Ученые воссоздали лица людей, живших много веков назад, и это не то, к чему мы привыкли в учебниках. Пособие для поступающих в вузы

Страница 3

Как и много веков назад, каждый вторник и субботу крестьяне привозят в столицу овощи, фрукты, сыр, цветы. Чуть реже в Берне открываются специализированные рынки, например луковый, народных промыслов или рынок, где можно купить одежду секонд-хэнд. А в мае на Бундесплатц торгуют исключительно геранью.

Вообще, цветы составляют предмет особой гордости бернцев. С начала прошлого века город удерживает титул "самого цветочного в Европе". Может быть, поэтому мифическая Блюменштрассе появилась именно в Берне. Швейцарский антураж фильма "Семнадцать мгновений весны" снимался в одном из восточногерманских городов. Однако нет такого россиянина, который бы не пытался отыскать в Берне эту самую Цветочную улицу. На нее здесь похожи чуть ли не все. Это лишний раз говорит о близости германской культуры и культуры немецкоязычной части Швейцарии.

Есть в Берне и Розенгартен, сад из роз. Отсюда открывается замечательный вид на столицу. Путешествуя в 1779 г. по стране, Гёте заметил, что Берн - самый красивый горд из всех, которые он когда-либо видел. Английская королева Елизавета II во время своего пребывания в Берне в сердцах воскликнула: "Швейцария - это рай!" И с этим нельзя не согласиться.

Смотрите также

Урбанизация в России в контексте глобального процесса
За последние 50-70 лет урбанистические процессы и структуры на огромных пространствах Европы и Азии испытывали сильное влияние тоталитарной системы и однобокого развития экономики. Это негативное вл...

Транспорт
Джакарта - единственный город с установленным стандартным обслуживанием автобусов любого размера. В остальных городах Индонезии турист может воспользоваться услугами рикши, вело-рикши и мини-ав...

Москва - столица России
Очень трудно сказать кратко, что такое Москва. Ведь она так многообразна и сложна. Это - столица, главный город Российской Федерации. Это - множество фабрик и заводов, вокзалы и а...

Когда нам хочется узнать, как выглядели люди прошлого - не только эры до фотографии, но и доисторических времен, - в нашем распоряжении оказываются лишь смутные фотографии скелетов и изредка портреты художников, которые еще не знали приемов живописи, так что такие картины выглядят немного по-детски.

Многие художники, имея лишь описания современников, пытались воспроизвести образ той или иной исторической фигуры на холсте, но их вряд ли можно считать достоверными. На помощь нам приходит наука, которая достигла таких высот, что может воссоздать, например, черты лица человека, жившего в эпоху Средневековья по сохранившимся останкам. И благодаря этому мы узнаем, что привычные образы в учебниках расходятся с реальностью.

Генрих IV, король Франции

Правил Францией с 1589 по 1610 год, был убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком. Его прозвали Генрих Великий за то, что он пекся о благосостоянии своих подданных. Судебно-экспертную реконструкцию лица в 3D воссоздали на основе его черепа.

Процесс создания.

Ава

Ава умерла около 3700 лет назад, в бронзовый век. Ее останки были найдены в необычном захоронении для того времени - могила была вырыта в твердой породе, а не в земле, что было характерно для других погребений того периода. Ученые предположили, что женщина играла важную роль в жизни общества.

500-летний житель Дублина

В 2014 году археологи обнаружили останки мужчины, который умер около 500 лет назад. Он был одним из четырех человек, у скелетов которых были признаки хронического недоедания и тяжелого физического труда. Это дает возможность предположить, что умершие относились к людям бедным. У одного из скелетов сохранился череп, по которому и провели реконструкцию.

Иоганн Себастьян Бах

Один из величайших композиторов всех времен и народов жил и творил в XVII-XVIII веках. Шотландский антрополог Каролин Уилкинсон измерила лицевые кости Баха и воссоздала лицо композитора таким, как оно должно было выглядеть.

Меритамон

Дочь фараона Рамзеса II и его любимой жены Нефертари умерла около 2000 лет назад. Ученые из Мельбурнского университета по черепу определили, что ей было от 18 до 25 лет, ее рост составлял около 162 сантиметров, худощавого телосложения. Причину смерти определить не было возможности, поскольку остальное тело мумии так и не нашли.

Николай Коперник

Будучи одним из самых ярких математиков и астрономов эпохи Возрождения, Коперник создал модель Вселенной, в центре которой было Солнце, а не Земля. Умер в возрасте 70 лет.

(но это не точно)

ДНК-тесты показали, что мумия, известная как «Молодая леди», принадлежала сестре Эхнатона и матери Тутанхамона. Хотя о ее личности все еще ведутся споры, многие верят, что это царица Нефертити. Палеохудожница Элизабет Дейнис воссоздала бюст египетской правительницы.

Максимилиан Робеспьер

Был французским политиком и юристом, известным благодаря своей роли во Французской революции и Эпохе террора. Робеспьера казнили на гильотине 28 июля 1794 года в возрасте 36 лет.

