Как воспитывать близнецов. Как правильно воспитывать двойняшек. Советы для родителей близнецов

Появление в семье близнецов – это двойное счастье. Ведь новорожденные еще до появления на свет имеют друга, связь с которым длится всю жизнь. В период их рождения родители сталкиваются с определенными трудностями, так как двое маленьких детей – это действительно сложно. Каждый из них требует внимания, ухода. Правильное воспитание близнецов – это основа, которую должны взять за правило родители. Ведь именно ошибки, допущенные в воспитании, могут сказаться на их дальнейшей жизни.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности

Рождение близнецов можно назвать чудом, которое может произойти в 1% случаев. Природа позаботилась о том, чтобы женщина могла выносить и родить здорового ребенка. Поэтому матка рассчитана на один плод. Но вынашивание одновременно 2, 3 и больше детей также возможно. Естественно, беременность в таких случаях протекает сложнее, ведь присутствует огромная нагрузка на женский организм. Да и после появления детей на свет ему требуется больше времени для восстановления.

На сегодняшний день близнецы появляются на свет, как правило, путем кесарева сечения. При этом их рост и вес могут быть слишком маленькими. Но после года малышам удается набрать все необходимое. И после 2 лет они ничем внешне не отличаются от обычных детей. Но все же близнецы особенности в развитии определенные имеют:

  • Позже начинают говорить и ходить;
  • Живут в своем маленьком мире;
  • Чувствуют переживания брата или сестры на расстоянии;
  • Не очень хорошо учатся в школе;
  • Могут испытывать трудности в семейной жизни.

Интересно! В древних мифах близнецов олицетворяли как божественных созданий, которые имели определенный дар. Считалось, что их общение может происходить без слов.

Не «Мы», а «Я»

Воспитанию близнецов в семье должно уделяться большее внимание, чем одному ребенку. И связанно это вовсе не со временем, которое требуется потратить, а с особенностями этого процесса. Очень часто родители с того похожих между собой детей, делают и вовсе одинаковых. Они одевают их одинаково, прививают любовь к одному и тому же хобби.

Все это дает предпосылки для того, чтобы окружающие люди воспринимали детей, как одно целое, а ведь каждый из них – это индивидуальная личность. Поэтому детям в более старшем возрасте следует дать возможность самостоятельно выбирать себе гардероб, а в младенческом этим вопросом должны заняться родители.

С рождения у детей нужно развивать индивидуальность. А любые попытки со стороны родственников уровнять их – предотвращать. Довольно часто родители не уделяют внимания тому, что иногда родственники путают детей и называют их именем второго близнеца. А одинаковая прическа и одежда только способствуют этому.

Маленьким близнецам приходится сложнее, чем обычным детям. Ведь им приходится не только учиться отличать себя от мамы, но и еще от брата или сестры. И когда сами взрослые не могут этого сделать то, что уж говорить о ребенке.

Для того чтобы дети понимали, что каждый из них индивидуальность, не нужно сопоставлять их одному целому. Им нужно объяснять, то каждый из них – это личность, и должен иметь свое «Я». Если же этого не объяснить, то ребенок, у которого имеется авторитет, будет и по жизни вести за собой второго. И если в детском возрасте это не так критично (общие увлечения, друзья), то во взрослом может вылиться в нереализованность и одиночество.

Важно! Неправильное воспитание способно обречь одного из близнецов на одиночество. У одного близнеца будет семья, и он будет счастлив. Второй же, как правило, будет находиться недалеко от него, и жить его жизнь (помогать по хозяйству, в воспитании детей, по работе).

Речь и интеллект

Особенности воспитания близнецов могут сказать на их речевом развитии и интеллекте. Нередко приходится замечать, что такие дети в большинстве случаев отстают в развитии:

  • Начинают говорить после 2,5–3 лет, в то время как обычные дети уже после года радуют родителей первыми словами.
  • Им сложно дается выполнение элементарных вещей – складывание пирамиды, имитация звуков животных и прочее.

