Традиционная арабская мужская одежда. Страны Персидского залива: различия в одежде. Варианты как одеваться в Дубаи девушкам

  • Культура и традиции Дубая
    • Национальная одежда

Национальная одежда

Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет собой длинную рубаху, называемую в ОАЭ дишдаша, реже — гандура. Обычно она белого цвета, но в сельской местности, а также в городе в зимние месяцы можно встретить также голубую, черную и коричневую дишдашу. Данью современности в дишдаше стали привычный для нас воротник и наличие карманов. Приглядевшись, можно заметить у городских жителей «галстук»-шнурок, который может быть различной формы, и называется тарбуша. Головной платок — гутра — обычно белый. Зимой он может быть из более плотной материи с добавлением шерсти и с красным орнаментом. Удерживающий его на голове игаль, имеющий вид толстого шнура, по преданию, восходит к веревке, которой бедуин привязывал на ночь верблюдов, а днем, свернув, хранил ее на голове. У жителей ОАЭ часто можно видеть два тонких черных шнура, свисающие с игаля, — для пущей красоты. Концами гутры можно закрывать нижнюю часть лица, спасаясь от песка или холода, а можно закидывать их наверх и затыкать под игаль, сооружая нечто вроде тюрбана, чтобы не мешались. Под гу-тру надевают кружевную тюбетейку гахфия.


Напоминающая плащ или бурку широкая накидка на дишдашу (чаще черного цвета), расшитая по краю золотым или серебряным галуном, называется бишт. Материал, из которого она сделана, и его качество зависели когда-то от социального положения хозяина. Бишт надевается по особо торжественным случаям и на свадьбу. Хороший бишт с ручной вышивкой стоит недешево. Традиционная одежда, в которой женщина показывается на публике, — черное длинное платье — абая. У женщин побережья абаи сделаны из легкой ткани (шелк, сатин), у бедуинок ткань более плотная и грубая. Под абаей может быть традиционная арабская одежда, например, традиционное цветное платье (гандура), украшенное вышивкой (хоуар — из золотых и серебряных нитей или талли — из цветных и серебряных нитей), а могут быть и самые дорогие модели из Парижа или Милана. Под гандуру надеваются шальвары (сируаль). Голова женщины вне дома покрыта черным платком или шарфом (шеля), а лицо может быть скрыто под тонким черным газом-вуалью (гишуа), который дает возможность видеть вас, но не дает вам возможности рассмотреть то, что под ним. Возможен другой вариант, когда платком закрыта нижняя часть лица, оставляющая «на воле» только глаза. В сельской местности и у пожилых женщин встречаются полумаски (бырга) из ткани, закрывающие большую часть лица. Арабки в европейской одежде с непокрытой головой скорее всего приехали в Дубай из другой арабской страны.


На видимых частях тела используется макияж: кохль — черная краска, которой подводятся глаза, и хна (хенна) — натуральный краситель из листьев небольшого дерева лавсонии, красно-желтого или более темного цвета, которым изображаются причудливые узоры, сохраняющиеся в течение 2-4 недель.


Для арабской женщины узоры, которые она наносит себе на кожу рук и ног, означают примерно то же, что и макияж для европейской женщины: это средство украсить себя, создать для себя атмосферу праздника. А ведь когда-то сплошной слой хны (по-арабски — хенна) на руках у бедуинки просто защищал ее кожу от обжигающего песка. Узоры хной наносятся по случаю свадьбы (своей или родственников), по поводу рождения ребенка или другого большого праздника. Жена украшает себя изощренным узором из причудливо переплетающихся цветов к возвращению мужа, давно не бывшего дома, а может сделать это и без особой причины — просто от хорошего настроения. Приемы нанесения хны в появившихся в последнее время в Дубае многочисленных салонах становятся все более изощренными. Молодые девушки любят делать узоры tie на ладонях, а н,а запястьях — так они напоминают модную татуировку. Для туристок же подобные узоры — лучший и самый экзотический сувенир из далекой арабской страны, живая иллюстрация к рассказу о путешествии. Традиционные украшения местных женщин можно увидеть в Дубайскам музее (см. «Музеи»).

