Летние святки. Троица зеленые святки. Поверья Русальной недели

Зеленые святки - это комплекс разнообразных праздников, который нередко назывался русальная неделя, троицкая неделя . Иногда они совпадали с русалиями, один из праздников, который отмечался в этот период времени, был Семик.

В статье:

Зеленые святки и русальная неделя

Как известно, зеленые Святки - это важный период для всего Славянского народа. Русские называли так 7 дней, которые были перед Троицей, на территории Украины Зелеными святками именовался период с четверга 7 недели после Троицы по следующий вторник.

Русальная неделя в 2017 году начинается сразу после Троицы и длится с 4 по 11 июня.

На протяжении всего этого периода отмечают несколько важных праздников.

  • Понедельник : День духов, Именины земли, Провожание русалок, Иван да Марья, купальный День, Святой дух.
  • Вторник : День воды, Кострома, Проводы весны, Родительский день, Проводы русалок.
  • Среда : Градобой, Бураломы, Сухая среда.
  • Четверг: Русальская пасха, Киселев день.

Обычаи предков на троицкую неделю

На троицкую неделю обычно все молодые люди надевали красивые костюмы русалок и устраивали обширные гуляния. Молодые девушки старались как можно сильнее испугать прохожих, поэтому распускали свои длинные волосы, в одних рубахах бродили около домов, что устрашало соседей.

Считалось, что в этот период можно не только защититься от воздействия потусторонних сил, но даже пообщаться с ними. Именно поэтому наши предки оставляли рубахи на берегах водоемов, в лесах и болотах, чтобы .

Но считалось, что этих водяных сущностей необходимо задобрить, так как в противном случае они будут строить козни и воровать скот. Именно поэтому на тех же берегах водоемов наши предки оставляли различные дары: соль, хлеб, одежду.

Считалось, что если человек будет игнорировать подобные меры предосторожности, то русалки начнут строить ему козни.

Приметы и поверья на зеленые святки

Согласно традиции во вторник наши предки начинали призывать русалок, они проводили различные обряды и пытались их задобрить. Поверье гласит, что если человек не оставит около дома немного еды для морского духа, то обязательно на его обрушатся различные несчастья. Например, семья будет бедствовать, родятся некрасивые дети, кто-то заболеет.

Согласно примете, в Буралом, в среду, нельзя было белить холсты, а от того, кто нарушил запрет, ждала буря. В конце русальной недели, в воскресенье, обязательно нужно было устроить большой праздник.

Считалось, что в этот день морские духи покидают людей и прощаются с ними на целый год. Если же крестьянин не совершал обряд прощания, то русалки могли даже прийти за ним и утащить с собой.

Ритуалы и обряды в русальную неделю

Одним из самых распространенных способов гадания был такой. Начиная с утра четверга все незамужние девушки должны были печь пирожки с мясом, а ровно в полночь бросать их в водоемы. Считалось, что таким образом девица задабривает русалку и может даже попросить у нее послать ей суженого. Обязательно трижды повторялся такой текст:

Ах, кручинится девица красная, утомилась я жить без суженого, любимого. Мавонька, русалонька, призови судьбу мою, чтобы сердечко не томилось, чтоб ко мне он тянулся, чтобы мы друг друга увидали и свадебку сыграли.

Считалось, если девушка проведет такой ритуал то уже в течение месяца она встретит свою любовь. Нередко молодые парни так же пользовались таким обрядом, изменив слова в заговоре («кручинится девица красная» - «кручинится молодец» и т.д.).

Наши предки были уверены, что если девушка хочет, чтобы ее возлюбленный наконец позвал под венец, то ее близкая подруга должна была на русальную неделю сделать ей большой венок из трав, вплести в него носовой платок выбранного юноши.

После этого девушка, которая хочет замуж, должна была надеть его на себя и ровно в полночь пойти на берег водоема. Венок опускался на воду, а девушка должна была прошептать:

Веночек, веночек, рученьками подруженьки моей ты сделан, да на радость мне она тебя дала. Ты плыви венок, плыви, да любимого моего покличь, чтобы с ним сели в этом году рядышком, да свадебку сыграли.

Считалось, что после такого обряда парень скоро возьмет девушку в жены.

Что такое Семик?

Иногда этот праздник также называют Троица умерших либо Русалчин Велик день. Отмечается он ровно за три дня до Троицы. Основная особенность такого дня - это поминовение заложных покойников.

