Конспект открытого занятия по фэмп в подготовительной группе. Введение в ситуацию. Постановка задач занятия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 2 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА БИРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект

организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

«Образование чисел второго десятка в пределах 15.

Понятие «Мера»

(в рамках тематической недели «Квартира. Мебель»)

Воспитатель Кильдиярова С.Г.

Бирск – 2018

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Программное содержание:

  • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
  • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
  • Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Словарная работа:

Обогащение: кухонная мебель, мера.

Активизация: мера, измерять.

Предварительная работа: Чтение глав из романа английского писателя Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», рассматривание иллюстраций к книге; беседа о мебели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал и оборудование: две корзины: в одной 10 мячей, в другой – 5 мячей; банка с рисом, 6 кубиков, ложка, стакан, линейка, шнурок, лист бумаги, картонная полоска (полоска должна укладываться полное количество раз в листе бумаги); 2 коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета; карточки с цифрами.

Раздаточный материал : карточки с цифрами, листы бумаги с изображением здания детского сада (прямоугольник) и участка (овал), карандаши.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель: Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами научимся составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, продолжим знакомиться с образованием чисел второго десятка в пределах 15, также научимся измерять величины с помощью условной меры и попробуем научиться ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем; закрепим названия некоторых предметов кухонной мебели.

Воспитатель: Ну что же, вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда – вперед!

2. Игровое упражнение «Играем с мячами»

Воспитатель: Ребята, перед вами корзина с мячами (в корзине 10 мячей) . Возьмите их, пожалуйста. Сосчитайте, сколько мячей?

Дети: Десять.

Воспитатель: Правильно! Теперь с другой корзины я достану один мяч и отдам его Коле. Сколько мячей стало?

Дети: Одиннадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало?

Дети: Тоже одиннадцать.

Воспитатель:

Воспитатель: Следующий мяч я отдам Аиде. Сколько мячей стало?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало? Тоже 12. А как получилось новое число? Дети: Было 11, добавили 1, получилось число 12 .

Воспитатель: Еще один мяч я отдам Жене. Сколько мячей стало?

Дети: Тринадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало?

Дети: Тоже 13.

Воспитатель: А как получилось новое число?

Воспитатель: Следующий мяч я отдам Алине. Сколько мячей стало?

Дети: Четырнадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало? Тоже 14. А как получилось новое число?

Воспитатель: Еще мяч я отдам Ярославу. Сколько мячей стало?

Дети: Пятнадцать.

Воспитатель: А сколько детей стало? Тоже 15. А как получилось новое число?

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! Какой вывод мы можем сделать? Чтобы получить новое число мы прибавляем одну единицу.

3.Игровое упражнение «Учимся измерять»

Воспитатель: Теперь, ребята, попрошу вас пройти к столу.

Дети проходят и встают вокруг стола

Воспитатель: Ребята, на чём стоит посуда?

Дети: На столе.

Воспитатель: Стол, за которым вы обедаете, какой стол?

Дети: Обеденный стол.

Воспитатель: Ребята, а на чём вы сидите?

Дети: На стульях.

Воспитатель: Что есть у стула?

Дети: У стула есть сиденье, спинка, ножки.

Воспитатель: Сравните два стула. Какие они?

Дети: Один стул высокий, а другой - низкий.

Воспитатель: А шкаф, в котором хранят посуду, какой?

Дети: Посудный шкаф.

Воспитатель: Ребята, стул, стол, шкаф - что это?

Дети: Это мебель. Кухонная мебель.

Воспитатель: Так вот, ребята, на столе у меня 6 кубиков и банка с рисом. А кто ответит мне, как узнать, сколько здесь кубиков?

Воспитатель: А как узнать, сколько риса в банке?

Воспитатель: Ребята, пересчитывать зернышки очень долго: можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы? (Ответы детей)

После ответов детей воспитатель кладет на стол ложку, стакан, линейку, шнурок

Воспитатель: А теперь посмотрите на все эти приборы и ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем удобнее измерить крупу?

