Владимир Познер: “Смысл жизни Маршака был в литературной деятельности”. Личная жизнь и биография Познера. Журналист и телеведущий Познер Владимир Владимирович

Замечательному детскому поэту и гениальному переводчику Самуилу Яковлевичу Маршаку – 120 лет со дня рождения. Так случилось, что в конце жизни у Самуила Яковлевича появился в качестве литературного секретаря подающий надежды молодой переводчик – им был ныне известный телевизионный деятель Владимир ПОЗНЕР. Мы попросили Владимира Владимировича вспомнить то время.

- Владимир Владимирович, давайте начнем с истории вашего знакомства с Маршаком. Как, где, когда?

Приблизительно курсу к третьему – а учился я на биолого-почвенном факультете МГУ – я стал довольно серьезно увлекаться поэтическими переводами на русский английских поэтов елизаветинского времени, то есть первой четверти XVII века. И чем больше я этим занимался, тем больше понимал, что я не ученый по складу ума и биологом не буду. Когда окончил МГУ, в сферу биологии не пошел, а решил стать профессиональным переводчиком. На жизнь зарабатывал медицинскими и биологическими переводами, для себя же переводил английских поэтов.Как-то раздался телефонный звонок, женщина скрипучим голосом попросила меня, сказала, что ее зовут Розалия Ивановна, что она является экономкой Самуила Яковлевича Маршака и что Самуил Яковлевич хотел бы со мной встретиться. Я был поражен так, как если бы мне позвонил сам Господь Бог. Естественно, я знал творчество Маршака и его замечательные переводы.

Когда это произошло?

Был 1959 год. Конечно, я собрался и поехал к Маршаку. Оказалось, что каким-то образом машинописные черновики моих переводов попали к нему, я до сих пор не знаю как. Правда, подозреваю, что моя теща – композитор Зара Левина, – которая была знакома с Самуилом Яковлевичем, ему их передала. Но я никогда ее об этом не спрашивал, и она со мной об этом никогда не разговаривала.Маршак сказал, что читал мои переводы и что у меня есть определенные способности, но нет никакого умения, а еще он предложил стать его литературным секретарем: иногда он будет смотреть мои переводы и читать мне свои. Я, разумеется, согласился. Но, конечно, никаким литературным секретарем я не был, я был, скорее, писарем, который, главным образом, отвечал на те письма, которые Маршак получал из-за границы.

Каковы были условия вашей работы? Вы каждый день приходили к Самуилу Яковлевичу?

Я приходил три раза в неделю и отвечал на письма, в основном из Англии и Америки. Естественно, прежде чем их подписывать, Самуил Яковлевич их читал. Но довольно часто, он просто со мной разговаривал. Он говорил о русской литературе, о своем личном опыте, о своей жизни. И когда Маршак переводил какие-то новые вещи, он мне их читал. Я так понимаю, что он любил проверять написанное на слух. Но читать самому себе вслух было бы странно, он и читал мне.

Маршак требовал от вас какой-то реакции?

Да нет. Конечно, он спрашивал: как вам? Я отвечал: замечательно! Но на самом деле он читал не для этого, а для того, чтобы услышать самому.К нему часто приходили замечательные люди: молодые Евтушенко, Вознесенский, Белла Ахмадулина читали ему свои стихи. Александр Трифонович Твардовский впервые читал “За далью даль” у Маршака, мне было позволено тихо сидеть в углу и слушать.

У Маршака я заново постиг русскую литературу. С Самуилом Яковлевичем был совершенно конкретный разговор о том или ином писателе, о его роли, о тех или иных его произведениях. То, как рассуждал Маршак, для меня было открытием. Я совсем по-другому стал смотреть и на писателей, и на то, что они писали. Маршак с очень многими литераторами был знаком: с Львом Толстым, Горьким, Блоком и Велимиром Хлебниковым. Я совершенно ничего не понимал у Хлебникова, а благодаря Маршаку стал понимать довольно много. Он учил меня тому, что такое русский стих, как он складывается, чем велик Пушкин, какие открытия сделал Маяковский. Он показывал красоту и выразительность русского языка. Собственно, он научил меня читать. Так что это была поразительная школа.

Самуил Яковлевич сам в юности попал в хорошие руки, в его судьбе принимали участие и Стасов, и Горький.

Да он был вундеркиндом, очень рано начал, было совершенно очевидно, что это человек редкого таланта. Но ему при всем при том повезло, что вокруг были выдающиеся люди. Это не всегда бывает.

Как выглядел Маршак в период вашего знакомства?

Ему было 72 года, но в то время люди его возраста выглядели гораздо старше, чем они выглядят сегодня. Маршак выглядел старым человеком. Он был невысокого роста, к тому времени уже довольно худым, хотя в принципе худым человеком не был. У него была очень большая голова, седые, чуть вьющиеся волосы, довольно маленькие зеленоватые глаза и лицо, испещренное морщинками. А еще у него были большие уши, мне всегда казалось, что они должны быть шершавые и теплые, как у слона. Мне хотелось их потрогать, но, естественно, мне так никогда и не удалось этого сделать. Он всегда ходил в сильно увеличивающих очках, хорошо слышал, а когда писал, его рука не дрожала.Самуил Яковлевич был человеком взрывного темперамента. Он мог взорваться, бывал очень резким, неприятным. Я помню, как он орал на главного редактора детского издательства. Он часто ссорился с Розалией Ивановной. Она была немкой из Риги, если бы не Маршак, то ее, конечно же, либо посадили бы, либо расстреляли. Он ее спас. Она жила у него, они вечно ругались. Он ее называл либо “Гитлер в юбке”, либо “мадам прыг-прыг”, а она его – “старый дурак”. Случалось даже, что он швырял в нее книги.

Вам от него когда-нибудь доставалось?

Да. Например, как-то он вызвал меня в нерабочий день, я довольно сильно опоздал. Он стал на меня кричать: “Барчук! Безобразие!”. Я ничего не ответил и прошел в комнату, где занялся письмами. Через какое-то время слышу: дверь открывается, он идет своей шаркающей походкой. Я даже не стал смотреть в его сторону: сижу, делаю свое дело. Он несколько раз сзади меня прошелся взад-вперед, а потом говорит: “Ну, Владимир Владимирович, я же вас, как сына, люблю”.Самуил Яковлевич был очень одиноким человеком: жена умерла, младший сын, которого он обожал, умер в двадцатилетнем возрасте (он был очень талантливым математиком), со старшим сыном у него были не очень хорошие отношения, хотя об этом он никогда не говорил. А еще была женщина, которую он любил, – Тамара Габбе. Она автор таких замечательных сказок, как “Город мастеров” и “Волшебные кольца Альманзора”. Но Тамара Габбе была замужем.

Он очень много болел. И очень много курил – до пяти пачек в день, а легкие у него были плохие. Так вот, когда он болел (у него поднималась высокая температура, он бредил), то всегда просил меня быть рядом с ним, я сидел у него в ногах. И вот как-то после бреда, он пришел в себя, долго печально на меня смотрел, а потом сказал: “Эх, Владимир Владимирович, поедемте с вами в Англию!” – “Конечно, поедем, Самуил Яковлевич”. – “Купим мы там с вами фиакр. Вы будете сидеть на козлах и завлекать всех красивых женщин. А внутри буду сидеть я, потому что вы не умеете с ними обращаться”.

Об искрометности Маршака ходят легенды.

Он действительно был очень остроумным. Мог быть и очень неприличным, но мат употреблял только к месту – очень точно, очень емко. Вообще, он крайне ценил слово. Удовольствие было слушать его – это был прекрасный, сочный русский язык.Он давал удивительные характеристики. Например, о Константине Федине, который тогда был секретарем Союза писателей, Маршак говорил так: “В молодости Константин Федин был лев, а теперь – это шкура ото льва”. Он не очень любил Бориса Заходера, хотя отдавал ему должное, говорил, что у него ужасный характер и называл его “задний проходер”. В этом смысле у него язык был как бритва.

Маршак мне рассказал историю, за достоверность которой не ручаюсь, она связана именно с Сергеем Михалковым. Однажды к нему пришел совсем молодой со стихотворением о каком-то длинном дяде милиционере по имени Степан, над которым все издеваются, потому что он такой длинный. Маршак все это переписал, и, по его утверждению, знаменитый “Дядя Степа” больше его, чем .

Совсем по-другому он относился к Корнею Чуковскому, а Лидию Корнеевну Чуковскую просто обожал.

Он с кем-нибудь дружил?

Он очень близко дружил с Твардовским, был в полном восторге от его стихов. Маршак обращался к нему на ты и по имени, Твардовский тоже на ты, но: “Самуил Яковлевич”.

Он любил хорошую кухню?

Маршак всегда просил, чтобы я с ним ел – ему нужна была хоть какая-нибудь компания. Готовила Розалия Ивановна. Но чаще всего это были бутерброды с докторской колбасой и сладкий чай с лимоном. Хотя по материальному достатку он мог себе позволить многое.У Маршака была по тем временам очень приличная квартира: комната экономки, большая столовая, большая спальня, кабинет, в котором было невероятное количество книг, и большая кухня. Этот дом, на “Курской”, считался очень хорошим. В нем жили высокопоставленные товарищи. В материальном смысле у него все было в порядке. Была машина с шофером, дача на Николиной Горе.

