Оригинальные прозвища

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией. Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего - с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия. Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах. Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной - из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!". Обида, отчаяние, злость, желание отомстить - вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"… Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком. За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом. Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение. В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы. Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются. Провожу игру "Здравствуй, это я!". В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах - о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще). Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!" Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием). Слежу, чтобы все называли друг друга только по имени.

Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне". Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги. Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо - "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие - все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс - рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей. Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно. Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя - класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием. Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику - обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации. Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

  • Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.
  • Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.
  • Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.
  • Промежуточная рефлексия и самокоррекция.
  • Новая информация и ее обработка.
  • Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.
  • Социализация - выступление от имени группы или с собственной позицией.
  • Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными. Главное правило - отреагировать неожиданно для обзывающего. Можно никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Сделать это бывает сложно, необходимо проявить твердость и самообладание, упрямство в хорошем смысле, выдержать. Лучше всего перенести свое внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с каким-нибудь вопросом. Если не получается, то можно, сохраняя спокойное выражение лица, спросить: "Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут … . Ты что-то хотел мне сказать?" Главное, чтобы это было неожиданно для обзывающего, который ждет негодования, озлобленности.И постараться перехватить инициативу разговора: не давать ему опомниться, говорить, говорить, задавать вопросы, направлять разговор в нужное русло.

Можно согласиться с прозвищем: "Да, дома мне тоже говорят, что я похож на пингвина. Я в дедушку. У него тоже была такая походка". Когда теряется новизна прозвища, оно становится неинтересным, и чаще всего от него отказываются. Путь для конфликта закрыт.

Возможен и другой вариант: попробовать объясниться. Спокойно сказать обзывающемуся сверстнику, например, следующие фразы: "Ты меня обижаешь", "Почему ты хочешь меня обидеть?", "Мне обидно это слышать". Или прямо заявить: "Знаешь, а я думал, что мы подружимся". Это производит сильное впечатление на обидчика, потому что человек, которого он хотел обидеть, оказывается выше обиды и относится к его словам, по крайней мере, равнодушно. Смысл словесной агрессии пропадает.

Можно искренне признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить оставить его в покое. У обидчика появляется чувство удовлетворенности и потребность в унижении пропадает.

Самое сложное - не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Обычно в таких случаях используется прием "брать на слабо". При всех ребенку говорят, что он не делает что-то, потому что "трус", "слабак", ставя его таким образом перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих "размазней" и "хлюпиком". Важно убедить ребенка в том, что он никому ничего не должен. Он имеет право отказаться делать то, что от него требуют, и прямо сказать, что ему это не нужно. Твердая позиция человека, который точно знает, что ему нужно, а что нет, в любом случае вызывает уважение. Провокаторы почувствуют поражение и скорее всего не станут настаивать на своем.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все "за" и "против", понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение. Тем более если ситуация угрожает здоровью или жизни.

Когда учитель рассказывает об этих вариантах выхода из ситуации, детям может показаться, что все эти способы похожи на поражение и соглашательство. Особенно остро реагируют подростки. Следует честно признаться, что иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных и показать, что обидчик тоже может оказаться в роли жертвы. Иногда именно этот шаг останавливает грубияна, который уверен, что обижать может только он, а остальным предписано быть жертвой. Фактор неожиданности срабатывает и дает положительный результат.

Есть еще такой прием, как отговорка. Это своеобразная защита от словесного нападения. Сила отговорки в том, что она позволяет оставить последнее слово за пострадавшим. Для ребенка очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Вот примеры отговорок: "Черная касса, ключ у меня, кто обзывается - сам на себя!", "Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!", "Кто так обзывается, тот сам так называется!" Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

Занятие завершается общей рефлексией, чтобы каждый имел возможность высказаться. Итог в форме назидания должен подвести руководитель.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища. Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников - он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно. Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников. Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше. Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.

Прозвище - приобретённое, неофициальное имя взрослого или ребёнка. Оно, зачастую, подмечает не желательные, а реальные качества и свойства человека. Подчёркивает особый смысл этих качеств и свойств для окружающих. Это заметная черта внешности или деятельности.

