Афоризмы и цитаты о врагах. Боятся ли ваши враги вашего предназначения? Где ваши враги

Где ваши враги

Коммунизм в Беслане был недолго. Похороны продолжались и десять дней, и месяц. Люди получали тела своих детей после муторной многодневной процедуры опознания. Некоторые дети еще несколько дней жили в больнице и умирали потом, и их надо было хоронить. А порыв давать все бесплатно продержался дней десять: надо же было жить как-то и гробовщикам, и заправщикам, и владельцам кафе. Через пару недель после теракта Виссариону позвонила завуч первой бесланской школы Лена Касымова. Двадцать лет назад Виссарион и Лена вместе учились в той самой школе, в которой она теперь была завуч и которую он пытался защищать с оружием в руках. Лена сказала, что нужно встретиться.

У касымовских соседей жил журналист ВВС Леша Шведов, один из тех мужчин, которые видели бесланский теракт с первого дня, навсегда оказались отравлены виденным, жили потом, думая только о том, что видели, и через несколько лет погибли от разрыва сердца. Он, этот Леша, сказал тогда, что семьям погибших надо организовать помощь. Что надо составить списки, посмотреть, кто из пострадавших в наиболее бедственном положении, и помочь им адресно хотя бы деньгами. И он говорил, что никто не сможет сделать это лучше, чем оставшиеся в живых школьные учителя, потому что лучше учителей никто не знает школьников и их родителей. Лена просила Виссариона помочь в организации Учительского комитета, который занимался бы помощью пострадавшим.

И Виссарион помог. Он отдал Учкому помещение интернет-клуба, которым заведовал. Он нашел человека, которому принадлежал домен beslan.ru. Этот человек был банкиром. Пару лет спустя он возглавит в Беслане Региональный банк развития и будет убит. А тогда Виссарион договорился с этим человеком, и тот отдал домен бесплатно, чтобы устроить сайт, на котором висели бы составленные Учкомом списки пострадавших и публиковались бы отчеты о том, сколько и кому передано благотворительных денег. Счет в Сбербанке открыли на имя мужа Лены Касымовой, потому что у него была машина, а Сбербанк – на окраине Беслана, и без машины трудно каждый день ездить снимать деньги со счета и раздавать людям.

Первые сто долларов в Учком принес корреспондент CBS Джонатан Сандерс. Деньги тогда поменяли на рубли, добавили немного своих, чтобы получилось четыре тысячи, и понесли по тысяче рублей в четыре самые бедствующие семьи. В одной из таких семей, где погибли ребенок и провожавший его в школу отец и где остались еще дети, учителей, принесших деньги, встретила на пороге мать семейства. Когда ей вручили деньги, она заплакала. Она как раз шла в скупку продавать обручальное кольцо.

Работа Виссариона заключалась в том, чтобы скандалить с руководством района, которое не хотело давать официальных списков пострадавших, чтобы можно было сверить официальные списки с учкомовскими, а хотело, чтобы вся оказанная Беслану помощь шла через муниципальный бюджет. Еще каждый вечер в своем интернет-клубе Виссарион утешал какую-нибудь учительницу, которая плакала и говорила, что больше не пойдет разносить деньги, потому что, навещая пострадавших, она весь день напролет плачет, и нельзя же жить, когда каждый день плачешь с утра до вечера. И Виссарион составлял графики, чтобы учителя разносили деньги хотя бы через день, давая слезным железам отдых. Очень важно было, чтобы с каждого пострадавшего, передавая ему деньги, учителя брали расписки. Виссарион не верил, что кто-то может подумать, будто учителя в распределении денег нечестны или воруют что-то. Но на всякий случай решено было брать расписки. И правильно. Не прошло и года, как прокуратура начала расследование финансовой деятельности Учкома. Если бы не было расписок, учителя и Виссарион вместе с ними загремели бы в тюрьму.

Вообще Виссарион взял на себя всю организационную работу. Была уже зима, когда у Виссариона дошли наконец руки собрать документы и отправиться во Владикавказ в Регистрационную палату, чтобы зарегистрировать Учком в качестве общественной организации.

Он ехал на маршрутке. В том месте, где окраинная бесланская улица выворачивала на федеральную трассу «Кавказ» и где по другую сторону трассы начиналась дорога на аэропорт и новое кладбище, стояли женщины с плакатами. Это были «Матери Беслана», женщины, потерявшие в теракте детей. У них были плакаты, требовавшие отставки президента Северной Осетии Александра Дзасохова и требовавшие еще международного расследования обстоятельств теракта и штурма.

Все эти месяцы отношения между «Матерями Беслана» и Учительским комитетом были натянутые. «Матери Беслана» входили в официальную комиссию, занимавшуюся расследованием и распределением бюджетной помощи. И они, может быть, по подсказке начальства, винили Учком в строптивости и нежелании работать вместе, а самих учителей винили в халатности, облегчившей террористам подготовку к захвату школы. Прошло почти полгода, прежде чем «Матери Беслана» поняли, что в официальной комиссии к материалам расследования их не допускают и бюджетную помощь распределяют, не советуясь с ними. Они догадались, что расследование нарочно ведется так, чтобы ни президент Дзасохов, ни спецслужбы, ни московские власти ни в коем случае не оказались ответственными за гибель детей. И тогда они вышли с плакатами на федеральную трассу. Они требовали отставки Дзасохова. Но Виссарион проехал мимо.

Когда вечером Виссарион возвращался из Владикавказа, женщины все еще стояли. Они промокли и замерзли, но собирались стоять, пока их требования не будут удовлетворены. Тогда Виссарион позвонил своему приятелю, занимавшемуся торговым бизнесом, и попросил привезти для этих женщин палатку. Потом позвонил нескольким знакомым владельцам магазинов и кафе: попросил привезти этим женщинам горячий чай и еду. И сам присоединился к этим женщинам на трассе «Кавказ», потому что они были его избиратели, а он их депутат.

Палатка простояла трое суток. К митингующим женщинам присоединялись и другие люди. Людей стало много.

И в первый же день приехали крепкие парни от главы района Теймураза Мамсурова, который вскоре станет вместо Дзасохова осетинским президентом. Они кричали, что надо снять палатку и прекратить пикет, но не посмели ломать палатку и разгонять насильно женщин, одетых в траур.

На второй день приехал осетинский депутат Арсен Фадзаев, единственный человек, не входивший в команду Дзасохова и Мамсурова, но имевший в Осетии политический вес. Фадзаев уговаривал женщин свернуть палатку и прекратить пикет. Услышав это, мамсуровские люди принялись уговаривать пикет продолжать, потому что Мамсурову даже райские кущи не нужны, если они от Арсена Фадзаева.

На третий день приехал заместитель генерального прокурора Владимир Колесников. Вылезши из машины, Колесников подошел к митингующим и стал отчитывать их, как отчитывают детей. Он говорил:

– Что? Политикой занялись? Кто вы такие, чтобы заниматься политикой?