У него собирались гости, были застолья?

При мне никогда не было, чтобы собиралась большая группа людей. Приходили всегда днем, всегда один на один: человек читает свои стихи. Эти визиты не были светскими.

Как долго вы проработали у Маршака и почему ушли?

Я проработал у него два года. К тому времени я уже был женат и у меня был ребенок. А надо сказать, что Самуил Яковлевич был довольно прижимистым, он платил мне 70 рублей в месяц. Когда мне предложили другую работу с окладом, почти в три раза превышающим то, что мне платил Маршак, я ушел.

А Самуил Яковлевич не обиделся на вас?

Совсем не обиделся. Я ему все объяснил, он все прекрасно понял. Ведь у нас были очень хорошие отношения, я его любил, он меня тоже. Он был добр ко мне, даже меня поддержал. Кроме всего прочего, мне стало ясно, что я переводчиком не буду, хотя это занятие мне и нравится. Оно могло быть лишь хобби.

Но ведь Маршак хвалил ваши переводы?

Да. Более того, настал такой день, когда он прочитал четыре моих перевода и сказал, что их можно печатать и что он готов мне помочь. Я сказал: не надо – я сам. Я взял четыре своих перевода, но, будучи человеком коварным, перепечатал еще четыре перевода Маршака, но только не знакомого всем Бернса, а Блейка и Киплинга. Итого было восемь листов, с которыми я пошел в “Новый мир”. Заведующая отделом поэзии сказала, что им это неинтересно – XVII век! Я предложил: может, посмотрите? “Ну оставьте там и приходите через неделю”, – согласилась она. Я пришел через неделю. Она говорит: “Все серо, неинтересно”. Спрашиваю: “Неужели ничего не понравилось?” – “Ничего”. – “И ничего не можете выделить?” – “Ничего”. – “Я вам очень-очень признателен”. – “За что же? Ведь я вам ничего приятного не сказала”. – “Напротив, вы мне сообщили нечто очень приятное: вот эти четыре перевода мои, а вот эти – Самуила Яковлевича Маршака. Если вы не смогли отличить одно от другого, для меня это – высшая похвала”.Скандал был грандиозный. Маршаку звонили и сообщили о случившемся. Когда я к нему пришел, то он сказал, что я безобразник и хулиган, но смеялся ужасно.

Он совсем не оскорбился?

Ну что вы?! Нет. Он был очень умным и очень тонким человеком. Он ведь понимал: если эта женщина не смогла отличить мастера от подмастерья, то это ее, а не его, проблема.

Самуил Яковлевич в 1911 году ездил в Палестину, был членом Антифашистского комитета, написал стихотворение памяти убитого Михоэлса, много переводил с идиш. Он как-то обсуждал с вами свое еврейство?

Никогда эта тема не возникала. В молодости в какой-то степени он был сионистом, но довольно рано понял, что это очень опасно. И просто с этим завязал. К тому времени, когда я его знал, на эти темы уже не было ни разговоров, ни намеков. Он никогда об этом даже не заговаривал. Но тем не менее он был общественно активен. Например, когда Хрущев устроил на даче встречу с деятелями культуры и совершенно “размазал” Маргариту Алигер, Маршак ушел из-за стола, не желая больше присутствовать на этой встрече. Потом он очень поддерживал Иосифа Бродского, которого тогда судили за тунеядство. Он говорил, что это величайшее безобразие, и читал мне стенограмму заседания суда, запись которой сделала Фрида Вигдорова. Однако, мне кажется, он очень дорожил своим положением, был не прочь получать ордена (у него был орден Ленина) и премии. Очень многих его знакомых, коллег, друзей посадили, но он сумел каким-то образом избежать этой участи. Безусловно, он служил власти в той или иной степени, и совершенно закрыл ту часть своей деятельности, которая относилась к его еврейской активности.

Вы были свидетелем процесса работы гениального переводчика. Как переводил Самуил Яковлевич? Он делал сначала подстрочник?

Никогда никаких подстрочников он не делал. Маршак был блестящим знатоком языка. Я поражался тому, как много он работал. Однажды он мне подарил перевод сонета Шекспира – целиком, от начала до конца, все страницы. Их было около 25.Он садился к столу примерно в девять утра, вставал – поздно вечером. Конечно, за это время он мог и по телефону поговорить, и еще что-то сделать, но работал очень много.

Сам Маршак как-то написал, что переводит не по заказу, а по любви. Вы думаете, он был искренним в этом высказывании?

Я думаю, да. Если посмотреть четырехтомник Маршака, то это в основном переводы. Хотя у него есть совершенно замечательные собственные вещи. Вот, например, в цикле о цирке есть такая строка: “По проволоке идет дама, как телеграмма”. Потрясающий образ! У него много таких замечательных находок. Мне кажется, он очень мало писал серьезных стихов. В основном детские.

Говорят, что к нему водили на прослушивание детей.

Да, это было. Всякие мамаши, которые считали, что ребенок их гениален, поскольку может срифмовать “полковник – подполковник”, к нему своих чад водили. Он любил играть роль доброго дедушки, с детьми очень хорошо общался, был мягок, но всегда говорил, что надо больше читать. Он считал, что это главное. И был прав. А к людям, которые мало читают, относился с осуждением.

А что, кроме литературы, любил Маршак?

Мне кажется, что он был весь в литературе. Он много бывал в театре, по сути дела, он создал детское издательство. Но опять-таки это все литература. Я никогда не замечал, чтобы у него было какое-то хобби. Повторюсь, это был человек, который работал так, что нельзя было не поражаться.Мне кажется, что смысл его жизни был в литературной деятельности и если бы он не работал, то умер бы гораздо раньше.

»crosslinked« Присоединяю свое спасибо В.В. к спасибам Вадима и ppaavv + хочу поблагодарить Елену Гаревскую за хорошую журналистскую работу!
Мне кажется что, учитывая многочисленные встречи В.В. (я имею в виду уважаемого Познера, а не других В.В.) с интересными людьми, напрашивается совет Елене – подумаете, пожалуйста, над серией интервью с ним об этих людях.
Искренно
Sam

В субботу 25 марта в 17
30 в Бостонском университете состоится встреча, посвящённая 110-летию со дня рождения генерала Петра Григорьевича Григоренко (1907-1987), одного из лидеров правозащитного движения в СССР, основателя Украинской Хельсинкской группы, члена Московской Хельсинкской группы...
___________________________
В фотоокне - Генерал Петро Григоренко.

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА

март 2017 Бостон, Татьяна Дудочкина, 26 марта - премьера из ежегодного цикла композиторских концертов

Величаем весну!

Татьяна Файнберг (США, Массачусетс)

…Татьяна Дудочкина хорошо знает, какими сокровищами обладает исполнительское искусство Европы и Америки, она умеет находить созвучных ее замыслу музыкантов, умеет убеждать их, предлагая то или иное произведение и вот имена
Народный артист Российской федерации, профессор Московской консерватории и Бостонского университета Павел Нерсесян, коллега Татьяны по консерватории - победитель конкурса имени Артура Рубинштейна - Александр Корсантия, нью-йоркский пианист Максим Могилевский - призер конкурса пианистов в Токио и других странах, и знаменитый китайский пианист Миень Чен Лю…
______________________
В фотокне
Татьяна Дудочкина.

ГОСТЬ НОМЕРА

март 2017 Мятежный генерал

Андрей Григоренко - "Кругозору" о своём легендарном отце

Александр Болясный

Я не раз подчеркивал, что экстраполировать чье-либо мнение на сегодняшнюю ситуацию на базе высказанного в прошлом не совсем корректно. Единственное, что я могу смело утверждать, что Петро Григоренко без сомнения осудил бы российскую агрессию и вступил бы в борьбу за освобождение незаконно аннексированного Крыма и восточных земель Украины от российских оккупантов…
Особо жестокому давлению подвергается крымскотатрский народ
аресты и убийства активистов, запрещение общественных организаций, принуждение к вступлению в российское гражданство. Не прекращающееся кровопролитие на востоке страны и гибель тысяч военнослужащих и мирных граждан… Тем не менее, основания для оптимизма тоже есть. Волонтерское движение, возникшее в первые же дни нападения России на Украину, создало новую общественную реальность. Попытки борьбы со всеразъедающей коррупцией еще одна надежда на лучшее будущее. Украинский народ, вышедший на площадь Независимости и остановивший сползание страны в авторитаризм, внушает самую большую надежду на то, что народ Украины найдет свой путь к правовому и демократическому будущему. Вот этого правого и демократического будущего со свободной экономикой я и желаю всему украинскому народу.
________________________
В фотоокне - Андрей Григоренко.

ЛИЧНОСТЬ

март 2017 "Героя-любовника не сыграю",

или Сказ про то, как Алексей Петренко Вольфа Мессинга лечил…

Григорий Крошин (ФРГ, Дюссельдорф)

…И он для этой цели пригласил Вольфа Мессинга. Запер нас с ним в комнате, и мы полтора часа беседовали. Мне было очень интересно. Помню, я уже обнаглел… Да, а он жаловался, что у него колени болят. Так вот, я разошелся до того, что подробно стал ему рассказывать, как… лечить его колени
надо взять конский навоз, разогреть его, облепить им колено, потом лопухом обмотать, потом завязать… Он выслушал меня с удивлением. А вся съемочная группа сидела в это время за дверью и ждала результата. Когда мы вышли, он сказал
"Я хочу с этим молодым человеком сфотографироваться". Со мной, то есть. Мы сделали снимки, и Мессинг сказал
"Приезжайте ко мне домой завтра с этими снимками". И когда мы приехали к нему, он на обороте одного снимка написал какие-то тайные латинские тексты. А на другом фото написал по-русски
"Алёша…
____________________________
В фотоокне
Алексей Петренко.