Ученые использовали его посмертную маску и сохранившиеся записи о медицинской истории революционера, чтобы реконструировать его лицо и определить, от каких болезней он страдал.

Его современники писали о проблемах со зрением, каждую ночь у Робеспьера шла кровь из носа, также зафиксировано разлитие желчи («желтая кожа и глаза»), астения («постоянно уставал»), незаживающие язвы на ногах и частые болезни кожи, шрамы от оспы. Историки полагают, что он страдал от саркомы. Также у него постоянно дергался рот и глаз. Симптомы ухудшились к 1794 году. За день до казни Робеспьер получил огнестрельное ранение в челюсть при невыясненных обстоятельствах.

Джейн из Джеймстауна

14-летнюю девушку съели ее же соседи в XVII веке в Джеймстауне - первом поселении англичан в Новом Свете. В 2012 году ее изувеченный череп и разорванную кость ноги нашли среди останков скота в подвале. Дуглас Оусли (Douglas Owsley), главный судебный антрополог Национального музея естественной истории, изучил кости девушки и определил, что порезы и отметины на них остались после неумелых попыток отделить мясо и мозг. Первые поселенцы страдали от голода в Джеймстауне зимой 1609-1610 годов.

Святой Антоний Падуанский

Католический священник Антоний Падуанский родился в 1195 году в знатной семье в Лиссабоне. Умер в возрасте 35 лет в Падуе, Италия. Его современники отмечали его безграничную преданность и любовь к бедным и больным, а также его проповеди. Антоний стал одним из самых быстро канонизированных людей в истории церкви. В 2014 году группа исследователей Университета Сент-Энтони воссоздала его лицо, используя череп святого.

Мария Стюарт, королева Шотландии

Правила Шотландией с 1542 по 1567 год, причем унаследовала трон, когда ей было шесть дней от роду. 18 лет Мария провела под стражей по приказу королевы Англии Елизаветы I. В 1586 году была казнена по обвинению в заговоре против английской королевы. Ей было 44 года. Ученые из Университета Данди собрали все доступные портреты Марии Стюарт и воссоздали ее лицо, как она должна была выглядеть в период своего царствования.

Ричард III

Был королем Англии с 1483 по 1485 год. Был значимой фигурой в Войне оз и в битве при Босворте, последнем решающем сражении между Ланкастерами и Йорками, в ходе которого он и погиб. На момент смерти Ричарду было 32 года. Его останки были потеряны на протяжении пяти веков и обнаружены лишь в 2012 году. У скелета обнаружили следы сильного сколиоза, 11 ран, девять из которых на черепе.

Ариш

Ариш жил в Карфагене (на территории современного Туниса) 2500 лет назад. На момент смерти ему было от 19 до 24 лет. При помощи методов криминалистики и дерматопластики ученым удалось воссоздать, как Ариш выглядел при жизни.

Роберт Бернс

Известный шотландский поэт умер в возрасте 37 лет в Дамфрисе. Ученые использовали череп Бернса для создания 3D-репродукции лица поэта.

Роберт I Брюс

Король Шотландии правил с 1306 года вплоть до своей смерти в 1329 году, был одним из самых прославленных воинов своего времени. По сей день Роберт Брюс считается национальным героем в Шотландии, поскольку освободил страну от Английского правления.

ТЕМА № 6 «Задачи на переливание»

Задачи на переливание - один из видов старинных задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях для 5–6-х классов. Однако данный вид логических задач целесообразно рассматривать и с учащимися среднего звена (7-8 классы).

Суть этих задач сводится к следующему: имея несколько сосудов разного объема, один из которых наполнен жидкостью, требуется разделить ее в каком-либо отношении или отлить какую-либо ее часть при помощи других сосудов за наименьшее число переливаний.

В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Если не сказано ничего другого, считается, что

Все сосуды без делений,

Нельзя переливать жидкости "на глаз"

Невозможно ниоткуда добавлять жидкости и никуда сливать.

Мы можем точно сказать, сколько жидкости в сосуде, только в следующих случаях:

    знаем, что сосуд пуст,

    знаем, что сосуд полон, а в задаче дана его вместимость,

    в задаче дано, сколько жидкости в сосуде, а переливания с использованием этого сосуда не проводились

    в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, и после переливания вся жидкость поместилась в один из них

    в переливании участвовали два сосуда, в каждом из которых известно, сколько было жидкости, известна вместимость того сосуда, в который переливали, и известно, что вся жидкость в него не поместилась: мы можем найти, сколько ее осталось в другом сосуде.

Чаще всего используются словесный способ решения (т.е. описание последовательности действий) и способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем - результат очередного переливания. Таким образом, количество столбцов (кроме первого) показывает количество необходимых переливаний.

Рассмотрим задачи.

Задача № 1. Отмерить 3 л, имея сосуд 5 л.

Какое наименьшее число переливаний потребуется для того, чтобы в четырехлитровую кастрюлю с помощью крана и пятилитровой банки налить 3 литра воды?

Решение:

Наливаем кастрюлю.

Переливаем воду из кастрюли в банку.

