Вивальди родился. Это интересно. Антонио Вивальди.

1:504 1:514

Ах, Вивальди! Кто не слышал его знаменитых «Времён года», которые и спустя столетия остаются потрясающими произведениями искусства и ничуть не меркнут? Музыка, казалось, жила в этом человеке, наполняла его, как оболочку, и выплёскивалась наружу незабываемыми операми…

1:1026 1:1036

Вивальди родился семимесячным, очень слабым, однако таким же рыжим, как и его отец, которого даже в оркестре св. Марка звали Rosso, то есть «красный».

1:1319 1:1329

2:1836

2:9

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

2:228 2:238

От рождения у Антонио был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком. Но физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Первым и главным учителем Антонио был его отец , Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. Джованни Батиста, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе.

2:1388 2:1398

Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» — низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма.

2:1780

2:9

В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню .

2:283 2:293

Все эти годы музыка была главным его увлечением. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать помощником священника, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.

2:984 2:994

Антонио получил сан священника и право служить мессы , но вскоре перестал это делать, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что «рыжий священник» однажды во время торжественной мессы не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею насчёт новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место». Закончилось это тем, что ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.

2:1976

2:9



3:516 3:526 3:536

В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий «Оспедале делла Пиета». Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

3:1012 3:1022

Став педагогом одной из лучших «консерваторий» Венеции , Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов.

3:1433 3:1443

Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.

3:2384

3:9

В 1713 году Вивальди обращается к новому для него жанру — опере, которая на долгие годы станет важной сферой его деятельности. Несмотря на внушительные успехи на оперном поприще, на заманчивые предложения из других мест, он остался верен венецианской «консерватории» и неизменно возвращался в нее после длительных отпусков.

После пяти лет растущего признания в Венеции слава выдающегося оперного композитора Вивальди быстро распространяется в других городах Италии и различных странах Европы.

3:959 3:969

В первые годы своих оперных турне Вивальди еще связан с Венецией. Однако затем положение меняется. С 1720 года начинается трехгодичная служба Вивальди у маркграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадского , возглавлявшего в то время войска австрийского императора в Мантуе.

С пребыванием в Мантуе связано событие, оказавшее значительное влияние на всю последующую судьбу Вивальди, — его знакомство с оперной певицей Анной Жиро , дочерью французского парикмахера. Современники находили Жиро искусной и одухотворенной певицей с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом: «Она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У нее был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование».

3:2353

3:9

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро , Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями.

3:502 3:512

Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников . Позднее это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям. Как явствует из письма 1737 года, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию . Вместе с ним приезжает и Анна, которую острые на язык венецианцы скоро назовут «подругой рыжего священника». Но и далее Вивальди продолжает путешествовать по крупнейшим европейским центрам.

3:1759

В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.

В свои 35 лет Антонио работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело».

3:623 3:633

Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах.

3:879 3:889

4:1396 4:1406

Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.

Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.

4:2416

4:9

Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.

Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.

4:1195 4:1205

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736). Однако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы.

4:1848

4:9

16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, — писал композитор, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».
По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб.

Отношения Вивальди с администрацией семинара тоже продолжали ухудшаться — и не только из-за его частых путешествий. В годы, когда в Италии выдвинулось новое поколение композиторов-скрипачей, музыка Вивальди уже казалась устаревшей.
В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с «Пиетой», на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой.

4:1586

4:9

Последнее упоминание его имени в документах «консерватории» связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию.

4:559 4:569

На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.

4:781

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года «от внутреннего воспарения», как было записано в погребальном протоколе.

4:1069 4:1079



5:1586

5:9

Сегодня одно из самых знаменитых произведений Вивальди "Времена года" признано величайшим достоянием эпохи барокко. Каждое его исполнение собирает полные залы, музыканты-виртуозы многие десятилетия стараются понять его суть, а балетмейстеры перевести неисчерпаемый сюжет на язык танца.

5:546 5:556

Выдающееся творение маэстро подарило ему посмертную слав у и стало пророчеством его собственной жизни — первой частью было его обучение, второй признание виртуозом, третьей горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.

5:1130 5:1140

Антонио Лучио Вивальди - итальянский композитор, скрипач дирижёр и педагог. Признанный гений в области музыки, проживал в эпоху барокко. Родился он 4 марта 1678 года в Венеции, датой смерти композитора стало 28 июля 1741.

Наиболее известны на сегодняшний день его оперы и великолепные инструментальные концерты для скрипки. Лучшим из них по праву считается произведение «Времена года». Вивальди называют вдохновителем Иоганна Баха.

Детство и юность

Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.

Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.

Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.


Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.

Композиторская деятельность

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни.

В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Последние годы

В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь.


У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.

Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.


Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.


Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.



Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

, католический священник . Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века , при жизни получил широкое признание во всей Европе . Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо , автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года » .

Многие из его композиций были написаны для женского музыкального ансамбля «Ospedale della Pietà», где Вивальди (который был рукоположен в сан католического священника) работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете

Биография

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди.