Прозвища существуют как социальное явление, можно говорить о системе прозвищ. Они могут быть разными: подчёркивать социальную активность и быть способом поддразнивания и даже унижения, считаться проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Самыми активными в этом направлении бывают родители и подростки.

Прозвища для любимых чад.

Иногда ребёнку долго выбирают имя при рождении, но потом называют его другими, ласкательными прозвищами, как говорится, «от избытка чувств». И тут преогромный простор для творчества. К привычным уже Куколкам, Солнышкам, Пупсикам и Лапочкам добавляются и более оригинальные.

Самыми распространёнными являются прозвища детей, полученные от названий животных, птиц и даже насекомых. Тут счастливые родители «награждают» своих обожаемых деток по-разному: Хомячок, Котёнок, Ёжик, Ласточка, Совёнок, Комарик, Букашечка, Жучок, Кукушонок. Можно встретить даже Клопика и Тараканчика.

Часто родителям нравится, если есть в прозвище игра слов. Например: Катя - Катёнок, Алиса - Лиса, Вероника - Ника, Светлана - Лана.

В прозвищах детей нередко фигурируют и герои мультфильмов, сказок. Это Гномик, Фунтик, Дракоша, Бармалей, Покемоша, Принц.

Часто имена рифмуют. Тогда получаются такие прозвища: Иринка-мандаринка, Глебушка-хлебушка, Ванька-встанька, Наташка-букашка.

Есть и «кулинарные» прозвища: Булочка, Пирожок, Ватрушка, Бубличек.

Называют своих любимых деток и Ягодками, и Смородинками.

Среди цветочных прозвищ прочное место занимают Ромашки, Одуванчики, Розочки.

Иногда детей зовут по действиям или частям тела: Щекастик, Ушастик, Пузанчик, Толстунчик, Пухлик, Пищалкин, Хныклик, Круть-верть, Соплюшка, Лапухастик.

Иногда прозывают по характеру: Шило, Егоза, Хохотушка, Шеф, Пружинка, Плаксун.

В устах родителей всё звучит с любовью, даже обзывалки. Например: Голопопик (голая попа), Пиявочка (сосущий грудь), Нюня (хнычущий), Писюндрыч (часто писающий), Кишкомот (непослушный).

Прозвища в подростковом мире.

Прозвища играют значимую роль в мире подростков. Изобретаются они по разным причинам. Поводом может послужить всё что угодно: качества и действия человека, определённые обстоятельства, события, ассоциации с официальным именем и фамилией. Даются они из-за желания и оскорбить, и выделиться, и шутки ради.

В школьной среде прозвища часто образуются от фамилий и имён. Например: Суслов - Суслик, Лысенко - Лысый, Кузьмин - Кузя, Рыбалко - Рыбаля, Исаев - Исай, Шевченко - Шева, Сергей - Серый, Ангелина - Ангел.

Отдельные прозвища характеризуют особенности внешности: Боров (чрезмерно толстый), Пышка (полный), Длинный, Каланча, Небоскрёб (высокий), Мартышка, Рожа («кривляка»), Короткий, Малой (низкого роста).

По характеру и качествам: Прилипала (назойливый), Вундеркинд, Ботан (умный), Каматозник, Слоупок (заторможенный), Бригадирша (постоянно указывающая, что делать), Скрытая угроза (попадающий в разные переделки).

Иногда прозвища появляются по ассоциации с фамилией. Так, Воробьёв - Птица, Судаков - Рыба, Огурцов - Овощ, Шапошников - Кепка, Коровин - Молочков, Шмелёв - Пчёлка, Зайцев - Кролик, Лапшин - Макарона, Спагетти.

Нередко они отождествляются с фамилией известного лица или литературного героя. К примеру, Богданов - Титомир, Певцов - Шаляпин, Малышева - Дюймовочка, Нехорошко - Мальчиш-Плохиш.

Прозвища или НИКи.

В Интернете популярны НИКи. Это прозвище. Когда вы погружаетесь в бесконечный простор Интернета, необходимо как-то себя обозначить, взять сетевое имя. Можно просто собственное имя, например Вася, Света, но это банально. И все хотят придумать что-то оригинальное, подходящее только вам.

Это именно тот редкий случай, когда прозвище вы даёте себе сами. Здесь уже все изощряются как могут. От простых (Кристина - Крисс, Сабрина - Бри, Вероника - Ника) до изысканных (Валетта, Диезо,​ Эрдельетта, Хачачун).

