Жорж бизе интересные факты

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies . Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи .

Произнести

Отправить

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов .

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи .

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы), рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом

Жорж Бизе краткая биография французского композитора изложена в этой статье.

Жорж Бизе краткая биография

Александр Сезар Леопольд Бизе родился 25 октября 1838 года в Париж в музыкальной семье. Талант мальчика был рано обнаружен: в возрасте четырех лет он уже знал все ноты, в возрасте девяти - поступил в знаменитую Парижскую консерваторию. Он обладал феноменальным слухом, памятью, блестящими пианистическими и композиторскими данными, это приводили в восхищение всех учителей.

Бизе не раз премировали на консерваторских конкурсах, а по окончании курсов в консерватории в 1857 году, его удостоили права провести целых 3 года в Италии, в целях усовершенствования. Это были годы усиленных творческих поисков. Композитор пробовал собственные силы в различных музыкальных жанрах: он создал симфоническую сюиту, одноактную оперетту, кантату, фортепианные романсы и пьесы. Но подлинным призванием Бизе был музыкальный театр.

По возвращении из Италии он написал оперу «Искатели жемчуга» (1863 год) на экзотический сюжет, рассказывая о любовной драме Лейлы и Надира, а после — «Пертскую красавицу» (1867 год). Оба музыкальных произведения не имели успеха, и композитор продолжал напряженные поиски нового в творчестве. «Я прохожу через кризис», - писал он в те годы.

Опера «Джамиле» (1872 год) ознаменовала наступление его творческой зрелости — психологическая выразительность прекрасно сочетается в ее музыке с яркостью восточного колорита. Тогда была создана музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Опера «Кармен », являлась наибольшем творческим достижением Бизе и одновременно с этим его лебединой песней. Но ее премьера закончилась провалом. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира.

Джордж Бизе умер от паралича сердца 3 июня 1875 года в предместье Парижа, не достигнув 37 лет.

РОЖДЕННЫЙ ПОБЕЖДАТЬ ЖОРЖ БИЗЕ

В историю музыки вошел благодаря одному очень популярному произведению. Сведущие люди утверждают, что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе , написавшему всемирно известную оперу , но эта же судьба многое взяла взамен.

Бизе родился в Париже 1838 года. Его назвали звучными именами трех полководцев: Александр – Цезарь – Леопольд, но в семье он был Жоржем . С этим именем Бизе вошел в историю, а данное при рождении имя всегда напоминало о себе…

Ребенок без детства

Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом, учителем пения, и с матерью, профессиональной пианисткой. В то же время, он, как любой мальчишка, хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно, а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.

Утром в консерваторию сына неизменно приводила мама, а после занятий забирала домой. Дальше все было по сценарию – его кормили, а потом закрывали в комнате, где Жорж играл на пианино до тех пор, пока не засыпал от усталости. Юный музыкант старался сопротивляться матери и в то же время понимал, что ее упрямство и его талант дают результаты. Все же ему больше нравилась литература. «Ты вырос в музыкальной семье, – говорила мать, когда заставала его за чтением, – и будешь музыкантом, а не литератором. Выдающимся!»

Учиться Жоржу было легко, он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом, получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город, в котором Жорж учился, стал для него источником вдохновения, творческих исканий и любви.

Первая любовь Жоржа Бизе

Полноватый и близорукий, с кудрями, завивавшимися так туго, что их сложно было расчесать, Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро, немного сбивчиво и был уверен, что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Еще у него постоянно потели руки, чего он тоже страшно стеснялся и все время краснел.

Со смешливой и кокетливой Джузеппой Жорж познакомился в Италии и, конечно же, стал звать ее в Париж. Юноша был опьянен счастьем и все время повторял: «Я не богат, но заработать денег – это так просто. Две удачные комические оперы, и мы будем жить как короли».

Письмо о болезни матери застало его врасплох. Он уезжал, заручившись обещанием Джузеппы приехать, как только его матери станет лучше. Отец горевал в одной комнате, Жорж в другой. Нужны были деньги, чтобы бороться с болезнью и нищетой. Если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение, которое принесло бы ему много денег, но на это нужно время, а его нет.

