Фгос конспект оод конструирование "лесенка для ёжика" (младший дошкольный возраст). Лестницы. Конструирование и проектирование лестниц. Типы лестниц

Строя дом хотя бы в 2 этажа, непременно нужно подумать о лестнице в нем. А если дом будет строиться своими руками, логично и лестницу сделать также.

Различные фото лестниц помогают сделать предварительный выбор и четко понять, какой тип подъема вам нужен. Но прежде, чем браться за выполнение работ, тщательно посчитайте будущую конструкцию на прочность и размеры, это позволит сэкономить время и деньги, ведь неправильные расчеты (или их отсутствие) приведут к многочисленным переделкам изначального проекта.

Типы лестниц

Существует большое количество разных вариантов лестничных маршей. Они отличаются материалом изготовления (дерево, бетон или металл), типом подъема (пологая лестница, винтовая, с поворотом на определенный градус).

Самой распространенной является лестница из дерева. Также часто сооружают лестницу с поворотом в 90 градусов. Не редок вариант, когда эти два типа устройства подъема объединяют в один.

В случае ограниченного пространства, делают винтовую лестницу из металла. Винтовой вид подъема позволяет сэкономить пространство, а изготовление из металла – повысить прочность конструкции. Бетон применяют для лестниц в массивных зданиях (например, особняки).

На что обратить внимание

В малоэтажном доме, не имея опыта строительства, лучше заказать модульную лестницу, этакий конструктор, где все детали выпилены и пронумерованы, а вам остается только собрать их, пользуясь инструкцией. Такими обычно делают деревянные лестницы.

При строительстве лестницы из бетона, кроме заливки каркаса, потребуется выполнить внешнюю отделку (красивым камнем или древесными материалами). Получается двойная трата времени и денег. Однако для коттеджей в 3 и более этажей, они являются обязательными по требованиям пожарной безопасности.

Делая лестницу впервые, не нужно замахиваться сразу на сложную конструкцию. Чем проще будет модель – тем больше вероятность, что вам удастся с первой попытки удачно построить это подъемное средство.

Обратите внимание на угол наклона лестницы: если он будет больше 45 градусов, лесенка будет считаться приставной, и спускаться по ней можно только спиной вперед. Оптимальным углом подъема считается показатель в 37 градусов.

Дерево в качестве материала для постройки предпочтительнее, так как позволяет, благодаря своим свойствам, исправлять мелкие огрехи строительства, возникшие из-за неточных расчетов и неопытности исполнителя работ.

Также после строительства здание может осесть из-за неплотного грунта, в результате лестница способна стать выше или ниже этажа на несколько сантиметров, а исправить это проще в деревянной конструкции.

При сооружении подъема с поворотом навстречу, расстояние между пролетами должно быть не меньше 100 мм.

Этапы постройки

Отвечая на вопрос, как сделать лестницу на второй этаж своими руками, выделяют несколько этапов строительства.

Первым этапом любого сооружения, будь то лестница в дом, или межэтажная лестница, является создание проекта. Особое внимание в нем необходимо уделить безопасности постройки и ее удобству в использовании.

Сооружение должно выдерживать средний вес обычного человека с изрядным запасом. Обязательно использование перил!

Если их нет, должно быть запроектировано другое ограждение, обеспечивающее безопасность спуска-подъема.

Рассмотрим создание деревянной лестницы с косоурами

После того, как вы спроектировали свою постройку, нужно подготовить материалы. В нашем случае – выбрать доски подходящей толщины и длины, подготовить балясины с перилами и заготовить косоуры. Это будет вторым этапом строительства.

В качестве материала для косоуров подойдет доска из сосны толщиной 4 см. На ней по лекалу разметим ступени и выпилим электролобзиком.

Обратите внимание!

Используем получившееся изделие, как образец для второго (а если ширина лестницы больше метра то и третьего) косоура. Напилим по размерам необходимое количество ступеней.

Третьим этапом пойдет сборка всех деталей вместе. Первым делом, косоуры устанавливают на места их постоянного размещения. Потом с помощью саморезов прикрепляют ступени к косоурам.

