Как сохранить душевное спокойствие ребенка. Молитва за спокойствие детей Спокойствие ребенка

В воспитательных целях многие мамочки применяют к своим деткам разные способы наказания и уговоров. Когда приходиться выполнять в течение дня множество дел – трудно оставаться спокойной и уравновешенной. На работе бесконечное напряжение, а дома уйма хлопот. На отдых остаётся мало времени.

После садика (или после школы) детишки находятся во взвинченном состоянии. У них много вопросов, пожеланий, требований. Им постоянно что-то нужно от мамы (реже от папы).

Любая нормальная женщина рано или поздно начинает «срываться». Если ребёнок где-то «пошалил» одни мамочки хватаются за ремни, другие устраивают психологическую атаку. Вторые обычно категорически против рукоприкладства и наивно полагают, что словами больно не сделаешь.

1. Успокойтесь!

Если у вас тяжелая работа и много забот – от того что ваша нервная система напряжена ничего вокруг не измениться. Дети слишком малы, чтобы так же по-взрослому оценивать происходящее. Они многого не понимают. И больше всего не понимают, почему злятся их родители. Если не получается успокоить нервы самостоятельно, попейте успокоительное.

2. Выделите себе время для отдыха.

Если у вас будет возможность, попробуйте выспаться. Иногда для этого достаточно 20-30 минут. Может просто стоит прогуляться по улице в одиночестве. Главное выделить себе немного времени для отдыха. Не стоит при этом заниматься другими делами. Оставьте все заботы позади.

3. Когда у вас будет свободная минутка, обдумайте ваши отношения с детьми.

Какие на данный момент существуют проблемы. Какие при этом последуют выводы. Если самостоятельно не удаётся прийти к разумному решению, воспользуйтесь советами специалистов. Для этого существует масса вариантов. Посещение психологов, книги, можно поискать информацию в интернете. Выделите важный вопрос и ищите варианты ответов на него.

4. Каждый день уделяйте время на общение с детьми.

Ребёнок нуждается в вас ежедневно. У него нет большего авторитета в мире кроме вас. В его жизни происходит много событий. Он растёт и развивается. Самые близкие люди, которые помогли бы ему изучить этот мир – это его родители. Отдаляясь, вы словно отказываетесь от него.

5. Среди большинства кажущихся проблем есть незначительные.

Не стоит приукрашивать мелкие шалости до размеров преступления. Будьте справедливы. Не придирайтесь к ребёнку по пустякам. Он не должен ощущать себя плохим «всегда». Только если натворил что-то действительно плохое. Вы должны сами решить, что для вас важнее в воспитании. Ребёнок не собачка, которую вы собираетесь выдрессировать. Он не может быть идеальным.

6. Конечно, важным фактором в отношениях является взаимопонимание и уважение.

Если вы требуете для себя уважения, то должны так же относиться к своему ребёнку. Он тоже личность, хоть и несовершеннолетняя. Для того, чтобы понять ребёнка не надо получать образование детского психолога. Достаточно представить себя на его месте. Подумать о том, что он может чувствовать. Как воспринимает окружающий мир. Попробуйте взглянуть на вещи его глазами. И скорее всего многое, из его поведения станет объяснимым.

7. Многие родители, чувствуя свою вину за какие-то моменты жизни, откупаются подарками или балуют детей.

Не компенсируйте детям свои плохие поступки подарками. Что бы вы ни делали и ни говорили. Многие психологи выступают против того, чтобы «подкупать» своего ребёнка. Награды должны быть заслуженными или просто от любви. Не забывайте вы взрослый человек. Он ваш ребёнок. Судьёй для вас должна быть только совесть. Просто старайтесь не допускать негативных ситуаций.

8. Не увлекайтесь с наказаниями.

Каждая мама сама выбирает способ наказания. Но пока дети маленькие они используют их крайне редко. Дети вырастают и на многие старые «приёмы» не реагируют. Мамочка не желает сдаваться. В итоге наказание ужесточается, а иногда и учащается. В 3-ем совете упоминалось о проблемах с детьми. Это как раз то, где надо быть предельно аккуратными. Выбор, методы, и частота наказаний повлияют на дальнейшее развитие характера ребёнка. Следует быть осторожней, чтобы не навредить душевной гармонии ребёнка. Именно из-за наказаний у многих детей большие комплексы.

9. Почаще говорите «люблю».

