Иван яковлевич билибин иллюстрации. Иван Яковлевич Билибин: биография

Русский художник, иллюстратор Иван Яковлевич Билибин в своем творчестве всецело отдавал себя России, оставаясь в пределах её жизни, быта, чаяний, прошлого и настоящего. Он родился 4 августа 1876 года.
Ивану Яковлевичу Билибину довелось жить в трудное, противоречивое время: «Красное воскресенье» 1905 года, Первая русская революция, Первая Мировая Война, Февральский переворот 1917 года с его несбывшимися надеждами, эмиграция, возвращение на родину и блокадный Ленинград.
Но, не смотря ни на что, с его картин пред нами предстает незамутненная, сказочная, прекраснодушная Русь. Поражаешься, как в немногих линиях ему удалось выразить сокровенные образы русской были, так, что щемит и затрагивает самые потаенные струны души. Как точно исполнены фольклорные образы, как натуральны его богатыри, кикиморы, простолюдины и русалки.
«Билибинский стиль» узнаваем безошибочно. Уже после выхода первых иллюстрированных им сказок, его стиль становится популярным.
Сам Иван Яковлевич постепенно совершенствовал свою манеру, гармонизировал цветовую гамму, уточнял линии, вырабатывал свой метод работы с акварелью.
В то время живопись нового толка – большие холсты, смелость, быстрота исполнения, размашистость и пренебрежение точным рисунком - была в чести у молодых художников. Так что точеные рисунки и аккуратно крашеная живопись Билибина были ярко заметны и настойчиво не поддавались общему течению.
«Пять квадратных сантиметров в день и ни одного миллиметра больше – предельная норма для добросовестного графика», - считал Иван Яковлевич.
Билибин расчерчивал рисунок акварелью при помощи колонковой кисточки с косо срезанным концом. Это был довольно трудоемкий процесс, который требовал волевой сосредоточенности и напряженного постоянства. Именно постоянство в характере Ивана Яковлевича помогало ему отрабатывать безупречную линию. Как гравер прорезает рисунок на медной доске, так Билибин держа кисть, вел свою линию на бумаге.
Кроме контурной линии, очерчивающей цветовое пятно, свойственное стилю «модерн», наибольшее влияние на формирование билибинской манеры оказало народное искусство.
Вышитый, резной, раскрашенный, рисованный орнамент ковром покрывает полотенца, скатерти, посуду, лавки, печи, столы, наличники окон, ворота. Всегда праздник для глаза и души.
Свои композиции Билибин богато насыщает орнаментом, который задает тон всей книге. В такой рамке и иллюстрации должны быть не объемно-живописные, а орнаментальные. Однако иллюстрация всегда повествует о каком-либо событии, а в рамках орнамента это сделать не так просто. Ведь в орнаменте даже объемные элементы должны быть приведены к плоскости.
В сущности, цель Билибина и заключалась в том, чтобы создать такой рисунок, в котором изобразительное и декоративно-орнаментальное слились бы воедино. В «билибинском стиле» выражается новый тип взаимоотношений плоскости и глубины.
В каждом конкретном случае эту проблему сочетания плоскости и глубины Иван Яковлевич решает по-разному.

«Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры»
Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»
1901

Так, например, в иллюстрации «Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры» к сказке «Марья Моревна» он отказался от светотеневой трактовки объемов. Подчеркивая перспективу уходящими линиями пола и потолка, он залил все одним цветом, разбил объем на ряд плоскостей и «вставил» фигуры главных героев. Таким образом, Иван Яковлевич «приспособил» это изображение к плоскости листа.

Иллюстрация к сказке "Белая уточка", 1902

Билибин находит еще один способ изображения, как бы «выворачивания», пространства на плоскости. Например, в иллюстрациях к сказке «Белая уточка», с первых же строк которой мы чувствуем печаль и некоторую задушевность: «Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.»
Билибин изображает грусть расставания, звучащую в зачине, об обстоятельствах которой в самой сказке ничего не говорится.
В бесконечное синее море уплывают ладьи князя. С высокой теремной башни молодая княгиня провожает печальным взглядом далекие корабли.
Билибин предлагает нам не одну, а две точки зрения на изображение. Княжну мы видим снизу, а в синюю даль моря вглядываемся почти с поднебесья.
Наш взгляд, повинуясь плавной и крутой линии, скользит с высокой шатровой крыши терема, через гнутую кровлю крыльца, через золотисто-синие и зеленые купола, через вереницу уплывающих кораблей и снова взмывает вверх, где мы опять видим печальную княгиню. Таким образом, упругая и живая линия организует всю композицию, замыкая далекую глубину пространства на первоплановой плоскости листа.