Национальная одежда в ОАЭ прежде всего отражает национальный быт и религиозные предпочтения арабского народа. Кроме того, многовековые традиции бузесловно учитывают особенности климатических условий региона. Стоит отметить, что подавляющее большинство жителей Эмиратов предпочитают национальную одежду - это своего рода дань традиционному и религиозному укладу.

Одежда местных жителей ОАЭ – особенности и предназначение

Национальные одеяния жителей аравийского полуострова призваны защитить тело от палящих солнечных лучей и зноя. Как правило, она закрывает практически все тело, и это не просто традиции - такие наряды однозначно больше подходят к местному климату.

Мужчины в Эмиратах надевают рубаху, представляющую собой удлиненную тунику с рукавами, чаще всего светлых тонов. Шьется такая рубаха без застежек и швов. Это всегда выглаженное и чистое одеяние. Независимо от фасона и стиля пошива, такая рубаха подчеркивает стремление к чистоте и опрятности.

В качестве головного убора используются головные платки, которые также служат защитой от жгучих солнечных лучей. Данный головной убор доказал свою практичность на протяжении веков, бедуины всегда использовали платки обвязанные специальным жгутом вокруг головы, для сохранения влаги и защиты от горячего воздуха.

Что касается женской половины, чаще всего она облачена в просторные длинные платья, сшитые из шелка или сатина. Необходимо отметить, что вне дома увидеть арабскую женщину в открытой одежде практически невозможно. Вопреки сложившемуся мнению, арабские красавицы с удовольствием наряжаются в национальные платья. Более того, сегодня многие местные модельеры предлагают интересные дизайнерские решения в национальной одежде.

Одежда местных жителей ОАЭ – туристам на заметку

Даже с учетом того, что в некоторых Эмиратах нет строгих условностей к внешнему виду иностранных гостей, все же следует учитывать национальные традиции и предпочтения местного населения. Посещая общественные места, следует избегать откровенных и вызывающих нарядов. Женщинам не рекомендуется носить одежду с обнаженными плечами или с глубокими вырезами, а мужчинам расхаживать в плавках или шортах.

ИСТОРИЯ КОСТЮМА - Костюм арабского востока - 4 ч.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

В конце VI в. у кочевых и оседлых племен Аравийского полуострова начался распад общинно-родового строя и стал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав государство с центром в Мекке.

В течение нескольких десятилетий арабы завоевали огромную территорию от долины Инда до берегов Атлантического океана, от Сырдарьи до долины Нила. Под властью арабов оказались Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Рис, Турция. Так образовался арабский халифат, просуществовавший до IX —X вв.

Период арабского халифата характеризуется высоким развитием культуры, созданной на основе древних культур государств, вошедших в его состав. Из видов искусств наиболее развитыми были архитектура и художественные ремесла: чеканка, филигрань, керамика, резьба по дереву, производство тканей, ковров.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

В глубокой древности изображения арабов встречаются на ассирийских и египетских рельефах. С принятием мусульманской религии ислам изображение человека в искусстве находится под запретом. Средневековый период жизни арабов хорошо отражен в замечательном памятнике культуры — сказках «Тысяча и одна ночь», являющихся настоящей эстетической энциклопедией арабов.

Изящный стан, белое гладкое лицо «подобно луне в четырнадцатую ночь», миндалевидные темные глаза под густыми и длинными черными бровями, родинка на щеке — такой предстает перед нами героиня сказок Шехеразада. Очень интересное описание мавров (арабов, осевших в Испании) дал К. Маркс в письме к своей дочери Женни из Алжира: «Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает всех оттенков от почти белого до темно-бронзового.

Их одежда — даже и нищенская — красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее — тога из тонкой белой шерстяной материи) или плащ с капюшоном; для прикрытия головы (в неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т. п. для этого служит также и капюшон) употребляют тюрбан или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны; обыкновенно они оставляют ноги босыми и не обуваются, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.

Даже самый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в «искусстве драпироваться» в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным и полным благородства…».

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

В древности скудная растительность аравийского полуострова обусловила применение в одежде материалов животного происхождения — кожи, меха, верблюжьей и овечьей шерсти. Лишь в южных, прибрежных областях, где рос хлопчатник, изготовлялись ткани из растительных волокон.

