Конспект НОД в младшей группе. Путешествие в зимний лес. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Путешествие в зимний лес

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Выполнила: Бурмистрова Н.В.

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах родного края.

1.Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.

2. Развивать память, мышление, любознательность.

3.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе в игровой деятельности.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, картины зимнего леса Шишкина, Левитана, Сурикова, ёлка, дидактические игры «Лесные животные», «волшебная корзина».

Помещение для проведения мероприятия:

Музыкальный зал.

ИКТ-приложение к занятию:

Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point “Зимний лес».

Предварительная работа:

Загадывание загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Чтение художественных произведений о животных и птицах авторов Е.Чарушина и В.Бианки.. Разучивание подвижных игр: «Вот под елочкой вороны», «Хитрая лиса» «Перелет птиц». Дидактическая игра «Зоологическое лото», беседы по картинам Шишкина, Левитана, Сурикова.

Словарная работа: мышкует, кладки, добыча.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, их встречает Зимушка-Зима:

Здравствуйте ребята вот и пришло время нашей встречи

Дел у меня немало-

Я белым покрывалом всю землю одеваю,

В лёд реки укрываю,

Белю дома, поля,

А зовут меня …. (зима)

Молодцы ребята, правильно Зима, не забыли вы меня и я очень этому рада.

Каким покрывалом я всю землю укрываю?(снежным покрывалом)

Вот и сегодня я пришла не с пустыми руками , а принесла вам комочек снега. (В прозрачной тарелке комочек снега)

- А что такое снег? (когда много снежинок собирается вместе)

Потрогайте какой он? (холодный, твёрдый)

Как вы думаете, что случиться со снегом, если мы оставим его в помещение? (он растает)

Правильно ли вы ответили, мы узнаем чуть позже.

Ребята, давайте с вами вместе расскажем какая я могу быть, для этого я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать.

Зима может быть…. (холодной, суровой, снежной)

Мороз может быть…. (сильным, трескучим)

Снег может быть…. (белым, пушистым, мягким)

Ветер может быть…. (сильным, ледяным, колючим)

Вспомните как русские художники-живописцы изображали Зиму на своих полотнах. Посмотрите на экран.

Что изображено на этой картине? (зима)

А как вы догадались, что здесь зима?(деревья в снегу)

Ребята, а какой день изображён солнечный или пасмурный?(изображен солнечный день)

А почему вы так решили? (потому что на снегу видны тени от деревьев)

Да, ребята. Стоит зимний лес запорошенный снегом, ни следка, ни каких животных или птиц.

А кто изобразил так красиво зимний лес? (этот зимний лес написал художник-пейзажист Шишкин)

Молодцы, посмотрите на следующее изображение зимнего леса.

Кто его написал? (этот лес написал художник Васнецов)

Какой он увидел зиму в лесу?(большие сугробы, ясная погода, видны следы от саней на снегу)

Молодцы ребята, как красива природа зимой.

А вы согласны со мной отправиться в зимний лес?(да)

Но для этого вам нужно одеться потеплее.

(имитация одевания)

Теперь мы ботинки, сапожки возьмем

И шапки оденем, и в куртки нырнем!

Осталось нам только замки застегнуть.

И можем все вместе отправиться в путь!

А сейчас мои помощницы-снежинки закружат нас в снежном хороводе и мы окажемся в зимнем лесу, только смотрите внимательно на снежинки, вам нужно будет повторять их движения. (звучит музыка снежинок, выбегают снежинки образуют малый круг, дети и Зима делают большой круг)

Белые снежинки (бег по кругу, взмахи руками)

по ветру кружатся, кружатся, кружатся(кружатся вокруг себя)

И на землю тихо, падают, ложатся(взмахи руками, присели)

(музыка закончилась, снежинки убежали)

Застыл зимний заснеженный лес. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы , значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

-А вот и первые следы! Чьи они?

(Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до куста)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами…

(Заяц)

(Появляется слайд с изображением зайца.)

Ребята, как вы думаете, легко ли зайцу зимой в лесу? (нет не легко)

А почему? (нечего кушать, не где спрятаться, поэтому заяц одел белую шубку, чтоб его на белом снегу не было видно)

Правильно, ребята чтобы никто зимой не заметил зайца, он меняет шубу и становиться белым. А чем питаются зайцы зимой?(Зимой зайцы едят кору деревьев.)

