Двадцать четыре факта об иране, или как русские бараньими головами завтракают. Подпольный Иран: как на самом деле живут люди в этой стране

Спецкор «МК» месяц провела в стране победившего ислама

В последнее время самое популярное занятие среди политологов и военных аналитиков ведущих стран мира — предсказывать дату начала войны в Иране. Принято считать, что революции на Ближнем Востоке неотвратимо приближают иностранное вторжение, и Иран станет следующим после Сирии. С 1979 года, после победы исламской революции, персы фактически живут в изоляции от внешнего мира. Восьмилетняя война с Ираком, жесткие экономические санкции со стороны стран Запада и Америки, крупномасштабные военные операции НАТО у самых границ Ирана должны были оставить страну на обочине жизни. Именно так кажется извне. Изнутри ситуация предстает несколько в другом свете.

Спецкор «МК» отправилась в Иран, чтобы понаблюдать за бытом и жизнью простых персов.

фото: Ирина Куксенкова

Попрощаться со своим обычным укладом и привычками всем летящим в Иран придется уже на борту самолета — не важно, иранская это авиакомпания или нет: во-первых, вам не продадут алкоголь (поскольку провоз, изготовление и употребление спиртного запрещены в Иране на законодательном уровне, алкоголь приравнен к наркотическим веществам — и последняя смертная казнь за употребление спиртного была приведена в исполнение около двух месяцев назад). То есть даже если пассажир прибыл на территорию Ирана пьяным, полиция имеет полное право арестовать его и вынести наказание в виде энного количества ударов палкой. Это для первого раза. Если попасться еще пару раз — путешествие в Иран закончится на виселице (официально казнят в этой стране путем повешения). И вряд ли иранские власти будут волноваться на тот счет, что подсудимый иностранец. Впрочем, алкоголь — это не самая большая проблема...

Во-вторых, мужчинам и женщинам следует переодеться согласно официальному дресс-коду, который действует в Иране с момента победы исламской революции. В каких-то провинциях он более строгий, в каких-то с некоторыми послаблениями — но он обязателен. На улице мужчинам нельзя носить майки (по типу «алкашек» и «борцовок»), только футболки или рубашки, прикрывающие руки до середины предплечья, шорты тоже можно смело оставлять дома — в Иране их нельзя носить в публичных местах. И фэшн-хит персидских мужчин — они все поголовно вынуждены летом носить носки с сандалиями. Поскольку голых ног также не должно быть...

С женским внешним видом еще сложнее. Джинсы допустимы, но сверху должно быть надето что-то прикрывающее туловище от шеи до колена — рубашка или манто (хотя иранки в большинстве своем носят черную чадру). Ну и самое главное — покрытая голова. Для этого можно использовать платок (самый простой способ), местные дамы также носят хиджаб и русари (традиционная иранская косынка).

Адаптироваться к часовому поясу в Иране человеку из средней полосы России не придется — разница во времени с Москвой всего на полчаса вперед. Дороги в Иране — не в пример нашим — отличные, причем по всей стране. В этом приходилось убеждаться в течение долгой командировки, во время многочисленных автомобильных поездок на север страны, к побережью Каспия, и на юг — в Исфаган. Вообще сразу бросается в глаза тот факт, что строят персы много: в туннелях пробивают объездные трассы, везде в городах башенные краны... В аккуратном порядке возвышаются гигантские ветряки, вырабатывающие альтернативную энергию. Несмотря на огромные запасы нефти, в Иране очень распространены еще и солнечные батареи. Их можно наблюдать на фонарях, светофорах и на крышах домов.

Тегеран мне показался очень советским городом, только с восточным колоритом. Множество мечетей, но еще больше серых жилых домов, похожих на советские хрущевки, и повыше — 9 и 12 этажей. В столице множество мест, которые стоит посмотреть, но общее впечатление от всего — Советский Союз. И вроде бы все есть: и достопримечательности, и кафе, и магазины, но ощущение серости и нехватки ярких красок.

На самой длинной улице Тегерана, Валиаср, — множество магазинов, в том числе и некоторых современных брендов. Но в основном ходят на базары, которые полностью завалены ширпотребом из Китая и Турции. Там можно найти абсолютно весь ассортимент бывшего московского «Черкизона». Продаются и запрещенные вещи — мини-юбки например. Как мне объяснили местные красавицы, подобные откровенные наряды носят на закрытых домашних вечеринках, где и бьет ключом бурная ночная жизнь...

Секс в большом и маленьком иранском городе

В Иране секса нет, как не было в Советском Союзе. По крайней мере официально и открыто эту тему никто не обсуждает. И хотя еще древние китайские дипломаты в эпоху династии Сасанидов писали, что персы суть развратнейший из народов, да и в истории Ирана есть описания тех еще извращений, сегодня официальная иранская идеология заткнет за пояс любой пуританизм. Иранцам не только нельзя иметь секс до свадьбы, но и дотрагиваться до существа противоположного пола.

— Впрочем, сейчас ситуация куда лучше, чем еще несколько лет назад. На улицах мегаполисов можно увидеть гуляющую молодежь, а некоторые парочки даже держатся за руки, — рассказывают мне мои иранские подруги. — Тем не менее на людях все равно все очень строго.

Мы сидели в одном из модных ресторанов в богатом районе. Оттуда как на ладони была видна вся столица, светящаяся в ночи от огней и иллюминации, среди органичного архитектурного ансамбля возвышалась «бордже милляд» — местное «Останкино». Как только стемнело, сюда потянулось множество молодых людей, стильных и модных. Тут были крашеные блондинки с ярким макияжем, маникюром-педикюром, с болтавшейся на макушке косынкой, в обтягивающих джинсах и кофтах, едва прикрывавших бедра. Одни девушки были невероятно стильными, элегантными, в платках и темных очках всемирно известных брендов, с естественным, неброским макияжем. Но большинство девушек все-таки накрашены безвкусно и аляповато. В Иране женщины красятся сильно еще и потому, что лицо — единственное, что они могут открыто продемонстрировать. Кроме того, многие иранки делают себе пластику носа и модные нынче пухлые губы «уточкой».

— У нас все есть, только неофициально. Кому надо — находят и алкоголь (в основном у таксистов и армян), да и у персов дома можно найти бутылочку качественного импортного спиртного — всем торгуют из-под полы, надо места знать, — утверждает Дария. — На закрытых домашних вечеринках мы общаемся с парнями: смотри, какие у меня фотки на «Фейсбуке»...

О да, у Дарии и ее подруг были весьма откровенные для иранок фото в соцсети. Правда, страничка — «только для друзей».

Знакомятся иранцы по-разному, но самые экзотические способы, когда парни кидают девушкам в машину на полном ходу записочки с номерами своих телефонов. Или в фитнес-клубах — как и в Чечне — бассейны и аквапарки, все они разделены по половому признаку. Но! Туда ходят вовсе не затем, чтобы иметь упругую попу и плоский живот. Мамы ходят туда с фотографиями своих сыновей (в Иране, кстати, мужчины женятся поздно по нашим меркам, лет после 30, 35, а то и после 40, для свадьбы им необходимо серьезное материальное подспорье) и показывают их каждой приглянувшейся девушке. Вот видит мамаша потенциального жениха красотку на беговой дорожке, подходит к ней, тычет ей фотографию своего чада и спрашивает: «Нравится? Выйдешь за него?»

Из всех доступных персам развлечений они предпочитают вечерние прогулки с семьей по городу, молодежь вечером гоняет на тачках (как правило, иранского производства) или тусуется в парках, но самый распространенный вариант — пикник на траве. Как стемнеет, все лужайки заняты.

Голубое небо Казвина

Севернее Тегерана есть небольшой городок Казвин. Как и во всех провинциальных городах, в Казвине «харэджиян» — то есть чужаки — вызывают настоящий фурор. Когда я с кем-нибудь из сопровождающих шла по базару, мы собирали вокруг себя большую толпу женщин и мужчин, которые просто ходили за нами по пятам. Наверное, с таким же удивлением москвичи бы разглядывали группу туристов-зулусов в перьях и с копьями на Красной площади...

После нескольких дней пребывания в Казвине я начала замечать, что по улицам ходят парни, держась за руку. Это, возможно, и ничего страшного (хотя парню с девочкой ходить за руки строго не рекомендуется), но их внешний вид! Штанишки в обтяжку, маечки в облипку, напомаженные килограммами геля волосы... У нас так ходят немодные геи. Позже мне рассказали, что, оказывается, Казвин славится своим гей-движением, и на этот счет даже есть поговорка: «Даже ворона, пролетая над Казвином, одним крылом прикрывает ж...». Я не представляю, как тут это явление уживается со всеми религиозными строгостями, особенно если вспомнить видео, которое одно время гуляло по Ютубу с кадрами, где в Иране казнят двух парней-гомосексуалистов...

Впрочем, так даже лучше — есть выход из ситуации и возможность уберечься от иностранного военного вторжения: у геев ведь мощное лобби по всему миру — и им нужно просто организовать кампанию в поддержку восточного Сан-Франциско. Своих они не дадут бомбить...