Одни берут себе смешные НИКи. Например: Совсем блондинка, Крокодиллер, Мурмайло, Недоскрёб, Сморкель, Монитор Клавиатурович, Врач-похметолог, Очкастый мачо.

Другие увлекаются эльфийскими именами: Ирима (красивая), Куэ (голубка), Таурэтари (королева леса), Морнэмир (чёрный алмаз), Таурохтар (лесной воин), Айнон (святой).

Некоторые любят называться именами разных вампиров, древнегреческими именами, именами царей, популярных литературных персонажей, именами цветов, зверей. Простор для творчества огромный.

Прозвища известных футболистов и клубов.

«Награждают» прозвищами не только детей и подростков. Их имеют даже известные люди. Особенно популярно это в футболе. Так, легендарного Пеле называют не только «Королём футбола», но и «Человеком, приносящим несчастье». Своё оригинальное прозвище он получил из-за подавляюще плохих прогнозов футбольных матчей.

У азиатского футболиста Наохиро Такахара самое оригинальное прозвище - «Суши-бомбандир» за точные и уникальные голы.

Арьена Роббена называют «Стеклянный человек». Это талантливый вингер (игрок футбольной команды, действующий между защитой и нападением) мира, но постоянные травмы мешают ему раскрыться в полную силу.

Тони Адамис, легенда сборной Англии, получил своё обидное прозвище «Осёл» от британской прессы за небрежное отношение к внешнему виду.

Голландца Михаэля Райцигера из-за необычного строения черепа прозвали «Противогаз».

Француз Николя Анелька стал «Невероятно угрюмым», потому что никто не может вспомнить его радостным. Да и характер, замкнутый и необщительный, в этом помог.

Даже футбольные клубы имеют прозвища. Например, «Манчестер Сити» прозвали «Голубая луна», потому что так называется традиционная песня болельщиков этого клуба.

Клуб «Барнсли» называют «Дворняжки». Талисманом клуба была дворняга Тоби. Она долгие годы развлекала публику на «Оуквелл».

Клуб «Скантроп Юнайтед» - это «Железо», потому что Скантроп - металлургический центр в Великобритании. Отсюда и прозвище.

Прозвища есть практически у всех групп населения. И совсем не плохо получить его, если оно даётся доброжелательно, открыто, талантливо.

Для кого-то детские клички остаются страшным воспоминанием из далекого детства, кто-то гордо носит имя, данное ему еще приятелями в первом классе, всю жизнь. Так или иначе, через «обзывания» проходят все. Кто-то жалуется, что его дразнили, до неузнаваемости исковеркав имя или фамилию, кто-то вспоминает о детской кличке чуть ли не с восторгом. Почему одни и те же слова вызывают у некоторых детей слезы, а другие в тайне гордятся своим вторым именем? Как утешить опечаленное чадо, и стоит ли вообще обращать на это внимание?

Проба пера

Первые клички появляются еще в детском саду или начальной школе, не учитывая те многочисленные ласковые, а порой и ругательные прозвища, которыми родители сами наделяют своих детей. Но вот ребенок оказывается в многочисленной группе своих сверстников и начинает обрастать новыми, неожиданными именами. В садике «дразнилки» и «обзывалки» - это чаще всего еще игра, правда, иногда достаточно жестокая.

В детсадовском возрасте дети начинают осваивать наш великий и могучий, порой терзая его и калеча, выдумывая новые слова или безбожно перевирая существующие. Они, таким образом, пробуют «на вкус» родную речь, определяя границы и осознавая правила языка. В этот момент и появляется забавная детская абракадабра, которая вызывает столько восторгов и радости у взрослых. Не проходят эти эксперименты и мимо имен. Рифму, как выясняется, можно найти к любому имени, а если не подходит одно из существующих слов, придумаем новое. И чем длиннее получается рифмованный ряд - тем веселее. Такие дразнилки тоже долго не живут, но обижаются на них значительно сильнее.