Виса слушал и думал, что вот стоит представитель федеральной власти и говорит, что только избранные в этой стране могут заниматься политикой, а народ должен молчать, даже если убивают его детей.

А Колесников говорил:

– Неприлично женщине стоять на дороге с плакатом. Или вы такие женщины, которые стоят на дорогах?

Виса слушал, и в сердце у него закипала ярость. Даже полунамеком нельзя, нельзя на Кавказе оскорблять женщину, одетую в траур.

А Колесников говорил:

– А мужчины? Разве вы мужчины? Что вы тут стоите с плакатами? Вон ваши враги! – замгенпрокурора показывал в сторону Ингушетии. – Если вы мужчины, идите и разбирайтесь со своими врагами, а не стойте тут с плакатами.

Виса не верил своим ушам. Тогда в Осетии многие говорили, что в теракте виноваты ингуши, на том основании, что между осетинами и ингушами застарелая вражда, и на том еще основании, что среди террористов ингушей было много. Эти националистические разговоры велись на похоронах, на поминках, на соболезнованиях, просто в кафе. Журналисты часто спрашивали, велика ли опасность, что теракт послужит причиной начала осетино-ингушской войны. Но чтобы представитель федеральной власти недвусмысленно призывал осетин идти в Ингушетию и устроить резню!

Виса закричал:

– Молчи! Что ты делаешь!

И увидев глаза Висы в толпе митингующих, замгенпрокурора сел в машину и уехал.

В тот же вечер Виссариона Асеева пригласил к себе в кабинет бесланский прокурор Алан Батагов. Он сказал, что пикет на федеральной трассе незаконный. Что организаторы пикета будут привлечены к ответственности. Что Виса должен взять ответственность за организацию пикета на себя, иначе прокуратура будет обвинять в организации пикета того Висиного приятеля, который дал палатку.

И Виса взял на себя ответственность. И не только потому, что не хотел подставлять приятеля. Он действительно теперь был против власти. Потому что власть была за войну.

Он не знал тогда, что кроме этого административного дела против него заведут еще и уголовное. Он не знал, что ему больше не дадут избраться в депутаты. Не знал, что Учительский комитет на сайте, сделанном Виссарионом Асеевым, разместит объявление, что не разделяет политических взглядов Виссариона Асеева и не считает Виссариона Асеева членом Учительского комитета. Не знал, что будет избит на пороге собственного дома.

Но он чувствовал: что бы с ним ни случилось – это лучше, чем война.

Из книги КГБ История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева автора Гордиевский Олег

Глава V «Враги народа» за границей (1929-1940) Засекреченная история Первого главного управления КГБ, подготовленная в 1980 году по случаю празднования шестидесятой годовщины со дня образования Иностранного отдела, свидетельствует, что до начала тридцатых годов главным

Из книги Жизнь Арцеулова автора Галлай Марк Лазаревич

«ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ КРЫЛЬЯ…» «Планёр даёт ощущение полёта, равное тому, которое испытывает птица, когда она свободно парит… Шум воздуха, который трётся о ваши крылья, передаётся всему вашему существу… Вы чувствуете крылья планёра так, будто это ваши собственные крылья…»

Из книги Детский дом и его обитатели автора Миронова Лариса Владимировна

Глава 20. Как? Ваши дети… пьют? Отрядный орган самоуправления мы решили назвать «совет семи». Семь дежурных командиров – по одному на каждый день. Все равноправны, нет привилегированного статуса – председателя совета. Уже в октябре перед началом самоподготовки мы

Из книги Путь зла [Запад: матрица глобальной гегемонии] автора Ваджра Андрей

ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ Все утверждения о том, что демократизация Европы была чем–то естественным, закономерным и неизбежным, с точки зрения фактов выглядят крайне сомнительно. После того как королевская семья Великобритании растворилась в олигархических

Из книги Как пережить конец света и остаться в живых автора Роулз Джеймс Уэсли

Глава 5. БОЛЬШАЯ КЛАДОВАЯ: ВАШИ ЗАПАСЫ ЕДЫ Прежде чем начать Конец света будет означать проблемы с производством и распределением продуктов питания - в этом сомневаться не приходится. Готовясь, убедитесь, что запаслись достаточным количеством еды, которой хватит всем

Из книги Бандиты Запада автора Раззаков Федор

Враги нации (1932–1935) В 1924 - 1936 годах Соединенные Штаты Америки переживали небывалый рост преступности, какой до этого не знала ни одна страна ни в Старом, ни в Новом Свете. По мнению исследователей, вызвано это было несколькими причинами, главными из которых были

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

Из книги Афоризмы Британии. Том 2 автора Барсов Сергей Борисович

Друзья друг другу, а порой - враги Фальшивые друзья хуже явных врагов. Пословица Рыба и компания начинают вонять через три дня. Пословица Тот друг хорош, кто о нас за глаза хорошо говорит. Пословица Не всяк тот друг, кто нас хвалит. Пословица Шуткой врага не задобришь, а

Из книги Ленин. Эмиграция и Россия автора Зазерский Евгений Яковлевич

Ваши письма приносят бодрость “Дорогой друг! Получили Ваши письма от 10/VII, без числа - с паролем и от 20/VII.Не получили ласточки (Ласточка - способ нелегальной переписки посредством посылки по условным адресам различных текущих журналов, в которых между строками текста в

Из книги Когда началась и когда закончилась Вторая Мировая автора Паршев Андрей Петрович

Враги и друзья Но вот что особенно важно - и в этом главная роль войн 1936–1941 гг. - в это время начали срываться все и всяческие маски. Люди начали понимать себя и других.Как вы думаете, что должен делать настоящий коммунистреволюционер, когда фашисты наступают на столицу

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Чуму на все ваши дома! Вообще-то я взялся писать рецензию на книгу Е. Н. Кутузова не потому, что ни с того ни с сего вдруг увлекся древней историей в ущерб проблемам сегодняшнего дня. Но я считаю очень важным поднятый Кутузовым вопрос, который касается нас и сегодня.Это

Из книги Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления автора Фонотов Михаил Саввич

Из книги Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все автора Мазуркевич Сергей Александрович

Все бактерии – наши злейшие враги Так уж принято, что большинство из нас привыкли видеть во всевозможных микробах и бактериях своих кровных врагов. Многие думают: «Уничтожим все бактерии – и все в порядке!» Ведь недаром же говорят: «Чистота – залог здоровья!»Однако

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Враги в красивой упаковке В каменном веке змея была змеей, а лев – львом. Невозможно было ошибиться, откуда исходит угроза. Сегодня фастфуд, напитки с высоким содержанием сахара и продукция животноводства (мясо и молочные продукты), напичканная жирами и антибиотиками,

Из книги Еще вчера. Часть первая. Я – инженер автора Мельниченко Николай Трофимович

Враги – рядом Надо сказать, что население нашей Ириновки значительно пополнилось за счет эвакуированных из Украины и Белоруссии. Однако была еще одна категория новых жителей, с которыми у нас были довольно сложные отношения. Сюда в начале войны переселили советских

Из книги Судьба империи [Русский взгляд на европейскую цивилизацию] автора Куликов Дмитрий Евгеньевич

Русское государство и его враги Российское государство оформилось в качестве современного европейского государства уже при Иване Грозном, 500 лет назад. Слияние Московии, Казанского, Астраханского и Сибирского ханств можно рассматривать как учреждение современной

Дома, среди самых близких людей, мы сдаем свой первый экзамен в духовной жизни.

