Полезные советы для девочек-подростков. Воспитание девочки подростка

Маковский Владимир Егорович " Крестьянские дети"

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

Хозяйство водить - не разиня рот ходить

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причем взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.

Наша справка . Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

Отец сына не на худо учит

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной. Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

История победы императора Траяна над могучим варварским царством это не просто история из-под пера. Это событие, слава которого вырезана в 155 сценах на спиральном фризе могучей монументальной колонны, что завораживает и поныне.

Триумф Императора.

Колонна Траяна со статуей святого Петра, установленной папой в эпоху Возрождения на вершине, возвышается над руинами Форума Траяна, который когда-то включал две библиотеки и большую площадь для граждан и просторную Базилику. Строительство Форума велось за счет военных трофеев, добытых из Дакии.

Сражавшийся бок-о-бок со своими воинами в кампаниях между 101 и 106 годами н.э., император Траян собрал десятки тысяч римских легионеров, пересекших Дунай через два самых длинных моста, которые когда-либо видел античный мир. Победа Траяна продемонстрировала наглядную мощь Рима, в пике принципата: сокрушив могучее варварское царство на дерновых полях их горного дома дважды, методично стерев его с лица древней Европы.

Война Траяна с даками, чья страна располагалась на территории нынешней Румынии, стала определяющим событием его 19-летнего правления. Богатства, привезенные в Рим были ошеломительны. Один современник-летописец хвастался, что завоевание принесло государству свыше 200 тонн золота и 450 тонн серебра, не говоря уже о новой плодородной провинции.

Реконструкция внешнего вида моста Траяна инженера Э. Дюперрекса (1907 год)

Добыча буквально изменила ландшафт Рима. В ознаменование победы Траян распорядился построить новый форум, который включал бы в себя просторную площадь, окруженную колоннадами, две библиотеки, большое общественное здание, известное как Базилика Ульпия, и, возможно, даже храм. Форум был «чудом под открытым небом », один из ранних историков восторгался, что никакого разоряющего слов смертного описания не хватит, чтобы описать оное.

Над форумом возвышалась каменная колонна высотой 38 метров, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Спиралью возвышающаяся вокруг колонны полоса барельефа, как современный комикс - это повествование о Дакийских кампаниях: тысячи искусно вырезанных римлян и даков маршируют, строят, сражаются, плывут, крадутся, ведут переговоры, умоляют и гибнут в 155 сценах. Завершенная в 113 году колонна простояла более 1900 лет.

Колонна является одной из самых характерных монументальных скульптур, переживших падение Рима. На протяжении веков классицисты относились к резьбе как к визуальной истории войн, с Траяном как героем и Децебалом, дакийским царем, как его достойным противником. Археологи тщательно изучили сцены, чтобы узнать об униформе, оружии, снаряжении и тактике римской армии.

Срисовка с рельефа: дакийцы сдающиеся на милость Траяна

Обманчивая колонна. Героическая хроника завоевания или сборник рассказов?

Колонна имела большое влияние и вдохновляла более поздние памятники в Риме и по всей империи. На протяжении веков, по мере разрушения городских достопримечательностей, колонна продолжала завораживать и внушать благоговейный трепет. Папа эпохи Возрождения заменил статую Траяна статуей святого Петра, чтобы освятить древний артефакт. Художники спускали себя в корзинах сверху, дабы детально изучить его. Позже он стал излюбленной достопримечательностью для туристов: немецкий поэт Гёте поднялся по 185 внутренним ступеням в 1787 году, чтобы «насладиться этим несравненным видом ». Гипсовые слепки колонны были сделаны уже в 16 веке, и они сохранили детали, которые стерли кислотные дожди и загрязнение. Дебаты все еще кипят над конструкцией колонны, смыслом и, прежде всего, исторической точностью. Иногда кажется, что существует столько же интерпретаций, сколько резных фигур, а их 2662!

По словам археолога Филиппо Коарелли, работая под руководством императора, скульпторы следовали плану создания колоннадной версии свитка Траяна на 17 барабанах из лучшего Каррарского мрамора. Император - герой этой истории. Он появляется 58 раз, изображается как хитрый командир, опытный государственный деятель и благочестивый правитель. Здесь он произносит речь перед войсками; там он задумчиво совещается со своими советниками; там он присутствует при жертвоприношениях богам. «Это попытка Траяна показать себя не только командиром» - «говорит Коарелли, «но и культурным деятелем ».

Разумеется, Коарелли спекулирует. Какой бы вид они не имели, но воспоминания Траяна давно исчезли. На самом деле улики, почерпнутые из колонны и раскопок в Сармизегетузы, Дакийской столице, говорят о том, что резьба повествует больше о римских предубеждениях, чем о действительности.