Рождение. Детство

Здоровье Вивальди было слабым - такие симптомы, как «strettezza di Petto» («теснота в груди»), были интерпретированы как форма астмы. Хотя это и не помешало ему учиться играть на скрипке, сочинять, а также принимать участие в музыкальных мероприятиях, но всё же не дало возможность играть на духовых инструментах .

Юность

Консерватория «Ospedale della Pietà» в Венеции.

Консерватория «Пиета» в Венеции.

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер . Вскоре после своего рукоположения в 1704 году, он получил послабление в проведении Мессы по причине плохого состояния здоровья. Вивальди провёл мессу как священник всего несколько раз, после чего оставил свои обязанности в церкви, хотя и остался при этом священнослужителем.

В сентябре 1703 года Вивальди стал Maestro di Violino (мастером скрипки) в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. Являясь, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом. Вивальди было только 25 лет, когда он начал работать в «Ospedale della Pietà». Именно там он сочинил большинство своих крупных произведений в течение последующих тридцати лет. В Венеции существовало четыре аналогичных учреждения. Их цель состояла в том, чтобы дать приют и образование детям, которые были оставлены, а также сиротам, чьи семьи не могли их поддержать. Эти учреждения финансировались за счет средств Республики. Мальчики обучались торговле и в возрасте 15 лет должны были оставить учебное заведение. Девочки же получали музыкальное образование, а самые талантливые оставались и становились участницами известного оркестра и хора в Ospedale.

Вивальди писал концерты, кантаты, а также вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти сочинения, число которых превышает 60, разнообразны: они включают в себя сольные песнопения и крупномасштабные хоровые произведения для солистов, хора и оркестра. В 1704 Вивальди к своим обязанностям учителя скрипки получил также обязанности учителя альта. Положение маэстро ди Коро, которые были приняты в свое время Вивальди, требовали много времени и труда. Он должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику, а также учить сирот теории музыки и игре на определенных инструментах.

Отношения с Вивальди с советом директоров Ospedale часто были напряжёнными. Совет каждый год устраивал голосования, оставлять ли его на работе в качестве учителя. Голосования редко проходили единодушно; и в 1709 году его не поддержали. Через год после службы в качестве внештатного музыканта Совет Ospedale единогласно принял решение вернуть композитора обратно (в 1711 г.). За время годового отсутствия Вивальди в Совете осознали важность его роли. В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем Ospedale и стал ответственным за всю музыкальную деятельность учреждения .

Несмотря на частые отлучки Вивальди на гастроли, начиная с 1718 года, «Pietà» платили ему 2 цехина в месяц за обязательство писать по два концерта в месяц для оркестра, а также репетировать с ними не менее пять раз во время его пребывания в Венеции. Записи «Pietà» показывают, что композитору оплатили 140 концертов между 1723 и 1733 годами .

Начало композиторской деятельности. Венеция (1713-1718)

В начале 18-го века опера была самым популярным музыкальным развлечением. Этат жанр оказался наиболее выгодным для Вивальди. В Венеции существовало несколько театров, кинотеатров за внимание публики. Вивальди начал свою карьеру в качестве оперного композитора постепенно: в 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трёхактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле Грацие (Teatro delle Grazie ) . Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории . В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты . Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио . Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura ) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739) . Год спустя, в 1714 году , он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющую собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто . Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками - воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С широким признанием таланта композитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года . О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbeg» («Скандербег ») ставится на сцене флорентийского театра.

Прогрессивный оперный стиль Вивальди причинил ему некоторые проблемы с более консервативными музыкантами, например, такими как Бенедетто Марчелло - магистрата и музыканта-любителя. Его статья под названием «Il Teatro Alla Moda» (1720) осуждает Вивальди и его оперы, хотя не упоминает его непосредственно в тексте. Но на обложке статьи была изображена лодка (Сант-Анджело), на левом конце которой стоит маленький ангел в шапке священника и играет на скрипке.

В письме, написанном Вивальди в 1737 году своему покровителю маркизу Бентивольо, он ссылается на то, что написал «94 оперы». Однако было обнаружено лишь около 50 опер Вивальди, и никакой другой документации об остальных операх не существует. Несмотря на то, что Вивальди, конечно, написал много опер в свое время, тем не менее, он никогда не достиг известности таких великих композиторов-современников как Алессандро Скарлатти , Иоганн Адольф Хассе , Леонардо Лео , и Бальдассаре Галуппи .

Его наиболее успешными операми являются «La Costanza trionfante» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») и «Farnace» («Фарначе»), каждая из которых возрождалась на сцене по шесть раз.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер .

Жизнь в Мантуе (1719-1722)


Карикатура на Вивальди - «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

В 1717 или 1718 году Вивальди был предложено новое престижное место в качестве капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора города Мантуи. Он переехал туда в течение трёх лет и сочинил несколько опер, среди которых был «Tito Manlio» («Тито Манлио»). В 1721 году композитор был в Милане, где он представил драму «La Silvia» («Сильвия»). Он вновь посетил Милан в следующем году с ораторией «L’Adorazione delli tre Re Magi» («Поклонение волхвов»). В 1722 году переехал в Рим, где поставил свои оперы нового стиля. А папа Бенедикт XIII пригласил Вивальди играть для него. В 1725 году Вивальди вернулся в Венецию и в том же году написал ещё четыре оперы.

