Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа. Страна образования

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

Конспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» в ясельной группе.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Обучающая

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, прозрачность)

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

Развивающая

Развивать навыки проведения первых опытов;

Развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;

Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательная

Умение работать в группе;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Обогащение словаря: жидкость, прозрачная, без запаха.

Материалы и оборудование: шляпа фокусника, стаканчики по количеству детей, тарелочки по количеству детей, краска, молоко, ватные палочки, игрушки, бутылочка с водой, сок, лимонад.

Методы и приемы: игровой (открытка с приглашением), наглядный (баночка с водой), практический (опыты), словесный.

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие речевое развитие, физическое развитие.

1часть. Организационная

Воспитатель читает детям книгу «Мойдодыр».Появляется шляпа фокусника и открытка.

Воспитатель: Ребята,чья это шляпа? А кто такой фокусник? А тут ещё и приглашение.

«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы, . Желаю удачи.»

Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну фокусов?(ответы детей. А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей)

Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебные фартучки.(Музыка)

Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками

Воспитатель: Посмотрите ребята, что стоит на столе. Давайте подойдём поближе.

Правильно, вода. А в этом стаканчике? (молоко)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?

2 часть. Опытно-эксперементальная.

Воспитатель: Тогда начнём

Если хотите, можете присесть за столы…

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А молоко? Сейчас мы с вами попробуем показать первый фокус: спрячем в молоке вот эту игрушку. Получилось? А теперь спрячем игрушку в стаканчике с водой. Почему игрушку видно?

Правильно, значит вода какая? (прозрачная)

На столе знаки. Посмотрите, фокусник нам приготовил разные знаки. Какой обозначает, что вода прозрачная? Давайте прикрепим этот знак на коврограф.

Соответствующий знак прикрепляется на коврограф.

Затем воспитатель предлагает определить, чем пахнет апельсиновый сок, лимонад и вода. Выясняют, что у воды нет запаха.

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами научимся ещё одному фокусу.

Фокус «Разноцветная вода».

Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:

«Была водичка простой, стань водичка цветной» . Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

Что случилось с водой? Она стала цветной, окрасилась.(Спросить у детей. Какого цвета вода.)

(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей, жёлтой)

Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем?

Физминутка .(Музыка)

Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. Ребята а вы любите рисовать?

Мыс вами танцевали, а сейчас мы сделаем так, что наши краски тоже будут танцевать.

(На столе ёмкость с молоком) также краски гуашь и жидкое мыло.

Дети называют. Воспитатель: ребята, это всё нам понадобится для следующего фокуса.

Фокус «Танцующие краски»

(капнем немного краски в молоко, затем обмакнём ватную палочку в жидкое мыло и дотронемся до этого пятнышка краски. Что произошло? Вы видите как краска танцует? Теперь попробуйте сами.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в стране фокусов? А что вам больше всего понравилось? А что вы узнали про воду?мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам и я хочу показать вам ещё один.Сейчас я превращу эту бутылочку с водой в сок. Положу её в шляпу. А вы все закройте глаза.Раз, два, три вода в сок превратись! (воспитатель раздаёт сок детям)

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, игра, изотворчество, здоровье.

Задачи: познакомить детей со свойствами камня и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, умения пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов.

Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают камень и мел, как они используются человеком. Познакомить детей с месторождениями камня и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. Развитие творческих способностей детей, с использованием природного материала.

Использование технологий:

Познавательно – исследовательская технология. Исследование. Опыты с камешками и мелом.

Игровая технология: «Игра узнай на ощупь»

Сюрпризный момент: посылка, цветные мелки, загадывание загадок о камне и меле.

Здоровьезберегающая технология: Физминутка, релаксация.

Изотворчество: Рисование природы мелками.

ТСО: магнитофон,

Материал и оборудование:

1. Посылка с камешками и мелом;

2. Загадки про мел и камень;

3. Подносы с камешками и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоток;

4. картон черного цвета, мелки.

5. Картины с изображением гор, рек.

Ход НОД

Ребята, я хочу показать свои знания и умения, да и ваши знания познать.

Скажите мне, что нас окружает? (Нас окружают предметы)

А еще что? (Природа).

Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).

Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).

Дети, а к нам пришла интересная посылка +письмо:

«Здравствуйте дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

Ребята, в письме загадки давайте их отгадаем.

С виду неприглядный я, на земле лежу пластами,

Молотком отбей меня

Потому что я очень, нужный (камень)

Вот он какой - этот горный камень (Показывает детям).

Это камень и относится он к неживой природе.

Дети, а теперь, давайте посетим нашу лабораторию.

Посмотрите, у вас на столах стоят подносы - найдите на них камень. Возьмите камень, рассмотрите его, расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый.

А как вы узнали, что он твердый? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).

Как вы думаете, камень прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный камень. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску камня молотком: не рассыпался на мелкие кусочки).