ОСТРЫЙ УГОЛ

март 2017 Статую Свободы депортируют из США

Дж.Оруэлл: "Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм!"

Майрбек Тарамов (Швеция, Стокгольм. Специально для "Кругозора")

…Я более чем уверен, что коллизии вокруг моего паспорта были не просто какой-то досадной ошибкой чиновников посольства США, но имеют под собой четкую политическую подоплеку, цель которой предотвратить передвижение по странам мира чеченских журналистов, правозащитников и политиков, которые в различных странах могут публично высказаться объективно и правдиво. И таким образом, с подачи президента Путина, чеченцы, получившие убежище в европейских странах, были негласно занесены в разряд "международных террористов", передвижение которых по миру должно быть ограничено, с чем видимо и согласилась администрация Буша-младшего - закадычного друга Путина…

____________________
В фотоокне - Майрбек Тарамов.

ГОЛАЯ ПРАВДА

март 2017 О русском героизме: не надо лгать себе

Виктор Астафьев (писатель-фронтовик, прошедший всю войну на передовой)

"Не надо лгать себе. Хотя бы себе! Трудно Вам согласиться со мной, но советская военщина - самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она "победила" 1:10! Это она бросала наш народ, как солому, в огонь - и России не стало, нет и русского народа. Мы войну выиграли завалив немцев горами трупов и залив их морем крови.
То, что было Россией, именуется ныне Нечерноземьем, и всё это заросло бурьяном, а остатки нашего народа убежали в город и превратились в шпану, из деревни ушедшую и в город не пришедшую."
__________________
В фотоокне: Виктор Астафьев.

Политика России

март 2017 Боевые 100 граммов*

или откуда на Руси пошёл казённый допинг

Яков Лотовский (США, Пенсильвания)

…Русские девчата легкого поведения - самые лучшие в мире, - дал недавно такую экспертную оценку все тот же наш блатной пахаша. И не надо будет жрать по приказу допинги, уродоваться, гнуть тугой шест и валиться вниз с высоты третьего-четвертого этажа на спину, на шею. Хорошо, если шест не бросит вас мимо матрасов. Изгибаться на шесте в кабаре все-таки лучше, чем перед начальством. Опять же всегда свежая копейка есть в доме. Что вскоре, между прочим, стало сбываться - прислушались к ее совету…
_____________________________
В фотоокне: Яков Лотовский. Портрет работы В.А. Болячевского.

Март 2017 Грусть щемит о покинувших нас…

Раздумья

Елена Пересторонина (Россия, Краснодар)

Когда-то окончила Южный Федеральный Университет (г. Ростов-на-Дону) по специальности "Биология", позже училась маркетингу. Всегда работала в коммерческих фирмах и частных редакциях в Ростове-на-Дону, Москве. Занималась частным предпринимательством. Публиковалась как журналист в известных газетах и журналах, работала редактором, пишу очерки и стихи.
Одна из ведущих тем - проблема вымирания своео народа: русских. По оценкам из разных источников, начиная с 1990 года численность русских в мире сократилась на число от пятнадцати до тридцати миллионов…
_______________________
В фотоокне: Елена Пересторонина.

март 2017 Над Средиземным еле дышит бриз…

Вениамин Побежимов (Россия, Оренбург)

Над Средиземным еле дышит бриз -
Устал проказник, суетясь на Млечном.
Уснул Испанский городок Камбрильс,
В который я теперь влюблён навечно.
Там внук родился, он смешенье муз,
Смешенье крови - посудите сами:
Мишелька мой по паспорту француз,
Но с голубыми русскими глазами.
Храни его, Господь, и дай ума.
Пусть не болят ни ножки, и ни ушки.
Пусть вырастет великим, как Дюма,
Пусть гениальным вырастет, как Пушкин!..
____________________________
В фотоокне: Вениамин Побежимов.

Март 2017 Крокодил

Владимир Алтунин (Украина, Киев)

В углу раздался стон. Ксюха сидела на полу, поджав колени, и ее била дрожь. У нее началась ломка, и через пару часов, с опозданием, как всегда, прихватит и его. Нужно срочно что-то придумать, иначе они могут уже…

март 2017 Бессмертный

Владимир Резник (США, Нью-Йорк)

Родился в 1959 году в Сибири, после жил на Западной Украине - откуда, собственно, и корни семьи, потом в Ленинграде, а из него, превратившегося к тому моменту в Санкт-Петербург, в 1994 году выехал в США. Сейчас живу в Нью-Йорке. Получил хорошее техническое, но так и не пригодившееся в жизни высшее образование. Нет. Не был. Не состоял. Не привлекался. Участвовал, но отделался лёгким испугом. Менял города, страны, профессии, перевозя за собой растущую семью и чемодан с рукописями. Тяжёл стал чемодан. Пора его облегчить.
_______________________
В фотоокне - Владимир Резник.

Март 2017 1917 год: от падения монархии - до захвата власти большевиками

Субъективная оценка объективных фактов

Марк Аврутин (ФРГ, Франкфурт-на-Майне)

…На втором этапе революции, действительно, участвовали представители нацменьшинств (поляки, грузины, евреи, латыши, немцы, финны и др.), что было вполне естественным в условиях многонационального государства российского. Но от этого революция не могла стать ни польской, ни еврейской, никакой другой. И вот спустя столетие после смены царского режима националисты стали обвинять большевиков, подразумевая, в первую очередь, евреев, что переворот был навязан чужеземцами, а русскому народу он был враждебен. Одновременно стали облагораживать царский режим, а революция получила название "еврейской", И это несмотря на изобилие настоящих героев истории русской революции, вроде Марии Спиридоновой…
________________
В фотоокне - Марк Аврутин.

Отовсюду

март 2017 Политическое убийство Майкла Флинна

Оно совершено сторонниками Обамы, оставшихся в разведывательных службах США

Григорий Гуревич (США, Невада)

…Администрация уходящего президента Обамы вела в переходный период слежку за членами команды Трампа. Это было открытое злоупотребление властью. История с Майклом Флинном - это политическое убийство важной фигуры в администрации Трампа. Это убийство совершено сторонниками Обамы, оставшихся в разведывательных службах США. Я надеюсь, что конгрессмен Девин Ньюнс сдержит своё обещание начать и довести до конца расследование преступного прослушивания телефонного разговора Майкла Флинна с Сергеем Кисляком и преступной утечки этого разговора в левые СМИ.
___________________
В фотокне - Майкл Флинн.

Март 2017 Восьмая держава

Мирон Амусья (Израиль, Иерусалим)

…Израиль никогда, с момента своего вторичного рождения 15 мая 1948 г. не мог себе позволить расслабиться и благодушествовать - слишком серьёзны были открыто провозглашаемые цели соседей покончить с "сионистским образованием" на "исконно арабской" земле. Важно, к тому же, что соседи арабы были не одиноки в своих усилиях - их десятилетиями снабжал новейшим оружием СССР. Ни секунды передышки не давала и непрестанные атаки террористов, их удары, наносимые по стране изнутри…
_______________________
В фотоокне - Мирон Амусья.

«Держись заглавья, «Кругозор», всем расширяя кругозор» – такое напутствие дал нашему изданию поэт Наум Коржавин, портрет которого работы нью-йоркской художницы и поэта Риты Бальминой украшает логотип нашего издания, и которого «Кругозор» считает своим «духовным отцом». Журнал «Кругозор» – это интернет-издание о самых резонансных событиях. Участвуйте в обсуждениях, подписывайтесь на новости в Facebook. Надеемся, что на страницах «Кругозора» вы откроете для себя много интересного. Следите за обновлениями!

3 ноября (22 октября по старому стилю) 1887 года в Воронеже родился Самуил Яковлевич Маршак. Не знаю, возможно, вскоре и появятся дети, которые не будут знать стихи Маршака, Барто и Чуковского. Но в последних трех-четырех поколениях таких детей и взрослых уж точно не наблюдается.

Стихи Маршака знает моя мама и знали мои дедушки и бабушки. И я на всю жизнь запомнил, как хохотал ребенком мой старший сын, когда моя жена читала ему: "Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку..." Просто слово " ма-а-аленькую" надо было читать протяжно, показывая двумя пальцами, какая собачка была "ма-а-аленькая". Потом она превратилась в огромного пса, но поскольку "за время пути Собака могла подрасти", претензий у дамы быть не могло.

Я лично плакал в детстве от сказки о Глупом Мышонке-меломане, который оценил кошачье пение, поплатившись за это жизнью, - вот она, цена настоящего искусства!

А человек рассеянный с улицы Бассейной! Даже сегодня, пролетая в Питер и обратно на "Сапсане", я не могу отделаться от того, что в голове постоянно вертятся строки: "Это что за остановка - Бологое иль Поповка?"