В Новом Завете заповедь о любви к ближнему – возлюби… ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27), – сочетается с предупреждением о том, что враги человеку домашние его (Мф. 10, 36).

Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе.

Домашние становятся нам врагами, то есть людьми, которые вольно или невольно желают нам зла, только в том случае, когда пытаются отвратить нас от веры или от жизни по вере. Но и здесь и даже в самых тяжелых случаях остаются в силе слова: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Отсюда заповедь о том, чтобы возненавидеть своих близких, – это не призыв к ненависти в привычном смысле этого слова. Мы призваны лишь отвергнуть пристрастие к своим близким, – ту слепую любовь, которая греется и питается любовью к себе в ущерб любви к Богу.

Один из примеров такой любви как бы к ближнему описан в житии преподобного Амвросия Оптинского, изданном Оптиной Пустынью вскоре после его преставления, в воспоминаниях одной из духовных дочерей старца.

N позднее стала монахиней в Шамордино, но в тот момент она была обычной мирской женщиной. У них с мужем был на примете жених для дочери, «впрочем, – как пишет любящая мама, – не без согласия на то и ее самой» (!). Одним словом, молодой человек понравился прежде всего самой N, и ее дочь «добровольно» согласилась с выбором матери.

N не сообщает никаких подробностей об этом молодом человеке, кроме того, что его занятия «требовали постоянного его присутствия на месте его жительства, обещал ему блестящую будущность, за которой он гнался, как за привидением».

Предполагаемая женитьба, таким образом, все время откладывалась, «отчего, – признается N, – больше всех страдало мое материнское, любившее и самолюбивое сердце».

Казалось бы, все говорило о том, что молодой человек не слишком заинтересован в женитьбе, и не ради кого-нибудь, а ради собственной дочери N должна была отказать ему. Но вместо этого она продолжала лелеять свои мечты, а чтобы над ней не стали смеяться, подготовка к женитьбе была строжайшим образом засекречена.

Между тем время шло, а дело не двигалось. Чем дальше, тем тяжелее ей становилось, и N решила написать в Оптину Пустынь к преподобному Амвросию Оптинскому.

Она уже раньше писала старцу в связи с болезнью мужа, и в тот самый момент, когда он получил письмо, состояние больного начало улучшаться. Теперь, не описывая дела подробно, она лишь назвала в письме имена дочери и ее жениха и просила усердно помолиться о здравии обоих.

Получив письмо, старец (как рассказали ей знакомые, оказавшиеся в тот момент в его приемной), выйдя на общее благословение, сказал при всех: «Я получил письмо от г-жи N (и назвал ее фамилию и город, где она жила). Чудачка! У ее дочери, должно быть, есть жених, а они это даже и от нас скрывают!»

Тогда же N написала и жениху своей дочери, спросив, почему он не едет и молчит. Через некоторое время она «получила ответ, но какой? Это было письмо или пьяного, или сумасшедшего. Оно разрушило, – пишет N, – все наши надежды, оставляя глубокую рану в сердцах наших». И в первых числах июля 1886 года N вместе с дочерью отправилась в Оптину.

Старец пригласил их втроем с родственницей, которая их сопровождала. Вначале он спросил саму девушку: «Ты имеешь что-нибудь сказать мне?» Сильно смутившись, она ответила: «Мать Вам все скажет» (о, бездна материнской любви!). Затем они с родственницей вышли, и N осталась со старцем наедине.

Тут она «начала говорить о неприятном, поразившем ее письме жениха дочери, о непонятном для них его поведении и о своем оскорбленном самолюбии». О тревоге за судьбу своего ребенка N почему-то ничего не сказала, – видимо, не это ее волновало.

Старец сам перевел разговор на эту тему: «Бог отвел его от твоей семьи; он небогомольный, не по твоей семье. Если бы состоялся брак, он через четыре года бросил бы ее». N стала убеждать старца, что он человек хороший, бывает в церкви и из хорошей семьи.

Старец ответил: «Был хорош, – мог измениться. Ходит в церковь, – а зачем? Это не кровь и не плоть твоя, – чего ручаешься? Ты во всем виновата. Какая глупость была – тянуть дело столько лет! Бросить теперь же все, не писать и не узнавать о нем! Забудешь,– все пройдет. Нападет на тебя тоска, читай Евангелие. Ступай! Слышишь? Отнюдь не узнавай о нем!»

N вышла от старца. В душе у нее все перевернулось. Ей казалось, что старец разрушил все ее надежды. Позвали и девушку, но она скоро вышла от старца задумчивая. Выйдя из хибарки, N села на скамейку около скита и горько, неутешно заплакала. Ее сердце разрывалось от разрушенной надежды. Ей казалось невозможным то, что старец велел ей сделать. Дочь же ее была спокойна и весела, у нее как бы вся скорбь отлегла.

Впоследствии она передала такие слова старца, ей сказанные: «Не говори матери, – твой жених пропадет совсем». На следующий день, прощаясь со старцем, N сказала: «Если, Батюшка, устроится все по моему желанию, то я отдам вам свою волю» (какую цену мы бываем готовы платить за исполнение своих пожеланий!) – и попросила его, чтобы никто не знал того, о чем она с ним говорила. Старец, улыбнувшись, ответил: «Твой секрет на весь свет».

N вернулась домой в спокойном расположении духа, но затем ее стала одолевать тоска. Она стала читать Евангелие, но от наплыва мыслей даже не понимала, что читала. В душе ощущалась борьба; ей казалось, что ради послушания старцу она добровольно разрушает счастье дочери.

Вскоре N опять поехала в Оптину. «Ты его любила, – сказал ей старец,– от того и искушение». Она попросила научить ее молиться. Старец сказал: «Молись так: Господи Иисусе Христе, помилуй нас троих и сотвори в нас троих святую волю Свою. Слышишь? Иначе не молись». – «Опять, – пишет N, – мне это было сильно не по сердцу. Я молилась и просила всегда у Господа, чего мне хотелось».

N приехала домой и стала тосковать еще больше. Заботливая подруга предложила узнать, что случилось с молодым человеком, и, вопреки тому, что говорил ей преподобный Амвросий, N дала на это свое согласие. Ответ пришел быстро: «Просили спасти от неминуемой ужасной смерти, для чего требовалась высылка порядочной суммы денег».