Средневековый период отличается высоким развитием производства тканей, разнообразием их волокнистого состава, цветовой гаммы и орнаментации. Широко применяются шелк высокого качества, шерсть, лен и хлопок.

Сохраняя традиции древних художественных культур, ремесло арабов славилось тем не менее оригинальностью и самобытностью. В более ранние периоды ткани покрывали фантастическими узорами, изображениями птиц и животных. Однако под влиянием религии, запрещавшей изображение живых существ, узоры видоизменяются: появляется тонкий геометрический или растительный узор в виде узких орнаментальных полос с арабскими надписями, прославляющими халифа. Орнаментация ткани осуществлялась в сложной гобеленовой технике, вышивкой и набойкой (рис. 27). Гладкокрашеные ткани поражали разнообразием гаммы цветов: красного, золотисто-желтого, голубого, зеленого, синего, черного, белого.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ

Мужской костюм

В древности житель пустыни — бедуин носил рубаху без рукавов или с рукавами, широкую и длинную (до ступней или икр), состоящую из двух полотнищ, сшиваемых по плечам, и открытую по бокам. Рубаху подпоясывали на талии ремнем, шнурком или цветным кушаком. Верхней одеждой служил плащ аббас (рис. 28) из грубой овечьей или верблюжьей шерсти, часто в желто-черную или желто-голубую полоску. По покрою аббас представлял собой широкий мешок открытым концом вниз, разрезанный спереди, с отверстиями для головы и рук. Туго повязанный головной платок и сандалии на кожаной или деревянной подошве дополняли костюм.

Сухой и знойный климат Аравийской пустыни обусловил появление уже в глубокой древности и у мужчин, и у женщин такого вида одежды, как покрывало. По покрою — это четырехугольный кусок ткани (чаще всего белого или голубого цвета), обшитый по краю бахромой.. Покрывало тесьмой прикрепляли на лбу и перекидывали через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости — и всю фигуру. В период завоеваний (VII — IX вв.) арабы заимствовали ту или иную форму одежды покоренных народов, и ассортимент каждой завоеванной области обогащал и разнообразил арабскую национальную одежду. Впоследствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны (азиатское заимствование).

В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубашку из льна, хлопка или шелка с длинными и широкими рукавами, узорчатый кафтан с такими же рукавами, пояс из пестрой шали и верхний распашной халат с запахивающимися полами, подпоясанный кушаком. Чаще всего костюм дополняла шапка в. форме усеченного конуса из черных смушек или чалма (рис. 29). На ноги надевали одновременно две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов с заостренной, загнутой носочной частью.

Из ювелирных украшений широко были распространены перстни, кольца в ушах и носу, ручные и ножные браслеты, богато украшенное инкрустацией, насечкой ручное оружие.

Женский костюм

В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные ювелирные украшения (рис. 30).

Женский арабский костюм очень красочен и живописен: белые или цветные очень широкие шаровары из тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, подвязанные у коленей и спадающие до ступней; рубашка длиной до коленей; сверху — распашной кафтан, прилегающий по талии и груди, с разрезами по бокам; на талии повязан пояс-шаль; как и в мужском костюме, верхней одеждой служит халат. Очень красивы женские покрывала: белые, розовые, черные, украшенные блестками, вышивкой, золотом. Волосы заплетены в косы и перевиты шелком.

Современный женский национальный костюм Арабского Востока во многом сохранил формы исторического костюма. Примерами могут служить костюмы женщин Сирии.

1. Платье друзской женщины состоит из широкой, длинной юбки в складку и стянутого на груди лифа. Белый или цветной передник вышит по низу. На голове конический чепчик из шелка, расшитый золотыми или серебряными нитями, иногда украшенный золотыми монетами. Поверх чепчика надет цветной или белый платок, закрывающий концами нижнюю часть лица (рис. 31).

2. У женщин провинции Хама (рис. 32) — платье из набивной ткани, решенной в красном, желтом, коричневом цветах.

Юбка — широкая, позволяющая ездить верхом на вьючных животных. Талия туго стянута широкими полотняными поясами, выполняющими роль кошельков или сумок. На голове традиционное покрывало.