Еврейский вопрос

Во время исламской революции один из программных тезисов аятоллы Хомейни призывал к борьбе против мирового сионизма, который является, по его глубокому убеждению, «раковой опухолью земли». Персы исторически отличались особой «любовью» к евреям, но официально юдофобия закрепилась на государственном уровне в 1979 году. До этого Иран не признал образования Государства Израиль и по сей день является его ярым противником — даже арабы в этом вопросе цветочки по сравнению с персами. Причем такое отношение к евреям в Иране не только на государственном уровне, местные жители также искренне уверенны, что все беды в мире исходят от народа Израилева и травят про них циничные, но смешные анекдоты.

— Евреи — единственный народ на земле, который гнали отовсюду. Их все не любят! Это же неспроста, — уверяет меня продавец в столичном магазине сувениров. — Купите у меня кружку с Гитлером! Всего 50 тысяч реалов — это два с половиной доллара...

— С кем? — смотрю, действительно в сувенирной лавке полно кружек, среди которых есть и с изображением фюрера, рядом висят такие же картинки с плакатами. — Ну это не самый приятный персонаж в истории...

— Вы про убийство евреев? Вообще холокост придумали они сами...

— Ну вообще-то я имела в виду то, что Гитлер напал на нашу страну, и в результате погибли около 27 миллионов наших соотечественников...

Этот факт продавца магазина явно не заинтересовал. Дальше я отправилась на улицу Энкелабэ Ислами — исламской революции — там больше всего книжных магазинов. Я обратила внимание, что помимо нужных мне изданий тут легко можно купить «Майн кампф» на фарси и различные книги про нацизм... Затем я стала замечать израильские, британские и американские флаги, нарисованные на асфальте, по которым проезжает автотранспорт. А однажды я увидела половичок в виде американского флага перед дверью дома своего знакомого. Он объяснил мне, что вытирать ноги о флаг ему приятно еще и потому, что Америкой якобы тоже рулят евреи...

Европейки в Иране

Однажды поздним вечером в центре города я видела девушку в желтых лосинах, оранжевом манто и босоножках на шпильках (при этом у нее все равно был платок на голове). Одета она была по местным меркам вызывающе. На вопрос, кто она, мне ответили: проститутка, — правда, ее национальность не назвали, отметив, что она не персиянка. В Иране действительно есть проститутки, но просто так, заплатив деньги, с ней переспать нельзя. Для этого нужно заключить у муллы временный брак — «сигэ». Жениться можно хоть на час, хоть на два, хоть на ночь.

Одна моя знакомая немка завела в Иране роман с молодым персом. Когда они решили поехать путешествовать по древним городам страны, он вдруг замялся и предложил ей заключить «сигэ». Ведь в противном случае их не смогут поселить в одном номере в гостинице, и вообще могут возникнуть проблемы. Вернувшись из недельного путешествия обратно, в Тегеран, немка решила для себя, что их чувства больше чем просто интрижка и хорошо бы за этого перса выйти замуж. Но к тому моменту родители «принца Персии» уже были в курсе про их «сигэ» и, соответственно, никогда бы в жизни согласия на этот брак не дали. Потому что приличные девушки «сигэ» не заключают...

Мне самой довелось наблюдать, что западный человек совершенно не понимает, где он находится: эта же немка выла белугой, после того как сотрудница полиции нравов заставила ее надеть носки под босоножки и поверх ее обтягивающей кофты натянула бесформенную рубаху. «Как это унизительно!» — рыдала жительница Берлина.

По первости я сама попала под удар сурового иранского общества. По дороге из Исфагана в Тегеран ночью мы остановились в маленькой деревеньке. Я решила выкурить одну сигарету в темном углу. После нескольких затяжек в меня полетели камни. Не знаю как, но меня разглядели...

Игра компромиссов

Религия в Иране — ислам шиитского толка — не пустой звук, это основа всего. Вся жизнь здесь протекает согласно законам шариата.

— У нас, в России, состоялся громкий судебный процесс. Девушек из группы Pussy Riot осудили за панк-молебен в главном православном храме страны. Чисто гипотетически что было бы с ними в Иране при таком же раскладе? — спрашиваю у своих подруг.

— Шутишь? Во-первых, такого бы не случилось, их бы остановили на входе в мечеть. Во-вторых, ну даже если представить, что такое произошло, через несколько минут от них ничего не осталось бы, народ бы сам все сделал...

В Иране каждый месяц проходят религиозные праздники и траурные шествия в память о погибших мученической смертью. Это впечатляющее действо, особенно когда сотни женщин в черных чадрах идут плача...

А если в Иране, к примеру, священный месяц Рамазан, то кушать или даже пить воду во время светового дня на улице запрещено всем без исключения, не важно — мусульманин ты или нет. Все кафе, рестораны, фастфуды закрыты до наступления темноты.

В Иране общественный транспорт разделен на мужские и женские вагоны, женщинам нельзя курить кальян и быть судьями, потому что решение женщины не может быть обязательным для исполнения мужчиной. Режим запретил даже на официальных мероприятиях мужчинам жать руку женщинам и одел их в чадру и платки, которые нельзя снять даже в 50-градусную жару. Всю тяжесть этого осознаешь уже спустя неделю, когда хочется сжечь свой платок, потому что в нем жарко и чешется шея. Но большинство населения это устраивает.

— Многие иранки предпочитают ходить закутанными для собственной же безопасности, наши мужчины иногда ведут себя как дикари и могут ухватить девушку за какую-нибудь часть тела, — говорит Ширин. — Я одно время даже носила перчатки, поскольку один раз продавец так мерзко потрогал мою руку, когда я давала ему деньги.

Чем хорош оскароносный персидский фильм «Развод Надира и Самин» в главной роли с моей любимой Лейлой Хатами (кстати, дочерью известного еще в шахском Иране режиссера Али Хатами)? В нем очень точно показана повседневная жизнь простых иранцев. Это общество действительно разделено на тех, кто искренне поддерживает нынешний исламский курс, они, как правило, настоящие практикующие мусульмане, другие — против насильственного навязывания всем гражданам страны мусульманского образа жизни. Все, кто не согласен, уезжают из страны (пик эмиграции, конечно, пришелся на первые годы после исламской революции). Есть и те, кто не согласен, но уехать по каким-то причинам либо не захотел, либо не смог. Такие люди приспосабливаются к нынешним исламским строгостям и все равно живут по-европейски, просто скрывая это. Ездят в соседний Азербайджан или Армению, где проводят ударные выходные. Они просто приспособились к системе. И тем не менее независимо от разных политических взглядов в целом персы — невероятно гостеприимный народ, щедрый и открытый. Такими когда-то были советские люди, не испорченные культом потребления и западным цинизмом...

Иран—Москва.

Тегеран 21:09 9°C
ясно

Отели

Туристическая индустрия Ирана развита не очень хорошо, но выбор отелей действительно велик. В столице много сетевых гостиниц, чей уровень комфорта привычно оценивается «звездочками». В городах поменьше преобладают гостиницы старого образца, напоминая больше настоящие персидские мини-дворцы, чем место, где туристу можно переночевать (например, Dibai House в городе Исфахан или Hotel Laleh Yazd в Йезд). Завтрак, как правило, входит в стоимость проживания. Желательно забронировать отель заранее. Во время многочисленных религиозных праздников в гостиницах свободные номера бывают редко, а жители страны подчиняются строгому распорядку, не каждому туристу это будет комфортно. Иран - мусульманская страна. Порядки размещения в отеле строгие: если женщина с мужчиной не являются мужем и женой или кровными родственниками, в одном номере они жить не могут.

Иран достопримечательности

Иран - колыбель цивилизации, самая древняя страна во всем мире. Это самая самобытная страна Азии, а ее набор достопримечательностей восхищает туристов со всего мира. Древние города, прекрасно сохранившиеся до наших дней, персидская архитектура, самобытная культура.

Исторические и архитектурные памятники в стране связаны с античностью и периодом восхода мусульманства в стране (XV век).

Крепость Арг-е Бам - одна из главнейших достопримечательностей страны, находится в городе Бам, на территории Великого шелкового пути. Прекрасно сохранившейся образец персидской архитектуры раннего Средневековья. Внутри крепости несколько мавзолеев и мечеть.

Площадь Имама в городе Исфахан признана важнейшим памятником культуры. Со всех сторон она окружена старинными постройками, мечетями и базаром. Из-за огромных размеров ее нередко использовали в качестве спортивного поля.

Древний город Пасаргады (в настоящее время это археологический парк) известен тем, что в нем находится Мавзолей Кира Великого, персидского царя. Удивительно, но именно он послужил прообразом мавзолея Ленина на Красной площади.

Музеи

К сожалению, в музеях Ирана меньше артефактов, связанных с этой землей, чем в музеях Европы. Несмотря на этот неприятный факт, многие предметы ценностей все-таки остались в стране и сейчас радуют туристов со всего мира.

Главный музей страны - Национальный музей Ирана с прекрасной коллекцией, рассказывающей историю страны. Состоит из двух зданий, в одном из них представлены древности античной Персии, а в другом - экспонаты исламской эры. Организация выставок и постоянной экспозиции оставляет желать лучшего, но красота экспонатов полностью компенсирует это. В Музее современного искусства Тегерана хранится самая большая коллекция европейской живописи, находящаяся за пределами США и Европы. Здесь можно увидеть полотна авторства Кандинского, Моне и Ван Гога.