Но, между прочим, именно сегодня, читая Маршака уже взрослым зрением, начинаешь обращать внимание на детали, которых не ценил раньше. Ну, например... Сколько разных и интересных вещей дама сдавала в багаж! При этом "Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции..." Четыре! Зеленых!

Это была какая-то другая эпоха, в которой как-то иначе ценились вещи. Их было много, но все они были индивидуальны. И к каждой из них было особое человеческое отношение.

Стихи Маршака знают все дети и взрослые. Но не все дети и взрослые знают, что это был не только прекрасный детский поэт и переводчик стихов Роберта Бернса и сонетов Уильяма Шекспира. Это был человек-эпоха. Достаточно сказать, что "крестным отцом" Маршака, который оказал ему первую помощь в его первых шагах в литературе, был В. В. Стасов - знаменитый музыкальный и художественный критик XIX века, вождь двух объединений: художественного ("передвижники") и музыкального ("Могучая кучка"). А последним секретарем Маршака был не кто иной как Владимир Познер, сегодняшний знаменитый телеведущий. Таким образом Маршак находится, как говорится, через одно рукопожатие, с одной стороны, с Мусоргским и Чайковским, с другой - со всеми "звездами" современной культурной, политической и прочей жизни.

Он родился в Воронеже в семье химика, мастера мыловарения. Затем был Витебск, Покров, Бахмут, Острогожск и другие города необъятной российской империи. Он блестяще закончил гимназию и уже в пятнадцать лет (!) переводил античных поэтов. На каникулах в Петербурге его показали Стасову, и тот был поражен живостью и талантливостью юноши. "... a la Пушкин молодой", - говорил он. Стасов с восторгом рассказывал о юном самородке великому князю Константину Константиновичу, писавшему стихи под псевдонимом К.Р. и даже самому Льву Толстому.

Переехав в Петербург, Маршак знакомится с Репиным, Шаляпиным, Горьким. На даче Горького в Ялте он даже прожил два года. Потом он близко общался с Блоком, дружил с Аверченко и Сашей Черным.

И уж точно самый-самый узкий круг лиц и, возможно, компетентные органы знали, что советский поэт и переводчик Маршак в годы Гражданской войны сотрудничал отнюдь не с "Правдой", а с газетой "Утро Юга", где печатал антибольшевистские фельетоны в пользу деникинского движения. Поэтому неудивительно, что в 60-е годы он поддерживал Солженицына и Бродского.

Вообще, читая стихи Маршака, нельзя не заметить их выдающуюся старомодность. Это был человек из другой эпохи, из другого, более культурного времени. Поэтому так важно, чтобы эти стихи продолжали читать нашим современным детям. А то ведь мы всё и навсегда забудем.

Собственно, об этом и написано замечательное стихотворение Самуила Маршака "Вот какой рассеянный":

"Надевать он стал пальто - Говорят ему: не то. Стал натягивать гамаши - Говорят ему: не ваши... Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки..."

Или, например, совсем разучимся культурно говорить:

"Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал: - Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить? Вожатый удивился - Трамвай остановился..."

Мы ведь не хотим, чтобы остановился наш трамвай?

Вчера в "РГ" решали, кто лучше читает стихи Маршака в YouTube. Идея этого интернет-проекта родилась в Воронеже. Местные власти 125-летие со дня рождения большого детского поэта вниманием не обошли - в рамках Года Маршака проводится ряд традиционных мероприятий. А в воронежском филиале "РГ" придумали, как уйти от официоза и... пошли в народ. Поскольку наиболее активная его часть охотно посещает сетевое пространство, было решено запустить виртуальный проект "Читаем Маршака": любой желающий мог прочесть на камеру стихотворение поэта для последующего его размещения на видеохостинге.

В результате сотни роликов, пришедших со всей России и из-за рубежа (подключились любители поэзии из Швейцарии, Франции, Израиля), тысячи просмотров, десятки обсуждений в соцсетях. Выяснилось, что Маршака любят не только дети, но и охотно читают взрослые. Бывшие дети, а сегодня студенты, педагоги, домохозяйки, артисты, политконсультанты, журналисты, бизнесмены и даже один вице-губернатор.

"Читатель мой особенного рода, умеет он под стол ходить пешком", - иронизировал поэт. Как выяснилось, это умение нынче свойственно не каждому из поклонников Самуила Яковлевича - многим гораздо сподручней за этим самым столом сидеть.

Нам удалось выяснить, какое стихотворение поэта пользуется наибольшей популярностью у "читателей вслух": не "Почта", не "Вот какой рассеянный...", а задорный "Багаж", как будто созданный для декламации.

Частью акции стала и "установка" виртуального памятника поэту в исторической части Воронежа - группа энтузиастов прогулялась в Ночь Музеев по маршаковским местам и поставила знак-отметку на месте предполагаемого монумента. Кстати, памятник действительно существует, правда, в виде бронзовой модели работы воронежского скульптора Максима Дикунова: поэт в драповом пальто держит за руку маленькую девочку-читательницу, умеющую ходить под стол пешком. Предполагается, что средства на его установку будут собирать всем миром - проект получился истинно народным.

Воронеж — город литературный. Здесь жили такие известные писатели и поэты, как Алексей Кольцов, Иван Бунин, Иван Никитин, Андрей Платонов, Осип Мандельштам. А в последнее время всё чаще стали вспоминать нашего знаменитого земляка Самуила Маршака.

Дело в том, что осенью возле дома № 72, где два года прожил Маршак, планируют установить памятник детскому поэту и переводчику. А из пешеходного участка улицы Карла Маркса городские власти планируют сделать литературный бульвар. Сегодня мы вспомним о жизни и творчестве Самуила Маршака.

Потеря годовалой дочери

Родился Маршак в слободе Чижовка в Воронеже в 1887 году. Его отец работал на мыловаренном заводе, а мать занималась домашним хозяйством. К сожалению, дом, где жил маленький Самуил, не сохранился. Семья перебралась в Острогожск, где будущий поэт провёл детство. Ещё в гимназии Маршак писал стихи и делал собственный рукописный журнал.

Продолжил образование Маршак в Петербурге. Его ранними работами восхищался известный критик Владимир Стасов, Самуил сдружился с Максимом Горьким.

В 1910 — 1911 годах 23-летний Самуил вместе с группой еврейской молодёжи отправился в путешествие по Ближнему Востоку. Из Одессы они отплыли на пароходе в Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. Маршак поехал в качестве журналиста петербургских изданий — «Всеобщей газеты» и «Синего журнала».

На пароходе он встречает обаятельную девушку Софью Мильвидскую, которая плыла в Иерусалим с родителями. По-знакомившись, влюблённые уже больше не расставались. Через год они поженились и вместе поступили на факультет искусств Лондонского университета.

На родину Маршак заезжал редко, но в 1915 году Первая мировая война вынудила его приехать в Острогожск, чтобы пройти переосвидетельствование по поводу пригодности к военной службе. Из-за слабого зрения поэта в армию не взяли. Здесь, в Острогожске, произо-шла большая трагедия. На годовалую дочку Маршака Натанель опрокинулся кипящий самовар. Девочку спасти не смогли…

Семейные дела не позволили Маршаку уехать из Воронежа. Он с женой поселился у своих дядюшек по материнской линии — братьев Гиттельсонов на Большой Садовой (сейчас это дом № 72 на ул. Карла Маркса), которые были известными в Воронеже зубными врачами. Маршак во время Первой мировой войны занимался помощью детям — беженцам из западных окраин страны, в том числе с Украины. Также Самуил Яковлевич делал переводы, писал стихотворения и пьесы для подросткового театра. Маршак жил на первом этаже, его окна выходили в сад. Частенько поэт любил проводить там время, устроившись с книгой. В 1917 году Маршак уехал в Петербург, где прожил до 1938 года, а затем переехал в Москву.

«Маршак не любил пустых разговоров»

Сразу после встречи между семьёй Бороздиных и Маршаком завязалась крепкая дружба, а Полину Андреевну он называл не иначе как «моя милая землячка».

— Только о Воронеже мы с ним не говорили, он не очень любил вспоминать родной город, здесь брат его жены покончил жизнь самоубийством, — продолжает Полина Андреевна. — Зато мы с ним много гуляли по лесу, он рассказывал о поездках в Шотландию, о Горьком. А вот пустых разговоров не любил. Поэтому, как только в Дом творчества приезжали туристы, все прятали Маршака от надоедливых расспросов. Мы Самуила Яковлевича берегли, он был болен уже.

В конце 50-х Маршак много работал, потому что он говорил, что ему недолго осталось, а нужно многое успеть. Писатель начинал работать с раннего утра за печатной машинкой, после обеда немного отдыхал, а потом снова приступал к работе.

Исследователи считают, что прототипом героя в стихотворении «Вот какой рассеянный» стал известный физик-химик, профессор МГУ Иван Каблуков. Он периодически выдавал фразы «знако лицомое», «домер нома» и мог подписаться «Каблук Иванов». Полина Андреевна говорит, что и сам Маршак тоже был немного рассеянным, поэтому не исключено, что он добавил и собственные черты в образ героя стихотворения.

— Он мне прислал открытку, которую подписал 1930 годом, хотя дело было в 1960-м! — восклицает Полина Андреевна. — В ней он просил поклониться родному городу. А вообще, недостатков я у него не замечала. Какие недостатки могут быть у такого человека?!

