Опыты с водой и воздухом в доу. Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства. Вывод: воздух бесцветный

Елистратова Екатерина Вячеславовна, воспитатель
МДОУ Д/С №1 пгт. Новозавидовского, Тверской обл.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

Воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Воздух легче воды;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха не возможна жизнь;

Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Ветер - движение воздуха.

Оборудование:

Игрушка «Кукла» и ширма;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Песочные часы;

Воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

Кукла , появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Кукла: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!

Опыт 3. Камень.

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

Дети: Из камня выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .

Кукла: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 4. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 5. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри предметов;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует) . Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

Наталья Манякина
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Образовательная область основная : Познание.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа .

Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации : подгрупповая .

Программное содержание :

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха .

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова : опыт , воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы» , «Смешарики. Воздух для вдохновения » .

Опыты . «Как увидеть невидимку – воздух » , «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха » , «Почему лопнул шарик» , «Почему всплывает подводная лодка»

Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

Просмотр презентаций «Ветер» .

Оборудование и материалы :

Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух » .

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

Ход НОД

Дети приходят в лабораторию

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты .

Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты , делают выводы) .

Дети. Лаборанты : Вова, Злата, Ваня, Катя.

Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

Дети. Руководитель лаборатории.

Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты .

Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики) .

Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты ?

Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку» ). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

Дети. Воздух .

Воспитатель. Что такое воздух ?

Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе , на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике : красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух , воздух невидим ».

Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт ) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод : стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух . Воздух невидимый . Молодец ты справилась с заданием.

(Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды , мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт ) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух . Воздух легче воды , поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах ? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух . Есть ли воздух в сахаре ? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

Мы не можем не дышать.

Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт .

Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться .

Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух . На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку .

Воздух может перемещаться , он не имеет формы.

Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается .

Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин» .

Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха . Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух , а мы знаем, воздух легче воды .

Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

«Почему поют колбы?»

Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

В колбах разное количество воздуха , поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета .

Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт , но ты справилась с этими исследованиями.

Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему?

Дети. В бутылке находится воздух .

Воспитатель. В бутылке находится воздух , он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети. Шарик сдулся, почему?

Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе ?

Дети. Воздух не имеет форы , цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

Воздух необходим для жизни человека.

Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух , который выполняет какие то действия.

Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов .

Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг , задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу .

Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом,
водой, песком и статическим электричеством

Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж №4" Санкт-Петербурга

Введение

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности (см. п.2.6 ФГОС ДО). Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников?

Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, статическим электричеством неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Это учебно-методическое пособие поможет воспитателям ДОУ создать картотеку занимательных опытов с неживой природой (воздух, вода, песок, статическое электричество) для старших дошкольников, включив их в планирование воспитательно-образовательной работы. Кроме того, все представленные в данном пособии занимательные опыты можно с успехом использовать в проектной деятельности.

Следует обратить внимание, что предложенные в данном учебно-методическом пособии опыты относятся к исследовательской технологии, входящей в список современных образовательных технологий . О том, каким образом возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ исследовательскую технологию и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с использованием современных образовательных технологий"

Живая и неживая природа

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса, человек и время года!
Это все вокруг – природа!

Природа - это все то, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа бывает живая и неживая. Все то, что относится к живой природе, может расти, питаться, дышать и размножаться.Живая природа делится на пять видов: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Человек – это тоже живая природа. Живая природа организуется в экосистемы, которые, в свою очередь, составляет биосферу. Неживая природа - это тела природы, которые не растут, не дышат, не питаются и не размножаются. Неживая природа может пребывать в одном или нескольких агрегатных состояний: газ, жидкость, твердое тело, плазма.

В основе процесса ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы должны быть не только наблюдения под руководством педагога за природными явлениями, но и действия с реальными объектами неживой природы. Знания детей полноценны только тогда, когда они получены в результате самостоятельного открытия, в процессе поисков и размышлений. Именно поэтому в« Плане воспитательно-образовательной работы» в старшей и подготовительной к школе группах детского сада следует обязательно учитывать познавательно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность, в том числе – занимательные опыты для ознакомления с неживой природой.

Планирование занимательных опытов для ознакомления дошкольников с неживой природой рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Познавательное развитие».

Занимательные опыты с воздухом

Во́здух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель : Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Оборудование :

2. Бумажные салфетки – 2 штуки.

3. Маленький кусочек пластилина.

4. Кастрюля с водой.

Опыт : Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

Вывод : Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель : Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2. Мелкие игрушки.

Опыт : Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

Вывод : Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Цель : Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Оборудование:

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №4. Воздух может перемещаться

Цель : Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Оборудование:

1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2. Сдутый воздушный шарик.