Климат Ирана:: В основном суxой или полузасушливый, субтропический вдоль побережья Каспийского моря.

Курорты Ирана

Остров Киш в Персидском заливе - главный пляжный курорт страны. Здесь хорошо развита туристическая инфраструктура, правда с религиозными особенностями ислама: пляжи делятся на женские и мужские (мужские расположены близ отеля, а женские в отдалении), бассейны практически отсутствуют.

Горнолыжный курорт Дизин - самый высокогорный в мире (расположен на высоте 3600 метров над уровнем моря). Из-за высоты сезон здесь длится дольше, чем на европейских курортах: с ноября по май.

Досуг

Природные условия в стране дадут возможность самых разнообразным видам отдыха: паломнический туризм, лыжный спорт на Эльбрусе, пляжный отдых на берегах Каспийского моря и Персидского залива, знакомство с народными промыслами, экотуризм, гастрономический туризм (персидская кухня славится во всем мире).

Ландшафт Ирана:: Горный. Высокий, центральный бассейн с пустынями и горами. Маленькие, разрывные равнины вдоль обоиx берегов.

Транспорт

Местный транспорт - мечта любого путешественника. Здесь есть все, что душе угодно: автобусы, такси, авиаперевозки, паромное сообщение, железнодорожный транспорт. Из-за низких цен на бензин стоимость проезда невысока даже на междугороднее такси. Между небольшими городами курсируют маршрутки «савари». Они отправляются в путь после того, когда все места будут заняты пассажирами. В стране более 80 автобусных компаний, предлагающих свои услуги. Билет на автобус можно забронировать заранее через Интернет.

Уровень жизни

Уровень жизни в стране высок за счет экспорта нефти, а уровень цен приятно невысок. Еда, сервис и проезд недороги, большая часть расходов местных жителей составляют коммунальные услуги. Государство оказывает материальную помощь молодым семьям, а ставки по ипотечному кредиту самые низкие в мире.

В настоящее время страна безопасна для туристов. Отдыхающим необходимо соблюдать общественный дресс-код, как и в других мусульманских странах. Нельзя фотографировать военные объекты и государственные учреждения, с этим нужно быть поосторожнее.

Иран имеет ресурсы, как:: Нефть, природный газ, уголь, xром, медь, железная руда, свинец, марганец, цинк, сера.

Города Ирана

Столица страны - молодой город Тегеран, ему всего 250 лет. Он поделен на три района: область государственных учреждений, район университетов и отдаленный район, где находятся жилые дома. Город Исфаган - бывшая шахская резиденция, именно здесь главное сосредоточение памятников персидской культуры. Красивейший город мира. Город Шираз известен как родина выдающихся деятелей Ирана. В наши дни - это главный промышленный центр страны. Город славится своей зеленью и прекрасной архитектурой.


Население

Координаты

Остан-е Тегеран

35,69439×51,42151

Разави xорасан

Остан-е Исфаxан

32,65722×51,67761

Остан-е Алборз

35,8355×51,0103

Восток Азербайджаном

29,6036×52,5388

Остан-е Кум

34,6401×50,8764

Остан-е xузестан

31,3203×48,6693

Остан-е Керманшаx

34,3838×47,0553

Керманшаx

Остан-е Керманшаx

34,31417×47,065

Остан-е Гилан

37,28077×49,58319

Остан-е Керман

30,29368×57,08123

Орумийех

Остан-е Азарбаыян-е Гарби

37,55274×45,07605

Остан-е Систан Белуджистан

Обзор о положении женщины в Иране, устройстве иранского института семьи и брака, подготовленный по первоисточникам.

Отметим, что в последние три-четыре года иранские власти стали меньше проводить публичных казней и порок, стараясь лучше скрывать неприглядные стороны устройства иранской семьи и брака.

Самое главное о семье и браке в Иране:

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин ;

Молодые женщины выдаются замуж, при отсутствии отцов, официальными опекунами, которые надзирают за надлежащим поведением мужа по отношению к жене;

Мужчина может иметь до четырех жен ;

В Исламской Республике Иран все вступающие в постоянный брак должны принадлежать к одной религии ;

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак;

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Для женщин установлен перечень причин, при которых она может быть разведена ;

При разводе дети, как правило, остаются с отцом;

Мужчина обязан при женитьбе выплатить лично жене , который является частью капитала жены, в том числе на случай развода. Муж обязан нести все расходы бюджета семьи и расходы по воспитанию детей, выплачивая жене финансовое содержание «нафака»;

Сексуальные отношения вне брака (временного или постоянного) в Иране запрещены под угрозой смертной казни ;

Не признается право на существование сексуальных меньшинств . При доказанном наличии неподобающих отношений обвиняемые в этом могут быть казнены;

Подробнее в этом обзоре


Положение женщины в Иране, а также о том, как институт семьи и брака регулируется нормами шариата.

Исламский брак называется никях.

Срок для заключения брака в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 для мужчин .

До 2002 года в Иране минимальный разрешенный возраст для брака был для женщин 9 лет и 14 лет для мужчин .

Исламское духовенство всегда поощряло вступление в брак как можно в более раннем возрасте, т.к. это предотвращает, на взгляд улемов, связи вне брака, за которые в Иране предусмотрены тяжкие наказания (о них ниже, в разделе «Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние»).

В Исламской Республике Иран все вступающие в брак должны принадлежать к одной религии .

Данное ограничение не распространяется на временный брак.

Об особенностях обычного брачного союза в Иране чуть ниже, а пока о временном браке.

Временный брак

Наряду с обычным браком, в Иране существует и такое понятие как временный брак .

При этом он может быть бессрочным. На него не распространяются ряд ограничений связанных с постоянным браком. Можно в него вступать и представителям различных религий (т.е. мусульманин может брать во временные жены немусульманку). Но, видимо, подразумевается, что если муж и жена из разных религий, то перейдя в постоянный брак иноверец (иноверка) обратятся в ислам, иначе такой брак будет незаконен. Почему незаконен? Дело в том, что в Иране запрещен переход из ислама в какую-либо другую религию , поэтому в мусульманин или мусульманка не могут сменить религию на религию жены или мужа. Однако есть возможность заключить постоянный брак с иноверцем, выехав за пределы Ирана, по законам другой страны, но при этом иранский мусульманин или мусульманка должны остаться в своей вере. Тогда иранские власти постфактум, по возвращении пары в страну, признают, но без особого восторга, такой брак.

Временный брак — это очень удобный для мужчины-мусульманина институт, т.к. он позволяет одновременно без большой волокиты брать несколько жен (до четырех). Правда, если мужчина-мусульманин сможет их содержать. Женщина может вступать единовременно только в один временный брак.

Заключение временного брака является удобным способом для иранцев обмана властей, т.к. в Иране сексуальные отношения вне брака запрещены . При этом, во временном браке женщина не имеет никаких прав на детей, они всегда остаются со отцом (правда, и в иранской семье, где заключен постоянный брак, мать, по сравнению с отцом, не имеет почти никаких прав на детей).

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 25/09/2016 о временном браке в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории, в передаче оправдываются):

  • аудио файл №1

Многоженство

Радиостанция «Азаттык» (казахская служба РСЕ/РС), исследуя тему многоженства в Иране отмечала в феврале 2012 года, что согласно действующим в Иране законам шариата — свода религиозных, бытовых, уголовных и гражданских законов, основанных на Коране, — мужчина может иметь до четырех жен. Хотя в шиитском Иране многоженство не так распространено, как у суннитов. Станция отмечает, что правительство иранского президента Ахмадинеджада с 2007 года пытается провести через иранский парламент, в дополнение к шариатскому праву, и т.н. «Закон о защите семьи», который будет требовать от жены покорно принимать следующую супругу ее мужа.

Глава Комиссии исламского меджлиса (парламента Ирана) по правам человека Зохре Элахиян:

«Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин...»

«Глава Комиссии исламского меджлиса по правам человека Зохре Элахиян, выступая с речью на женевской сессии Комитета по правам человека ООН, посвященной положению прав человека в Иране, в ответ на вопросы о правах женщин и равноправии мужчин и женщин в Исламской Республике Иран, заявила:

«В основе политики Исламской Республики Иран и идей мусульманских идеологов лежит равноправие мужчин и женщин на макросоциальном уровне, но это не означает сходства в деталях, ибо мы придерживаем того мнения, что разница между мужчиной и женщиной заложена самой природой для образования семьи и воспитания поколения. Поэтому ислам предусматривает специальные права для женщин как матери и супруги».

Элахиян добавила: «У нас имеется исламское предание о том, что во главе семьи стоит женщина, причем исламская религия полностью защищает достоинство и положение женщины в семье, поэтому существуют и специальные права для женщин. Мы не придерживаемся сходства прав женщин и мужчин, а имеем в виду равенство в правах».

Брак в Иране

Как уже отмечалось, брачный возраст в Иране установлен, начиная с 13 лет для женщин, и с 15 лет для мужчин .

«Подросткам разрешается вступать в брак; девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается. Даже если подобный нежелательный брак заключен, молодая женщина может требовать его аннулирования , как это показано двумя традициями Пророка (МЕИБ): «Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его)». Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга» (Бадави, стр. 23, прим. 11).