Дети: Стаканом, ложкой.

Воспитатель: То, чем мы что-то измеряем, называется мерой . Повторите, пожалуйста, - «мерой».

Воспитатель предлагает измерить крупу с помощью стакана и показывает приемы измерения. Он насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана, и пересыпает ее в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют их количество.

Воспитатель: Значит, количество кубиков показывает, сколько стаканов риса в банке. В банке четыре стакана риса.

Теперь попробуем измерить длину листа бумаги с помощью картонной полоски. Начинаем от начала листа бумаги, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом. Очень важно измерять точно и аккуратно. Помните, что, измеряя длину предметов, надо укладывать мерку по прямой линии, точно отмечать место, на которое пришелся конец мерки, и в следующий раз укладывать ее точно от этой мерки, чтобы величина была измерена полностью («От одного конца до другого»).

Сколько мер у нас получилось?

Дети: Три.

Воспитатель: На что указывает число?

Дети: Число указывает на меру .

Воспитатель: Чему равна длина листа бумаги?

Дети: Длина листа бумаги равна трем мерам .

Воспитатель: Давайте обобщим: чем мы с вами занимались за этим столом?

Дети: Измеряли .

Воспитатель: Измеряли вес, длину с помощью условной меры .

Теперь попрошу вас пройти на коврик.

Дети проходят и встают на коврик

4. Физкультминутка «Оливер Твист»

Воспитатель: Мы с вами недавно читали отрывок из романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» и знаем, кто такой Оливер Твист. Я буду читать вам стихотворение и вместе будем выполнять соответствующие движения (Игра повторяется 5 раз с повтором последнего слова в строке 5 раз).

Поди подивись – (Качают головой.)

Оливер Твист,

Не может ни сесть, (Приседают.)

Не может ни встать, (Садятся на пол.)

Ни хлопнуть в ладоши – (Руки за спину.)

Начнем опять: (Встают.)

Поди подивись, подивись – (Далее повторяются те же движения.)

Оливер Твист, Твист,

Не может ни сесть, ни сесть,

Не может ни встать, ни встать,

Ни хлопнуть в ладоши, в ладоши,

Начнем опять, опять:

Поди подивись, подивись, подивись…

5. Игровое упражнение «Составляем число».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня две коробки с карандашами: в одной коробке – 5 карандашей красного цвета, в другой коробке – 5 карандашей синего цвета.

Воспитатель уточняет у детей, сколько карандашей в коробках и какого они цвета. Затем дает ребенку задание:

Возьми один,

Дружочек, карандаш

И положи

К другим пяти в коробку.

Теперь скажи:

Каких цветов и сколько ты отдал,

Чтоб получилось шесть, и только.

Воспитатель: Сколько карандашей теперь в коробке?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Какого цвета карандаши?

Дети: 5 карандашей – красного цвета и один карандаш – синего цвета.

Воспитатель: Как мы составили число шесть?

Дети: Пять и один.

Воспитатель: А как еще мы можем составить число шесть?

Дети: Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.

Дети на столах и на доске выкладывают соответствующие пары цифр (каждая пара друг под другом). Затем называет все варианты состава числа 6.

5. Игровое упражнение «Рисуем дорожку к участку».

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с изображением плана территории детского сада (здание и участок детского сада).

Воспитатель: Давайте поможем кукле Варваре найти дорогу к участку. Придумайте, как мы будем обозначать направление движения?

Дети: Прямой линией со стрелкой.

Воспитатель:

1) Нарисуйте треугольник посередине листа. Это будет спортивная площадка.

2) Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

3) Положите круг посередине левой боковой стороны листа. Это будет участок группы «Непоседы».

4) Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

5) Теперь попробуйте рассказать о направлении движения от детского сада до участка, используя слова, обозначающие пространственные отношения: «прямо», «налево», «направо» и т.д.

Один-два ребенка рассказывают

6. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, чем же мы с вами сегодня занимались? Что вам запомнилось больше всего? А какое задание вызвало затруднение?

