Вопросы нравственности на уроках литературы

Выступление на МО гуманитарного цикла: Вопросы нравственности на уроках литературы

Одной из главных задач работы школы является патриотическое воспитание учащихся. Чтобы привить любовь к своему Отечеству, я в среднем звене начинаю работать над проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Что такое нравственность?

Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе практики и воспитываются в каждом индивидууме, поэтому проблема нравственного воспитания занимает важное место в жизни.

Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Поэтому нужно делать всё необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения, как говорил В. А. Сухомлинский. Не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.

Поэтому основным направлением работы стали поиски необычных форм проведения уроков, которые увлекли бы ребят, пробудили их к размышлению, спору, заставили потянуться к доброму, светлому, чистому.

Большим стимулом развития является групповая работа, в которой слабо успевающие ученики, учитывая уровень речевой активности, могут проявить себя.

Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу и т.д.

Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.

Они ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию, ласковому слову.

Беды у них возникают не по причине испорченности, а скорее всего от незнания, неумения выбрать правильную дорогу, поведение в жизненной ситуации. Они не знают, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют, но кто спокойно, а кто сердито. Им трудно понять, спросить не у кого.

Уберечь ребят от «всяких ненужных мыслей» - одна из главных задач учителя и хорошего воспитателя (родителя).

Работая по теме: «Нравственные вопросы на уроках литературы», я прочитала несколько книг. И чтобы полнее, яснее были раскрыты детям общечеловеческие ценности, я обратилась за помощью к работе А. К. Марковой «Формирование мотивации учения». В книге хорошо раскрыты цели, организация и средства изучения и развития мотивов учения обучающихся. В ней (в книге) содержится множество методических идей и приёмов, которые можно использовать в своей работе как с сильными учениками, так и слабыми. Раскрыты цели и задачи групповой работы. Также раскрыты причины отсутствия интереса к учению у отстающих учеников. Хорошо и очень доступно рассказывается об изучении у школьников умения учиться. Описаны подходы, которые конкретно можно использовать на уроках. Эта работа А. К. Марковой позволяет выработать собственный подход к практике формирования мотивации учения. Работая с книгой, можно расширить диагностические приёмы, которые даются здесь же с формирующими, развивающими приёмами (работа с неуспевающими, работа на отдельном этапе урока, коллективная (групповая) работа).

Я считаю, что работа А. К. Макаровой «Формирование мотивации учения» поможет учителю изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их.

Далее, я обратилась к работе И. К. Кузьмичёва «Литература и нравственное воспитание личности». Очень хорошо и на примерах раскрывается понятие «нравственность» и её истоки. На произведениях, изучаемых в школе, автор стремится показать основные этапы нравственного становления личности, даётся определение: «Что есть человек? Какова его сущность? В чём смысл и назначение бытия?» От «Слова о полку Игореве» до произведений литературы XX века раскрываются эти вопросы. Через простые формы нравственности показан переход к сложному и благородному чувству, как любовь к своему Отечеству. Через развитие национального самосознания углубляется чувство патриотизма и связанное с ним чувство ответственности не только перед своим «сословием», но и перед родиной, перед Отечеством, перед народом. Раскрываются нравственные искания личности в литературе XIX века. Работая с книгой, надо знать, какие стороны нравственности решались в ту или иную литературную и историческую эпоху. Об этом обязательно будем говорить с учениками в старших классах. О проблемах нравственности в младших классах в книге нет ни слова.

Учитывая школьную программу, изучая произведения XIX XX вв. в новой эпохе,

можно выработать план нравственного воспитания, начиная с азбуки нравственности, с усвоения простых норм, тогда в старших классах можно будет опираться на прочные понятия нравственности.

Целью моей работы является раскрытие простых общечеловеческих ценностей на уроках литературы через художественные произведения. Я раскрываю такие нравственные понятия, как сопереживание, сочувствие, добро, зло, сострадание. Забота, нежность. Ответственность, тактичность, друг. Терпение. Самокритика, благородство души, истинная красота человека.