«Билибинский стиль» свидетельствует о рождении графики, как нового вида изобразительного искусства. Можно сказать, что в XIX веке графика как самостоятельное художественное явление ещё не «осознала себя». На рубеже XX века приемы гравюры и рисунка сошлись воедино, произошло становление рисунка нового типа, которое и определилось новым понятием – графика.
Графика органично вошла в книгу, когда осознала свою неразрывность с полиграфией.
«Первым профессионалом книги» называли Билибина современники. Можно сказать, что стиль художника в некоторой мере сформировался также под влиянием требований полиграфии.
Билибинские контурные линии и залитые однотонным цветом плоскости почти точно воспроизводились при печати. Поэтому очень часто воспроизводимый в книге рисунок Билибина, не то чтобы проигрывал, а наоборот, выглядел более декоративным и эффектным.

Появление нового вида искусства приветствовали современники. Критик Сергей Лукомский вдохновлено пишет о нем: «На свете не перевелись еще добрые феи. Одна из них стала художницей от жалости к слишком трезвому человечеству, и с тех пор ее волшебная палочка превращает мир в графические сказки… Кроме шуток, графика – дар фей, особый язык, на котором дозволено сказать то, чего не скажешь ни на каком другом…
Для Билибина фея-гарфика нарядилась в узорчатый сарафан, каким ещё не разучились щеголять наши деревенские красавицы Севера, и заговорила на языке былин и сказок».

Иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»


Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»













Иллюстрации к сказке «Царевна-Лягушка»






«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина







Его прадед, Яков Иванович, портрет которого написан Д.Левицким, был известен крупными пожертвованиями на оборону отечества в годы наполеоновского нашествия; славился меценатством. Отец художника, Яков Иванович - участник войны с Турцией 1877-78, совершил множество дальних плаваний; прошел путь от младшего судового врача до главного доктора Либавского морского госпиталя и одновременно медицинского инспектора Порта императора Александра III в Курляндской губернии, вышел в отставку в чине тайного советника. Мать - Варвара Александровна (урожд. Бубнова).

Родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга). Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Живёт преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем в последствии «билибинском» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам , а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

Иван Билибин серьезно занимался русской этнографией, в экспедициях 1902-4 гг. собирал произведения народного искусства и фотографировал памятники архитектуры, публикуя фото в разных изданиях. Знал и пел сам множество русских песен. Писал статьи о народном творчестве - дебютировал как публицист в 1904 г. В том же году стал художником театра, хорошо понимавшим колорит разных времен и народов, причем в 1911 г. работал над "Фуэнте Овехуна" совместно с Н.К. Автор иллюстраций в книгах и журналах, открыток (Общины св. Евгении), календарей , плакатов, афиш, адресов, почтовых марок, игральных карт, карикатур в сатирических журналах 1905-6 гг., эскизов росписей. Вел в "Истории русского искусства" И.Э. Грабаря отдел народного искусства . Будучи вообще очень добродушным, не любил пренебрежительного отношения людей к своей народной культуре , не обязательно русской .

Хорошо знал старославянский, древнегреческий и латинский языки, а в эмиграции освоил и несколько современных. Для друзей всю жизнь сочинял "забавные оды" (выражение Н.К.), юмористические послания. При жизни были опубликованы лишь стихи к рисункам В.Н. Левитского в журнале "Шут". Интересовался происхождением слов.

30.1.1917 был представлен к званию академика Академии художеств, но баллотировка не состоялась из-за упразднения Академии. В марте входил, как и Н.К., в Комиссию Горького (по охране памятников искусства). Стал консультантом Александринского театра. 22.9.1917 уехал в свое имение, участвовал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма и организовывал выставку "Искусство в Крыму". Работал в одной из деникинских организаций.

