Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом? Можно ли мыть голову в церковные праздники

Запрет на различные виды деятельности в зачастую несет под собой больше суеверный страх, чем реальную угрозу. Однако он настолько силен, что многие предпочитают прислушаться к мифам и слухам и отказаться от всего в такие дни. На самом же деле, не советует заниматься физическим трудом исключительно для того, чтобы была возможность провести этот день с семьей, пообщаться и т.д.

Большая часть такого рода рекомендаций была основана на наблюдениях обывателей и ряде совпадений. Так, например, достаточно распространенным запретом является запрет шитья и штопки на Рождество. Но это поверье из серии тех же, нельзя шить . Связано оно с тем, что ребенок якобы обвивается пуповиной. Научной же доказательной базы под собой это утверждение не несет.

Под запретом в церковные праздники находятся и различные переезды. Вообще, считается оптимальным вариантом оставаться дома, т.к. никакие поездки или запланированные выезды удачно не закончатся.

У сторонников запретов такого рода есть один совет – остаться дома и молиться: за здравие, за успехи и т.д.

Одна из примет Пасхи гласит, что женщинам в первый день Великого поста нельзя ходить по дворам, т.к. это несет за собой несчастья и болезни.

А вот на Благовещенье дамам вообще прически. Особенно такие, которые подразумевают плетение кос. Причем зачастую сторонники такого утверждения ссылаются на Святое Писание, в котором есть такие слова: «Марфа, Марфа, не чешись».

Рекомендуется отказаться в этот день от посещения парикмахера. Также не стоит записываться на эпиляцию.

На день святого Ильи запрещается купаться, т.к. по статистике именно в этот происходит максимально большое количество несчастных случаев на воде.


В сентябре в православной Церкви воспоминаются также двух великих двунадесятых .


Так, 21-го сентября Церковь отмечает Божией Матери. Праздник именуется Рождеством Пресвятой Богородицы. Этот день был особо почитаемым для , так как считается, что Русь является одним из уделов Божией Матери.


27-го сентября очередной красный день церковного календаря, ознаменованный постом. В этот день во всех православных храмах проходят богослужения в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. История праздника уходит еще в IV век, когда императрица Елена (мать царя константинопольского Константина) обрела в Иерусалиме тот крест, на котором был распят Христос. 27-го сентября в Константинополе при огромном собрании народа был воздвигнут крест Спасителя для поклонения верующими. В этот день Церковь воспоминает также страдания Христа. Именно поэтому православный предписывает строго поститься 27-го сентября.


Кроме этих основных праздников, в сентябре есть и иные торжества церковные. Например, 14-е сентября - начало церковного года (новолетие), 19-е сентября - память архистратига Михаила (воспоминается его чудо в Хонех), а 30-го сентября Церковь отмечает день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Почему нельзя фотографировать человека спящим: популярные версии

Наши предки считали, что душа спящего человека покидает пределы бренного тела, отправляясь странствовать. Поэтому во время сна тело лишено защиты и подвержено нападкам нечистой силы. Спящего человека не переносили с одного места на другое и даже не переворачивали в пределах одной и той же кровати. Считалось, что в результате перемещения тела вернувшаяся душа может не найти его. Как следствие – смерть. Категорически запрещалось рисовать спящих людей, так как подобные действия забирали силы, провоцировали возникновение болезней или приводили к летальному исходу.


Мистики считают, что фотоснимок хранит огромное количество информации об изображенном на нем человеке. Колдуны могут читать эту информацию и использовать ее для того, чтобы отправить в адрес изображенного на фото человека недобрые заклинания или сглаз. Учитывая, что пребывающий во сне человек находится в обессиленном состоянии, порча или сглаз будут действовать на него гораздо сильнее. Также стоит отметить, что для совершения недобрых магических ритуалов темным магам вовсе не обязательно обладать снимком человека на фотобумаге, для сглаза они могут использовать фото в электронном виде.


Кроме мистических ответов на вопрос «почему нельзя фотографировать спящих?» существуют вполне реальные объяснения. Прежде всего, необходимо отметить, что яркая вспышка или щелчок затвора фотоаппарата могут сильно испугать спящего человека. Поэтому фотограф рискует услышать в свой адрес многоэтажную тираду не совсем ласковых слов. В результате испуга у могут возникнуть нарушения в функционировании центральной нервной системы и развиться фобии.


