Материал на тему: как разговорить молчуна? Как разговорить молчуна — советы для родителей, основные секреты

Всем известно, что есть открытые люди, так называемые, экстраверты, а есть закрытые– интроверты. Такие характеры контрарны и, кажется, таким людям не суждено быть вместе. Но бывает так, что экстраверт-девушка влюбляется именно в закрытого мужчину, настоящего молчуна. Любовь, страсть, возбуждение – все это есть. Но что в обычной жизни делать? Обычно, любые изощрения девушки вытащить любимого на эмоции наталкиваются на холодную стену мужчины-интроверта: он молчит, скрывает себя и старается уходить от эмоций. Что делать в таком случае? Как растормошить эмоционально закрытого мужчину?

  • Почему мужчина бывает закрыт? Откуда берутся скрытные мужчины?
  • Как понять закрытого мужчину?
  • Можно ли изменить мужчину: и из закрытого сделать открытым, чтобы он больше выражал свои эмоции наружу?
  • Как быть счастливой с очень скрытным мужчиной?

Эмоциональной женщине иногда в пару попадается полная её противоположность – мужчина скрытный и молчун. И в самом начале их отношений происходит настоящая канитель: она всеми силами старается его вывести на эмоции: водит в театр, приглашает на каток, в клуб, на концерт. А он, хоть и поддается на все эти походы, остается таким же, как и есть: закрытым«чурбаном». Со временем обороты у девушки уменьшаются, но все равно остается в их отношениях некоторое напряжение: нет-нет, да и упрекнет она его в закрытости, молчаливости. Хочется ей, чтобы все было иначе. Хочется, но никогда не получается.

Почему мужчина закрыт?

Для того, чтобы понять, как растормошить своего мужчину, необходимо раскрыть причину его закрытости. Мы все, в силу своей эгоистической природы, чаще всего судим другого человека исключительно через себя. Якобы он такой, какой он есть, потому что… и дальше называется причина, которая близка самой девушке.

Например, он якобы не любит девушку, что она ему не дорога, поэтому не открывается к ней всем сердцем и душой. И чем больше таких размышлений приходит в голову, тем больше приходит разочарования в сердце девушки. Поэтому давайте эти эмоциональные раскачки в стиле «он меня не любит, все пропало» сразу отставим в сторону и договоримся в одной аксиоме - причина скрытности человека как правило лежит в нем самом . И ответ на вопрос «почему мужчина закрыт?» надо искать не в себе, а в нем – присмотреться к НЕМУ поближе и понять, как с ним правильно взаимодействовать.

Итак, действительно есть скрытые мужчины. Просто потому что они такими родились. Объясняется это особенностями их характера, и скрытность – это проявление их желаний и привычек. Через системно-векторную психологию Юрия Бурлана , новейший психоанализ, мы можем понять, какие мужчины бывают скрытными и закрытыми. Изучая 8 векторов мы легко поймем причины такого поведения.

Мужчина с обонятельным вектором – это очень скрытный человек, его нормальное состояние – это меланхолия.

Мышечный человек тоже интроверт. Он неразговорчив и безэмоционален, предпочитает монотонию.

Как понять закрытого мужчину?

Если человек от природы родился интровертом, то изменить его, переиначить не получится. Как бы не хотелось, и сколько бы усилий не прилагалось. А все попытки изменить ситуацию: разговорить мужчину молчуна, раскрыть скрытного мужчину, нередко приводят в обратному эффекту: в паре начинаются обиды, злость, непонимание .

Для того, чтобы понять насколько это неприятно, просто представьте на минуточку, если бы вас, эмоциональную девушку, заставили специально скрывать свои эмоции. Любой всплеск радости, веселости, смеха вызывал бы упрек и неприязнь. «Почему ты такая эмоциональная? Будь закрытой, как все! Ты такая эмоциональная, ты меня прессуешь своими эмоциями. Ты наверное не любишь меня!» - говорил бы вам любимый человек. Эмоциональность – это просто ваша милая особенность, которая есть далеко не у всех.

Единственный способ жить в гармонии с любимым человеком – это относится к его свойствам не с претензией, а с пониманием особенностей характера. Не всегда наши собственные черты лучшие, есть и у нас недостатки. И суть любви в том, чтобы уметь понять и принять свою вторую половинку , а не полностью переделать его под себя.