Наливаем кастрюлю.

Доливаем полную банку, и в кастрюле остается 3 литра.

Задача № 2. Винни-Пух и пчелы.

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?

Решение:

Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л.
Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы:

Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (1 шаг). Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра меда. Выливаем из 3-литрового сосуда мед назад в бочку (3 шаг). Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра меда в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (5 шаг). И из 5-литрового сосуда дополняем медом 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра меда в 5-литровом сосуде (6 шаг). Задача решена.
Поиск решения можно было начать с такого действия: к трем литрам добавить 1 литр. Но тогда решение будет выглядеть следующим образом:

Задача № 3. Бэтмен и Человек-Паук.

Бэтмен и Человек-Паук никак не могли определить, кто из них самый главный супергерой. Что только они не делали: отжимались, бегали 100 метровку, подтягивались – то один победит, то другой. Так и не разрешив свой спор, отправились они к мудрецу. Мудрец подумал и сказал: «Самый главный супергерой – это не тот, кто сильнее, а тот, кто сообразительнее! Вот, кто решит первым задачу, тот и будет самым-самым! Слушайте: имеются два сосуда вместимостью 8 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из источника 7 л живой воды?» Помогите вашему любимому герою решить эту задачу.

Решение:

Ход рассуждений таков:
Как в результате получить 7 литров? – Нужно к 5 литрам долить 2 л. А где их взять? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л. А как их получить? В 8-литровый перелить из 5-литрового 5 литров, потом еще три.
Решение задачи показано в таблице:

Задача № 4. Парное молоко.

Бидон емкостью 10 л наполнен парным молоком. Требуется перелить из этого бидона 5 л молока в семилитровый бидон, используя при этом трехлитровый бидон.

Решение:

Будем "шаги" переливаний записывать в виде строки из трех чисел.

При этом сосуды размещены слева направо по мере убывания их вместимости:

Шаги

Бидон

Задача № 5. Деление 10 л поровну, имея сосуды 3, 6 и 7 л.

Разделить на 2 равные части воду, находящуюся в 6-литровом сосуде (4 л) и в 7-литровом (6 л), пользуясь этими и 3-литровым сосудами. Какое наименьшее количество переливаний потребуется?

Решение:

В скобках – второй вариант решения.

Сосуд 6 л

Сосуд 3 л

Сосуд 7 л

До переливания

Первое переливание

Второе переливание

Третье переливание

Четвертое переливание

Пятое переливание

Задача № 6. Молоко из Простоквашино.

Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

Решение:

Переливаем из 8-литрового ведра 5 литров молока в 5-литровое. Переливаем из 5-литрового бидона 3 литра в 3-литровый бидон.
Переливаем их теперь в 8-литровое ведро. Итак, теперь 3-литровое ведро пусто, в 8-литровом 6 литров молока, а в 5-литровом - 2 литра молока.
Переливаем 2 литра молока из 5-литрового бидона в 3-литровый, а потом наливаем 5 литров из 8-литрового ведра в 5-литровый бидон. Теперь в 8-литровом 1 литр молока, в 5-литровом - 5, а в 3-литровом - 2 литра молока.
Доливаем дополна 3-литровый бидон из 5-литрового и переливаем эти 3 литра в 8-литровое ведро. В 8-литровом ведре стало 4 литра, так же, как и в 5-литровом бидоне. Задача решена.

сосуд 8 л

сосуд 5 л

сосуд 3 л

До переливания

Первое переливание

Второе переливание

Третье переливание

Четвертое переливание

Пятое переливание

Шестое переливание

Седьмое переливание

После переливания, оказалось, по 4 л молока в 8-литровом и 5-литровом сосудах, а это и требовалось.

Задача № 7. Набрать 7 л воды из речки.

У подножья высокого холма, на берегу тихой речки был небольшой аул. Жили в нем два брата-охотника. Старшего брата звали Каалка, младшего Копчон. Отправляет старший брат младшего за водой и дает ему два бурдюка, вместимостью 8л и 5л и просит принести ровно 7л воды. Сможет ли Копчон выполнить просьбу старшего брата?

Решение:

Ходы

Задача № 8. Том Сойер.

Тому Сойеру нужно покрасить забор. Он имеет 12 л краски и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 л. У него 2 сосуда: один – вместимостью в 8 л, а другой – вместимостью в 5 л. Каким образом налить 6 л краски в сосуд на 8 л? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать?

Решение:

Ходы

Задача № 9. Губка Боб.

Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды. Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать?

Решение:

Ходы

Решение задач на переливание векторным способом

Существенным недостатком табличного способа решения является отсутствие четкого алгоритма действий, невозможность предвидеть ближайшие шаги. Составлять такие таблицы можно довольно долго, так и не придя к нужному результату.