Винни-Пухи и Гарри Потеры

Зачастую новые прозвища появляются только как сиюминутное увлечение. Посмотрели ребята один и тот же фильм, прочитали одну книгу, либо сходили в детский театр на какой-нибудь спектакль, и тут же начинают нарекать друг друга именами персонажей. Такая игра надолго не затянется, да и дети редко обижаются на подобные клички, Если только, конечно им не дали имя отрицательного персонажа. А это повод задуматься. Например, ребенка обозвали Бастиндой или Карабасом-Барабасом, а он на подобное прозвище обиделся, значит, остальные дети стараются исключить его из своего круга, перемещая в другой лагерь.

Толстяк, грязнуля и вонючка

Часто дети начинают «дружить против». Так они учатся делить мир на «своих» и «чужих». Причем чаще всего деление происходит именно на основе тех критериев, которые установлены в доме. Такие клички, как Толстяк и Грязнуля, несут в себе подтекст: «ты не наш», «мы не хотим с тобой играть», «уходи», - «потому что ты» «неряха», «толстый», «не такой, как мы». То есть здесь тот же подтекст, что и в случае с прозвищами из фильмов. Причем клички могут появляться как на основе каких-то физических данных (ребенок полный, хромает, у него яркие рыжие волосы, он носит очки или косит), так и психологических (врет, ябедничает, обижается, постоянно плачет). В вынесении вердикта детское общество довольно жестоко и скоро на расправу. И избавиться от такого прозвища непросто, да и обида остается на всю жизнь.

За что?

Дети дразнят малыша, он обижается, дома слезы; садик или школа сравнимы с мукой мученической. В первую очередь, стоит понять, а так ли уж страшны и неприятны данные ему прозвища и, главное, почему дети так его дразнят. Может, ребенок слишком обидчив? Если да, то корни проблемы стоит искать в собственной семье. Родители могут быть слишком строги к своему чаду. Частая и порой необоснованная критика порождает заниженную самооценку, а именно таких детей и будут избегать сверстники. В некоторых случаях срабатывает механизм «обиды на опережение». То есть конфликт еще не успел развиться, а человек уже уходит в глубокую конфронтацию. Подобному тоже учатся на родительском примере. Иногда ребята дразнят своего товарища за дело - он и правда часто жалуется или привирает. И в этом случае исправление ситуации в первую очередь - работа родителей.

Над малышом могут смеяться просто потому, что он одевается не так, как все. Большинство мальчиков ходят в майках и кофтах, а некоторые родители, может, из чистого стремления к эстетике, одевают сына в рубашку с галстуком-бабочкой. В таком случае в целях поддержания душевного спокойствия у чада следует смирить гордыню и выбрать одежду «как у всех». Ну, или хотя бы подобную.

Сам такой!

Обиднее всего, когда обзывают, высмеивая какие-то физические недостатки. Объяснить ребенку, что обращать внимание на подобные эпитеты не следует и что слезы или размахивания кулаками только раззадорят обидчиков, достаточно сложно. Можно рассказать, что чаще всего дразнятся те дети, которые иначе привлечь к себе внимание воспитателя и друзей не могут. Ну не умеют они хорошо играть, или рисовать, или быстро бегать, поэтому и злятся и ведут себя так. Если подобная терапия не помогает, можно попробовать научить ребенка не реагировать на «обзывалки». Прорепетировать с ним дома, придумывая смешные производные от собственного имени и фамилии, поиграть в «дразнилку», изобретая шутливые прозвища друг другу или игрушкам - кто быстрее. Другой вариант реакции на оскорбление - полное игнорирование обидчика. Отвернулся от него и стоишь не замечая. К сожалению, выдержать подобную блокаду могут далеко не все. И тогда в бой вступают всевозможные магические фразы-отговорки:

— Это ты, а я кто?

— Говоришь на меня, переводишь на себя!

— Вонючка!

— Приятно познакомиться, а меня Ваня зовут.

Помимо этих волшебных заклинаний, можно придумать несколько смешных прозвищ, которые будут рифмоваться с именами обидчиков, и в разгар словесной баталии вступить в бой с ними. Здесь главное - сохранить умеренность и придумывать скорее смешные, а не обидные и ни в коем случае не оскорбительные «дразнилки».

Как же так?