Джон Коулстон, эксперт по Римской иконографии, оружию и экипировке из Университета Сент-Эндрюса в Шотландии, изучал колонну вблизи в течение нескольких месяцев со строительных лесов, которые окружали ее во время реставрационных работ в 1980-х и 90-х годах. Будучи автором диссертации об этом монументе, Джон предостерегает, что необходимо сторониться современных интерпретаций и трактовок при чтении памятника. Коулстон утверждает, что за резьбой не стоял ни один гений. Небольшие различия в стиле и очевидные ошибки, такие как окна, которые нарушают сцены и сами сцены, находящиеся на непоследовательной высоте, убедили его, что скульпторы создавали колонну на лету, полагаясь на то, что они слышали о войнах.

Работа, по его мнению, была больше «вдохновлена», чем «основана». На большей части колонны не так уж много изображено сражений для двух войн. Менее четверти фриза демонстрируют сражения или осады, а сам Траян никогда не показывается в бою. Тем временем легионеры-хорошо обученный костяк римской военной машины-заняты строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже уборкой урожая. Колонна изображает их как силу порядка и цивилизации, а не разрушения и завоевания.

Война никогда не меняется.

Колонна подчеркивает огромные масштабы империи. Армия Траяна включала в себя африканских кавалеристов, иберийцев-пращников, лучников из леванта в остроконечных шлемах и гологрудых немцев в штанах, которые казались бы варварством для римлян в тогах. Они все сражаются с даками, предвкушая, что любой, независимо от происхождения, сможет стать римским гражданином. Любопытно, что сам Траян родом из Римской Испании.

Некоторые сцены остаются неоднозначными, а их интерпретации противоречивыми. Неужели осажденные Дакийцы тянутся за чашей, чтобы совершить самоубийство, выпив яд, вместо того, чтобы столкнуться с унижением от рук побеждающих римлян? Или они просто хотят пить? Знатные даки собрались вокруг Траяна для сдачи или переговоров? А как насчет изображения женщин, пытающих без рубашки, связанных пленников-римлян с пылающими факелами? Эрнест Оберлендер-Тырновяну, глава Национального музея истории Румынии, не согласен: «Это, определенно, дакийские заключенные, которых пытают разъяренные вдовы убитых римских солдат». Как и многое в колонне, то, что вы видите, как правило, зависит от того, что вы думаете о римлянах и даках.

Среди римских политиков «дакиец» был синонимом двуличия. Историк Тацит называл их «народом, которому никогда нельзя доверять ». Они были известны тем, что требовали денег на защиту из Рима, а сами отправляли воинов на рейды в ее пограничные города. В 101 году Траян двинулся, чтобы наказать беспокойных даков. В первом крупном сражении Траян победил даков в битве при Тапае . Буря указала римлянам, что бог Юпитер на их стороне. Это событие наглядно отражено и на Колонне.




1 из 2

Юпитер, метающий молнии и современный арт битвы

После почти двух лет битвы царь даков Децебал заключил договор с Траяном, а затем быстро разорвал его.

Рим был предан слишком много раз. Во время второго вторжения Траян не возился. Достаточно посмотреть на сцены, которые показывают разграбление Сармизегетузы или деревни в огне. Но когда Даки были побеждены, они стали излюбленным объектом для римских скульпторов. На форуме Траяна были десятки статуй красивых бородатых Дакийских воинов, гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Разумеется, такое послание предназначалось римлянам, а не выжившим дакам, большинство из которых были проданы в рабство. Никто из даков не смог бы прийти и увидеть колонну. Это было создано для римских граждан, чтобы продемонстрировать силу имперской машины, способной завоевать такой благородный и свирепый народ.

В визуальном повествовании, которое тянется от основания колонны к ее вершине, Траян и его солдаты торжествуют над даками. В этой сцене из гипса и мраморной пыли, отлитой между 1939 и 1943 годами, Траян (слева) наблюдает за битвой, в то время как два римских ауксилария протягивают ему отрубленные головы врага.

За две кровопролитные войны буквально вся дакия была опустошена, Рим не оставил от столицы и камня на камне. Один из современников утверждал, что Траян взял 500 000 пленных, привезя около 10 000 в Рим для участия в гладиаторских играх, которые проводились в течение 123 дней. Поистине, новый Карфаген. Гордый правитель Дакии избавил себя от унижения капитуляции. Его конец вырезан на колонне с этой сценой. Опустившись на колени под дубом, он поднимает длинный изогнутый клинок к собственной шее.