Дети:

Мы познакомились с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Закрепили названия некоторых предметов кухонной мебели.

Научились измерять величины с помощью условной меры: ложки, стакана, картонной полоски.

Научились составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Научились ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!

Список использованной литературы

  1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Подготовительная группа. - Волгоград: Учитель, 2016. - 415 с.
  3. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л.В.Колесова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014. – 251 с.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.

Цель: Закрепление навыков порядкового счета в пределах 15.

Задачи:
1. Познакомить детей с четными и нечетными числами.
2. Упражнять детей в названии частей суток и использование дидактического материала.
3. Развивать умение соотносить число и цифру.
4. Воспитывать интерес к игровым заданиям, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: Экскурсия по городу, наблюдение за строительством дома.

Материал: Плоскостные домики с окнами от 1 по 16 шт. (окна рисуются как четные − нечетные по принципу «Чипсов» (Монтессори − материал); количество домов = количеству детей + 1); цифры от 1 до 15; два многоэтажных дома (I − количество детей = количеству детей старшего возраста, II − количеству детей среднего возраста).

I . Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, мы много с вами говорили о нашем городе. И вот сегодня мы построим свой маленький город, в котором будет одна маленькая улица. У меня под салфеткой для вас секрет, угадайте, что там?
(Читается загадка о доме).

2. Дидактическая игра «Соотношение числа и цифры».
Воспитатель:
− Чтобы узнать человека, у него есть имя, а что нужно, чтобы найти дом? (Номер).
− Номер вашего дома будет зависеть от количества окон в нем. Возьмите нужный номер на подносе и положите на крышу своего дома. (Дети выполняют задание). Молодцы справились с заданием!

3. Дидактическая игра «Четные и не четные числа».
Воспитатель:
− Теперь можно приступать к строительству нашей улицы. С правой стороны нашей улицы будут стоять дома, у которых на самом верхнем этаже два окна, а с левой стороны, у которых на самом верхнем этаже одно окно. (Дети выполняют задание). Вот как распределились наши дома.
− Под каким номером стоят дома справа? (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14).
− А какие с левой стороны? (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13).
− Кто может сказать, как распределились дома? (С правой стороны стоят четные дома, а с левой стороны − нечетные).
− Как назовем нашу улицу? (варианты ответов детей).

III . Заключительная часть.
Воспитатель:
− В конце нашей улицы строители построили нам два дома и предложили в него вселиться. В один дом вселяться старшие дети, в другой − младшие. Первыми вселяются младшие. Чтобы вселиться в дом необходимо получить ордер. Номер квартиры такой же, сколько кружков на вашей карточке (кружок с цифрой 3 − квартира №3, и т.д.). Все вселились.
− Теперь заселяем второй дом, а дети младшего возраста смотрите, кто будет жить с вами по соседству. Чтобы получить ордер, вы должны выполнить задание.
1-й ребёнок. Какое число больше 5 на 2? (3). Бери свой ордер, ты будешь жить на втором этаже.
2-й ребенок. Какое число меньше 8 на 2? (6). Ты будешь жить на самом верхнем этаже.
3-й ребенок. Сегодня среда, а какой день буде завтра, послезавтра? Бери свой ордер, ты будешь жить на один этаж ниже, чем 2-й ребенок.
4-й ребенок. Назови соседей числа 8. Ты будешь жить на самом нижнем этаже.
5-й ребенок. Назови соседей числа 9. Ты будешь жить на этаж выше, чем 1-й ребенок.
6-й ребенок. Назови соседей четверга. Ты будешь жить между 3-м и 5-м ребенком.
− Вот и заселили мы свои квартиры. А когда получают квартиры отмечают новоселье. Вот и сегодня повара нам испекли пирог, но не простой, а математический. Как вы думаете, почему он так называется? (У него окна треугольной, круглой и квадратной формы; крыша из треугольников; дом прямоугольной формы).
− Правильно ребята, вы справились со всеми заданиями. А сейчас будем праздновать новоселье.