21.2.1920 эмигрировал. Жил в Египте , выполняя в основном заказы для церквей и декоративные панно в "стиле рюс" для частных домов и ресторанов. Оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой. Н.К. в это время писал ему: "В Европу ехать не стоит; там - сумерки богов, и где-то черпнуть Востока - сейчас большое счастье". И.Я. с радостью изучал коптское и византийское искусство , собирал изобразительный материал (фото) для несостоявшейся книги об изображении животных египтянами, писал акварели.

В августе 1925 г. перебрался в Париж (Н.К. заходил к нему; однако И.Я. участвовал в гонениях на картины Н.К. - см. Дн-12.12.33). Работал в тех же оформительских жанрах, что и в России . Иллюстрировал не только русские сказки, но и арабские, французские, немецкие, а также исторические книги. Писал в эмиграции также портреты и пейзажи, эскизы фресок, мозаик и иконостасов. Несколько раз приезжал для работы в Прагу. Был членом-основателем общества "Икона" (1925) и членом правления Общества друзей русской книги в Париже.

Из его письма: "Мы все, не павшие морально люди русской культуры, должны собираться в духовные крепости-хранилища, чтобы сохранить то, что мы вынесли в себе из нашей страны. Это надо уберечь и передать более счастливым нашим наследникам в России".

Эмигрантская среда не радовала. А материальное положение так ухудшилось, что не было средств собирать у себя культурных знакомых, как прежде. Любовь же к Родине не угасала. От предложения издателя офранцузить фамилию (для лучших продаж) гневно отказался. Из письма И.Э. Грабарю от 4.2.1935: "Ставлю вопрос прямо: не могу ли я продолжать работать для своей страны, как я делал это прежде. Постепенно, но твердо я пришел к убеждению... что живете, строите, растете вы, а здесь в Зап. Европе - растерянность и безысходность".

И.Я. познакомился с советским послом, оказавшимся высококультурным. В сентябре 1935 г. принял советское гражданство, Украсил советское посольство монументально-патриотическим панно "Микула Селянинович".

16.9.1936 вернулся в Ленинград. Работал до конца жизни профессором графической мастерской Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Вел несколько курсов; принципом обучения была максимальная свобода студента при максимальном же спросе.

23.6.1939 был утвержден в степени доктора искусствоведения. Кроме обычных для него видов работ , выполнил эскизы росписей и мозаик для Дворца Советов в Москве и эскизы костюмов для фильмов.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

В своих «Автобиографических записках» художница Анна Остроумова-Лебедева пишет: «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист. Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил, изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой»…

Билибинский стиль.

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объем и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

16 августа 1876 - 07 февраля 1942

русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства»

Биография

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой . Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире , затем в

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Билибина Ивана Яковлевича

Билибин Иван Яковлевич − русский художник, иллюстратор книг и оформитель театральных декораций.

Начало пути

Родился Иван 04(16 по новому стилю).08.1876 года в окрестностях Петербурга, в поселке Тарховка. Отец, Яков Иванович, служил судовым врачом на военно-морском флоте. Мать, Варвара Александровна, воспитывалась в семье морского инженера.

В возрасте 12-ти лет Иван был принят в Первую классическую гимназию столицы. В 1896 году окончил учебное заведение. Старания ученика были отмечены медалью из серебра.

В 1900 году стал выпускником-юристом Петербургского университета.

С малых лет Ивана влекло к живописному творчеству, и он совмещал учебу в университете с посещением занятий в школе рисования Общества поощрения художеств. В 1898 постигал азы рисования под началом известного художника Антона Ажбе. Пребывание в мюнхенской мастерской выдающего мастера кисти второй половины XIX столетия длилось всего пару месяцев. Однако в течение этого относительно небольшого периода юный русский живописец на практике познал основы творческой профессии и выработал собственную манеру рисования.

Надо ли упоминать о том, что последующие уроки живописи, преподанные Ивану Билибину великим Ильей Репиным сначала в студии княгини Марии Тенишевой, а затем в Высшем художественном училище Академии художеств, способствовали окончательному формированию у молодого дарования искусных навыков.

Работа над книгами и в театре

Совсем кстати в Санкт-Петербурге усилиями художника и критика Александра Бенуа и театрального деятеля Сергея Дягилева зародилось объединение «Мир искусства». Билибин сразу же с головой окунулся в его деятельность.