«Временная» работа Жоржа Бизе

Встретился с владельцем одного из самых известных парижских издательств Антуаном Шуданом. Он с удивлением рассматривал молодого человека и не мог поверить, что перед ним сидит лауреат престижной Римской премии, молодой гений. Ставить на начинающего композитора было рискованно, но издатель хорошо понял, что юноше нужны деньги и он готов работать, поэтому предложил заняться переложением для фортепиано опер известных сочинителей.

Сутки напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Он исправно получал деньги, но их все время не хватало. «Пиши симфонию, – словно в бреду повторяла мать, – как только ты это сделаешь, слава найдет тебя». Но на симфонию у него не было времени. Черновики множились, и, несмотря на его упорный труд, с каждым днем росли долги. Мать умерла через год после его приезда…

Музыкальный театр манил композитора. Он старался ходить на все премьеры, но все, что он писал, не находило одобрения. Комическая опера «Дон Прокопио» не была оценена. Ряд оркестровых пьес, которые позже войдут в цикл «Воспоминание о Риме», – тоже. Друзья советовали продолжить карьеру пианиста, но Жорж хотел сочинять музыку и был уверен, что выбранный путь приведет его к успеху. Оставалось только работать, ждать и терпеть нужду.

В 1863 году состоялась премьера оперы «Ловцы жемчуга». Критика отметила естественность и красоту вокальных партий, множество выразительных моментов в партитуре – и все. Опера прошла на сцене 18 раз и была снята с репертуара. Все вернулось: бессонные ночи, чужие партитуры, уроки музыки. От нервного истощения спасали обливания холодной водой, прогулки по городу и посещение театров.

Любовь – насмешка

Однажды в поезде познакомился с Могадор – оперной дивой мадам Лионель, писательницей Селестой Венар, графиней де Шабрийан. Юность она провела в притонах, потом стала танцовщицей, а затем увлеклась литературой и стала описывать то, что знала о жизни, в романах. Ее книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах, но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра, где пела главные партии.

графиня де Шабрийан

Впервые за долгое время сердце Бизе учащенно забилось. Ему двадцать восемь, ей сорок два. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. Счастье было недолгим. Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Могадор старела. Ее преследовали финансовые неурядицы, он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета, а его любовь была ей ни к чему. Но расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Во время очередного скандала любимая окатила Жоржа с головы до ног ушатом холодной воды. Бизе вышел на улицу, где тихо кружил снег.

«Тихое» счастье Жоржа Бизе

Гнойный тонзиллит – таков был диагноз врачей. Для человека, всю жизнь страдавшего простудами и ангинами, он сильно рисковал, возвращаясь в тот злополучный день пешком. Бизе работал лежа, почти не мог говорить. Но его физические страдания не шли ни в какое сравнение с душевными.

Жюль Элли Делоне

Опера «Пертская красавица» не имела успеха. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал ее. Болезнь не заканчивалась, нищета не проходила. Весной 1869 года , еще слабый после болезни, вышел на прогулку. Он прошел мимо дома своего учителя и его охватило желание зайти туда, где ему было хорошо и спокойно. Здесь он встретился с повзрослевшей дочерью учителя.

Их роман не был стремительным. Наконец, Жорж сделал предложение. Казалось, в его многострадальную жизнь заглянуло солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты, и сократила траты, окружив Бизе такой нежностью и заботой, чтобы он снова смог работать.

Семейная идиллия была недолгой. Вскоре жене надоели постоянные отлучки мужа и его вечная занятость. Урок в тот день отменился, заболел ученик, и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать, ведь у него был заказ – комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась, ей вторил мужской баритон…

«Кармен»

Прототипом главной героини должна стать Могадор с ее страстностью. Музыка, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе , стоя за кулисами, холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…

Галли-Марье, первая исполнительница партии Кармен

Закончился первый акт. Холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Умер на 37-м году жизни 1875 года, не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере.

Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году напишет: «Я убежден: лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире».