С согласия своих домашних N послала ему последнее, что у них было; на этом переписка закончилась навсегда. Как и предсказывал старец, жених пропал совсем и, кроме того, за ним оказалось долгу тридцать тысяч тогдашних рублей.

N поехала к старцу: «Простите, Батюшка, я вам не поверила!» – «Почему же ты мне не поверила?», – с любовью спросил ее старец. N ничего не ответила, однако же ясно, что кумир, созданный ею в лице этого молодого человека, и себялюбивое желание устроить жизнь дочери по своему вкусу заслонили для нее и соображения здравого смысла, и волю Божию, и слова старца.

Сколько подобных историй – и не с таким благополучным концом – знает каждый из нас?

Чтобы не стать главным действующим лицом в одной из них, спросим себя:
Мы любим людей такими, каковы они есть, или какими они «должны быть»? Если мы любим созданный нами образ, а не самого человека при всех его слабостях, то мы любим не его, а себя.

Умеем ли мы слушать: мужа, жену, детей, родителей, друзей, недругов, – стараемся ли их понять? Если мы больше говорим о себе, чем слушаем, то мы сосредоточены на себе и своих чувствах, а не на других людях.

Можем ли мы смириться с тем, что нашим близким иногда хорошо и без нас? Что они и без нас находят добрых советчиков? Что они и без нас иногда поступают разумно? Что они и без нас хорошо себя чувствуют? Что они и без нашей заботы здоровы? Если такая «самостоятельность» наших близких нам не в радость,– мы любим не их, а свои чувства по отношению к ним.

Если нам не воздают «должное», – изменяет ли это наше отношение к этим людям? Если да, то мы больше заботимся о том, что другие о нас подумают, а не о самих людях и не о собственных наших поступках.

Мы заботимся о том, чтобы наши близкие стали лучше, – стали более добрыми, сильными, умными, ответственными и самостоятельными, – или чтобы они прежде всего поступали так, как нам нравится? Во втором случае мы не столько их любим, сколько хотим сделать их для себя удобными.

Итак, кого же мы любим, – ближнего, как самого себя, или себя через ближнего?

И если наши чувства к ближним и дальним мешают нам видеть, принимать и любить их такими, каковы они есть, найдем в себе силы перешагнуть через эти чувства, – и с ними исчезнет одно из препятствий для любви к Богу и к ближнему.

Аудиофайлы предоставлены «Библиотекой Предание»

См. Архимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 319-395.

Отвечает Денис Подорожный:

Спасибо за важный вопрос. Конечно же не нормально кого-либо убивать – ни только родных, но и вообще посторонних. Приведенные цитаты очень часто порождают смущение, и поэтому я постараюсь ответить на Ваш вопрос развернуто. Мне хотелось бы рассеять все сомнения, касательно этих непростых для понимания стихов Библии.

Кстати, не раз атеисты и различные борцы с христианством упрекали последователей Иисуса Христа в человеконенавистничестве, используя эти места Писания. Действительно, на первый взгляд они сильно отличаются от учения Господа о любви к ближнему.

Процитирую указанные стихи Библии, и попытаюсь сразу же обратить Ваше внимание на их контекст, и попытаемся разобраться с написанным:

1) «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Мих.7:6).

Этот стих Библии скорее обретает негативный смысл, лишь при неверном толковании последующих мест из Евангелия. Но если смотреть в контексте, то видно, что не читающий повеление Господа делает себя врагом домашним своим, а скорее наоборот. Прочтем отрывок шире, и Вы сразу это увидите:

«Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих.7:2-7).

Михей пророчески описывает состояние глубокого отступничества народа, когда те, кто призван быть лучшими и справедливыми – предельно подлы и корыстолюбивы, а самые близкие человеку – настолько непорядочны, и что Господь повелевает не верить им и стеречь двери своих уст (следить за языком). При таком нечестии пророк не опускает рук, а восклицает: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего».

Правильное понимание слов Михея исключительно важно для последующего толкования слов Христа. Бог не повелевает враждовать, но констатирует факт, что, следуя чистыми путями, человек может столкнуться с противостоянием со стороны близких, и самые родные могут делать себя врагом.

2) «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Мф.10:34-36).

Согласитесь, жутковатые слова? ... Особенно если не обращать внимание на то, что написано до и после них. Но мы же давайте взглянем шире на написанное:

Эти три стиха следуют за большим пассажем – речью Христа о последних временах и о том, какие гонения придется претерпеть христианам. (Не христиане будут третировать своих родных, но скорее наоборот).

В стихах 21,22 написано: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

Затем Иисус утешает учеников тем, что если Его преследуют и унижают, то не удивительно, что и Его последователей будут гнать: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?».

Продолжая мысль, Иисус трижды ободряет учеников словами «Не бойтесь» (26,28,31 стихи), предупреждая о важности устоять в вере во времена гонений: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным».

И только после этих слов Христос говорит, что принес меч, чтобы разделить родных, и цитирует Михея: «враги человеку – домашние его» (И мы помним, какое значение вкладывал в эти слова Михей).

О каком мече идет речь? Что за меч Господь принес с небес, который разделяет людей, и почему они разделяются? По Его ли совершенной воле?

Писание четко отвечает на этот вопрос, что этим мечом является Слово Божье, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Также в Еф.6:17 оно названо мечом духовным.

И разделение приходит не посредством ненависти, уничижения или раздора! Одни покоряются Слову, а другие – отказываются это делать, ставя себя по другую сторону баррикад. Вражда порождается не по причине ненависти со стороны христиан (одной из двух ключевых заповедей для них является требование любить ближнего), а наоборот – в отношении их. Причиной тому – во-первых, непокорность Господу, Который и становится камнем преткновения и соблазна, а во-вторых, противление Его Слову. Потому-то оно и названо мечом, производящим разделение.

Понимая слова Христа, гораздо легче разобраться с другой цитатой, которая фактически повторяет приведенную выше:

3) «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:51-53).

Интересно также обратить внимание еще на один стих Библии:

4) «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).

Вновь выглядит так, словно Иисус проповедует ненависть! Но странно слышать эти слова, от Того, кто обличал фарисеев, пренебрегавших заботой и попечением о своих родителях, упразднив традициями заповедь «Почитай отца и мать твою...» (см. Мф.15:3-6; Мр.7:9-13).

Разве не Иисус множество раз говорил о любви к ближнему?
Или не Он говорил богатому юноше, желавшему следовать за Ним, почитать отца своего и мать? (Мр.10:19)
А узнав о том, что теща Петра болеет, неужели Он сказал Петру «возликуй и возрадуйся, ибо враг твой болен»? НЕТ! Он не называл ее врагом, а пошел и исцелил ее!
Эти примеры можно продолжать и продолжать – Иисус никогда не проповедовал ненависть к людям. Апостолы постоянно проявляли сострадание и милость к людям, уча: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Тогда как же понять слова Христа о ненависти, сказанные в Лук.14:26?