Но вот прошла пора золотого детства, и ваше нежное дитя, горько рыдавшее из-за клички Хрюша, гордо носит внушительное «погонялово» Свин. В чем причина таких кардинальных перемен? В подростковом* возрасте начинает формироваться восприятие себя как личности. Ребенок уже ощущает себя «взрослым», пытается вести себя соответственно, а также требует подобного отношения к себе от окружающих. Идет процесс выделения себя из контекста семьи и отделения от родителей, то есть он вступает в один из самых сложных периодов - переходный возраст. Испытывая тягу к независимости от «старших», подростки стремятся сбиться в какую-нибудь группу по интересам, причем не особо важно каким.

Нарекаю тебя

Обычно прозвища для своих сверстников в классе или в группе придумывает один человек. Другие могут выступать с предложениями, но, скорее всего, их «имена» не приживутся. Кличка определяет место ребенка в иерархии группы, служит опознавательным знаком «свой» он или «чужой». Так, Толстяк не обязательно будет самым толстым человеком в группе, но он будет как бы выражением всех качеств, присущих обычно полным людям, своеобразным символом. Кличку Урод, скорее всего, получит аутсайдер, вне зависимости от его внешности. Кабаном станет сильный мальчик, возможно не блистающий умом, но отвечающий за охрану группы от внешних посягательств. Большинство подростков, входящих в группы по интересам, кличками своими довольны и менять их не собираются. Какими бы неблагозвучными эти имена не казались взрослым. Само чувство сопричастности к компании и осознания собственной роли в данном конкретном коллективе воздействует на них положительно.

А если травят?

В подростковой среде любой, кто не вписывается ни в одну из группировок, может стать жертвой охоты. Особенно если это мальчик. Чаще всего ребята нападают на слабых и тихих детей, тех, кто не умеет общаться или страдает каким-то физическим дефектом. Причем зачинщики обычно начинают охоту из-за, нерастраченной агрессии, желания выделиться перед одноклассниками или же просто из чувства мести или обиды на жертву. Прозвища в травле - лишь часть самого процесса, который может выражаться и в других действиях. Поэтому если ваш ребенок только что перешел в другую школу, ходит грустный и неразговорчивый, и вы знаете, что он получил обидную кличку, то, скорее всего, это не посвящение в члены одной из групп, а, наоборот, клеймо аутсайдера. С подобным остракизмом тоже можно бороться. Новенькому предстоит пройти испытание и показать свою выдержку. Самый простой способ - это на обидные слова не реагировать никак. Можно еще придумать нестандартный ответ или отшутиться. Если с помощью неприятных прозвищ ребенком пытаются манипулировать, то решить проблему просто не удастся. Именно вашему чаду придется выбирать - поддаваться на провокацию или нет и что для него важнее: самоуважение или признание коллектива.

Сам себе придумщик

Для того чтобы обрести кличку, совсем не обязательно получить ее в качестве дара или проклятья от другого подростка. Ее вполне можно придумать и самостоятельно. Тяга к перемене имени свойственна детям в подростковом возрасте. Они ищут себя, примеряют различные образы, пытаются как-то выделиться на фоне других сверстников. Так и появляются ники (от английского слова nickname). Отличие ника от клички заключается в том, что человек придумывает его сам. Чаще всего под этими изобретенными именами ребята появляются в Интернете, а уже потом переносят их в реальную жизнь. Интернет «идеальное место» — для подростка - здесь неограниченное пространство для общения, а также масса возможностей создавать какие угодно образы, не привязанные ни к внешности, ни к возрасту, ни к материальному статусу, ни к стране проживания. Другой вариант использования ника - это добавка его к своему настоящему имени. То есть подросток не просто Ваня Петров, а Ваня Петров-Черный плащ! И, правда, такого Ваню с Ваней-уехал на юг-Петровым не перепутаешь.

Останется кличка или исчезнет со временем, зависит от того, сохранит ли ваш сын или дочь дружественные отношения со своей компанией в будущем. Ребята за несколько лет обучения в школе успевают сменить пару-тройку, а то и больше прозвищ. Пара закадычных приятелей может величать друг друга особыми, «секретными» кличками, а в большой группе проходить под совсем другими именами. Зачастую одна и та же кличка может быть и оскорблением, и комплиментом - все зависит от контекста и от особенностей группы.