Мнение специалиста

«Маршак говорил с детьми на понятном языке»

Владимир ГУСАКОВ, кандидат филологических наук ВГУ:

— Маршака можно считать величайшим классиком русской поэзии XX столетия. Он автор изумительных детских стихов и гениальный переводчик. Англоязычная поэзия стала открыта и понятна русскому читателю как родная в основном через переводы Маршака. Если детские произведения переживают эпоху, в которую они созданы, то это доказательство гения автора. Именно это и произошло с произведениями Маршака. Маршак говорил с детьми на понятном им языке.

Факты о Маршаке

* Маршак был удостоен почётного звания гражданина Шотландии за переводы стихов шотландского поэта Роберта Бёрнса.

* Младший сын Маршака Яков, родившийся в 1925 году, в 1946-м умер от туберкулёза. Старший сын Иммануил (1917 года рождения) стал известным физиком, он на 13 лет пережил отца. Сейчас живы внуки писателя Александр, Алексей и Яков.

* Скончался Самуил Яковлевич 4 июля 1964 года в Москве от рака лёгких в возрасте 76 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

КСТАТИ

Что происходит с домом Маршака?

Шесть лет назад, в 2009 году, в тихом доме Маршака на улице Карла Маркса бушевали нешуточные страсти. О них «МОЁ!» подробно рассказывала.

Напомним, гражданин Беларуси Михаил Ларин, отец на данный момент уже бывшего депутата Гордумы Аркадия Ларина, купил 11 из 12 квартир в этом доме. Хозяйка трёхкомнатной квартиры Нина Котова продавать свою жилплощадь в центре города за 2,5 млн рублей не хотела. В конце концов, когда в доме стали происходить коммунальные неприятности вроде отключения воды и сломавшейся канализации, семья всё-таки переехала. Но квартиру, судя по всему, так и не продала. Сейчас на втором этаже дома красуется надпись в три окна: «Квартира № 9 не продаётся».

Ранее, в 2010 — 2011 годах, владельцы здания отремонтировали фасад. После этого со здания исчезла мемориальная доска Маршаку. Пропажу обнаружила воронежская поэтесса Галина Умывакина. Доску, висевшую на здании с 1989 года, искали целый год. А 17 апреля 2015 года её заново повесили на фасад здания.

«Поэма «Вересковый мёд» помогала политзаключённым»

Последний раз в Воронеж Маршак приезжал во второй половине 30-х годов. Но почти до конца своей жизни он переписывался с воронежским историком и писателем Ильёй Бороздиным и его женой Полиной Андреевной, с которыми познакомился в конце 50-х годов в подмосковном Доме творчества писателей.

93-летняя доцент ВГУ Полина Бороздина бережно хранит все письма и телеграммы от Самуила Яковлевича. Мы побывали в гостях у Полины Андреевны, которая раньше преподавала в ВГУ историю литературы народов России.

— Сначала я в 1956 году в Доме творчества познакомилась с Чуковским. Он-то и рассказал мне о Маршаке как о гениальном переводчике, — вспоминает Полина Андреевна. — Я и не могла предположить, что через два года встречусь лично с Самуилом Яковлевичем!

Полина Андреевна говорит, что Маршак был искренним и эмоциональным человеком. Вот как произошла их встреча: выходя из столовой, они с мужем встретили группу людей, среди которых оказался Маршак. Илья Николаевич поблагодарил Маршака за его перевод баллады «Вересковый мёд». (В этом произведении Стивенсона идёт речь о стойкости человека.)

— Муж сказал, что эта баллада помогла политзаключённым поверить в то, что в войне Совет-ский Союз победит фашистов (Илья Бороздин с 1937 по 1943 год отбывал заключение, позже был реабилитирован. — «Ё!»). За эту веру муж и по-благодарил Маршака. И тут я вижу, как уже немолодые Маршак и мой муж обнимаются и целуются, — улыбается Полина Андреевна.

Самые известные произведения

Стихотворения и поэмы «Мистер Твистер», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Рассказ о неизвестном герое», пьеса «Двенадцать месяцев», баллада «Вересковый мёд» и многие другие.

В ТЕМУ

Владимир Познер раскритиковал памятник Маршаку

Ко дню рождения Самуила Маршака, 3 ноября, возле дома № 72 на улице Карла Маркса будет установлен памятник детскому поэту. Автор проекта — воронежский скульптор Максим Дикунов.

В левой руке у Маршака птица, а правой он держит за руку летящую над землёй девочку, у которой за спиной крылья бабочки. Макет памятника утверждали в городской комиссии по культурному наследию. А вот телеведущий Владимир Познер раскритиковал будущий памятник.

Познер, в 1959 — 1961 годах работавший секретарём у Маршака, увидел модель будущей скульптуры на презентации в Москве на фестивале садов и цветов, ходе которого собирали деньги на памятник Маршаку в Воронеже.

— Макет памятника мне не понравился совсем, — рассказал позже о своих впечатлениях телеведущий на своём официальном сайте. — Такой толстый Маршак, в зимнем пальто с меховым воротником, с каким-то мальчиком (на самом деле — девочкой. — «Ё!»), который держит его за руку… В общем, он был совсем не таким. Маршак был человеком вспыльчивым, с характером... Какой-то памятник, на мой взгляд, не такой.

Максим Дикунов рассказал «МОЁ!», что к словам телеведущего он относится спокойно, а сделал он Маршака таким, каким видит. Дикунов рассказал, что мужчину в старомодном пальто он увидел во сне. А когда начал делать наброски, его отец, скульптор Иван Дикунов, увидел эскизы и воскликнул: «Это же Маршак!»

Стоимость будущего памятника и благоустрой-ства сквера составит около 6 млн рублей. Монумент решили устанавливать на народные деньги. Пока собрано более 2,6 миллиона.

Ольга ГНЕЗДИЛОВА, Дарья ШИПОВСКАЯ.

Телеведущий, журналист

Познер, Владимир

Телеведущий, журналист

Известный советский и российский тележурналист, ведущий таких популярных в прошлом передач, как "Воскресный вечер с Владимиром Познером", "Квадратура круга", "Человек в маске" и "Времена". Президент фонда "Академия российского телевидения" (1994-2008), политический обозреватель Центрального телевидения СССР (1986-1991), комментатор, проводивший радиопередачу "Голос Москвы" в главной редакции радиовещания Комитета по телевидению и радиовещанию (1970-1985), старший редактор главной редакции политических публикаций в агентстве печати "Новости" (1961-1970). Ресторатор. Основатель и ректор "Школы телевизионного мастерства" для молодых региональных журналистов (с 1997 года). Обладатель государственных наград и премий в области телевидения.

Детство

Владимир Владимирович Познер родился в Париже 1 апреля 1934 года, в день рождения его матери , , гражданки Франции, Жеральдин Лютен. Владимиром он был назван в честь отца , , Владимира Александровича Познера, - сына эмигрантов, покинувшего советскую Россию в 1922 году, когда ему было 14 лет , , , , . В прессе распространено мнение, что отец Познера был писателем , , но в данном случае подразумевается двоюродный брат Владимира Александровича, который действительно был публицистом и поэтом , .

До пятилетнего возраста Познера считали незаконнорожденным, так как его родители не были расписаны. После рождения ребенка его двадцатипятилетний отец не хотел обременять себя семейными узами, и тогда мать увезла трехмесячного Владимира к близким родственникам в США. Там ей удалось найти работу: она устроилась монтажером во французском отделении кинокомпании Paramount. В 1939 году отец приехал за сыном и Жеральдин, и вскоре родители Познера официально вступили в брак. После этого они вернулись во Францию , , где с 1938 года Познер-старший работал в европейском филиале американской кинокомпании Metro Goldwyn Mayer , , , , .

В 1940 году Францию оккупировали немецкие войска, и семья была вынуждена переехать в США, так как Познер-старший носил еврейскую фамилию и был известен просоветскими настроениями , , . В 1945 году у Познера родился брат Павел , . С началом "холодной войны" отношения между СССР и США начали ухудшаться, что сразу сказалось на положении семьи . Тогда Познер-старший получил приглашение от советского правительства поработать в "Совэкспортфильме", организации, находившейся в Берлине, в советской зоне оккупации. Так, в конце 1948 года семья переехала в Германию и оставалась в стране около четырех лет , , . За это время Владимир сменил несколько школ, восьмой и девятый классы он оканчивал в школе для детей немецких политэмигрантов, в которой аттестат зрелости не давали, а выпускников как будущих руководителей ГДР отправляли на учебу в вузы СССР , . Познеру был необходим аттестат, и его устроили в школу при полевой почте, где доучивались советские военные, не успевшие из-за войны получить среднее образование . Тогда же Познер-старший пытался добиться переезда семьи в Москву, хотя ему советовали не покидать ГДР из-за того, что вернувшихся на родину эмигрантов в то время сажали . И все-таки в конце 1952 года семья переехала в СССР , , .