В 1899 году Иван Яковлевич по оказии посетил деревеньку Егны, которая находилась на территории Весьегонского уезда Тверской губернии. Впрочем, как выяснилось, совсем не зря. Здесь, в сотнях верст от родного города, Билибин подарил многочисленным ценителям своего творчества иллюстрации к своей 1-ой книге под названием «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


С этого времени появился так называемый «билибинский стиль» рисования, которому впоследствии старались подражать многие исполнители. Речь идет о выработке Иваном Яковлевичем собственного метода работы над акварелями, которому он уже не изменил до конца своих лет.

Талант Билибина раскрылся именно в создании неповторимых картинок к сказкам, а также былинам.

В начале XX века издаются произведения , красочно снабженные рисунками Билибина. В частности, широко известные «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Билибин уделил внимание также художественному обрамлению издания сказок поэта Александра Рославлева, творчество которого пребывало в незаслуженном забвении.

Работы Билибина можно встретить также на страницах журналов «Мир Искусства» и «Золотое Руно».

Мастер славился также своим участием в оформлении театральных постановок. Современники художника пришли в полный восторг при лицезрении оперы «Золотой Петушок» в театре Зимина в Москве.

Русская революция 1905 года наложила свой отпечаток на творчество Билибина: он неожиданно для современников принялся за создание карикатур.

Начиная с 1907 года, вплоть до следующей революции в 1917 году, Иван Билибин занимался преподаванием в школе Общества поощрения художеств.

Жизнь в эмиграции и во времена СССР

После революционных событий 1917 года Билибин перебрался в Крым, где у него имелась мастерская на южном берегу. После отступления белогвардейцев оказался в Ростове-на-Дону, затем в Новороссийске. Оттуда с русскими беженцами уплыл на пароходе в Египет, поселился в Каире. Изучал искусство современного и древнего Египта, готовил эскизы фресок для поместий богачей.

В 1925 году Билибин прибыл в Париж, где запомнился местной интеллигенции созданием великолепных декораций к постановкам опер.

Прошли годы, и ненависть к прошлому режиму власти улетучилась. В середине 30-х годах Билибин вдохновенно трудился над оформлением посольства СССР во французской столице.

В 1936 году художник по морю возвратился в родной город, который уже именовался Ленинградом. Зарабатывал на жизнь чтением лекций для слушателей Всероссийской Академии художеств, но не забывал и рисование. Кроме того, работал в театре.

О ленинградском периоде жизни Билибина свидетельствует мемориальная доска на здании № 25, расположенном на современной улице Лизы Чайкиной. Ранее же улица называлась Гулярной.

Личная жизнь

О семейной жизни именитого художника известно не так много, как о его творчестве. Первой женой являлась обрусевшая ирландка Мария Ивановна Чемберс, книжный график и художник театра. Она подарила мужу сыновей Александра и Ивана, с которыми безвозвратно покинула Россию в 1914 году и обосновалась в Англии.

Второй спутницей оказалась Рене О’Коннель, его бывшая ученица, уроженка Парижа. С ней Иван Яковлевич расстался после пяти лет совместной жизни.

В феврале 1923 года Билибин сочетался узами брака с художницей Александрой Васильевной Щекатихиной-Потоцкой. Будущая жена специально для этого приехала в египетскую столицу.

Смерть художника

Билибин скончался от голода и холода 07.02.1942 года в Ленинграде, осажденном гитлеровскими войсками. Свою смерть он встретил в больнице при Всероссийской Академии художеств. Квартира художника, пострадавшая из-за бомбежек, в то время была непригодной для жилья. Последний земной приют обрел в могиле, где покоятся профессора Академии художеств. Она обустроена подле Смоленского кладбища.

Видео Билибина Ивана Яковлевича

Список видео сформирован на основе данных сервиса YouTube.

Иван Яковлевич Билибин - русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репин (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и др.). Испытал также большое влияние японской ксилографии (гравюра на дереве).

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904 года, работая в антерпризе Сергея Павловича Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина.

Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны - в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины», 1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

Когда же революция свершилась, Иван Билибин вначале ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 году эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году, переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера - узорчатая, экзотически броская - стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерны для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, 1936-1937, и как книжку Александра Сергеевича Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.