Исследования психологов показали один интересный факт: прозвища в группе детей не получают только самые неинтересные и незаметные участники, которые просто игнорируются остальными. А в подобном контексте лучше иметь хоть какое-то прозвище, чем вовсе никакого.

Полякова Е. Н.

Есть, к сожалению, среди прозвищ ребят такие, которые приносят им много горьких минут. Все школьники хорошо знают, что нередко возникают именования по внешним признакам человека, особенностям его характера, склонностям, неожиданным ситуациям, в которые люди попадают и в которых они совсем не виноваты. В шутливой песенке об одном таком прозвище поется:

Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой,
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил.

Иногда прозвищем можно помочь избавиться от недостатков. Если мальчишку называют Граммофоном зато, что он непрерывно болтает, или Громкоговорителем, так как говорит всегда чересчур громко, или Р-р-рычало, потому что в начале слов излишне раскатисто произносит р, то им надо последить за собой, и эти недостатки можно исправить.
Ну, а если особенности человека, подмеченные товарищами и отразившиеся в прозвище, не вина его, а беда, может быть, даже горе? Ведь не виноваты низкорослые ребята в том, что они растут медленнее других. И оттого что их будут называть Кнопкой, Гвоздиком, Мячиком, Карапетом, они не будут расти быстрее, но обидно им будет очень. Высокие и худые тоже не смогут стать меньше и толще, если их звать Макарониной, Телевышкой или Струей. И излишне полные не похудеют от прозвищ Слон, Мясокомбинат или Килограммчик. Тут уж именования похожи на дразнилки, с которыми надо бороться.
Но хотя среди прозвищ, данных ребятам за какие-нибудь свойства и недостатки, встречаются обидные, давайте все-таки остановимся и на них*.
Какие же признаки выделяются в прозвищах? Прежде всего внешний вид. Здесь и рост, и комплекция, и цвет волос (Рыжий, Рыжуло, Ржавый - рыжий, Седой - блондин), и особенности лица, прически и т. д. (Лысый - стриженный наголо, Чубка - имеющий кудрявый чуб, Длинношеее - с худой и длинной шеей). Появляются прозвища в связи с особенностями одежды: Басмач носил очень лохматую шапку; Лыжник - лыжную куртку и шапочку, чтобы произвести впечатление спортсмена; Клеточка и Зебра - платье из ткани в клетку и полоску; Морковка, Лимон и Зеленый - одежду неожиданных цветов: ярко-красный свитер, желтую фуражку, светло-зеленый пиджак. Такого рода прозвища появляются уже у ребят постарше, когда они начинают обращать внимание на свою внешность.
Чаще особенности человека называются не прямо, а метафорически, прозвище взято из имен нарицательных - названий зверей, птиц, рыб, растений, предметов. Называют маленьких ростом Котенок, Карпик, Одуванчик, Мыша (из Мышь); полных - Баобаб, Кашалот, Кита (из Кит), Арбуз. Утенком зовут девочку с длинным носом; Лопухом - мальчика с торчащими ушами.
Подмечают, давая прозвища, и особенности характера, склонности: Шакалом, Лисом называют за хитрость; Барсуком - за сонливость; Петухом - за задиристость; Кабаном - за невыдержанность; Зайцем - за трусость; Клешней - за привычку ко всем приставать с разговорами. Давая прозвища, часто используют названия предметов, вещей: Клин - прозвание за угловатость; Шурупчик - за маленький рост; Коряга, Сапог, Лапоть - за неуклюжесть; Бублик, Пончик, Колобок - за полноту; Топор - за претензию на остроумие.
