на лошадиных упряжках;
  • сани;
  • лыжи;
  • кулинарная часть;
  • ведение конкурсов для различных возрастных групп и пр.

Спортивная часть весеннего праздника

Вне зависимости от того, какая погода стояла за окном, вторничный заигрыш невозможно было себе представить без многочисленных активных способов провести время весело. Как было сказано ранее, открывала список спортивных забав езда на запряженной тройке. Если дело происходило в сельской местности, то гостей везли через заснеженный лес. Благодаря этому получалось в полной мере погрузиться в атмосферу праздника.

Случалось так, что праздник могут проходить в городской черте или без значительного снежного покрова. В этом случае просто меняли тип колесницы. Вне зависимости от того, какую погоду небесная канцелярия приготовила для гостей, катание на лошадях носило обязательный характер. Также существовала традиция перетягивания канатов, покорения измазанного жиром столба.

Не забывали на подобных мероприятиях и о маленьких гостях. Специально для них устанавливали разнообразные аттракционы:

  • горки;
  • «цепные качели»;
  • «качели-лодочки»;
  • «лошадки».

Кулинарные традиции праздника

Вне зависимости от того, какой день Масленицы был за окном, молодые и пожилые активно пекли и кушали блины. При этом начинки были всевозможные. Красная и черная икра, сгущенное молоко, сметана, каша, грибы, жульен — одно только перечисление яств занимает несколько часов. Считалось, что дело каждого гостя скушать как минимум 3-4 блинчика во время каждого праздничного дня.

При этом первый блин, который готовился супругой, надлежало скушать дома.

В последующие дни надлежало ходить в гости на блины к близким и соседям, не забывая при этом угощать тех, кто придет в гости. Одной из значимых традиций вторничной масленицы являются так называемые «тещины блины». Как бы в течение календарного года теща и зять не ссорились, на Масленицу надлежало «закопать топор войны». Делалось это в Прощеное воскресенье.

Обязательные походы в гости на блины имели и еще одну цель. Помимо сближения с соседями и друзьями, неженатые молодые люди получали возможность присмотреть себе невесту. Ведь во второй праздничный день можно зайти в любой дом, где тебя примут и накормят. Благодаря этому молодые люди могли оценить девушек не только с внешней, но и с практической точки зрения.

Если в доме было грязно, блины были невкусными, а общая атмосфера оставляла желать лучшего — то у такой красавицы не было практически никаких шансов обратить на себя внимание потенциального кавалера. Именно поэтому каждая незамужняя старалась показать себя с лучшей стороны. Для этого можно было использовать любые способы, позволяющие даме подчеркнуть свои сильные стороны.

Рассмотрим дни масленицы и дадим их названия и характеристику.

Каждый день Масленицы имеет свое название.

Первый день Масленицы: Понедельник - «встреча»

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.

Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».

Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Второй день Масленицы - «заигрыши»

С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.

Самое любимое дело на Масленицу - кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.

Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.

Третий день Масленицы - «лакомка»

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».

На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом»

На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и за-сыпали их по самую шею...

Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».

Пятый день Масленицы - тещины вечерки - гостевой день

Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Шестой день Масленицы - золовкины посиделки

Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.

Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.

Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник

С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

Что такое Великой Пост?

Великий Пост является самым древним, главным, строгим и длительным среди постов, установленных православной церковью, Он длится в течение 7 недель от Прощёного воскресенья до самой Пасхи. Еще в Ветхом Завете Господь повелел людям каждый год давать десятину (т. е. десятую часть из всего, что они приобретали), чтобы иметь благословение во всех делах своих.

Учитывая это, а также в память о сорокодневном посте Иисуса Христа в пустыне, святыми Апостолами для пользы людей было установлено приблизительно десятую часть года (около 36 дней, не считая воскресных), т. е. время Великого Поста (Святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы потом иметь благословение в делах.

Это время молитвы и покаяния, когда каждый должен, отрешившись от житейских благ, развлечений и увеселений, посвятить время очищению и возвышению души: осознать и испросить у Господа прощения своих грехов (постом и исповедью), чтобы затем, согласно заповеди Спасителя, достойно причаститься Святых Христовых Тайн.