3. Совсем традиционной выглядит одежда женщин из Хаурана (рис. 33), приспособленная к суровым условиям климата: широкое длинное платье-рубашка черного или синего цвета; из-под тюрбанообразной шапки на спину и грудь ниспадает покрывало, используемое для защиты от пыли во время полевых работ; на шее длинное ожерелье из старинных монет; на запястьях серебряные или золотые браслеты, на левой ноге браслет с двумя колокольчиками; на голове украшение из медных монет, свисающее на лоб.

Национальная одежда с удовольствием носится жителями Аравийского полуострова. Она практична, самобытна, многообразна, иногда просто роскошна, наиболее приспособлена к здешнему климату, является попыткой сохранить свои традиции и представляет яркий пример противодействия космополитическому обезличиванию, принесённому сюда тотальной глобализацией, разгромно победившей здесь во всех иных отраслях и сферах жизнедеятельности! Кроме того, одежда соответствует, конечно, требованиям религии. Первоначально арабская одежда должна была служить защитой от солнца, песка, а потом эти практичные функции совпали с традицией ислама и стали символом образа жизни религиозного человека. Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы.

Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет со­бой длинную рубаху, называемую в ОАЭ дишдаша, а чаще всего джалабия (в магазинах только так и называют, кстати). В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Чаще всего она белого цвета, но в всё чаще встречается также синяя, лавандовая, "цвета опавшей листвы", чёрная и коричневая джалабии. В Эмиратах предпочитают длинную белую дишдашу с манжетами (часто на запонках), нагрудным кармашком и воротничком-стойкой (эти детали - результат влияния европейской моды). Традиционный же покрой галабеи: без манжет, кармашка и воротничка. Вне зависимости от фасона одно будет неизменным - это всегда сияющая белизной и чистотой, выглаженная, без единой складочки, приятно пахнущая даже на длительном расстоянии рубаха, свидетельствующая о стремлении к необычайной чистоплотности и создающая впечатление свежести и ухоженности. А просто чисто, как говорится в рекламе. Арабы переодеваются по два раза в день. Говоря "арабы" я подразумеваю исключительно местных, про палестинских, ливанских, марокканских и иных мавританских я не сведениями не располагаю! (Сразу и строго предупреждаю выпады про грязнуль и прочее, шучу, но серьёзно!)

В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, (на картинке, конечно, Питер О*Тул в этой роли, не могу удержаться от того, чтобы не запостить тут, слишком уж хорош!) отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки. А бедуин, идущий в бой, почти полностью закрывал лицо платком, завязывая на макушке его концы и оставляя открытыми только глаза, с тем чтобы быть неузнаваемым.

В наше время этот всемирно известный арабский головной убор - платок, опоясанный жгутом, - фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его исключительной практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый "гутра", представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок гутры обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи. Обычно он белый. Зимой он может быть из более плотной материи с до­бавлением шерсти и с красным орнаментом. Удерживающий его на голове игаль, имеющий вид толстого шнура, по преданию, восходит к веревке, кото­рой бедуин привязывал на ночь верблюдов, а днем, свернув, хранил ее на го­лове. У жителей ОАЭ часто можно видеть два тонких черных шнура, свисаю­щие с игаля, - для пущей красоты. Концами гутры можно закрывать нижнюю часть лица, спасаясь от песка или холода, а можно закидывать их наверх или за­тыкать под игаль, сооружая нечто вроде тюрбана, чтобы не мешались. Под гутру надевают кружевную тюбетейку.Их первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью.

Приглядевшись, можно заметить у городских жителей «галстук» - шнурок, который может быть различной формы, и называется тарбуша. Так вот эта тарбуша не только эстетическую функцию несёт, но и чисто практическую, именно ей достаётся огромная порция парфюмов, так как ткань джалабии сохранит пятна от ароматизации до самой стирки, а если учитывать масляную составляющую арабских ароматов, то и надолго после стирок тоже. Учитывая маниакальное стремление арабов к чистоте своих одеяний и такую же маниакальную любовь к приятным ароматам, такой галстучек - просто мера крайней необходимости.

Национальная «мода» внутри арабской моды тоже, конечно, существует и отражает и попытки всего арабского мира сохранить свои традиции, и пути формирования отдельных национальных общностей - сирийской, египетской, аравийской, ливийской и т. д. - в лоне общеарабской культуры.