Смерть Децебала

«Децебал, когда его столица и всё его царство были оккупированы и ему самому грозила опасность быть захваченным, покончил жизнь самоубийством; и его голову привезли в Рим », - писал столетие спустя римский историк Кассий Дион.

По-варварски цивилизованные.

Колонна Траяна может и пропаганда, но археологи говорят, что в ней есть доля правды. Раскопки на Дакийских стоянках, включая Сармизегетузу, продолжают обнаруживать следы цивилизации, гораздо более изощренной, чем подразумевалось под «варварским», пренебрежительным термином римлян. У даков не было письменности, поэтому то, что мы знаем об их культуре, фильтруется через римские источники. Многочисленные свидетельства говорят о том, что они веками доминировали в регионе, совершая набеги и требуя дани от своих соседей. Даки были искусными мастерами по металлу, добывали и плавили железо, золото для создания великолепных украшений и оружия.

Сармизегетуза был их политической и духовной столицей. Разрушенный город ныне находится высоко в горах центральной Румынии. Во времена Траяна 1600-километровое путешествие из Рима заняло бы месяц как минимум. Высокие буковые деревья, бросая холодный оттенок даже в теплый день на широкую каменную дорогу ведущую от толстых, наполовину погребенных стен крепости вниз, к широкому, плоскому лугу. Это зеленое пространство-терраса, высеченная на склоне горы, была религиозным сердцем дакийского мира.

Римляне, загружающие вьючный транспорт добытыми трофеями из города

Последние археологические данные подтверждают впечатляющее для такого недружелюбного народа искусство архитектуры, некоторые веяния сюда были занесены даже влиянием Рима и Эллады. Большое количество искусственных террас на более чем 280 гектарах занимаемой городом площади и нет никаких признаков того, что Даки выращивали здесь пищу. Нет возделываемых полей. Вместо этого археологи обнаружили остатки плотных скоплений мастерских и домов, а также печи для переработки железной руды, тонны готовых к работе железных кусков и десятки наковален. Похоже, город был центром производства металла, снабжая других даков оружием и инструментами в обмен на золото и зерно.

Дакийцы превращали драгоценные металлы в украшения. Эти золотые монеты с римскими изображениями и браслетами из руин Сармизегетузы, и восстановлены в последние годы.

После падения Сармизегетузы были разрушены самые святые храмы и алтари Дакии. Все было демонтировано римлянами. Остальная Дакия тоже была опустошена. В верхней части колонны видна развязка: деревня, преданная огню, даки, спасающиеся бегством, провинция, пустая от всех, кроме коров и коз.

Опустошенная Дакия в самом конце истории

На этой ноте, пожалуй, можно и завершить рассказ об интересностях сей внушительной, без преувеличения влиятельной и в целом весьма красивой в своё время постройки.

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Сегодня нам предстоит узнать лучшие советы для девочек-подростков всех возрастов. Этот период для женщины сам по себе является очень важным, с точки зрения психологии, физического развития. В подростковом возрасте организм преобразуется и готовится ко вступлению во взрослую жизнь. Это время многие родители переживают с трудом - поладить с почти сформировавшейся личностью бывает трудно. Да и самим девочкам приходится сталкиваться с новыми для них явлениями и изменениями. Как себя вести в этот период? Какие можно дать советы для девочек-подростков (11 лет и старше)? Что поможет их правильному развитию?

Внимание: гормоны!

Сам по себе характеризуется так называемой игрой гормонов. Это относится и к мальчикам, и к девочкам. Только у парней выражаются подобные изменения в основном только в поведении: они становятся более самостоятельными. А вот девочкам приходится труднее. У них гормоны оказывают огромное влияние на здоровье в целом. Первое, на что стоит обратить внимание, - это Период начинается приблизительно в 11-12 лет. У некоторых он наступает раньше.

В отличие от юных леди, парни проходят этот этап немного позже, поэтому, можно сказать, им немного проще его переносить. Советы для девочек-подростков можно дать разные. Но если уж и говорить о половом созревании и гормонах, то не стоит бояться их. И стесняться изменений, происходящих в организме. Будьте готовы к тому, что у вас, например, начнёт расти грудь, появятся прыщи и угревая сыпь. Они являются закономерной реакцией организма. Это нормально - нечего стесняться. Морально настраивайтесь на то, что теперь ваше здоровье почти полностью сформировано для взрослой жизни.