    “Карты хорошие, но к сожалению мне достался набор из бракованной партии - рубашки нескольких карт другого цвета. Все зеленоватые, а несколько малиновых. В закрытую этот набор использовать уже нельзя. Я была бы рада, если бы мне заменили эти несколько карт на стандартный цвет.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    все отзывы

Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.

Как в норме развивается речь?

Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:

8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;

3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;

5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;

12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;

24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;

2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;

3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;

4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.

Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.

Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».

Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.

Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

Почему ребёнок не разговаривает?

Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.

На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:

Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;

Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);

Осложнённая родовая деятельность;

Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);

Патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.

Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.

Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.

{reklama2}

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.

Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.

Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.

В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:

Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;

Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;

Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;

Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;

Забавы с различными вкладышами;

Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;

Игры с пластилином или мягким тестом.

Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.

Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!

Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:

1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.

2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.

3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.

4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.

5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.

6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.

7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.

Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.

Игрушки для неговорящего ребёнка

Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.

Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.

Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.

Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.

Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.

Для тех, у кого есть определенные проблемы с речью, существуют свои логопедические диагнозы. К каждому из них нужен свой подход и терпение, ведь к тому моменту, когда ребенок дозреет до полноценного словесного общения с людьми, его психика может быть серьезно и необратимо деформирована. Как этого не допустить, нам рассказала Татьяна Василенко, логопед-дефектолог центра «Всезнайка».

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ. Заподозрить нарушение речи у своего малыша можно с первых месяцев жизни. К примеру, если он к концу 1 месяца никогда не кричит перед кормлением, к концу 5 месяца не произносит отдельных звуков и слогов, например, га-га-га, ма-ма-ма, а к концу 7 месяца не узнает голосов близких и не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком. Ну, а если он к 15 месяцу не научился говорить хотя бы слова «мама» и «папа», не может показать части тела, которые ему называют, то тут уже явно есть повод задумать о визите к логопеду-дефектологу.

У СПЕЦИАЛИСТА. Есть один нюанс: если логопед не понравится малышу - толку от такого лечения не будет. Поэтому, если вы видите, что контакта между ними нет, ищите другого специалиста. В ходе обследования врач проведет осмотр и оценит степень нарушения речи ребенка. При необходимости он может направить его на дополнительные исследования, например, на ЭЭГ (электроэнцефалограмму), а также на прием к психоневрологу, психологу и ЛОРу. Обычно такого комплекса достаточно, чтобы понять, как лечить молчуна. Лечение специалиста может включать специальные занятия по развитию речи, а также артикуляционный массаж, цель которого - разработать артикуляционные органы. Но много зависит и от родителей - ведь большую часть времени ребенок находится именно с ними.

ВРАЧЕБНЫЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Зоопарк. Игра в зоопарк для ребенка - одна из самых развивающих

Народные помощники. Начиная с самого рождения, развивайте слух и лепет малыша. Для этого читайте ему народные потешки, прибаутки, сказки, пойте колыбельные, эмоционально окрашенным голосом. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много ярких описаний внешнего мира, а рифма и положительная эмоциональная окраска делает усвоение более успешным.

Говорите по-взрослому. Когда малыш начинает пытаться произносить первые звуки, ему нужно помочь сформировать правильное произношение. Постоянное упрощение слов («би-би» - машина, «ав-ав» - собака и т.д.) делает речь малыша неполноценной. Поэтому, показывая своему ребенку мир, старайтесь говорить с ним на равных, избегая сложных предложений и примитивизма.

Выражайте свои чувства словами. Родители часто общаются с ребенком посредством чувств, жестов, прикосновений, улыбок, считая, что малышу этого достаточно, забывая о словах. Эта ошибка может стать причиной задержки речевого развития. Поэтому когда вы целуете или гладите грудничка, объясняйте ему словами свои действия.

1-3 ГОДА

Усики. Ваш малыш уже научился пить с помощью соломинки? Самое время начать тренировать мускулатуру рта. Пока он рисует или смотрит телевизор, пусть держит во рту соломинку для коктейля, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.