Все становится на свои места, если сравнить с аналогичной, но сказанной несколько иначе, мыслью:

5) «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

Сравнив эти два отрывка, мы ясно видим, что Иисус не говорит буквально о ненависти. Он использует ораторский прием, называемый “гипербола”, т.е. нарочитое преувеличение с целью подчеркнуть значимость какой-либо мысли.

Другими словами, Он сравнивает отношение человека к Богу и отношение к родным и даже самому себе (обычно, самому любимому), и как бы говорит:
Любите ближних, но Бога любите еще сильнее! Намного сильнее! - Всем сердцем, душой, крепостью и разумением! Пусть Ваша любовь к Богу будет настолько сильной, что в сравнении с нею самая сильная любовь к ближним и самому себе будет выглядеть как ненависть.

Итак, на мой взгляд, Иисус учит не о ненависти, а о приоритетах отношениях – к Богу, себе и людям. Что же касается любви, то Христос говорил даже о любви к врагам, не то, что ближним.

В человеконенавистничестве Его не упрекнуть!

Если мы смотрим на Писание целостно и не вырываем никакой стих из контекста, то очень многие сложные места Писания становятся вполне объяснимы. Но даже если что-либо на определенный момент времени не понятно – не теряйте веру и упование! В правильный момент – Бог откроет!

Благословений Вам!

Денис Подорожный

PS. Подписывайтесь на наши письма:
Присоединяйтесь к странице на фейсбук

MENSBY

4.7

Порой в жизни появляются люди, которые будут надоедать и которые будут крайне враждебны к тебе. Как защититься и победить своих врагов в случае необходимости?

Каждый человек имеет врагов. Будь вы абсолютно виновны или нет, умение побеждать этих надоедливых врагов является неотъемлемой частью, чтобы наладить свою жизнь и жить без страха быть пораженным своим врагом. Вы можете научиться понимать своего врага, чтобы избавиться от него полностью, и защитить себя в случае необходимости.

1. Понимание своего врага

1.1 Поймите, c каким врагом вы имеете дело. Не все враги равны. В зависимости от того, кто ваш враг и какова природа ваших отношений, вы должны узнать больше о том, как он действует, прежде чем вы научитесь побеждать его.

Заклятые враги - это словно противоположные версии вас. Вы найдете их на работе, в школе и в других ситуациях, когда вы сталкиваетесь с подобными себе единомышленниками. Все говорит о том, что вы должны быть друзьями с вашим заклятым врагом - у вас есть общие интересы, цели и увлечения, но вы просто не ладите. Ваш враг словно ложка дегтя в вашем меде.
Заклятые друзья - это друзья, которые вам не нравятся. Никогда не дружите с вашим врагом, даже наполовину друзьями, наполовину врагами. Когда вы гуляете, он никогда не перестанут хвастать. Враги раздражают, отравляют и они настоящие зануды.

Враги грубы. Как за школьной партой, так и на рабочем месте, враги представляют серьезную угрозу вашему настроению в течение дня. Враг - это тот, кто думает, что вы крадете их популярность, поэтому они ненавидят вас и всегда побеждают во всем.

1.2 Держите врагов близко. Старая пословица верна: если вы держите друзей близко, держите врага еще ближе. Если вы хотите победить своего врага, узнайте, как они побеждают. Это означает разговаривать с вашим врагом, наблюдая за ним, и узнавать как можно больше о том, как он думает.

Множество хулиганов, заклятых друзей, а также других врагов действуют исходя из ревности. Часто враги выбирают моменты, которые беспокоят их в своей собственной жизни. Если кто-то критикует вас с одной стороны, это может быть потому, что ваш противник беспокоится о том же в отношении себя или они просто хотят быть злыми и смутить вас.

Враги также ненавидят людей, которых они рассматривают как угрозу. На рабочем месте или в соперничающих школах - всегда, когда задействована конкуренция - враги будут стремиться не позволить вам победить. Это означает, что вы находитесь в плохом положении.

1.3 Наблюдайте своего врага. Анализ способов, с помощью которых ваш враг противодействует вам, поможет вам спланировать способ ответного удара. С кем общается ваш враг? Каковы его интересы? Чего хочет ваш враг? Узнайте, что движет вашим врагом и с чем ваш враг борется с на личном уровне. Какова семейная жизнь вашего врага? Откуда происходит ваш враг? Проведите небольшое исследование и ответите на эти вопросы.

1.4 Найдите слабость противника. Каждый враг имеет слабость, независимо от того, насколько он кажется сильным, когда кладет вас на лопатки. Обнаружение этой слабости будет иметь важное значение для планирования вашей мести и уничтожения вашего врага. Некоторые общие вражеские слабости:

Гордость. Так же, как в древнегреческой истории, чрезмерная гордость может привести к падению многих врагов. Если у вас есть хвастливый заносчивый враг, поставить его в столь же смутительное положение будет иметь разрушительные последствия для него. Хорошая месть может означать поставить своего врага в условия общественного осуждения или неудачи.

Уверенность. Многие хулиганы в действительности только большие дети, которые неуверены в себе или не верят в собственные силы. Много хулиганов в сущности просто ищет общения и друзей, потому что они чувствуют себя неоцененными и нелюбимыми. Эти типы хулиганов может ответить лучше детской тактике.

Конкурентоспособность. Многие враги - гиперконкурентоспособные придурки, которые позволили своей любви к победе преодолеть другие стороны вроде человеческой порядочности и доброты. Умение выйти из оцепенения и заморозить этих врагов - это лучший способ справиться с ними и обезоружить их способность мучить вас. Если вы не играете, они не могут выиграть.

2. Возмездие врагам

2.1 Скажите врагу перестать противодействовать вам. Если кто-то вас беспокоит, и вы хотите его остановить, есть очень простой способ: скажите ему, что вы хотите этого. Если кто-то беспокоит вас отталкивающим или издевательским поведением, поставьте руку словно охранник, пресекающий движение жестом "Стоп", и сделайте глубокий вдох. Спокойным ровным голосом вы можете сказать что-то вроде: "Стоп! Мне нужно, чтобы ты остановился прямо сейчас."

Если просьба остановиться не поможет избавиться от хулигана, продолжайте повторять эту фразу. Если они не смогут довести вас до предела, большинству из них будет не слишком интересно продолжать. Если он потерпит неудачу после достаточного количества попыток спровоцировать вас, большинство хулиганов может просто оставить вас в покое.

Если хулиган обостряет обстановку после того, как вы сказали ему остановиться, будет целесообразно обратиться к кому-то: учителям, родителям или начальнику в офисе. Заполучите кого-нибудь на своей стороне.