В этот день устраивались обширные гуляния, девушки гадали и проводили разнообразные магические обряды. Например, на этот праздник обычно совершали старинный обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые располагались в рощах. Изначально ритуалы совершались на могилах усопших.

Кроме этого наши предки наряжали березы, украшая их различными лентами, плели большие венки из полевых цветов, завивали березы. В среду, перед Троицей, девушки довольно часто отправлялись в лес и заламывали березы, а в четверг или в субботу возвращались к выбранным деревьям с пивом и яичницей.


После этого они завивали деревья и оставляли дары около деревьев, пели песни, водили хороводы. Почему использовали именно яичницу? С древних времен круг считался символом плодородия. Удивительно, но скорлупу яиц, которые были использованы для приготовления блюда, не выбрасывали.

Она аккуратно обжигалась, после чего ее очень хорошо измельчали и собирали в отдельный мешок. Считалось, что подобный продукт, полученный именно в этот день, обладает особыми целебными свойствами. В отдельных деревнях также делали козули . Это особая лепешка в виде венка с яйцами.

Иногда вместо яичницы девушки брали в лес именно эти козули. В Сибири была немного другая традиция, верхушка молодой березы полностью притягивалась к земле и ей делали «косы», соединяя ветки с высокой травой.

Русалии - русальные дни

Русалии - то очень важные дни для наших пращуров, в которые они поминали всех усопших. Стоит отметить, что Русальные дни бывают зимние и летние. Первые праздновались в канун Рождества и Богоявления, а летние - после либо на .

Обычно люди устраивали большие пиршества, приносили дары на места упокоения усопших, такие гуляния длились временами всю ночь. Стоит отметить, что церковь крайне негативно относилась к подобным празднованиям. В разных местах отмечались Русалии по разному.

Например, южные славяне верили в то, что именно в эти дни можно встретить русалку, поэтому всячески задабривали духов воды. Болгары были уверены, что русальная среда - это 25 день после Пасхи, когда эти морские сущности собирается в путь.

В Македонии особое значение имела Русальная неделя, которая длилась с до Крещения. В это время мужчины переодевались в различные костюмы, устраивали хороводы, ходили по улицам деревень.

Важно, что участники подобных мероприятий должны были соблюдать четкие догмы. Они не могли креститься перед приемом пищи, им было запрещено отвечать на приветствия соседей, а ночью мужчины не возвращались в свой дом и не контактировали со своей семьей.

Семик (Зеленые святки) являлся главным рубежом между весной и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен . В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.

Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время , во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.

Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.

В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» - ронять слезинки на дерн или пучок цветов.

После завершения специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы часто принимали форму ритуальных похорон.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.

Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

Зеленые Святки являются праздником наивысшего расцвета природы, который больше известен под названием Семухи, Троицы, Куста, Русалки, и празднуются на седьмой и восьмой неделях после Пасхи. Он является настоящим гимном матери-природе, когда она в самой сильной зеленой магической силе своими целебными лекарствами поднимает человека до радостного и оптимистического мировосприятия.

Зеленые Святки - это период времени между Троицей и Петровым днем. Согласно представлениям древних славян, период зеленых Святок был связан с появлением русалок. Этот праздник является календарным рубежом весны и лета, так как Троица и следующая за ней неделя (Троицкая, Духовская, Всесвятская, Русальная) считались временем завершения весны. А уже с Петрова дня природа, по народным представлениям, начинала постепенный поворот к зиме.
Нет сомнений, что зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимней солнцеворот. Когда-то давно люди выбирали для себя тотемных животных, которых считали своими предками: Медведя, Козу, Лошадь, Журавля, Аиста. И среди всего этого господствует Дерево Вселенной. Оно отражало всеобщее мифологическое воображение о космосе и самом человеке, в этот образ вкладывались все представления наших предков об окружающем мире.

Этот же образ восходит от более древней первоосновы в индийских Ведах, в которых рассказывается миф о Боге Создателе Солнце, Сыне Его Единственно родном, мир от мира - Огонь, рожденный Майей (символом созидательной силы природы).