Но такие отличия не являются свидетельствованием того, что у близнецов непоправимые проблемы с развитием. Все это дело времени и зависит в определенной мере от воспитания. Родители, перед тем как обивать пороги кабинетов специалистов, должны ответить себе на вопрос «А правильно ли я воспитываю детей?». Ведь в большинстве случаев проблемы такого характера возникают из-за отсутствия у детей общения.

Друг брат или сестра – это, конечно, хорошо. С ним всегда весело и интересно. Но не стоит ограничивать общение и с другими детьми, желательно одногодками. Ведь между собой близнецы общаются на своем языке, иногда им и вовсе не приходится ничего объяснять друг другу. А вот в компании с другими детьми они будут стремиться говорить так же, как и они. В противном случае останутся не услышанными.

Обеспечив малышей регулярным общением, посещением интересных мест, не дав возможности, зациклиться друг на друге, до момента, когда нужно будет идти в школу, дети не будут отличаться в развитии от остальных. Родители должны понимать и то, что если ребенок не желает общаться с другом брата или сестры, то не нужно его заставлять силой. Ведь так он проявляет свою индивидуальность, которую не стоит подавлять.

Лидерство

В семье, где воспитывается больше одного ребенка, всегда идет борьба за лидерство. А в случае с близнецами не стоит и бороться, ведь все что нужно уже сделали родители или учителя. Как правило, дети, рожденные в паре, отличаются тем, что один из них является лидером, а второй следует за ним.

Такое положение вещей может сказаться на будущем того ребенка, который лидерскими качествами не владеет. Он будет все время пытаться находиться рядом с братом или сестрой, которые сильнее или умнее его. В будущем такого ребенка ждут неудачи, как в карьере, так и в семейной жизни.

Происходит такое разграничение детей еще в раннем возрасте. И активное участие в этом принимаю:

  • Родители. Многим из них присуще проводить сравнение между детьми. Иногда из благих намерений они превозносят одного ребенка над другим, для того чтобы он стремился быть лучше. Но в глазах малыша, который все время второй, это выглядит так, как будто его укоряют.

Банальные фразы: «Посмотри, брат учится лучше, чем ты» или «Ты не послушная, а вот твоя сестра, молодец» – могут спровоцировать зарождение неуверенности в себе. Чтобы ребенок не делал, он будет уверен в том, что брат или сестра это сделает намного лучше, а поэтому не стоит и стараться.

  • Педагоги. Многие близнецы отличаются тем, что их успеваемость в школе в сравнении с одноклассниками низкая. Но бывают и случаи, когда один из них учится хорошо, а второй немного хуже. Поэтому учителя и прибегают к регулярному сравниванию детей. Тем самым унижая того, которому учеба дается труднее.

Создать такие отношения между близнецами, чтобы они оба владели лидерскими качествами, невозможно, ведь один из них все равно будет уступать второму. Но в силах родителей позаботиться о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноценным и никогда не слышал о том, что брат или сестра в чем-то лучше его. Это порождает неуверенность, с которой ребенку придется жить всю жизнь. А в переломный момент она может решить его судьбу и качество жизни. Хотя о каком качестве можно говорить, если человек неуверен ни в себе, ни в своих возможностях.

Каким же должно быть воспитание

О том, как воспитывать близнецов, написано много статей, книг, в которых дельные советы дают психологи с многолетней практикой. Перечитывать их работы можно бесконечно. Но не у всех родителей есть время на такое удовольствие, так как двое детей в семье – это необходимость тратить вдвое больше времени. Поэтому их вниманию представлены основные рекомендации, которые помогут воспитать близнецов личностями, и сделают в будущем счастливыми самостоятельными людьми:

  • На этапе закладывания основных установок необходимо как можно больше времени уделять вопросу индивидуальности детей. Поэтому с самого их рождения следует найти разные подходы к каждому из малышей. Малейшее проявление индивидуальности, самостоятельности непременно должно быть замечено и поощрено.
  • Планировать свой день нужно так, чтобы в нем было время не только для общения с двумя детьми одновременно, но и с каждым из них отдельно. У занятых родителей время на это находится не всегда. Но если такая возможность выпала, то не стоит от нее отказываться. Например, мама с одним из малышей занимается готовкой, в то время как папа со вторым что-то ремонтирует.

