Что значит быть педагогом в детском саду. Сочинение… «Что значит быть воспитателем детского сада? Эссе «Что значит воспитывать детей?»

Словарь Ушакова

Воспитатель

воспита тель , воспитателя, муж. Лицо, воспитывающее кого-нибудь. Моим воспитателем был дядя.

| Занимающийся воспитанием, педагог. Воспитатель в детском доме.

Педагогический терминологический словарь

Воспитатель

лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.

Профессия В. известна со времён античности. В средневековых учебных заведениях воспитательными функциями наделялись особые лица - классные дамы, надзиратели и др. Имущие лица приглашали в семьи домашних В. - гувернёров, бонн и пр. В современных воспитательных учреждениях предусмотрены специальные должности В.

В силу особой связи обучения и воспитания функции В. реально осуществляют все педагоги образовательных учреждений (В. детских дошкольных учреждений, учителя средних общеобразовательных школ и других учебных заведений, преподаватели профессиональных учебных заведений, техникумов, вузов и т.п., сотрудники учреждений дополнительного образования детей - руководители кружков, спортивных секций, любительских объединений по месту жительства и пр.). В. для своих детей выступают родители, родственники, а также лица, которые осуществляют опеку над детьми, лишёнными родительского попечения и пр.

Деятельность В. побуждает воспитанников к самовоспитанию и направлена на формирование у них определённых качеств и свойств личности (воспитание в узком смысле слова). В. также регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды (воспитание в широком смысле).

Отношения между В. и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определённых исторических условиях. Например, для авторитарного воспитания характерно понимание роли В. как ретранслятора социального опыта, а воспитанник рассматривался как лицо, лишь воспринимающее этот опыт. В гуманистических концепциях воспитания В. и воспитанник выступают равноправными участниками педагогического взаимодействия.

В. призван обеспечить каждому ребёнку здоровый образ жизни и помочь ему организовать самостоятельную деятельность по творческому освоению человеческой культуры. От В. требуется владение определёнными профессиональными качествами: уметь проектировать цели и задачи воспитания, предвидеть и анализировать результаты своей деятельности, организовывать жизнедеятельность воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, совершенствованием педагогического мастерства и т.д. В. также должен быть высоко нравственной личностью с чётко выраженной гражданской позицией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 43)

педагог, организующий и направляющий работу детей в образовательном учреждении.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан.В. "Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития." - Кемерово, 2002. С. 98)

педагогический работник, к профессиональной компетенции которого относится:

1. содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка;

2. внесение необходимых корректив в систему его воспитания;

3. создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка в классе;

4. помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями.

Воспитатель помогает детям в организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное, техническое творчество, в занятия спортом.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 312)

организатор воспитательного процесса. Функции воспитателей выполняют не только штатные педагоги, но и многие специалисты (клубные работники, офицеры и др.), а также многие родители.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 158)

Карелина Альбина Анатольевна
Воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 1 г. Киренска»
Педагогический стаж работы- 21 год
I квалификационная категория


Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас… Как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по-разному…

Мой путь к профессии воспитателя оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо…

Еще, будучи школьницей, я любила приходить в детский сад к детям – проводить разные конкурсы и просто играть с ними. Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям – после детского сада я начала ходить к детям начальной школы, где тоже пыталась найти общий язык с ними. Так я стала вожатой. Я проводила с детьми много времени – мы вместе занимались, гуляли, готовили разные праздники, ходили в походы…

А ещё я росла в доме, где было много детей разного возраста. С малышами я всегда водилась – взрослые доверяли мне погулять с их детьми, а со старшими я устраивала разные концерты для детей и их родителей. Сделав самодельную ширму и нарисовав героев - мы показывали целые спектакли по, любимым для нас, советским мультфильмам.

И я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня единственной…

Детский сад – это страна чудес,
Где детский смех слышно до небес!
Детский сад – это праздник души,
Когда видишь, как детки твои хороши!
Детский сад – это радость дня,
Когда знаешь, что дети ждут тебя!
Детский сад – это второй наш дом,
В котором мы каждый день живём.
Детский сад – повторяю снова я,
Быть воспитателем – судьба моя!


Так что же значит быть воспитателем детского сада? Как выяснилось, это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГТ в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот.

Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.

Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.

А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Невыносимо слышать, когда родители в раздевалке, начинают унижать своих детей, начинают сравнивать их с другими, не дают возможности детям высказаться, и просто - не понимают их… Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать старших, любить родителей и не будет обижать животных.

Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём – всех своих детей, не смотря на то, что все они разные - каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.