Так и случилось. Такая же судьба ожидала не только эту оперу композитора. Большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

ФАКТЫ

Уже в девять лет демонстрировал необычайные музыкальные способности, и поэтому был зачислен в Парижскую консерваторию, несмотря на столь юный возраст. Закончив консерваторию, он стал профессиональным композитором, хотя ему исполнилось всего 19. Один малоуспешный композитор с усмешкой отозвался о Бизе : «Кто рано расцвел, тот и отцветет рано». Когда эти слова передали Бизе , тот не растерялся и ответил: «Судя по всему, сам он собирается расцвести не раньше, чем ему стукнет семьдесят».

Бизе хорошо понимал эфемерность славы, и поэтому не сильно ею дорожил. «Известность приходит и уходит, а неизвестность остается…», – частеньно говаривал композитор.

За свою недолгую, но достаточно насыщенную жизнь в театре, сталкивался с разными ситуациями и весьма натерпелся от коллег. Считается, что ему принадлежит фраза: «В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие – добра».

Обновлено: Март 10, 2016 автором: Елена



(1838-1875)

Жорж Бизе приобрел всемирную известность как автор одного, хотя и очень популярного, произведения. В истории музыки такие случаи нечасты. Этим произведением стала опера „Кармен”.

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трех полководцев: Александра - Цезаря - Леопольда, но в семье называли Жоржем. С этим новым именем Бизе вошел в историю.

Его родители отличались музыкальностью: отец был преподавателем пения, мать играла на фортепиано и стала первой учительницей музыки своего сына, в доме много музицировали.

Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, десяти - поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет. Несмотря на то, что, как говорил позже Бизе, он „отдался музыке лишь скрепя сердце” - его более влекла литература, - занятия в консерватории проходили успешно.

Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах - по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Феноменально одаренный музыкальным слухом, памятью, творческой интуицией, Бизе без труда овладел теми знаниями, которые давала консерватория. Правда, курс теории композиции страдал догматичностью. Бизе большему учился вне стен консерватории у Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу лет, у него установились теплые, дружеские отношения.

Но надо отдать должное и его непосредственному учителю Фроманталю Галеви, тонкому и серьезному музыканту, с которым Бизе впоследствии породнился, женившись на его дочери.

В годы консерваторского обучения Бизе создал немало произведений. Лучшее среди них - симфония, написанная семнадцатилетним автором в очень сжатые сроки - за семнадцать дней. Эта симфония, впервые опубликованная в 1935 году, ныне с успехом исполняется. Ее музыка привлекает классической отточенностью формы, ясностью и живостью выражения, светлым колоритом, что позже станет неотъемлемым качеством индивидуального стиля Бизе.

В год окончания консерватории, сочинив кантату на древний легендарный сюжет, он принял участие в конкурсе, объявленном Оффенбахом, на написание одноактной оперетты. Вместе с произведением Лекока, в дальнейшем прославившегося в этом жанре, премии была удостоена оперетта Бизе „Доктор Миракль”.

Однако если к этому времени о Бизе-композиторе говорили лишь как о многообещающем даровании, то в качестве пианиста он добился всеобщего признания. Позже, в 1863 году, Берлиоз писал:

„Бизе несравненно читает партитуры. Его пианистический талант настолько велик, что в фортепианной транскрипции оркестровых партитур, которую он делает с первого взгляда, его не могут остановить никакие трудности.

После Листа и Мендельсона не много исполнителей его силы”.1857-1860 годы как лауреат консерватории Бизе провел в Италии Это годы жадного впитывания различных жизненных впечатлений, среди которых, однако, музыкальные стояли на последнем месте. „Дурной вкус отравляет Италию, - жаловался Бизе. - Это для искусства потерянная страна”. Зато он много читал, путешествовал, знакомился с бытом крестьян, пастухов.

Его творческая фантазия, как это будет и позже, загорается многими планами. „Голова полна Шекспира. Но где взять либреттиста!” - сетует Бизе. Его волнуют и сюжеты Мольера, Гюго, Гофмана, Гомера. Чувствуется, что он еще не нащупал близкой себе темы, творчески разбрасывается. Но одно ясно - его интересы лежат в сфере театральной музыки.

Отчасти это вызывалось практическими соображениями - здесь легче добиться успеха. Бизе полушутливо писал матери: „Когда я добуду 100 тысяч франков (то есть обеспечу себя до смерти), папа и я прекратим давать уроки. Мы начнем жизнь рантье, что совсем не плохо».