Название: Конспект по ФЭМП в детском саду, подготовительная группа «Закрепление навыков порядкового счета в пределах 15»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Золотая рыбка»
Месторасположение: ЯНАО, г.Ноябрьск

Сценарий образовательной ситуации по РЭМП в подготовительной к школе группе
(интеграция образовательных областей «Познание»)

Тип ОС: открытие нового знания

Тема: «Двенадцать месяцев».

Дмитриева Светлана Олеговна, первая квалификационная категория, учитель-дефектолог МДОУ № 47, г. Ярославль

Цель: Познакомить с числом и цифрой 12.

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для ознакомления с числом и цифрой 12;

Создать условия для закрепления образования числа 11.

Развивающие:

Содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Содействовать развитию восприятия временных представлений и восприятия пространства.

Воспитательные:

Создать эмоциональную мотивацию на развитие чувства отзывчивости у детей, желания помочь «месяцам».

Раздаточный материал:

1) Лист в клетку на каждого ребенка.

2) Карандаш на каждого ребенка.

Демонстрационный материал:

1) Карточки на состав числа 11.

2) Карточки с названиями месяцев.

3) Схема года.

4) 12 «камней».

5) Конверт с письмом от «месяцев».

6) Конверт с письмом от злой волшебницы.

Оборудование:

1) Мольберт.

2) Столы, стулья.

Предварительная работа:

1) Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

· ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

· обращение к личному опыту детей;

· создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети заходят в группу.

Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся! (Здравствуйте!)

Дети стоят полукругом перед педагогом.

Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своём рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! (Давайте прочитаем.) -Интересно, кто его прислал?

Педагог читает письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам братья-месяцы из горной страны Богемии. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в нашей стране появилась злая волшебница и сотворила ужасные вещи: нас месяцев-братьев перепутала, а один месяц спрятала. А чтобы остановить злую волшебницу, которая всем вредит, нужно найти волшебные камни, соединить их по порядку и разгадать код её волшебства. Мы очень напуганы, и некому нам помочь. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите к нам на помощь. Мы ждём вас!

Январь и его братья.»

Ребята, вы хотите помочь братьям-месяцам? (Хотим.)

А вы сможете им помочь? (Да, конечно.)

Что для этого надо сделать? (Собрать все месяцы по порядку.) (Найти потерянный месяц.) (Найти волшебные камни.) (Разгадать код волшебства.)

А где же нам искать месяцы? (Отправиться в страну Богемию, откуда пришло письмо.)

- Тогда закроем глаза и скажем волшебные слова: «Один, два, три в страну Богемию нас перенеси!»

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

· актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Ребята, вот мы и очутились в стране Богемии!

Где же мы будем искать братьев-месяцев?

Педагог с детьми подходят к столам и находят красивый конверт.

Ребята, что это? (Конверт.) (Письмо.) Давайте откроем и посмотрим, что в нём находится! (Давайте)

Педагог открывает конверт и читает.

«Если вы выполните по порядку все мои задания, то узнаете, где искать месяцы. Волшебница.»

Вы готовы выполнить задания волшебницы, чтобы помочь братьям-месяцам? (Да, готовы выполнить.)

Педагог с детьми подходят к столам, на которых лежат карточки с цифрами, знаками и точками и первое задание. Педагог читает задание.

«Первое задание : Подберите нужные карточки с точками, чтобы получилось число 11»

2+ =11 5+ =11 8+ =11

3+ =11 6+ =11 9+ =11

Сколько точек ты прибавил к 2, чтобы получилось 11? (Девять точек)

Сколько точек ты прибавил к 3, чтобы получилось 11? (Восемь точек)

Сколько точек ты прибавил к 4, чтобы получилось 11? (Семь точек)

Сколько точек ты прибавил к 5, чтобы получилось 11? (Шесть точек)

Сколько точек ты прибавил к 6 чтобы получилось 11? (Пять точек)

Сколько точек ты прибавил к 7, чтобы получилось 11? (Четыре точки)

Сколько точек ты прибавил к 8, чтобы получилось 11? (Три точки)

Сколько точек ты прибавил к 9, чтобы получилось 11? (Две точки)

Молодцы, ребята, вы выполнили первое задание!