На уроках литературы я использую материал для разговора с детьми в доверительной обстановке, без назидательных нравоучений и подавления личности.

Например, идёт урок по теме: «Авторская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» написана для взрослых. но читать её интересно в любом возрасте. Маленький принц – это воплощение всех лучших качеств человека. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Работаем по тексту:

Разве сердце может быть зрячим? Как поняли (объяснить) смысл этих слов?

А ещё есть в сказке такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как поняли эти слова?

Путешествия по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит: «Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» - «А что для этого надо делать?» - «Надо запастись терпеньем»,- ответил Лис.

Может с этого начинается дружба?

Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга?

Вернёмся к словам: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». «Ты» - значит, Серёжа, Дима, Кирилл, Алина, Света, любой из вас отвечает «за всех» (за других, близких тебе). Значит, нельзя быть одиноким, надо дружить. «Люди забыли эту истину», но нам забывать нельзя.

Вспомним(найдём)ещё одно замечательное высказывание Лиса: «Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

Кто эти люди? Какие люди могут не понимать такой простой истины?

(Эти люди с чёрствым сердцем, люди, не привыкшие думать. Автор конкретно не называет имена, а употребляет неопределённое местоимение: некоторые.)

Так что же нужно для настоящей дружбы? (Терпение и терпимость)

Чтобы дружба была хорошей, крепкой, что ещё нужно, чему ещё учит Лис Маленького принца? (Уважение, любовь, сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, нежность, внимание…). (Затем говорю детям, что такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем.)

Чтобы понимать друг друга, быть терпеливее друг к другу, учит нас этому ещё один эпизод в сказке. «Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов». Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него.

Останься, я назначу тебя министром.

Но ведь здесь некого судить.

Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Анализируем этот эпизод. Но почему я заостряю внимание на нём? Мы сталкиваемся с тем, что дети активно проявляют нетерпимость к недостаткам товарищей, осуждают друга. А себя не умеют критиковать. Это им недоступно. Вот и обращаю внимание на то, что нужно уметь себя критиковать, давать оценку своему поведению. Говорю о самовоспитании и его роли в жизни человека. Работаем над проблемными вопросами: «Что труднее, себя критиковать или товарища? Поставьте себя на место обиженного, как вы себя будете чувствовать?»

Анализируя дальше сказку, разбираем такие понятия, как честолюбие, тщеславие, хвастливость. Уточняем лексическое значение слов по словарю (предварительное домашнее задание проверяю). Затем обращаемся к тексту:

О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

А когда Маленький принц попробовал задать честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

А. И. Куприна

Вновь возвращаемся к разговору о терпимости, также тактичности, закрепляемте нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы.

На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы читаем рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Работая по содержанию рассказа, объясняю, что такое такт. Это когда человек умеет подойти к другому. Сердцем, умом он понимает, что человеку плохо, и предлагает свою помощь. Он не настаивает на своём, не насмехается над бессилием, не злится сам, не говорит лишнего, а идёт помогать. Так доктор помогает семье Мерзаловых по долгу врача и по долгу совести, сочувствуя, сострадания, милосердия. Обращаем внимание на то, что доктор не называет свою фамилию. Пытаемся понять: почему он так поступает? (Скромность, ненавязчивость, тактичность)

На уроках использую индивидуальные и групповые задания, инсценировки. Так к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Шуми, шуми, зелёный лес!» группа детей получили опережающее задание: представить свой лес в определённое время года. Ребята готовили своё сообщение. Пятиклассники «увидели», как красив лес в любое время года! Почувствовали красоту леса и смогли объяснить в своём рассказе такое чувство, как любовь к лесу.

Отправляясь путешествовать по календарю природы, дети читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями. Таким образом, в ходе игры у ребят развивается чувство любви, бережливости, внимания к природе. Учатся видеть не просто лес, а видеть друга в лесе. Дети понимают, что только чуткое, бережное отношение к природе позволит им насладиться её красотами, проникнуть в её тайны. Чтобы разобраться в своих чувствах, помочь детям, я читаю вместе с ними стихотворение И. С. Никитина «Лес».