Ребята, почему зайца называют ещё трусливым? (потому, что он всего бояться)

Правильно,но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь, опять шум услышит испугается и опять поскачет в другую сторону. Вот так заяц и путает свои следы.

Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.

(Дети прыгают по музыку с продвижением вперед)

- А вот еще чьи- то следы. Кто их оставил?

Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(белка)

(Появляется слайд с изображением белки.)

-Правильно ребята, посмотрите на белку. А кто из вас знает, как белка зимует?

(белка не боится зимы. Делает запасы на зиму. И в сильнее морозы спит в своём дупле)

Осень подарила ей новую шубку , которая ей помогает ей зимовать. А когда наступают морозы, белка, свернувшись клубком, в своём дупле может спать долго.

Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белка не бояться остаться голодной, она с осени сделала себе запасы и пользуется ими.

По глубокому снегу тяжело идти, вы устали. Давайте с вами отдохнём. Присядьте на пеньки.

Кто ещё в лесу живёт? (волк)

Ребята, мы с вами знаем, что заяц спит под кустом, белка живёт в дупле.

А где живет волк? (у волка есть логово)

Давайте мы с вами для животных подберем дома.

Я буду показывать картинку с изображением животного, а вы по одному будете брать картинку с изображением домика животного (нора, берлога, дупло, гнездо) , и мы «поселим» животное в его домик. Кто хочет попробовать?

Ребята подойдите ко мне. , кто живет.

Посмотрите там в дали какой-то холм виднеется, давайте тихонько подойдём к нему.

Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (Это берлога, где спит медведь)

Правильно, это берлога медведя. Медведь лёг спать до самой весны.

И чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой?(ёжики, суслики, еноты, барсуки, сурки)

А почему они спать лежаться? (им есть нечего)

Давайте тихонечко обойдём стороной берлогу. Только ступать нужно очень осторожно, чтобы не разбудить медведя.

-Вот следующие следы. Я знаю чьи они, а вы догадались?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

(лиса)

Правильно, это лиса, посмотрите на неё. А как проводит зиму лиса?( Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки)

А где лиса живёт? (в норе)

А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

И у нас с вами мороз крепчает. Потрогайте свои щёки, нос. Давайте мы с вами погреемся. Встаньте в круг, закройте глаза. Сейчас, до кого я дотронусь, тот будет хитрой лисой, а все остальные будут мышками. Около ёлки будет нора и кого лиса поймает, тот будет отходить к норе.(2 раз)

-Сколько мышей поймала лиса?

Ну что, вы согрелись?(да)

Ой, а здесь еще чьи-то следы. Как вы думаете, кому они принадлежат.

Снег копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось).

Правильно, это лось. (звук лося)

-Посмотрите где-то далеко за деревьями ходит лось. Это большое и сильное животное , какие у него красивые рога. А как зимуют лоси?

(лоси не делают запасов и им приходиться тяжело зимой, они раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.)

Посмотрите сколько веток поломало ветром, как много их лежит на земле. Как называются эти ветки? (эти ветки называются валежником) Присядьте на валежник.

-давайте мы с вами вспомним, кто из животных, чем питается?

У меня есть волшебная корзина в которой много разной пищи, давайте мы с вами попробуем отгадать, кто и чем любит лакомиться. (7 детей)

(Ход игры: в корзинке находятся: мед, орехи, грибы, веточка дерева с корой, ягоды, шишка.)

Давай оставим всю пищу у пенёчка, а звери когда будут пробегать мимо сами выберут чем им полакомиться.

Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (животных можно покормить)

Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Ребята, кто живет в лесу? (звери и птицы)

Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь , подкормиться.

Давайте подойдём к нашей ёлке. Закройте глаза. Сейчас мы с вами превратились в ворон.

Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).

Скачут весело вороны (прыгают).

Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).

Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).

Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).

Закройте глаза, вы превратились обратно в детей.

Ребята, как называются птицы которые остаются зимовать у нас в лесу?(птицы которые остаются зимовать у нас в лесу называются зимующие)

Я буду называть зимующих птиц, но если вдруг ошибусь, то вы должны хлопать в ладоши.