Дети обращают внимание на разбросанные карточки, которые лежат на полу.

Ребята, посмотрите какой беспорядок! А что это за карточки? (Это месяцы.)

А почему они лежат на полу, кто их разбросал? (Их разбросала злая волшебница.) (Она их перепутала.)

Что же нам с ними делать? (Расставить по порядку.)

А как мы их расставим по порядку, вы знаете? (Да.)

А где мы их расставим? (На доске.) (На столе.)

Педагог обращает внимание на мольберт, на котором изображена схема года и второе задание.

Ребята, посмотрите, что это изображено? (Год.)

Для вас второе задание!

Педагог читает задание.

«Второе задание : Расставьте месяцы по порядку и с соответствующим номером.»

Ребята, год начинается с какого месяца? (Год начинается с января.)

Правильно, это первый месяц в году, с него мы и начнём!

Дети выставляют по очереди месяцы по порядку.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

· создание ситуации затруднения;

· фиксация в речи причины затруднения.

Педагог обращает внимание на выставленные месяцы.

Ребята, посмотрите, сколько сейчас месяцев в году? (Одиннадцать месяцев.)

А какого месяца здесь нет? (Декабря.)

Если мы декабрь не найдём, то следующий Новый год не наступит!

Что же нам делать, где мы его будем искать?

Может нам волшебница еще где-то оставила задания? (Да, на столах, лежат листы)

Подходим к столам, на которых лежат листы клетку, карандаши и третье задание.

Ребята, волшебница оставила еще для вас задание! Вы готовы его выполнить, чтобы найти декабрь? (Да, готовы выполнить.)

Дети пишут под диктовку педагога графический диктант «Часы».

Тогда садитесь за столы, возьмите карандаши и внимательно меня слушайте!

«Третье задание : Напишите диктант: 1 клетка по диагонали вправо вверх; 6 клеток вправо; 1 клетка по диагонали вправо вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка по диагонали вправо вниз; 6 клеток вправо; 2 клетки вниз; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 3 клетки влево; 1 клетка по диагонали влево вверх; 6 клеток влево; 1 клетка по диагонали влево вниз; 2 клетки вверх.»

Что у вас получилось? (Часы.)

Ребята, как вы думаете, что это может означать? (Искать декабрь рядом с часами.)

Дети ищут и находят под часами декабрь.

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

· организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

· фиксация нового знания в речи и знаково;

· создание ситуации успеха.

Декабрь вы нашли, что же нам теперь делать дальше? (Поставить его на свое место.)

Дети прикрепляют декабрь на схему года.

Теперь все месяцы на своих местах!

А сколько всего месяцев в году? (Двенадцать месяцев.)

А как же у нас получилось двенадцать месяцев? (Было 11 месяцев, один добавили и получилось 12.)

Из каких цифр состоит число 12? (1 и 2.)

Что обозначает первая цифра в числе 12 ? (Один десяток.)

А вторая цифра? (Две единицы.)

А какой по счету месяц декабрь? (Двенадцатый месяц)

Молодцы, ребята, вместе вы нашли декабрь, порядок в месяцах навели и собрали целый год!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

· соответствие используемых игр цели занятия;

· индивидуальные затруднения в играх;

· ситуация успеха в совместной деятельности.

Ребята, что мы еще не сделали? (Мы не нашли волшебные камни.)

А зачем их нужно найти? (Чтобы разгадать код волшебства)

А зачем нужно разгадать код волшебства? (Чтобы остановить злую волшебницу.) (Чтобы волшебница никому не вредила.) (Чтобы она не совершала злых дел.)

Посмотрите внимательно, где могут быть «камни»?

Дети находят на мольберте «камни».