Работая с детьми на уроке по теме: «Шуми, шуми, зелёный лес!», я обращаю внимание на слова в 10ой строфе стихотворения:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,..

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

Как поэт относится к лесу? – спрашиваю детей.

Какие строки доказывают дружбу, любовь поэта к нему? Каков лес для поэта? (Лес для поэта друг, но дружба бывает разная. Лес для него как старший, сильный друг – «шум твой величавый»). Поэт любит лес («как я любил…», «И вот я снова прихожу к тебе…»).

Но только ли дружба, любовь, красота, мощь леса в этом стихотворении? Что ещё мы должны помнить, к какому выводу должны прийти? (Сохранить красоту леса для будущего поколения, чтобы через десятилетия вы могли бы сказать: «Шуми, шуми, зелёный лес!»)

Итак, любить и дружить, беречь и защищать надо не только людей, но и природу, которая помогает жить.

На одном из уроков литературы мы обращаем внимание на такие понятия, как боль за других, чувство сопереживания, сочувствия, тревога за родных, близких. Примеры берём из произведения А. Г. Алексина «Самый счастливый день» (6 класс).

Увидев родителей в ссоре, мальчишка пытается их помирить. Парень знает, что радость и горе сближает людей, и пытается сначала воздействовать на родителей радость, предпринимает усилия: делает уборку в квартире, зарядку…И идёт на отчаянный шаг: он решил «объединить их при помощи горя». Неумело, по-мальчишески тактично, он спасает свою семью, открывает папе и маме глаза на лучшие качества их характеров, помогает преодолеть размолвки и ссоры. Сколько доброты, нежности и внимания к близким у мальчика! Дети зачитывают цитаты, высказывают своё мнение.

Позже мы рассматриваем на другом уроке такие понятия, как доброта, совесть, помощь, благородство, стыд, равнодушие. «Цель добра начинается с малого – с желания добра близким»,-писал Д. С. Лихачёв в «Письма о добром и прекрасном». Эти слова я зачитываю на многих уроках литературы в 5-ом классе. Обращаюсь к детям: «Почему мы говорим: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»? (Мы желаем добра и здоровья.)

На уроке внеклассного чтения в 5-ом классе по сказке Т. Александровой «Светофорчик» очень важно было найти основную мысль в произведении и зачитать цитату. После беседы по содержании сказки ребята быстро нашли ответ на поставленный вопрос: «Я хотел быть добрым ко всем, но чуть не погубил всех. Лучше иногда сказать «нет», чем всегда «да».

Говоря о нравственных понятиях, учу различать не только зло, но и добро, но и понимать различие добра. Дети понимают и говорят, что добро бывает разное: «Дал списать – добрый, а не дал – плохой». А это не так. Это зло, это не помогает ученику, а унижает его.

Также вопросы нравственности раскрываем на внеклассном мероприятии (6-7 классы) «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), которое проводила как литературный салон. Зачитываю эпиграф: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Приведите примеры доброты.

Разбираем эпизод из рассказа, как Кирилл Пухов просил прощения у дедушки. Читаем стихотворение С. Острового «Слово о равнодушных».

Далее шёл разговор о том, как важно, чтобы слово, которым воспитывает человек других людей (на примере дедушки), не расходились с его делами. Зачитываем строки из книги о жизни генерала Н. Б. Иванова. Высказываем своё мнение по главе «Кладовщик», из которой узнаём, что бывший генерал, дедушка, работает на складе, выручает другого дедушку. Здесь же, в литературном салоне, мы обращаем внимание на такие понятия, как благородство, совесть, боль за других, сочувствие, сопереживание. Дети инсценируют эпизоды из книги «Последние холода». А конце мероприятия дети ответили на вопрос: «Чему учат книги А. Лиханова? Что я взял для себя с этой встречи?» Ответы были разные:

Доброта делает человека красивым внешне и внутренне.