Это слово жизненно важно для любого малыша. Оно его успокаивает и даёт чувство защищенности. Это объединяет вас невидимыми нитями. К тому же нет ничего прекрасней и чище чем любовь между матерью и дитём. Наши дети слишком беззащитны в этом мире без нашей поддержки и заботы. Вся ежедневная суета – это ваш выбор. Проблемы и заботы мы создаем себе сами. А дети не могут подождать, когда для них выделят пару часов. Они вас любят круглосуточно и им надо знать, что это не безответная любовь.

10. Наслаждайтесь своим материнством.

Вы и не заметите, как быстро вырастут дети. Возможно, о многом придется сожалеть. Старайтесь радоваться настоящему времени. Каждый день приносит что-то новое. Живите сегодняшним днём, как последним. Дети живут с нами не так уж долго. Рано или поздно им придётся оставить отчий дом. Как бы нам не хотелось они не могут жить с нами всегда. Помните об этом.

Я в разводе 4 года, дочке 6 лет. После развода пришлось вернуться к родителям, они помогали с дочкой, я много работала. Потом умер мой папа. И вот мы остались втроём - я, дочка и мама. Иногда я могла уйти куда-то, по магазинам, к подруге и тд, а мама не против была посидеть с дочкой в это время, сама предлагала мне отдохнуть.

Полгода назад начала общаться с мужчиной. Точнее знали друг друга и ранее, а начались романтические отношения. И тут что-то стало происродить с мамой, когда она узнала. Постоянные разговоры на тему-да зачем это тебе надо, займись ребенком а не по мужикам шляйся (это при том что никаких мужчин после развода и не было, а встречаемся мы от силы пару раз в неделю, остальное время я или на работе или с дочкой). И наотрез отказывается оставаться с ребенком, если я не на работе. Т.е. если понимает что я могу пойти на свидание сразу -я с ребенком не останусь, хотя ничем не занята. И долгие нудные нотации на тему как мне не стыдно шляться.

Я не понимаю, что с мамой, на разговор она не идёт. Не понимаю ее реакции негативной. И не понимаю, как тогда строить личную жизнь, что делать.
Кто что подскажет?

536

Ящер

Усталаааа.
Муж тяжело болен, давно, больше года. С сентября уже не работает, дома, на инвалидности. Ходит последние два месяца только в пределах квартиры. При последней вылазке на улицу обратно на 5 этаж тащила его на себе. Понятно, что лечится, не просто так ждем у моря погоды, но становится только хуже.

Характер больного при таких обстоятельствах редко улучшается, скажем мягко так. Понятно, что все на мне. Кроме работы, домашних хлопот, забот о нем, многих дел, в которых он теперь не помощник, бегаю воюю с инстанциями, которые теряют документы, месяцами не передают данные и т.д., и т.п. (да, я их победила, но сколько сил, времени и нервов на это уходит!) Всего не опишешь, вспоминается только существенное, а жизнь – она в повседневке.

Сейчас лежит вторую неделю в больнице. Вчера после рабочего дня, после часа в пробках, прибежала в больницу – он начинает по своей привычке разговора, то не расслышит, то делает вид, то гримасничает, то перебивает, то не дослушивает. А у меня сил и времени нет на это. Плюнула, оставила ему чистые вещи, забрала грязные и домой убежала.

Дома дочка-подросток. Поручила ей две сущие мелочи сделать к моему приходу – в очередной раз «забыыыыыла». Не выдержала, наорала и ограничение на телефон не сняла. Так она мне бухтела и возмущалась весь вечер (бухтелка вся в папу).

В восемь – часы можно сверять – всегда звонит мама. По тысячному кругу одни и те же разговоры – как муж, что с ним можно сделать, где она видела какие скидки и что купила по акции. Но вчера, зная, что на это я буду уже не способна, позвонила ей выходя из больницы и сказала: «Я сегодня устала и не в духе, не звони мне сегодня, завтра поговорим». Но родителям, конечно, огромное спасибо – они когда в выходные едут закупаться продуктами, то многое покупают на две семьи и мне завозят, я только расплачиваюсь.

Легла спать в 10, а заснуть не могла до половины второго. Хоть и выпила валерьянки. Буду отдыхать на работе (а работа тоже новая с сентября, как-то не хочется расслабляться).

И вдобавок начинаю простужаться. А сосалки для горла дома забыла. Полное апчхи, блин.
Уф. Пар спустила. Иду работать. А то что-то совсем мне было гадко.