Ну и наконец, самый понятный ответ на поставленный вопрос, который способен удовлетворить как верящих в мистику людей, так и отрицающих ее существование: спящего человека не следует фотографировать потому, что он на фотографии будет выглядеть абсолютно непривлекательно. Это объясняется тем, что во время сна все мышечные группы организма расслаблены, а положение тела может быть самым непредсказуемым.


Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз

Согласно устоявшейся народной традиции часто можно услышать следующую фразу: «Сегодня большой праздник, делать ничего нельзя». Действительно ли это так? Является грехом что-то делать дома, работать в церковные праздники? С таким вопросом корреспондент «ПСГ» обратилась к настоятелю прихода храма святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре, священнику Сергию Шевченко.
«Хотелось бы вообще сказать об отношении Церкви к любому празднику церковного календаря, в том числе, и к Воскресному дню, - начал нашу беседу настоятель Сергий. - Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню и отношение иудеев к субботе, как седьмому дню, разное. В иудейскую субботу сводом правил в этот день было запрещено в своем доме зажигать огонь и даже готовить пищу. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон.
Люди часто спрашивают: «Что можно, а чего нельзя делать в праздники?» Или некоторые говорят: «Вот воскресный день, сегодня нельзя работать». У меня сразу возникает другой вопрос: «А что вы позволяете себе делать в воскресный или в праздничный день?» Если вы в эти дни позволяете себе сидеть у телевизора или шумно отмечать тот или иной праздник, то, конечно же, это не христианское отношение. Лучше бы вы тогда работали в этот день, чем вели себя таким образом.
Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях). Но не оставим же мы в праздник своих близких без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет в церковный праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, мне сегодня нельзя». Судите сами – что лучше: провести праздничный день за некой полезной работой, или провести его с пультом от телевизора на диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.
И второй момент. Хотелось бы указать на самое главное. Зачастую такие вопросы задают люди, которые далеки от Церкви. Для человека верующего такого вопроса существовать просто не может. Я повторюсь: если сегодня праздник, и встанет вопрос, пойти в магазин, поработать в огороде, а другого дня для этого не существует, то каждый христианин с уверенностью ответит: я должен это сделать. Заповедь о любви превосходит все заповеди. И когда вопрос стоит: помочь ребенку, постирать ему одежду, приготовить обед, то здесь не должно появляться вопроса: должен я это делать в праздник или нет? Я должен, потому что я его люблю. И могу это делать, в этом греха никакого нет.
У меня же, прежде всего, возникает вопрос, о нашем христианстве. Если в течение всей своей жизни человек исполняет все другие заповеди, если для него воскресный день – это не «повод», а уже сложившаяся традиция придти в храм, провести время со своей семьей, то тогда человек вправе задавать такой вопрос. Но когда мы не исполняем другие христианские заповеди и не живем христианской жизнью бессмысленно задавать подобные вопросы.
В Германии, к примеру, в воскресный день ни одного магазина не работает, рынки работают только в субботу. Продукты в воскресенье вы можете купить только в магазине на заправке по завышенным ценам. Многие люди идут в храм. В некоторых других православных странах такие же традиции. Но в нашей «православной» стране в воскресенье люди идут на рынок, к сожалению. Вот это наша традиция.
Я снова повторюсь: для того, чтобы задавать такой вопрос о том, как проводить воскресный либо праздничный день, нужно задать вопрос о своем христианстве.
Большая беда в том, что таким понятиям учит телевизор. Иногда слышишь: сегодня у православных праздник, называется «Головосек». Нет такого праздника. Есть Усекновение главы Иоанна Предтечи. Но никак не «Головосек». Дальше говорят: «Сегодня нельзя шинковать капусту, резать морковь». Никогда не было такого, чтобы Церковь запрещала именно в этот день резать какие-то овощи. Можно и нарезать капусту, и приготовить суп. В этом греха никакого нет. Но если есть возможность для православного человека отказаться от своих повседневных дел, и посвятить именно этот день Богу и семье или ближнему, то это правильно, и в этом исполнение заповеди о почитании седьмого дня. Главное, чтобы воскресенье либо праздничный день не превращались в очередной «повод».

Записала Екатерина ЮРЧЕНКО

АНОНС: Дорогие читатели, вы также можете задать свой вопрос о вере, церкви и православии священнику Сергию Шевченко. В новой рубрике «ПСГ» «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ» мы расскажем обо всем, что вас интересует. Высылайте ваши письма по адресу: ул. Котловца, 37 а, комн. 17 или на электронную почту [email protected].