Потом мама со вторым убирает на кухне и моет посуду, папа с первым ликвидирует последствия ремонта. Ни в коем случае не следует делить детей, ведь внимание мамы и папы они должны получить поровну. Кроме времяпровождения с родителями дети должны иметь возможность посвятить его своим друзьям, родным. Делать это они должны не только вместе, но и по отдельности.

  • В целях экономии многие родители покупают детям одну одежду на двоих, игрушки и прочие вещи. Этим они с рождения притупляют их индивидуальность. Ребенку сложно проявить себя. Избежать этого можно, если совершать покупки, учитывая пожелания детей. Пусть этот способ покажется негуманным и затратным, так как одежды и вещей потребуется в два раза больше, но только так у каждого ребенка будет формироваться индивидуальность, самостоятельность. В конце концов, они перестанут сопоставлять себя друг другу и считаться одним целым.

Отличающиеся интересы близнецов также должны поощряться. Поэтому каждый из них имеет право выбрать хобби, которым ему нравится заниматься. Именно это даст возможность ребенку делать хорошо то, к чему у него лежит душа, а не ступать по следам сестры или брата, и за счет этого проигрывать на их фоне.

  • Людям при рождении имена даются не просто так. Но в рутине большинство родителей сталкиваются с тем, что непроизвольно путают имена своих детей, поэтому называют их обобщенно – дети, близнецы, девочки, мальчики. Такое отношение с детства формирует у них чувство целостности, от которого в дальнейшем будет ой как непросто избавиться.

Поэтому с рождения детей нужно называть по именам. Не желательно чтобы имена они были похожи (Ваня – Даня, Богдан – Богдана, Ира – Кира), ведь на слух они воспринимаются, как имя второго близнеца и может получиться путаница.

  • Детей нужно любить одинаково, уделять им одинаковое количество времени, внимания. Ни в коем случае нельзя ставить одного из близнецов в пример другому. Это может зародить чувство неуверенности.
  • В воспитании разнополых детей кроме перечисленных рекомендаций следует особое внимание уделить их увлечениям. Очень часто, когда девочка и мальчик проводят основную часть времени вместе, не имеют возможности провести его с друзьями того же пола, что и они, происходит изменение в стереотипе поведения.

Девочка начинает играть с ружьем, машинками, и в будущем у нее появляются мужские качества. Мальчик же после игр в дочки-матери приобретает женские качества – мягкость, покладистость. В будущем дети могут столкнуться с трудностями на этапе создания семьи.

Близнецы еще с момента развития в утробе матери имеют сильную связь и не только генетическую. По жизни такие люди очень близки, они способны на расстоянии почувствовать, что их вторая половинка в опасности или переживает минуты радости. Задачей родителей является создать им все условия для того, чтобы близнецы стали личностями, с собственным мнением и идеями, уверенными и довольными собой. Ведь только уверенные в себе люди, которых в детстве любили, с мнением которых считались, создают крепкие семьи, делают карьеру и чего-то добиваются в жизни.

Несмотря на трудности, которые могут возникнуть у родителей в процессе воспитания близнецов, а это нехватка финансов, времени, усталость – они должны приложить все усилия, для того чтобы в будущем их дети были счастливы и благодарны им за все, что они для них делали.

Здравствуйте, дорогие читатели! Буквально на днях я посмотрела интервью с психологом Ларисой Сурковой, которая более часа объясняла, какого поведения должны придерживаться родители двойняшек в их воспитании. Некоторые советы показались мне прописными истинами, другие - бесценной информацией. Так как же родителям воспитывать близнецов?

Не могу нарадоваться тому, что моим детям уже три года и период памперсов, бутылочек, сосок далеко позади. Однако многие женщины только готовятся познать все секреты двойного материнства. Скажу Вам честно: это очень сложно. Но вы заранее не расстраивайтесь, ведь помимо сложностей будет очень много радостных моментов: первые агу, улыбки, шаги, даже драки… перечислять можно бесконечно.