Затем, используя шпильки, насаживают на ступени балясины, а к ним крепят поручни. Лестница готова!

Фото лестницы своими руками

Обратите внимание!

Чертежи лестниц, представленные в интернете, дают возможность легко подобрать подходящий вариант. Но каждый дом имеет свои конструктивные особенности. Поэтому готовые решения могут не подойти. Да и составленный своими руками чертеж, по которому в дальнейшем установится лестница, станет особым предметом гордости хозяина перед родственниками, соседями, друзьями.

Перед началом проектирования следует решить вопрос с видом конструкции. Можно условно выделить следующие варианты:


Важным для конструирования или выбора чертежа является вариант несущей конструкции под лестницу:


Материал подбирается с учетом планируемой конструкции и общего дизайна интерьера. Ограничений в этой области нет. Часто используется комбинирование: металл, как несущая часть конструкции, и стекло, дерево, керамическая плитка, прочие в качестве ступеней.

Данные для составления чертежей

Для начала определяются с местоположением будущей конструкции и производят следующие замеры:

До разработки чертежа следует внимательно изучить строительные нормы для лестниц:


Грамотные чертежи лестниц на второй этаж можно выполнить только на основе перечисленных параметров и дальнейших расчетов. Каждый вид конструкции имеет свои особенности.

Чертеж лестницы на второй этаж

Методы получения чертежа

Выделить можно несколько способов составления проектной документации:

Каждый сам выбирает способ получения конструкторской документации. Если есть силы, время, то можно и вручную подготовить схему и детализацию лестницы.

Основные формулы для расчета

Для получения дополнительных данных при составлении чертежа используют несколько основных формул.


При расчетах рекомендуется сверять данные с техническими нормативами для лестниц. В случае необходимости корректируют высоту и глубину ступеней. Но также при расчетах и составлении чертежа конструкции не стоит забывать про толщину материала. Иначе проделанная работа будет выполнена некорректно.

Чертежи лестниц

Если решение принято самостоятельно готовить чертеж и расчет конструкции, то следует понимать, что каждый вид лестницы имеет свои особенности проектирования.

Прямые

Самый простой вид конструкции, так как сделать чертеж и расчет не составит труда даже для неопытного столяра.
Высчитывается длина пролета, количество ступеней, их глубина и высота. Определяются с шириной лестницы. По числу ступеней решается — сколько будет маршей. При количестве более 18 рекомендуется обустройство площадки. Ее размещают посередине, вверху или внизу лестницы.


Схема и чертеж прямой лестницы

Помимо основных проекций, следует тщательно рассчитать и прочертить детали конструкций. Для прямых маршей используются следующее способы крепления: косоуры, тетива, больцовое.

Поворотные лестницы с площадками

Лестницы такого плана могут быть двух — или трехмаршевые. Размещение площадок во многом зависит от параметров помещения и расчетных данных высоты прохода, ширины проема. Допускаются конструкции с нижним размещением перехода, посередине и вверху.

Оптимальными по комфорту и безопасности считаются первые два варианта, так как хорошо просматриваются с разного уровня высоты.

При проектировании следует понимать, что габариты площадки не должны быть меньше ширины подведенного пролета.


Рекомендуемые системы крепления: косоуры, тетива, больцовое совмещенное с опорной стойкой. Расчеты ведутся по ранее представленным формулам.

Лестницы с забежными ступенями

Эти конструкции сложны для самостоятельного проектирования. Лучше довериться профессионалам. Если все же решено применить свои силы, то можно воспользоваться проектными программами или онлайн-калькулятором, который автоматически выдаст чертеж и детализацию. Но придется вручную делать привязку полученной схемы к плану помещений.
Для ручного проектирования можно воспользоваться методом пропорций. Существует еще три способа (датский, развертки, подъема линий), но они более сложные для восприятия и конструирования.


Пример лестницы с забежными ступенями

Основная проблема при конструировании – рассчитать форму и количество забежных ступеней. Их конфигурация иногда отличается.
Система креплений аналогична предыдущему варианту.