Критические дни

На что ещё нужно обратить внимание? Например, на то, что половое созревание у девушек не проходит бесследно. Как уже было сказано, изменения начинаются в организме, причём видимые: грудь увеличивается, бёдра округляются, кожа немного портится. Это нормально. Также стоит отметить, что в подростковом возрасте у девушек начинаются Они зачастую пугают ещё неопытных маленьких девочек. В среднем уже в 10-11 лет можно столкнуться с так называемыми месячными.

Советы для девочек-подростков в обязательном порядке содержат пункты по моральной подготовке и дальнейшему поведению. Не пугайтесь первых критических дней - это первый признак того, что вы стали взрослой. Они у вас будут наступать теперь ежемесячно с определённым интервалом: 28-30 дней. Заведите календарик, который поможет высчитать точный период подобного события. Это очень важно и для подростка, и для взрослой женщины. Если вы придёте на приём к гинекологу, то про критические дни вас будут расспрашивать очень активно.

Не нужно пугаться, если месячные у вас слишком обильные или болезненные. Так бывает, но со временем организм приспосабливается и процесс нормализуется. Если терпеть нет сил, лучше обратиться к врачу. Он поможет подобрать хорошее и безопасное обезболивающее.

Уход за собой

Советы девочкам-подросткам по можно давать бесконечно. Разумеется, очень многое зависит от вас и ваших целей. Кто-то уже в этом возрасте придаёт внешности огромное значение, а некоторые не видят смысла в том, чтоб убивать время перед зеркалом. Разумеется, в подростковом возрасте стоит следить за собой. Ведь вы уже юная леди, которая почти готова ко взрослой жизни. Желательно запастись специальными масками и кремами для подростковой кожи, умываться со скрабами и делать пилинги хотя бы раз в неделю.

Особо актуально это для тех, кто испытывает определённые проблемы с кожей из-за гормонов. Только перебарщивать не нужно. Особенно с декоративной косметикой. Советы для девочек-подростков часто указывают на то, что нужно краситься и всеми силами показывать - вы уже взрослая. Но это не совсем правильно. Да, декоративную косметику никто не отменял, но всё должно быть в меру. Желательно сохранять свою естественную красоту, которая подчёркивается лёгким макияжем: без тонны разнообразной пудры, теней, тональных кремов и прочих женских радостей.

Отношения

Следующий этап, который нельзя пропустить - это проявление интереса к противоположному полу. В подростковом возрасте у людей начинает появляться первая любовь, робкий поцелуй, трепетные отношения. Это нормально. Замыкаться в себе, тем более девочкам, не нужно. Это не совсем нормально.

Наоборот, хорошие советы для девочек-подростков обязательно указывают на то, что нужно больше общаться с противоположным полом. Но только без маниакальной задачи - найти себе парня. Просто заводите новых друзей среди юношей, общайтесь с ними, развлекайтесь и проводите больше времени вместе.

Бояться отношений не нужно. Если кто-то симпатичен вам, не бойтесь делать первый шаг. Может быть, это действительно ваша судьба! Но будьте готовы получить отказ. Отношения - вещь непростая. Здесь бывают и успехи, и провалы. Тем не менее отказываться от обычного и полностью погружаться в них не нужно. Правильно вести себя помогут советы психолога: девочке-подростку профессионалы часто рекомендуют - бегать за мальчиками не нужно. Даже если все девушки в восторге от кого-то. Это не совсем правильно. Лучше не бойтесь делать первый шаг по отношению к тому, кто вам действительно интересен и приятен.

Своё мнение

Подростковый период для любого человека очень трудный. И не все способны пережить его без негативных последствий. Именно в это время в организме происходит гормональная и физическая перестройка: ребёнок становится реальной личностью со своим мнением. Для родителей такое поведение часто оказывает неприемлемым, отсюда и возникают огромные проблемы.

Советы для девочек-подростков 14 лет (и старше) часто указывают на то, что придётся хорошенько подготовиться. Теперь вы должны будете учиться отстаивать своё мнение перед родителями. Если вы с чем-то несогласны - не молчите. Скандалы, ссоры и обиды - всё это практически неизбежно. Лучше вести себя так, чем прогибаться под родительский авторитет. Если не научитесь отстаивать свою точку зрения сейчас, то потом все будут пользоваться этим. Но делать это нужно грамотно, без агрессии.

Да, на открытый конфликт лучше не соглашаться. Для начала пытайтесь мирно объяснить и обосновать, почему и с чем вы несогласны, как хотите действовать. Если у вас понимающие родители, они примут вас. Нет? Тогда только бунт. Бунтарство, конечно же, не самый лучший вариант, но иногда без него не обойтись. Главное, не перегибать палку. Учитесь говорить «нет», если ваши интересы нарушаются. Неважно, кому: родителям или друзьям. Иначе вам в будущем просто сядут на шею. Только делайте это без истерик, злости, грубости, давления и шантажа.