Мамы близнецов на интуитивном уровне выстраивают режим дня. А куда же нам деваться, когда надо все успеть?! До 6 месяцев детки задают нам темп жизни: кормить, мыть, переодевать, успокаивать при необходимости и так по кругу. В перерывах между материнскими обязанностями можно успевать делать что-то по дому или готовить.

Признаюсь честно, я первые шесть месяцев практически не спала: этот бесконечный круговорот пеленок и бутылочек, вперемешку с ночными кормлениями грудью, не давал мне отдохнуть ни днем ни ночью.

Первое и главное правило новоиспеченных мамочек: не отказывайтесь от помощи близких! Вы не железная! Если доверять своих малышей бабушкам и дедушкам Вы не хотите, загрузите их делами по дому. Так вы сможете найти часик для дневного сна или отдыха перед телевизором.

Время узнавания

К 10 месяцам можно будет немного расслабиться. Это период, когда , изучают игрушки, себя. Лариса Суркова отмечает, что в этот период нельзя отрывать детей друг от друга. Наоборот. Надо делать все, чтобы они как можно больше находились рядом, общались, играли вместе.

Первый год - самый ответственный период. Мама должна быть всегда рядом, контролировать своих пупсиков, помогать им выстраивать отношения. После года взрослые смогут заниматься любыми делами пока детки играют друг с другом. Однако контроль за ними поутихнет лишь к трем годам.

Первые два года близнецы будут все тянуть в рот, падать отовсюду, а на третий год настанет период крушений: игрушки ломаются, посуда бьется, синяки прибавляются.

А еще у родителей откуда не возьмись появятся дополнительных два глаза: концентрация внимания и зрения будет рекордной, а желание купить поводок будет прогрессировать. И хотя за границей многие родители очень активно используют устройства в виде поводков, в России на них будут смотреть косо. Впрочем как и на взрослых, которые гуляют таким образом с детками.

Сравнения во вред воспитанию

Ни раз замечала за собой: «Посмотри как Андрюша аккуратно убирает игрушки, а вот ты так не можешь!». Сравнивать нельзя! Это главное правило, которое всегда нарушают родители.

Близнецы - это два человека. У каждого свои способности, возможности, характеры. Кто-то лучше держит ложку, кто-то красиво рисует.

Я невольно привожу в пример того, кто лучше что-то делает. Результат - постоянные драки и «разборки». Особенно ярко это стало проявляться сейчас в возрасте трех лет.

С одной стороны любую маму можно понять: она хочет мотивировать свое чудо на положительный результат. Однако в случае с близнецами это не работает. Что же делать?

Лариса Сурков советует приводить одного ребенка в пример другому, через их самостоятельные сравнения. Например: «Кто быстрее собрал мозаику?», «Кто лучше кушает?», «Кто быстрее съел кашу?» Ответ: «Я». То есть дети сами отвечают за себя, кто в чем лучше.

Если детки еще не умеют разговаривать, то при сравнении родители должны соблюдать баланс. Например, один хорошо собирает игрушки, ЗАТО другой лучше рисует.

Одинаковые ли из ларца

Часто задаваемый вопрос: одевать близнецов в одинаковую одежду или нет? Ответ: если взрослым удобнее покупать одинаковую одежду, покупайте. Многим деткам нравится носить одно и тоже до семи лет. Дальше вкусы расходятся, начинает проявляться индивидуальность. В это время одинаковый гардероб надо разбавлять.

Также один из популярных вопросов: Если вы считаете, что таким образом будет меньше ссор - Вы ошибаетесь.

Недавно я купила детям две одинаковые игрушки: человек паук на машинке. Что Вы думаете? Они нашли в них отличия и ругались, что брат взял не свою игрушку.

Вердикт психологов: в семье, где много детей, не стоит заводить одинаковые игрушки. Наоборот, надо приучать близнецов делиться друг с другом с раннего возраста. Кстати, именно близнецы на детских площадках проявляют эти качества, показывая пример своим одногодкам.