2.2 Избегайте врага как можно больше. Лучший способ победить любого врага - полностью исключить его из своей жизни. Избегайте врагов как можно больше, чтобы разоружить их и украсть их способность обижать, мучить и раздражать вас. Если вы боретесь с хулиганом, используйте свои наблюдательные навыки, чтобы избежать их преследования и провести время в других местах. Не дайте им возможности вызывать у вас вражду.

Если вы регулярно видитесь со своим врагом, например, на работе или в школе, и вы вынуждены взаимодействовать с ним, ваша работа будет сложнее, но не невозможна. Лучший способ избежать таких врагов - стараться не слушать их. Оденьте наушники, когда ваши враги разглагольствуют в школе, так что вам не придется слушать его, или покажитесь в классе за минуту до звонка и сядьте на противоположной стороне класса. Это будет так, словно его даже не существует.

2.3 Будьте хладнокровны. Когда ваш враг стоит перед вами, лучшая тактика - превратиться в ледяного человека. Будьте хладнокровны. Действительно хладнокровны. Не расстраивайтесь и не пытайтесь доказывать в ответ, когда ваш враг начинает подражающие оскорбительные действия. Только посмотрите на него, и подумайте, как выглядели бы вы - словно раздражающий рой муравьев или кошачья тошнота. Незначительное неудобство. Эмоциональные реакции - как вода для растений врагов. Не давайте им этого - и они умрут. Даже если отреагируете, сделайте ответ прохладным и спокойным. Никогда не сердитесь.

Потренируйтесь представлять своего врага за таким смешным делом, как пение оперы или борьба с осьминогом, когда он наступает на вас. Например, поступите таким образом, если он говорит, что вы тряпка для всех популярных девушек.

Не слушайте отравляющий поток, изрыгаемый из уст вашего врага. Потренируйтесь читать мантры в то время, как он говорит, глубоко фокусируясь на замене слов, которые вы слышите, чем-то положительным. Слова вашей любимой песни, стихотворение или молитва может быть подходящим для этих случаев.

2.4 Избавьтесь от своего врага. Равнодушие может стать мощным и эффективным инструментом в борьбе с врагами. Хулиганы, полудрузья - полувраги и заклятые враги - все хотят внимания. Они хотят публику и будут дразнить людей, чтобы возвысить себя и выделиться из толпы. Лучший способ разоружить его? Абсолютно не обращать на них внимания.

Когда ваш враг находится рядом, буквально действуйте так, как будто ничего не происходило. Никаких звуков, никаких других людей. Не давайте им абсолютно никакой реакции. Даже если ваш враг стоит в двух шагах от вас и кричать ваше имя, просто игнорируйте его и поговорите с другом, как будто ничего не происходит.

2.5 Найдите безопасность в группе. Есть старая правдивая поговорка о врагах: враг твоего врага - твой друг. Вполне вероятно, что ваш враг отталкивает не только вас, а намного больше людей. Найдите других людей, с которыми вас связывает взаимное недоверие к общему врагу. Затем обдумайте способ мести!

Хулиганы чаще выбирают лиц, которые по их мнению являются угрозой в избиении своего врага. Хотя если у вас есть несколько хороших приятелей, с которыми вы гуляете, вы можете легко отвлечь одного хулигана, повернув стрелки обратно на них.

2.6 Продвигайтесь дальше. Лучшая месть? Жить хорошо. Лучший способ выгнать хулигана из вашей жизни - пройти мимо него и отправить его в закрома. Или отметьте, как глуп ваш враг. Игнорируйте своего врага, избавьтесь от него и наладьте свою жизнь. Если ваш враг видит, что он не в состоянии оказать существенное влияние на вашу жизнь, он потратит все силы на безуспешные попытки вывести вас из себя.

2.7 Пустите врагу пыль в глаза. При определенных обстоятельствах настоящая шалость может быть лучшим способом поставить своего врага на место. Это особенно верно с гордым или эгоистичным врагом, с которых стоит сбить спесь. Общие способы мести в виде шалостей могут включать:

Взлом электронной почты вашего врага, чтобы отправить компрометирующие сообщения автоматической программой, которые собьют его с толку.

Закажите что-то неловкое с доставкой в офис врага. Большая коробка, полная старых журналов о профессиональном реслинге, каталогов взрослых подгузников или странной и экзотической порнографии на рабочем месте. Убедитесь, что их доставят в здание, не в ваш номер офиса, чтобы курьеру не пришлось блуждать по всем офисам и в итоге найти мучителя лично.

Будьте грубы. Лопнули бумажный пакет на пороге вашего врага? Испражнились в сливной бачок унитаза? Вы сами определяете, как далеко зайти.

3. Самозащиты

3.1 Не ищите боя, но научитесь защищать себя, если это необходимо. Вы никогда не должны позволять вашим врагам провоцировать вас на ссору, но некоторые враги настроены заставить вас открыть свои карты. Вы будете гораздо более уверены в своем повседневном настроении в будущем, если вы знаете, что сможете справиться с любой возникшей ситуацией. Не живите в страхе. Будьте готовы.

3.2 Научитесь наносить удар. Схватки выглядят не как в кино, где оба человека наносят миллион ударов прямо в лицо, пока кто-то не попадает в нокаут. Большинство схваток заканчиваются очень быстро. Научитесь правильно формулировать и наносить удар - это гарантирует, что вы не сделаете ошибку как в кино, если того требует ситуация, а сможете с высокой вероятностью нанести удар точно и закончить бой раньше.

Сделайте кулак, твердо сжав пальцы, но не так сильно, чтобы препятствовать кровообращению. Оберните большой палец вокруг костяшек пальцев, а не вокруг указательного пальца или с внутренней стороны пальцев.

Слегка разогните средний сустав среднего пальца. Здесь ваш кулак должен смыкаться, а не большие костяшки, где ваши пальцы соединяются с ладонью.

Ударьте по прямой, поддерживая локти и делая линейные удары, небольшие округлые удары. прямой удар имеет больше мощности, чем большие махи.

Цельтесь в нос, шею или живот. Удары в челюсть, щеки, или лоб в конечном итоге повредят вам больше. Стремитесь к мягким точкам и тяжело размахивайте.

3.3 Научитесь играть в обороне. Хорошая оборонительная позиция так же важна, как крепкий удар, если не более важна. Помните, что это не фильм о Рокки: пара твердых ударов в вашу челюсть - и вы будете на земле, где вы точно не хотите оказаться.

Держите кулаки свободно возле лица и перенесите вес так, чтобы ваше плечо и бедро на доминирующей стороне указывали на противника. Не становитесь лицом к оппоненту, а повернитесь боком, чтобы сделать цель меньше.

Держите руки возле подбородка и сбоку от головы все время, пока не замахиваетесь.

3.4 Двигайтесь вперед, а не назад. Во время удара идите прямо в сторону вашего оппонента, держа свою оборонительную позицию, и сделать его своей целью, сбить его. Лучший способ сделать это - посмотреть как можно больше - и заранее, заранее, заранее. Не позволяйте себе быть откинутым назад.