Быть воспитателем - это значит, по- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Рядом с детьми – постоянно забываешь о своём возрасте, кажется, ты только пришла работать – очень юная, весёлая и энергичная. И так будет всегда…

Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…

Министерство образования и науки Республики Тыва

Управление образования администрации Барун-Хемчикского кожууна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Салгал» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников с. Барлык Барун-Хемчикского кожууна


Эссе на тему:
«Что значит быть
воспитателем детского сада»

Сарыглар Шораана Леонидовна,

воспитатель подготовительной

к школе группы

Барлык – 2013

Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада»

Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

А. С. Макаренко

Кто бы мог поспорить с этим высказыванием! Ведь, на самом деле, ребенка можно научить считать и писать, научить решать уравнения с двумя неизвестными и разбираться в устройстве сложного механизма, но станет ли это гарантией того, что он в дальнейшем будет счастлив!

Давно известно любому педагогу изречение, ставшее афоризмом: «После пяти уже поздно!» Мудрый русский народ говорит, что воспитывать надо дите, пока лежит оно поперек лавки. А это значит, что, пока ребенок находится в дошкольном возрасте, надо успеть воспитать его добрым, любознательным, а, главное, счастливым! Да, скажут многие мамы, мы согласны с этим, но КАК воспитать ребенка счастливым! А главное – где найти время? В эпоху, когда научный прогресс не стоит на месте, и многим женщинам приходится работать, чтобы обеспечить своему чадо достойную жизнь? Ответ очевиден! Ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где его радушно встретит детский коллектив и, конечно, воспитатель.

Так какими же качествами должен обладать настоящий педагог-дошкольник, чтобы воспитать ребенка счастливым? Вы сразу ответите: «Первое – он должен любить детей!» А что значит – любить ВСЕХ детей?

А вы когда-нибудь задумывались, почему для одной «тетеньки» какой-нибудь мальчуган – хулиган невыносимый, а для другой – милый шалун? На мой взгляд, второе качество, которым должен обладать любой воспитатель – это хорошая память. Да-да! Память о том, что было с тобой в детстве. Все детские ситуации и все детские приключения уже когда-то были. Были с тобой или твоими «детсадовскими» друзьями. Помня свое детство и свои детские переживания, ты сможешь представить себе, что чувствует ребенок в той или иной ситуации, понять его реакцию на те или иные поступки; ты сможешь помочь ребенку, когда ему будет трудно. И теперь, когда происходит что-то неординарное в группе, я говорю себе: «А, ну-ка, вспомни детство золотое!» И решение проблемы приходит само собой. Главное, чтобы малыш увидел перед собой твои глаза и понял – ты понимаешь его!

Третье качество воспитателя – быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально и видеть один и тот же предмет по-разному. Если это качество есть у педагога, у детей оно обязательно проявится! Я сейчас не говорю о развитии каких-то музыкальных или артистических способностей. Умение творчески мыслить, творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет – вот те качества, которые в будущем помогут ребенку, какую бы профессию он не избрал. Дети должны смотреть на своего воспитателя и хотеть быть похожим на него, хотеть общаться с ним. Как это сделать?

Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Понятно, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но, переступив порог дошкольного учреждения, педагогу необходимо оставить за дверью все свои личные переживания, печали, невзгоды. Ребенок хочет увидеть улыбку на лице любимого воспитателя и понять – его здесь ждут, ему здесь рады! И это четвертое необходимое качество для воспитателя – уметь быть счастливым самому! Просто встать утром, посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться и сказать себе: «Я счастлива!» Вот и весь секрет.

Но не только мы даем что-то детям, мы сами у них многому учимся. Встречая сейчас свою «любимую» воспитательницу, я не перестаю удивляться тому, что она по-прежнему молода и красива. В чем секрет? Много думая над этим и я нашла ответ. Секрет – в нашей профессии! У кого, как не у детей, ты научишься радоваться новому дню, не помнить обид и смотреть на мир широко открытыми глазами? Работая с дошкольниками, я не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями и поступками. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор.

Я начала работать с детьми

Елена Ставцева
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада»

Вот уже более 22 лет я с детьми. Годы пролетели незаметно. За это время успела поработать с детьми разного возраста : и со школьниками, и с дошколятами, и с малышами. Сколько детишек за это время я узнала, сколько характеров изучила, сколько радости испытала от общения с ними, сколько сложных задач мы решили вместе с моими маленькими друзьями, сколько игр было сыграно.

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им

стать взрослыми, надо принимать их как

повторение своего детства ,

чтобы совершенствоваться

самому, надо, наконец, жить жизнью детей,

чтобы быть гуманным педагогом »

Ш. А. Амонашвили

Непросто было вернуться в детский сад . Всё изменилось – образовательная программа, терминология, планирование образовательного процесса и организация жизни ребенка в ДОУ, появилась необходимость использовать инновационные и информационные технологии и многое-многое другое. Впереди нас ждет внедрение Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» . Наверное, самое сложное сейчас – найти ориентиры в своей работе, не утонуть в потоке информации. В горе методической литературы найти драгоценные крупицы, суметь их проработать и адаптировать для себя и своих малышей.