Учеба и первая работа

С 1953 года по 1958 год Познер учился в Московском государственном университете имени Ломоносова (МГУ) на биолого-почвенном факультете, по окончании обучения он получил диплом по специальности "физиология человека" , , . В интервью Познер рассказывал историю о своем поступлении в МГУ. На вступительных экзаменах он набрал 24 балла из 25, и его не зачислили, объяснив это тем, что ему не хватило балла. Когда Познер уходил из университета, его догнала незнакомая женщина и шепнула, что он не принят не из-за оценок, а из-за биографии и еврейской фамилии. Познер рассказал об этом отцу, и тот начал добиваться, чтобы сына зачислили (со слов Познера известно, что его отец сотрудничал с советской разведкой, а его агентурной кличкой было имя Каллистрат ). За это время Познера-младшего попытались забрать в армию - ему, владевшему английским, немецким и французским языками, предложили пойти в школу разведки, а на его отказ в военкомате отреагировали очень резко: пообещали отправить служить на флот (в то время там служили пять лет). Однако Познер-старший сумел добиться того, чтобы его сына через полтора месяца после начала занятий, зачислили в МГУ , , . Это была первая попытка завербовать Познера в КГБ. Впоследствии он дважды получал предложения сотрудничать с органами, но, по его словам, отказывался, за что в течение 30 лет оставался невыездным , , , , .

К четвертому курсу Познер понял, что ученым он не будет. Зато тогда он серьезно увлекся переводами и хотел стать переводчиком иностранной поэзии , , . После университета Познер смог зарабатывать научными переводами и продолжал переводить поэзию для себя. Как-то его черновики с переводами стихов попали к Самуилу Яковлевичу Маршаку, который пригласил молодого человека стать его литературным секретарем. По его мнению, у Познера были способности, но не было техники. В обязанности литературного секретаря входило отвечать на письма, приходившие Маршаку со всего мира. Между тем поэт учил Познера русской литературе и читал переводы его стихов , , , , , , .

Это сотрудничество продолжалось с 1960 года по 1961 год. Однажды Маршак выбрал четыре перевода Познера и сказал, что их можно опубликовать, и даже предложил помочь. Познер предпочел сделать все самостоятельно. Он решил отнести переводы в журнал "Новый мир", добавив к четырем своим еще четыре стихотворения, переведенные Маршаком. Он взял их из стола поэта и подписал своим именем. Это была поэзия не Роберта Бернса, которую все знали, а Редьярда Киплинга и Уильяма Блейка. Заведующая отделом поэзии "Нового мира" заявила, что эти стихи неинтересны и серы. Тогда Познер поблагодарил ее и признался, что четыре из тех переводов принадлежали Маршаку. Их не отличили, а это означало, что молодой переводчик добился неплохого результата в своих поэтических изысканиях. Но после того, как Маршак все узнал, разразился скандал. Он назвал Познера хулиганом, но проделка ученика позабавила его. После этого случая Познер решил искать другую работу, на его решение повлияло и то, что зарплаты, которую он получал, будучи литературным секретарем, не хватало на содержание семьи. Впоследствии вышли некоторые стихи и даже проза в переводе Познера, но тогда он решил заниматься не только переводческой деятельностью, потому что видел это интересное занятие безнадежным, так как перевод не может полностью соответствовать оригиналу , , , , .

Начало карьеры в журналистике, дебют на телевидении

В октябре 1961 года приятель предложил Познеру, в совершенстве владевшему английским и французским языками, работу в открывшемся агентстве печати "Новости" (АПН). Тут он сразу получил должность старшего редактора главной редакции политических публикаций АПН и зарплату, которая была вдвое выше предыдущей. Впоследствии выяснилось, что журналист фактически работал на КГБ, так как агентство было тесно связано с органами госбезопасности , , , , , , . В 1965 году Познер в качестве ответственного секретаря начал работать в журнале Soviet life, а через некоторое время его перевели в журнал "Спутник". Впоследствии он рассказывал, как именно в этот период почувствовал интерес к журналистике: несмотря на то, что в советское время она зачастую подменялась пропагандой, работа привлекала возможностью ездить по стране, заводить новые знакомства и писать , , , . В 1967 году Познер вступил в КПСС , . В 1970 году он перешел на работу в главную редакцию радиовещания на США и Англию Комитета по телевидению и радиовещанию (впоследствии Гостелерадио СССР) и до конца 1985 года ежедневно в качестве комментатора вел на английском языке свою радиопередачу "Голос Москвы" , , , .

В 1986 году Познер стал политическим обозревателем Центрального телевидения СССР. С 1988 года он начал вести программы "Воскресный вечер с Владимиром Познером" и "Квадратура круга" . Через некоторое время у Познера возникли разногласия с руководством, вызванные якобы его нежеланием терять независимость суждений и становиться выразителем мнения государства. Так, в апреле 1991 года Познеру пришлось покинуть Гостелерадио СССР, тогда же прекратила существование "Квадратура круга" , , , , , , , .

В роли телеведущего

Уже в сентябре 1991 года Познер получил от Фила Донахью, с которым с момента первой совместной работы над телемостами успел подружиться , приглашение вести совместную передачу Pozner and Donahue ("Познер и Донахью") на канале CNBC в прямом эфире. Ведущий поселился в Нью-Йорке, однако начиная с 1993 года Познеру приходилось каждый месяц летать в Москву, чтобы записывать еженедельные программы. Так, он продолжал вести "Воскресный вечер с Владимиром Познером", а с августа 1994 года в эфире появились совместная российско-американская публицистическая передача "Если..." и ток-шоу "Мы". Постепенно Познер отказался от программы "Если...", а вместо "Мы" появилась программа "Время и мы", однако этот проект не удался. С сентября 1996 года начало выходить ток-шоу "Человек в маске". Предполагалось, что в ходе обсуждения на программе рядовой зритель мог получить для себя возможность разобраться с незаурядными проблемами: гости Познера имели возможность анонимно исповедоваться в каком-то своем пороке или проступке , , , , , , . Помимо этого, с 1996 года Познер начал вести на американском телевидении еще одну авторскую программу - Final edition ("Итоги недели") , , , , . Когда контракты Познера и Донахью истекли, ведущие отказались продлевать их на новых невыгодных для дальнейшей работы условиях - президент канала CNBC ограничил их в темах, несмотря на то, что они и без того всегда были корректны в эфире , , .

В феврале 1997 года Познер вернулся в Москву, где по-прежнему был занят в программе "Человек в маске". Помимо этого, он начал работать на радиостанции "Радио 7 на семи холмах" и до 2006 года вел радиопередачу "Давайте это обсудим" , , , . Познер признавался, что в рамках программы "Человек в маске" у него нет возможности обсуждать злободневные темы, тогда он решил запустить новый проект - с сентября 1999 года вышли в эфир несколько передач "Мы и время". Новая программа была посвящена рядовому зрителю и поднимала актуальные вопросы , , , .

В качестве комментатора Познер участвовал в шоу "Король ринга" (1-й и 2-й сезоны - 2007 и 2008 годы) , , , , . В 2008 году вышел цикл передач "Одноэтажная Америка" с участием Познера и актера Ивана Урганта . В них журналист воплотил свою идею повторить путешествие Ильи Ильфа и Евгения Петрова по США, которое те описали в книге "Одноэтажная Америка", и показать, какой он увидел эту страну .

17 ноября 2008 года телеведущий запустил новый авторский проект "Познер" , , , . В этой программе журналист отказался от аналитики и занялся обсуждением актуальных событий в жанре интервью и ток-шоу . В конце ноября 2010 года очередной выпуск вышел в эфир без финальной части, в которой Познер традиционно подводил итоги передачи и прощался со зрителем. Журнал The New Times вскоре выяснил, что в вырезанном прощальном комментарии ведущий рассуждал о негуманном отношении к заключенным в России, назвав в качестве примера фамилии смертельно больного вице-президента нефтяной компании "ЮКОС" Василия Алексаняна и умершего в СИЗО юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского . Познер заявил тогда, что правом снимать что-либо с эфира обладает только генеральный директор Первого канала Константин Эрнст , о мотивах которого в данном случае журналист ничего не знал . В начале 2011 года Познер сообщил, что между ним и Эрнстом существовала договоренность о том, какие люди не должны попадать в эфир Первого канала в качестве гостей программы, которую он неукоснительно соблюдал . Однако в скором времени в ходе неформальной беседы премьер-министра РФ Владимира Путина с журналистами телеканала ведущий выяснил, что тот не является противником появления представителей оппозиции в эфире федеральных СМИ, и пообещал пригласить их в свою программу , , .

В октябре 2011 года на Познера и Первый канал подал в суд внук советского руководителя Иосифа Сталина Евгений Джугашвили . Поводом для иска стало высказывание Познера о том, что Сталин дал согласие на расстрел польских офицеров в Катынском лесу в 1940 году. Джугашвили потребовал от Познера опровергнуть это высказывание, а телеведущий заявил о готовности отстаивать свою правоту в суде , , .

С апреля 2012 года Познер вместе с другим известным телеведущим Леонидом Парфеновым начал вести еженедельную передачу "Парфенов Познер" на телеканале "Дождь". Программа строилась на обсуждении соведущими и их гостями главных событий уходящей недели. В прессе отмечалось, что до этого два журналиста "ни разу еще не были соведущими, но думали об этом очень давно" , . Уже в июне 2012 года стало известно о вероятном закрытии телепередачи. Познер сообщил, что руководство Первого канала поставило перед ним ультиматум: или "Познер" на Первом, или "Парфенов Познер" на "Дожде", после чего Познер выбрал Первый канал , .