Механизировать решение этих задач с помощью «умного» шарика предложил Я.И. Перельман в книге «Занимательная геометрия». Для каждого случая предлагалось строить биль­ярдный стол особой конструкции, длины двух сторон которого численно равны объему двух меньших сосудов. Далее, из острого угла этого стола вдоль одной из сторон нужно «запустить» шарик, который по закону «угол падения равен углу отражения» будет сталкиваться с бортами стола, показывая тем самым последовательность переливаний. На бортах стола нанесена шкала, цена деления которой соответствует выбранной единице объема. В результате движения шарик либо ударяется о бортик в нужной точке (тогда задача имеет решение), либо не ударяется (тогда считается, что задача решения не имеет).

Предложим еще один способ решения задач на переливание - с помощью векторов. Построим прямоугольную систему координат хОу (для решения потребуется только первая четверть). На оси Ох отметим точки, координаты которых кратны объему а одного из двух меньших сосудов. Через отмеченные точки проведем пунктиром прямые х = а , х = 2а , ..., х = kа .
Эти прямые покажут нам, что сосуд объемом а полон и его нужно опорожнить. На оси Оу отметим точку, координата которой численно равна объему второй из меньших емкостей, то есть b. Проведем через нее пунктирную прямую у = b, которая поможет нам определить точки очередного наполнения второго сосуда. Наполнение емкости, объем которой отметили на оси Оу, будем показывать векторами, направленными вертикально вниз. Переливание из этого сосуда в тот, объем которого указан на оси Ох, изобразим векторами, направленными по диагонали вниз. И, наконец, опорожнение последней емкости будет выглядеть в виде вектора, направленного вертикально вверх. Для контроля рядом с концами векторов будем записывать остаток или то, что перелили. Если искомое число получим на оси Ох, то это количество жидкости, накопленной в сосуде объема а , если оно окажется на одной из вертикальных линий, то необходимая величина находится в сосуде объема b. Начерченные векторы являются последовательными шагами решения задачи.

Для примера решим задачу:
Разделить содержимое наполненной бочки в 12 ведер пополам при помощи бочек в 9 и 7 ведер.

Построим прямоугольную систему координат так, как описано выше. Вертикальный вектор, направленный вниз к метке 9 - это первый шаг: наполнение 9-ведерной бочки. Вектор 9–2 по диагонали вниз - переливание воды из 9-ведерной в 7-ведерную бочку. Метка 2 означает, что в средней (9-ведерной) бочке осталось 2 ведра воды. Так как меньшая емкость полна (мы дошли до пунктирной линии), то ее следует опорожнить, то есть вылить содержимое в 12-ведерную бочку - вектор направлен вертикально вверх. Следующий ход - вылить оставшиеся в средней бочке 2 ведра воды в меньшую (вектор 2–2). Поскольку вектор показывает на ось Ох, то это означает, что 9-ведерная бочка пуста, ее нужно вновь наполнить (вектор направлен вертикально вниз до метки 9). Продолжаем при помощи средней бочки наполнять меньшую (вектор по диагонали), оценивая каждый раз при наполнении одной из них содержимое другой и указывая оставшееся число ведер рядом с концом вектора. Продолжая действовать таким образом, скоро обнаруживаем в средней бочке необходимые 6 ведер воды. Эту задачу можно решить иначе, поменяв местами обозначения для 7- и 9-ведерной бочек на координатных осях. Тогда решение достигается с помощью большего количества шагов.

Как на их глазах наливался живительным соком ещё один Павлик Морозов. Но в любом... много малых, последняя из них – финская. Все войны победно кончались, а о потерях умалчивали. До сих пор ...

  • Пособие для поступающих в вузы

    Реферат

    ... на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у своих исследователей. Одни историки видят ... и трехполье, как и много веков назад . Отдельные помещики предпринимали попытки технической модернизации, но она была невозможна...

  • Г. К. Честертон По-настояшему боишься только того, чего не по­нимаешь

    Документ

    ... «Можно вычитать мантры из книги и повторять их до бесконечно­сти, но если они не... одна старинная рукопись. Колдуны, ведьмы, зна­хари и знахарки до сих пор еще... много веков назад , и была ведьмой в той жизни. В каждой женщине, наверное, есть частичка ...

  • Звездная медицина. Сост. Г. М. Новоселова. Спб: Библиополис, М.: Олма-пресс, 1998. 472 стр. (Таинство). Isbn 5-87322-961-9

    Документ

    Физически, но и в душевных порывах. Она может замахнуться на многое , ей по плечу крупные задачи . Для... чай из мелиссы, вербены лимонной или мяты. Их можно пить в большом количестве, например до ...

  • Среди исламских деятелей в России тоже есть сторонники этой страшной традиции

    Один из варварских обычаев, оставшийся Египту в наследство со времен фараонов, - женское обрезание. Предыдущий режим активно боролся с ним, пришедшие к власти исламисты относятся к нему лояльно. Но самое страшное, что большая часть египтян поддерживает это издевательство над женщинами. Правда, образованные египтянки все чаще становятся противницами древнего обряда. Об этом рассказывает в своем материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online» Лилия Ахмадеева, казанская журналистка, переехавшая на жительство в страну пирамид.

    ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА ЕГИПТЯНОК

    Писать на эту тему сложно и неудобно, потому что она связана с интимной стороной жизни и анатомическими подробностями. Именно поэтому проблема не обсуждается широко в египетском обществе и СМИ. Это табу. Хотя пора уже сознательным египтянам кричать и трубить о ней на всех углах. По крайней мере, я, раз уж пишу о стране пирамид, считаю несправедливым ее обойти. Речь идет об отталкивающем древнем обычае женского обрезания, до сих пор широко практикующемся на берегах Нила.

    Многие эксперты считают, что термин «обрезание» является эвфемизмом, и гораздо точнее звучит «нанесение увечий женским гениталиям». Египет - один из лидеров в мире по количеству проводимых ритуалов. Статистика говорит о том, что в стране пирамид могут быть обрезаны около 90% замужних женщин. Последствия «операции» в большинстве случаев - это потеря женщиной сексуальной чувствительности, часто - проблемы со здоровьем (физиологические и психологические), сложности с деторождением, а иногда и летальный исход.

    ЧТО ТАКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРЕЗАНИЕ И ГДЕ ОНО ПОЯВИЛОСЬ?

    Этот обычай зародился не в какой-то конкретной культуре, а сразу в нескольких. По словам ученого Дэвида Голлахера, президента Калифорнийского института здоровья и автора книги «Обрезание», практика увечья женских половых органов распространена широко по миру и характерна как для аборигенов Австралии, так и для многих африканских народов. Основная цель ритуала - контроль над женской сексуальностью, а также инициирование во взрослую жизнь. По одной из версий, практике также подвергали рабынь Древнего Рима, чтобы подавить их «естественные инстинкты к размножению». Некоторые источники утверждают, что такой обычай существовал еще в Древнем Египте. Об этом свидетельствует труд греческого философа Страбо , посетившего Египет в 25 году до нашей эры. Согласно Discovery News , он написал в своей многотомной работе Geographica: «Наиболее рьяно египтяне соблюдают обычай обрезания каждого рожденного мальчика и девочки». По другим историческим источникам, девочек обрезали лишь в случае, если их половые органы увеличивались в размере и имели неэстетичный вид. Так или иначе, но самый экстремальный вид «операции», проводимой в больших количествах и по сей день, носит название «фараоново обрезание».

    Любопытно, но много столетий спустя, в XIX веке, случаи удаления женских наружных гениталий были зафиксированы в Англии и США. Считалось, что такая процедура поможет избавиться от различных психологических симптомов, а также от мастурбации и нимфомании. Дэвид Голлахер упоминает в своей книге, что хирурги викторианской эпохи опирались на развенчанную ныне теорию о том, что неврологические расстройства (депрессия и неврастения) обусловлены воспалением половых органов.

    В настоящее время понятие женского обрезания подразделяется на несколько типов, а те, в свою очередь, подтипов, исходя из количества и характера повреждений. Подробную классификацию можно прочитать в Википедии . Суть же сводится к тому, что бывает женское обрезание, которое можно расценить как пластику половых органов, увеличивающую приятные ощущения во время полового контакта. Есть обрезание, условно говоря, «средней тяжести», если так вообще можно выразиться. Это удаление одного из наружных половых органов женщины - клитора или половых губ, или все вместе. Третья группа - инфибуляция или то самое «фараоново обрезание» - это «операции», при которых отрезаются либо малые половые губы, либо большие, затем раневые поверхности смыкаются (при зашивании или связывании ног), закрывая клитор, уретру и вход во влагалище. Оставляется небольшое отверстие.

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ

    В мире более 100 миллионов женщин живут с последствиями травмирующего обрезания. Преимущественно в Египте, Судане, Эфиопии, Эритрее, Джибути, Сомали и Мали (по некоторым данным, более 80% женщин подвергаются этой процедуре), а также в Саудовской Аравии и Индонезии. В меньших количествах, но все же распространено в Азии: на Филиппинах, в Малайзии, Пакистане и Индонезии. Также иногда практикуется в Арабских Эмиратах, Йемене, Омане и Бахрейне. В Латинской Америке женское обрезание встречается в Бразилии, Восточной Мексике и Перу.

    Международное сообщество официально выступило против увечья женских гениталий совсем недавно - шесть месяцев назад, 28 ноября 2012 года ООН приняла соответствующую резолюцию. В Европе первыми объявили войну варварскому обычаю Швеция и Англия в 1985 году. В США травмирующее обрезание объявили незаконным в 1997 году. С тех пор многие страны последовали их примеру, в том числе азиатские и африканские государства. Однако обычай оказался настолько живучим, что ему продолжает упорно следовать население, несмотря на постоянные разъяснения по этому поводу и даже на угрозу тюремных сроков. Поскольку практика нелегальна, многие доктора отказываются осуществлять ее в медицинских кабинетах. И тогда за дело берутся различные шаманки, знахарки и просто «умудренные жизнью» старухи, орудуя ножницами, ножами и все, что под руку попадется, без какой-бы то ни было анестезии.