Мне повезло. Я работаю в чудесном коллективе, где поощряют творчество, инициативу, активность, помогают словом и делом. Когда работа становится «вторым домом» , где тебя выслушают и поддержат в начинании, стремишься заслужить уважение, преодолеть трудности и стать настоящим современным педагогом.

Да, в нашей работе не все радужно и безоблачно. Быть воспитателем - это не только серьезная ответственность за жизнь и здоровье ребят, но и кропотливый труд, требующий больших усилий и затрат, душевных и физических. Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос : «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им.

Есть такая профессия – воспитывать и учить детей . Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть , именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идет вперед.

Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходиться подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.

Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок XXI века очень рано знакомиться с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает её азы.

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.

Педагог, взявшийся за реализацию этого направления в воспитании дошкольников , должен в полной мере осознавать, что он будет выступать для них не только как Учитель, но и как Человек (то есть носитель определенных нравственных ценностей) . Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Без собственной убежденности в том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, свои желания, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступает порог детского сада . Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю , наделяет его неприкасаемым авторитетом, и всеми достоинствами : умом, красотой, добротой. Это не удивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого.

И мы педагоги дошкольного образования ищем пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуем образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребенка.

Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – дарить ребенку знания об этом красочном мире, развивать в нем способности.

Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких «почемучек» , без их горящих глаз. Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад . Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями и хорошим настроением. Я думаю, что только профессия педагога дает волю буре чувств и эмоций, почву для размышления, для творчества.

Каждый педагог избирает свои ориентиры и направления в работе. Поиск собственных решений труден, может быть , именно поэтому так полезно, принимаясь за что-то новое, посмотреть, как работают и добиваются своих целей другие. «Полезно все, что кстати, а не в срок» , - устами одного из своих героев говорил В. Шекспир.

Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние моей души. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу счастливого Детства .

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Я считаю, что мы с вами дорогие коллеги не должны этого бояться, мы должны идти вперёд и только вперёд, быть готовыми к переменам, к нестандартным трудовым действиям, должны быть ответственными и самостоятельными в принятии решений, искать новые инструменты для своей работы.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Квтокский детский сад «Теремок»

«Что значит быть

Воспитателем? »

(Эссе)

Подготовил воспитатель

II квалификационной категории

Дегтярёва Л.В.

Р.п. Квиток

Сколько нужно ласки и заботы

Каждого помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа –

Ежедневно маму заменять.

Перед каждым человеком на пороге жизни встаёт вопрос о выборе профессии. Есть такая замечательная и очень важная, на мой взгляд, профессия воспитатель. Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Она на виду у детей, родителей. Его работа – одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен красиво и правильно говорить, быть интересным и правильным собеседником. Воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, всё выше сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредства других людей. Умение делиться игрушками, уступать, прощать; сеять добро, милосердие, любовь ко всему живому. Воспитатель немыслим без любви к детям. Ещё М.Горький говорил, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения».

Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, весёлое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – кропотливый и каждодневный труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания.

Со школьной скамьи я хотела стать учителем, но обстоятельства жизни сложились так, что судьба привела меня в детский сад, и я стала воспитателем и нисколько об этом не жалею. Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по – разному они относятся друг другу, животным, игрушкам.

Работая, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ними ползать, прыгать, рисовать, быть папой и мамой. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого – то надо приласкать и пожалеть, а кого – то и пожурить не помешает, ведь воспитатель – это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку.

Воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и я должна дать ответ: почему медведи белые, почему люди не летают, как образуется снег. Сколько сразу вопросов! Где взять ответ? Воспитатель детского сада порой должен знать не меньше, чем преподаватель в школе.

На мой взгляд, это очень интересная профессия: тебя любят дети и ждут от тебя чего – то нового, а ты живёшь их жизнью и вместе с ними радуешься их успехам.

Не каждый человек, получив профессию воспитателя, может им работать. Надо любить свою работу так, чтобы идти на неё с хорошим настроением и желанием нести детям новое, и непременно позитивное.

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаю, что я нужна им, что я для них целая вселенная, что именно я закладываю ростки будущих характеров, поддерживаю их своей любовью, отдаю тепло своего сердца.

Я не перестаю удивляться насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной.

Горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями.

Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, который воспитывает детей, любит их, и поэтому они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающим порой всё и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь.

Для меня воспитатель – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня – это жизнь! Я считаю то, что заложено в детстве, остаётся на всю жизнь. Поэтому мы должны помнить слова В.А.Сухомлинского: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.