Выбираем кружок для ребёнка: как, когда и зачем? Чего хочет ребенок? Как подобрать секцию и кружок для детей

Рекомендации педагога-психолога:

нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок?


Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой дополнительно к занятиям в школе? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».
Аргументы «ЗА»:

Занятия в кружке или секции – это:

Смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине.

Смена круга общения. Внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных группах и ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

Смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.
Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки

Занятия в кружке, секции - это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу.

Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься - пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Запомните, детей, лишенных талантов, не бывает.

Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания - встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.
Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно?

Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. К наиболее распространённым относятся:

1. Спортивные секции:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;

Психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме;

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн;

2. Хореографические кружки:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать чувство

ритма, гибкость;

Психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;

Дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
3. Художественные кружки:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;

Дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.

4. Музыкальные школы, кружки:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух, тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
5. Вокальные студии:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

6. Театральные студии:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;

Психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
7. Кружки прикладного творчества:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, требуют внимания и самоконтроля, развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

8. «Научные» кружки» - направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;

Психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

Компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

Обсуждение

Конечно, курсы нужны, но без фанатизма, ребенок должен и отдыхать, и свободное время иметь! Мы ходим в спортивную секцию по баскетболу и на образовательные курсы по развитию интеллекта, очень удачно все сложилось, спорт- сам по себе вещь полезная, а на курсах развивают память, внимание, умение концентрироваться, не отвлекаться, ну. и конечно развивают кругозор! Очень рекомендую москвичам "президентская школа"

20.09.2013 10:46:35, Ida33

очень полезная статья. а вообще, лучше пусть почаще в кружки и секции ходят,чем сидят дома у компа или телевизора.

Ох, сложная стала жизнь не только у детей, но и у родителей! Как выбрать, как не перегрузить, но и не деть отстать от сверстников - голову сломать можно))

Конечно я согласна, что загружать ребенка не стоит и обязательно должно быть время на отдых, на гулянку и просто посмотреть любимый фильм, или мультик))) У, нас кружок детского творчества и искусства. Моя дочка ходит на занятия в выходные дни, в субботу и воскресение! Это для нее не перегрузка, а любимое занятие, что бы скучно не было)))

12.09.2013 18:22:40, nina7777

Комментировать статью "Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками?"

Кружки, секции. Образование детей. Раздел: Кружки, секции (Бесплатные кружки и секции). Секции школьные - на что мы имеем права?

Обсуждение

какое кол-во платных кружков в школе может посещать ребенок-сирота бесплатно,нигде не могу найти ответ

11.10.2018 09:17:06, Зоя Алексеевна

У нас нормально работают - те, на которые мои ходят, по крайней мере. В этом году младшая на хор и изо ходит (больше не успевает никуда), в прошлом ходила на хор и на изо со старшей сестрой - тоже в школе.

Про бюджетные кружки. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Про бюджетные кружки. Что-то я в растерянности. С одной стороны, многие сетуют, что кружки и всякие занятия платные.

Обсуждение

у нас при школе 22 кружка, штук 6 платные, остальные бесплатные. в районе много домов творчества с такими же платно-бесплатными кружками, выбор огромный. но на платное многие ходят потому что много людей с хорошим достатком и уровень в платных в большинстве случаев сильно выше, либо в бесплатных докупать кучу всего надо, что в итоге совсем не бесплатно оказывается.

Мы из платной театралки ушли в бесплатную. Прежняя режиссериха довела детей до того, что вся группа распалась. 3й год в бесплатной и довольны всем.

Кружок хорош, когда для него есть оборудования и специальные места хранения. Я мечтаю о школе, больше похожей на дом творчества, где дети ходят на кружки по рисованию, музыке, словесности, математике, химии. Типа Дома пионеров на Воробьевых горах.

Обсуждение

Танцы, информатики, рисования, шахматный.

1. Был кружок керамики- восторг. Закрыли. Хотим.
2. Кулинарный ниже предлагали -всеми руками за, причем и пацаны пойдут.
3. механика, робототехника.
4. биологический
5. олимпиадная математика/занимательная физика -опыты ставить
6. офп (а лучше подтянуть уровень физкультурников- зря время занимают только)
7. исторического моделирования
8. театральный
9. фотокружок

А вот эти детские кружки - разве не такое же развлечение для женщины, как для мужчины рыбалка или работа за копейки? Ну вот не интересно мне после садика еще час вокруг школы с коляской топтаться на морозе и за это по 2000 в месяц отваливать 02.10.2015 19:18:07, Лена...