    В Египте женское обрезание официально запретили в 2008 году, против него активно боролась тогдашняя первая леди Сюзанна Мубарак , называя его «скандальным примером длительного физического и психологического насилия над детьми, которое должно остановиться» (цитата по «The Huffington Post»). Де-юре за совершение ритуала полагается тюремный срок (с лишением медицинской лицензии, если процедуру проводил врач), де-факто многие медики продолжают обрезать нелегально, за двойную мзду. Если у семьи нет денег, то идут к знахарке. В общем, этот закон в Египте соблюдают примерно так же, как в мире церковный запрет Папы на совершение абортов.

    ПОЧЕМУ ЕГИПТЯНКИ ДОБРОВОЛЬНО ОБРЕЗАЮТ СВОИ ДОЧЕРЕЙ?

    Коптская православная церковь и главный муфтий Египта поддержали принятие закона, запрещающего жестокий обычай. Однако полное согласие относительно статуса женского обрезания в Исламе до сих пор не достигнуто. Множество шейхов и имамов настаивают на том, что женское обрезание желательно или, во всяком случае, религией не запрещается. В этом плане показательно интервью шейха Исламского Университета Аль-Азхар Махмуда Ашхура журналисту египетского телеканала, которое я перевожу здесь:

    Шейх : Вся история исламской юриспруденции за 14 веков показывает - было достигнуто согласие в том, что обрезание дозволено. Существуют хадисы аль-Бухари и аль-Муслим, которые поддерживают женское обрезание. Пророк говорил: «Если обрезанный мужчина и женщина имеют сношение, они должны совершить омовение». Существует такое ругательство, как «сын необрезанной женщины». Критика женского обрезания нелогична и противоестественна….

    Журналист: Каково назначение у женского обрезания?

    Шейх : …прежде всего, замечания о том, что операции проводятся грязными инструментами, не имеют к религиозным предписаниям никакого отношения. Неужели из-за дантистов, которые не стерилизуют свои инструменты, мы должны оказаться от лечения зубов? Утверждения, что женское обрезание ведет к бесплодию, ложны. Мусульманская женщина вынашивает больше детей, чем какая-либо другая в мире. Это западная женщина бесплодна, несмотря на то, что не обрезана. Говорят, что обрезание ведет к нервным срывам, но напротив, это же праздник для всей семьи…

    Журналист: Праздник для всей семьи?! Позвольте начать с физиологических последствий. Согласно некоторым исследованиям, пока идет праздник, и девочке приносят сладости, в это же самое время свершается акт… отсечения куска плоти. Во-первых, после этого она теряет доверие к семье, во-вторых, возникают сложности с деторождением, такие, как разрывы, попадание микробов…

    Шейх : В этих случаях, конечно, необходима стерилизация инструментов. Сколько частей тела отрезают во время пластических операций? Пока что никто не начал рассматривать это как покушение на женщин….

    Журналист: Это требование религии?

    Шейх : Нет.

    Журналист: Какова все-таки главная причина?

    Шейх : Некоторые источники говорят: «Отрезай, но не удаляй». Иными словами, это не означает удаления органа, но и не говорит, что надо оставить, как есть. Решение принимает мусульманский врач, заслуживающий доверия. Она решает, нуждается ли в этом девочка.

    Журналист: Почему же девочка может в этом нуждаться?

    Шейх : Если это оставлено на усмотрение доктора, то это обычай, а не часть религии. Женское обрезание больше не законно, только потому, что оно практиковалось во времена фараонов. Ислам допустил те древние обычаи, которые были органичны, и запретил те, что были направлены против человеческой природы.

    Журналист: 95 процентов египетских проституток обрезаны.

    Шейх : А 100 процентов проституток Запада - нет.

    МУСУЛЬМАНЕ РОССИИ - ЗА «ГУМАННОЕ» ОБРЕЗАНИЕ И ЖЕНСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

    Как мы видим, основная загвоздка, с которой никак не могут определиться духовные лица, состоит в том, как много, собственного говоря, нужно отрезать. Да и зачем шейхам пускаться в скрупулезные рассуждения насчет гениталий? Дело это интимное, внутрисемейное, деликатное… Если заниматься просвещением и поднимать тему на проповедях, то, поди, и слово «клитор» придется по сто раз на дню повторять… Конечно, в Египте такого никогда не будет. Живут же люди и так, почти никто не жалуется.

    А вот мусульмане России эту дилемму для себя, похоже, решили: и богоугодную практику не отрицают, и увечий женщине, по их мнению, не наносят (что, кстати, строго Исламом запрещено). Вот что говорится об этом на сайте islamdag.ru: «В пользу же женского обрезания говорит тот факт, что во Франции совершение такой операции считается модным, ибо после неё женщина быстрее достигает удовлетворения. В Исламе женское обрезание является обязательным, согласно мазхабу имамов аш-Шафии и Ахмада (...).Следует отметить, что некоторые люди, которые совершают эту операцию, совершают её неправильно и травмируют человека, отрезая клитор или часть от него. Фактически, следует отрезать малую часть, которая находится на самом верху женских гениталий. (…) Обрезание заключается в удалении незначительного кусочка кожи, так называемого «капюшона», прикрывающего клитор. По сути это схоже с мужским обрезанием. Не каждая женщина может похвастаться, что испытывает оргазм. Неудовлетворённые женщины становятся раздражительными, истеричными, агрессивными. А ведь, оказывается, достаточно сделать несложную операцию, чтобы получать оргазм! (…)Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Правильное обрезание женщины делает её лицо красивым». (…).Абу-Хурайра передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) сказал: «О, женщины ансаров, делайте обрезание, но не преувеличивайте в обрезании - «режьте малую часть».