Зимовали птицы: голуби, синицы, мухи, снегири.

Дети хлопают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Зимовали птицы: голуби, синицы, дятлы, вороны, галки, макароны.

Дети хлопают.

- Зимовали птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Зимовали птицы:

Голуби синицы,

Галки, снегири,

Сойки, глухари,

Совы и клесты,

Все вы молодцы.
- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?(сегодня мы побывали в зимнем лесу)

Что мы видели в зимнем лесу?(в зимнем лесу мы видели следы зверей)

Следы каких животных вы видели?(мы видели следы белки, лисы, лося, зайца)

Сегодня мне было очень приятно с вами гулять по лесу, но пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне поближе, закройте глаза

Я вас всех заворожу,

В снежном танце закружу,

Пронесу через поля,

Пронесу через леса,

И закончу чудеса.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Давайте разденемся.

Шапки сняли,

Куртки сняли.

И разули сапоги.

Ребята, а вы помните, что мы оставили в детском саду?(да, мы оставили комочек снега)

Правильно. Посмотрите, что же произошло с ним за время нашего путешествия?(комочек снега растаял)

Во что он превратился? (он превратился в воду)

Правильно ребята снег в тепле тает и превращается в воду.

Вот и пора уходить, пойдемте я вас провожу в группу.

Цель : Формировать знания детей о диких животных.

Задачи :

1 . Обучающие:
-закреплять знания детей об образе и повадках диких животных в зимнее время, через игровые обучающие ситуации;
— формировать умения различать и называть животных (белка, лиса,заяц, медведь);
2 . Развивающие:
— развивать речь детей при ответах на вопросы воспитателя, память, двигательную активность; читать стихи о животных, отгадывать загадки;
— активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, тёплая, берлога, дупло, кора;
3 . Воспитательные:
-Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
-Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.
— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.

Материалы и оборудование: Декорации: поляна в зимнем лесу, берлога, ёлочки, пенёк. Игрушки: мягкие белка, лиса, медведь, заяц; кукла-снеговик, корзинка с угощениями для зверей, игра «Рассели по домикам».

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций о диких животных; Чтение произведений В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»;
Е. Чарушина «Мишка — башка», «Волчишко», « Лис и мышонок»; р.н.с. «Лисичка сестричка и серый волк»; «Три медведя», « Лиса и заяц»; Стихов И.Токманова «Медведь»; загадывание загадок о диких животных; дидактическо — печатные игры «Лесные жители» (лото), «Чьи детки?», «Кто где живёт?»; рисование, лепка, раскрашивание животных.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение Художественной литературы», «Социализация»,
« Физкультура»

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Воспитатель : Загадывает загадку:

Снег на полях, лёд на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети : Зимой!

2. Практическая часть:

Воспитатель : Правильно. Да на улице много снега, стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили,да и снег выпал, спрятал траву и в лесу тоже.

Интересно, а что сейчас происходит в лесу?

Давайте с вами отправимся в зимний лес. Возьмём с собой корзинку с гостинцами для животных, вдруг мы там их встретим. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Вокруг себя обернись в зимнем лесу окажись!»
(дети произносят слова, открывают глаза, в это время звучит фонограмма записи голосов лесных птиц).

Воспитатель : Ребята послушайте, зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
(Дети проходят потихоньку в лес. Впереди лесная поляна. На поляне, на пеньке стоит снеговик.)

Воспитатель : Ой, Ребята, посмотрите, кто нас встречает в лесу? Кто это сидит?

Дети : Снеговичок, (здоровается со всеми) дети тоже с ним здороваются.

Воспитатель : А почему ты такой грустный, снеговик? Что случилось?

Снеговик : Тихо здесь, не с кем и поговорить, да и знакомых животных не встретишь.

Воспитатель : Пойдём с нами вместе, мы хотели посмотреть зимний лес, а также посмотреть, как дикие животные живут в лесу. Пойдёшь с нами?…

Снеговик : Да.

Ребята кто это?Я его не узнаю.

Дети : Заяц.

Снеговик : Действительно заяц. А почему он белый? Ч то случилось с ним?

Воспитатель : Ребята,

А почему заяц белую шубку надел?
А где зимой прячется зайка? Почему? (Под кустиком)
Чем питается зайка?

Дети : корой, веточками, сухой травой.