Во время поста запрещается: устроительство и участие в играх; пение, танцы, слушание музыки, смех и вообще бурная радость, просмотр телевизионных программ (кроме информационных), вступление в брак. Нельзя врать, сквернословить, осуждать кого-либо. Первая и последняя неделя поста являются особо строгими.

Вторник Масленой недели назывался Заигрыш. В этот день чучело Масленицы устанавливали на главной площади или на том месте, где проводились гуляния.

И конечно, во вторник продолжали печь блины. Каких только блинов не было - и ржаные, и пшеничные, и пшенные, и гречневые!

Одна из любимых масленичных забав катания с горок ― их либо строили заранее, либо просто заливали естественные склоны. Катались на санках, на корытах, скамейках или ледянках ― плоских корзинах, на которые намораживали лед. Катались все - и дети, и взрослые. Для юношей и девушек это увеселение служило прекрасным поводом познакомиться поближе, ведь кататься полагалось парами и не возбранялось обмениваться поцелуями.

Еще одно популярное развлечение - катание на санях. Для молодоженов это был обязательный ритуал. Иногда выезжали целыми семьями. Парни приглашали девушек и нередко лихачили, показывая свою молодецкую удаль.

В масленичный вторник проходили смотрины невест. Среди множества дохристианских обрядов, отголоски которых напоминают нам о давних временах, были не только поминальные, но и связанные с культом плодородия. Следы этих обычаев можно разглядеть во многом, в частности в том, что на Масленицу разрешалось весьма вольное поведение и что к масленичным гуляниям были приурочены сговоры и сватовство. Свадьбы обычно играли уже после Пасхи, на Красную горку.

На Масленицу были распространены народные представления, разыгрывались небольшие сатирические пьесы. Эта традиция сохранялась очень долго: еще в 20-е годы XX века в деревнях давали фольклорные представления.

Масленичная неделя:

В разудалые и веселые заигрыши Масленица набирает праздничные обороты: второй день масленичной недели на Руси традиционно отмечали потехами, играми и массовыми гуляниями. Если в понедельник люди предпочитали оставаться дома, то во вторник, именуемый Заигрышами, было принято ходить в гости или веселиться на улице.

Как отмечали Заигрыши?

Второй день Масленичной недели испокон веков отмечали всевозможными играми и забавами: катанием на санях, построением ледяных крепостей, состязаниями, ярмарками, приготовлением и поеданием блинов. Считалось, что во вторник, чтобы не обидеть Масленицу, нужно хотя бы один раз скатиться с горки.

Шутливый и потешный настрой Масленицы во вторник-Заигрыш особенно отражался в различных представлениях. На площади в балаганах устраивали комичные спектакли с участием Петрушки и Масленичного деда. А по домам с веселыми песнями и сценками разъезжали ряженые.

Ближе к вечеру родственники и гости собирались за пышно накрытыми столами. Отсутствие мяса, запрещенного в Сырную седмицу, компенсировало обилие сладостей и блинов с разнообразными начинками.

Сватовство на Заигрыши

Еще одной важной традицией во второй день Масленичной недели был обычай устраивать смотрины невест. Парни приглашали понравившихся девушек и их родителей кататься с ледяных горок. Так, в веселой и непринужденной обстановке молодые и их родственники лучше узнавали друг друга.
И если в Заигрыши удавалось договориться о помолвке, то свадьбу назначали на Красную горку – праздник, отмечаемый через неделю после Пасхи.

Во вторник Масленичной недели приветствовались любые любовные заигрывания и проявления симпатии. Молодым разрешалось прилюдно целоваться на улице. А супругов, сыгравших свадьбу незадолго до Масленицы, приглашали покататься с горки. Считалось, что соблюдение этого обычая обеспечит семье счастье и изобилие. Засидевшиеся же в холостяках мужчины в этот день становились объектами шуток и насмешек, намекающих им, что пора заводить семью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.