Расширенные семьи являются характерным явлением. Расширенная семья: проблемы нового типа. Преимущества расширенной семьи

Сегодня расширенная семья - это привычная норма, особенно в больших городах. Отчасти причиной тому является высокая стоимость жилья, что заставляет родственников долгое время жить под одной крышей. К чему же может привести подобное сожительство и как оно способно повлиять на взаимоотношения близких людей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно разобраться в том, что же такое нуклеарная и расширенная семья. Ведь только так можно увидеть те плюсы и минусы, что существуют в данном типе взаимоотношений.

Расширенная семья: определение

Итак, нуклеарная семья - это состоящая из одной семейной пары и их родных детей. При этом в зависимости от ее состава она может быть как полной, так и неполной (например, если кто-то из супругов ушел из дома или умер).

Следовательно, расширенная семья состоит не только из супругов, родителей, кровных братьев и сестер - здесь также есть и другие родственные связи. То есть это нуклеарная семья, живущая с другими людьми под одной крышей.

Следует заметить, что подобные взаимоотношения являются важной темой в исследованиях социологов. Ведь они порождают массу новых вопросов касательно того, насколько сложно сосуществовать семьям в подобных условиях. Но обо всем по порядку.

Расширенная современная семья: примеры

Что же, давайте попытаемся разобраться в том, какие родственники могут составлять современную расширенную семью. Прежде всего подобные узы могут связывать семейную пару с родителями одного из супругов. Зачастую такое происходит из-за того, что у молодых на собственное жилье, но при этом они не хотят переезжать на съемную квартиру.

Также расширенная семья - это та, в которой вместе с супругами проживают дети от предыдущих браков. При этом не имеет ни малейшего значения, были ли они усыновлены новым отцом, или же носят фамилию старого.

Еще одним примером расширенной семьи может быть та, в которой кто-то из родственников проживает вместе с дедушкой или бабушкой, тетей или дядей.

Причины возникновения расширенной семьи

Для начала нужно отметить, что существуют две основных причины, влияющих на образование подобных "ячеек общества". Первая - историческая, вторая - социальная. При этом они обе могут тесно переплетаться и образовывать симбиоз.

Что касается исторических факторов, то сюда следует отнести те каноны и обычаи, что издавна царят в некоторых странах. Например, если говорить об Индии, то там расширенная семья - это привычная норма. В этом государстве люди привыкли к тому, что в одном доме проживает несколько поколений родственников.

Подобный семейный устрой доминирует во многих странах Востока, Азии и Латинской Америки, а также среди большинства племен, проживающих на территории Африки.

Социальные причины возникновения расширенных семей

Если же говорить о России, то здесь преобладает социальная сторона данного вопроса. Несмотря на то что в далеком прошлом славяне жили большими семьями, все же механизм коммунизма эту историческую норму уничтожил. Более того, даже после развала СССР мнение людей по этому поводу особо не переменилось. Однако с течением времени появились особые социальные факторы, заставившие людей объединяться в расширенный

В частности, сегодня многие родственники вынуждены жить в одном доме из-за того, что на покупку еще одного у них попросту нет денег. Особенно остро этот вопрос стоит в больших городах, где из-за перенаселения цена на недвижимость изо дня в день стремительно летит вверх.

Еще одним социальным фактором, влияющим на данную ситуацию, является моральная ответственность. Именно она толкает людей образовывать новые группы ради того, чтобы сильные могли позаботиться о слабых. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой супруги берут к себе одного из родителей, дабы присматривать за ним и, в случае необходимости, помогать.

Строение расширенной семьи

Если рассматривать взаимоотношения в нуклеарной семье, то здесь все довольно-таки просто. Неоспоримым лидером является один из супругов, и все подчиняются ему. В расширенной семье дела обстоят совсем иначе. К тому же чем больше членов состоит в данной социальной группе, тем сложнее будут их взаимоотношения.

Однако в таких семьях всегда присутствует четкая иерархия, согласно которой и будут распределяться все обязанности по дому. Но, в отличие от восточных стран, в России главой семейства не всегда становится самый старший. Более того, сегодня эта роль довольно часто достается женщине, так как в современном обществе они все более и более стремятся к власти.