100 тысяч франков пустяк: два небольших успеха в комической опере. Успех, подобный „Пророку” (опера Мейербера), приносит почти миллион. Итак, это не воздушный замок!

Но не только меркантильные соображения, обусловленные более чем скромными материальными ресурсами семьи, побуждали его к этому. Музыкальный театр притягивал Бизе, его письма полны расспросов о парижских оперных премьерах. В результате он решился написать комическую оперу, названную „Дон Прокопио”. Присланная в Париж партитура не получила одобрения со стороны маститых профессоров, хотя все же отмечалась „непринужденная и блестящая манера, свежий и смелый стиль” автора.

Суровое порицание вызвала тематика этого сочинения. „Мы должны поставить на вид г-ну Бизе, - читаем в отзыве консерватории, - что он представил комическую оперу, когда правило требовало мессу”.

Но клерикальные сюжеты чужды Бизе. И после краткой творческой паузы он принялся за симфонию-кантату „Васко да Гама” на сюжет „Лузиады” - известной эпической поэмы классика португальской литературы Луиса Камоэнса.

Он обратился к вокально-симфоническому жанру, распространенному во Франции со времен Берлиоза, и к ориентальной тематике, популярность которой была упрочена успехом оды-симфонии Фелисьена Давида „Пустыня” (1844). Далее Бизе создает ряд оркестровых пьес, некоторые впоследствии войдут в симфоническую сюиту „Воспоминания о Риме”.

Теперь уже отчетливее проявляются своеобразные черты стиля композитора с его тягой к воплощению красочных, колоритных народных сцен и картин жизни, полных динамики и движения.

После трехлетнего пребывания в Италии Бизе возвратился в Париж, уверенный в своих силах. Но его ждало горькое разочарование: путь к общественному признанию во Второй империи труден и тернист. Начинаются тяжелые годы борьбы за существование.

Бизе содержит семью частными уроками, сочинением музыки в легком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. В его письмах находим волнующие строки: „Три ночи не спал, на душе мрачно, а завтра надо писать веселую танцевальную музыку”.

Или в другом письме: „Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части, я обалдел, заканчивая четырехручное переложение „Гамлета” (оперы А. Тома). Что за работа! Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту! „В таком перенапряжении творческих сил проходит вся последующая жизнь Бизе.

Это и явилось причиной столь ранней смерти гениального композитора. Бизе не избирал более легкий путь в искусстве. Он отказался от карьеры пианиста, которая, несомненно, сулила ему более скорый и эффективный успех. Но Бизе хотел безраздельно отдаться композиторской деятельности и поэтому отбрасывал все, что могло ей помешать.

Его привлекали многие и разнообразные оперные замыслы, некоторые были доведены до конца, но требовательный автор забирал из театра уже законченные партитуры. Так произошло, например, с оперой „Иван Грозный”, обнаруженной лишь в 30-х годах нашего века. Однако две оперы были поставлены на сцене.

В 1863 году состоялась премьера оперы „Искатели жемчуга”. Ее сюжет традиционен. Это модная в то время во Франции ориентальная тема. Опера Бизе находится в ряду произведений, которые открывают этот список. Ее действие происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга.

Несмотря на шаблонные драматургические ситуации и условность сценического действия, музыка Бизе убеждает мелодическим богатством, естественностью и красотой вокальных партий, полнотой жизнеощущения. Это не прошло мимо Берлиоза, отметившего в своей рецензии, что партитура оперы „содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита”. Яркостью отличаются также массовые сцены, лирические либо драматические эпизоды оперы.

Однако то свежее и новое, что содержалось в произведении Бизе, прошло незамеченным. Опера не имела большого успеха, хотя и выдержала восемнадцать спектаклей. За исключением Берлиоза, критика отнеслась к ней холодно.

Премьера следующей оперы - „Пертской красавицы”, состоялась в 1867 году. Сюжет одноименного романа Вальтера Скотта предстал в либретто в искаженном, примитивном виде особенно много шаблонного и трафаретного в финальном акте. „Это эффектная пьеса, - писал Бизе, работая над оперой, - но характеры мало обрисованы”.