Триада Дерево Вселенной (ветки, ствол, корни в общечеловеческом измерении) - это космос, атмосфера и земля, в человеческом значении - голова, туловище, ноги. Эта символическая триада пронзает все традиционное искусство (трижды повторяются ритуалы и заговоры, триада движет сюжеты сказок и эпических песен, лежит в основе обрядовых действий, магии цифр и мн. др.).
Кульминацией зеленых Святок являлся день летнего солнцестояния - Иванов день. Зеленые Святки приходились, по старому стилю, на период с конца мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица, была ранней, то зеленые Святки могли длиться почти месяц, а если поздней - то около двух недель.

У славян окончание весны и начало лета воспринималось как время достижения природой наивысшей точки своего развития, тем более что в эти дни солнце светит ярко, вода в реках и озерах становится теплой, травы, деревья, достигшие расцвета, переходят к плодоношению. Все эти факторы позволяли крестьянам считать, что зеленые Святки - это время наполнения природы чудодейственной силой, что и отразилось во множестве былин, песен, легенд, обрядовых действий.
В народе, например, считали, что в Иванов день солнце такое горячее, что его лучи могут даже обжечь человека. Верили, что на восходе солнце переливается разными цветами, танцует, купается, радуется. Существовали легенды, что в зеленые Святки можно было найти растения, которые обладали необычными свойствами: способностью превращать человека в невидимку, излечивать от всех болезней, резать металл, открывать клады под землей, понимать язык птиц и животных. На бытовом уровне период зеленых Святок использовали, чтобы приобщиться к природе, получить от нее и силы, и красоту, и здоровье. В связи с этим существуют разнообразные приметы, обряды и поверья, правила относительно того, что и как нужно делать. Люди купались в реках и озерах, чтобы избавиться от болезней, умывались утренней росой, чтобы быть красивыми, собирали травы с лечебными и магическими целями. Период зеленых Святок насыщен обрядовыми действиями, которые направлены на хозяйственную деятельность человека и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

Зеленые Святки в народном сознании осмыслялись как переходный период жизни природы. Они сопровождались большим количеством и разнообразием запретов и оберегов, нацеленных на защиту от нечистой силы, особенно от ведьм, которые, по поверью, бесчинствовали в Иванов день, называвшийся в некоторых деревнях даже ведьмарским днем.
Этот период, прежде всего его начальный этап, в представлениях славян был связан с пребыванием на земле душ предков. Время цветения зерновых культур с давних времен считалось наиболее благоприятным для контактов этого и иного миров. Так, в некоторых районах верили даже, что Бог выпускает души с того света во время цветения жита, и умершие появлялись на земле в Троицкую родительскую субботу, а покидали ее в Троицу или следующий за ней Духов день. Считалось, что они прилетали в виде птиц и усаживались на ветвях берез, специально для этого принесенных к домам. Люди верили, что души предков разговаривают друг с другом и эти разговоры можно услышать в домах и на улице. А потому в Троицу или Духов день во многих деревнях устраивались поминания всех усопших вначале в православном храме, а затем и на кладбищах.

По представлениям славян, период зеленых Святок был напрямую связан с появлением русалок - душ умерших девушек и малолетних детей. Считалось, что они приходили на землю в Троицкую субботу, в течение которой могли свободно раскачиваться на ветвях берез или прятаться в цветущей ржи, и покидали этот мир в Петров пост, т.е. в первое воскресенье после Троицы. Уход русалок отмечали обрядом, носившим название «похороны (проводы) русалок».

В период зеленых Святок проводились такие обряды, как инициации, или обряды посвятительного характера. При помощи их отмечался переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей.

Так, наиболее яркими были трапезы девушек на лугу или в лесу, которые проходили в Троицу или в день Аграфены Купальницы, а иногда даже совмещавшиеся с обрядом «хождения в жито». В такие дни проводились общие трапезы, сопровождающиеся пением песен, гуляньем почти до самого утра. Это была своеобразная форма скрепления девичьего союза, в который включались все новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Одним из символов девичьего объединения был и обряд кумовления, который проводился в Троицу или в Духов день. Для этого девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку, на котором висел крестик или крашеное яйцо, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумовления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Проведение обряда кумовства обычно завершалось через неделю, в Петровское заговенье.