Обсуждение

Я не вожу. Пока дочка средняя была еще младшей я ее водила на танцы рядом с садиком. Удобно. ПОтом клуб закрыли и здание предоставили фиг знает где и я малую родила. Просто нереально стало с младенцем сначала в сад ехать потом в кружок потом там сидеть ждать полтора часа потом обратно ехать. Свекровь взялась и так и водит. Недавно предложила младшую на музыку - мол там бесплатно. ГОворю-чудесно, выйдете на пенсию и будете возить обеих.

И на подготовку к школе, о ужас, не водила. Ну вот не интересно мне после садика еще час вокруг школы с коляской топтаться на морозе и за это по 2000 в месяц отваливать

Обожала водить на кружки. Нас там целая компания мамская. Хочешь - болтай, хочешь - тди в магазин. Водила в бассейн, мы там вмкаые судно время проводили. А сколько я всего навязала! Но уинас и папа возил постоянно, и забирал. В промежутках те же магазины на нем или к маме с папой заскакивал, они рядом живут. Все бы хорошо, ла работать надо. Кружки то платные:)

Обсуждение

в прошлом году много всего было. хор, изо, танцы, шахматы, театральный, фото, резьба по дереву. спортивные всякие, палеонтология. что-то про яхты и около того. наверняка что-то еще не считая всяких языковых и математических. в этом слышала, что появилась гитара и какой-то туристическо-географический. но это все с 5-го класса. началки в школе нет

предложить свои услуги по ведению желаемого кружка? :)
а вообще, наверное, смотрят, сколько реально желающих (хотеть можно что угодно а вот ходить на все желаемое...) и есть ли кому вести из своих, без привлечения специально обученных людей...

Какие кружки для детей хотят видеть родители в школе? У нас в школе много кружков - платных и нет. По факту если ребенок идет на много/несколько кружков - на уроки и просто передохнуть времени не остается. Для младшего, не хватающего звёзд с неба, это было б в...

Обсуждение

кружок хендмейд для девочек-умение держать иголку в руках пригодится...

шахматный кружок (там же шашки и нарды), в небольшом помещении можно сделать кружок настольного тенниса- столы складываются, фотокружок, театральная студия

Есть вариант, что родители не против самостоятельного передвижения детей по городу, но против их пребывания дома в одиночестве. продленка для младшешкольника - за и против. У нас продленка была сплошным плюсом. Кружки в школе были великолепные.

Обсуждение

У нас воспитатель в принципе за это не отвечает.В сентябре пара занятий накрылись,ребенок путал время, оно разное было в разные дни даже для одного предмета.(3 класс).Потом записала в дневнике и звонила на сотовый.Один раз забыл включить.
Но к октябрю все устаканилось-больше нет проблем.

я ставила в мобильник напоминалку на все занятия. У нас только в пределах школы напомнят, и только если кружок массовый. На продленке у воспитателя куча забот и свой режим, общий для всех. Если напоминать каждому, с ума сойти можно, и никто уроки не будет делать, это хождение отвлекает.

26.04.2010 23:19:34, Олиевна

Детский клуб и болезни детей: как сохранить доходы? У кого уроки совпадали с секцией или чем отдавать малыша в школу или секцию, стоит хорошо взвесить все " за " и " против ". Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора...

Обсуждение

У нас в прошлом году так было. Я раз сняла, два сняла, а потом перестали отпускать. Только через заявление к директору. НО у нас дело было в том, что этот урок (биология кажется) был достаточно значимым (не физ-ра, или музыка или труд), и ребенок просто не успевал сдавать все темы, и повалили двойки. И когда он пропустил контрольную, биологичка рассвирипела и больше не отпускала. Нам пришлось улаживать все в музыкалке, я звонила договаривалась с другими ученикам, умоляла поменяться местами.

В общем, смотрите сами. Если значимый урок (да еще такой, который 2 раза в неделю всего - типа истории, географии ли боилогии), или уж тем более русский или литература математика или ин.яз, то могут быть серьезные проблемы. Если урок - фигня, то проблем быть не должно.

ИМХО, все же логичнее просить об изменеии рассписания, либо в секции, либо в школе, раз и на секции ТОЛЬКО 2 дня рано и в школе только в это дни по 7 уроков. Но, если просить в школе о переносе седьмого урока на другой день, нужна уверенность, что в секции не будет хотя бы ИЗМЕНЕНИЙ в непредсказуемую сторону.