Встречаются прозвания, данные за какие-либо особенности в манере держаться: Чмокало постоянно причмокивает во время еды, Мигунчик часто подмигивает. В прозвищах сравнивают с героями книг, спектаклей, кинофильмов, с известными людьми: Золушка, Чебурашка, Ниф-Ниф, Карлсон, Плохиш, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Степами зовут высоких ребят в честь «Дяди Степы» Михалкова. За сходство во внешности и в манерах даны прозвища Буратино - мальчику, который говорит скрипучим голосом; Киса - за сходство в фигуре с Воробьяниновым из кинофильма «Двенадцать стульев»; Бендер - за разные мошеннические проделки (по фамилии героя романов Ильфа и Петрова). В прозвищах обнаруживаются сравнения с реальными людьми: Левитаном прозвали мальчишку, который громко и чётко читает (по фамилии известного диктора Ю. Левитана), Иржиком - любителя хоккея (по имени чехословацкого хоккеиста Иржи Холика), Филом Эспозите - драчуна (по имени капитана канадской хоккейной профессиональной команды, «прославившейся» некорректной игрой). Такие прозвища возникают после появления фильмов, телевизионных передач; они нередко вытесняют старые, данные по фамилиям, именам. Но обычно они и исчезают быстро. В 50-е годы было много Тарзанов и Чит (фильмы о Тарзане), в 60-е - Фантомасов (по одноименным фильмам), сейчас почти в каждой школе есть Чебурашка. Появляются новые герои - возникают и новые прозвища.
Встречаются прозвища, данные по каким-то особенностям речи. Реже это фонетические особенности - своеобразное, обычно неправильное произнесение какого-нибудь звука: Свавик, Кажный, Сыфра. Но чаще в прозвищах отражены либо какие-нибудь ляпсусы в речи, либо любимые выражения.
Сказал мальчишка на уроке географии, что на Кавказе живут слоны, посмеялись ребята и стали звать его Слоником. Ответил другой невпопад: «Косеканс» - так и прозвали его Косекансом. Оговорилась девочка, сказав, что в Африке водятся «гигиены» (вместо гиены), вот и появилось прозвище Гигиена.
Мальчика, который любил петь песню «Жди меня, моя Маруся», прозвали Марусей, а другого, пытавшегося исполнять арию князя Игоря, - Князем. Называл мальчик всех ребят Володями (что-то вроде обращения) - и прозвали его Гриша, который Володя.
Распространены прозвища, данные за различные наклонности и способности: Ферзь - за увлечение шахматами, Книгоглотателъ - за любовь к чтению, Коммерсант - за привычку обмениваться вещами, Фантаст - за увлечение научно-фантастической литературой, Мистер Питкин - за любовь к детективам, Академик - за математические способности, Епископ - за стремление всех поучать, Шарманщик - за умение собирать приемники, Плюшкин, Пчелка, Сарай - за привычку тащить в дом всякую всячину.
Иногда прозвища даются по противоположному признаку. И зовут тогда подстриженных наголо Лохматыми и Кудрявыми, толстяков - Худышками и Хворостинками, самых незагорелых - Неграми.
Возникают прозвища и в каких-то особых обстоятельствах. Проглотил мальчишка в детстве гирьку, и прозвали его Гошка с гирькой. В походе, выходя утром из палатки, паренек от холода так съежился и сморщился, что стали звать его Старичком-Боровичком.
Прозвища очень подвижны. Подвижность их не только в том, что могут исчезать одни и появляться другие, совсем не связанные с первыми. Долго звали мальчика Карасем по фамилии Карасев, а потом в походе обнаружили, что он очень заботится обо всех, следит, чтобы все были сыты, и прозвали его Завхозом. А другого звали Борей по фамилии Борисов, но после этого похода переименовали в Кустик за то, что любил полежать под кустиком. Происходит в жизни ребят какое-нибудь особенное событие (например, поход), и появляются вместе с ним новые именования.
Но прозвища могут не только исчезать, сменяться другими, непохожими на старые. Часто они порождают новые. Мальчика по фамилии Буров долго - звали Медведем (Бурый Медведь), а потом это прозвище перешло в другое - Миша. Рогатина называли сначала Рогами, а потом Лосем. Паренька, увлекающегося боксом, - Боксером, затем Бульдогом (вспомните названия пород собак - боксёр, бульдог), Булей и, наконец, Булькой; Карпова - Кирпичом, Галькой и Булыжником. Вот и попробуй догадайся, не зная этой длинной цепи, почему прозвали мальчишек Булей, или Булыжником.

* Следует сразу отметить, что в антропонимии преобладают прозвища, образованные от фамилий и имен: их приблизительно 2/3, и лишь 1/3 дана по признакам людей.

Полякова Е. Н. «Рыжий, рыжий, конопатый...» / Из истории русских имен и фамилий. Книга для учащихся. М.: «Просвещение», 1975. Стр. 84-88.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.