В самих обрядах зеленых Святок одно из важнейших мест занимала брачно-эротическая тематика. Так, девушки, бросая в воду венки, гадали о замужестве. С этой же целью они совершали различные магические действия (жгли борону, проводили борозду от своего дома до дома парня и др.), которые должны были приблизить сватовство. В эти дни парни и девушки проводили вместе фактически все свободное время. Такие совместные гулянья молодежи становились чаще ближе к Иванову и Петрову дням, а игры приобретали открытое эротическое значение. В эти дни парни и девушки вместе купались в реках и озерах, что в другое время считалось неприличным. Они перепрыгивали, взявшись за руки, через купальский костер, огонь которого связывался с любовным горением, устраивали трапезы, заканчивавшиеся совместной ночевкой, били друг друга крапивой в Петровское заговенье, что осмыслялось как призыв к любовной игре, пели троицкие и купальские песни любовно-эротического содержания.
Существовала даже брачно-эротическая игра зеленых Святок в свадьбу, которая была известна по всей России. Причем нужно сказать, что играли в эту игру не только девушки, но и молодые замужние женщины. Для этой игры назначали «жениха» и «невесту», после чего проигрывали все этапы свадьбы, начиная от сватовства и заканчивая брачной ночью при общем веселье всех присутствовавших.

Эта же свадебная тема разыгрывалась и через парных мифологических персонажей, один из которых символизировал мужское начало, другой - женское. Это такие персонажи, как Семик и Семичиха, Кукушка и Кукун, Русалка и Русалим, Молодец и Молодица. Для этого из соломы и тряпок делали их чучела, которые украшали фаллическими атрибутами и оставляли «ночевать», а утром спрашивали:
«Как вы ночку провели, Молодица с Молодцом?»
В большинстве случаев игра «в свадьбу», особенно если среди ее участников были замужние женщины, превращалась в разнузданное бесчинство со сквернословием, неприличными жестами и пением срамных песен. В них основным содержанием было описание коитуса всех видов, дефлорации и т.п. После совершения всех этих действий его участницы отправлялись к святому месту, чтобы помолиться о прощении «срама и греха».
Зеленые Святки завершались заговением на Петров пост. Это воскресенье называлось «конюковкой», «вешним», «русалкиным заговеньем», «крапивным воскресеньем».

Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии Кононенко Алексей Анатольевич

Зелёные святки

Зелёные святки

Согласно древним летописям, Зеленые святки (праздники) у славян были во время Русалий или же это были те же самые Русалии. С глубокой древности Зеленые святки – праздник расцвета деревьев, пышного роста зелени, начала лета. Зеленью, травами и зелеными ветвями украшали помещения и подворье.

Во времена христианства Зеленые святки были приурочены к Троице, на седьмой неделе после Пасхи, потому постоянных дней в календаре они не имеют. От Зеленого воскресенья (50-й день от первого дня Пасхи) неделя называлась Зеленой, Гряной, Навьей, Русальской (Русальной), Клечальной неделей . Чаще всего Русальная неделя начиналась после Троицы в Духов день и была до дня Всех Святых. В четверг на Зеленой неделе – Навий Великдень .

Все ритуалы Зеленых святок должны были накликать дожди, обеспечить плодородие, хороший урожай.

Общие элементы Зеленых святок и купальских праздников свидетельствуют о том, что у славян-язычников был целый цикл праздников, которые заканчивались праздником летнего солнцестояния, праздником соединения небесного огня и воды – Купалой. Назывались эти празднества Русалии.

Готовясь к Зеленым святкам, славяне украшали свои жилища (клечали) зельем, зеленью, травами, цветами, ветками.

Ритуал клечания берет начало в древних традициях праздника почитания природы. В эти дни хозяин обрезал ветки деревьев, хозяйка собирала отдельные травы и цветы, украшала этой зеленью жилище и подворье.

В давние времена в эти дни славяне давали имена детям, подрезали волосы. Известный в народе обряд пострижины исполняли в эту пору – подрезанные на клечальницу волосы лучше растут, будут густыми и красивыми.

Христианство пыталось отстранить этот обряд, но не смогло и приняло его. Доныне украшают хаты, подворья и церкви. Зелье, цветы, ветки, молодые деревца также называют клечанием. Считали, что на клечание отдыхают души предков, которые приходят в родные жилища весной. Этот обычай – отголосок почитания зелени, природы древними славянами. В этот день вокруг высоких жердей, украшенных травой и цветами, водили ритуальные хороводы.

Нынешние Зеленые святки, имея много языческого, древнего, тесно переплелись с традициями христианской веры.