Ислам очень ценит право каждого человека на брак, а сам брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (приданое или выкуп) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Этот выкуп становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина наделена правом собственности и предпринимательства, а также имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа .

Отсутствие финансовых обязательств — результат меньшей доли наследства, полагающейся мусульманским девушкам и женщинам.

Обычно сыновья получают две доли наследства, в то время как дочери — только одну .

Отец не имеет права лишать своих детей наследства в соответствии со Священным Кораном («Женщины», 4:11).

По достижении возраста половой зрелости и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены Исламом».

Таким образом, в Иране, как правило, вопрос замужества решается родителями или родственниками. При этом для слишком юной жены назначается опекун, который следит за тем, чтобы муж не обижал ее . О экономических положении иранской женщины в семье подробнее чуть ниже, а пока о главной ее функции, согласно иранским официальным воззрениям:

«В исламском воззрении, главная функция женщины — материнство . Это объясняется тем, что мать, правильно воспитывая ребенка, дарит обществу здорового и нормального человека, что очень важно для здоровья общества. Ислам обязывает мужчину обеспечивать пропитание, своевременно и без лишних напоминаний выдавать жене деньги на расходы, чтобы женщины, считающиеся символом любви, эмоции и спокойствия, имели возможность в спокойных условиях заниматься воспитанием детей. Следовательно, с точки зрения ислама, женщины не несут ответственности в связи с обеспечением расходов жизни . Их главная ответственность — выполнять материнские и супружеские функции и потом работать».

Вы можете также в нашем аудиофайле ниже в записи сайт послушать передачу русской редакции официального иранского иновещания «Голос Исламской Республики Иран» от 01/01/2016 об институте брака в Иране (моменты, могущие вызвать неприятие у неисламской аудитории в передаче либо оправдываются, либо смягчаются, так практически обходится вопрос о возрасте, допустимом в Иране для вступления в брак):

  • аудио файл №2

Развод в Иране

Беспричинный развод в Иране — это право только для мужчины. Дети при разводе остаются с отцом .

В сообщении, переданном в апреле 2010 года, «Голос Исламской Республики Иран» коснулся процедуры развода:

«По исламским законам, право на развод сохраняется за мужем. Однако и жена может при особых условиях воспользоваться этим правом, например, если при заключении брака супруги договорились о праве жены на развод.

В Исламской Республике Иран жена может при замужестве потребовать для себя определенные права, которые называются брачными условиями. В брачные условия входят, например, право на развод в случае наркомании, жестокого обращения, прекращения выплаты «нафаки» (т.е. денежного содержания Прим..п.

Конечно, даже в тех случаях, когда жена по брачным условиям лишена такого права, ее защищает исламский суд. Это значит, что, если муж будет несправедливо обращаться с женой и отклонится с правильного жизненного пути, тогда жена может обратиться в суд и востребовать свои права. Как было сказано в этом цикле передач, ислам наделяет женщину таким же человеческим достоинством, как и мужчину, и в достижении гуманных высот не видит между ними никакой разницы. Ввиду этого, все усилия исламской религии направлены на сохранение достоинства и мужчин и женщин и обеспечения их счастья у семейного очага.

Лидер исламской революции его светлость аятолла Хаменеи придерживается того мнения, что главной ролью, которую может играть каждая женщина, независимо от уровня своих знаний, своего образования, исследовательского и духовного звания, — эта роль матери и супруги».

«228 аят суры «Бакара-Корова»:

«Разведенные (женщины) должны выжидать, (снова не выходя замуж), три срока регулы (менструальных цикла). Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют (по отношению к мужьям) права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах — великий и мудрый». (2:228)

Этот аят выступает в защиту семейного очага и детей и повелевает, что женщина не должна сразу же после развода выходить замуж. Она должна выждать как минимум три месяца , чтобы, во-первых, определить беременна ли она или нет, и если да, то чтобы можно было защитить права новорожденного. С другой стороны, может быть, появление на свет ребенка устранит разногласия, между супругами и упасет их тем самым от развода.

Во-вторых, может случится и так, что в этот период разводящиеся передумают и вновь вернутся к совместной семейной жизни.

Заключительный фрагмент аята для устранения неприятностей и обид и примирения супругов сосредоточивает внимание каждого из них на очень важном моменте. Вначале, обращаясь к мужчинам, он повелевает: «Не смотря на то, что на женщинах лежат обязанности по дому и семейные дела, мужчины в той же мере обязаны достойно выполнять свои обязательства в отношении женщин, которые обладают юридическими и гуманными правами».

Затем, обращаясь к женщинам, этот аят повелевает:

«Мужчина должен командовать и управлять семейными делами и в этой связи мужчины более достойны этого занятия».

229 аят суры Бакара-Корова:

«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Вам недозволенно удерживать что-либо из дарованного (в качестве калыма), если только у обеих сторон нет опасения, что этим они нарушат законы, установленные Аллахом . А если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (за счет оговоренного при замужестве калыма). Таковы законы, установленные Аллахом. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Аллаха, — нечестивцы». (2:229)

Вслед за предыдущим аятом, в котором говорится, что женщина должна выждать три месяца после развода, в случае если она захочет вновь выйти замуж, этот аят отмечает что мужчина имеет право два раза давать развод своей жене и после каждого развода возвращаться к ней, и если мужчина в третий раз даст развод своей жене, то он уже не сможет вернуть ее как прежде.

Далее в аяте дается общий принцип, необходимый для управления семьей для мужчин, отмечая, что мужчина должен либо серьезно отнестись к жизни и провести ее достойно со своей супругой, либо, если он по определенным причинам не в состоянии управлять семьей он должен по хорошему отпустить ее и естественно уплатить ей ее мехр — сумму денег, которая оговаривается перед свадьбой и выплачивается женихом невесте. Если же развода требует женщина, то она может простить мехр, — т.е. выплату мужем денег, причитающихся ей и развестись.

Итак, подчеркнем главные моменты из этого аята:

1. Кроме гуманных прав, должны соблюдаться также и финансовые права супруги и мужчина не имеет права присваивать себе что-либо из имущества женщины или ее мехра.

2. Если все-таки развод становится неизбежным, то он должен сопровождаться благими деяниями, а не ненавистью и местью.

3. Счастливая семья — это семья, отношения в которой основаны на божественных законах. Если же отношения основаны на греховных поступках, то для такой семьи лучше развод, чем продолжение существования.

230, 231, 232 аяты Священного Корана, суры Бакара:

«Если же муж дал жене развод (в третий раз), то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если (новый муж) разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться (к супружеской жизни) при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это -законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных». (2:230)

«Когда вы даете развод женам, то по прошествии установленного для них срока оставляйте их (у себя), согласно обычаю, или же отпускайте их по обычаю, но не удерживайте с мыслью повредить им, преступая (закон). А тот, кто поступит так, совершит насилие по отношению к самому себе. Не шутите со знамениями Аллаха, помните милость Аллаха к вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, наставляя вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всем сущем». (2:231)

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с (прежними) мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так (будет) благороднее и чище для вас. Аллах ведает (о том), а вы не ведаете». (2:232)

Исходя из того, что Ислам уважает законные и естественные желания людей и поддерживает любую возможность с тем, чтобы воссоединить разорванные брачные союзы и чтобы дети могли воспитываться и расти под сенью своих родителей, если женщина вышла замуж во второй раз и развелась, то она может вернуться к первому мужу, в случае если они оба захотят начать новую жизнь. Очевидно, что опекуны со стороны девушки и или кто-либо другой не в праве помешать им в этом благом деле и для заключения законного брака достаточно согласие разведенных супругов.

Выделим наиболее важные моменты из этих аятов:

Нельзя игнорировать выбор девушки во время брачного союза и следует уважать его. В принципе сам брак основывается на согласии обоих сторон.

Мы надеемся, что верующие мужчины и женщины будут уважать права семьи и каждый из супругов, уважая права другого, не позволит охладить теплый очаг семьи ваших детей. Да поможет нам всем и вам, в частности, в этом Бог».

Махр, иначе Мехр или Михр, содержание — «нафака», наследование женщиной семейного имущества и финансово-экономическое положение женщины в семье в Иране

В передаче от апреля 2010 года иранское иновещание пояснило вопросы выплаты т.е. калыма, который жених должен уплатить будущей жене (но не ее семье!), вступая в брак. А также вопросы финансового содержания — «нафака»:

«В правовой системе ислама ответственность за управление бытовыми и экономическими делами семьи возложена на мужчину. Таким образом, женщины, не несущие ответственности за обеспечение семьи средствами к пропитанию, имеют в своем распоряжении удобные средства для выполнения семейных обязательств и воспитания детей. После бракосочетания женщина получает право на признательность мужчины, т.е. мужчина дарует жене часть своего имущества, денежных или финансовых средств, которая называется «михром» . Конечно, количество михра определяется в зависимости от реальных материальных возможностей мужа.

Всевышний Аллах в аяте 4 Суры «Женщины» обязывает мужчин к выплате михра:

«Даруйте женам их михр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо из михра, то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».