Да, ребята, камень твердый

Возьмите лупу и рассмотрите камень. Что вы там видите?

Из камней состоят горы, посмотрите пожалуйста на картины.

Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камень в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?

Камень утонул, а почему? (тяжелый).

Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).

Помешайте палочкой воду, камень? (Не растворяется).

Запомните, камень нерастворим ни в одной из жидкостей.

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать –это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Ребята, а в конверте еще одна загадка.

«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку - утечет как молоко (Мел)»

Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета? (Белый.)

Мел такой же, как и камень? (Нет, он матовый).

Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). - Ребята, мел твердый, но он мягче камня. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он - хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).

Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след

он оставляет? (Нет он царапает, не пишет так, как мел).

Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.

Какая была вода? (Чистая и прозрачная).

Что произошло с водой? (Она помутнела).

Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел). - А давайте вспомним, когда опустили камень, что происходило с водой? С камнем? (ничего)

Да, мел растворяется. Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это - полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.

Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки.)

А как вы думаете, как мел используется еще человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте).

Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, школьных мелков.

Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить глубоко под землей

Сегодня мы узнали много нового, интересного про камешки и мел.

Ребята! а вот с посылкой Хозяйка Медной горы отправила нам еще что то, а что, мы сейчас узнаем?

«Игра узнай на ощупь» цветные мелки.

Релаксация

А сейчас глазки закрывайте и на миг в природу погружайтесь

То ли это будет речка, то ли луг,

То ли солнце, то ли дуб.

То ли птица, то ли зверь

В сказку ты свою поверь.

А теперь глазки открывайте.

Вы мелки возьмите, и явление природы сотворите.

Дети рисуют по желанию по три человека на больших дощечках цветными мелками.


Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 1.

Конспект НОД

по экспериментированию с водой в старшей группе

тема: «Свойства воды».

подготовила:

воспитатель старшей группы

Дайбова Елена Владимировна

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

1. Образовательные:

1. Ознакомление детей со свойствами воды:

Отсутствие цвета и запаха;

Отсутствие вкуса;

Отсутствие собственной формы;

Прозрачность;

Вода может растворять вещества,

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные:

Развивать социальные навыки:

1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;

2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

3. Прививать бережное отношение к воде.

3. Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Используемые технологии: проектор, технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .

Предварительная работа.

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".

3. Наблюдение за состоянием воды во время прогулок.

Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана, 2 чайные ложки, сахар, пластилин, полоски бумаги разных цветов, различные емкости.

Что изменилось в раздевалке?

Кто ходит в таких халатах?

А хотите на время стать учёными?

Итак, мы с вами учёные. Сделали серьёзный вид и заходим в группу.

Вы тоже заметили, что мы сегодня не одни? У нас гости, да это совсем не гости, а журналисты. Что делают журналисты? (пишут статьи), но прежде чем написать статью о нас, они должны взять интервью. Сейчас они нам зададут несколько вопросов.

1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ: вода

2. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?
Ответ: нет, потому что она соленая

3. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная

4. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены

5. Вода, в которой растворены моющие средства.

Ответ: мыльная

6. Вода после размораживания.

Ответ: талая

Молодцы! Вы кое – что знаете о воде, но это ещё не всё, Вода обладает многими свойствами. О которых, вы и не догадываетесь! А хотите узнать, как можно больше о воде?

Ребята, посмотрите, что это такое? слайд №3

Это глобус.

А что такое – глобус?

Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.

А какого цвета на глобусе больше всего?

(- Синего, голубого)

Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

(- Животным, растениям, человеку)

Правильно, без воды нет жизни на земле.

А как в вашей семье используют воду? слайд №5

Как мама использует воду?

(- Готовит, стирает, поливает растения)

А как вы используете воду?

(-Пьём, умываемся)

Молодцы.

Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)

«Если руки ваши в ваксе, слайд №6

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама слайд №7

Ни готовить. Ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

чтоб варились кисели,

чтобы не было беды –

жить нельзя нам без воды».

Вода необходима всему живому на земле. слайд №8

А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода

(ответ дублируется показом слайда)

1. Лежало одеяло, мягкое, белое. слайд №9

Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)

2. Мост, как синее стекло слайд №10

Скользко, весело, светло. (Лед)

3. Пушистая вата плывет куда-то. слайд №11

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

4. Течет, течет – не вытечет, слайд №12

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

5. Люди ждут меня, зовут, слайд №13

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Молодцы, ребята! Давайте поговорим слайд№14

о трех состояниях воды.

1. Жидкое состояние.

В виде чего вода встречается в жидком состоянии?

В виде дождя, капельки, росы, ручейка.

(работа на доске)

2. Газообразное состояние.

В виде чего вода встречается в газообразном состоянии?

В виде пара, облака, тумана.