В течение этого периода Вивальди написал четыре скрипичных концерта, каждый из которых соответствует четырём временам года и изображает сцены, подходящие для каждого сезона. Трое из концертов являются оригинальной концепцией, в то время как первый, «Весна», заимствует мотивы Sinfonia из первого акта его одновременной оперы «Il Giustino» («Гиустино»). Вдохновением для концертов, вероятно, послужила местность вокруг Мантуи. Эти концерты оказались революционными в музыкальной концепции: в них изображены течение ручьёв, пение птиц (различных видов, каждый конкретно характеризуется), лай собак, шум комаров, плач пастухов, бури, пьяные танцоры, тихие ночи, охота со сторон обоих охотников, катание на коньках детей и потепление зимних вечеров. Каждый концерт связан с сонетом, в котором, возможно, Вивальди описывал сцены, изображенные в музыке. Эти концерты были опубликованы в Амстердаме в 1725 году .

В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud ), дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актёрское дарование». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой . После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом . Нарушение норм поведения священника привело к тяжёлым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской области . Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора . Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твёрдостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением .

Римский период (1723-1724)

После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц , прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди, что с тех пор не хотела слушать другой музыки» . В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Юстин» или «Джустино») . Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора . В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII , которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller ) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII . Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года . В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года », четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название - «Четыре времени года» (Le quattro stagioni ), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

Последние годы жизни

В разгар своей карьеры Вивальди получил комиссионные от европейской знати и королевской семьи. Серенада (кантата) «Gloria Imeneo» («Глория и Игоменей») была исполнена в 1725 году французским послом в Венеции в праздновании брака Людовика XV. На следующий год была написана другая серенада - «La Sena festeggiante» («Празднующая Сена») - для и премьера в посольстве Франции, а также в честь празднования рождения французских королевских принцесс - Генриетты и Луизы Элизабет. «La Cetra» («Цитра») была посвящена Вивальди императору Карлу VI. В 1728 году Вивальди встретил императора, когда тот посетил Триест, чтобы вести наблюдение за строительством нового порта. Карл восхищался музыкой Рыжего Священника настолько, что, говорят, он беседовал с композитором во время одной встречи дольше, чем со своими министрами в течение двух лет. Он наградил Вивальди званием рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену. В ответ Вивальди подарил императору рукописную копию «La Cetra».

В 1730 году Вивальди отправился в Вену и Прагу в сопровождении своего отца, где была поставлена его опера «Farnace» («Ферначе»). Некоторые из его более поздних опер были созданы в сотрудничестве с двумя крупными писателями Италии того времени. Либретто «Олимпиады» и «Катоне в Утике» были написаны Пьетро Метастазио, придворным поэтом в Вене. «Гризельда» была переписана молодым Карло Гольдони из ранее написанного либретто Апостоло Дзено.

Как и многие композиторы того времени, в последние годы жизни Вивальди имел множество финансовых затруднений. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции; изменение музыкальных вкусов быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Причины ухода Вивальди из Венеции неясны, но вполне вероятно, что после успеха его встречи с Императором Карлом VI он хотел занять позицию композитора при императорском дворе.

В возрасте 63 лет . Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». 28 июля он был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Жанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Значение Вивальди в истории музыки

Влияние Вивальди

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века , утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso ). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста .

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему.

Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII -XIX веках , находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора . Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40 . Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха . В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель , выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта». Бахом были расшифрованы шесть концертов Вивальди для клавира, три для органа, и один для четырёх клавесинов, струнных и баса континуо (BWV 1065), основанных на концерте для четырёх скрипок, двух альтов, виолончели и бассо континуо (RV 580).

Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle ) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder ) .

Вивальди в отечественном и зарубежном музыкознании.

В течение жизни Вивальди его известность распространилась не только в Италии, но и в других странах, включая Францию. Однако после его смерти популярность композитора сократилась. После эпохи барокко концерты Вивальди стали относительно неизвестны и долгое время игнорировались. Даже самая известная работа Вивальди, «Времена года», была неизвестна в оригинальном издании ни в эпоху классицизма, ни в эпоху романтизма.

Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов — «Времена года» — пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Некоторые биографические факты о Вивальди

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка . Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование. Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году. Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере.


Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе. Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя - сборник сонат для скрипки. Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico». Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией. Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре. Они же стали вызовом для остальных , которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой , ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира. Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки


Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой. Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим. Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza». Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso).


Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.


Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка


С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой. В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство. В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.

Значение Вивальди в истории музыки

Антонио Вивальди и по сей день остается ярким образцом барочного искусства 18 века. Его творчество повлияло на многих итальянских композиторов того времени, а также на представителей других стран, прежде всего Германии. Кончерто гроссо Вивальди стали одной из ступеней в на лестнице становления классической симфонии.

В 18-19 веках полное наследие Антонио Вивальди было скрыто от внимания слушателей, и находилось в забвении почти 200 лет. Только в 20-х годах 20 века было найдено полное собрание сочинений композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения), благодаря чему началось возрождение былой славы Вивальди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.