Сколько дней в неделю секция? И сколько там еще групп? Если просит не 1 человек, а куча - можно пытаться найти компромисс. Например, раз рано НИКОМУ не удобно, то не ВСЕГДА ваша группа, а по очереди: неделя - одна раньше, неделя - другая, или в разные недели - разные дни рано (если дней много). Чтобы не всегда одно и то же в школе пропускать.

В школе тоже вряд ли "свет клином сошелся" на этих двух днях. Поговорите с классной, может быть, с легкостью это рассписание изменят. Если только Вам неудобно, а всем - полный ажур, то не получится. Но, возможно, педагогу в широких вариантах взаимозаменяемо, а кто-то из учеников тоже жаловался. Спросите классную, как она видит ситуацию. Тем более - седьмой урок - математика - это некоторый перебор, дети устают. Логично что-то пороще седьмым уроком выносить. В такой постановке и другие родители поддержат. Например, какое-нить ОБЖ для галочки куда логичнее 7-м. А это уже и с пропуском проще. Все де математику логично прослушать ВСЕ объянения и нужно иметь стройную систему в голове по 11-й класс. А всяческие ОБЖ, физкультуры, труды, пение, МХК, Москвоведение попроще будут. Думаю, не одним Вам куда-то уходить приходится (кто - на занятия, кто - в поликлинику и т.д.), в этом смысле нелогично важные и требующие большой сосредоточенности предметы седьмым уроком ставить. И здесь можно иметь "поддежку зала".
Тут тоже "возможны варианты". Если у математички не все дни присутственные и она "смещает" свои уроки на минимум дней - се ля ви, ничего не выйдет. А коли ей без разницы, а кто-то из предметников мишуры артачится, чтобы его "суперценный" предмет не пропускали, то коллективное заявление родителей дожмет и администрация сама рада будет. Но тут надо с классной и РК поговорить о причинах такого рассписания.

Кстати, еще и следующая четверть будет, и другое полугодие. Подобные разговоры могут будущее расписание улучшить.

Кристина Петрова
Надежды родителя, или Почему ребёнку нужно ходить на кружок

(взято из просторов Интернета)

Канули в Лету те баснословные времена, когда можно было сказать школьнику : «Не пойдешь на кружок , пока не исправишь тройку!» . Теперь родители сами хотят , чтобы ребенок ходил на секцию , в кружок , ездил на тренировки – посещал школу после школы. Ради этого мы, рыцари педагогики и воспитания, стойкие и самоотверженные, готовы платить малые и немалые деньги, возить ребенка на занятия, часами ожидать его в раздевалке. Мы, несомненно, правы.

Мы – правы, и мы – молодцы, но! У нас имеются некие надежды , не зря ведь мы столько стараемся. Наверное, наш малыш будет лучше развит; он чему-то научится; эти посещения (и наши усилия) дадут ему что-то такое нужное , важное для дальнейшей жизни. Мы хотим получить видимый результат. О, мы даже верим, что результат появится не скоро, и необязательно это будут его работы, отчетное выступление, или поездка на соревнования. Но должно появиться отличие нашего ребенка от других детей, которые никакие кружки и секции не посещают.

На одной чаше весов – судьба Моцарта и Паганини, на другой – тысячи детей, которым полученное в детстве музыкальное образование не пригодилось. Мой знакомый, успешно окончив музыкальную школу по классу скрипки, на следующий день после экзаменов отложил инструмент со словами «Отдохну-ка я недельку» … и никогда больше не прикасался к нему.

Проходит месяц , два, полгода – и ничего существенного, кроме наших регулярных родительских трат денег и времени, не происходит . А ребенок уже готов пойти в другой кружок , в который ходят его друзья, или вообще никуда не ходить – ему надоело , он устал. А мы, родители , в некоторой растерянности : может, действительно? Это большая нагрузка, надо взять тайм-аут. Или : пусть занимается чем-то новым, что ему нравится. Возможна еще позиция : нет-нет, ни за что! Надо продолжить начатое, добиться результата, продолжать ходить , нехорошо так часто менять занятия, ничего не добившись.

С какой частотой менять увлечения? До результата? – собственной законченной поделки, выступления, обретения навыков? Это индивидуально. Поговорите с ребенком, возможно, ему «неинтересно здесь» , потому что трудно, не получается, он отстает. Или потому, что нет контакта с руководителем, нет друзей. Помогите ему и уговорите «походить еще недельку » , чтобы какой-то результат все же был. Добиваться конечного результата, путь он будет небольшим и скромным, но видимым – это очень важное умение для малыша.