Наличие иерархии в таких семья позволяет избежать хаоса и оптимизировать жизнь в доме. Куда хуже, если в расширенной семье, помимо основного лидера, есть еще и второстепенный, желающий занять первенство. В этом случае гармония и порядок в социальной группе быстро улетучиваются, что приводит к учащению конфликтных ситуаций.

Преимущества расширенной семьи

Жизнь в расширенной семье имеет свои плюсы, особенно когда она довольно-таки большая.

Прежде всего это касается финансовой силы такой группы. Ведь чем больше взрослых в доме, тем выше их совместный доход: стипендия, зарплата, пенсия и так далее. Благодаря этому можно улучшить свой рацион, жилье и внешний вид. Также сильный финансовый поток позволят эффективнее накапливать деньги. Именно поэтому люди, ведущие семейный бизнес, часто проживают под одной крышей.

Еще одним плюсом такого проживания является взаимная поддержка и присмотр. Например, бабушка или дедушка могут воспитывать детей, покуда их родители находятся на работе. Или, наоборот, внуки могут ухаживать за пожилыми родственниками, которые уже не способны жить самостоятельно.

К достоинствам также можно отнести и право на наследование имущества. Например, дом зачастую достается тем родственникам, что до последнего жили в нем.

Недостатки совместного проживания

Однако расширенная семья - это не только плюсы, но и минусы. При этом последних куда больше, особенно в плане собственной независимости. Чем ярче выражена индивидуальность каждого тем чаще это приводит к конфликтным ситуациям. Ведь в подобной обстановке даже неправильно поданный завтрак может послужить толчком к шумному спору.

Еще одним большим недостатком является дефицит личного пространства. Чем меньше дом, в котором живет семья, тем сложнее его обитателям в нем мирно уживаться. В качестве примера можно привести войны за ванну, телевизор, последнюю порцию пиццы или место у окна.

И еще один немаловажный нюанс: если подобное проживание способно подарить финансовую стабильность, то оно же может ее и разрушить. Ведь стоит нескольким членам семейства потерять работу, и это сразу же скажется на общем достатке и уровне жизни.

Расширенная семья: необходимость или новый стандарт?

Если говорить о будущем расширенных семей, то в текущих тенденциях развития общества оно, скорее всего, не изменится. Следовательно, большинство людей в России будут объединяться в подобные союзы лишь для того, чтобы справиться с временными трудностями.

В остальном же современные семьи будут стремиться обеспечить себя отдельным жильем, пускай это и будет слишком сложно. Ведь для россиян свобода и независимость являются основополагающими факторами. А значит, нуклеарная семья - это предпочтительный эталон нашего общества и всей страны в целом.

8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980.

9. Bion W.R. Experiences in Groups and other papers. Tavistock. Reprinted., Routhledge. 1961/1989.

10. Cartwright D. and Zander A. (eds.). Group dynamics. - New York: Harper and Row, 1960.

11. Homans G. Social Behavior: Its Elementary Forms. - Rev. Ed. - N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

12. Handbook of Family Measurement Techniques / ed. by J. Touliatos, B.F. Perlmutter, M.A. Straus. - 3-volume set. - Vol. 3. Sage Publications, Inc. 2001-2003.

13. Homans G. C. Social Behavior: Its Elementary Forms. - New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1974.

14. Forsyth D.R. Group Dynamics. 4-th edition. -Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006.

15. French J. and Raven B. The bases of social power // Studies in Social Power / Ed. D. Cartwright. Ann Arbor, MI: Institute for Social Research. 1959. -

16. French J. P. R. Jr. and Raven B. The bases of social power / D. Cartwright and A. Zander (eds.), Group dynamics (pp. 607-623). - New York: Harper and Row, 1960. - Pp. 607-623.

17. Lewin K. Field theory in social science; selected theoretical papers / D. Cartwright (ed.). -New York: Harper & Row, 1951.

18. Stress and the Family. Vol. 1. Coping with Normative Transitions. Vol. 2. Coping with Catastrophe / Ed. by H.I. McCubbin, C.R. Figley. Brunner. - New York: Mazel Publishers, 1983.

19. Peck M.S. The Different Drum: Community-Making and Peace. - New York: Simon and Schuster, 1987.

20. Schutz W. FIRO: A Three-Dimensional Theory of Interpersonal Behavior. - New York: Holt, Rinehart & Winston, 1958.

21. Tuckman B. Developmental sequence in small groups // Psychological bulletin. - 1965. - № 63. -P. 384-399.

Дудина Светлана Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ: ЕЁ ТИПЫ И СТРУКТУРА

В статье описаны типы российских расширенных семей, особенности внутрисемейного взаимодействия. Ключевые слова: расширенная семья, типы, структура, взаимодействие в расширенной семье.

