Внеклассное занятие по русскому языку, «Сочиняем загадку. Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста

Инструкция

Сначала нужно выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление.

Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет или животное от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Для чего это нужно или где используется? Каковы отличительные этого животного? Чем этот предмет удивителен?

Названные ребенком ключевые признаки и черты загаданного предмета должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные . Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Малыш до 3-х лет вряд ли запомнит много строк.

В качестве примера рассмотрим предмет – велосипед. Какой он? Только два колеса и нужно самостоятельно крутить педали, иначе велосипед упадет. Вот и – «Держусь я только на ходу, а если стану – упаду». Еще один вариант, самый простой – «На колесах и с рулем, а не ».

На первых порах самостоятельно загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.
После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их , расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Обратите внимание

Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. Предложите детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление, а вы попробуйте это отгадать, потом поменяйтесь ролями. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева).

Полезный совет

Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Особое влияние загадка оказывает на развитие мышления ребёнка.

Источники:

  • загадки придуманные детьми

Интеллектуальное и творческое развитие ребенка – важная задача для любой мамы, и для этой цели используются самые разные занятия, игры и упражнения, которые дети охотно выполняют в игровой форме. Творческое мышление отлично тренируется сочинением стихов и историй, а также вы можете сочинять вместе с ребенком загадки – в этом случае вы получите удовольствие не только от процесса сочинительства, но и от дальнейшей разгадки задуманного ребуса вами или вашим ребенком.

Инструкция

Задайте несколько вопросов по отношению к загадываемому предмету, чтобы придумать для него ассоциацию: что именно вы загадываете, этот предмет, на что он похож, из , для чего и кем используется. Ответы на эти вопросы включите в текст загадки, а если этот текст будет стихотворным, ваша приобретет повышенную творческую ценность.

У слушателя, которому загадывают загадку, должен возникнуть обратный ассоциативный ряд с описываемыми вещами, который должен привести его к отгадке. Какой предмет вы бы ни описывали в тексте загадки, он должен обладать теми же признаками и функциями, которыми обладает загаданный предмет. Например, если вы решили загадать лопату, в качестве вы можете использовать в тексте загадки образ ложки.

Также вы можете составить загадку по типу известной игры "Крокодил". Для этого вам необходимо изображать загадываемый предмет, не называя его вслух. Чем сложнее будет изобразить загаданный вами предмет, тем интереснее получится игра. Как видите, очень просто – достаточно понять, на что похож загаданный предмет и наделить созданную ассоциацию его чертами и свойствами.

Источники:

  • составление загадок

Все мы в жизни отгадывали не раз интересные загадки. Дети обожают с пользой проводить время и отвечать на поставленные вопросы. Чтобы сочинить загадку , нужно очень постараться, чтобы она соответствовала и возрасту ребенка и имела слаженную структуру.

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка, фломастеры.

Инструкция

Видео по теме

Обратите внимание

Будьте внимательны, придумывая загадку. Она не должна быть длинной и должна быть придумана, как стихотворение, то есть иметь рифму.

Полезный совет

Чтобы отгадка была не видна, запишите ее «вверх ногами» или же скройте в самом рисунке.

Источники:

  • На сайте представлены ответы на вопрос о том, как сочинить загадки.
  • загадки писать

Находитесь вы в начале или конце появления текста, но создание заголовка вызывает немало проблем. Впрочем, до конца рассказа об этом можно не думать.

Но бывает, что дописано последнее предложение и доработаны детали, а название не появилось.

Инструкция

Нельзя относится к этому пренебрежительно.Заголовок - самая короткая часть текста, но, при этом, первый и единственный шанс захватить интерес.Потенциальный читатель не знает, как замечателен ваш рассказ. Он скользнёт взглядом по скучному названию и перейдёт на другую страницу.

Не стройте всё название на абсолютно незнакомых читателю вещах и людях.Человек, встретивший оригинальное произведение, не знает ваших персонажей. «Торлуор Пренгланский» не вызовет энтузиазма.И если хочется оставить в названии чьё-то имя, то дополните его уточняющими деталями. Например, «Торлуор Пренгланский, победитель Перламутровых Драконов». Драконы читателю уже известны, и есть шанс привлечь интересующихся.Посмотрите на популярную книгу «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг. Если не знать персонажа, то в названии вызывает интерес именно вторая половина.