Традиционная одежда, в которой женщина показывается на публике, - чер­ное длинное платье - абая. У женщин побережья абаи сделаны из легкой тка­ни (шелк, сатин), у бедуинок ткань более плотная и грубая. Под абаей может быть традиционная арабская одежда, например, традиционное цветное платье (гандура), украшенное вышивкой (из золотых и серебряных нитей или талли - из цветных и серебряных нитей), а чаще всего дорогие моде­ли из Парижа или Милана. Голо­ва женщины вне дома покрыта черным платком или шарфом (шейла), а лицо мо­жет быть скрыто под тонким черным газом-вуалью (гишуа), который дает воз­можность видеть вас, но не дает вам возможности рассмотреть то, что под ним. Возможен другой вариант, когда платком закрыта нижняя часть лица, ос­тавляющая на воле только глаза.
Арабки в европейской одежде с непокрытой головой скорее всего приехали в Дубай из другой арабской страны. А распространённое мнение о навязываемости им этого одеяния и мечте "порабощённых" скинуть его и одеваться по-европейски (что, кстати, они в Европах и делают часто) не более, чем выдумка или миф. Арабские женщины любят и с удовольствием носят свои одеяния, позволяющие к тому же им лично принять участие в его дизайне и проявлять всю фантазию и представления о красоте, а также совместить с дизайнерскими сумками и обувью.

Магазины арабской одежды представлены в каждом молле.
1.

Салфеточки на журнальном столике настораживают. Слёзки горькие что ли утирать? Мужьям, конечно!
3.

На входе - гостеприимный жест, который может также означать - торг уместен, чаепития к тому очень располагают.
4.

Бесконечный выбор...
5.

6.

Манекенам совсем не идут абаи. Они не умеют их носить и выглядят в них просто несуразно.
Ни на одной арабке я ещё не видела полупрозрачную кружевную абаю в качестве верхней одежды, по крайней мере.
13.

Огромные стразы.
14.

Очень дорогая модель. 18000 дирх ($5000)
15.

Бабочки.
16.

Шифон тоже используется.
17.

Кружева в отделке.
18.

Спросила в магазине, которая самая дорогая. Указали на эту, стоимость 33000 дирх (почти $10000). Объясняют востребованностью версачевского дизайна и количеством стразиков Сваровски.
20.

Синий на чёрном - всегда выигрышно!
23.

Белая нетипичная.
24.

Фиолетовая тоже нетичпична, но прекрасна.
25.

Просто богатство и роскошь! Золото - одним словом!
26.

Ручная вышивка.
27.

А как вам такие роскошные платья для свадебных и иных торжеств!
36.

Здесь вся красота предлагается у подножия!
Сверкание камней и золото подошв будут поражать воображение из-под летящего подола абаи!
41.

И зимний вариант, конечно. Это мех, сапоги и замша!
42.

Переходим к мужской части населения.
Вот что предлагают магазины, естественно, мужские, никак не совместные.

Огромнейший выбор материи и цветов! И при всей простоте фасона мужского одеяния, цена может удивить благодаря стоимости тканей. Самая дорогая в этом магазине стоила чуть более $2000 за метр (жаль, я её не задокументировала фотоаппаратом, это была тонкая шерстяная костюмная ткань в мелкую полосочку даже, для зимнего варианта джалабии). А пошив простой из рядовой белой ткани может уложиться в 300-400 дирхам. Думаю, на рынках или в лавочках каких цена будет в разы меньше. Но и ткань другой будет, конечно.
Вот эти оттенки самые выигрышные, на мой взгляд. В готовом виде смотрятся очень красиво.
43.

Ну и любимая часть мужского гардероба - это их удивительные самоскидывающиеся тапочки!
И вот зря всё-таки я к ним так с юмором, в моллах им посвящены отдельные павильоны, а цены... судите сами.
На этих стендах от 700 дирхам за пару ($200).
50.

А здесь уже 3600 дирхам пара ($1000).
51.

52.

А теперь, как это всё одеяние смотрится на людях.
54.

Стройным молодым людям всё идёт. И даже такая недизайнерская одежда может очень щегольски выглядеть.
55.