Хотя это может показаться невероятным и будет идти против ваших природных инстинктов, намного безопаснее и менее болезненно перейти к ударам, чем отступать от них. Продолжайте двигаться вперед и откидывать врага назад, а не отступать самому. Если вам нужно принять удар, пресечь его на полпути, прежде чем он достигнет полной мощности, будет менее больно, чем на пике замаха, где вас, скорее всего, собьют. Переместитесь вперед и заставьте врага пятиться.

3.5 Продолжайте двигаться. Пронзайте и двигайтесь, как говорят боксеры. Если вы оказались в бою, не просто стойте камнем, если вы не хотите, чтобы ваш блок был сбит. Встаньте на носках, немного подпрыгивая и двигая головой вперед и назад, как если бы вы уклонялись от надоедливых пчел. Сделайте свою голову движущейся целью - и вас будет тяжелее ударить.

3.6 Станьте на ноги. Старайтесь не упасть ни при каких обстоятельствах или перевести бой на землю. Постоять за себя в быстром кулачном поединке - иногда лучший способ справиться с жесткой ситуацией, если ваш враг толкает вас на это, но борьба, которая заканчивается борьбой на земле, опасна и следует избегать ее любой ценой.

Если вы опрокинете оппонента, отступите назад и скажите ему: "Это все", - и уйдите. Вы доказали свою точку.

3.7 Поищите самый быстрый способ, чтобы убежать. Завершите борьбу как можно быстрее, ища выхода. Если вы опрокинете оппонента своевременным ударом, не дайте ему возможность стать злее и замахнуться. Просто скажите: "Послушай, я все. Я не хочу драться с тобой. Ты начал это, а я заканчиваю." Тогда сделайте быстрый выход и выйдите на высокой ноте. Если повезет, ваш враг должен быть побежден.

Опять же, бои должны всегда быть последним средством для борьбы с врагом, и его следует избегать любой ценой.

Не позволяйте событиям приводить к вашему ослаблению. Избегайте подобных столкновений в максимально возможной степени.

Любите врагов ваших: размышления о самой тяжелой заповеди

Однажды Иисус задал вопрос: «Собирают ли с репейника смоквы?» Ответ, конечно, нет, вы собираете урожай, который вы сажаете. Посадите репей и он разрастется, и будет везде. Если вы хотите выращивать инжир, вам нужно начать с фиговых семян. Этим вопросом Иисус косвенно высмеивает идею о том, что добро можно делать, используя зло. Насилие не является средством создания мирного общества. Отмщение не прокладывает путь к прощению. Супружеское насилие не закладывает основу для длительного брака. Ярость не является инструментом примирения.

Тем не менее, в то время как фиги не растут из репейника, в мире человеческого выбора и действия позитивная смена отношения и направления всегда возможна. Грех – стадия, предшествующая стадии святости. Новый Завет переполнен сообщениями об изменениях.

В церкви Христа Спасителя в районе Хора в Стамбуле существует византийская мозаика четырнадцатого века, которая в одном изображении рассказывает историю о маловероятном превращении: превращении воды в вино для гостей на свадебном пире в Кане Галилейской. На заднем плане Иисус — Его правая рука, протянутая жестом благословения — стоит бок о бок с матерью. На переднем плане мы видим, как слуга наливает воду из меньшего кувшина в более крупный. Вода оставляет первый кувшин светло-голубого цвета, а плитка-черепица становится темно-фиолетовой, когда она достигает края нижнего кувшина. «Это, первое из Своих знамений, Иисус сотворил в Кане, в Галилее, и проявил Свою славу; и Его ученики уверовали в Него».

Этот «первый знак», который дал Иисус, является ключом к пониманию всего в Евангелии. Иисус постоянно являет чудеса изменения: слепые глаза становятся видящими глазами, иссохшие конечности становятся рабочими конечностями, болезнь ̶ здоровьем, чувство вины ̶ прощением, незнакомцы ̶ соседями, враги ̶ друзьям, рабы — свободными, вооруженные люди ̶ безоружными, распятые воскресают, печаль ̶ радостью, хлеб и вино Им Самим. Природа не может производить смокву из репейника, но Бог делает это в нашей жизни все время. Постоянное сотрудничество Бога и творения делает что-то из ничего. Как гласит португальская пословица, «Бог пишет прямо с кривыми линиями».

Обращение Павла является архетипом трансформации. Павел, ранее смертельный противник последователей Христа, становится апостолом Христа и самым неутомимым миссионером, пересекающим Римскую империю, оставляя за собой вереницу церквей, которые переносятся по сей день. Это было чудо вражды, обратившееся в дружбу, и это произошло в мгновение ока, слишком маленькое для измерения, путем внезапного озарения. Видение смерти первого диакона, Стефана, забитого камнями до смерти в Иерусалиме, должно было стать ключевым моментом для обращения Павла.

Петр ̶ это другой человек, который резко изменился. Отозвав его от сетей, Христос превратил рыбака в ловца человеков. В Гефсиманском саду тот же Петр отрубил ухо одному из тех, кто пришел арестовывать Иисуса. Не отблагодарив Петра за его мужество, Иисус исцелил рану и приказал Петру сложить свое окровавленное оружие: «возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». На оставшуюся часть своей жизни Петр никогда больше не был угрозой для чьей-либо жизни, ища только обращения противников, а не их смерти. Петр стал человеком, который скорее умрет, чем убьет.

Как происходит такая трансформация сердца? И каковы препятствия?

Это был вопрос, который преследовал русского писателя Льва Толстого, который в течение многих лет пытался превратиться из аристократа в крестьянина, из богатого человека в бедного, из бывшего солдата в миротворца, хотя ни одно из этих намерений не было полностью осуществлено. В детстве Толстому рассказывал его старший брат Николай, что в усадьбе на краю оврага в древнем лесу была зеленая палочка. Это был не обычный кусок дерева, ̶ сказал Николай. На ее поверхности были вырезаны слова, «которые уничтожали бы все зло в сердцах людей и приносили им все хорошее». Лев Толстой всю свою жизнь искал откровения. Даже как старик он писал: «Я все еще верю сегодня, что есть такая истина, что она откроется всем и выполнит свое обещание». Толстого похоронили возле оврага в лесу, именно там, где он искал зеленую палочку.

И.Е. Репин. «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», 1887 г.

Если бы мы ее обнаружили, я предполагаю, что зеленая палочка, вероятно, оказалась бы в предложении из трех слов, которое мы часто читаем, но оказалось настолько трудным, что мы забросили его в овраг внутри себя: «Любите своих врагов».