Будьте оригинальны.Банальными названиями переполнен и интернет и книжные полки.Обыграйте известное выражение. Этим приёмом пользуется активно раскупаемая Дарья Донцова - «Белый конь на принце», «Лягушка Баскервилей», «Небо в рублях».Создайте неожиданное сочетание. «Логарифмический паук» или «беспроводная змея» имеют хорошие шансы обыграть тех же ядовитых. Человеку захочется узнать, как же паук может быть связан с математикой.Придумайте краткое, ёмкое и мудрое высказывание. Вспомните «Горе от ума» Александра Грибоедова, заголовок которого стал всем известной фразой.

Не обманывайте.Если читателя привлечёт название , а в книге не окажется на него никаких намёков, он почувствует себя обманутым.Такое может и прощается некоторым гениям литературы, но рисковать не стоит.

Приправить юмором, яркими образами, музыкальностью и интригой.Только не пытайтесь всё и сразу.Лучше использовать иронию или сарказм, но только если они у вас хорошо получаются. Иначе можно грубо промахнуться.Многие писатели брали в качестве заголовка строчку стихотворения, создавая мелодичность звучания. Например, Чингиз Айтматов «И дольше века длится день», взятое у Бориса Пастернака.Использование интриги подразумевает намёк, неразрешённость, загадку в названии.

светлана захаркина
Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста.

Придумывание загадок

на основе сравнения и по заданию

В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности : точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, в работе с пяти-шестилетними детьми загадки используют особенно широко и разнообразят тематику. В них говорится о животных, птицах, рыбах насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.

С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения : «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар» . - (Арбуз) . Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка , а потом уже подумать, с чем их сравнить.

Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения : с усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку , например, о зонтике, попросите детей выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя. А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка : купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.

Воспитатель может предлагать детям и другие задания : в отгадке должен быть определённый звук, например «п» , «в» , «с» .

Дети предлагают :

«Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и обои» . (Папа)

«Серый, живёт в лесу ещё и кусается» . (Волк)

«В небе летает, летает, потом на землю падает и

сугробы делает». (Снег)

Придумывание загадок с указанием звука ,

который находится в слове-отгадке

Ещё один приём - придумывание загадок с называнием звука , который находится в слове-отгадке.

Сюжеты для таких загадок подсказывают картины или игрушки, заранее подготовленные и разложенные на виду воспитателем. Вот примерные загадки детей :

«Синего цвета, круглой формы, катится, прыгает, можно бросать в корзину, есть звук «М» . (Мяч) ;

«Белая, с узорами, на руке тает. Слышится звук «С» . Что это?» (Снежинка) ;

«Из неё пьём компот, пьём чай с молоком, какао. Слышится звук «Ч» . (Чашка) ;

«Острая, растёт в земле, оранжевая» . В слове звук «М» . (Морковь) .

Звуковые загадки

Следующий прием – придумывание звуковых загадок . Дети приобретают разносторонний опыт звуковых ощущений. Такие загадки развивают фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук, помогают развивать у детей слуховое внимание, закрепляют правильное произношение, способствуют развитию хорошей дикции.

Например, такие загадки придумали наши дети :

З З Ж ЖЗ З

Кто это? (муха)

Что это? (ветер, порывы ветра)

Кто это? (Волк.)

Ш Ш Ш Ш Ш Ш

Кто это? (питон) .

Не критикуйте загадки , придуманные детьми , какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт , чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки . И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком , тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.

Уважаемые педагоги, больше загадок хороших и разных !

Список литературы

1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки . Москва.:

Просвещение, 1985.

2. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом :

Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. - М..

Из интересной книжки знает мир,

Как жил у лилипутов… (Гулливер).

Верх - широкий, острый низ -

Не её ли заяц грыз?

Позову я друга Вовку,

Чтоб с карниза сбить… (сосульку).

Жужжат пропеллеры, ведь это

Стремится в небеса… (самолёт).

Есть два провода, чтоб ток

Сверху снять вагончик мог.

Ну-ка, верно называй,

Что так движется? (Троллейбус.)

У подъехавшей машины

На дорогу светят… (фары).

Если речку можно где

Переехать по воде,

То ответ на это прост,

Потому что это… (брод).

Если дождь, он тут как тут -

Мой раскрытый… (зонт).

От костра исходит жар,

Над костром струится… (дым).

Ярко-крылая, порхает

И нектар с цветков обирает.

Он с клешнями, серо-чёрный,

Боком бегает проворно,

Он в воде живёт, где мрак.

Ну, конечно, это… (краб).

С коготками забияка

И мяукает… (кошка).

Услышишь иногда у сёл,

Как «и-го-го» кричит… (лошадь).

Щупальцы-глаза над головой,

На себе таскает домик свой.

Медленно она ползёт без страха.

И зовётся нами… (улитка).

Ствол её зеленоват,

Ярок осенью наряд,

Вся трепещет, ждёт мороза -

Это дерево… (осина).