Композитору не удалось дорисовать их своей музыкой. Вместе с тем, по сравнению с предшествующей, эта опера содержит немало уступок господствующим вкусам буржуазной публики, что вызвало резкую отповедь со стороны некоторых прогрессивных критиков. С горечью Бизе был вынужден с ними согласиться.

Неудача на время разоружила Бизе. „Я прохожу через кризис”, - говорит он. Осенью того же 1872 года состоялась премьера другого произведения Бизе. Это - великолепная по краскам и выразительности музыка к пьесе Альфонса Доде „Арлезианка”.

Композитор насытил спектакль большим количеством музыкальных номеров, порой представляющих собой художественно законченные пьесы.

Музыка, обладающая такими выдающимися художественными достоинствами, пережила пьесу Доде, утвердившись на концертной эстраде. Две сюиты из „Арлезианки” - первая составлена самим автором (1872), вторая его другом Эрнестом Гиро (1885) - вошли в золотой фонд мировой симфонической литературы.

Бизе отдавал себе отчет в том, какую большую роль сыграла музыка к „Арлезианке” в его творческой эволюции. Он писал:

„Что бы ни произошло, я удовлетворен, что вступил на этот путь, который я не должен покинуть и с которого не сойду никогда. Я уверен, что нашел свою дорогу”. Эта дорога привела его к „Кармен”.

Бизе заинтересовался сюжетом „Кармен” еще во время работы над оперой „Джамиле”, а в 1873-1874 годах вплотную приступил к отделке либретто и написанию музыки. Сюжет оперы заимствован из новеллы Проспера Мериме „Кармен”, точнее сказать, из ее третьей главы, содержащей рассказ Хозе о драме его жизни.

Опытные мастера театральной драматургии, Мельяк и Галеви, создали превосходное, сценически-действенное либретто, драматические ситуации и текст которого выпукло обрисовывают характеры героев пьесы. 3 марта 1875 года прошла премьера в театре „Комической оперы”. Спустя же три месяца, 3 июня, Бизе внезапно скончался, не успев завершить ряд других своих работ.

Его преждевременная смерть, вероятно, была ускорена тем светским скандалом, который разыгрался вокруг „Кармен”. Пресыщенные буржуа - обычные посетители лож и партера - нашли сюжет оперы скабрезным, а музыку - слишком серьезной и сложной. Отзывы прессы были почти единодушно отрицательными.

В начале следующего, 1876 года „Кармен” надолго исчезла из репертуара парижских театров, и в то же время начался ее триумфальный успех на театральных подмостках зарубежных стран.

Чайковский сразу же отметил ее выдающуюся художественную ценность. Уже в 1875 году он имел клавир „Кармен”, в начале 1876 года видел ее на сцене парижской „Комической оперы”. В 1877 году Чайковский писал: «Я выучил ее наизусть, всю от начала до конца”.

А в 1880 году утверждал: „По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи”.

Введение народных сцен, занимающих важное место в опере, придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме. Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, ее высокая этическая ценность.

„Кармен”, - писал Ромен Роллан, - вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности”.

Музыка Бизе еще более подчеркнула контрастность и динамику драматургического развития: ей свойственны живость, блеск, разнообразие движений. Эти качества, типичные для композитора, как нельзя лучше соответствовали обрисовке действия испанского сюжета. Лишь в редких случаях, используя народные мелодии, Бизе метко передал испанский национальный колорит.

Историческое значение оперы Бизе не только в ее непреходящей художественной ценности, а и в том, что в ней впервые на подмостках оперной сцены была с таким мастерством обрисована драма простых людей, утверждающая этические права и достоинство человека, прославляющая народ как источник жизни, света, радости.

В Париже постановка „Кармен” все же была возобновлена в 1883 году. С тех пор „Кармен” занимает одно из первых мест в репертуаре мирового музыкального театра.

Д. САМИН

Эпохи романтизма.


1. Биография. Ранние годы


4. Во времена Парижской Коммуны

Театр Опера Комик в Париже.

События франко-прусской войны и Парижской Коммуны пугали его как представителя буржуа, но видсахнулы его от стремлений к правдивому, реалистическому искусству. Бизе был уже женат и перебрался в опасные времена в более спокойный район Парижа.