Ребята, как мы разгадаем код волшебного камня? (Вспомним, о чем было сказано в письме.) (Прочитаем письмо от месяцев.)

Для того, чтобы разгадать код, нужно соединить все камни по порядку.

Дети соединяют камни.

Как выдумаете, какой код у волшебства? (12.)

А как вы узнали код? (К 11 прибавили 1 и получилось 12.)

А из каких цифр мы напишем на камне число 12? (1 и 2.)

Молодцы, ребята, вы разгадали код волшебства, и поэтому злая волшебница больше никогда не сможет колдовать и совершать злых дел!

А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Подумайте и скажите, что нам поможет сделать это очень быстро? (Надо закрыть глаза и сказать волшебные слова.)

Дети закрывают глаза и говорят «волшебные слова.

«Один, два, три в детский сад нас перенеси!»

Вот мы и снова в своем детском саду!

6. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

· организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;

· определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.

Где мы с вами сегодня были? (В стране Богемии)

Зачем мы туда отправились? (Мы хотели помочь январю и его братьям; собрать все месяцы по порядку, найти декабрь; найти камни и разгадать код волшебства.)

Как вы думаете, мы помогли месяцам? (Да.)

Почему мы смогли им помочь? (Мы выполнили задания злой волшебницы.)

А какие задания вы выполнили? (Составили число 11.) (Расставили месяцы по порядку.) (Написали графический диктант.)

Какие новые знания помогли вам разгадать код волшебства? (Умение образовывать число 12.) (Умение правильно записывать число 12.)

Где это нам пригодится? (В школе.) (Научим друзей.)

Что было самым интересным? (Ответы детей)

Было что-то трудное? (Ответы детей)

Ребята, вы молодцы! Вы помогли братьям-месяцам, потому что вы очень смелые, добрые и дружные ребята! Я горжусь вами!

Мартынова Юлия Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: п. Малые Арбаты, Таштыпского района, Республики Хакасия
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Знакомство с числом 15
Дата публикации: 10.05.2017
Раздел: дошкольное образование

конспект Непосредственно образовательной деятельности

Тема:

«Знакомство с числом 15»

Воспитатель: Мартынова Юлия Ильинична

Возрастная группа: Подготовительная

Область: познавательное развитие

Цель: Ознакомление и образование чисел второго десятка.

Задачи:

1. Образовательные: Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.

Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших

Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов.

Закреплять умение ориентироваться в пространственном расположение предметов,

предмет относительно другого предмета, отражать в речи словами: вверху, внизу, слева,

2. Развивающие: Развивать классификационные умения.

3. Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи «герою занятия»

Оборудование/ материалы/ инвентарь: компьютер, мультимедийная установка.

Демонстрационный материал: Полоска бумаги, 15 кругов, магнитная доска, 10 счетных

палочек в пучке, корзина, 10 морковок, 10 свекол, 5 разных по весу баночек, картинки с

изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).

Раздаточный материал: Счетные палочки (по 15 шт. для каждого ребенка), резинки (по

1 шт. на каждого ребенка), карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы

геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат на

каждого ребенка), логические блоки Дьениша на каждого ребенка, карточки таблицы.

Этапы организации

образовательной

деятельности

Примечания

I.Ориентировка в

деятельности

Мотивации

Определение

Определение

необходимых

действий

II. Исполнительский

Воспитатель предлагает детям подготовить и разложить на

столы раздаточный материал.

Раздается стук в дверь на мультимедийном экране

появляется кот Матроскин (из мультфильма «Трое из

Простоквашино»)

Здравствуйте ребята!

Как я рад вас всех видеть. Знаете, хотел вас пригласить к

себе в гости и угостить свежим молоком от моей коровки,

но вот не успел сделать все домашние дела. И вот

переживаю, как же мне быть?

Ой, ребята, а вы мне можете помочь?

Справимся вместе с моими домашними делами?

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину

На магнитной доске 10 кругов. Воспитатель говорит детям,

что это банки с молоком, которые приготовил Матроскин.