3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Опыт : Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод : Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается

Цель : Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

Оборудование:

1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2. Стеклянная кастрюля с водой.

3. Устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани.

4. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

5. Сдутый воздушный шарик.

Опыт : Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать? Берем банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Мы знаем, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет? У воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет. Из закрытого пространства воздух не может выходить.

Вывод : Из закрытого пространства воздух не может перемещаться.

Опыт №6. Воздух всегда в движении

Цель : Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование:

1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод : Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах

Цель : Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Оборудование:

1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

3. Стеклянная кастрюля с водой.

4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Опыт : Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем

Цель : Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Оборудование:

1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3. Кастрюля с водой.

Опыт : Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

Вывод : Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Цель : Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Оборудование:

1. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2. Весы с двумя чашами.

Опыт : Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

Вывод : Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

Цель : Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Оборудование:

1. Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

2. Стакан с горячей водой.

3. Стакан со льдом.

Опыт : Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Вывод : Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Цель : Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Оборудование:

1. Бутылка газированной воды.

2. Стакан.

3. Несколько некрупных виноградин.

4. Иллюстрации рыб.

Опыт : Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод : Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

Цель : Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

Оборудование:

1. 2 пластиковые бутылки.

2. 2 воронки.

3. 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).

4. Кусочек пластилина.

Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

Вывод : Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

Цель : Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

1. 2 апельсина.

2. Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Занимательные опыты с водой

Вода является соединением двух распространенных химических элементов - водорода и кислорода. В чистом виде она не имеет формы, вкуса и цвета. В условиях, свойственных нашей планете, большая часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0 град. до 100 град. по Цельсию. Однако вода может принимать вид твердого тела (лед, снег) или газа (пар). В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния воды - твердое, жидкое и газообразное. Как мы знаем, вода может существовать в каждом из трех агрегатных состояний. Кроме того, вода интересна тем, что является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одноврем

Тема: Удивительные свойства воздуха.

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; ,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой, кораблики из пенопласта.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями. А теперь всё внимание на меня. Сегодня я предлагаю вам выступить в роле учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да ребята мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он по всюду. А кому ещё нужен воздух. Сегодня нам предстоит узнать что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Ребята, а вызнаете, где люди проводят различные исследования и опыты(в лабораториях).Сегодня мы с вами совершим совместное путешествие в лабораторию.

Чтобы у нас получились опыты я предлагаю слушать меня внимательно, следовать инструкциям и без разрешения ничего не брать.

Но прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте вдохнём глубоко, а зачем выдохнем.

Воспитатель: Как вы думаете, что вы вдохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы, можем увидеть воздух?

Дети: нет, он не видим.

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: Невидимый.

Опыт 1. Воздух можно увидеть. (Поймай невидимку!)

Давайте вместе возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его какой он пустой, а теперь раскрываем его, берём двумя руками и набираем воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха, на что он похож. воздух занял место в пакете, но мы его не видим.Давайте посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух? Невидимый,прозрачный. Теперь выпустим, каким станет пакет? Где можно использовать это свойство воздуха. (Надувать матрасы, круги)

Воздух приобретает форму того предмета. в какой он попадает.

Опыт 2: Воздух занимает место.

Возьмите в руки стакан, внутри салфетка, потрогайте её какая она мокрая или сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Самое главное стакан надо держать прямо, не наклоняя, пока он не коснётся дна, посмотрите, не промокла ли бумага? Что за неведимка спрятался в стакане и помешал воде попасть в стакан.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку значит воздух занимает место!

Опыт 3: Воздух в человеке .

Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?

Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

Воздух заставляет двигаться. Опыт с веером.

Теперь возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга, что вы чувствуете? А как мы получили ветер? Ветер-это движение воздуха. А теперь хотите устроить настоящий ветерок подходите ко мне. Давайте подуем на кораблики. Что у нас получилось? С помощью чего мы заставили двигаться наши кораблики? Воздух заставляет двигаться.

Молодцы, ребята!

Вам понравилось в лаборатории! Сегодня мы с вами узнали много нового и открыли секреты воздуха. Давайте вспомним эти секреты. Вокруг нас везде есть воздух, мы дышим воздухом, воздух невидим, но его можно найти различным способом, воздух легче воды, ветер заставляет двигаться.

Опыт с воздухом № 1

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что, главное не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт с воздухом № 2

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт с воздухом № 3

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт с воздухом № 4

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт с воздухом № 5

Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт с воздухом № 6

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт с воздухом № 7

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Опыт с воздухом № 8

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт с воздухом № 9

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

Опыт с воздухом № 10

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке — это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Опыт с воздухом № 11

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.