Развиваем уздечку. Причиной шепелявости или картавости, когда малыш не может произнести «верхние» звуки - ш, ж, р, л может быть т.н. короткая подъязычная уздечка. Если язычок ребенка с трудом поднимается к твердому небу, попробуйте «растянуть» уздечку. Для этого давайте малышу вылизывать блюдца или тарелки со сладким вареньем или медом, если он не аллергик. Если за год это не поможет, можно сделать легкую операцию - подрезание уздечки.

Ищем особенности. Это упражнение нужно выполнять при помощи любимой книги малыша. В этом возрасте ему еще сложно описать все, что он видит на картинке, но вполне под силу заметить особенности нарисованных фигур и предметов. Рассматривайте вместе с малышом картинки и просите его описывать то, что он видит. Например: на картинке собачка, она маленькая, она бежит, сидит или есть и т.д. Таким образом вы обогатите словарный запас ребенка и сформируете понятия явлений, предметов, действий.

Повторяем слово. Эта игра подходит для ситуаций, когда вся семья в сборе. Иногда малыш отказывается повторять слова, но с удовольствием делает это, когда повторят не один он. Например, показывая на лампу, назовите громко и четко ее, затем пусть повторит слово папа, бабушка и только потом дойдет очередь до ребенка. Так он будет чувствовать себя членом большой команды и с удовольствием повторит слова.

Зоопарк. Эта игра развивает воображение и артикуляцию малыша, учит отличать взрослых животных от детенышей. Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Рассмотрите их вместе с ребенком. Затем покажите ребенку картинку с одним из зверьков. Спросите у него, как это животное «разговаривает». После того, как ребенок изобразит его «голос», спросите, как называется детеныш этого животного. На этом этапе дети часто придумывают несуществующие понятия (например, конь-коненок). Исправляйте ребенка и просите повторить правильный ответ. Затем спросите, как делает детеныш. Иногда различия могут быть значительными и ребенок должен это знать (например, курочка - «ко-ко-ко», а цыпленок - «пи-пи-пи»).

Посмотри и расскажи. В этом возрасте малыш уже может связно рассказать о том, что он видит на картинке. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка или пазлы. Ваша задача - втянуть ребенка в игру «вопрос-ответ». Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: что, где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему и др. Используйте фразы: «а как ты думаешь, может быть здесь имеется в виду.., или, а как бы ты поступил…». Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Это помогает ребенку научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Интервью. Предложите ребенку взять интервью, как настоящий журналист. Вы можете стать любым кумиром малыша (героем из мультиков, сказок), с которым ему было бы интересно пообщаться. Ваша задача - включить свою фантазию и давать развернутые ответы. А задача ребенка - правильно задать вопрос (на неправильные вопросы вы отвечать не должны). Так вы не только научите малыша отвечать на вопросы, но и разовьете диалогическую речь малыша.

Загадки. Загадки разносторонне развивают речь детей. В них в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Но, чтобы такое занятие не надоело ребенку, требуйте у него доказательства правильного ответа. Например, если малыш легко отгадал загадку о морковке (красна девица сидит в темнице, а коса на улице), попытайтесь его запутать. Например, скажите, что малина тоже красного цвета, может это и есть правильный ответ? Если малыш скажет, что «в темнице» означает в земле, а малинка растет на кусте, предложите ему редиску и т.д. Ребенок должен понять, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в правильном ответе.

Скороговорки. Если у вашего ребенка проблемы с дикцией, попробуйте проговаривать с ним скороговорки. У дошкольников еще недостаточно скоординирован речевой аппарат и некоторые из них нечетко выговаривают слова, глотают окончания или, наоборот, излишне растягивают слова. Скороговорки могут исправить эти нарушения и выработать правильное произношение.

Одним словом. Поиграйте с ребенком в игру, которая обогащает словарный запас, развивает внимание и логику. Для этого вам нужно загадать слово и дать ребенку его описание, не используя самого названия. А ребенок должен отгадать это слово. Например, яркий, красочный, бумажный предмет, в котором много букв и картинок (книга).

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

сборка советов из разных источников. Хочу применять их сама по очереди, так как мы не разговариваем ещё и может кому тоже пригодится.

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств - выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило - лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома - на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц - делаем вместе с мамой!

Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» - вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую .

При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.