палочки резинкой и поясняет, что у них получился пучок, из

десяти палочек.

– Сколько пучков у вас получилось? – уточняет

воспитатель.

раскладывают

раздаточный

материал.

Здравствуйте.

Ответы детей.

Ответы детей.

– Сколько палочек в пучке?

– Один пучок называется десятком. Очень давно его

называли «дцать».

– Обозначьте один десяток цифрой и назовите число.

Воспитатель отделяет 10 кругов вертикальной полоской и

рядом прикладывает еще один круг. Он поясняет, что

Воспитатель уточняет у детей:

– Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Дети

кладут на пучок еще одну палочку.)

– Сколько у нас десятков?

– Сколько единиц над десятком?»

Воспитатель называет новое число:

– «Одиннадцать». Дети обозначают число с помощью цифр

и уточняют, сколько в нем десятков и единиц. Вызванный

ребенок выполняет задание на доске.

Воспитатель выкладывает на магнитной доске еще один

круг. Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на

– Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин?

– Сколько у нас десятков?

– Сколько единиц над десятком?

– Какое число у нас получилось?

– Обозначьте его цифрами.

Таким образом, дети считают до 15.

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат».

Воспитатель сообщает детям, что Матроскин хочет

приготовить салат из 5 овощей. Воспитатель выкладывает

на магнитной доске 4 моркови и 1 свеклу и спрашивает у

– Сколько всего овощей взял Матроскин?

– Сколько, каких овощей он взял?

– Как вы составили число пять?

Затем выкладывает 10 морковок и 10 свекол и предлагает

детям по-другому составить число 5. Все варианты

выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и

4). Воспитатель предлагает записать рецепт салата,

используя для обозначения ингредиентов две цифры.

Воспитатель обсуждает возможные варианты записи

рецепта салата.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми

выполняет соответствующие действия.

Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают

кисель».)

На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони

разводят в стороны.)

Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и

делают взмахи остальными пальцами.)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами

по ногам и вытягивают руки вперед.)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Один десяток.

Одна единица.

Ответы детей.

Один десяток.

Две единицы

Двенадцать

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

выполняют

Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)

В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».)

У старушечки

На горушечке. (Изображают горку.)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Вытирают слезы.)

Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным

пальцем.)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя.

Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и

разводят руки в стороны.)

Игровое упражнение «Матроскин расставляет баночки с

медом по весу».

На столе у воспитателя 5 баночек с «медом». Он обращает

внимание детей на то, что все они разные по весу, и просит

расставить баночки, начиная с самой легкой и заканчивая

самой тяжелой.

Матроскин показывает самую легкую баночку,

обозначенную цифрой 1. Вызванные дети сравнивают ее с

остальными, взвешивая на руках, и убеждаются, что она

самая легкая. Затем двое детей берут по две баночки и

выбирают из них самые легкие. Третий ребенок сравнивает

выбранные баночки, определяет самую легкую и ставит

рядом с первой. Таким же образом из оставшихся банок

дети выбирают самые легкие и расставляют их в ряд.

Вместе с Матроскиным дети называют вес каждой баночки:

«Легкая, тяжелее, еще тяжелее… и самая тяжелая».

Игра с логическими блоками Дьенеша «Расставь

баночки с медом »

Перед детьми - таблица. На ней нарисован шкаф куда

нужно расставить баночки с медом. Воспитатель объясняет

детям, что Матроскин запутался, и не может разобраться на

какую полочку ему нужно поставить баночки с медом. А

поставить баночки надо так, чтобы на каждой полочке

оказались одинаковые по размеру баночки с медом

Знаки внизу шкафа подсказывают, какие (фигуры) баночки

на какой полке должны стоять.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в шкаф. В

конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в

каждой клетке (полочке), какие они.

Упражнение повторяется с другими таблицами. Сначала

дети классифицируют фигуры по указанным основаниям

(заполняют шкаф со знаками), а затем самостоятельно

выделяют признак, по которому можно разделить фигуры

(заполняют шкаф без знаков). Взрослый поощряет само-

стоятельный выбор основания классификации.