278

Просто Марина 69

тоже болтательная.........
насколько мы должны своему ребенку?
про любовь и обеспечение жизнедеятельности речи не идет, это должны!!
а вот внимание, время, здоровье, личная жизнь?
хочется просто узнать ваше мнение...
недавно мне дочь 13 лет сказала (раза 3-4) :"Ты свою дочь на концерт променяла!"
это я после работы не в 21.00 вернулась, а в 23.00, сходила на концерт БГ...
акция разовая...
в кино хожу с ней, в школу вечером за ней приезжаю, обнимаю, целую, разговоры веду, животных ее кормлю и гуляю....
и вот такие слова, на полном серьезе(((

195

Аноним

Вернее не так
Мне невыносимо скучно стало жить
Не радует вообще НИ-ЧЕ-ГО и состоянию этому скоро год, и я от него очень устала
Если бы не сын, я уже вышла бы в окно
Все ждала что это состояние пройдет, но антидепры уже не помогают
У меня изменился характер и я замкнулась в себе.
У меня постоянное ощущение что жизнь - кисель без вкуса
Мне просто тошно
Завтра иду к очередному психиатру, они мне больше не помогают, но просто что еще делать не знаю
Я помню какой вкусной может быть жизнь, как могут радовать даже обыденные мелочи - просмотр фильма, свидание, поделка от ребенка
Я хочу обратно, туда, в ту жизнь, к той себе. Но не могу найти обратной дороги.
Пишу не знаю зачем, просто выговориться
Простите за негатив

191

Юлиана

Прочитала тему про мужа, который вроде хороший, но автор с ним жить не может, и вот решила рассказать о ситуации, которую мне поведала приятельница неделю назад. Иногда переписываемся через мессенджер, написала ей как дела. Ну общаемся- замечаю, она как-то отвечает депрессивно. Спрашиваю: все у тебя нормально? Ну и тут она мне рассказывает (видимо, надо было ей выплеснуть эту жесть).

Поругались они с мужем- она попросила забрать ребенка с акробатики, - не успевала с работы, а он вечером просто взял и ушёл "тусить с друзьями" поставив ее перед фактом. Пришел ночью пьяный. Это регулярно происходит. Она ему утром высказала все что думает. Пару дней молчат. Потом увидела она бутылку вина выпитую, вечером спать легли,- спрашивает: Вино пил? - (муж как я поняла стал часто выпивать). А в ответ...даже я обалдела) Слышь да ты [ удалено модератором ], животное ты тупое, да ты..... мат в общем.

Говорит она рта не могла открыть- в шоке. Минут 20 он ее поливал грязью и там выражения, скажу я вам.....жееесть. Мат и трэш. Смысл такой: пил и что? тебе какая разница? (притом вино какое-то дорогое, это третья была за неделю, зато денег на продукты у него нет) ты кто ваще такая чтоб мне выговаривать, довольствуйся тем какой я, рот закрой. Она от шока отошла маленько говорит ты давай ка вещи собирай (живут у нее), он ее ногой с кровати сдвинул и вторая волна: да ты животное гадское мне еще указывать будешь... никуда я не уйду.

В общем вот такая история. Как я поняла она собирается подавать на развод, но тут и новый год, и как его выставить, и как вообще с ним общаться...но я несколько дней с ней не общалась. Чем дело кончилось не знаю. Ее сестра сказала ей типа да ладно бывает, это же не в первый раз он мол тебя оскорбляет. Внешне они нормальная пара, вполне. Вот интересно стало, что бы Вы сделали на ее месте? Я ей ответить не смогла.

169

В современном обществе много внимания уделяется теме правильного воспитания и особенно глубоко психологи изучают вопрос, можно ли кричать на детей. Несмотря на призывы к демократичному, уважительному отношению к малышам, взрослые кричат на детей дома, на детской площадке, в магазине. Хорошо, если подобные срывы единичны. Но довольно часто крик на детей становится у родителей единственным «убедительным» аргументом. Не важно, действительно ли малыш вёл себя нехорошо, или просто у мамы было плохое настроение – в любой ситуации крик, как воспитательный приём, недопустим и даже опасен для психического здоровья крохи.