В 70-е - период творческой зрелости Бизе - созданы опера Джамиле (по поэме "Намуна" А. Мюссе, 1871), музыка к драме А. Доде "Арлезианка" (1872). Овладев ритмоинтонацийнимы особенностями народных напевов, почти не прибегая к цитатам, Бизе достоверно воссоздал в этих произведениях характер восточной и провансальской музыки. Эти партитуры отличают мастерское владение выразительными средствами оркестра. Большой популярностью пользуются 2 оркестровые сюиты из музыки к "Арлезианки" (1-а созданная автором, выполнена 1872, 2-а - композитором Э. Жиро, выполненная в 1885 г.).


5. Эпопея с оперой "Кармен"

Стремление композитора к демократизации оперного искусства, желание избавиться от театральных штампов и условностей получили свое яркое выражение в опере "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1874). Либретто оперы создал Людовик Галеви, двоюродный брат жены Жоржа Бизе, на которой он женился года. Большая часть музыки была написана за два месяца в пригороде Парижа - это Буживаль, где семья имела дачный дом.

Главную роль поручили певице Галли-Марье. Селестина Галли-Марье не была удовлетворена хабанеры и композитор неоднократно переделывал ее. Жорж Бизе никогда не был в Испании, поэтому использовал испанский танцевальную музыку, ее темы. Тему хабанеры он "позаимствовал" из произведения испанского композитора Себастьяна Ирод, что было тогда распространенной практикой. Но сделал из нее музыкальное произведение, имеющее самостоятельную стоимость.

Опера написана по заказу руководства театра Опера Комик. Небольшой театр обслуживал тогда театральные нужды добропорядочных и ограниченных буржуа. К тому же театр стал местом неофициальных встреч родителей, искали обеспеченных женихов для своих дочерей. Даже их отношение к операм было регламентировано буржуазными вкусами. Герои должны иметь благородное происхождение, благородно вести, красиво страдать, они могли умереть только ради значительной цели.

Впервые на французской оперной сцене выступили представители "низших классов" - работница сигарной фабрики и солдат -наемник, правдиво раскрыты переживания и страсти людей низкого, незнатного происхождения. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, багатопластовисть и разнообразие народных сцен, напряженный ход драматических событий. На премьере в театре Опера комик (1875) "Кармен" была резко негативно встречена буржуазной публикой, не увидела ни благородных персонажей, ни благородного поведения между влюбленными. Неприятие новой оперы и возмущение буржуа поддержала и тогдашняя буржуазная пресса. Газеты печатали статьи, где оперу обзывали "социальным свалкой". Диковатая цыганка и солдат, поведение которых на грани патологии, не могли научить благородства добропорядочных дочерей из буржуазных семей. К тому же, замужем еще Кармен погибает ради свободы - собственных чувств...

В 4-й акт включены балетные сцены на музыку из "Пертской красавицы" и "Арлезианки"). "Кармен" стала одной из самых популярных опер в мире, о которой П. И. Чайковский писал в , что "это в полном смысле слова шедевр.

8. Важнейшие произведения

Оперы и оперетты

  • La prtresse, оперетта (1854)
  • "Чудо доктор" (Le docteur Miracle), опера буфф (1857)
  • "Дон Прокопио" (Don Procopio), опера буфф (1859)
  • "Искатели жемчуга" (Les pcheurs de perles), опера (1863)
  • "Иван IV", большая опера (среднее)
  • "Пертскую красавица" (La jolie fille de Perth), опера (1867)
  • "Нума", опера (1871)
  • "Арлезианка" (L"Arlsienne), "музыка к спектаклю" (1872)
  • "Джамиля" (Djamileh), одноактная опера (1872)
  • "Кармен", опера (1875)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 C-dur (1855)
  • Симфония № 2 "Roma" (уничтожена автором)
  • Сюита "Арлезианка" (из музыки Бизе к спектаклю Арлезианка, 1872)
  • Сюита из оперы "Кармен"

Другое

  • хоры с оркестром и a cappella;
  • пьесы для фортепиано,
  • фортепианные дуэты;
  • романсы, песни;

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.