Народные предания о Зеленых святках в основном более поздней, христианской тематики. Они в свете новой веры трактуют языческие основы праздников.

Основные сюжеты этих преданий о том, что Петр, Павел и Бог на пути из Иерусалима втроем отдыхали под дубом (потому – Троица, потому – три дня праздников); а также о том, что Бог озеленил всю землю (в честь этого празднуют Зеленые святки).

Накануне Зеленых святок во многих местах поминали умерших родичей. Субботу перед Зеленым воскресеньем называли «дедовой» (укр. «дидивной»).

В четверг на Зеленых святках поминали самоубийц-утопленников, висельников – Навский Великдень, Русалкин Великдень, или еще Сухой четверг. Сухой – потому, что в этот день, по поверьям, нельзя деревья рубить и траву рвать, ибо все, к чему прикоснешься, засохнет. В этот день русалки сушатся, и люди просушивали одежду из сундуков на воздухе. Остатки древнего праздника сохранились в играх, которые еще в начале прошлого столетия были ритуальными: гуляния вокруг «сухого дуба», возле которого разжигали огонь; игра «горелки» и пр. В обряде и почитание природы в образе дуба, и принесение жертвы дубу, который воплощает природу. О жертвах славян дубу на Днепре свидетельствует еще византиец Константин Багрянородный. В ритуалах и играх сохранилось обрядовое угощение. Во времена христианства пищу начали святить в церкви, а потом устраивали общую трапезу на кладбище, оставляли пищу на могилках, угощали убогих. Женщины, у которых умерли дети, угощали на Зеленой неделе (в четверг) яблоками, печеньем, сладостями соседских детей.

Со времен язычества сохранился обряд выхода в зеленые поля – обход царины , который должен был содействовать плодородию. Жрецов, которые вели людей в поле, в христианстве сменили священники, которые святили поле. Еще они святили криницы, что должно было накликать дожди. На Зеленые святки вывозили пчел в поля.

Культ растений у славян подтверждают ритуалы, главными персонажами которых были чучела, украшенные деревья, а то и люди, украшенные зеленью. Большинство ритуалов, связанных с культом растений, исполнялись на Зеленые святки, как Коструб, Кострума Тополя, Додола.

В понедельник Зеленой недели (в некоторых местах – в воскресенье) известен обряд – вождение и проводы русалок . Парни и девушки в венках шли к рекам, озерам и устраивали хороводы в честь русалок, обливались водой.

Особенно чтили на Зеленой неделе водяных и полевых духов – русалок, мавок, которых древние славяне считали девами плодородия, хранительницами дождя, небесной влаги. Празднества в их честь должны были, по представлениям славян, обеспечить хороший урожай. Во времена христианства русалок было отнесено к нечистой силе, потому их начали бояться и оберегаться от них. Верования в то, что русалки празднуют один раз в год на Зеленые святки, в народе сохранились, потому уважали этот праздник, старались поступать так, чтобы русалок не обидеть. По народным преданиям, русалки не любят, когда в их праздник кто-то работает (мажет или белит хату, шьет, прядет, вышивает) – за это они вредят. Не ходили в лес, к реке, в поле, чтобы не встретить русалок.

На Зеленой неделе молодежь устраивала общее угощение – складчину.

В понедельник после Зеленой недели отмечали розыгры . На Гуцульщине, на Виннитчине розыгры считали праздником умерших девушек – русалок. Якобы они выходят в лес, в рожь, к воде и щекочут до смерти прохожих. В этот день не ходили в лес, особенно вечером.

В разных регионах женские празднования известны под разными названиями: дядины, гонение коршуна, бабское пущенье. Но везде праздновали исключительно женщины, и главным элементом праздника было обрядовое угощение.

Последним днем праздников считался второй понедельник после Зеленого воскресенья: снимались все запреты: можно было купаться, девушкам ходить в лес, в поле и пр.