Ну а толстячки выглядят внушительно и серьёзно!
56.

Довольно часто традиционно арабскую рубаху совмещают с брендовыми кепками. Вот как в этом случае. Только с "Формулы1" из Абу-Даби, наверно.
57.

Обязательный вопрос от женской части населения, есть ли что под рубахой? Отвечаю, есть! Штаны носят непременно и футболку. Вместе получается непрохладный комплект.
58.

А теперь девчонки в абаях и шопинг!
60.

61.

62.

63.

64.

65.

А это к вопросу о распахивающихся абаях. Как видите, закрыто всё-всё, ну только юбочку красивую показать очень уж хочется!
66.

Любимый синий.
67.

К такой форме сокрытия тела, честно говоря, никак не привыкну. Как-то неуютно от этого зрелища, стереотипы...
68.

Есть и гламурно-розовые отделки абай.
69.

Совсем забыла добавить, телефон(!) как неотъемлемая часть традиционного арабского одеяния! Как мужского, так и женского. Унисекс своего рода!
70.

71.

72.

73.

74.

А теперь - в ресторан!
75.

Можно разглядеть рисунок вышивки.
76.

77.

78.

79.

80.

81.

Традиционная тема - заботливые арабские отцы и дети (или коляска, или тележка)
83.

84.

85.

86.

87.

88.

Просто дети. Кажется, "Титаника" насмотрелись!
89.

90.

91. Выдающийся жест проявления отношения! Я лично первый раз вижу!

92. Далеко гляжу!

93. Выразительные взгляды. Все три!

94. Какие-то неместные точно! У неё - кроссовки, у него - мокасины с задником! С Севера что ли крайнего?

А здесь не только красивые абаи, здесь образ жизни. Вернее, любимая привычка арабок передоверить кому-нибудь свои пакеты с покупками, не то им руки оттягивает такая поклажа!
95.

За этими неугомонными итальянцами я не могла угнаться, как бы не хотелось сделать снимок хотя бы сбоку! Вот так бы уметь радоваться жизни, любить её сегодня и сейчас, с благодарностью к каждой дарованной минуте, и с неиссякаемым любопытством и жаждой жизни бегать по моллам за тридевять земель от дома!
96.

Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией — исламом.

Влияние Арабского халифата на моду

Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.

Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.

В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.

Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата. Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.

Мужской костюм и мода арабского Востока

В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма. Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас — плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.

В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.

Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) — одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. В Средние века мода носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока. Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке — такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.

Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия — покрывало или же мужской головной платок.

Женская одежда арабского Востока

Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела. Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.

Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура — традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль — штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье — это абайя. Абайя — это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.

На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар — это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.

При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» — окошко в виде густой сетчатой ткани.

В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют хиджабом. В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб — он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.

Влияние Персии на исламскую моду

Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.

Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан. Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.

Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.

Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения — изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.

Платье абайя для женщин исповедующих ислам

Многие мусульмане негативно относятся к фотографии и тем более фотографиям женщин. Только богатство никогда не приходит одно — вместе с деньгами в арабский мир пришли интернет, современные технологии и желание людей иметь как можно больше свободы, ведь чем ты богаче, тем меньше хочется себя в чем-то ограничивать, тем меньше ты нуждаешься в Боге.

Такова правда жизни — чем богаче и по — мирскому умнее человек, тем меньше он нуждается в Боге, ведь с помощью денег и знаний можно не только купить спортивную машину и удовольствия, но и поворачивать реки, строить целые острова.

Поэтому мы имеем возможность созерцать множество фотографий женщин, исповедующих ислам в роскошных нарядах, которые сами выкладывают свои фото в социальные сети и блоги.

Просмотрев много фото, можно прийти к выводу, что основной цвет платья абайя — черный цвет. Почему черный? В реалиях теплых стран черный цвет не самый лучший. В платье абайя черного цвета будет намного жарче, нежели в платье белого цвета.

При этом арабские мужчины одеваются большей частью в одежды белых цветов.