Как крик влияет на будущее детей

Каждый ребёнок на повышение голоса отреагирует по-своему. Это связано с врождёнными особенностями развития психики. Почему нельзя кричать на детей? В зависимости от восприимчивости ребёнка, слов, произносимых во время скандала, могут проявиться разные негативные последствия:
  • развитие инфантильности даже у самых энергичных детей;
  • подавление эмоций, что приводит к формированию страхов, препятствует нормальному общению, созданию здоровых взаимоотношений с людьми;
  • неуверенность, развитие, комплекса жертвы, накопление обид, нежелание анализировать свои поступки, быть ответственным за свою жизнь;
  • развитие замкнутости, аутизма и других психологических расстройств, особенно у одарённых детей;
  • изменение поведения, проявляющееся либо в постоянном противостоянии, либо в лицемерии, попытках угодить.
В детстве происходит формирование личности. В это время малышу нужна спокойная обстановка, мамина защита, любовь. Когда на кроху кричат, он становится уязвимым, теряет доверие к окружающим, а потому не может раскрыться в социальном, эмоциональном и даже интеллектуальном плане. Иначе говоря, растёт человек, не способный достичь успеха, стать счастливым в отношениях, реализовать свой природный потенциал. И что самое худшее – этот малыш, став взрослым, тоже будет кричать на своих детей.

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей

Как не кричать на ребёнка? Психологи рекомендуют мамам и папам провести серьёзную работу над ошибками:
  1. Избегайте раздражающих факторов (стрессы на работе, переутомление).
  2. Планируйте время, ориентируясь на ритм жизни ребёнка. Если вы заранее учтёте, что малыш медленно собирается, ходит, постоянно отвлекается на окружающие предметы, то перестанете опаздывать, а значит и нервничать.
  3. По мере роста крохи, изучайте психологические, физические особенности его возраста. Тогда вы будете спокойнее реагировать на капризы трёхлетки, каракули в тетради у первоклашки.
  4. Относитесь к малышу с уважением, так же, как к любому другому человеку. Вы же не требуете от окружающих полного подчинения своей воле? Вот и ребёнка не нужно ругать за то, что он не выполняет ваши приказы.
  5. Если вы дома и готовы взорваться, представьте, что на вас смотрят люди. В обществе, как правило, родители проявляют больше терпения и ведут себя с детьми более ласково.
  6. Описывайте малышу свои эмоции, говорите, когда сердитесь, злитесь на него и объясняйте причины. Так он быстрее осознает своё поведение, чем после крика.
  7. Не забывайте, к каким последствиям могут привести ваши действия.
Вообще в воспитании детей неизменно работает одно правило – их нужно любить всегда, независимо от их поведения, своего настроения и жизненных обстоятельств, чаще обнимать, брать на руки и говорить ласковые слова. Читать ещё:

С рождения малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания - вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
- отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец - в четыре-пять лет - приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую , так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут ! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в .
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный - поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев - со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап - очень важный(!) - ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением - разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте .

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые . Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что - сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для : подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово - бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С чего все начинается?

Поведение жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали . Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.

Если вы считаете, что взрослые в большей степени подвержены стрессам, то это далеко не так, утверждают ученые. Большим стрессором для ребенка является даже переход в новую школу или соседний класс. А когда еще и со сверстниками общий язык найти не можешь… О том, чем опасны детские стрессы и как с ними бороться, рассказывают наши эксперты.

Переживания большие и малые

Дети подвержены стрессу в большей степени, потому что для них окружающий мир часто неведом, таит опасность, - считает профессор Михаил Рыбалко. - Когда мы имеем значительный багаж опыта, знаем возможные исходы из ситуации, то меньше боимся и переживаем. Кроме того, ребенок часто воспринимает мир глазами мамы: если она встревожена, он переживает еще больше. Особенно остро стресс у детей проявляется в ситуации расставания родителей. Часто после развода ребенок заболевает неврозом или начинает страдать задержками в развитии. Иногда дети даже замолкают на полгода-год. Хотя внешне это переживание не так заметно, как у взрослых.

Впрочем, далеко не только возраст определяет подверженность стрессам. По словам Светланы Михайловой, доцента кафедры клинической психологии психологического факультета АлтГУ, в большой степени это зависит даже не от возраста, а от темперамента человека и его воспитания.

Большим стрессом для ребенка становится смена школы, класса. Снизить уровень переживаний здесь можно с помощью объяснений: это не означает уход навсегда - ребенок может встречаться с бывшими одноклассниками, считает профессор Рыбалко.

Адаптация к первому, пятому классам - довольно серьезный процесс, - говорит Екатерина Гусева, педагог-психолог городского оздоровительно-образовательного центра «Потенциал». - Многое здесь зависит от педагогов и родителей. Поскольку для ребенка это значительный стресс, можно начать с укрепления здоровья - это витамины, правильное питание, спорт. Не менее важна эмоциональная поддержка - даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен. То, насколько легко ребенок войдет в новый коллектив, зависит и от его умения дружить. При этом родителям не следует обсуждать при ребенке плохое поведение его одноклассников, навешивая ярлыки.