(карточки на доску)

3. Твердое состояние

Мы уже знаем, что вода - это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Что случится с водой? Она перейдёт из жидкого состояния в твёрдое.

В виде чего вода встречается в твёрдом состоянии?

(карточка на доску)

Вспомнить конкурс «Зимняя клумба». слайд №15

    Красили воду

    Заливали в форму

    Заморозили

А сейчас я предлагаю немного размяться

Физминутка (мнемотаблица) слайд №16

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Ну а мы сейчас пройдёмся

И домой к себе вернёмся

Ну раз мы с вами сегодня учёные, скажите мне, чем же они занимаются?

слайд №17

Дети, а как вы думаете, где учёные проводят свои опыты?

А у вас есть желание, побывать в лаборатории и провести несколько опытов, чтобы больше узнать информации о воде?

Мы команда – «Любознайки»,
Наш девиз: «Хотим все знать!»
Сто вопросов нам задай-ка,
Мы готовы отвечать!

слайд №18

И так, вход в лабораторию открыт! А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила:

(дети сами по мнемотаблице рассказывают правила) говорю про лист наблюдений).

1. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

2. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

3. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

4. Содержи свое рабочее место в чистоте.

5. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А выводы я предлагаю делать в листе наблюдений. (картинку с правильным ответом обводим маркером)

А если вдруг что - то станет не понятно, что нужно сделать? (спросить)

слайд №19

А сейчас я предлагаю всем желающим пройти в нашу лабораторию. Располагайтесь поудобней, я беру стул, мне так удобно.

ОПЫТ 1: вода не имеет цвета. (молоко, вода, цветные полоски)

А теперь обратите внимание.

Что стоит на ваших столах?

Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.

Что налито в стаканчиках?

Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?

Каким они цветом?

А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды.

Есть у воды цвет? Как вы думаете?

Так, что мы можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Вывод : вода бесцветная слайд №20

ОПЫТ 2: вода прозрачная. (то же самое и ложки)

У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?

Видно ли ложку в стакане с водой?

Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?

Вывод : вода прозрачная слайд №21

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 3: вода не имеет вкуса. (то же самое, пробуем)

А давайте, мы с вами попробуем молоко, какой у него вкус?

Какой вкус у воды?

Вывод : вода не имеет вкуса слайд №22

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 4: вода не имеет запаха. (то же самое, нюхаем)

Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?

(вспомнить как пахнут цветы, апельсин)

Вывод : вода не имеет запаха слайд №23

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 5: вода не имеет формы. (кубик, формочки)

Ребята, что у меня в руке? Какую форму он имеет?

(Кладу его везде) - меняет форму кубик?

Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода? А вам интересно?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Вывод : вода не имеет форму слайд №24

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

ОПЫТ 6: вода – растворитель (№3, №4, карточка – схема)

Для этого опыта нам понадобятся стаканчики под номером 3 и 4 и карточка схема. Посмотрите внимательно на схему, там нарисована последовательность выполнения опыта. (прошу…. рассказать, что он делал)

Сахар растворился в воде. Вода является слайд №25

растворителем для сахара.

А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить кусочек пластилина, он также исчезнет, как сахар?

Предлагаю взять пластилин с моего стола и добавить в стакан №4. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с пластилином в воде?

Пластилин не растворилось в воде: он лежит на дне стакана.

Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод : вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других – нет.

(Отмечаем в листе наблюдений вывод).

Заключительный этап

Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода

Вы, слыхали о воде? слайды № 26,27,28,29,30,31

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране .

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды, невозможно жить на земле. Мы с вами сейчас для себя сделали несколько открытий. Что вода в природе обладает какими свойствами? (прозрачная, без вкуса и запаха). Вот именно такая вода и нужна всему живому на Земле. А если вдруг она поменяла свои свойства, стала ужасно пахнуть, стала мутной, появился неприятный вкус, что случилось с водой? (загрязнили).

Пригодна она для питья?

А чтоб у нас было достаточно чистой воды, что нам нужно делать? (воду надо беречь и охранять, вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

Что позволило нам побольше узнать о свойствах воды?

Какой опыт для вас было самым трудным? (больше всего понравился?)

- …какие опыты с водой вы хотели бы ещё провести? (настроить на дальнейшую работу)

(хвалить каждого отдельно)

Наши опыты закончены, можете взять свои листы наблюдений, они вам могут ещё пригодиться.

И опять на нашем пути журналисты.

Вопросы журналистов. слайд №32

Давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились, что же положим в наш сундучок знаний? (смотрят на свои листы наблюдений)

1. Назовите три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное)

2. Расскажите нам, с какими свойствами воды вы познакомились? (не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ).

3. Важно ли то, что вы сегодня узнали? Пригодится вам это в жизни?

Спасибо за интервью, мы уверены, что из вас получатся настоящие учёные, которые сделают много открытий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.