Откуда появились приметы и запреты в русском православии? В этой религии прослеживается тесная связь с языческой верой, существовавшей в умах и сердцах людей до насаждения им христианства. Чудесным образом она раскрывается в датах религиозных праздников, а также в самых разных приметах и запретах, в том числе действующих во время их проведения. Рассмотрим, какие дела нельзя делать в церковные праздники, почему и откуда именно взялись эти запреты.

Православие и язычество

До того как освятил Русь, княжество было языческим. Оно характеризовалось многобожием и не выделением себя из мира природы.

Ярый язычник прежде, Владимир вдруг узрел веру истинную в христианстве. Он и стал распространять православие по всей Руси.

Но возможно ли, чтобы язычество искоренилось полностью из русского народа? Конечно, нет. Оно живет не только в приметах, передающихся из поколения в поколение, но и в самой церкви.

Язычество постепенно устроилось в новой культуре. И по сей день бабки заговаривают хвори, а хозяйки задабривают домовых у себя дома, чтобы он хранил их семейный очаг и защищал от разных опасностей. То, что нельзя делать в церковные праздники, часто совпадает с дохристианскими обычаями на Руси, а традиционные обряды, такие как крестины, похороны, поминки хоть и проходят в церкви, но содержат много языческих обрядов.

Приметы в православии и язычестве

Получается, что бы ни насаждалось сверху, народ все равно поменяет это таким образом, чтобы новое вписалось в его жизнь. Изменения происходят и в народных традициях, и в церковных правилах одновременно. Так, вера православная и языческая переплетаются и становятся одним целым. Такой синтез носит название народное христианство, а по научному, религиозный синкретизм.

Так, некоторые языческие обряды и обычаи вливаются в православие, и церковь смиряется с этим. Примером является Масленица, отмечаемая на день перед Великим постом, и длящаяся неделю.


выпадающий на день летнего равноденствия, с другой стороны, церковь не признает и пытается искоренить его своим праздником — днем памяти Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса. Однако в народе он продолжает отмечаться наряду с православным. И тот и другой праздники связаны с водой. Девушки бросают венки в реку, а их любимые стараются поймать. В православии в этот день Иоанн избрал крещение путем омовения и погружения в воду.

День осеннего равноденствия совпадает с большим праздником — Рождеством Пресвятой Богородицы. И староверы, и православные равно чтут этот праздник. Женщины молились в этот день Богородице в надежде забеременеть, а в народе праздновался Новый год. Тогда горящую лучину на селе гасили и зажигали новую, веря, что погасшая заберет с собой все хвори и несчастья, а новая — даст здоровую жизнь.

Воскресение

Не только православие переплетается с языческой верой. Ярким примером в этом служит веление римского императора Константина в четвертом веке.

День покоя для христиан — воскресенье — является в то же время религиозным праздником. Люди тогда отдыхают. Что нельзя делать в церковные праздники? Конкретного списка запрещенных дел нет. Все, что можно, лучше отложить на другой день.

С отдыхом в воскресенье также связывают языческий культ почитания Солнца. Впервые в честь почитания светила римский император Константин в 321 году ввел выходной. Есть сведения, что культ Солнца существовал задолго до этого, а он узаконил его, установив днем отдыха. Понятно, что такой закон был издан для завоевания симпатий христиан в империи. Христиане в этот день ходят в церковь на службу.

Изначально после воскресение праздновалось один раз на первый день Пасхи. Лишь с шестнадцатого века день недели был назван «воскресеньем» в память о Христе. Раннее его наименование — неделя — стало употребляться вместо слова «седмица». Это подтверждает то, что в этот день не работали и раньше, ведь «неделя» при делении слова означает «не делать».

Христос — фундамент веры для православных. Было признано, что в этот день излился на церковь Дух Святой. Такое объяснение было дано христианам, чтобы молиться Христу в этот день и не работать.

Но не было ли это перенято из язычества, когда почитали Солнце?

Главные православные праздники

В христианстве существует более десяти основных праздников, в которых установлены точные или переходящие даты.

  1. Рождество Христово празднуется седьмого января.
  2. Богоявление — девятнадцатого января.
  3. Сретение Господне — пятнадцатого февраля.
  4. Благовещение Пресвятой Богородицы — седьмого апреля.
  5. Преображение Господне — девятнадцатого августа.
  6. Успение Пресвятой Богородицы — двадцать восьмого августа.
  7. Рождество Пресвятой Богородицы — двадцать первого сентября.
  8. Воздвижение Креста Господня — двадцать седьмого сентября.
  9. Введение во храм Пресвятой Богородицы — четвертого декабря.