Внимание и

Недавно одна мама задала мне вопрос: как полюбить сразу двоих? Очень просто. Но в порыве любви и заботы, мы очень часто уделяем внимание одному, забывая лишний раз похвалить другого. Особенно ярко это проявляется в период болезни.

Чтобы не обидеть ни одного из своих детей невниманием, надо каждому в течение дня уделять личное время. Если уделять внимание детям только в период их болезни, то они могут неправильно воспринимать такую любовь. «Мама меня любит, когда я болею». Результатом такого детского восприятия может стать психосоматические болезни.

Очень важно, когда мамочка кормит одного малыша, а говорит о чем-то со вторым. Таким образом, она уделяет внимание сразу двум деткам и никто не обижен.

Однако когда возникают ссоры или драки между близнецами, сил разбираться кто виноват, а кто прав иногда не хватает. Поэтому иногда мы ставим в угол сразу обоих. Это в корне неправильно. Необходимо разобраться в проблеме детально и без лишних эмоций. Такое поведение родителей научит детей разбираться друг с другом в более позднем возрасте.

Вместе или врознь

В Испании близнецов разделяют в разные группы и в детском саду, и в школе. В России такой практике нет. Да и психологи ничего криминального в этом не видят. Наоборот, они считают что им друг с другом будет спокойнее и комфортнее.

Я вообще не люблю их разделять. Например, когда один куда-то уходит - гулять, в детский сад - другой начинает скучать. А когда они встречаются, так мило по-братски обнимаются, что в следующий раз даже не хочется их разделять. Все-таки они друг для друга самые родные и близкие. Мне даже грустно. Считается, что ближе мамы никого нет. В случае моих близнецов: ближе брата никого нет.

Вот несколько советов, которые необходимо учитывать, . Родителям важно помнить: близнецы такие же дети как и все. На них влияют те же возрастные особенности и кризисы. Однако есть такие моменты в воспитании, которые свойственны лишь близнецам.

Любите своих детей и воспитывайте их правильно! Ведь они наше будущее!

Как правильно воспитывать мальчика и как правильно воспитывать девочку (золотая середина)

Педагог-психолог Петрова Анастасия Васильевна

Многое из того, что нам нужно,
может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».
Его зовут - Сегодня!!!
Габриелла
Мистраль.

Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, - к миру.

Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.

Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели - мягкость, гибкость, нежность - или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?

В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания - это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.

Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день - то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода - это воля, ограниченная законом».

Заповеди воспитания

1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.

3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.

6. Делайте своевременные замечания.

7. Оценивайте поступок, а не личность.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.

3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

13.Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.

16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.

17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо "крюком" и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.

22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.

26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

30.Проведите "ревизию" ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых "удобных" для учителей, а может быть и этого не получиться.

33.Постарайтесь не разрушать так называемую "врожденную грамотность", если ее основы заложены в ребенке.

34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).

36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.

38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.

42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.

43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.

44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования "хотения" ребенка.

46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.

47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

48.Бойтесь появления у ребенка "выученной беспомощности".

49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - "не навреди".

Появление на свет двойняшек – это рождение загадочного мира двойных радостей, двойных переживаний и двойного счастья. Несмотря на то, что близнецы рождаются довольно часто, они всегда вызывают у окружающих любопытство и особый интерес. Маме двух одинаковых малышей нередко сочувствуют: как успеть уделить внимание сразу двоим, и справиться с двойной нагрузкой? А каково им – таким похожим, как две капли воды, и, тем не менее, таким абсолютно разным, в нашем сложном мире?

Секреты «двойного» мира

Близнецам характерна необычайная привязанность друг другу и очень сильная психологическая связь. Даже недолгую разлуку друг с другом они переживают так же мучительно, как и расставание с мамой. Будучи вместе, дети чувствуют себя самодостаточным единым целым. Уже с месяцев девяти они умеют играть вдвоём, разговаривают на своём языке и смеются, предоставляя маме возможность немного отдохнуть.