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Зеленые Святки - см. Троица

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Святки Название праздника происходит от словосочетания «святые вечера». В XVIII веке Святки продолжались с Николы зимнего (6 декабря) до Крещения (7/19 января). Со временем период Святок сократился, в настоящее время они продолжаются от Рождества (25 декабря/7 января) до

Из книги Великая миссия НКВД автора Север Александр

«Зеленые» и «васильковые» фуражки Внутренние и пограничные войска также подчинялись НКВД. В годы Великой Отечественной войны они продемонстрировали свою высокую боеспособность. О подвигах «зеленок фуражек» в годы Великой Отечественной войны написаны тысячи книг и

Из книги Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] автора Миллер Дон

«Зеленые береты» во Вьетнаме В 1961 г. первые «зеленые береты» прибыли в Южный Вьетнам для борьбы с коммунистическими повстанцами на основе методов английских САС. Небольшие отряды «зеленых беретов» размещались в деревнях дикого, слабо населенного Центрального

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

автора

ГЛАВА 2 «ЧЁРНЫЕ» И «ЗЕЛЁНЫЕ» СС Кадры решают все. И.В. Сталин После того, как Гитлер в 1933 году стал Рейх сканцлером, популярность СС стала возрастать, результатом чего явился быстрый рост численности этой организации. Первоначально он сдерживался высоким уровнем

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

«Зелёные СС» «Они ненавидели буржуазный Запад с его вялым гуманизмом и рабочий Восток с его узким материализмом». Жак Бержье, Луи Повель. «Утро магов» Наряду с созданием своей собственной служебной иерархии, военизированные части СС разрабатывали также свои

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Зеленые святки. Семик, Духов день. Русалии Праздник во имя Троицы введен в церковный обиход в начале XV в. преподобным Сергием Радонежским. Исследователи единодушны в своем мнении о дохристианском характере праздника. Проходит он на протяжении недели и включает в себя

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Зеленые дети из Вулпита В Харлейанской коллекции Британского музея хранится манускрипт на латинском языке под номером 3875. Автор манускрипта, английский хронист XII века Уильям из Ньюбурга (монастырь в Йоркшире), описывает невероятную историю, произошедшую во времена

автора

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

«Синие» и «зеленые» Когда игры с дикими зверями сменились состязаниями колесниц, борьбой и сражениями, ров, отделявший арену от зрительских ступеней, был уничтожен. Вместо него выстроили стену, чтобы воспрепятствовать партиям Цирка кидаться друг на друга, потому что на

Из книги Диссиденты, неформалы и свобода в СССР автора Шубин Александр Владленович

Зеленые Зрелое индустриальное общество, в котором население начинает думать о качестве жизни, а противоречие между экономикой и природной средой вполне проявило себя - рождается движение Зеленых. Советский Союз не был исключением. По мнению С. Забелина «Движение Дружин

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАСТОЛЬЯ. СВЯТКИ (Что едали на Руси в праздники и в будни)На Руси было немало праздников, сохранившихся на протяжении всей нашей истории со времен крещения Руси и утерянных лишь в последние десятилетия. Вот некоторые из них.С Рождества, которое по новому

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

I. СВЯТКИ В крестьянском быту святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня до Крещения, т. е. как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со всеми работами, предается

Из книги Меч и Грааль автора Синклер Эндрю

8. ЗЕЛЕНЫЕ ЛЮДИ И МЕДИЦИНА Блажен трикраты, кто не ведая ошибки, Читал Природы таинства и свитки. Так писал Эндрю Марвелл о себе в исследовании зеленого мира. Но это описание подходит и Вильяму Сент-Клеру, графу Оркнейскому, многочисленные указания которого каменщикам

В календаре славян есть несколько значимых недель - зимние святочные недели и летняя святочная неделя, она так и называется, Зеленые святки, Русальная неделя и так далее. Это целый комплекс обрядов, направленных, прежде всего, на поминовение предков и увеличение плодородия земли.

Русальная неделя - это, скажем так, ключевой момент всего троицко-купальско-петровского цикла. Неудивительно, что такое время овеяно определенными мифами, с ним связано множество примет и поверий. Мы попробуем во всем этом разобраться.

Русальная неделя (Зеленые святки)

Русальная неделя (Троицкие святки, Зелёные святки, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная, Всесвятская неделя, Неделя Святой Троицы и прочие, названий у этого времени народного календаря очень много) - неделя до Троицы (в некоторой местности после Троицы). Сакральное время поминовения предков и проводов весны. Также эти праздники называют Семик и начинают отмечать со вторника или четверга, а иногда и с понедельника.