С точки зрения экспертов, михр свидетельствует об искреннем отношении мужчины к жене. Мусульманский мыслитель мученик Мутаххари в ответ на тех, кто выдвигают вопрос о равенстве женщины и мужчины и выступают за отмену михра для женщины, пишет: «Михр в действительности согласован с законом природы, будучи признаком того, что любовь была предложена со стороны мужчины, и женщина отвечает на его любовь. Мужчина в знак уважения к жене делает ей подарок. Поэтому нельзя под предлогом равенства прав женщин и мужчин отменять закон михра, введенный Творцом бытия».

До ислама михр считался ценой за покупку женщины. В эпоху невежества, когда никакого права за женщиной не признавалось, михр получали отец или брат женщины. Ислам поставил крест на этих невежественных убеждениях, объявив михр достоянием женщины, которой муж преподносит с крайней душевной искренностью.

Другим правом женщины в семье является «нафака» или расходы на существование . После бракосочетания и начала супружеской жизни, женщинам выделяется право на обычные расходы. А это в современном мире касается существенных потребностей женщины в жилье, питании, одежде, личной гигиене, медицинском лечении, товарах первой необходимости. Мужчина обязан удовлетворять потребности жены в соответствии с ее значением и престижем в обществе.

В современном мире феминисты и некоторые западные идеологии расценивают финансовую зависимость женщины от мужчины, в том числе михр и нафака, как дискриминацию и неравенство прав мужчин и женщин. Тогда как михр и «нафака»были установлены с учётом разницы в физических особенностях и функциях мужчины и женщины. Изнурительная задача рождения потомства и беременности от природы возложена на женщину. Это обстоятельство само по себе делает женщину уязвимой с физической и психической точек зрения. Если же женщина и мужчина будут нести равную ответственность за обеспечение семьи средствами к существованию и закон не будет поддерживать женщину, перед ней возникнут сверхтяжелые проблемы.

Мутаххари считает женщину заслуживающей получения «нафака» за то, что она выполняет трудную и ответственную задачу рождения и воспитания детей. Женщины и мужчины не равны по своей физической возможности выполнения тяжелой работы и трудной экономической деятельности. Всевышний Господь при распределении жизненных функций возложил обеспечение экономических способностей женщины на мужчину, который с эмоциональной и душевной точек зрения врожденною нуждается в сосуществовании с женщиной...

Женщины для реализации своего законного права «нафака» должны соблюдать некоторые условия, в том числе повиноваться мужу. Под повиновением мужу подразумевается послушание мужу в супружеской жизни .

С правовой точки зрения, в супружеских отношениях имеется два аспекта: общий и конкретный. Общий аспект состоит в том, что женщина, наряду с выполнением своих обязанностей по отношению к супругу, соглашается с управлением финансовыми делами семьи на традиционном уровне. Также женщина должна согласовывать с мужем свои общения с другими и выходы из дома. Супружеские отношения в их конкретном аспекте заключаются в удовлетворении естественных потребностей мужа . Важный факт, который надо принимать во внимание, что обычные домашние работы женщины делают из своей супружеской и материнской любви, и они не входят в ее главные задачи.

Некоторые идеологии, и в частности феминизм, считают повиновение жены мужу половой дискриминацией. Они считают, что женщина в роли секс-рабыни находится во владении и распоряжении мужа. Разумеется, что между правами и задачами женщины и мужчины есть некоторая разница. Дискриминация приобретает смысл только тогда, когда два или несколько человек при равных условиях не пользуются равными правами и привилегиями. Ислам с гуманистической точки зрения считает женщин и мужчин равноправными и не согласен ни с какой-либо дискриминацией между ними. Однако в силу физической, физиологической и психической разницы между мужчиной и женщиной предполагает для них разные права и обязанности...

С точки зрения ислама, ответственность за содержание, опека над детьми по закону и шариату возлагается на отца. Отец обязан оплачивать расходы на жизнь и «нафаку» за содержание детей с тем, чтобы мать со спокойной душой воспитывала детей. Ввиду этого, роль матери в жизни и воспитании детей весьма существенна. Семейный очаг похож на плодородную землю, на которой дети растут подобно весенним цветам. По мнению ряда мыслителей, счастье или несчастье детей скорее всего исходит из семейных условий и воспитательных методов. Разумеется, что при изучении значения семьи, матери отводится существенная роль»...

«Одним из главных прав женщины в семье является право наследования. Законы наследования в исламе были введены с учетом большой значимости семьи и ее сохранения. Поборники равенства прав женщин и мужчин утверждают, что ислам в вопросах наследования игнорирует личность и человеческое достоинство женщины...

Ислам как правовая система впервые в мире предоставил женщинам право наследства и отменил все несправедливые законы эпохи невежества. Ислам привёл законы о наследовании в соответствие с финансовой ответственностью и функциями жены и мужа в рамках семьи и общества. У ислама закон о наследстве как финансово-экономический вопрос вытекает из принципа социальной справедливости. Женщины пользуются экономическим правом на получение михра, «нафаки» и т.п. и может даже накоплять всю свою долю в наследстве, ибо она не имеет никакой обязанности расходовать из своей доли, тогда как на муже лежит обязанность выплачивать жене михр и «нафаку» и обеспечивать другими средствами существования , и при желании жены он обязан выдавать ей пособие за кормление грудью и воспитание детей. Таким образом, значительная часть доходов мужа фактически расходуется на содержание семьи, супруги и детей.

Представьте себе брата и сестру, каждый из которых получил свою долю из наследства. Доля брата вдвое больше доли сестры. Сестра выходит замуж, но ответственность за покрытие семейных расходов возлагается на мужа. Она накопляет унаследованное ей имущество, а домашним хозяйством управляет на средства мужа. Однако брат, получивший бόльшую долю наследства, обязан содержать свою семью, обеспечивать пропитание и одевать супругу и детей, и на эти цели он вполне может израсходовать наследственные деньги . Вот поэтому, получая бόльшую долю наследства, мужчина с более спокойной душой выполняет свои финансово-экономические задачи в семье. К тому же, мужчины как правило чаще женщин пускают свой капитал в экономический оборот.

Конечно, не во всех случаях женщина наследует меньше мужчины. Есть случаи, когда размеры наследства женщины и мужчины равны. Например, когда сын умирает, родители наследуют имущество в равной доле и отец не получает больше матери. В редких случаях, даже доля женщины превышает долю мужчины. Например, когда у покойного нет наследника, кроме отца и дочери. Естественно, что дочь получает в наследство больше своего отца».

Положение иранских женщин: другие аспекты существования

Необходимо отметить, что в Исламской Республики Иран в отличие, например от Саудовской Аравии, женщины экономически и политически довольно активны. В парламенте есть депутаты-женщины; иранские женщины довольно активно участвуют во всевозможных политических исламских обществах и манифестациях .

Согласно особому закону меджлиса (парламента), иранские женщины служат в полиции. Также иранские женщины служат и в особых воинских частях .

При этом везде, по возможности, применяется принцип — отделения служебных мест мужчин от служебных мест женщин (Политика отделения практикуется и в общественном транспорте, салоны которых разделены на мужской и женский, на пляжах, где существуют отдельные пляжи для мужчин и женщин, и как принято в исламе, в мечетях). При этом иранские женщины должны всегда быть правильно, согласно исламу, экипированы. Неизменным атрибутом правильной одежды для женщин являются платок, длинное пальто и брюки . Интересно, что более миллиона мусульман-иранцев (в основном женщины) были задержаны религиозными патрулями gasht-e ershâd в 2007-2008 года, согласно имеющейся на Западе статистике, за нарушения дресс-кода в одежде и подвергнуты наказаниям — штрафам, или тюремному заключению от десяти дней.

Несмотря на то, что иранские женщины, согласно законам шариата, должны получать одобрение на свою работу, общественную деятельность у мужа, в Исламской Республике Иран, в отличие от соседней Саудовской Аравии, нет, например, запрета на вождение женщинами автомобиля. Иранские женщины также, в отличие от саудовских женщин, пользуются избирательными правам и (правда, необходимо отметить, что избирательными правами женщины в исламских странах теперь пользуются повсеместно, за исключением Саудовской Аравии, где объявлено о их введении с 2015 года).

Отставание Саудовской Аравии в вопросах прав женщин от Ирана, а Саудовская Аравия, ныне главный конкурент Ирана за влияние на мусульман, вызывает усмешку у иранских медиа. Иранский государственный спутниковый телеканал на английском языке Press TV некоторое время назад гордо заметил:

«Женщины в Саудовской Аравии лишены элементарных прав — им не разрешается даже водить машину. Тогда как иранские женщины активно участвуют в общественной и политической жизни страны».

«222 и 223 аяты суры «Бакара-Корова»:

Они спрашивают тебя о (сношениях при) регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся. (2:222)

Ваши жены — Ваша пашня (где вы сеете семена потомства) Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя (грядущее добрыми деяниями), бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой вестью верующих. (2:223)

Одной из целей, которую преследует брак, является продолжение рода человеческого. Мужчина и женщина играют важную роль в этом деле, однако, Творец всего сущего возложил на плечи матери главную обязанность — воспитание ребенка с момента, когда он находится еще в утробе. Коран неописуемым красноречием и выразительностью делает сравнение между женщиной и готовой пашней, которая берет от мужчины семя будущего ребенка и взращивает его в себе в течении 9 месяцев, а по истечении срока дает цветущему саду общества еще один росток. Однако эта пашня прежде должна быть подготовлена для принятия семени, чему способствует месячный цикл женщин. Поэтому Бог повелел не приближаться к женщинам в определенные дни месяца, чтобы не нанести им вреда, как в физическом, так и в духовном плане, и не заставлять их мучиться, ибо в этот период они неспособны зачать».