Ну, и кто тут прав? Что делать? Главное, что никто не виноват. Часто менять внешкольные занятия, пока не найдешь своё – нормально. В пору многочисленных и бесплатных советских кружков так и происходило . Подобное мне довелось наблюдать в Харькове «в те давние-давние» годы, причем многие дети из поиска возвращались, так ничего и не выбрав. И лишь один-два из десяти оставались надолго в одном месте.

Бывает, что родители прикладывают все усилия, чтобы развить ребенка, вырастить из него «звезду» . А потом взрослая девушка заявляет : «Да, я на сцене, я добилась успеха. Во многом благодаря им, родителям . Но я их ненавижу! У меня не было детства! У меня никогда не было свободной минуты, чтобы поиграть в куклы с подругами, вдоволь поболтать, просто побездельничать иногда. Бальные танцы, фортепиано, стилистика, конкурсы, выступления…»

А бывает наоборот – ребенок бросает заниматься музыкой или танцами, потому что устал, надоело, ничего не успевает. А через несколько лет упрекает мать : «Почему ты тогда не настояла, разрешила мне бросить? Я так жалею сейчас!»

Общего рецепта нет. Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте, предугадайте, как правильно поступить. Быть хорошим родителем – тоже талант !

Что привлекает детей, когда они сами выбирают кружок ? – Атмосфера. Она идеально соответствует их настроениям данного возраста : тихая работа с материалами или работа в команде; возможность блеснуть, стать звездой или получить конкретное умение; кружок совсем близко от дома, или прекрасная долгая дорога туда, где тебя никто не знает; повод хвастаться – вот я чем занимаюсь! А также – новые друзья, обаяние внешних атрибутов, и, конечно – руководитель кружка . Но обаяние его личности, его увлеченность действуют на ребенка подсознательно. Понимание приходит только к взрослому человеку, позже.

Да, вот так мы и вывели пару закономерностей : ребенку нужны разные занятия в разном возрасте, и то, что он сам хочет посещать свой кружок или секцию – верный признак правильного попадания.

Вторая закономерность – у вас, у руководителя и у ребенка должны совпадать настроения и мотивы. Поговорите с руководителем, ведущим занятия : чего он хочет? Что для него главное в этом деле? Подготовить детей к выступлению? Взять призовые места? Занять детей делом на пару часов? Обучить их конкретному умению? Сделать из них настоящих мужчин, леди, профи? Показать им красоту? Открыть детям их возможности? Тут не существует приоритета целей, следование каждой из них может очень много дать вашему ребенку.

На мой взгляд, занятия у по-настоящему увлеченного человека ценны сами по себе. Нашим детям сейчас не хватает просто жизни за пределами школы и дома. Не хватает мест, где можно найти новых друзей, проявить себя, столкнуться со сложностями мира, с сопротивлением материала. Не хватает целей, на пути к которым хотелось бы преодолевать трудности, и свою лень, и свои страхи, учиться терпению и вообще учиться.

Удачно выбранный кружок , интересное дело ценно не набором призов и даже не набором умений, а воспитанием характера. Это – главное в занятиях «после школы» . Впрочем, это знают и понимают многие родители , оттого и сердятся : «Да что ты прыгаешь с места на место? Отчего не стараешься? Почему бросаешь начатое дело?». Если ребенку совсем неинтересно, «не получается» , и ничто его не держит в этом кружке – лучше уйти . Но бывает так, что дети просто устают, тогда достаточно сделать перерыв на неделю-две, честно предупредив : «пока ты будешь отдыхать – другие уйдут вперед» . Итак, для ребенка важнее процесс пребывания в кружке , результат вторичен.

Таланты и способности. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в чем-то гениально талантлив – надо искать своего учителя. Того, кто раскроет талант и закрепит его, научит малыша трудиться, даст ему основы мастерства. Другого пути не бывает. Руководитель, который «выявит способности» у любого ребенка, лукавит. Есть исключения, – талантливые в своем деле педагоги, но они, позанимавшись с ребенком, всегда честно ответят – есть ли в нем расположенность, искра, талант. В талантливом ученике заинтересованы обычно сами учителя.