По третьей версии, Зеленые святки - это пора перед праздником Купалы. Временная вилка просто огромна, что неудивительно:

  1. во-первых, славянские территории были огромны, и в каждом регионе тот или иной праздник отмечали с некоторой разницей;
  2. произошло наложение одних традиций на другие, все очень спуталось;
  3. и, наконец, столько воды утекло.

Есть еще мнение, что в конце весны - начале лета отмечается вторая Русальная неделя, а первая начинается сразу после праздника Водопола .

Но мы будем придерживаться теории, что Русальная неделя, все-таки, ближе к началу лету, к Троице. А Купала - это праздник солнцеворота (летнего солнцестояния) и имеет несколько иной смысл. Хотя часть одних обрядов перекочевала (а может и была там изначально?) в другой.

Так вот, если отталкиваться от Троицы и Духова дня , то мы получим следующие даты:

    в 2018 году Троица отмечается 27 мая, и, если следовать народному календарю, то Русальная (Русальская) неделя начнется либо до этого праздника, то есть 21 мая, либо, после - 28 мая . Чаще всего, Зеленые святки отмечали после.

Известна эта сакральная неделя с очень давних времен. Еще в Лаврентьевской летописи (около 1068 г.) осуждали этот древний славянский праздник:

«Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи»

Впрочем, поздние упоминания о нем в христианских летописях, тоже, не самые лестные. Оно и понятно, одна религия вытесняла другую.

Смысл названий

Очень интересны названия праздника, часть из них понятна:

Например, Троицкие святки или Неделя Святой Троицы. Такое название напрямую связно с праздником Троицы, за неделю до (или после) которого начинаются эти гуляния.

Зеленые святки - это отсылка к Святкам зимним : эти комплексы мероприятий очень похожи, только один зимой, а другой - летом, когда все вокруг зеленое.

А вот название Русальная (Русалочья) неделя/недели, или же, попросту, Русалии, а так же Проводы русалок мы рассмотрим чуть подробнее.

Наши предки верили в то, что в период Зеленых святок или же Русальной недели, русалки покидают свои водоемы, выходят к людям и могут, при желании, много бед натворить. Поэтому очень много обрядов связаны именно с этим мифологическим славянским персонажем.

Напомним: русалка в славянской мифологии - это не полуженщина полурыба. Существо внешне напоминает, скорее, нимфу или человека, а по сути своей является духом утонувшей девушки. Это не друг для человека.

Почему именно русалка? Возможно, потому что утонувшая девушка - это, так называемый, заложный покойник, то есть, человек, умерший не естественной смертью. А Русалии, это как раз, дни памяти таких почивших.

Поверья Русальной недели


Зеленые святки - опасное время в году. Так думали славяне. Однако, если соблюдать все меры предосторожности, то ничего страшного не должно было произойти. Отсюда и определенный ряд запретов.

Считалось, что во время этой волшебной недели в наш мир живых из мира мертвых приходят те самые заложные покойники. Погибшие люди. В период Русальной недели они могут находиться очень и очень близко к людям (и не только у воды). Встреча с таким духом никогда не предвещала ничего хорошего, лучше таких встреч не допускать. И именно поэтому, до Зеленых святок люди, ближе к полночи и полудню, старались держаться по дальше от:

  • перекрестков дорог;

Ведь именно тут, чаще всего можно было встретить таких духов. Близ воды и в поле русалки часто веселились и раскачивались на ветвях деревьев. Кладбище, ну, это само собой, место где можно даже в обычные дни какого-нибудь духа встретить. А перекресток, вообще, место проклятое, потому там и ставили поклонные кресты .

Полдень и полночь - самое опасное время в период Зеленых святок, но даже во все остальные часы люди старались не ходить в одиночку, и уж, тем более, купаться. Если не соблюдать меры предосторожности, то не упокоенный дух мог либо утопить в водоеме, либо защекотать до смерти.

Самый разгул русалок начинался во время цветения ржи.

Естественно, не всех опасных мест можно было избежать во время этой недели. Поэтому очень важным моментом считалось задабривание русалок. Это сулило не только безопасность, но и возможную выгоду, так как духи могли дать ответы на интересующие вопросы.

Для задабривания духов, в пору Зеленых святок славяне устраивали различные гуляния, пели песни. Естественно, церковь всего этого не одобряла, не одобряет и до сих пор.