На сегодняшний день в практике современной семейной психологии возникла потребность изучения особенностей семей, в которых присутствует и активно участвует в жизнедеятельности третье поколение. Это связано с тем, что в современной ситуации развития общества молодая семья вследствие необеспеченности жилой площадью и высокой занятостью на работе, построением собственной карьеры, вынуждена проживать совместно с бабушками и дедушками (прародителями) и перекладывать на них часть функций по уходу и воспитанию собственных детей. В нашем исследовании была затронута проблема характеристик взаимодействия в расширенных семьях разного структурного состава.

Целью работы было выявить характеристики межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях с разной структурной организацией.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи: 1) выявить особенности родитель-

ского отношения к ребенку в расширенных семьях разного структурного типа; 2) изучить представления ребенка о стиле семейного воспитания в разных типах расширенных семей; 3) выявить характеристики взаимодействия родителей и детей в расширенных семьях.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов эмпирического исследования: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).

Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке с помощью стандартизированного компьютеризированного пакета программ SPSS 11.5.

Выборку составили 360 человек: школьники, обучающиеся в старших классах школы-гимназии.№15 г. Костромы (средний возраст 16 лет), их родители и прародители. В соответствии с целью и задачами работы выборка была поделена на

© Дудина С.Ю., 2011

2 группы. Первую группу составили 30 семей, в составе которых есть ребенок, мать, отец, бабушка и дедушка - полные расширенные семьи. Вторую группу составили 15 семей, в составе которых отсутствуют отец и дед - неполные расширенные семьи.

В результате исследования мы пришли к следующему:

1. В расширенных семьях возможны два варианта отношения родителей к подростку (по результатам методики АСВ) как гиперпротекция Г+(х =4,6), так и гипопротекция Г- (х =5,1) в особенности со стороны отца. В первом случае преобладает повышенное внимание родителей к интересам и потребностям детей, преувеличенное представление о роли воспитания и опеки для гармоничного развития личности ребенка и его социальной успешности. При этом родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, оправдывая свои действия желанием дать ребенку как можно больше возможностей для проявления и развития его исключительности (шкала «потворствование» R=0,55 при р<0,04). Но одновременно с этим родители предъявляют к нему огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность (шкала «чрезмерность требований, обязанностей» R=0,74 при р<0,03), что связано с проявлением неустойчивого стиля воспитания (шкала неустойчивого стиля воспитания R=0,59 при р<0,01).

Во втором варианте по (шкале гипопротекция) родители не уделяют должного внимания ребенку, не считают его «центром» своего существования. Особенно такое отношение к ребенку свойственно отцам (х = 5,1). Матери при этом предпочитают видеть в своих детях мужские качества, такие как самостоятельность, твердость характера и воли (шкала «предпочтение мужских качеств»). Родители склонны обходиться без наказаний, не придают им воспитательного значения (шкала минимальность санкции х = 3,7). Чаще в таком варианте взаимоотношений прослеживается у родителей-отцов чувство воспитательной неуверенности, собственной родительской некомпетентности, что в свою очередь отдаляет отцов от воспитательного процесса и участия в жизни детей (шкала воспитательная неуверенность х = 2,5).

Необходимо отметить, что прослеживаются значимые различия в характере отношения роди-

телей к ребенку в полных и неполных расширенных семьях. В неполных расширенных семьях преобладает расширение сферы родительских чувств (шкала «расширение сферы родительских чувств» г = 4,4; и=35 при р<0,0001), что обусловлено главной особенностью таких семей - отсутствием отца. При этом матери достаточно глубоко концентрируются на своем ребенке, отношения с ним становятся исключительно важными для матери, заменяя собой отсутствие супружеских отношений. При этом чаще всего данный тип отношений сочетается с потворствующей гиперпротекцией (шкала «гиперпротекция» х Г+ =5,4, шкала «потворствование» х У+=5,7, шкала «минимальных санкций» х С-=3,4). Однако возможен и другой вариант отношения матери к ребенку в неполной расширенной семье - доминирование матери (шкала «доминирование» и=54 при р<0,01), чрезмерность применения различного рода санкций (шкала «чрезмерность санкций» и=60 при р<0,03) и предпочтение в ребенке детских качеств (шкала «предпочтение в ребенке детских качеств» и=64 при р<0,04), что может быть связано с неуверенностью матери в своих силах и способностях контролировать и управлять поведением повзрослевшего ребенка. Данный вариант отношения матери к ребенку отмечается в случае неразвитости у нее родительских чувств (шкала «неразвитости родительских чувств» R=0,54 при р<0,01).