То, что ребенок готов целыми днями рисовать или танцевать, доказывает, что он занят любимым делом, и задача хорошего руководителя – дать ему основы, научить мастерству. Но это еще ничего не говорит о его «таланте» . Способны все дети. Всех детей можно научить неплохо танцевать, рисовать, исполнять песни и рифмовать строки, работать с материалом, выполнять набор спортивных упражнений, держаться на коне. Так, собственно, и поступали наши предки, а чем мы хуже? Единственное замечание – у детей в таких культурах был серьезный стимул : этим занимались все. Без этих навыков ты не входил в эти «все» . Сейчас «все» сидят у больших или малых экранов и нажимают кнопки.

Развить способности можно, а рассчитывать на талант – нельзя. Эти завышенные ожидания могут психически подкосить ребенка. Талант – это не только способности + труд на годы, это и внутреннее врожденное упорство, желание воплотиться в выбранном деле, более сильное, чем у других людей. И еще несколько загадочных составляющих, например, особое, зачастую – новое и свежее видение мира.

Чего же нам ждать от реализации плана «а не пошел бы ты в кружок » ? Наш ребенок столкнется с новым : людьми, правилами, сложностями, предметами. У него есть шанс найти друзей и своего Учителя. Он сможет проявить себя в жизненных ситуациях самого разного плана, а мы будем рядом, и поможем, если что. Мы ведем его в кружок , чтобы помочь проявиться его личности.

Я знаю множество историй, когда внимательные родители и ответственные руководители секций работали над этим : «мой ребенок ленится, давайте что-то делать» , «малыш стесняется» , «обижает других детей» , «невнимателен» , и так далее. А грамоты, благодарности? Конечно, они будут! Но самым большим достижением станет то, что дети научатся работать над собой, доводить начатое до конца, внимательно относиться к делу, взаимодействовать с другими людьми.

Но не забывайте : для юных их дело должно быть любимым и желанным!

5 сентября в Верманском парке весь день будет весело и интересно - впрочем, как всегда на празднике «Nāc un piedalies». С 12 до 17 часов дети и молодежь будут петь, танцевать, запускать почти настоящие самолеты и автомобили, плести, подтягиваться на турниках и демонстрировать прочие полезные навыки, приобретенные в сотнях кружков, студий и секций Риги.

В них занимается около 50 тысяч детей и подростков, почти 80 процентов от общего количества рижских учащихся. И для тех, кто еще не охвачен этим движением, сентябрь - самое время присоединиться к этой творческой общности.

Почему сделать это просто необходимо, порталу riga.lv рассказали начальник Управления спорта и молодежи Дина Виксна и заведующая отделом учреждений культуры и самодеятельного искусства Управления культуры департамента образования, культуры и спорта Рижской думы Айя Калниня.

  1. Кружки и секции Риги предлагают занятия всем и на любой вкус

Система образования по интересам в Риге уникальна. Она вызывает восхищение не только у наших северных соседей эстонцев, но и в Западной Европе. Ни в одной стране образование по интересам
в таком объеме не дотируется из бюджета - государства и самоуправлений.

В Риге - самое богатое предложение внеклассных занятий. Самые популярные - пение, танцы, спорт. А еще есть моделирование, театр, шахматы, иностранные языки, плетение, ткачество, шитье, керамика… Каталог кружков и студий занимает сотню страниц, и это очень увлекательное чтение.

Возрастной диапазон образования по интересам широк - с двух-трех лет до 25. А в центрах культуры ограничений по возрасту и вовсе нет. Участие взрослых, сениоров, целых семей приветствуется. Так, во Дворце культуры VEF славный семейный фольклорный ансамбль «Берендейка» уже много лет объединяет детей, родителей, бабушек и внуков.

  1. Внеклассные занятия учат творческому подходу к любому делу

Не нужно бояться, что занятия в кружках отвлекают школьников от учебы. Наоборот, дополнительная нагрузка учит их распоряжаться своим временем так, чтобы его хватало на все. Совместное творчество воспитывает коммуникабельность, умение работать в команде. Танцуя, занимаясь спортом, ребята легко осваивают языки. Внеклассные занятия воспитывают творческий подход к любому делу и еще целый набор полезных качеств.

3.Образование по интересам - замечательное средство интеграции

Здесь неважно, какой ты национальности, важно, можешь ли ты забивать гол в ворота и заворожить всех игрой на гитаре, петь или танцевать. Так, на Празднике песни ансамбли нацменьшинств составляли сильную конкуренцию латышским коллективам. В совместном творчестве рождается и крепнет чувство сопричастности - к школе, городу, стране.