    Подобные статьи я находила на многих исламских сайтах, например, islamreligion.com, с подробными инструкциями, как именно должно проводиться «правильное» женское обрезание. Очевидно, это не «египетский путь». Ведь там «операции» совершают совсем по другим причинам, и цель их - лишить женщину удовольствия, а не преумножить его. К тому же, будь это исключительно частью Ислама, к чему бы калечить гениталии детей вздумали христиане?

    РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ЖЕНСКОГО ОБРЕЗАНИЯ МОГУТ ПОХОРОНИТЬ ИСЛАМИСТЫ

    Хоть тема женского обрезания и не муссируется в египетских СМИ, но кое-какие публикации и обсуждения все же случаются. «Против» регулярно выступает Египетское Общество акушеров и гинекологов. Различные общественные организации занимаются просветительской работой, в том числе и в глубинке. К тому же растет общий уровень образованности женщин. Все это медленно, но верно дает результаты. Новое поколение молодых матерей уже не так усердствует, как предыдущее. С 2005 по 2008 год, по данным Egypt Independent, количество девочек, подвергшихся травме гениталий, снизилось с 77 до 74%, а молодых мам, желающих в будущем обрезать дочерей, - с 41 до 33%. Проблема в том, что старшее поколение женщин, прошедших через обрезание и верное традициям, давит на молодое.

    Еще одна причина, по которой избавление от пережитков тормозится - это отсутствие политической воли к запрету, а в некоторых случаях, и поддержка женского обрезания исламистскими политиками. «Исламисты - враги всего, что связано с предыдущим режимом, - объясняет египетская активистка в сфере защиты прав женщин Невин Ибейд , - мы добиваемся, чтобы соблюдение прав женщин рассматривались, как требование общества, а не просто прихоть прежней власти». По словам правозащитницы, Мурси и команда, и так находящиеся в шатком положении, скорее будут за сохранение статуса-кво, вместо того, чтобы бороться с обрядом, вызывая раздражение населения.

    Недавно в Египте даже разразился скандал: в провинции были замечены передвижные медицинские станции, в числе прочего предлагающие «всем желающим» пройти через бесплатную процедуру женского обрезания. Автобусы были помечены эмблемами «Партии свободы и справедливости», правда, ее представитель позже прокомментировал прессе - мол, селяне не разглядели и ошиблись… Активисты боятся, что результаты борьбы будут нивелированы при попустительстве (или поддержке) правящего режима. Женское обрезание - всего лишь одна из проблем соблюдения прав человека, которые в стране пирамид все чаще становятся пустым звуком.

    Как и много веков назад, самое оживленное место города ранним утром – это рынок. Под деревянными навесами, крытыми циновками, разложены горки яблок, апельсинов, лимонов, непременная зелень, без которой не обходится ни одна трапеза сирийца. Покупатели - в основном мужчины. Это их семейная обязанность. Жена дома занята заботами о многочисленном потомстве, а муж с сумкой в руке обходит рыночные ряды, сосредоточенно и спокойно приценивается, неодобрительно щелкает языком, ощупывает товар, и все это не спеша, со знанием дела и определенным удовольствием.

    С заходом солнца город пустеет. Он рано погружается в сон. Светят лишь уличные фонари да лавки, где даже в поздний час ведется торговля, рассчитанная на прибывающих моряков. Трудно поверить, что набережная всего час назад била запружена толпой гуляющих – целые семейства, стайки хорошеньких девушек и отдельно группы юношей. Если же девушка и юноша идут вместе, то они непременно обручены. На девушку, которая ему понравилась, юноша смотрит только издали, не вправе обратиться к ней, а тем более вместе прогуляться по набережной. Родители зачастую выбирают детям невест и женихов, а те покорно соглашаются. И часто жених с невестой встречаются впервые на своей свадьбе. Развод же в Латакии – явление исключительно редкое.

    В Латакии интересно все – и ее история, и памятники прошлого, и традиции, и жизнь сегодняшнего дня. И побывать в этом городе стоит каждому.

    11.3. Халеб.

    На протяжении своей истории Халеб наблюдал огромное количество трагедий, был ареной многих жесточайших столкновений, опустошительных набегов древних народов. Стон и плач сопровождали толпы уводимых в рабство. Стены древней цитадели могли бы поведать немало рассказов о мужестве жителей города. Только за период с X по XV были совершены десятки набегов на город. Но город продолжал жить, устояв не только перед завоевателями, но и перед землетрясениями, оставившими на нем свои следы.