Винтовые

Как сделать расчет данных для спиральной лестницы? Да, он ведется по другой формуле, но основные требования к эргономичности остаются прежними. Для удобства расчета и проектирования воспользуемся примером. Высота проема Н = 2800 мм (2,8 м), ширина лестницы S = 1000 мм (1 м), диаметр опорного столба d = 200 мм (0,2 м).



Расчет данных для проектирования и строительные нормы позволяют наиболее точно разработать чертеж и деталировку лестниц любого типа. Для сложных фигурных конструкций с забежными ступенями лучше обратиться к профессионалам. Они подберут и смонтируют наиболее подходящий вариант.

Организация: МБДОУ№1

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий

Задачи: научить детей как можно накладывать несколько похожих деталец друг на друга. Повторить два цвета и называть правильно зеленые кубики, желтые кубики. Объяснить значение слов и выражений, стремиться к тому,чтобы дети повторяли: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «Оля идет», «прыгает». Развивать навык убирать детали в коробки, убирать игрушки. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: кубики по количествуву детей, игрушки.

Ход. Игровая ситуация «Звери просят помощи у ребят».

Давайте, ребята, наши ручки и ножки поздороваются. Дети (вместе с воспитателем):

Здравствуйте, ручки, хлоп- хлоп- хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки, шлёп-шлёп-шлёп,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, дети, привет!

Ребята присаживайтесь на стульчики. (На столе, покрытой зелёной тканью, стоит теремок).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Как по полю, полю, мышка бежит,

Остановилась и стучит:

Тук- тук-тук, кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт?

Никто мышке не ответил.

Решила мышка жить в теремочке, а зайти не знает как в него. Двери высоко, не может мышка допрыгнуть до них.

Что же делать, ребята? Предполагаемые ответы детей (если дети затрудняются, то показать картинки теремка, где у дверей есть лесенки).

Что не хватает нашему теремочку, чтобы мышка могла подняться на крыльцо и зайти в теремок?

Верно, лесенки.

Давайте, ребята, поможем мышке и построим для неё лестницу.

Саша, принеси мне, пожалуйста, кирпичик.

Саша, что ты принёс? Верно, кирпичик.

Вика, какого он цвета? Верно, зеленого.

Мы кладём кирпичик на широкую сторону.

Полина, принеси мне ещё кирпичик.

Полина, что ты мне принесла? Верно, кирпичик.

Какого он цвета? Верно, желтого цвета. К первому кирпичику присоединяем ещё один кирпичик.

На какую сторону я его положила? Правильно, на широкую.

Ребята получилась у нас лесенка? Правильно, нет.

А что же делать? (выслушиваю предложения детей). Если дети затрудняются, то предлагаю посмотреть, что получится, если я возьму ещё кирпичик и положу его на первый кирпичик.

А сейчас получилась лесенка? Да.

Давайте посмотрим, сможет ли мышка подняться по ней (мышка поднимается по лесенке и заходит в теремок).

Ребята, мышка говорит вам большое спасибо за помощь.

Из чего, ребята, мы построили лесенку (из кирпичиков).

Сколько мы взяли кирпичиков? Правильно, три.

На какую сторону надо положить кирпичики? На широкую, правильно.

А как вы думаете, ребята, можно такую же лесенку построить из кубиков? Конечно.

Рома построй лесенку из кубиков.

Сравниваем вместе с детьми лесенки по высоте, выясняем, что лесенка из кубиков выше, чем из кирпичиков.

А сейчас мои добрые строители вы можете сесть за столы и построить лесенку со ступеньками из кирпичиков, или из кубиков, кто какую хочет, а потом поиграть со своими друзьями – игрушками.

Самостоятельная работа детей (индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи).

Обыгрывание построек с игрушками.

Молодцы, ребята все справились с работой. И наши зверюшки благодарят вас за помощь.

В о с п и т а т ел ь. Рассказала наша кукла маленькому медвежонку, что ребята для нее по-:троили

лесенку, медвежонок просит и ему построить такую же. Из каких деталей мы строили.«сенку кукле?

(Из кубиков.) А медвежонок хочет, чтобы у него была лесенка из кирпичиков.

Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кирпичиков, обращает внимание

на детали, необходимые для постройки, как много нужно кирпичиков, чтобы построить ле-ггяку,

какого цвета кирпичики будут использоваться, предлагает выбрать их. (Дети из набора -шюителъных

деталей выбирают шесть кирпичиков.) После того как лесенки будут готовы, «сспитатель говорит: «Рад

будет наш медвежонок, у него тоже есть лесенка, по ней он будет нзать вверх-вниз».

Занятие4

ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ТРИ МЕДВЕДЯ».

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ РАЗНОГО ХАРАКТЕРА

Ц е л и: познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопере-

живания за девочку, заблудившуюся в лесу; развивать у детей музыкальную отзывчивость; учить

хзличать разный характер музыки.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: текст русской народной сказки «Три медведя», иллю-г-рации

сказке, кукла Машенька.

Р еп е р т у а р: «Весело - грустно»Л. Бетховена, «Плакса, резвушка, злюка»Д. Б. Кабалевского.

Х од зан я ти я

Организационный момент.

В о с п и т а т ел ь (ставит на стол куклу). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы

зассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Хотите -

2.Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Три медведя».

Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей.

3. Беседа по вопросам:

Можно уходить одним в лес?

Что увидела девочка в лесу?

Кто жил в домике?

Как звали медведей?

Что делала Машенька в доме медведей?

Что произошло, когда хозяева вернулись домой?

Упражнение в интонационной выразительности.

Воспитатель предлагает детям повторить фразыгерою сказки с интонацией, соответствую-лей

характеру персонажа: Михайло Иваныч: «Кто хлебал измоей чашки?!», Настасья Петровна: «#1то

сидел на моем стуле и сдвинулего с места?!», Мишутка: «Кто ложился в мою постель?!».

к
-
-
-
-
-
-

5. Слушание музыки разного характера.

Дети прослушивают музыкальные композиции Л. Бетховена «Весело - грустно», Д. Б. Каба-

левского «Плакса, резвушка, злюка» и определяют характер музыки.

6. Итог занятия.

Какую сказку мы прочитали?

О чем эта сказка?

Как зовут героев сказки?

Занятие 5

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВЕР ИЗ ЛИСТЬЕВ. УПРАЖНЕНИЯ,

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Ц ел и: расширить представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифи-

цировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно

располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью; уп-

ражнять в выполнении приседаний; развивать и укреплять мышцы плечевого пояса, гармоничность

движений; воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать элементарные правила при игре,

ориентироваться в пространстве.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: букет из опавших листьев разных деревьев, краски зеленого,

красного, желтого цветов, кисти, половина листа ватмана, фланелеграф, картинки для фланелеграфа

(листочки), мольберт, разноцветные флажки, конусы, салфетки.

Х од за нятия

1. Создание игровой мотивации.

Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.

В о с п и т а т ел ь. Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как

разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто

красивым, ярким ковром.

2. Дидактическая игра «Разноцветные листочки».

В о с п и т а т ел ь. На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они

цвета? (Ответы детей.) У нас есть и зеленые, и красные, и желтые листья (показывает картинки для

фланелеграфа - разноцветные листья).

Проведение игры.

Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить

к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.

Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут

краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую

краски? (Дети выбирают.)

После игры воспитатель проводит физкультминутку.

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.


Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.

3.Рисование «Разноцветный ковер из листьев».

В о с п и т а т ел ь. Сегодня мы нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же

ковер, что лежит на земле. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала

намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о

край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом приманивания).

Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и

только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета.) Мне

нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?

Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе

затмана. Наиболее подготовленные дети могут работать по 2-3 человека самостоятельно. С ос-

тальными детьми педагог работает индивидуально. В процессе рисования воспитатель обращает

знимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги.

По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования

она будет тщательно промыта и высушена.

Упражнения, подвижно-дидактическая игра.

· «Ветер подул».

И. п. - стоя, руки опущены.

1-4 - поднимать и опускать прямые руки и кисти, изображая колебания веток при ветре. 5-6 -

вернуться в исходное положение.