Но надо учитывать, что проявление такой самодостаточности чревато замедлением развития личности. Двойняшки нередко придумывают свой, понятный только им язык: в речи они подражают не взрослым, а друг другу. В результате, у близнецов нередко встречается задержка речевого развития, и наблюдаются проблемы в общении с одногодками.

Двойняшкам очень трудно научиться воспринимать себя по отдельности, вплоть до того, что, подрастая, они начинают распределять между собой функции и черты личности. К примеру, один ребёнок, как представитель неразделимого целого, учится , другой же при этом вообще не считает нужным контактировать с людьми – ведь этим занимается брат (или сестра). Близнецы нередко настолько замыкаются в своём тайном мире, что сближение с другими детьми им становиться неинтересным и ненужным, а отсюда проблемы с привыканием к новой обстановке и коллективу.

Как же поступать родителям?

Особенности воспитания двойняшек

Может, разделить близнецов и воспитывать по - отдельности? Категорически – нет! Нельзя забывать о том, что двойняшки чувствуют друг друга и нуждаются друг в друге. Разделить их абсолютно невозможно, а вот сделать акцент на индивидуальности каждого – необходимо.

Часто родители относятся к близнецам как к одному ребёнку: общая бутылочка, одинаковая одежда, одна на двоих кроватка. В идеале, каждый из пары двойняшек должен иметь свои вещи и игрушки. Это не значит, что каждая покупка в детском магазине должна быть в двойном экземпляре. Наоборот, разные игрушки, книги, принадлежности помогут детям общаться со сверстниками: игрушками нужно делиться, книгами можно обмениваться, карандаши можно подарить. Нужно научить детей замечать отличия в предметах и выделять достоинства: у тебя конструктор, а у меня зайчик, давай построим из твоего конструктора домик для моего зайчика; твоя книга про зверей, а моя про машинки, давай потом поменяемся.

Существует мнение, что близнецам желательно обучаться в разных классах, чтобы избежать ревности и ссор. Но если темпераменты детей не так сильно различаются, то можно обойтись и без этой крайней меры. Нужно лишь не забывать подчёркивать, что каждый из пары близнецов имеет свои склонности и задатки, его, как и любого другого ребёнка, не стоит ни с кем сравнивать.

Отдельный вопрос – одежда. Одинаковая одежда для одинаковых детей – это мило, но до определённого возраста. Как только малыши начинают посещать детский коллектив, от одинаковых нарядов лучше отказаться. Прежде всего, разная одежда будет подчёркивать индивидуальность деток, развивать индивидуальный вкус, да и окружающим будет легче их различать и не путать.

Дети двойняшки вынуждены всю жизнь быть не такими, как все: тот факт, что с самого рождения у них есть брат или сестра, не может не сказываться на их особом развитии. Следовательно, и подход к воспитанию таких деток должен быть особым. Счастливым родителям

Воспитывая близнецов, родители получают и двойную усталость, и двойное удовольствие. Для многих родителей близнецов первый год их жизни остается в памяти кошмарным сном. Мы же предлагаем способы, как облегчить уход за несколькими детьми.

Двойная подготовка. При современной ультразвуковой технике исследований близнецы редко бывают сюрпризом. Помните, что двойни, тройни и т.д. обычно появляются на 2-3 недели раньше срока. Если вы будете тянуть до последнего, роды могут застать вас врасплох. Заранее запаситесь всем необходимым, не откладывая на последние месяцы беременности. Вступите в клуб матерей близнецов в вашем округе. Посещайте их собрания до рождения детей и в первые год-два после него.
Нет ничего полезнее, чем опыт умудренных родителей, он поможет сэкономить силы и время.

Двойная команда. Если родился один ребенок, участие отца в уходе за ним - дело его доброй воли. Если же детей больше, это уже его долг. В уходе за близнецами роли матери и отца четко не распределены. Отец может участвовать во всем, кроме кормления грудью (хотя даже в этот момент у него есть кое-какие обязанности).