Глядя на такое распределение цвета, многие высказывают мысль — будто жестокие арабские мужчины специально заставляют своих женщин надевать черные наряды, дабы они страдали от солнца.В реальности все иначе и многие историки и просто мудрые люди утверждают следующее... В давние времена в восточных странах между племенами часто происходили сражения, и большинство нападений совершалось в ночное время. В такой ситуации, женщина, одетая в черное платье абайя могла ускользнуть незамеченной. А мужчины, одетые в белое, были на виду и бесстрашно сражались.

Вот такая причина черного окраса платьев абайя.

Современное платье абайя может быть простым, а может иметь роскошный декор, все зависит от отношения женщины и ее мужа к моде и исламу. Кто-то придерживается строгих правил, выбирая самые простые одежды, а другие не могут отказаться от роскоши. Посему и происхождение платьев различно, одни женщины шьют абайя самостоятельно, другие покупают готовое платье, а для кого-то стараются лучшие дизайнеры.

В зависимости от религиозности и восприятия Бога, платье абайя носят по-разному. Истинные мусульманки носят абайя с платком или даже с никабом. А семьи, где ислам приобретает так называемую светскую форму, воспринимают абайя просто традиционной одеждой, и тогда это платье может носиться без платка.

Традиционная одежда жителей ОАЭ

Мужчина в кандуре

Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности.

Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов — цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов.

На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка — «гафия», поверх которой — платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал».

Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» — своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт».

Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс — «вузар». За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене.

Самая популярная обувь у мужчин — кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры.

Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.

Арабская женщина в абайе

Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами — «кандуры». Под платье надевают шаровары — «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета — «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины.

Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок— «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах.

Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.

Женщина в бурке

Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая — это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки — специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже.

Еще один распространенный головной убор для женщин — «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир.

Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.

Женщина в кандуре

Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов.

Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье.

Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины.

Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина — тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет — рабочий, а черный — праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце — любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин — голубой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

В конце VI в. у кочевых и оседлых племен Аравийского полуострова начался распад общинно-родового строя и стал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав государство с центром в Мекке.

В течение нескольких десятилетий арабы завоевали огромную территорию от долины Инда до берегов Атлантического океана, от Сырдарьи до долины Нила. Под властью арабов оказались Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Рис, Турция. Так образовался арабский халифат, просуществовавший до IX —X вв.

Период арабского халифата характеризуется высоким развитием культуры, созданной на основе древних культур государств, вошедших в его состав. Из видов искусств наиболее развитыми были архитектура и художественные ремесла: чеканка, филигрань, керамика, резьба по дереву, производство тканей, ковров.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

В глубокой древности изображения арабов встречаются на ассирийских и египетских рельефах. С принятием мусульманской религии ислам изображение человека в искусстве находится под запретом. Средневековый период жизни арабов хорошо отражен в замечательном памятнике культуры — сказках «Тысяча и одна ночь», являющихся настоящей эстетической энциклопедией арабов. Изящный стан, белое гладкое лицо «подобно луне в четырнадцатую ночь», миндалевидные темные глаза под густыми и длинными черными бровями, родинка на щеке — такой предстает перед нами героиня сказок Шехеразада. Очень интересное описание мавров (арабов, осевших в Испании) дал К. Маркс в письме к своей дочери Женни из Алжира: «Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает всех оттенков от почти белого до темно-бронзового.

Их одежда — даже и нищенская — красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее — тога из тонкой белой шерстяной материи) или плащ с капюшоном; для прикрытия головы (в неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т. п. для этого служит также и капюшон) употребляют тюрбан или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны; обыкновенно они оставляют ноги босыми и не обуваются, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.

Даже самый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в „искусстве драпироваться“ в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным и полным благородства...».

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

В древности скудная растительность аравийского полуострова обусловила применение в одежде материалов животного происхождения — кожи, меха, верблюжьей и овечьей шерсти. Лишь в южных, прибрежных областях, где рос хлопчатник, изготовлялись ткани из растительных волокон.

Средневековый период отличается высоким развитием производства тканей, разнообразием их волокнистого состава, цветовой гаммы и орнаментации. Широко применяются шелк высокого качества, шерсть, лен и хлопок.