· «Сдуем листочки».

На столе разложены собранные на прогулке листья. Воспитатель предлагает детям подуть аа них

так, чтобы они слетели со стола.

· «Найди свой цвет».

Воспитатель раздает детям флажки разного цвета (красного, желтого, зеленого) и предлагает

детям по команде добежать до конуса, окрашенного в цвет флажка. Во время игры педагог сти-

мулирует действия детей словами, например: «Сейчас самая быстрая - команда зеленых флаж-сов.

Но команды красных и желтых флажков соберутся вместе еще быстрее».

5. Итогзанятия.

В о с п и т а т ел ь. Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные

гясточки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер,

юторый будет украшать нашу группу.

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел. Желтый

листик подружился с ветерком, Все

кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал, Желтый

листик на асфальте заскучал. Я пошла во

двор и листик подняла, Принесла домой и

маме отдала.

О. Чусовитина


2-Я НЕДЕЛЯ

З ан яти е 1

ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? УГОСТИМ ДРУЗЕЙ ОЛАДУШКАМИ

Ц е л и: формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; побуждать

устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - наступило утро, на

небе месяц и звезды - наступила ночь; учить преобразовывать глиняную круглую форму в диск,

расплющивать шар из глины пальчиком; воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е: цветные картинки с изображением солнечного неба, ночного

неба, солнца, звезд, месяца; глина, доски для лепки, тарелка с оладьями (муляжами или настоящими),

поднос, кукла Катя, кукольная одежда.

Х од зан я ти я

Наблюдение на утренней прогулке.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на небо. Просит найти солнце на небе,

дает правильное словесное определение явлению, которое демонстрирует: «Солнце на небе ярко

светит, даже смотреть трудно. Солнце яркое, теплое, высоко на голубом небе».

Одевание куклы.

Вернувшись с прогулки, воспитатель и дети рассматривают картинки с изображением явлений

неживой природы. Нужно выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только что

наблюдали. Если с первого раза дети не смогут найти нужную картинку, воспитатель сам выбирает

ее: «Мы видели солнце на голубом небе - вот оно, такое же, как на картинке». Воспитатель читает

четверостишие. Дети повторяют за ним:

Солнышко яркое, нарядись,

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень, Подари

нам красный день!

А. Прокофьев

Поставим карточку в утолок природы. Пусть стоит до вечера, мы будем любоваться сол-

нышком. А рядом будет гулять кукла Катя. Мы с вами гуляли, и она хочет гулять. Я ее одену так же,

как вы одевались на прогулку. Что нужно надеть Кате? (Ответы детей.)

Воспитатель одевает куклу и ставит ее около картинки с изображением солнышка.

В любом здании высотой больше этажа производится установка лестницы. Такая конструкция требует детального расчета всех ее комплектующих, умения работы со слесарным и столярным инструментом и некоторых дизайнерских навыков. После изучения этой инструкции вы узнаете, как проектируется и изготавливается деревянная лестница своими руками.

Лестница из дерева для частного дома чаще всего состоит из одного или нескольких маршей (пролетов), которые располагаются между этажами или промежуточными площадками.

Конструкция лестничного марша представляет собой комбинацию из различных составляющих с разным функциональным назначением:

  • Косоур. Представляет собой несущую балку из древесины с выпиленной гребенкой. К ней фиксируются подступенки со ступенями, поэтому деталь должна быть прочной.
  • Тетива. В некоторых случаях становится альтернативой косоуру, выполняя несущие функции (особенно если одна сторона конструкции прилегает к стенке). Перед установкой тетиву нужно детально разметить, чтобы ступеньки располагались на горизонтальном уровне.