Нужно заботиться о дедушках и бабушках.

Нужно слышать и слушать взрослых.

Нужно помогать всем, особенно тем, кто попал в беду как Вадим и Маша

Нельзя заслуги деда перенимать на себя, как это сделал герой в повести «Мой генерал».

Нельзя злиться на друзей и т.д.

Пришли к выводу, что «человек должен подниматься над самим собой, над своими заботами и думать о смысле своей жизни». Дурное и мелкое забывать, а помнить о доброте, так как умная доброта располагает к себе людей. А если будет рядом много друзей, то человек будет счастлив.

Зачитываю слова о важном, которые нужны для энергичных, неудержимых ребят из книги Я. Корчака «Правила жизни»: «Один вспыльчивый, легко впадает в гнев, другой редко злиться, один умеет хоть немного, да владеть собой и сдерживаться, другой сразу приходит в неистовство, словно убить хочет. Про таких ребят говорят: «Раб своих страстей». Правильно говорят: тот, кто не умеет сам себе приказать: «Перестань!!, у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведёт его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а ты научись быть господином собственных мыслей и чувств».

Дети приходят к правильному выводу, что герой был не прав по отношению к Кириллу Пухову (Газовый Баллон). Нужно уметь сдерживаться, а не злиться, как это было с героем в романе «Мой генерал».

Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» (5 класс), искали ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, неблагодарность, беспрекословное повиновение, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. «Он красив, но жесток к людям, у которых живёт, жесток к своим сверстникам. И самое страшное – он прогнал мать от себя. И был наказан». «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества».

Разговор на уроке заканчиваю такими вопросами:

Почему Мальчик-звезда изменился? В чём его изменение?

(Изменения во внешности подготовлены изменениями во внутри, так как жестокость отражена на лице. «Он плакал, страдал и научился страдать.)

Когда человек может стать некрасивым? (Во время болезни, страданий, злобы, жестокости- это внутренняя грязь; некрасивыми могут быть чувства, поступки и по этой причине люди теряют привлекательность)

Что больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям.)

Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определённые моральные понятия, я перевожу разговор и на определённые навыки поведения. Домашнее задание предлагаю в форме мини-сочинения: «Кто из героев мне ближе и почему?», «Всегда ли я понимаю друга?», «Чему научила меня книга…(имя автора)?» Иногда выполняем творческую коллективную работу: составляем диафильм (рисуем и подписываем кадр); сочиняем свои произведения (стихи, сказки).

Конечно, иногда бывает трудно «достучаться» до сердца маленького шалуна, злюки, задиры, тогда я вспоминаю слова И. Токмаковой из сказки «Счастливо, Ивушкин»: «…если отнестись с добром, в нём проснётся тёплый солнечный зайчик, и ответит добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. А если человек делает плохо – не сердись, не обвиняй его. Просто солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как всё буде хорошо».

Не сразу просыпается солнечный зайчик, но надо его разбудить. Как? Беру примеры из художественной литературы. Анализируя тот или иной эпизод, учу детей видеть доброе, прекрасное в человеке. На примере героев из литературы воспитываю в детях общечеловеческие ценности.

Хорошие взаимоотношения в семье, понимание, ласка, любовь, доброта делают человека лучше. Литература помогает развивать эти и другие нравственные качества в ребёнке.

Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов).

И что бы то ни было, нужно ребёнку лучше понять и глубже постичь назначение человека, тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он (человек) знает (должен знать), что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм и т.д. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. А нравственный опыт, накопленный родом, требовал закрепления и систему запретов, табу. Это табу помогало и помогает расти нравственной личности. Табу на всё отрицательное, плохое делает человека прекрасным. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.

Литература

    Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, 2009

    В.Л. Александров. Твоя союзница, учительница. М., Просвещение,1989г.

    Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г

    Л. Г. Каменецкая Чувства добрые пробуждать. (Б-ка учителя русского языка и литературы). Киев, Радяньска школа, 1990г.

    И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.

    И.К. Кузьмичёв. Нравственные основы советской литературы.М., Просвещение, 1986г.

    Я. Корчак Воспитание личности. М., Просвещение, 1992г.

    Г.П. Лазаренко. Принципы и технология литературного образовния школьников. Ж. Литература в школе, №1,1996г.

    Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература,1988г.

    А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.

    А.В. Хуторской. Технология Ж. Школьная технология, №4, 1998г.

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с понятием нравственности. Однако далеко не все знают его истинное значение. В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ведь многие люди ведут неправильный и бесчестный образ жизни. Что такое нравственность человека? Как она связана с такими понятиями, как этика и мораль? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Что означает понятие «нравственность»

Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность - это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.

У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.

Принципы нравственного поведения

Несмотря на то что нравственность - это сугубо индивидуальное понятие, в современном обществе все же существуют единые принципы. В первую очередь к таковым относится равенство прав всех людей. Это означает, что по отношению к человеку не должно быть дискриминации по половому, расовому или любому другому признаку. Все люди равны перед законом и судом, все имеют одинаковые права и свободы.

Второй принцип нравственности основывается на том, что человеку позволено делать все, что не идет вразрез с правами других людей и не ущемляет их интересов. Сюда можно отнести не только вопросы, регулируемые законом, но и морально-этические нормы. К примеру, обман близкого человека не является преступлением. Однако, с точки зрения нравственности, тот, кто обманывает, причиняет страдания индивиду, а значит, ущемляет его интересы и поступает аморально.

Значение нравственности

Некоторые люди считают, что нравственность - это лишь необходимое условие для того, чтобы попасть в рай после смерти. При жизни же она абсолютно не влияет на успешность человека и не приносит никакой выгоды. Таким образом, значение нравственности заключается в очищении нашей души от греха.

На самом деле подобное мнение является ошибочным. Нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом. Без нее в мире наступит произвол, и люди сами себя уничтожат. Как только в обществе пропадают извечные ценности и забываются привычные нормы поведения, начинается его постепенная деградация. Процветает воровство, разврат, безнаказанность. А если к власти приходят безнравственные люди, ситуация усугубляется еще больше.

Таким образом, качество жизни человечества напрямую зависит от того, насколько оно нравственно. Лишь в обществе, где уважаются и соблюдаются основные моральные принципы, люди могут почувствовать себя защищенными и счастливыми.

Нравственность и мораль

Традиционно понятие "нравственность" отождествляют с моралью. Во многих случаях эти слова используются как синонимы, и большинство людей не видит между ними принципиальной разницы.

Мораль представляет собой определенные принципы и стандарты поведения людей в различных ситуациях, выработанные социумом. Иначе говоря, она является общественной точкой зрения. Если человек следует установленным правилам, его можно назвать моральным, если же игнорирует, его поведение является аморальным.

Что такое нравственность? Определение этого слова отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку. Нравственность - довольно субъективное понятие. То, что является нормой для одних, недопустимо для других. Человека можно назвать нравственным либо безнравственным, основываясь только на своем личном мнении.

Современная нравственность и религия

Всем известно, что любая религия призывает человека к добродетели и почитанию основных нравственных ценностей. Однако современное общество ставит во главе всего свободы и права человека. В связи с этим некоторые божьи заповеди утратили свою актуальность. Так, к примеру, мало кто может посвятить один день в неделю служению Господу из-за насыщенного графика и быстрого ритма жизни. А заповедь «не прелюбодействуй» для многих является ограничением свободы построения личных отношений.

В силе остаются классические нравственные принципы, касающиеся ценности человеческой жизни и имущества, помощи и сострадания ближним, осуждения лжи и зависти. Причем теперь часть из них регламентируется законом и уже не может быть оправдана якобы благими намерениями, например, борьбой с иноверцами.