Живёт на севере,

В море купается,

Ныряет, плавает,

Рыбой питается,

А называется… (белый медведь).

Как вы заметили, загадки бывают разные. Некоторые из них легко отгадать, а некоторые не можем отгадать даже мы, взрослые.

Неужели они такие трудные? Вовсе нет. Просто и учиться загадывать самому. Прочитайте внимательно любую загадку. Если не можете отгадать, что это такое, то можете посмотреть отгадку. А теперь сравните их. Ведь в любой загадке всегда описывается то, что свойственно этому животному, растению, игрушке или явлению природы, только оно само не называется. Оно сравнивается с чем-то другим.

Например, загадка про снег. Когда мы слышим слово «снег», многие из нас сразу вспоминают, что он белого цвета. Хотя на улице он бывает и других цветов, но нам всё-таки хочется, чтобы он был чисто-белым. А что ещё бывает белого цвета? Давайте подумаем. Может быть, вата, облако, молоко или любимый зайчик вашего малыша? И вот мы уже можем с вами сказать: «Белый, а не вата». Но этого недостаточно. На свете много вещей белого цвета. А что мы ещё знаем про снег? Он холодный, падает с неба, тает и т.д. Холодным бывает мороженое, ветер. Падать с неба может и дождь, а таять может наше сердце от умиления и радости, когда наш ребёнок счастлив и здоров, когда он улыбается. Вот у нас с вами и получилась первая загадка: «Белый, но не вата, холодный, но не снег, падает с неба, а не дождь».

Сначала наши с вами загадки получатся не в стихах, а в прозе. И это тоже очень хорошо. Главное - сначала просто научиться наблюдать, сравнивать, замечать. Потом можно попробовать подобрать рифму к одному слову - например, слову «белый» - смелый, спелый и т.д. Потом - к другому. Можно придумать первую или последнюю строчку в загадке. Хорошо, если у вас это получилось «в рифму». Если нет - не страшно. Ведь стихотворение - это не только рифма. Вам, наверное, известно, что есть и другие стихи, где её нет, - белые стихи. Получается, что вы сочинили загадку «белым стихом». Это ведь тоже интересно! Просто читайте больше загадок, сравнивайте, пробуйте сочинять сами, подбирать рифмы, и тогда вам и вашему ребёнку будет проще их отгадывать.

Многие из нас до сих пор помнят загадки из детства, такими они были интересными и запоминающимися. Загадки и головоломки любят все, и не только дети, ведь это отличный инструмент для развития памяти и повышения интеллекта.

На вопрос о том, ответить несложно: обычно это словосочетание или стихотворение, в котором говорится о каком-либо предмете или явлении. Чтобы , нужно проявить смекалку, фантазию, посмотреть на предмет с другой стороны.

Как придумать свою загадку

Придумать загадку самостоятельно совсем не сложно, важно понять принцип, по которому строятся загадки. Для начала рекомендуется ознакомиться со сборниками головоломок и загадок. Это поможет «настроить» голову на работу с этим типом задач.

Чтобы сочинить загадку, необходимо выбрать предмет или явление, о котором будет говориться в самой загадке. Для малышей очень популярны загадки о природных явлениях и животных, например:

  • Зимой - звезда, весной - вода (снежинка)
  • Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег).

В первом примере загадка строится на основе приёма сравнения - снежинка зимой выглядит как звезда, а весной тает, поэтому становится водой.

Во втором примере снег сравнивается с сахаром, их общей чертой является цвет - белый, но между ними есть и различия - сахар имеет сладкий вкус, а снег - нет. Также здесь использован приём олицетворения - снег «идёт», снег олицетворяется с чем-то живым, ведь идти ведь может только человек или животное, но для описания такого феномена, как снегопад, используется клишированное выражение «снег идёт». Такой же приём используется и для описания работы часов - «часы идут».

По такой же схеме можно составить свою загадку. После того, как был выбран объект, необходимо описать его свойства или особенности с помощью приёма сравнения. Для удобства можно записать на листке бумаги ответы на такие вопросы:

  1. Какого предмет цвета?
  2. Какой формы?
  3. Для чего используется?
  4. На что похож?

Например, для описания банана ответы будут такими - желтый, продолговатый, его едят, на месяц. Также у предмета есть свои особенности - банан нельзя есть с кожурой. Можно написать такую загадку - «Не съешь, пока жёлтую шубу не снимешь».

Придумывать загадки - очень увлекательное занятие, к тому же, полезное - тренирует память и смекалку, развивает фантазию и помогает повысить уровень интеллекта.

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит) . Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак, гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.