Воспитатель : Кто знает стихотворение про зайца?

Ребёнок рассказывает стих:

Длинноухий шустрый зайка
Ест листочки на лужайке.
А зайчонок притаился он
Он в лесу всего боится.

Воспитатель : Давайте мы угостим зайчика морковкой. (Угощаем зайчика).
-А теперь пойдём дальше
Ребята: Посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? (Дети подходят к ёлочке, там сидит белка).

Дети : Белка.

Воспитатель : Правильно это белочка.

Какие припасы себе готовит на зиму белочка? (Орешки, грибы, яблоки).
Куда прячет белка свои припасы? (В дупло).

Ребенок рассказывает стих про белку:

Белка шишки собирает
И грибочки запасает.
Двое маленьких бельчат
Ей всегда помочь спешат.

Воспитатель : Ай да белочка, ай да хлопотунья!

Воспитатель : А что это за огонь горит между ёлок? Кто это там притаился?

Дети : Лиса.

Воспитатель : Правильно.А какая лиса? (Хитрая, рыжая, красивая, плутовка).

А что любит кушать лиса?

Дети : кур, рыбку, зайчат и мышек.

Воспитатель : Послушаем стишок про лису.

Ребёнок рассказывает стих:

Любит рыжая лисица
Свежей рыбкой поживиться.
А лисёнок на пригорке
Ловит мышку возле норки.

Воспитатель : Давайте угостим лисичку рыбкой, чтобы она добренькой стала. (Дети угощают лису)

Воспитатель : Продолжим наш путь.

Снеговик : Что это за горка?

Воспитатель : Дети, а я слышу — кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:

Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает?

Дети : Медведь.

Правильно, медведь.

Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
А под ёлкой спит медведь-
Тихо, тихо – не шуметь.

Что делает зимой медведь? (Спит).

Кто расскажет стишок про медведя?

Ребёнок рассказывает стих:

Бурый мишка без забот
С медвежатами живёт.
Есть для них в лесу малина
И душистый мёд пчелиный.

Воспитатель : А что любит есть медведь? (Мёд, малину, рыбку).

Давайте оставим здесь мёд, чтобы медведю было чем полакомиться, если вдруг он проснётся.

Покажем, как мишки ходят?

Физминутка: « Три медведя»

Три медведя шли домой — Дети шагают на месте вперевалочку.
Папа Мишка был большой — Поднимают руки вверх.
Мама чуть поменьше ростом — Наклоняются вперёд.
А сынок малютка просто — Приседают.
Очень маленьким он был с погремушками ходил — Дети имитируют игру на погремушках.
Дзынь — дзынь – дзынь с погремушками ходил.
(Оставляем туесок с мёдом и идём дальше, на пеньке лежит игра «Рассели по домикам» ).

Воспитатель : Ой, ребята посмотрите кто -то игру оставил, давайте мы с вами сейчас поиграем. Посмотрите сколько малышей, давайте поможем им найти свой домик. Кто в каком домике живёт? Лисёнок где? (В норе). А зайчонок где? (Под кустиком). А медвежонок где? (В берлоге). Молодцы!

Воспитатель : Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько много снега и чьи-то ушки виднеются.

Дети : Это зайка.

Воспитатель : Ребята, он наверное очень замёрз, смотрите весь трясётся, давайте с ним поиграем.

Игра «Зайке холодно сидеть».

Зайка беленький сидит — дети приседают, руки над головой, как
И ушами шевелит — ушки у зайца
Зайке холодно сидеть — встают, хлопают в ладоши
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять — дети прыгают на двух ногах
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал — приседают, закрывают ладонями лицо.
Зайка прыг и спрятался.

Воспитатель : Вот и согрелся наш зайка.

Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со снеговиком, скажем ему до свидания. Закройте ладошками глаза и говорите: « Вокруг себя обернись, в детском саду окажись» (Дети закрывают глаза и повторяют слова).

3.Рефлексия.

Ребята, где мы с вами побывали? (В зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы повстречали в зимнем лесу? (Белку, зайца, лису).

А какие ещё животные живут в лесу,которых мы не встретили? (Лось, бобр, волк, ёжик). Кто расскажет про них стихотворение?