Современное общество имеет и свои нравственные ценности, которые не обозначены в традиционных религиях. Сюда можно отнести необходимость постоянного саморазвития и самосовершенствования, целеустремленность и энергичность, желание добиваться успехов и жить в достатке. Современные люди осуждают насилие во всех его проявлениях, нетерпимость и жестокость. Они уважают права человека и его желание жить так, как он считает необходимым. Современная нравственность делает упор на самосовершенствование человека, преобразование и развитие всего общества в целом.

Проблема нравственности молодежи

Многие люди говорят о том, что современное общество уже начало морально разлагаться. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь не задумывается над тем, что такое нравственность. Определение этого слова для них совершенно чуждо.

Очень часто современные люди ставят во главе всего такие ценности, как получение удовольствия, праздная жизнь и веселье. При этом они совершенно забывают о нравственности, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями.

Современная молодежь совершенно утратила такие качества личности, как патриотизм и духовность. Для них нравственность - это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Зачастую люди готовы совершить любое деяние ради достижения своих целей, совершенно не задумываясь о последствиях для других.

Таким образом, на сегодняшний день в нашей стране очень остро стоит проблема нравственности молодежи. Для ее решения потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны правительства.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже – в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один – в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, – раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .


И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее – Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм – религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог – это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира – И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других – свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир – это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) – точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная – это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей – биополя, которое отражает его мысли и чувства.
Проблема Нравственности и глобальный кризис общества

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека – за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» – в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество – это братство народов.
«Свобода» – в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода – это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» – в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть – это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» – в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы – временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» – в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд – высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» – в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе – мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» – в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья – гармония с Природой.

«Образование» – в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» – в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе – способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» – в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе – даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» – в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» – в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья – опора общества и государства.
«Свободное время» – в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса – повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!

О нравственности

В данном тексте описаны впечатления, которые получил автор, житель большого города, при посещении маленькой больницы в селе. В рассказе об этом событии освещены важные нравственные проблемы.

Проблема первая заключается в том, что человек на своём жиз­ненном пути проходит многие испытания на прочность своего нравственного чувства, и при этом его задача - всегда оставаться на высоте. Он не растеряет, сохранит в целостности свою совесть и своё понимание чести даже в самых неожиданных ситуациях. Комментарий: совесть для каждого человека является главным контролёром его поступков и его жизненного поведения.

Вторая проблема - социальная. В ней отражены неурядицы, неорганизованность и даже черты беспредела в такой важной сфере, как медицинское обслуживание на селе. Комментарий может быть обозначен следующим образом. Почему так бессер­дечны и корыстны врачи, почему так мучаются больные? В этом вопросе, скорее всего, повинно правительство, равнодушное и к сельским врачам, и к жителям этих удалённых от больших городов мест.

Я согласен с мнением автора. Аргумент первый. В мире много людей, для которых поступать по совести - важнейшая жизнен­ная заповедь. По первому каналу ТЦ неоднократно показывали сюжет о том, как турецкая женщина спасла русского юношу из, казалось бы, смертельной, безвыходной ситуации. Попавший в аварию, он оказался на краю гибели в чужой стране, но благо­даря её уходу выжил.

Аргумент второй. Человек высоконравственный никогда не поступится своей совестью; на своём пути к цели он не оттол­кнёт тех, кто более слаб, кто находится в стеснённых обстоя­тельствах. Пример тому - гуманитарная помощь российского общества попавшим в беду жителям Донбасса. Сотни тысяч переселенцев осели на просторах России. «КамАзы» с товарами первой необходимости постоянно прибывают на охваченную войной территорию, чтобы поддержать голодающих жителей юго-восточного региона Украины.