Побивание камнями и другие виды наказаний в Иране за прелюбодеяние

Основатель Исламской Республики Иран имам Хомейни о побивании камнями, и своем несогласии с тем, что эта традиция не является частью исламского правосудия:

«Дела, которые разрешались в суде шариата за один два дня, (при шахе, принявшем западную судебную систему, — книга была написана в 1970-м году, еще до исламской революции 1979 г.).... растягиваются на двадцать лет...

Агенты империализма иногда пишут в своих книгах и газетах, что судебная система Ислама слишком жестокая. Один даже додумался написать, что законы Ислама так жестоки потому, что заимствованы у арабов!

Я поражаюсь ходу мыслей этих людей (шахского правосудия). Они убивают человека за хранение 10 граммов героина и говорят: « Таков Закон!» ...

но наказание должно соответствовать преступлению....

Но когда Ислам препятствует употреблению алкоголя, предписывая пьянице 80 плетей, или когда за прелюбодеяние виновный приговаривается к 100 плетям или побиванию камнями, если виновный — женатый мужчина или замужняя женщина, они начинают вопить и жаловаться: « Что это за жестокий закон, отражающий жестокость арабов!»

Они не понимают, что судебная система Ислама сохраняет великую нацию от разрушения и развращения. Прелюбодеяние приобрело сегодня такой размах, что разрушает нынешнее поколение, развращает юношество и является причиной безобразного отношения к любой работе. Они предпочитают предаваться всевозможным порокам, привлекательным и все более доступным. Почему жестоко — выпороть виновного публично, чтобы он не развращал молодых людей, чтобы уберечь юношей от порока?..

Во времена Пророка (мир Ему) законы не только разъяснялись и распространялись, они и выполнялись. Посланник Бога сам и был исполнителем закона. Например, Он приводил в исполнение постановления по уголовным делам: отсечение руки вору, наказание плетьми и побивание камнями. Преемник Пророка делал тоже самое; его задача не законотворчество, а исполнение священных законов, которые предложены Пророком».

(Хомейни. Из книги «Исламское правление»)

Если мужчина или женщина в Иране не находятся в браке, включая временный), но при этом практикуют секс между собой в любом виде, то они могут быть наказаны за прелюбодеяние поркой или смертной казнью .

«Прелюбодеяние считается большим грехом с точки зрения всех божественных религий, в том числе ислама, однако доказать этот грех весьма сложно и если обвинителю не удастся доказать предъявленное обвинение, то он сам будет наказан .

Поскольку разврат угрожает здоровью семьи, в частности, и общества, в целом, коранические аяты предостерегают мусульман, мужчин и женщин, от блуда и уподобляют его многобожию (За ересь многобожия, а иначе говоря вероотступничества, для мусульманина по законам шариата полагается смертная казнь. Прим. сайт).

Те, кто совершает этот грех, подвергаются наказанию для того, чтобы остальные усвоили урок.

Но в священном Коране ничего не сказано о побивании блудниц камнями. В иранском законодательстве доказательства этой вины и наказание за нее требуют крайне точной и сложной процедуры, что свидетельствует об уважении прав людей, в том числе грешника.

Однако заслуживает внимания тот факт, что в Иране с 2003 года были запрещены даже немногочисленные случаи побивания камнями. Иногда фанатические жители небольших городов и сел подвергают блудниц этому наказанию, что правительство считает незаконным ».

Необходимо отметить, что соответствующие статьи о побивании за прелюбодеяние камнями в Исламском уголовном кодексе Ирана (аналог Уголовного Кодекса), введенные в качестве наказания на четвертый год после исламской революции 1979 года, насколько известно, сохранены .

В принципе и иранское иновещание в приведенном выше сообщении и не отрицает этого. Оно утверждает, что процедура доказывания так сложна, что процессы забивания камнями крайне редки, а сейчас и вовсе приостановлены. Причина свертывания практики побивания камнями прямо не называется, но явно это происходит из-за негативного отношения в мире .

Чтобы изменение позиции не выглядело отступлением, иранские власти заявляют, что нормы попали в исламский кодекс из обычного права, и не освящены исламом.

Страница с сайта иранского иновещания с цитируемой здесь, среди прочего, заметкой (от февраля 2010 года), где «Голос Исламской Республики Иран» отрицает, что в Иране власти одобряют побивание блудниц камнями. Из заметки можно сделать вывод, что одобрялось это в первые годы революции 1979 года.

Однако, как бы то ни было, и в 2011 году, пришло несколько сообщений из Ирана о вполне официальных процедурах побивания камнями за прелюбодейство (это при том, что смертная казнь за это преступление сохраняется без обсуждения, власти просто колеблются — нужно ли побивать камнями или просто расстреливать и вешать, а при учете смягчающих обстоятельств лишь подвергать порке ).

Вот что, в частности гласит: Исламский уголовный кодекс Ирана на тему прелюбодеяний:

«Прелюбодеяние наказывается либо поркой или забрасыванием камнями, если доказано свидетельскими показаниями четырех мужчин, или только трех мужчин и двух женщин» (Ст.74).

«Прелюбодеяние карается только поркой, если может доказано показаниями только двоих мужчин или четверых женщин» (Ст.75).

Забавно, что в Исламском уголовном кодексе Ирана ценность показаний мужчины намного превышают ценность показания женщины , как мы видим и в приведенных выше статьях. Это штрих к положению иранской женщины.

Необходимо отметить, иранский уголовный кодекс «милостиво» делает некоторое послабления для заподозренных в прелюбодеянии.

Например,

«Беременность незамужней женщины не должна сама по себе стать причиной наказания...» (Ст. 73);

«Прелюбодеяние замужней женщины с несовершеннолетним наказывается поркой.»(Ст.83)

»... если замужняя женщина не имеет доступа к своему супругу, в связи с поездками, заключением в тюрьму или аналогичные препятствиями, то это не требуют побивания камнями...«(Ст. 84)

«Если прелюбодей или прелюбодейка кается до раскрытия акта прелюбодеяния, он или она не должны быть наказаны...» (Ст.85),

Также предусмотрены отсрочки для прелюбодеев от наказания на период болезни, а также для женщин на период беременности и если мать кормит ребенка грудью и.т.п..

Исламский уголовный кодекс Ирана в нескольких статьях «заботливо» расписывает процедуру побивания камнями прелюбодеев, как и их порки.

Например:

«забивание камнями прелюбодея или прелюбодейки осуществляется в то время как каждый из них помещается в отверстие и засыпается землей, он по пояс, и она до линии выше груди.» (ст.102).

Положение сексуальных меньшинств в Иране

На ней изображена казнь двух молодых людей в Иране, как утверждается, за нетрадиционные сексуальные отношения.

В современном Иране запрещено принадлежать к нетрадиционной сексуальной ориентации .

До недавнего времени осуществлялись смертные казни мужчин, начиная с 16 лет, путем повешения за это т.н. называемое «преступление», или, как иногда говорят, «преступление без жертв». Однако, учитывая мировое возмущение, Исламская Республика Иран, согласно сообщениям, позднее стала казнить за это псевдопреступление, начиная только с 18 лет, или, всего лишь, ограничиваться наказанием плетьми.

Исламский уголовный кодекс Исламской Республики Иран в статье 110 указывает «сексуальные отношения между мужчинами караются убийством, и судья сам принимает решение каким образом произвести убийство за это». Статьи 112 и 113 данного кодекса гласят о семидесяти четырех ударах плетью для каждого, если партнеры незрелы (возраст не уточняется, но, видимо, подразумевается до 18 лет).

Также законодательство Исламской Республики Иран позаботилось и о том, что «поцелуй между друзьями с вожделением наказывается шестидесятью ударами плетью » (ст.124) и если было «совместное обнажение без веской причины двумя мужчинами, то (это) наказывается девяносто девятью ударами плетью» (ст.123).

Фотограф иранского происхождения Ройя Азади (Roya Azadi) никогда не жила в этой стране и лишь время от времени ездила с родителями навестить родственников. Она решила рассказать свою историю через фотографии. В своем фотопроекте Ройя пытается вернуться к корням, познать свою историческую родину, взглянув на нее через объектив собственными глазами, без искажений. Оказалось, что не совсем такой, каким его подают зарубежные СМИ.

«Оба моих родителя - из Ирана, но мы никогда там не жили. Мы иногда ездили навестить родственников, когда я была маленькой, но эти поездки становились все реже по мере того, как мы все становились старше. Со временем иранское происхождение стало частью моей истории, а не моей идентичности. В этом году я поняла, что уже 15 лет не была там».