2. Восприятие детьми отношения родителей также имеет двойственный характер (по результатам методики РОД). Невысокий уровень родительской протекции (шкала «гипопротекция» в методике РОД х = 4,8) в сфере воспитания воспринимается подростком как проявление высокого уровня развитости родительских чувств, чуткости родителей и открытости в отношениях с ним, попытки построения демократичных взаимоотношений. Однако подростки остро реагируют и на любое проявление гиперпротекции (шкала «гиперпротекции» х =4,2), на попытки родителей ограничить их свободу, что, скорее всего, обусловлено стремлением к эмансипации в данном возрастном периоде, к отстаиванию своей самостоятельности и независимости.

Потворствование со стороны матери (шкала «потворствование» - методика АСВ), некритичное удовлетворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сфе-

ру воспитания (шкала «вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания» - методика РОД), разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом ^=0,4 при р<0,01).

Отсутствие запретов со стороны матери, контроля за его жизнью (шкала «недостаточность запретов» - методика АСВ), минимальность применяемых санкций отцом (шкала «минимальных санкций» - методика АСВ), удовлетворение его потребностей и всевозможных желаний родителями (шкала «потворствование» - методика АСВ), воспринимается подростком как возможность отстранения от семейных дел и обязанностей, некоторой вседозволенности (шкала «недостаточность обязанностей» - методика РОД R=0,4 при р<0,01).

Гиперпротекция, потворствование желаниям подростка и небольшое количество применяемых санкций со стороны отца (шкалы по методике АСВ) воспринимается подростком как результат неустойчивого стиля воспитания и неразвитости

родительских чувств (шкалы по методике РОД R=0,4 при р<0,01).

Необходимо отметить, что в расширенных семьях полного типа отношения с отцом вопри-нимаются подростками намного ярче и эмоциональнее, чем с матерями. Возможно, это связано с тем, что подростки чувствуют некоторую степень неудовлетворенности отношениями с отцами, т.к. у последних прослеживается стремление избежать активного участия в процессе воспитания (доминирование гипопротекции и неразвитости родительских чувств по методике АСВ).

На уровне различий первой и второй группы можно сделать вывод, что в полных расширенных семьях подростки наиболее остро воспринимают игнорирование собственных потребностей со стороны матерей (и=157 при р<0,1), чрезмерность запретов (и=151 при р<0,07) и санкций (и= 160 при р<0,1). А в неполных расширенных семьях подростки ощущают на себе проявление безграничности материнских чувств, гиперопе-

По ВРР

1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 фактор

Дистанция-близость (оценка матери) 0,6 Сотрудничество (отец) 0,6 Дистанция-близость (оценка отца) 0,7 Сотрудничество (мать) 0,6 Автономность-контроль (оценка матери) -0,66

Отвержение-принятие (оценка матери) 0,8 Последовательность (отец) 0,7 Сотрудничество (оценка отца) 0,7 Автономность-контроль (отец) 0,7 Последовательность (оценка матери) 0,5

Сотрудничество (оценка матери) 0,75 Мягкость-строгость (бабушка) -0,6 Удовлетворенность (оценка отца) 0,5 Дистанция-близость (бабушка) 0,7 Мягкость-строгость (оценка отца) - 0,7

Отвержение-принятие (оценка отца) 0,7 Конфронтация (бабушка) -0,6 Требовательность (отец) -0,52 Отвержение-принятие (бабушка) 0,6 Автономность- контроль (оценка отца) - 0,6

Требовательность (мать) 0,6 Автономность-контроль (дед) 0,67 Тревожность (мать) 0,5

Дистанция-близость (мать) 0,7 Отвержение-принятие (дед) 0,52 Последовательность (бабушка) 0,58 Сотрудни- чество (бабушка) 0,7

Отвержение-принятие (мать) 0,6 Сотрудничество (дед) 0,6

Отвержение-принятие (дед) 0,56 Последовательность (дед) 0,5

Сотрудничество (дед) 0,51 Удовлетворенность (дед) 0,6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ки с ее стороны, отсутствие критичности в оценивании собственного ребенка и минимальности применяемых санкций.