  • Ступень. Основной элемент любой лестницы, который крепится к одной из несущих балок. Кроме обычных, существуют забежные и радиусные ступеньки. У забежных элементов форма нестандартная и их монтируют в начальной точке марша. Радиусные ступени отличаются криволинейным передним краем, они могут быть полукруглыми, волнообразными или с закругленными углами.
  • Подступенок. Деталь не является обязательной, но она обеспечивает лестнице высокую прочность, поддерживая ступень по центру. Для фиксации подступенка применяется дистанционная втулка. Под полукруглые ступеньки устанавливается радиусный тип, а выгнутый вариант монтируется под соответствующие ступеньки или под площадкой между лестничными маршами.
  • Столбы для опоры. Ставятся в начальной и конечной точке лестницы, а также по краям межмаршевых площадок. Элементы повышают прочность ограждения и служат опорой поручням.
  • Балясины. Это подпорные столбы для поручней, из которых формируются боковые ограждения, могут иметь разную конфигурацию.
  • Поручни. Являются обязательной деталью. Они опираются на балясины и опорные столбики. Основным требованием к элементу является гладкая поверхность.
  • Дистанционная втулка. Такая подставка требуется для любой конструкции с несколькими маршами (даже при применении косоуров).

При выборе лестничной конструкции основным фактором служит размер площади, необходимой для ее возведения. На втором месте стоит удобство и комфорт подъема и спуска. Здесь нужно учитывать частоту использования, наличие в доме детей и пожилых людей.

Немаловажным критерием является и эстетичность. Лестница должна сочетаться с интерьером комнаты. Кроме того, нужно учитывать материальные возможности: изготовление деревянных лестниц со сложной конфигурацией требует больших временных и финансовых затрат, чем более простых по форме и исполнению вариантов.

Маршевые

Являются наиболее популярными. Свое название получили благодаря маршам (пролетам) – группе объединенных ступеней. В лестнице может быть один или несколько маршей.

Выделяют прямые конструкции (одномаршевые и двуххмаршевые, с площадкой для отдыха). Они могут быть отдельно стоящими или размещаться около стены. Но прямые модели требуют много площади, поэтому чтобы сэкономить полезное пространство, предусматриваются двухмаршевые варианты с поворотом под углом от 90 до 180 градусов.

У марша бывает криволинейная форма с оптимальным углом подъема, тогда применяются поворотные ступеньки, которые также имеются у конструкций с двумя и тремя маршами без площадок.

Наиболее популярными видами деревянных лестниц для загородного жилого дома являются:

  1. Обычные одномаршевые. Имеют простую конструкцию с пролетом в центре помещения или около стенки – самые прочные с надежной опорой.
  2. Криволинейные одномаршевые. Устанавливаются в больших помещениях, чтобы подчеркнуть просторность. Они отличаются плавным поворотом и расширенными с внешней стороны ступеньками.
  3. Маршевые с нижними поворотными ступеньками. Иногда такой вариант предусмотрен планировкой помещения, может поддерживать выбранный архитектурный стиль.
  4. Простая 2-х маршевая система. Лестница с двумя маршами и с межэтажной поворотной площадкой может монтироваться над дверью и экономить место.
  5. 2-х маршевая Г-образная конструкция. Располагается в прямоугольном проеме вдоль перпендикулярных стенок и экономит пространство.
  6. 2-х маршевая П-образная лестница с верхней площадкой и поворотными ступеньками. Конструкция монтируется в шикарных особняках с большим холлом.
  7. 3-х маршевая система с двумя площадками. Такая разновидность лестниц экономит пространство, но требует значительной высоты потолка.

Для выбора определенной конфигурации следует правильно рассчитать и замерить свободную площадь для монтажа, составить чертеж. Подробное руководство о том, как это сделать, будет ниже.

Винтовые

Конструкции винтового типа применяются реже, как правило, при ограниченной площади или из эстетических соображений владельца частного дома. Они не так удобны, как маршевые, по ним сложно транспортировать мебель. Чтобы установить лестницу, нужно будет выполнить сложные подсчеты, так как при небольшой погрешности она может утратить свои функциональные способности.

Винтовые лестницы иногда выполняют просто декоративную функцию, особенно с ограждением, выполненным художественной ковкой. Устройство таких вариантов возможно практически в любом помещении, т.к. они занимают меньше места, чем конструкции с поворотом. Различают следующие типы:

  • с консольным защемлением ступенек на внутреннем столбе;
  • с опорой ступенек на внутренний столб и периметральные стены;
  • с консольной опорой ступенек на обсадную трубу;
  • с опорой на ограждение и гнутые тетивы.