Обучение

Не забывайте о школе. Под влиянием гормонов не хочется иногда учиться или заниматься делами. Да, придётся трудно, но тем не менее пропускать уроки не нужно. Уделяйте занятиям должное внимание, но и не превозносите их выше своих принципов и интересов. Во всём ищите гармонию.

Кстати, если вам уже есть 14 лет, можете параллельно устроиться на подработку. Это прекрасный способ показать всем, что вы теперь не ребёнок, а уже сформировавшаяся личность. Зарабатывайте себе на карманные расходы сами, приобщайте себя к труду - без него не выжить во взрослом мире.

К слову, в 16 лет можно запросить эмансипацию. Если вы можете сами обеспечить себе жильё, а также пищу и обучение, при помощи суда можно запросить досрочное наступление дееспособности. Это сложно назвать советом, так как в юном возрасте не все готовы взвалить себе на плечи такую ношу. Но если у вас есть такая возможность, почему бы и нет? Только помните, согласие родителей необходимо. С ними лучше не ссориться, так как без поддержки семьи даже взрослому человеку бывает тяжело.

Спокойствие и проблемы

Полезные советы для подростков-девочек на этом не заканчиваются. Стоит обратить внимание на то, что именно в юном возрасте придётся учиться сохранять спокойствие. Эта рекомендация относится и к мальчикам, и к девочкам. Вы не должны бунтовать и дебоширить слишком сильно: учитесь самоконтролю. Или самостоятельно, или при помощи психолога.

Если у вас есть какие-то переживания и эмоции, не держите их в себе. Но и не выставляйте их на всеобщее обозрение. Желательно обратиться за помощью к родителям, лучшим друзьям или специалисту. Запомните: психолог - вовсе не ваш враг. Он нередко способен помочь девочке-подростку стать самой настоящей девушкой, а затем и женщиной с приличными взглядами на жизнь. Обращение к таким врачам - не позор, а, скорее, достижение для современного человека.

Сохранять спокойствие, кстати говоря, помогают многие приёмы. Во-первых, можно принять горячую ванну или душ. Во-вторых, некоторые занимаются медитациями. В-третьих, негативные эмоции можно выплеснуть в спортзале или на подушке/груше. Главное, не держать в себе то, что накопилось внутри. Придумайте личный способ снятия стресса!

Образ жизни

Советы для девочек-подростков в обязательном порядке содержат в себе некоторые рекомендации по ведению образа жизни. Всё дело в том, что дети в этот период начинают резко меняться. Вместе с этим трансформируется их образ жизни. Старайтесь не поддаваться соблазнам, которые выражаются в виде вредных привычек. Подростки часто начинают пить и курить, чтобы казаться взрослыми. Это неправильно. Ведите здоровый образ жизни, не губите своё здоровье.

Также не подражайте своим ровесникам в этом вопросе. Ведь зачастую можно связаться с плохой компанией, которая научит вас дурным принципам. Курение, алкоголь, наркотики - ваши враги. Во всех смыслах. Не поддавайтесь на соблазны выглядеть «круто», «по-взрослому». В глазах общества вы, наоборот, смотреться будете как маленький и глупый ребёнок.

Цели в жизни

Советы для девочек-подростков (12 лет и старше) - это не те правила, которым нужно безоговорочно следовать. Это всего лишь некие наставления, которые помогут вашей личности сформироваться с минимальным стрессом. Обратите внимание на последний факт - нужно определиться уже сейчас с целями в жизни.

Проанализируйте всё, чего вы хотите добиться. Например, выучиться (на кого именно), работать (где и кем), выйти замуж, родить детей... И в зависимости от собственных желаний. Например, не стоит пытаться стать профессором, если для вас задача - это только семья, дети и домашнее хозяйство. Лучше посвятить себя больше кулинарии, рукоделию, изучению психологии. Хотите строить карьеру? Тогда всё делайте для этого. Расставленные приоритеты помогут вам в будущем.

Главное, не бойтесь. Здесь вы, скорее всего, столкнётесь с непониманием и непринятием родителей вашей точки зрения. Как показывает практика, старшее поколение старается спланировать за подростков всю их жизнь (неважно, из каких побуждений). Следовать родительскому сценарию - это значит загубить себя как личность. Отстаивайте свою точку зрения, расставляйте приоритеты и наслаждайтесь молодостью!

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К 10 годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Любопытно читать об этом, наблюдая перед глазами современных девочек в этом возрасте.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся.

Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить - не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.

Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.

Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью.

Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.