3. Результаты, полученные в ходе обработки данных опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок», позволили проанализировать характер межпоколенных отношений в расширенных семьях. В результате факторизации данных нами были получены 5 групп объединенных переменных, дающие представление о возможных вариантах взаимодействия трёх поколений в семье.

Первый тип взаимодействия был условно назван «конструктивная близость с родителями при благоприятных отношениях с прародителями». Для данного типа взаимодействия характерна эмоциональная близость ребенка с матерью, проявляющаяся в желании подростка делиться своим внутренним миром, своими переживаниями с ней и готовностью матери в свою очередь воспринимать и адекватно реагировать на проявления чувств подростка. При этом поведение матери ребенок воспринимает как принимающее, он знает, что его ценят и любят такого, какой он есть. Он считает себя полноправным членом семьи, его права уважают, считаются с его точкой зрения. Одновременно с этим родители считают себя достаточно требовательными, и возлагают определённую долю ответственности на ребенка за его собственные действия и решения. При этом отношения с прародителями также носят благоприятный характер. Особенно прослеживается участие деда в воспитании ребенка. Сотрудничество с внуком, эмоциональные и в тоже время уважительные отношения являются благоприятным условием для гармоничного развития личности подростка.

Второй тип - «Мужское доминирование» -характеризуется преобладанием взаимодействия ребенка с членами семьи мужского пола. Отец и дед принимают активное участие в жизни подростка, отец уверен в своих воспитательных возможностях, он последователен в своих действиях, ребенка он воспринимает как полноправного партнёра, дед в свою очередь берет на себя контролирующие функции, но испытывает некоторую степень тревоги в связи с возложенными на него обязанностями.

В третьем типе взаимодействия - «Партнерские отношения с отцом при минимализации отношений с матерью» - прослеживается скрытый конфликт. При развитых партнёрских отношениях подростка с отцом, они не имеют согласия в определенных жизненных ситуациях, их взгляды и представления о жизни расходятся. При этом наблюдается высокий уровень тревожности у матери, она обеспокоена сложившейся семейной ситуацией.

При четвёртом типе взаимодействия - «Эффективная близость с прародителями при благоприятствовании родителей» - подросток эффективно взаимодействует с прародителями. Как бабушка, так и дедушка стремятся к общению с внуком, активно участвуют в его жизни, выполняют социализирующую функцию. Отношения с ними у подростка тёплые и доверительные. Родители также играют важную роль в жизни ребенка: отец выполняет контролирующую функцию, мать способствует эмоциональному благополучию.

Пятый тип «Либерализм в отношениях с родителями при минимализме отношений с прародителями» характеризуется большой степенью противоречивости и нестабильности во взаимоотношениях членов семьи. Роль прародителей минимизируется, а родители в свою очередь планомерно стремятся привить подростку самостоятельность, в связи с чем стараются не вмешиваться в дела ребенка, избегают применения строгих мер по отношению к нему, не принуждают его к чему-либо. Такой тип взаимодействия может способствовать преждевременной автономизации подростка.

На основании полученных результатов можно говорить о сложных и разноплановых взаимоотношениях в расширенных семьях как полного, так и неполного структурного типа. Однако в семьях с отсутствием отца и деда наиболее явно выявляется тенденция построения взаимоотношений, способствующих формированию психологической созависимости сразу трёх поколений. Характеристиками таких отношений являются «тревожный контроль», «гиперопека», «симбиотическая связь». В семьях полного структурного типа чаще прослеживается преждевременная автономизация детей, демократизм в отношениях и перекладывание родительских функций на плечи прародителей.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Это классическое определение семьи, кочующее из учебника в учебник — лучше запоминать именно его, хотя знакомство с другими определениями и материалами (если есть свободное время) ничуть не помешает.