А какие это животные? (Дикие). Почему? (Потому, что они живут в лесу). Спасибо все сегодня хорошо работали.

Беседа с детьми младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью "Путешествие в зимний лес" с применением мультимедийной презентации.


Цели: Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных и их детенышах. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки;
Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи: Прививать любовь к диким животным. Воспитывать умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Предшествующая работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:карандаши, альбомные листы, магнитофонная запись,шарики СУ-ДЖОК, мультимедийный проектор, экран, раскраски с животными, карандаши.

Ход занятия:

I.Орг.момент
Дети стают полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли замечательные гости, давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!
- Ну а теперь поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимнюю сказку. Но сначала, отгадайте загадку.
(воспитатель читает загадку)
Раскрыли снежные объятия,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Посмотрите на экран – как красиво. (Изображен падающий снег).

Снег идёт.
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Снова к нам пришла зима.
Воспитатель. Посмотрите, ребята - всё кругом белым- бело. Что это падает?

1. Дыхательная гимнастика. «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.
Это зимушка-зима
Рукавами повела.
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
Релаксация «Зимний лес»: (Запись "Голоса леса")
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный сказочный зимний лес, на волшебную полянку. Закрыли глаза, расслабились. Мы идем по узенькой заячьей тропинке друг за другом. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них – то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. По волшебной тропинке мы выходим на красивую полянку. Вокруг на полянке сказочной красоты кусты и пенечки, все накрытые шапками белого снега. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». И вот мы оказались в зимним лесу.
(Изображен зимний лес).


II. Введение в беседу:
1. Мимические упражнения:

Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди.
2. Упражнения для мышц шеи:
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
3. Упражнения для губ:
Сердитый волк.
Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Ежик фыркает.
Вибрация губ.
4. Упражнения для языка:
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

5. Отгадывание загадок:
- Ребята, кто же это встречает нас в лесу?


Это Старичок-Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. (Спросить у детей, кто такой Лесовичок, и почему его так назвали?)
- Старичок-Лесовичок приготовил вам загадки! Если вы их правильно отгадаете, то на экране появится отгадка!

Загадки о диких животных:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
(Медведь)


Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Зимой у медведицы появляются медвежата.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)


Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)


Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно
(ёж).


Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я - старательная...
(Белка)


Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)


Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

III. Беседа:
1. Обобщение.

- Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки. А каких вы знаете животных, которые живут в лесу? (лиса, волк, белка, еж, заяц, медведь).
Воспитатель показывает всех диких животных.


Как можно назвать одним словом этих животных? (Дикие животные.)
-А почему их так называют? (Потому, что все эти звери живут в лесу, сами ищут себе корм и строят жилище).
- Давайте немного расскажем нашим гостям о диких животных.

IV. Дидактические игры:
1. Дидактическая игра «Где зимуют дикие животные? »
Теперь давайте посмотрим: Кто где зимует?
- Где зимует лиса? (в норе)


- А где зимует белка? (в дупле)


- Где зимует волк? (в логове)


- Куда спрятался зайчик? (под куст)


- Где спит еж? (в норке)


- Где зимует медведь? (в берлоге)


2.Динамическая пауза «Солнышко лучистое».
(Дети повторяют движения за воспитателем).

3. Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?
Ребята, посмотрите, кто там спрятался за елкой?
(дети угадывают по хвосту кто, спрятался)
Пример: чей виден хвост, кто спрятался за елку?
-Лиса, заяц, волк и медведь.





4. Дидактическая игра «У кого какой малыш? »
Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру. Для этого вам нужно вспомнить детенышей диких животных.
Скажите, а как зовут детеныша лисы? (лисенок)
У волчицы? (волчонок)
У медведицы? (медвежонок)
У зайчихи? (зайчонок)
У белки? (бельчонок)
У ежихи? (ежонок)



- Молодцы!

5. Су-джок терапия.
Пальчиковая гимнастика
Перед тем, как начать работу, давайте согреем наши пальчики
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

V. Творческое задание «Дикие животные». (музыкальный фон) .
Рисование на тему «Дикие животные».
Детям раздаются альбомные листы с заданиями: раскрасить животное.

Программные задачи:

1. Уточнить представления детей об образе жизни диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, белки. Внешний вид, особенности поведения, повадки, условия жизни.

2. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

3. Продолжать учить составлять рассказ по схеме. Расширять словарный запас. Закреплять в речи употребление предлогов – в, на, из-за.

4. Упражнять детей видеть схематическое изображение лесного жителя.

5. Воспитывать желание заботиться о животных, помогать им. Продолжать учить радоваться окружающему миру, природе.

Материал:

Схематическое изображение животных, письмо, корзинка с угощениями, разрезные картинки, игрушки диких животных, декорации леса, ореховые скорлупки.

Ход занятия:

Мои друзья, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Но сначала давайте вспомним лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение.

А сейчас возьмитесь за руки и закройте глаза:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Воздух чистый, морозный. Вдохните аромат зимнего леса.

Ой, посмотрите, что – то на пеньке лежит! (письмо, конверт)

Мои друзья, это письмо. Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок – лесовичок.

Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки – задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Лесовичок прислал нам задания:

1. «Кто живёт в лесу?»

(карточка - схема с изображением животных схематически)

Вы легко догадаетесь, если посмотрите вот на эту картинку.

(Я вижу зайца, я вижу волка…..)

Ой, кто – то мелькнул среди кустов.

2. Отгадайте загадку , и вы сразу догадаетесь, кто это был:

«Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку»

«Зимой беленький, а летом серенький; никого не обижает, а всех боится»

Молодцы! Давайте расскажем о зайце.

Поможет вам эта схема (карточка – схема).

    Заяц живет в лесу.

    Зимой его шубка белая, а летом серая.

    У него длинные уши раскосые глаза, маленький пушистый хвостик.

    Он быстро бегает и путает следы.

    Боится волка и лесу.

    Любит морковку, капусту.

Скажите, чем питается заяц зимой?

Всё про зайчика рассказали – давайте его угостим. Найдите у меня в корзинке любимую зайчика еду.

Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Посмотрите, какой большой сугроб! Я думаю, что здесь кто- то живёт. А вы, как считаете? (это медведь, еж…)

3. Загадка:

«Он в берлоге спит зимой.

Под большущею сосной.

А когда придет весна

Просыпается от сна»

«Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь

Кто же это?» (Медведь)

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге и его будить нельзя. Оставьте ему угощение и тихо – тихо пойдем дальше. Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

4. Вот и следующее задание. Называется оно «Чей дом?»

Нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?... 3-4 ответа детей.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Справа берёзка в шубке стоит

Слева ёлка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся

Пойдемте мягко, как лисята

И как Мишка косолапый

И как Заинька трусишка

И как серый волк – волчишка

Вот свернулся еж в клубок

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

А вот ещё один сугроб. Я думаю это чьё – то жилище.

Как вы считаете, кто там может жить?

5. Загадка:

«Шубка – иголки,

Свернулся он – колкий

Рукой не возьмёшь

Кто это…» (ёж)

Скажите, можно увидеть ежа в зимнем лесу? (Нет, он зимой спит в своей норке под пеньком).

Мы оставим ежа спать до весны и не будем его тревожить.

Выберете для ёжика угощенье.

Вот ещё задание, от старичка – лесовичка.

6. «Помогите детёнышам найти свою маму»

Давайте поиграем с вами в игру – я мама лисица (зайчиха, медведица, ежиха, белка, волчица…), а вы мои ….лисята, зайчата….

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал?..... (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?....

Какого цвета у неё шубка летом?..... А зимой?

(Меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой?...(холодно, голодно, запасы кончаются…)

Давайте оставим белочке угощение – корзинку с орехами.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки… (лисий, хвост лисы)

7. Лесовичок, просит вас вспомнить добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(Лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая….)

Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Девочка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой»….

Лисичка: Я очень рада, что вы знаете так много сказок и добрых слов о мне. Я провожу вас к Лесовичку.

Здравствуй Лесовичок! Спасибо тебе за необыкновенное путешествие по лесу.

Лесовичок: И вам спасибо, за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей. Жду вас в следующий раз.

Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к природе, культуру общения, взаимопомощь. Формировать у детей представления о зимнем лесе посредствам ИКТ – технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе по теме:

« Путешествие в зимний лес». ФГОС.

Тема: « Путешествие в зимний лес»

Цель : Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к природе, культуру общения, взаимопомощь. Формировать у детей представления о зимнем лесе посредствам ИКТ – технологий.