Винтовые лестницы позволяют экономить пространство

Виды конструкций

Перед тем как сделать деревянную лестницу, следует подобрать оптимальный вариант конструкции для своего помещения.

Существуют следующие популярные типы конструкций:


Самой простой является лестница прямой формы, которая обеспечивает прямолинейное перемещение по маршу.

Изготовление деревянной лестницы своими руками с наглядной пошаговой инструкцией рассмотрим более детально. Процесс включает в себя два основных этапа: проектирование и монтаж.

Расчеты размеров лестничной конструкции

Перед тем как приступить к проектированию, нужно сделать точные расчеты, начертить схему и нанести на нее все данные. Если нет уверенности в правильности расчетов, то лучше доверить работу профессионалам, которые сделают грамотный чертеж, что позволит поэтапно выполнить монтаж без ошибок.

Общая высота лестницы

Определить высоту можно, измеряя расстояние от пола первого до второго этажа с учетом толщины потолка. Например, если на 1-м этаже потолочная высота равна 2700 мм, а толщина межэтажных перекрытий – 300 мм. В результате суммарная высота будет равна 3000 мм.

Если чистового пола нет, то его размеры нужно заложить примерно.

Количество ступеней

Если известна высота лестницы и подступенка, можно определить число ступенек конструкции. Для этого нужно разделить один показатель на второй. Например, при общей высоте лестницы 3000 мм, а высоте подступенка – 175 мм расчет будет таким: 3000: 175=171 мм.

После этого нужно округлить значение, в результате получится 170 мм. В таблице указан пример расчета:


Зависимость высоты ступени от их количества при заданной высоте этажа

Высота подступенка

По рекомендации специалистов оптимальная высота подступенка должна составлять 150–180 мм, фактически это размер человеческого шага. Данная высота может составлять 150–200 мм. Обычно средняя величина по нормативу равна 160-170 мм.


Оптимальный диапазон уклона лестницы выделен зеленым цветом

Ширина ступени

Чтобы не возникло травм в результате неверно подобранной ширины ступеней, нужно правильно ее рассчитать. Исходя из многолетней практики, ширина детали должна быть в пределах 220 – 400 мм.

Для определения более точного значения можно воспользоваться определенной формулой. Нужно взять среднюю ширину человеческого шага (600 – 640 мм) и вычесть из нее высоту подступенка, умноженную на 2, т.е. 640 – 2х175 = 290 мм. Этот показатель будет оптимальным для перемещения.

Ширина марша

По правилам безопасности для удобного передвижения людей пролет должен быть шириной не меньше 80 см, но лучше принять не менее 90 см. Для удобной переноски мебели этот показатель для частного жилого дома должен быть 100 – 120 см.

Длина лестницы в плане

Для расчета этого параметра нужно умножить количество ступеней и ширину проступи. В нашем примере получится 29х17= 493 см. То есть лестница выходит довольно длинной и при устройстве одного марша потребуется помещение не менее 6 метров. В небольшом срубе или деревенском доме нужно будет делать 2 марша с 90 или 180 градусным поворотом.

Между маршами монтируется площадка или ставятся поворотные ступеньки. Если не получается выполнить расчет самостоятельно, можно воспользоваться специальной программой, представленной чуть ниже, где наглядно будет отражаться локализация лестничных деталей.

Размер потолочного проема

При строительстве лестницы из деревянного массива нужно помнить о расчете проема потолка, чтобы при поднятии наверх не пришлось нагибаться. Такой показатель будет зависеть от уклона, который влияет на удобство при перемещении и подбирается индивидуально.

Оптимальным считается уклон 23-36 градусов, но часто не получается соблюсти необходимый угол из-за малой площади помещения (чем более крутым будет уклон, тем меньше площади он будет занимать).

От угла лестничного марша будет зависеть величина проема в области потолка. Так, для складной конструкции потребуется небольшой проем, а для большего уклона потребуется более значительный (до 2 м).