Расширенная и нуклеарная семья:
Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников - возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В настоящее время этот термин используется в более широком смысле для описания совокупности менее тесных отношений между родственниками, при которых нуклеарная семья различными средствами поддерживает контакты с более широкой родней, но не образует с ней единого домохозяйства. Типичной формой семьи в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная семья, а модифицированная расширенная семья. Связи между членами модифицированных расширенных семей в современной Британии поддерживаются по-разному. Например, в ходе недавних исследований (Social Trends, 1997) было установлено, что большинство людей живет в часе пути от родителей, родных братьев и сестер и других родственников и утверждает, что видит их по крайней мере раз в месяц. В случае более удаленного проживания контакты поддерживаются с помощью телефонной связи или каким-либо другим образом. Как показывают результаты одного из британских исследований (Finch and Mason, 1993), членов расширенных семей объединяют сеть обязанностей и обмен услугами от передачи денег в долг или безвозмездно до присмотра за детьми в отсутствие родителей. Наконец, как следует из Данных обследований установок (Social Trends, 1997), люди по-прежнему придерживаются позитивных взглядов относительно той роли, которую играют в их жизни члены этого более широкого семейного круга. Например, в ходе опроса только 7% людей заявили, что друзья для них важнее, чем семья.*

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование «функционального соответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья, свободная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, утверждается, что семейная структура в современном обществе состоит из относительно изолированных нуклеарных семейных домохозяйств, хотя это не исключает существования значительных социальных вариаций. Исследования последнего времени свидетельствуют о следующем. (1) Не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи. На самом деле, из-за высокого уровня смертности преобладающей формой была нуклеарная семья. (2) Пpoцeсс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи. Такие системы взаимопомощи поддерживали людей, оказавшихся в шатком положении вследствие миграции из сельской местности в город. (3) В настоящее время существуют весомые доказательства того, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домохозяйства. Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между родственниками, не обязательно проживающими вместе, поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важную роль могут играть и те, кто не состоит в родственной связи, образуя модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд структур домохозяйства. В Британии наблюдается тенденция к уменьшению размеров домохозяйств, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вместо брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества детей, рожденных вне брака. Такие изменения в структуре домохозяйства в какой-то мере ставят под сомнение функционалистские теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Авторы этих теорий считали, что семья является универсальным человеческим институтом, поскольку она выполняет определенные функции, имеющие решающее значение для общества, такие, как социализация, забота о детях и воспроизводство населения. Однако ситуация в современных обществах отличается не только тем, что число семей такого типа уменьшается. Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные трудности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и дисфункциональными (см.: Дисфункция). Например, некоторые современные авторы утверждали, что женщины угнетаются в семье, что постоянно наносит психологический ущерб тем, кто с этим соприкасается.*

Патриархальная и партнёрская (демократическая) семья:
Патриархальная семья — форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине. Часто имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников.** В истории и культуре, действительно, есть немало примеров расширенных патриархальных семей, для которых главенство старшего мужчины есть способ организации большого родственного коллектива. Однако не стоит упускать из виду и нуклеарную патриархальную семью, которая существует в условиях, благоприятных для выживания малого коллектива родственников, но всё равно предполагающих хозяйственное использование в основном грубой физической силы, что ведёт к жёсткой экономической специализации мужчины и женщины, повышенной роли насилия и, соответственно, иерархизации отношений между родственниками (главенство мужчины состоит в том, что в его руках сосредоточены экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения). В патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Смотри также Патриархат .
Итак, ключевые признаки патриархальной семьи:
– экономическая зависимость женщины от мужчины;
– четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей (функций);
– главенство мужчины в семье.

Партнёрская семья предполагает равный статус супругов и более мягкое отношение к детям. В ней возможны совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Демократическая семья возникла в странах европейской культуры в последние 150-200 лет в основном в связи с урбанизацией, развитием капитализма и распространением умственного труда, что вместе позволило женщинам обрести собственную экономическую роль, выйти из-под опеки мужей и отцов и добиться равных гражданских и политических прав. В этой ситуации восприятие женщины как зависимого члена семьи превратилось в анахронизм, хотя инерция сознания до 1960-х гг. (в Европе и США; до 1930-х гг. в Советской России) помогала доминировать образу женщины как человека, ведущего преимущественно домашний образ жизни, в противовес общественной активности мужчин, что влечёт за собой неравный доступ к принятию важных решений в семье. Смотри также Как в России меняются представления о семье .
Ключевые признаки партнёрской семьи:
– справедливое разделение домашних обязанностей;
– совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи;
– эмоциональная насыщенность отношений в семье.