Герои, которые живут по законам добра, чести и совести, изо­бражены Л.Н. Толстым в романе «Война и мир», «…нет истины там, где нет простоты, добра и правды» - это изречение харак­теризует их наиболее полно. По инициативе Наташи Ростовой семья оставляет в захваченной врагами Москве немалые ценно­сти, чтобы спасти раненых. Во время пребывания в плену Пьера Безухова именно простой солдат Платон Каратаев помогает ему выдержать данные судьбой испытания. И Пьер очень благодарен этому маленькому, слабосильному человеку за его поддержку.

Таким образом, всегда нужно помнить о том, что, какие бы обстоятельства ни вовлекли человека в свой водоворот, он обя­зан думать не только о себе, но и о тех, кто рядом с ним.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности в произведениях русской литературы Аргументы к сочинению

2 слайд

Описание слайда:

Нравственность - Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей - жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, определяется какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность –самостоятельный выбор человека.

3 слайд

Описание слайда:

ПроблемЫ нравственности: Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с такими понятиями как: честь,совесть,достоинство, патриотизм, доблесть, честность, милосердие и т.д. Еще с давних времен все эти качества ценились человеком, они помогали ему в сложных жизненных ситуациях с выбором. По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», « Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки, былины, рассказы, повести и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности В литературе: В литературе встречаются произведения, которые затрагивают многие проблемы нравственности.

5 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности - эта проблема одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Л.Н. Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

6 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

7 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например, для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

8 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Тема родины – одна из главных в творчестве И.А. Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Произведение «Антоновские яблоки» проникнуто грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями

9 слайд

Описание слайда:

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

10 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма. Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Строки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился.

11 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь и проявила милосердие.

12 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше. Например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев проходит путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду».

13 слайд

Описание слайда:

Проблема чести и бесчестия В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьер Безухов вызвал на дуэль Долохова, защищая свою честь и достоинство. Обедая за столом вместе с Долоховым, Пьер был очень напряжен. Его беспокоили взаимоотношения Элен и Долохова. И когда Долохов произнес свой тост, сомнения Пьера ещё больше начали одолевать. А потом, когда Долохов выхватил письмо, предназначенное Безухову, произошел вызов на дуэль.

14 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

15 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти человека.

16 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

17 слайд

Описание слайда:

Проблемы жестокости, предательства в современного мире Героиня рассказа В.П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, а близкий друг предал и не защитил. И девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасительным, и она покончила с собой.

18 слайд

Описание слайда:

Проблема жестокости современного мира, людей. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «кровь по совести», изобретенная Раскольниковым, – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

19 слайд

Описание слайда:

Проблема истинных и ложных ценностей. Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

20 слайд

Описание слайда:

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. Все это воплощено в образе главной героини романа «Война и мир» Наталье Ростовой.

21 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира По-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. Таким примером может стать Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

22 слайд

Описание слайда:

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,-воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни - самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению.

23 слайд

Описание слайда:

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости В рассказе русского писателя Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. И во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу, забыв своего героя, а Данко умер.

24 слайд

Описание слайда:

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования. В повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприн рассматривают эту проблему через образ Желткова. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеиной. В знак своей пламенной любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь.

25 слайд

Описание слайда:

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова своим состраданием спасает от духовной гибели Родиона Раскольникова. Она добивается, чтобы он совершил явку с повинной, а затем идет с ним на каторгу, своей любовью помогая Родиону обрести утраченную веру.

26 слайд

Описание слайда:

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви Сострадание и милосердие - важные составляющие образа Наташи Ростовой. Наташа, как никто другой в романе, умеет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отдавая всю себя без остатка. Стоит вспомнить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам...». Она - сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили душу, а укрепили ее.

27 слайд

Описание слайда:

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку Жестокому отношению подвергся главный герой произведения А.Платонова «Юшка».Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку.

28 слайд

Описание слайда:

Проблема человеческой духовности Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

29 слайд

Описание слайда:

Проблемы взяточничества, мещанства Ярким примером являются герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». К примеру, городничий Сквозник - Дмухановский, мздоимец и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, был убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения «пустить пыль в глаза»

30 слайд

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.