4. Тем, кто занят, хулиганить некогда

Подростки, которые увлечены делом, не попадут в плохую компанию. В кружках и студиях - замечательные педагоги, это тоже феномен системы образования по интересам. Многие из них в свое время сами выросли в кружках и секциях, которыми сейчас руководят. Опытные и увлеченные педагоги много времени проводят с детьми, которые порой делятся с ними тем, о чем не рассказывают дома, и могут стать хорошими помощниками родителей.

  1. Занятия в кружках помогают выбрать профессию

Система образования по интересам дает возможность детям и подросткам попробовать свои способности в разных сферах и правильно выбрать профессию.

Так, Рижский центр юных техников и Дом технического творчества «Annas 2» стали кузницей молодых инженеров. Вот хороший пример - нынешний руководитель компании LMT Юрис Бинде в свое время выбрал профессию, благодаря занятиям в кружках, и сейчас продолжает сотрудничество с ним, помогая следующему поколению найти себя.

Многие известные музыканты и певцы начинали свою карьеру в музыкальных и художественных коллективах «Zelta sietiņš», «Kamoliņš», «Teiksmiņa» и, конечно, в прославленном «Dzintariņš». (Рижская дума поддерживает 174 коллектива). Пусть не все из них стали звездами, но знатоками и ценителями музыки наверняка

  1. Это близко и удобно

Кружки и студии действуют во всех 115 школах Риги. Они предназначены для учащихся данной школы. Среди них есть совершенно замечательные коллективы! Такие, как народный танцевальный коллектив «Auseklītis», который существует уже 43 года. Он стал визитной карточкой Французского лицея и неизменно занимает призовые места во всех конкурсах и смотрах.

Всех желающих, независимо от места жительства, приглашают центры свободного времени, которые открыты в 15 средних учебных заведениях Риги - в 15-й, 28-й, 74-й, 89-й, 94-й школе, Плявниекской гимназии и других. А также 13 детско-юношеских центров: „Рижский дворец школьников”, «Altona», «Bolderāja», «Auseklis», «Kurzeme», «Daugmale», «Laimīte» и другие. Есть также 6 центров культуры - это «Ritums», «Mazā Ģilde», «Ziemeļblāzma», «Imanta», „Iļģuciems”, Дворец культуры VEF и пр.

Расположены эти центры досуга в разных районах города, так что каждый может выбрать тот, до которого удобнее добираться.

  1. Это недорого

В детско-юношеских центрах работает 580 педагогов. Зарплаты педагогов на 50 процентов оплачивает Рижская дума (вторую половину покрывает государство). В этом году самоуправление выделило на оплату труда педагогов 4 710 959 евро. Самоуправление обеспечивает также помещение для занятий, ремонты, что составляет львиную долю расходов. Единственное, что требуется от родителей - оплатить материалы, которые используются на занятиях - в соответствии с решением Рижской думы Nr. 5376 «О размере софинансирования программ образования по интересам и неформального образования взрослых в образовательных учреждениях Рижского городского самоуправления».

Оплата, как правило, скромная и зависит от рода и продолжительности занятий. Понятно, что рисование и скульптура обходится дороже, чем, скажем, обучение шахматной игре. И она уж точно меньше, чем в частных студиях, которым приходится оплачивать труд педагогов.

Впрочем, с прошлого года самоуправление частично финансирует и частные коллективы - те, которые выиграли конкурс. Важнейшая задача - сохранить и передать следующим поколениям народные традиции. В основном речь идет о хоровых и танцевальных коллективах. Но не только. Под «крышей» праздника находятся и различные виды прикладного искусства.

Где узнать все о кружках и студиях

Вся информация о кружках, студиях, спортивных секциях со всеми адресами и телефонами - в каталоге Департамента образования науки и культуры. Он находится:

В электронном виде на домашней страничке www.e-skola.lv в разделе «Aktuāli»,
- в печатном виде - в Рижской Центральном библиотеке и ее филиалах.

Советы родителям

  1. Не медлите! Некоторые кружки и студии настолько популярны, что в них существует настоящий конкурс.
  1. Прежде чем записать ребенка в секцию или студию, познакомьтесь с педагогом, с условиями, в которых будут проходить занятия. Если у вашего ребенка есть особенности здоровья или характера, сообщите о них руководителю кружка.
  2. Для того чтобы записаться в любой кружок или студию, нужно только заявление от родителей.
  3. Для занятия в спортивных секциях нужна медицинская справка.

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.