Функции семьи:
Репродуктивная функция — рождение детей.

Воспитательная функция — т.е. последующее воспитание рождённых детей. Она же может быть обозначена как обучающая функция. Функции первичного социального контроля, социализации / семьи как агента социализации тесно связаны с воспитательной функцией. Их специфика состоит, однако в том, что первичный социальный контроль и социализация как бесконечный процесс интеграции и реинтеграции в общество обращены и к взрослым членам семьи.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Хозяйственная (экономическая) функция . Удовлетворение членами семьи материальных потребностей (питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, формирование и расходование домашнего бюджета). Ведение членами семьи общего хозяйства. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Организация потребительской деятельности. Для описания семьи через призму хозяйственной функции существует экономический термин ‘домохозяйство’. В ранней капиталистической экономике аграрного типа семья представлялась базовой единицей как потребления, так и производства. Семейные фирмы были основой хозяйства. В современном обществе это часто не так, но семья во многих отраслях до сих пор может быть и производственной единицей.

Социально-статусная функция — передача или попытка передачи по наследству базовых характеристик социального статуса: образования, дохода, доступа к власти, места в культуре, этничности, места в социальной страте и др. Как правило, родители с высшим образованием добиваются от своих детей и для них получения аналогичного образовательного статуса, представители среднего и высшего класса стараются ещё на старте карьеры обеспечить своим детям такую позицию, которая позволила бы им не упасть в доходах ниже самих родителей и т.п.

Коммуникативная функция. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.

Эмоционально-психологическая (психотерапевтическая) функция семьи — это удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Рекреативная (рекреационная) функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Сексуально-эротическая функция — есть и такая.

*Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
**Энциклопедический словарь. 2009.

Задания для подготовки к ОГЭ по теме "Семья" состоят из 3 частей.Первая часть включает тестовые задания с выбором одного ответа из предлагаемых четырёх.Во второй части предлагаются вопросы-суждения, задания на анализ диаграмм и таблиц, определение фактов и суждений.В третьей части помещены два документа и вопросы к ним. Материал можно использовать для проверки темы "Семья" учебник А.И. Кравченко глава " Социальная сфера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль по теме « Семья»

Часть 1

Задание 1. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства

Задание 2. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков

Задание 3. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная

Задание 4. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?

1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная

Задание 5. Что отличает семью от других малых групп

1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга

Задание 6. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской

Задание 7. Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность

Задание 8. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

Задание 9. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с

1) правовыми обычаями 2) религиозными обрядами

3) нормами закона 4) правилами этикета

Задание10. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример

1) организация досуга 2) ведение домашнего хозяйств

3) первичный социальный контролль 4) продолжение рода

Задание 11. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную

Задание 12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) малой (нуклеарной)

Задание 13. Семья Сидоровых состоит из мамы, папы и двоих детей-школьников. Старший сын Сидоровых, Василий, женившись, стал жить с женой отдельно от родителей. Бабушки и дедушки Сидоровых также живут отдельно. К какому типу относится семья Сидоровых?

1) многопоколенная 2) нуклеарная 3) традиционная 4) гражданская

Задание 14. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) многопоколенно

Задание 15. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная

Задание 16. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: "Как дела?", – это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о правилах

1) религии 2) морали 3) этикета 4) науки

Задание 17. В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?

1) Семья оказывает психологическую поддержку.

2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.

3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.

4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

Задание 18. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1) общность повседневного быта 2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь 4) прямые личные контакты

Часть 2

Задание 1.

А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.

Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.

Задание 2.

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 3.. Верны ли следующие суждения о функциях семьи

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 4. Верны ли следующие суждения о типах семьи

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 5. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья - это малая группа.

Б. Семья возникла раньше, чем государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 6. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Семья является институтом первичной социализации человека.

Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 7. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья относится к малой социальной группе.

Б. Поведение членов семьи никак не зависит друг от друга.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 8. Верны ли суждения о типах семьи?

А. В современном обществе возросло число нуклеарных семей.

Б. Расширенные семьи являются характерным явлением традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 1. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) наличие особых норм поведения;

2) личные контакты членов группы;

3) отношения родства;

4) общий быт

Задание 2.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Задание 3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Плохо, когда подростки не видят разницы между поступками и проступками. (Б) Иногда на «спор» они делают «нечто героическое», вызывающее восхищение друзей. (В) Надо понимать, что неправомерные действия не являются поступками в героическом смысле этого слова.