Игровое упражнение «Раскладываем продукты в

погребе».

У детей альбомные листы и геометрические фигуры.

Матроскин рассказывает, где какие овощи будут лежать в

погребе, и располагает их на магнитной доске:

капуста посередине,

Примечание.

Для упражнений

с блоками

необходимо

увеличить

изображения

шкафов. Их

располагать на

полу, на столе,

на коврике и в

другом удобном

дети кладут на

листы бумаги

III. Завершающий

Беседа по достижению

слева от капусты – морковь,

справа от капусты – свекла,

над капустой – лук,

под капустой – картофель.

Затем дети рассказывают, как разложены овощи.

Кот Матроскин благодарит детей. Молодцы ребята!

Хорошие помощники. Благодаря вам, я все дела сделал

очень хорошо и вовремя.

Воспитатель:

– Ребята сумели ли мы помочь Матроскину?

– А как нам это удалось?

– И в знак благодарности Матроскин дарит вам по кружки

молока. (Значок с изображением кружки).

зеленые круги

выкладывают

треугольники

выкладывают

красные круги

желтые круги

квадраты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

на конкурс «Воспитатель года»

Воспитатель МБДОУ № 15 «Катюша» Агабабова И.Ю.

Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Программное содержание.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
  2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
  3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
  4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление
  2. Дать представления об истинных и ложных суждениях

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд»

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Социализация

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

Музыка

  • закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.

Труд

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

  1. художественное слово;
  2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  3. самостоятельная работа на карточках;
  4. индивидуальные и хоровые ответы;
  5. игры с мячом, счет вслух;
  6. работа с пособиями
  7. сюрпризный момент;
  8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД : магнитная доска, карточки с цифрами «7», «8»; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, рысь, лось, ёж), картинки с изображением предметов на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка), домик «Состав числа 8», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 8 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, клей, кисточка, шоколадки по количеству детей, смайлики по количеству детей, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка для физкультминутки.

Ход занятия.

Организационный момент.

В. – Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Юрьевна я приглашаю вас пройти на ковёр.

В. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз

В. – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

(2 мин)

В . - (приглашение в страну Знаний математики) .

В. - Ребята, на чём можно путешествовать?

Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого мы должны купить билеты.

1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»

Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10

Вы передавая мяч друг другу считаете.

В.- вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.

Звучит музыка «Паровозик из « Ромашково», дети проходят на свои места за стол.

Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)

2. Игровое задание «Соседи числа»

В. Я называю число,а вы его соседей

Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5; соседей числа 6

В . Ребята, вы знаете в каких сказках встречается число «7»?

1. В какой сказке было семеро козлят?

2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?

3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?

4.Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?

В. - Число 7 , обозначается цифрой «7 »

В.- Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. (4 мин)

В . - Первая остановка – станция «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

1. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)

2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

3. Серый, и зубастый
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(волк)

4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (заяц)

5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7) Считают и снимает воспитатель. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) пока звучит музыка приготовить квадраты на доске

Следующую станция «Цифровая»

Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас

В.- что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

Сколько всего квадратов? (7)

В. Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)

Как мы получили число 7? к 6 +1=7

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

В.- Внимательно посмотрите на квадраты на них и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Д.- Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (7)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.

В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 8)

Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

В . – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)

Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе,потом на листе по точкам (работа с тетрадью)

Физкультминутка.

В. - Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Состав числа 8

«Домик» на доске с кружками.

В.- Какой номер у этого дома? (8)

Как разделить число 8 на 2 меньших числа?

Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 8?

Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;

Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8

В.- Молодцы! Хорошо справились.

А пока мы будем ехать до следующей станции поиграем в игру

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

В.- Молодцы!

Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур».

А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)

В.- А какая геометрическая фигура у меня в руках?

Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру.

Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½

Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4)

Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?

В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)

В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.

Воспитатель хвалит детей. Дети говорят до свидания гостям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.