Академия российского телевидения

В 1994 году был учрежден фонд "Академия российского телевидения" (АРТ, до 2001 года - Российский фонд развития телевидения, РФРТ), а Познер был избран ее президентом , , . Академия - это некоммерческая организация, созданная с целью объединить интересы телеканалов, телевещателей и телепроизводителей России . В 1998 году Познер был переизбран на пост президента Академии и оставался на этой должности до выборов в 2008 году, когда он снял свою кандидатуру (возглавил Академию тогда Михаил Швыдкой). Телеведущий неоднократно заявлял, что по истечении второго срока покинет пост, как того требует устав Академии , , , , , , .

Фонд "Академия российского телевидения" стал учредителем национальной телевизионной премии ТЭФИ, которая присуждалась ежегодно с 1995 года , . Название ТЭФИ было образовано от словосочетания телевизионный эфир: премия, по замыслу учредителей, должна была присуждаться за высшие достижения в области телевизионных искусств , . По мнению Познера, таким образом Академия оказалась единственной организацией, которая пыталась оценивать состояние телевидения . Тем не менее на протяжении существования ТЭФИ вручению премии всегда сопутствовали скандалы начиная с такой нелепой оплошности в 1997 году, когда, по случайности перепутав конверты, ТЭФИ с шутками вручили погибшим журналистам . Наиболее острая конфликтная ситуация возникла в 2007 году, когда НТВ и ТНТ, две крупные телекомпании - учредители АРТ, вышли из ее состава, а вслед за ними в 2008 году отказался от участия в ТЭФИ холдинг ВГТРК, так как их руководители не были согласны с критериями оценки номинантов на премию и вообще политикой академиков, упрекаемых в непрофессионализме. Познер как президент АРТ понимал, что премия девальвировалась, более того, Академия с уходом ВГТРК (одного из трех главных федеральных каналов) потеряла бы свое значение, и заявлял о готовности покинуть свой пост в любое время , , , , , .

Школа Владимира Познера

В 1997 году Познер вместе со второй женой, Екатериной Михайловной Орловой, открыли в Москве "Школу телевизионного мастерства под руководством В. В. Познера" для молодых региональных журналистов. Директором учебного заведения стала Орлова, а Познер начал преподавать в нем и занял должность ректора , , , , , , , . Открывая школу только для журналистов из регионов, супруги заявляли своей целью поднять уровень регионального телевидения, который, по их мнению, не дотягивал до профессионального. Для повышения мастерства курс принимали не более 12 человек, имевших опыт работы в телевизионной журналистике , .

В СМИ долго муссировалась скандальная история, связанная со школой. Дело в том, что изначально она располагалась в здании в Воротниковском переулке, за его аренду, согласно распоряжению мэра, школа платила по специальной ставке - один рубль за один квадратный метр в год. В 1999 году мэр Москвы Юрий Лужков безвозмездно выделил Познеру земельный участок площадью 0,2 гектара на улице Малая Дмитровка сроком на 49 лет с правом выкупа, в 2001 году участок был увеличен почти до 0,4 гектара , . Собственных средств на строительство школы у Познера не было, и тогда он нашел инвестора - ООО "ПСФ "Крост" , . По проекту на этом участке планировалось возвести семиэтажный многофункциональный комплекс с рестораном, магазинами и подземной автостоянкой. Предполагалось, что школа получит 10 процентов возведенных площадей, 20 процентов, по распоряжению мэра, должны были перейти городу, а 70 процентов предназначались концерну "Крост". В ансамбль комплекса школы было намечено встроить дом №22, находившийся на улице Малая Дмитровка. В этом историческом особняке XIX века находились мастерские московских художников, и с 1991 года он носил статус памятника архитектуры. В итоге дом стал частью нового здания - его фасадная часть, выходившая на Малую Дмитровку, выглядывает из офисного центра в окружении современных железобетонных конструкций. Строительство приостанавливали с января по май 2004 года в связи с протестами художников и жильцов соседнего дома №24/2, которые были обеспокоены сохранностью памятника архитектуры и заявляли о том, что у "Крост" отсутствуют должные документы на проведение строительных работ. Протестующих против строительства также не устраивало, что новое здание загородит вид из окон, кроме того, они опасались, что фундамент жилого дома может треснуть и просесть , , , , . Тем не менее, к 2007 году строительство все-таки было завершено , .

В 2007 году улицы Москвы заполнила социальная реклама, по замыслу организаторов, она должна была повышать оптимистичное настроение в обществе. Со множества билбордов (рекламных щитов) известные горожанам личности объясняли, почему они любят столицу. В проекте принял участие и Познер. На билборде с его изображением значились слова: "Я люблю Москву, которой почти больше нет: тихую, старую, со скрипом снега под ногами" . Тогда на площади Курского вокзала неизвестные наклеили на него ленту с надписью: "П…деть - не мешки ворочать, Володенька…" - и своеобразным автографом: "Дом №20 по Малой Дмитровке". СМИ высказывали предположение, что таким образом телеведущего пытались упрекнуть в уничтожении памятника архитектуры на Малой Дмитровке , , .

Медийные парадоксы

Рассуждая о функциях экрана и сиюминутности медиаперсонажей, Познер однажды произнес фразу, которая впоследствии стала цитируемой , , : "Если каждый день в одно и то же время на весь город или всю страну показывать лошадиный зад, его тоже будут узнавать" - утверждая тем самым силу воздействия телевидения на зрителя , , .

Между тем, говоря об узнаваемости, СМИ неоднократно подмечали, что у Познера есть очень известный тезка - второй президент РФ Владимир Владимирович Путин, более того, у них даже совпадают инициалы: ВВП , , , , , .

Имея многолетний опыт работы на телевидении, Познер успел прославиться не только как ведущий. В прессе обсуждались неоднозначные факты, связанные с профессиональной деятельностью журналиста. Так, с 2004 года в качестве автора и ведущего он начал проводить телемарафон "Время жить!", нацеленный на просвещение и информирование по вопросам ВИЧ и СПИДа в регионах , . С одной стороны, телеведущий претендовал на то, что задействован в одной из самых эффективных информационных кампаний в мире , с другой - он заявлял, что всемирная легализация наркотиков могла бы решить проблему наркомании , . По мнению телеведущего, только снятие запрета могло привести к снижению спроса и дискредитировать наркоторговлю, которая оставалась самым выгодным видом бизнеса на Земле .

Познер-ресторатор

Телеведущего считают знатоком французской кухни . В 2004 году они с братом Павлом, ведущим научным сотрудником Института востоковедения Российской академии наук, открыли в Москве французский ресторан "Жеральдин" ("Chez Geraldine"), названный так в честь их матери. Инвестором проекта стал банкир Игорь Десятников (глава обанкротившегося в 2005 году ОАО АКБ "Союзобщемашбанк", освобожденного от ответственности по громкому делу о привлечении к субсидиарной ответственности , ) , , . Заведение было ориентировано на посетителей всех слоев населения, которых планировалось угощать блюдами домашней французской кухни , , . В ресторане ежемесячно проводились так называемые литературные ужины: на каждый такой ужин предлагались блюда, которые упоминались в произведениях известных французских писателей либо были любимы ими, или же просто блюда той эпохи. Во время ужина посетителей ресторана знакомили с особенностями кухни и рассказывали истории из жизни писателя, которому был посвящен ужин .

Активы Познера и членство в организациях

В СМИ упоминалось, что Познер являлся одним из учредителей и владельцем 20 процентов акций "Радио 7" (первоначальное название - "Радио 7 на семи холмах") , .

Осенью 2000 года, когда предприниматель Борис Березовский решил передать свои 49 процентов акций ОАО "ОРТ" под управление общественного органа из представителей творческой интеллигенции, телеведущий вошел в список будущих управляющих телекомпании. Однако уже через три дня он отозвал свою подпись с документов о создании управляющего органа, объяснив это личностными причинами , , , , .

Кроме того, среди многочисленных творческих и предпринимательских занятий Познера были и такие, как членство с 1992 года в независимом жюри основанной Березовским премии высших достижений литературы и искусства "Триумф" , . С 1999 года Познер входил в состав Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию (ФКК) , . В 2004 году Познер вновь значился в списке членов ФКК, но уже с пометкой "по согласованию", однако в результате некоего конфликта интересов тележурналист, в итоге, в состав комиссии не вошел , , , , . С 2004 года по 2009 год телеведущий входил в состав Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (преобразованного из Комиссии при президенте по правам человека) , , , .

Страхи и увлечения Владимира Познера

Познер не скрывает свою боязнь акул. Все началось с того, как восьмилетний Владимир плыл с родителями в Америку - тогда команда корабля подняла на борт четырехметровую акулу. Один из матросов стал бить ее топориком, а он отскакивал от хищной рыбы, акула не шевелилась, все подумали, что она умерла. Тогда матрос ткнул ее пальцем в глаз, и акула одним движением оторвала ему руку по локоть. Вскоре матрос умер от шока , , .

С детства у Познера осталась любовь к фотографии . В интервью он признавался, что из еды ему нравится французская кухня, из музыки - классика, джаз и американская народная музыка, а из кино - фильмы Федерико Феллини . Своими любимыми занятиями Познер называл игру в большой теннис (телеведущий часто играет , ), общение с близкими людьми и интервьюирование .