Даты остальных праздников меняются в зависимости от празднования Пасхи. Этими днями являются:

  • Вход Господень в Иерусалим, празднуемый за неделю до Пасхи.
  • Пасха.
  • Вознесение Господне — на 40-й день после Пасхи.
  • День Святой Троицы или Пятидесятница, отмечается на 50-й день после Пасхи.

Торжественные богослужения во все эти дни проходят в особенной праздничной атмосфере. Что нельзя делать в большие церковные праздники?

Рождество Христово — запреты

Как воскресенье, так и если приглядеться, имеет свои языческие корни, происходящие от поклонения Солнцу. Древние на этот праздник стремились ничем не осквернить свою душу и не испортить свою судьбу. Но если уж так вышло, то именно этот день служил для очищения и покаяния. А что православным нельзя делать?

Рождество проходит во время Великого поста, в течение которого христианам не рекомендуется употреблять молочную продукцию и мясо, а питаться в основном овощами и фруктами. Через физическое, человек проходит духовное очищение.

Нельзя также принимать в этот день водные процедуры. Ведь таким образом можно смыть грехи, но необходимо очищать себя через молитвы.

Кроме этого, шитье, вязание, охота и рыбалка также запрещаются. Это повседневные обязанности, а не праздничные. Но в язычестве подобный запрет также был, причем прядение и любое занятие с нитками было опасно тем, что можно было запутать свою судьбу.

Крещение — запреты

Ножницы — это враг номер один для православных в этот день. Нельзя стричься, делать маникюр, педикюр и все остальное с ними связанное. К этому же относятся нитки, занятия с ними и прочие подобные дела.
В этот день, в отличие от предыдущего праздника, принято купаться в водоеме. В крайнем случае за невозможностью нужно принять душ до рассвета.
Категорически нельзя лгать, сквернословить и скандалить. В противном случае можно навлечь на себя болезни ротовой полости, а также рабочие и семейные проблемы.
С 18 до 19 января нельзя вступать в интимную связь, так как это может стать причиной проблем в отношениях с любимым.
Удивительно, как эти запреты напоминают народные приметы.

Пасха и связанные с нею праздники — запреты

В воскресенье запрещено ходить на кладбище и отпевать панихиды, но категорического воспрещения в этом нет. Просто это день веселья и праздника, а не грусти и печали.
Что нельзя делать в церковные праздники в апреле? От чего следует воздерживаться?
Какую работу нельзя делать в церковные праздники в другие месяцы, такую же запрещается и в этом. Речь идет о стирке, уборке и подобных хлопотах.
Люди посещают храмы и молятся, а на Пасху святят крашеные яйца с куличом и другими вкусностями. Интересно, что означают куличи и яйца в язычестве. Как бы ни были шокированы некоторые читатели, но это символ мужского органа, который древние славяне восхваляли, отмечая особый праздник — Пасхет.
В этом месяце празднуются и другие даты. Среди них 18 апреля 2015, церковный праздник. Что нельзя делать еще на седмицу с 13 до 19 апреля и 18-го числа, на день Святого Иова, патриарха Московского?

Не приветствуются всяческие излишества в еде, кулачные бои, подобные масленичным. Принято посещать кладбище и поминать там усопших, однако после кладбища о них следует забыть. Ведь празднуется воскрешение, жизнь! Поэтому воспоминания о смерти в эти дни не нужны.

Пресвятая Богородица, Воздвижение Креста Господня — запреты

В эти дни запрещается то, вообще. Отличия лишь касаются народных примет. Здесь опять, как и всегда, прослеживается интеграция язычества в церковь.
На Благовещение нельзя заплетать косы и делать разные прически.
На Успение нельзя ходить босиком, а то соберутся все болезни.
На Крестовоздвижение нельзя начинать новые дела, так как вероятен риск, что сложатся они неудачно; плохо ходить в лес, так как леший считает в этот день зверей, а видеть человеку сие запрещается; обязательно следует закрывать двери, чтобы змеи не забрались в дом.
Остается только догадываться, с чем связаны такие языческие приметы и почему их стоит придерживаться именно в эти дни.

Итог: что нельзя делать в церковные праздники и почему

В православии жестких запретов в эти особенные дни нет. Сами служители говорят, что если труд необходим и в другое время его делать невозможно, то, конечно, и в праздник можно это реализовывать. Желательно, однако, в эти дни отдыхать. Но не просто ничего не делать и смотреть телевизор, а ходить в Божий дом и молиться.
Так предписывает церковь.


Народные традиции же обогащают скудные религиозные запреты, наполняя их мудростью и силой предков-язычников.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.