1) отражают факты;

2) выражают мнения

Задание 4.

(А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст - переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Семья с двумя детьми, построенная на доверии, любви и уважении, проживающая отдельно от родителей, – такой представляют себе идеальную семью большинство участников социологического опроса. (Б) Отрадно, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак следует руководствоваться исключительно чувствами. (В) 12% опрошенных граждан могли бы назвать свою семью идеальной, ещё у 36% есть таковая в их окружении.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Задание 1. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Различным возрастным группам граждан задавали вопрос: «Как вы относитесь к парам, которые живут вместе без официальной регистрации брака?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нейтрально относятся к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, большинство опрошенных в обеих группах.

2) Опрошенные 18-35 лет менее готовы вступить в отношения без официальной регистрации брака, чем граждане 36-54 лет.

3) Осуждает пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, каждый пятый опрошенный в обеих группах.

4) Одобряют и осуждают пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, примерно одинаковое число опрошенных.

5) Затруднились определить свое отношение к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, наименьшее число опрошенных.

Задание 2. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2012 г. граждан считают свое материальное положение средним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.

Задание 3. В стране Z проводился опрос на тему: «Какие культурно-досуговые учреждения/мероприятия вы посещаете?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.

1) Посещаемость культурно-досуговых учреждений/мероприятий возросла.

2) Около трети респондентов в 2005 и 2013 годах посещали театры.

3) Наиболее популярными как в 2005, так и в 2013 году были выступления артистов эстрады.

4) Наименее посещаемыми являются концерты симфонической музыки.

5) Наиболее значительно выросла доля респондентов, посещающих кинотеатры.

Задание 4. В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.

2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.

3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.

4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.

5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.

Задание 5. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса – выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.

2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.

3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.

4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.

5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.

Задание 6. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считает, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

Часть 3

Прочитай документ, выполни задания.

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

Статья 41

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Задание 1. Когда может быть заключен брачный договор?

Задание 2. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Задание 3. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

Задание 4. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

Задание 5. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Задание 2. Прочитай документ, выполни задания.

Брак и условия его заключения

Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак -nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии -nbsp;для женщин и мужчин -nbsp;16 лет, во Франции -nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

(А.Ф. Никитин)

Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.

Задание 1. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Задание 2. Какие браки, по мнению ученых, считаются самыми прочными? Укажите причину, которая может являться целью создания семьи, проиллюстрировав её примером.

Задание 3. Согласно Российскому законодательству по желанию супругов может быть заключён брачный договор (контракт). Дайте определение понятия «брачный контракт» и укажите, когда, в какой форме он может быть заключён и вступает в силу?

Задание 4. В настоящее время молодые люди не спешат оформлять брак. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите любые два аргумента, убеждающих в необходимости юридического оформления брака.


Состоящая из нескольких поколений.

В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в расширенную семью входят и другие родственники - тёти, дяди и так далее, а также и неродственники, связанные с данной семьёй.

Расширенная семья может строиться вокруг кровного родства, когда основой организации семьи являются отношения между кровными родственниками (независимо от линии родства), а супружеские отношения играют меньшую роль.

Также семья может строиться вокруг супружеских отношений, когда родственники входят в семью не сами по себе, а как родня со стороны жены или мужа. Каждый новый брак приводит к реорганизации такой семьи.

В обоих случаях двумя основными признаками расширенной семьи являются: совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность - владение собственностью, ведение хозяйства.

Группа родственников, в которой отсутствуют один либо оба признака (родственники живут отдельно друг от друга и ведут самостоятельную экономическую деятельность), может быть номинально расширенной семьёй , если члены группы идентифицируют себя с группой как целым и проявляют в отношении друг друга высокую степень солидарности и поддержки, как социальной, так и экономической.

В современном обществе место расширенной семьи, более характерной для традиционного общества, обычно занимает нуклеарная семья .

Напишите отзыв о статье "Расширенная семья"

Ссылки

  • - Социологический словарь
  • - Глоссарий.ru

Литература

  • // М.: Проспект, 2010. - С. 314.

Отрывок, характеризующий Расширенная семья

Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.