Дважды в Евангелиях, сначала у Матфея, а затем у Луки, цитируются слова Иисуса в этом замечательном учении, уникальном для христианства:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит, благословляйте проклинающих вас, молитесь за тех, кто вас оскорбляет. К тому, кто ударяет вас по щеке, подставьте и другую; и тому, кто забирает твой плащ, отдай и пальто. Дайте всем, кто просит от вас; у того, кто забирает ваши товары, не спрашивайте их снова. Как вы хотите, чтобы другие поступали с вами, так и вы поступайте с ними.

Возможно, мы, христиане, слишком часто слышали эти слова, чтобы нас ошеломил их простой смысл, но для тех, кто впервые услышал Иисуса, это учение было удивительным и противоречивым. Немногие сказали бы «аминь». Некоторые пожали плечами и пробормотали: «Любить римского солдата? Вы сошли с ума». Зилоты в толпе считали бы такое учение предательским, ибо всякий национализм происходит из ненависти. Бросьте вызов национализму или говорите против ненависти слишком определенным образом, и вы обретете врагов тот час же.

Национализм столь же силен, как океанский поток. Я вспоминаю обмен мнениями после беседы против войны во Вьетнаме, в которой я участвовал в Милуоки, штат Висконсин, еще в 1968 году. Тогда я был вовлечен в боевое сопротивление, которое вскоре привело бы к тому, что я провел бы год в тюрьме, но на тот момент я был отпущен под залог. В ходе вопросов сердитая женщина с маленьким американским флагом встала и бросила мне вызов, чтобы положил свою руку на сердце и прочел текст присяги. Я сказал, что флаги не должны рассматриваться как кумиры и вместо этого предложил, чтобы все мы встали и присоединились к чтению «Отче наш», что мы и сделали. Ее гнев, похоже, немного отступил, но я подозреваю, что я был предателем. Я провалил ее тест на патриотизм.

Мы склонны забывать, что страна, в которой Иисус вошел в историю и собрал своих первых учеников, не была идиллическим местом, из которого сделаны рождественские открытки, изображающие тихую земля, населенную привлекательными овцами, красочно одетыми пастухами и опрятными деревнями, венчающими плодородные холмы. Это была страна под военной оккупацией, от которой пострадали большинство евреев, и где любой, кто воспринимается как диссидент, скорее всего, будет казнен. В римской Палестине голый еврей, прибитый к кресту, был привычным зрелищем. Для первой аудитории Иисуса враги были многочисленны, безжалостны и под рукой.

Мало того, что римляне были ненавидимы со своими армиями, идолами, богами и императорами. Внутри Израиля были враги, не в последнюю очередь из сборщиков налогов, которые вымогали столько денег, сколько могли, потому что их собственная зарплата была в процентах от суммы. Были и евреи, которые подражали римлянам и грекам, одевались и вели себя также, как и они, все время взбирались по лестнице, братаясь и сотрудничая с римскими оккупантами. И даже среди тех религиозных евреев, которые старались оставаться верными традиции, спорили о том, что было и не было существенным в религиозном праве и практике, а также о том, как относиться к римлянам, все большее число евреев, зилотов, не видели возможности для мирной жизни, а были настроено на решительное сопротивление. Некоторые другие, такие как аскетичные ессеи, выбрали монашескую стратегию; они жили в пустыне около Мертвого моря, куда ни римляне, ни их подчиненные часто не вторгались.

Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

Несомненно, в обществе Иисуса также были римляне и агенты Рима, которые слушали то, что Он должен был сказать, либо из любопытства, либо потому что это была их работа. С римской точки зрения евреи, даже подчиненные, оставались врагами. Римляне относились к ним с недоумением и презрением — как к людям, которые заслуживают всех бед, которые получили. Некоторые из них были наказаны римлянами в слепой ярости за то, что они вынуждены были застрять в этом ужасном, некультурном болоте. Иудеи и Галилеяне не были востребованы в качестве римских солдат или римских чиновников во времена Понтия Пилата.

Иисус был революционером. Не только Его учения были революционными, но и более респектабельные члены общества были удивлены тем, что к нему приходили многие люди, имевшие скандальную репутацию: проститутки, сборщики налогов и даже римский офицер, который просил Иисуса исцелить своего слугу, и Евангелие ясно говорит, что Иисус любил грешников, и это создавало скандал.

Многие, должно быть, были впечатлены Его мужеством — никто не обвинял Иисуса в трусости, но некоторые из них судили Его безрассудно, как человека, положившего голову в львиную пасть. Хотя Иисус отказался взять оружие или разрешить его использование, Он не проявлял разумного молчания и выглядел порой как коллаборант. Он не стеснялся говорить и делать то, что было Его целью. Возможно, событие, которое подготовило Его распятие, было то, что Он сделал с менялами денег в стенах Храма в Иерусалиме. Он сделал хлыст из веревок, который жалил, но не причинял им ранений и заставлял торговцев бежать, опрокидывая столы и разбрасывая монеты. Любой, кто разрушает бизнес, быстро наживает врагов.

Многие благочестивые люди также были встревожены тем, что казалось им Его пренебрежением религиозной практикой, особенно не соблюдением Субботы так строго, как по мнению большинства фарисеев, ее должны соблюдать евреи. Люди не были созданы для Субботы, отвечал Иисус, но суббота дана людям. Зилоты ненавидели Его за то, что Он не был фанатиком и привлекал людей, которые могли быть завербованы ими. Те, кто возглавлял религиозный истеблишмент, были настолько возмущены, что им удалось устроить казнь, указав римлянам, что Иисус был создателем проблем и «извратил нацию». Римляне пытали Иисуса и казнили Его.

Любой христианин, который считает Иисуса воплощенным Богом, Вторым Лицом Святой Троицы, Которое вошло в историю не случайно, но целенаправленно, в точное время и выбранное место, становясь полностью человеческом, как дитя Девы Марии, найдет это стоящим для раздумий о воплощении, происходящем именно тогда, а не в мирные времена, происходящего в униженной земле с чрезмерным налогообложением, управляемой жестокими, ненавидящими свою жизнь оккупационными войсками. Иисус родился, жил, распялся и воскрес из мертвых в стране крайней вражды.

Перенося события Евангелия в наш собственный мир и время, многие из нас будут встревожены и потрясены тем, что говорил и делал Иисус, поскольку действия, которые кажутся восхитительными в древнем повествовании, могут быть признаны неразумными и несвоевременными, если не безумными, в том случае если они произойдут в эквивалентных обстоятельствах здесь и сейчас. Любите своих врагов? Означает ли это, что надо любить преступников, убийц и террористов? Можете ли призвать людей избавиться от своего оружия? Можем ли мы сказать, что не скажем ни одного патриотического слова и не отдадим предпочтения национальному флагу? Многие говорили бы, что такой человек сам виноват в своих проблемах.

Это был бы большой и рискованный шаг, чтобы стать одним из Его учеников. Если бы вы жили в Иудее или Галилее, когда происходили события, записанные в Евангелии, вы уверены, что хотели бы, чтобы вас отождествляли с Ним?

Перевод с английского Виктора Щедрина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.