Задачи:

  1. Образовательные: обобщение, уточнение и расширение представлений, знаний детей о зиме, диких животных, птиц. Воспитывать любовь к деревьям. бережное отношения к ним.
  1. Развивающие: активизация словаря по теме, развитие памяти, внимания, фонетического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, закрепить умения охотно вступать в речевое общение, задавать вопросы и отвечать на них

3 . Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа : виртуальная экскурсия в природу по зимнему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков « Жадный заяц», Г. Снегирь « Медвежонок»). Занятия по лепке. Дидактические игры: « Охотник». « Когда это бывает», « Кто чем питается?»

Словарь : декабрь, январь, февраль, снегопад, вьюга, метель, пушистая, легкая, мягкая, снежная и т.д. Названия диких животных, зимующих птиц.

Используемый материал : , картинки зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Зима». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Зимний лес»

Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: « Зимний лес».

Ход занятия

В группе устроена выставка на тему: « Зимушка – зима»

1. Организационный момент:

Дети садятся в круг на коврике. Начнем наше занятие необычно: давайте поздороваемся друг с другом прикосновением руки, а теперь улыбнемся друг другу. У всех хорошее настроение? Давайте начнем наше занятие.

Воспитатель открывает презентацию « Зимний лес», дети внимательно смотрят на экран. (Слайд 1)

  1. Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку, ведь нам нужно на чем - то туда отправится, а на чем?! В этом нам поможет загадка: (Слайд № 3)
  1. Деревянных два коня.

Вниз с горы несут меня,

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней- их жалко,

А для ускоренья бега,

Палками касаюсь снега. (Лыжи)

Отвечают дети.

  1. Воспитатель : Правильно, ребята в лес мы отправимся на лыжах. (Слайд 4). Посмотрите на экран, там у нас лесная поняна.

Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание)

(чтение стихотворения) « Зимушка – зима»

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой повязалась сосна…

Ой, смотрите, снегопад, и снежинки к нам летят.

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит на снежинках

Опустилась к нам зима.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети:

В стихотворении говорится о зиме.

Воспитатель:

Верно, зима вокруг и в лесу тоже зима. Ребята, что мы можем сказать о лесе зимой? Какой он?

Дети:

Зимний лес.

Давайте вспомним тех, кто живёт в лесу. Посмотрите на экран, там подсказка вам..(Слайд 5-6)

Дети:

Звери, птицы. (называют зверей, птиц)

Воспитатель: (Слайд 7)

А сейчас поиграем в игру и в этом нам поможет наш экран «Какая, какой»

Волк (Какой?) – злой, голодный, серый

Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый

Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая

Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый

Белка (Какая?) – запасливая, юркая.

Воспитатель:

Молодцы, с животными определились, описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?

Дидактическая игра « Кто где живет?»

В дупле живет …(белка),

В логове живет… (волк),

Под кустом дрожит …(заяц),

Зимой в берлоге….(медведь),

В норе …(лиса),

В хатке под водой …(бобр).

Физминутка «Снежок» (Слайд 9)

Снег сегодня шел с утра (руки вверх – вниз)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках, на дорожках (руки вверх, руки вниз - присесть)

На носу и на ладошках (показывают нос и ладошки).

Дети идут под музыку и приходят в лес (звучит музыка Вивальди «Зима»).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Воспитатель:

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. (Слайд 10)

Воспитатель:

А сейчас поиграем с пальчиками. (Слайд 11)

Пальчиковая игра «Прогулка»

Раз -два- три-четыре-пять

(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак),

Мы пошли во двор гулять

(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем).

Бабу снежную лепили

(имитируем лепку снежка),

Птичек крошками кормили

(складываем пальцы щепоткой),

С горки мы с тобой катались

(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой),

А еще в снегу валялись

(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).

Все в снегу домой пришли!

(отряхиваем руки)

Суп поели

(изображаем, как подносим ложку ко рту),

Спать легли

(прикладываем сложенные ладони к щеке)

Воспитатель :

А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).

Сюрпризный момент:

Вот мы и вернулись в наш Детский сад № 11, вы наверное устали, значит теперь самое время подкрепится. (Дети получают конфеты).


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.