Размер проема в перекрытии определяется исходя из минимально допустимого значения для прохода человека

Длина косоура

Для определения длины косоура применяется формула Пифагора: (длина лестницы в плане)²+ (высота лестницы)²= (длина косоура)².


То есть при длине 493 см и высоте 300 см получим следующее: L=√(4932 + 3002) = 577 см (показатель берется с запасом – 580 см).

Онлайн-калькулятор для расчета

Для вашего удобства вы можете воспользоваться удобным и наглядным .

Выбор материала

После того как выполнены все расчеты, нужно закупать материалы. Для этого потребуются доски разной длины и плотности: для ступенек толщина составляет 3-4 см; для подступенков – 2-2,5 см; для тетивы или косоура толщина равна 5 см, а высота – 150-250 мм. Поручни и балясины лучше купить готовые, так как для их производства потребуется токарный станок и брус размером 10х10, 15х15 см. Для фиксации комплектующих потребуются саморезы и гвозди, а также металлические уголки для усиления.

Изготовление деталей и монтаж лестницы

Технология монтажа включает в себя изготовление и установку всех элементов лестничной конструкции в соответствии с чертежом.

Сборка тетивы или косоуров

На приготовленных досках нужно отметить длину и отпилить лишнее. На бруске с помощью угольника размечают высоту подстепенка и ширину проступи с убавкой 2-4 см.


Разметка цельного косоура

Сборка тетивы со стяжками жесткости

Выемки для ступеней выпиливают электролобзиком или пилой. Далее приставляют заготовку к месту монтажа так, чтобы нижний край упирался в пол, а верхний – в перекрытие. Запилы под ступени должны находиться горизонтально, без «завалов». После этого рекомендуется отшлифовать поверхность бруска, выполнить фрезеровку, закругляя внешние края.

Для оптимальной жесткости иногда может потребоваться 2, 3 или 4 косоура, число которых подбирается в зависимости от ширины лестницы. Иногда проще заказать готовый несущий каркас, куда будут входить все элементы с вырезами, обозначенные номерами для состыковки в соответствии со схемой.

Установка ступеней и подступенков

Подступенки монтируют в подготовленные запилы косоура, выравнивают и зашкуривают. Закрепление выполняют с помощью саморезов, которые после можно зашпаклевать или закрыть отделочным материалом.



Варианты крепления ступеней к тетиве

После фиксации подступенков устанавливаются заранее фрезерованные ступени, длина которых должна превышать расстояние между парой крайних косоуров на 1-2 см. Ширина элементов должна быть на 2-3 см больше гребеночного выступа. Крепление ступеней к подступенкам и косоурам осуществляется на саморезы, шляпки которых должны быть утоплены в дерево.


Крепление косоура к верхнему перекрытию. Способы соединения элементов лестницы.
Крепление косоура к полу

Монтаж ограждений

Придать конструкции завершенный вид можно с помощью вспомогательных деталей. Для этого могут применяться резные, прямые, фигурные деревянные и металлические ограждения.


Установка столбов с балясинами считается сложной задачей, где требуется точная разметка с подгонкой. В ступеньке отверстие для шканта размечается на расстоянии от края, равном ½ ширины основания балясины. Затем на ступенях делают отверстия и вклеивают в них шканты (они должны выступать на 1-1,5 см от поверхности).


После этого по диаметру шканта надо сделать отверстия в основе столбов и балясин, промазать их клеем. Все элементы насаживают на шканты с регулировкой по вертикальному уровню. Далее подготавливают поручни, обрезая края под нужным углом и фрезеруя их с нижней стороны. Для стыковки с опорами на срезе элемента высверливают отверстия. Поручень устанавливается на вклеенный в опорный столб шкант.


После высыхания клея лестницу нужно покрыть антисептической грунтовкой, затем поверхность обрабатывается прозрачным или краской. Можно поставить декоративный плинтус. В винтовой лестнице можно выполнить оформление осевой опорой в виде бревна или балки, установить гнутую тетиву для опоры ступенек. Цена такой конструкции будет высокой, так как в производстве применяется вязкая гибкая древесина, но финальный эффект того стоит.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.