«Можно сказать, эта поездка была попыткой, что называется, вернуться к корням, как бы глупо это ни звучало. Мне не приходит в голову фраза лучше. Я хотела понять Иран, узнать, насколько реалистичен тот отфильтрованный взгляд, который мы получаем извне. Он реалистичен, но во многом - вовсе нет. Иран - противоречивое место, это миллион вещей одновременно. Страна, где кардинально противоположные мировоззрения существуют бок о бок».

Тегеран.

«Взять хотя бы то, как должны одеваться женщины. Конечно, во всем мире женское тело - предмет политических баталий. Но за последние сто лет в Иране покрытие головы платком то запрещалось, то становилось обязательным в зависимости от того, кто у власти. В Тегеране, столице страны, можно увидеть девушек, полностью одетых в западную одежду, не считая русари, а рядом с ними на железнодорожной платформе стоит женщина в чадре до пола».

«Я думаю, Тегеран так полон контрастов, потому что люди здесь очень плотно упакованы. Городское население насчитывает 16 миллионов человек - 12,5 тысяч человек на квадратный километр. Это в три раза больше плотности населения в Лондоне. Когда я приехала в Тегеран, первое, что я услышала, - это никогда не садиться в машину с четырех до девяти вечера - ужасные пробки. По оценкам, каждый день из-за экологического загрязнения умирает 25 человек».
Где-то по дороге через горы Альборза.

«Многие люди, кто стекался в Тегеран в последние 30 лет, приезжали из деревни, стремясь убежать от экономических трудностей. Правительство пытается переселить около пяти миллионов человек из города, предлагая щедрые финансовые меры поощрения и другие решения. По радиальным магистралям на выезде из Тегерана вы будете проезжать пустынные поселения из серии “просто добавь воды”, застрявшие на склонах холмов. Это странное, почти призрачное зрелище».
Ресторан в горах Альборза по дороге между Тегераном и Сари. Недостатки обслуживания, качества еды и посуды компенсировались тем, что он был полностью из мрамора.
Базар Вакиль в Ширазе.

«Шираз - один из самых древних городов в Иране. Базар Вакиль - самый древний базар, который существует с XI века, хотя нынешнее здание было построено в 1760-х годах. Я родилась и выросла в Новой Зеландии, где у моего отца были спортивные штаны, которым больше лет, чем большинству зданий в этой стране, и меня глубоко тронула мысль о том, как мои предки веками ходили по этим же залам. Вторым по силе впечатлением была витрина со специями».
Настоящая, не поддельная Zara в Ширазе.

«Десятилетиями потребительство обличалось как исключительно западное зло, которому нет места на благородной иранской земле, но похоже, что родители девушек в Иране выучили урок, преподанный им окружающей действительностью: ни один человек, ни одно государство, ни международные санкции, ни падение ВВП не могут встать между девушкой и ее гардеробом».
Где-то между Ширазом и Исфаханом.

«Я не собиралась путешествовать по Ирану на колесах, но это стало следствием моей неорганизованности. Автобусы оказались удивительно роскошными, если не принимать во внимание, сколько на это уходит времени. Там даже раздавали пакеты с закусками, которые я бы оценила на три балла из пяти по качеству и на пять из пяти - по количеству».
Исфахан.

«Исфахан когда-то был одним из городов Шелкового пути, поэтому столичные жители говорили: “Исфахан - это полмира”. На площади настолько древней, что ее строили, когда еще существовала Римская империя, я встретила учеников средних классов школы, отрабатывавших впечатляющие трюки на заднем колесе велосипеда. Они посмеялись над моим акцентом на фарси, а потом пригласили потусить с ними на площади после школы. Али (слева) хочет стать космонавтом, Хуссейн (справа) хочет быть профессиональным фрирайдером».
Исторический дом Бехради в Исфахане.

«Этот частный дом XVII века был построен в эпоху Сефевидов и недавно стал привлекательным бутик-отелем. Именно здесь я проживала свою восточную фантазию, когда осознала, что в те времена я бы, наверное, была обслуживающим персоналом».
Мечеть шейха Лютфуллы на площади Накш-е Джахан в Исфахане.

«В XVIII веке столица империи переехала из Исфахана в Тегеран, и знаменитый “сверкающий город” скатился в провинциальность. Это повлияло на защиту многих древних памятников Исфахана, которые сегодня вдохновляют новую волну иранских архитекторов и художников реставрировать и здания, и мировую репутацию города. Я очень старалась узнать, как в культуре, настолько зацикленной на симметрии, мог возникнуть смещенный купол мечети. Если кто-нибудь знает, пожалуйста, напишите мне письмо».
Скейт-парк Аб-о Аташ в Тегеране.

«Катание на роликовых коньках живет и здравствует в Аб-о Аташе, одном из скейт-парков Тегерана. Здесь также обосновались скейтеры и любители кататься на BMX, которых становится все больше. Когда я была там, бизнесмены по дороге домой свешивались через забор, аплодируя скейтерам, которым удавалось приземлиться после трюка».
Базар Таджриш в Тегеране.

«Такие передвижные алтари можно встретить в Тегеране повсюду во время священного месяца Мухаррам, и они всегда светятся священным зеленым светом. Это ежегодная дань памяти погибших в ирано-иракской войне 1980-х - в территориальном конфликте, который унес жизни более миллиона человек с обеих сторон, так или иначе обанкротил обе страны и продолжает оказывать влияние на социально-экономическое развитие Ирана вот уже 30 лет».
Большой базар Тегерана.

«Портрет страны без законов об авторском праве: копия Джорджа Клуни продает малоизвестный бренд иранских электробритв с плаката. Ряды магазинчиков в нишах базара продают пачками пластиковые пакеты с брендами H&M, Louis Vuitton и Adidas. Целый ряд лотков продает только рулоны этикеток для одежды: Gucci, Versace и Made in China, насколько хватает глаз. Я пыталась купить несколько бирок Chanel, но они продают их только килограммами».
Кафе Gol-e Rezaieh в Тегеране.

«70 лет Gol-e Rezaieh было тегеранским эквивалентом парижских Le Select или Cafe de Flore - любимое место интеллектуалов, художников и писателей, в том числе Садега Хедаята, которого часто называют иранским Кафкой. Его фундаментальное произведение “Слепая сова” часто настраивало читателей на суицидальный лад. Если внимательнее присмотреться к фотографиям в рамочках на стенах, необъяснимо большая их часть - снимки британской группы Queen. В колонках громко играли лучшие хиты Мэрайи Кэри».
Дарбанд, Тегеран.

«Мы, иранцы, обожаем украшательство. Даже фарш не избежал нашего стремления к декору».

«Дорога вела по горным пейзажам, которые словно похитили из Швейцарии, и до Филбанда, знаменитой “деревни над облаками”, было около трех часов. Как и другие красивые деревни по всему миру, Филбанд - это место, где сбываются архитектурные мечты владельцев летних домов, а кошмары архитекторов о летних домах становятся реальностью».
Филбанд, провинция Мазендеран.

«Иранцы обожают устраивать пикники. В стране, которую преследует ужасная жара, а также различные другие формы катастроф вот уже тысячи лет, возможность побыть немного в покое и тишине вдали от всего этого давно закрепилась в качестве национального приоритета. Ни долгая дорога, ни высокие горы, ни огромное количество кебаба и угля, которое нужно притащить из машины, не являются препятствиями».
Тегеран в середине 70-х.

«Я наткнулась на эту фотографию, когда была в Иране. Справа моя 18- или 19-летняя мама, а слева - ее единственная сестра и лучшая подруга. Обе славились своей красотой и умом. Тем не менее оказалось, что у мамы есть своя странная история из детства. Я узнала, что, когда ей было семь лет, у нее был питомец - петух, которого она называла “Полковник Иисус”».

© wikipedia.org

Краткая историко-географико-политическая справка: Иран - одно из древнейших государств мира, республика в центральной Азии, культурная и историческая наследница Персии. Иран-Персия является родиной зороастризма, но в 15 веке народы этой страны в основном приняли ислам, который на сегодня является государственной религией Ирана. На протяжении многих веков Иран являлся одним из центров исламской культуры: здесь развивались науки, философия, медицина.

В настоящее время Иран не имеет сухопутных границ с Российской Федерацией, но являясь одним из наиболее развитых государств Ближнего и Среднего Востока, по-прежнему остается главным стратегическим партнером России на южном направлении.

С 1979 года Иран находится в политическом противостоянии со странами Запада, в первую очередь - с США. Президент Джордж Буш включил Иран в список стран «оси зла» - вместе с Кубой, КНДР и Беларусью. Белый Дом обвиняет Иран в создании ядерного оружия - основанием для обвинений служит строительство в Иране атомной электростанции, которую исламская республика строит с привлечением российских специалистов.

В Иране находятся многие сокровища мировой цивилизации, здесь прекрасные горнолыжные курорты. Но туризм в стране почти не развит - из-за западных санкций, в том числе банковских. Так, в стране нет возможности пользоваться карточками Visa и Mastercard - что гибельно для туризма.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

«Ехать в Иран было и интересно, и не охота. Интересно - как и любому нормальному человеку - Заратустра, мультик Prince of Persia, конференция в Тегеране 1943 года и т.д. А не хотелось потому, что мне, скажем так, не симпатично положение женщин в исламском обществе. Но интерес победил - все же я ехала не туристом, а приглашенным специалистом, проводить обучение персидских банковских служащих особенностям работы с международными платежными системами. Ведь Иран также страдает из-за экономических санкций, проводимых США - и банковской сферы это касается напрямую.