Известно, что тележурналист любит сигары и коньяк , , .

Книги

В США Познер написал и выпустил две книги: автобиографическую "Parting With Illusions" ("Прощание с иллюзиями") в 1990 году и через два года "Eyewitness: A Personal Account of the Unraveling of the Soviet Union" ("Свидетель") о распаде СССР. Первая стала бестселлером и на двенадцать недель попала в престижный список газеты The New York Times , , , , , . После того как в 2008 году на телевидении в эфир вышел цикл передач "Одноэтажная Америка", Познер опубликовал и одноименную книгу в соавторстве с Брайаном Каном (Brian Kahn) и Иваном Ургантом , , , .

Помимо этого, с печатными публикациями Познер выступал в журналах "Дружба народов", в котором с 1997 года он вел рубрику "Мысли вслух" , , , и Esquire, в котором с 2005 года вел свою колонку .

Признание и критика

За десятилетия работы на телевидении Познер стал очень популярным. Он не нуждается в представлении - СМИ, говоря о нем, зачастую ограничиваются только упоминанием фамилии, так как предполагается, что всем и так известны его имя и род деятельности , , . Тележурналиста называли не иначе как ветераном советского, российского и американского телевидения , брендом , профессионалом, высочайшего класса журналистом .

Наряду с безоговорочным признанием журналистского таланта Познера в СМИ встречались и критические высказывания в его адрес . Так, телеведущему предъявляли претензии в неубедительности комментариев, передергивании фактов и злоупотреблении морализаторством , , , , при этом ему вменялись в вину имитация объективности и беспрекословное следование идеологическим посылам руководства в лице Эрнста (при том что Познер всегда позиционировал себя как свободного журналиста) , , , . Познера также обвиняли в чрезмерной пропаганде любви к Америке и русофобии , , и даже в манипуляции сознанием. На эту тему в 2005 году была даже опубликована книга Сергея Смирнова "Времена лжи с Владимиром Познером" , , . Помимо работы Познера в качестве телеведущего критике подвергалась также и его общественная работа: неприятие вызывали его высказывания с призывами легализовать наркотики .

Награды

Познер - обладатель большого количества государственных наград и премий в области телевидения. Так, за работу по освещению Олимпийских игр в Москве телеведущий был награжден медалью "За трудовую доблесть" , , , в 1994 году за плодотворную творческую работу на телевидении и радиовещании, большой личный вклад в развитие демократических процессов в России и укрепление дружественных связей между народами Познер был удостоен ордена Дружбы народов, в 1999 году за заслуги в области культуры и в связи с 75-летием радиовещания в России он получил орден Почета , , а в 2006 году тележурналист стал кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени , , , , .

В 1986 году Познер стал лауреатом премии Союза журналистов СССР , , . В 1986 году телеведущий получил приз "Золотое перо" Союза журналистов России, в 1994 году за вклад в тележурналистику он был награжден призом "Золотой гонг" как "Лучший телеведущий" на международном фестивале масс-медиа "Гонг", в 1995 году журналист стал обладателем специального приза жюри фестиваля телепрограмм "Бархатный сезон" и в том же году Ассоциация иностранных корреспондентов присудила ему премию Дмитрия Холодова "Лучший репортаж о России", в 1997 году в США Познер был удостоен золотой медали общества "За лучший мир" , , , .

В 1998 году программа Познера "Человек в маске" стала победителем национального телевизионного конкурса ТЭФИ в номинации "Ток-шоу", в 2001 году в номинации "Публицистическая программа" приз получила программа "Времена", а в 2004 году телеведущий был признан лучшим интервьюером за программу "Времена" , , , , . В 2010 году Познер был признан лучшим интервьюером (программа "Познер"), а также получил премию "За личный вклад в развитие российского телевидения" . В 2012 году Познер вновь получил ТЭФИ как лучший интервьюер за ту же программу "Познер" , .

В 2005 году на вручении национальной премии "Человек года" в номинации "Телевидение" Познер занял третье место. Победила тогда телеведущая Тина Канделаки , а второе место досталось шоумену Андрею Малахову .

Семья

Вторая супруга телеведущего - Екатерина Орлова, журналист , . Они поженились в 1969 году, у Орловой был сын, Петр Орлов (1961 года рождения), от первого брака, которого воспитывал Познер, он также работает на телевидении , , ,, , . Познер и Орлова расстались в 2005 году, тогда же он начал встречаться с другой женщиной - известным концертным продюсером и промоутером, одним из руководителей крупной фирмы SAV Entertainment Надеждой Юрьевной Соловьевой , , .

У Познера трое внуков: Гоша (1999 года рождения) - сын Петра Орлова - и Маша (1984 года рождения) с Колей (1995 года рождения) - дети Екатерины Чемберджи, но дедушкой он себя не считает, а они называют его Вовой или Вовочкой , , , , , .

Использованные материалы

В. Познер предпочел "Первый канал" оппозиционному "Дождю". - РБК , 25.06.2012

Познер: "Мне был предложен выбор - ДОЖДЬ или Первый канал. Я остаюсь на Первом". - Телеканал "Дождь" , 24.06.2012

Игорь Карев . И немного политики. - Газета.ру , 30.05.2012

Вручены премии "ТЭФИ-2011". - РИА Новости , 29.05.2012

Премьера проекта "Парфенов. Познер" состоится на телеканале "Дождь". - РИА Новости , 08.04.2012

"Парфенов Познер" будет подводить итоги недели на "Дожде". - Полит.ру , 03.04.2012

Евгений Джугашвили, который называет себя внуком Иосифа Сталина, подал в суд на Первый канал. - Эхо Москвы , 28.10.2011

Внук Сталина вновь судится за честь деда, которого винят в Катынской трагедии: на этот раз с Первым каналом. - NEWSru.com , 28.10.2011

Познер заявляет о готовности отстоять свою правоту в суде по иску внука Сталина. - Интерфакс , 28.10.2011

Александр Плющев, Ксения Басилашвили . Владимир Познер в передаче "Разворот (утренний)". - Эхо Москвы , 04.02.2011

Познер хочет пригласить Немцова и Каспарова выступить на Первом канале, он скажет об этом Эрнсту. - Газета.Ru , 04.02.2011

Путин не против оппозиции на "Первом канале". - Состав.ру , 04.02.2011

Пресс-конференция. Владимир Познер, телеведущий, журналист. - сайт , 24.01.2011

Антонова Екатерина . Познер не прощается. - The New Times , 29.11.2010. - №40

Лауреаты ТЭФИ-2009. - Независимая газета , 28.09.2009

Марина Денисова . Владимир Познер: "По крайней мере, я это попробовал…". - 7 дней , 22.05.2009. - №22

Алексий Мороз . Иерей Алексий Мороз: ""Время жить!" - это антирусский и антигосударственный проект". - Православное информационное агентство "Русская линия" (rusk.ru) , 22.05.2009

Юлия Никитина . "Время жить" с Владимиром Познером. - Фонтанка.ру , 20.05.2009

Биография Владимира Познера. - Сайт о журналисте Владимире Познере (vladimirpozner.ru) , 06.05.2009

Иван Полумисков . "Самое страшное - это непрофессионализм и ханженство". - Тюменские известия , 30.04.2009. - №77 (4819)

Оксана Кальнина, Павел Садков . Программа "Познер" - большие головы на красном фоне... - Комсомольская правда , 23.04.2009

Познер Владимир Владимирович. - Лабиринт (Панорама) , 07.04.2009

Владимир Владимирович Познер. Биографическая справка. - РИА Новости , 01.04.2009

Алеся Мирная . 1 апреля – юбилей Владимира Познера. - The Moscow Post , 01.04.2009

Писаревская Арина . Познер, Владимир Владимирович. - Комсомольская правда , 31.03.2009

Александр Мельман . Телегерой нашего времени. - Московский комсомолец , 31.03.2009

Анна Виссенс . Владимир Познер: это все еще советская Россия. - BBC News, Русская служба , 06.03.2009

Указ Президента Российской Федерации . Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, 10.02.2009. - №148

Состав Совета. - Официальный сайт Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , 10.02.2009

Светлана Буренко . Владимир Познер о об эвтаназии, телевизионной школе и отношении к религии. - Комсомольская правда , 30.01.2009

Ольга Плешанова, Анна Занина . Банкирам прощают долги. - Коммерсант , 28.01.2009. - №14 (4069)

Первым гостем новой программы "Познер" станет Юрий Лужков. - РИА Новости , 17.11.2008

Академия Российского телевидения. - Академия pоссийского телевидения (tefi.ru) , 12.11.2008

Юрий Сторчак . Владимир Познер: "Зритель должен иметь возможность выбирать, что ему смотреть". - Киевский телеграф , 30.10.2008. - №43 (441)

Арина Бородина . Владимир Познер отклонился от ТЭФИ. - Коммерсантъ , 24.10.2008. - № 194 (4011)

Швыдкой сменит Познера на посту президента Академии Российского телевидения. - NEWSru.com , 24.10.2008

Лев Давыдов . "Орфеи" незримо отошли Первому. - Утро.Ru , 26.09.2008

Первый канал собрал половину призов ТЭФИ. - Газета.Ru , 25.09.2008

Виктория Буравченко . Эксперименты со старыми фокусами. - Газета.Ru , 22.09.2008

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.