Плюс ко всему остальному, налагалось табу на все более или менее сложные женские дела:

    не разрешалось прясть, ткать, шить, вязать, одним словом, рукодельничать;

    стирать и убираться;

    запрещались полевые работы;

Все это делалось, чтобы не провоцировать злых духов и не попадаться им на пути. Зеленин отразил эти верования в одной из своих работ:

Кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет и согнется в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев будет ненормальным.

Весьма красноречиво и жутковато.

Традиции и обряды


Русальная неделя - это еще и девичья пора. С этого времени молодые девушки входили в круг своих более старших подруг, начинали интересоваться противоположным полом, начинали гадать и участвовать в прочих женских посиделках.

Отличительная особенность, которую имеет праздник Зеленые святки, заключаются в тонкой аналогии между красотой юной девушки и расцветающей от лучей тепла природы. Ведь лето - пора плодородия, богатых урожаев и торжества естественной красоты.

Зеленые святки насыщены всевозможными обрядами, но основными являлись:

    Проводы русалок и Ярилы;

    Вождение «Русалки-коня» ;

    Похороны Костромы.

В каждое время, и в каждом регионе эти обряды значительно рознились. Хорошо они описаны на Википедии , но это только несколько из вариантов.

Священное дерево Русальной недели

Особо почитаемым деревом Русальной недели считается береза. Славяне считали, что именно на ее ветвях сидят духи на Зеленые святки.

    вокруг нее водили хороводы и устраивали гуляния;

    ее веточки вплетали в венки;

    сами ветви украшали лентами, вешали на них украшения и одежду, заплетали;

    брали к себе домой, чтобы украсить жилье;

    к березе возлагали всевозможные подношения, чаще всего мед и яйца.

Примечателен обряд Кумление , там береза одно из «действующих» лиц. Для этого обряда нужно было найти две молодые березки, пригнуть их к земле и связать макушками. Обычно это делали девушки, но иногда вместе с девушками участвовали и парни.

Из веток березок заплетали косы или венки, а под самими деревьями раскладывалось ритуальное угощение, среди которого обязательно должна была быть яичница. Эти пищу можно было есть и людям.

Через сплетенные друг с другом венком ветви деревьев пары должны были поочередно целоваться. А девушки могли обмениваться различными подарками, после чего называли друг друга кумой.

В некоторых губерниях дерево наряжали в женское платье и ходили с ним по дворам, как бы «водили в гости». Такую гостью даже символически угощали, потом провожали, а потом топили.

Береза издревле ассоциировалась с плодородием. Это дерево, наделенное силой, которая дарует это самое плодородие. Отсюда и такое почитание.

Обряды, связанные с замужеством

На Русальной неделе девушки гадали, основной вопрос, который их интересовал - это, конечно, замужество. С этой целью в первый день празднеств, на заре, ходили на луг собирать цветы , на которых еще лежала роса. Из них плели венок. Такой венок следовало носить весь день, а к вечеру посмотреть:

    если венок выглядит свежим, значит нужно ждать скорого замужества;

    если завял - милый загулял;

    если развалился - замужества в этом году не видать.

В четверг Русальной недели, опять же, утром, незамужние девушки пекли ритуальные пирожки с начинкой из мяса , а в полночь ходили к водоему «кормить русалок». Во время этого процесса следовало произнести определенный заговор.

После чего, в течение всего следующего месяца надо было присматриваться к новым знакомствам, чтобы не упустить суженого, дарованного судьбой. Ведь духи могли только «познакомить» с парнем, а все остальное - дело рук самой девушки.

Еще один обряд мог «сподвигнуть» избранника поскорее сделать предложение. Для этого нужно было попросить самую близкую подругу сплести венок из полевых цветов , обвить его носовым платком парня, и, надев его вечером на голову, отправиться к водоему. Там нужно было опустить венок в воду с определенными словами, после чего, парень должен был сделать заветное предложение.

Каждый день Зеленых святок или Русальной (Русалочьей) недели имел свое название. Некоторые обряды, как раз, и были приурочены к этим, определенным дням.

Такие дни, как Семик, Дзяды (Деды), Духов день, все они входят в комплекс мероприятий на Зеленые святки или Русалии. Заканчивалось все обычно в воскресенье, поэтому и ключевые обряды приходились на этот день.

Считалось, что в воскресенье русалки, а вместе с ними и прочие духи покидают мир живых, водоемы, поля, леса и луга нова становятся безопасными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.