    Жизнь Сирии на протяжении многих веков отражает Музей в Халебе. Он расположен в центре города, в светлом доме, окруженном небольшим садом. Символична судьба этого здания. Оно было выстроено во времена французского мандата и предназначалось для городского муниципалитета. Однако политические события изменили многое. Городом стали управлять сирийцы, и решением национального городского совета здание было передано музею.

    У входа в музей 3 огромные фигуры из серого камня подпирают портик. Это триада из древнего арамейского города Гузана – статуи двух богов и богини. Массивные ноги богов топчут спины животных. Композиция на редкость выразительна. Пасти львов злобно оскалены, глаза сверкают, рога быка угрожающе выставлены вперед. Непропорционально огромные, с яркими белками и черными обсидианоновыми зрачками глаза богов производят неизгладимое впечатление. Этими мистическими глазами смотрит на нас сама древность. Когда-то скульптуры поддерживали портик дворца арамейского правителя. На платье женского божества Иштар выбит клинописный текст: «Это дворец Капара. Мой дед и отец умерли и стали бессмертными, но не смогли сделать того, что сделал я. Если кто-либо сотрет мое имя, чтобы поставить свое, то пусть семь его сыновей будут сожжены перед Хаддадом (главный бог Гузаны)».

    От ворот музея можно прогуляться до стен цитадели, с которой виден весь Халеб – город серо-желтый, со стрелами минаретов, куполами мечетей, многоэтажными современными домами, здесь причудливо перемешаны стили эпох.

    Халеб имеет самый длинный в мире крытый рынок, который почти не изменился в течение веков. До сих пор на этом огромном рынке существует корпоративная система продажи пряностей, текстиля, веревок, шатров и прочего. Чего только не встретишь здесь! В золотых рядах вам предложат кольца и серьги – старинные и самых последних моделей, чеканные пояса, височные украшения. Нависающие толстые своды создают особую атмосферу. Здесь прохладно летом, тепло и сухо зимой. Лавки на рынке совершенно не перестраивались с XV. И выглядят эти лавки действительно своеобразно. Узкие и длинные отверстия входов обрамлены деревянными створками с нарисованными на них цветными узорами. В стороне лежит огромный замок, место которому давно в музее. Ощущение возврата в глубокое средневековье дополняется видом массивных ворот хана – старого караван-сарая на территории рынка. Пуст обширный двор, где когда-то стояли нагруженные верблюды. На галереях, окружающих двор с четырех сторон, заколочены окна. Сейчас там находятся склады.

    Недалеко от рынка находятся древние ворота города. Здесь множество мечетей и медресе. Красивый портал, украшенный резьбой по камню. Это медресе Шарафия, построенное в 1242 году. Сейчас в этом здании находится библиотека, известная тем, что хранит редкие манускрипты. На серых камнях внутреннего дворика белые квадраты. Один маленький – в центре, другой больший, окаймляет первый.

    Среди многочисленных мечетей особое место занимает Большая мечеть Омейядов, возникшая на территории христианского храма, в свою очередь построенного на месте языческого, что весьма характерно для Сирии. Над мечетью возвышается стройный квадратный минарет, до сих пор считающийся лучшим в городе. Михраб мечети украшен дорогим деревом, инкрустированным слоновой костью.

    Халеб является центром обширных сельскохозяйственных районов. Поэтому именно здесь сосредоточенны мног8очисленные предприятия по обработке оливок, сахарной свеклы, производству соков, масла, сыра. Известен на всю страну халебский пивоваренный завод, выпускающий пиво «АШ-Шарк». Большой популярностью пользуется тракторный завод, продукцию которого можно увидеть на полях страны.

    Халеб широко известен своими культурными традициями. Из этого города вышло немало художников и композиторов, поэтов и писателей. Неизменно внимание привлекают концерты молодого композитора, музыканта и певца Абеда Азри. Этот талантливый певец, обладающий красивым и сильным голосом, переложил на музыку несколько текстов из древней эпической поэмы о Гильгамеше, некоторые поэмы суфиев, современные стихи сирийских, ливанских и иракских поэтов. Музыка Абеда Азри всегда опирается на лучшие образцы арабской поэзии. И если поэзия остается сугубо национальной, то музыка, по его мнению, должна меняться и соответствовать духу времени: «Мы не должны идти назад и использовать только наши традиции. Мы должны развивать национальную музыку и, развивая, сближать ее с жизнью». Таково художественное кредо Абеда Азри.

    12. Что интересного?

    12.1 Крак де Шевале – замок рыцирей.

    Сирия – единственная страна на востоке, которая сохранила замки крестоносцев. Они возвышаются на побережье и в горах, представляя своеобразную архитектуру, являясь памятниками далекого тревожного времени битв и религиозного фанатизма знаменитых крестовых походов.

    Приблизившись к замку Крак де Шевалье, забываешь на мгновение, что живешь в XX столетии. Узкий подъемный мост, железные ворота, многочисленные переходы, башни заставляют забыть действительность. Кажется, что вот-вот услышишь звук лошадиных копыт, звон мечей и голоса рыцарей.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.