Сохраняя традиции древних художественных культур, ремесло арабов славилось тем не менее оригинальностью и самобытностью. В более ранние периоды ткани покрывали фантастическими узорами, изображениями птиц и животных. Однако под влиянием религии, запрещавшей изображение живых существ, узоры видоизменяются: появляется тонкий геометрический или растительный узор в виде узких орнаментальных полос с арабскими надписями, прославляющими халифа. Орнаментация ткани осуществлялась в сложной гобеленовой технике, вышивкой и набойкой (рис. 27). Гладкокрашеные ткани поражали разнообразием гаммы цветов: красного, золотисто-желтого, голубого, зеленого, синего, черного, белого.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ

Мужской костюм

В древности житель пустыни — бедуин носил рубаху без рукавов или с рукавами, широкую и длинную (до ступней или икр), состоящую из двух полотнищ, сшиваемых по плечам, и открытую по бокам. Рубаху подпоясывали на талии ремнем, шнурком или цветным кушаком. Верхней одеждой служил плащ аббас (рис. 28) из грубой овечьей или верблюжьей шерсти, часто в желто-черную или желто-голубую полоску. По покрою аббас представлял собой широкий мешок открытым концом вниз, разрезанный спереди, с отверстиями для головы и рук. Туго повязанный головной платок и сандалии на кожаной или деревянной подошве дополняли костюм.

Сухой и знойный климат Аравийской пустыни обусловил появление уже в глубокой древности и у мужчин, и у женщин такого вида одежды, как покрывало. По покрою — это четырехугольный кусок ткани (чаще всего белого или голубого цвета), обшитый по краю бахромой.. Покрывало тесьмой прикрепляли на лбу и перекидывали через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости — и всю фигуру. В период завоеваний (VII — IX вв.) арабы заимствовали ту или иную форму одежды покоренных народов, и ассортимент каждой завоеванной области обогащал и разнообразил арабскую национальную одежду. Впоследствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны (азиатское заимствование).

В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубашку из льна, хлопка или шелка с длинными и широкими рукавами, узорчатый кафтан с такими же рукавами, пояс из пестрой шали и верхний распашной халат с запахивающимися полами, подпоясанный кушаком. Чаще всего костюм дополняла шапка в. форме усеченного конуса из черных смушек или чалма (рис. 29). На ноги надевали одновременно две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов с заостренной, загнутой носочной частью.

Из ювелирных украшений широко были распространены перстни, кольца в ушах и носу, ручные и ножные браслеты, богато украшенное инкрустацией, насечкой ручное оружие.

Женский костюм

В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные ювелирные украшения (рис. 30).

Женский арабский костюм очень красочен и живописен: белые или цветные очень широкие шаровары из тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, подвязанные у коленей и спадающие до ступней; рубашка длиной до коленей; сверху — распашной кафтан, прилегающий по талии и груди, с разрезами по бокам; на талии повязан пояс-шаль; как и в мужском костюме, верхней одеждой служит халат. Очень красивы женские покрывала: белые, розовые, черные, украшенные блестками, вышивкой, золотом. Волосы заплетены в косы и перевиты шелком.

Современный женский национальный костюм Арабского Востока во многом сохранил формы исторического костюма. Примерами могут служить костюмы женщин Сирии.

1. Платье друзской женщины состоит из широкой, длинной юбки в складку и стянутого на груди лифа. Белый или цветной передник вышит по низу. На голове конический чепчик из шелка, расшитый золотыми или серебряными нитями, иногда украшенный золотыми монетами. Поверх чепчика надет цветной или белый платок, закрывающий концами нижнюю часть лица (рис. 31).

2. У женщин провинции Хама (рис. 32) — платье из набивной ткани, решенной в красном, желтом, коричневом цветах. Юбка — широкая, позволяющая ездить верхом на вьючных животных. Талия туго стянута широкими полотняными поясами, выполняющими роль кошельков или сумок. На голове традиционное покрывало.

3. Совсем традиционной выглядит одежда женщин из Хаурана (рис. 33), приспособленная к суровым условиям климата: широкое длинное платье-рубашка черного или синего цвета; из-под тюрбанообразной шапки на спину и грудь ниспадает покрывало, используемое для защиты от пыли во время полевых работ; на шее длинное ожерелье из старинных монет; на запястьях серебряные или золотые браслеты, на левой ноге браслет с двумя колокольчиками; на голове украшение из медных монет, свисающее на лоб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.