Но главную роль в процессе адаптации играет все же учитель. Что плохо: сейчас в детях с первого класса воспитывают конкуренцию. Каждый становится сам по себе, и в итоге это ведет к разрозненности коллектива. Отсюда вытекает другая причина детских стрессов - конфликты в школе. От родителя здесь требуется научить ребенка разрешать ссоры словами. Однако, если конфликты заходят слишком далеко и стоит вопрос о безопасности и здоровье ребенка, родители обязательно должны вмешиваться. Конечно, при согласии чада. Лучше всего проблемы решать в частном порядке, не вынося их на публичное обсуждение: поговорить с родителями обидчика, учителем. В спокойных тонах, без оскорблений. Крайняя мера - перевод ребенка в другую школу, хотя при таких радикальных мерах обязательно нужно вести с ребенком параллельную работу, иначе проблемы перейдут на новое место. Можно подключить психолога.

О пользе шепота

Если родителям и вмешиваться в конфликты детей со сверстниками, то очень осторожно, уверена Светлана Михайлова:

Умный родитель затеет в классе общую игру, праздник, и весь конфликт пройдет. Или научит реагировать шуткой - такого ребенка тоже не будут обижать. А если ругать обидчика - ничего не получится. Ребенок еще больше озлобится. Дети подросткового возраста не слышат, когда на них орут, разговаривать с ними нужно шепотом на ушко. В воспитании детей слова не играют никакой роли, научить можно только своими поступками и любовью. Все добром делается, в добрых семьях и добрые люди растут.

То, что насилия в школе стало больше, спровоцировано жестокими играми детей, в том числе компьютерными, - говорит Екатерина Гусева. - Поэтому так важно уделять внимание нравственному воспитанию ребенка.

Если же происходит так, что в конфликте агрессор - ваш ребенок, постарайтесь перенести его энергию в конструктивное русло, советуют психологи. Чаще всего такое поведение спровоцировано дефицитом внимания.

Сама жизнь

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического факультета АлтГУ Марина Фроловская уверена, что школу нельзя воспринимать как подготовку к жизни - это уже есть и сама жизнь. Снизить стресс при поступлении в школу можно, воспитав в ребенке психологические навыки, которые помогут ему быть учеником: развитие речи, внимание, памяти, умение общаться. Все это происходит через игру.

Что касается конфликтов в школе, то, прежде чем давать советы, важно задать вопрос: почему это произошло. Здесь как у Окуджавы, главное - святая наука - расслышать друг друга. Деятельность хорошего педагога схожа с деятельностью психотерапевта. Если между ним и учеником есть доверие, педагог так поговорит с ребенком, чтобы он сам сформулировал свою трудность, и вместе попытается ее решить. К сожалению, сегодня в большинстве школ сократили штатных психологов. А они нужны, причем самого высокого класса, - считает Марина Фроловская.

Симптомы стресса у детей

У грудных детей и малышей до двух лет:

  1. чрезмерная раздражительность;
  2. демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
  3. ухудшение сна.

У дошкольников

  1. возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  2. «возвращение в детство»(ребенок трех - пяти лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и т. д.);
  3. чрезмерно усиленные детские страхи - не может уснуть из-за боязни смерти и т. п.;
  4. частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  5. появление дефектов речи;
  6. гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  7. слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

У младших школьников

  1. частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  2. ночные кошмары;
  3. быстрая утомляемость;
  4. постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  5. постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  6. ложь;
  7. возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький(«впадает в детство»);
  8. расстройства без видимой на то причины;
  9. озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  10. нежелание посещать школу и гулять с друзьями - замкнутость, отрешенность от мира;
  11. агрессивное отношение к окружающим;
  12. педантизм и максимализм в работе по дому и в учебе: ребенок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  13. заниженная самооценка;
  14. беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  15. падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  16. дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.;
  17. ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Предупреждаем стресс

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

  1. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребенку, поддерживать доверительные отношения с ним.
  2. Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребенком и не давать ему это делать самому.
  3. Необходимо морально подготовить ребенка к возможным стрессовым ситуациям - нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с темной стороной жизни. Выберите золотую середину: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.
  4. Родителям следует помогать ребенку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями.
  5. Научите своего ребенка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т. д.

Генеральный партнер выпуска «Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье» - «Алтайспиртпром».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.