Обед на двоих. Старайтесь приучить обоих детей к кормлению по одному графику. Если отец дома и вы кормите детей из бутылочки, каждый из вас берет по ребенку, и они едят одновременно. Если вы кормите грудью, используйте положение для близнецов.

Двойные обязанности. Попробуйте приучить детей не только к одновременному кормлению, но и к общему распорядку сна. Устройте два тихих часа днем, когда вы все втроем будете ложиться. Это поможет вам выработать у младенцев устойчивое отношение ко сну. Но вот купание в ванной в ранние месяцы для двух детей сразу затруднительно (если, конечно, у вас не четыре руки). Если одновременно купать детей вам слишком сложно, можно заняться с одним, пока другой играет. К тому же, ребенка не обязательно купать каждый день. Можно одного купать в один день, другого - на следующий, а самой принять ванну на третий. Но ежедневно необходимо протирать лицо ребенка и тело в местах соприкосновения с пеленкой.

Двойная организованность. С того дня, когда у вас появились близнецы, вам надо особенно четко планировать свое время. Делайте только то, что кроме вас никто не делает, остальное предоставьте другим. Дайте мужу, родителям, близким друзьям список покупок. Пусть подождут дела, которые могут подождать. Спросите ваших знакомых из клуба матерей близнецов, как можно сэкономить время, например, при приготовлении пищи. Прачечная - тоже ваше спасение.

Двое в одной кровати. Близнецы быстрее успокаиваются и лучше спят, если их класть в одну постель, а не в разные. В конце концов они достаточно сблизились за 9 месяцев в утробе. По мере их роста можно сделать более просторным спальное место - в зависимости от того, как они лучше спят - прижимаясь друг к другу или держась на расстоянии.

Помощница. Наймите домашнюю прислугу хотя бы на первые месяцы. Для родителей близнецов это не роскошь, а необходимость. Если друзья спросят, что вам нужно и чем они могут быть полезны, попросите их помочь вам по дому, покупать продукты.

Носить двоих. Дети, которых носят, меньше плачут. Опытные родители знают, что этот прием успокаивает детей. Придется носить обоих близнецов. Если один из них начнет кричать, он потревожит другого, а двойные взаимоусиливающиеся вопли сильно бьют по нервам. Сделайте два лоскутных держателя - один для мамы, другой для папы, - и почаще выносите детей на прогулку. Свежий воздух развеет гнетущую мысль о том, что вы прикованы к дому.

Как их различать. Если вам сложно различать своих совершенно одинаковых детей, попробуйте прибегнуть к опознавательным знакам (разные браслеты, разная стрижка, пеленки разного цвета, разная одежда). Даже если ваши дети похожи друг на друга, как две капли воды, рано или поздно вы заметите, что у них есть некоторые индивидуальные, особые приметы, например, родинки на теле. Покупайте им разную на вид обувь или хотя бы с разными шнурками. Когда же близнецы подрастают, у них начнет проявляться индивидуальность.

Называйте близнецов по именам. Имейте в виду, что вы воспитываете две личности, а не просто двойню. Называйте детей по именам, а не "близнецами".

Похожие, но разные. Близнецы растут, и у вас могут появиться проблемы, возникающие только в подобных семьях. С одной стороны, малышам нравится, что они близнецы, но с другой - им хочется быть индивидуальными. В один день они могут захотеть быть одетыми одинаково, в другой - поразному. Плывите по течению - идите навстречу их пожеланиям и не бойтесь избаловать их таким явным потаканием.

Неповторимое удовольствие - наблюдать за развитием двух близнецов, за их взаимоотношениями. Двойная нагрузка окупается двойной радостью. Когда дети начинают сидеть и ползать, родителям становится полегче, так как парочка может сама себя занять, давая родителям необходимую передышку. Затем приходит пора, когда глаза у вас разбегаются, поскольку вы пытаетесь уследить за обоими малышами. Со временем проблем с близнецами становится меньше, но полностью они не исчезают. Таковы радости воспитания двух детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.