Я ехала обучать людей, как «работать из-под санкций» - вот и было интересно, что в исламском обществе окажется на первом месте: гендерные признаки или личностные качества. Как отнесутся к женщине-преподавателю?

В Иране действует законодательство, основанное на исламском праве. Оно ограничивает некоторые гражданские свободы - по «стандартным» европейским меркам. В частности, представители не традиционных религий не имеют права занимать государственные должности. «Гендерные» ограничения касаются, в первую очередь, внешнего вида женщин и девушек.

При этом социальное обеспечение (бесплатная медицина и образование) распространяется на всех граждан Ирана, вне зависимости от пола или конфессии.

Когда самолет приземлился в аэропорту близ Тегерана, все барышни, одетые по европейской моде: джинсы-кеды-короткие-футболки, достали из своих рюкзаков и сумок одежду местного образца (плащи, кофты, пиджаки длиной до бедра и ниже), платки, палантины и завернулись в них. Их примеру последовала и я. Из Москвы я везла несколько вариантов «восточного женского дресс-кода», рассчитывая, в том числе, и на худшие варианты. Но для начала я ограничилась одеждой, закрывающей тело, свитером по колено, и платком.

Многие европейские путешественники рассказывают, что процедура прохождения паспортного контроля в аэропорту им. Айятоллы Хомейни мучительна - офицеры могут придираться и задавать самые неожиданные вопросы, в том числе и крайне бестактные. Количество подобных свидетельств заставляет предположить, что это сознательная политика и установка: сразу прикрутить гайки и привести расхлябанных европейцев в нужный тонус. Евгения не стала исключением.

На паспортном контроле долго допытывались, что я такая, single&alone, собираюсь делать в Тегеране, куда собираюсь съездить, какие места посетить, встречает ли меня кто-то, есть ли бронь отеля и прочее стандартное. Наконец, офицер выдал нежданчик: мол, вот Вы сейчас в отель едете и там будете неотлучно, да? Так давайте я вечером к вам приеду и сделаю обзорную экскурсию. Но после моего отрицательного ответа штамп все равно поставил. Возможно, это был и нормальный, с точки зрения таможенника, вопрос.

Следующий, после вопросов на границе, иранский сюрприз оказался приятным.

Дорога из аэропорта в тегеранский отель очень долгая, почти полтора часа. Проходит по пригородам и по самому Тегерану. Первое, на что я обратила внимание - чисто. Обочины чистые, без мусора.

Дороги и подъезды к крупным городам - это первое, что видишь, приезжая в страну. Я езжу в командировки в среднем раз в месяц, в самые разные уголки земного шара, и мне есть с чем сравнивать. Я видела и фантастический срач Кении или Туниса, и вылизанные дороги Маврикия. Иран оказался ближе ко второму варианту, чем порадовал.

В дальнейшем я убедилась, что Иран - во всяком случае, Тегеран - своей чистотой больше походит на Европу, а не на Азию. Я лично объясняю это тем, что все-таки Тегеран - столица древнейшей цивилизации. И приятно, что люди помнят о своем великом наследии на простом бытовом уровне - не гадят себе под нос.

Курят, кстати, очень многие иранцы, но сигарета в руке считается зазорной - ее при курении прячут в ладошку.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт


© Сергей Сакин/сайт

Следующее впечатление от Тегерана - фантастический траффик и загазованность. Город лежит в низине, смог не выдувается ветром и «трамбуется» машинами местного производства. Санкции против Ирана выражаются и в ограничениях на поставку в страну предметов высоких технологий - и машин в том числе. Евгения, естественно, обращала внимание на пресловутый «исламский вопрос»: на воспитанность водителей и наличие водительниц.

Женщины за рулем есть, но это скорее исключение, чем правило. Однако общемировой тренд - «гламурные телочки» на дорогих машинах есть и здесь. Их мало, но тренд представлен.

Здесь очень плотный трафик, как в Ханое, пожалуй. Езда в этом «бульонном» трафике осуществляется, на первый взгляд, без правил, но по понятиям. Например, пешеходов не пропускают из принципа. Перейти дорогу, даже по пешеходному переходу - целое приключение. Бывает что и с фатальным исходом.

Преобладают машины местного производства, простенькие и побитые Сайпа и такие же побитые Пежо местного производства.

Сам город Евгении, скорее понравился - по ее мнению, он отвечает своему званию столицы большого государства. Колорит «Третьего мира» присутствует в Тегеране прежде всего в том, что первые этажи всех зданий отведены под частную торговлю и кафе.

Иран, помимо того, что находится «под американскими санкциями», добровольно поддерживают и изоляцию изнутри - в первую очередь, культурную. В Иране берегут чистый ислам - не тот, который в ИГИЛ, а традиционный, при котором создавались шедевры зодчества, развивались математика и астрономия, были придуманы шахматы и т. д.

В свое время Иран стал едва ли не первым исламским государством, осудившим «чеченский сепаратизм» на государственном уровне.

Обсуждать выходки «братьев-мусульман » в соседних государствах здесь не принято в светском обществе. Здесь этого, очевидно, стесняются - как стесняются в семье говорить о родственнике, сидящем в тюрьме за пьяный дебош.

Существует жесткая цензура в ТВ и прессе. Но современного человека, конечно, изумляет, в первую очередь, Интернет-цензура. Весь веб-траффик находится под контролем министерства информации Ирана, социальные сети попросту недоступны.

Евгении это, скорее, понравилось:

Ни через браузер, ни через приложения на мобильном, не работают Твиттер, ФБ и ВК - э то внутренняя политика страны. В принципе, наслаждаюсь отсутствием этой необходимости - «ой надо ленту новостей проверить». Instagram работает и ладно. Без остального только мозг чище и времени свободного больше.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Кроме того, наличие санкций извне приводит к тому, что даже в номере для особо ценного иностранного специалиста стоит допотопный телевизор и холодильник и плохо работают дверные замки - мебельную фурнитуру в Иране не производят.

А «внутренние санкции», помимо цензуры в Интернете, выразились также в наличии Корана в номере - но даже самый толерантный ум вряд ли назовет это религиозной нетерпимостью и жестокостью к иноверцам.

Но, конечно, больше всего Евгению интересовало отношение к женщине в исламском обществе.

Из всего того, что я читала в интернете перед поездкой, реально подтвердилась только сегрегация в общественном транспорте: мужчины и женщины занимают разные половины автобуса. Но вообще отношение к женщинам - ровное. Хотя в компании, куда я приехала работать (преподавать), не было ни одной женщины, ко мне относились нормально.

Самое главное: слушают и внимают тому, что я говорю, чему обучаю. Без - «девочка, что за чушь ты несешь? Мы тебя не будем слушать, потому что ты девочка!» А ведь мне приходилось сталкиваться с таким отношением. Причем первый раз на буддистском и индуистском Маврикии, а второй раз - в «вуду-христианской» Кении.

Иранцы, с которыми я работаю, не только относятся с уважением к моему профессиональному опыту. Но еще и пытаются быть джентльменами: например, двери открывают и вперед пропускают. Что иногда выстегивает. Особенно если пропустили вперед в помещении - а куда дальше идти, налево или направо, не сказали.

© Сергей Сакин/сайт

© Сергей Сакин/сайт

Очевидных, бросающихся в глаза «правил строго режима» для женщин в Иране Евгения не заметила.

Здесь присутствуют все степени женской «одетости»: от черного одеяния «в пол» с большим платком и длинным платьем, до джинсы-свитер-плащик чуть ниже бедра и платок на самой макушке, а то и просто прикрепленный к традиционному пучку волос на затылке, ниже макушки то есть. Женщин в «полном исламском одеянии» я так и не увидела.

Как ни крути, но мне за местную не сойти, даже если я вся в черное закутаюсь - цвет глаз выдает. Потому я спокойно хожу в офис в строгом костюме, дополненным длинным платьем-рубашкой, и платком.

Но Евгения все же выяснила главный вопрос: как должна выглядеть и одеваться женщина в обществе традиционного ислама, чтобы не быть закиданной камнями.

Во-первых, я так и не видела никого, кто ходит по улице с сумкой камней, чтобы кидать их в недостойно одетых женщин. Равно как и пресловутую полицию нравов не встретила. Но я, наконец, из общения с мусульманами выяснила давно интересовавший меня вопрос: почему часть мусульманских женщин оставляют открытыми только глаза, кто-то только лицо, кто-то оставляет видной полоску волос, кто-то закрывает половину лба, итд. Чем это регулируется, есть ли какое-то правило? Ответ неожиданно простой: женщина сама решает, насколько она хочет быть открыта внешнему миру. В зависимости от своей религиозной убежденности и своих моральных предпочтений и традиций. Семья и муж в данном случае подпадают под категорию «традиции».

И здесь европейская женщина Евгения неожиданно поняла «женщин неосвобожденного Востока».

Если честно, то меня порой так сильно вымораживают чужие взгляды и чужое внимание, что закутаться в бесформенную одежду с капюшоном и темными очками - это единственный выход.

© Сергей Сакин/сайт

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.