9 месяцев ребенок не ползает отзывы. Делать ли прививки новорожденным в роддоме? Когда нужна консультация врача

В 9 месяцев ребенок прилагает максимум усилий, чтобы изучить окружающий его мир, и его первые попытки освоить новое пространство заключаются в том, что он начинает ползать. Это большой труд для малыша, ведь преодолевать нужно большие расстояния, если хочешь, к примеру, попасть к маме на кухню.

Однако эти трудности – это большой и необходимый этап и его подготовка к хождению. Малыш с завидным упорством преодолевает все трудности, тренирует мышцы рук и ног, особенно, если его в этом поощряют старшие.

Причины, по которым ребенок в 9 месяцев не ползает

Не все детки одинаково развиваются и бывает, что достигнув 9 месячного возраста малыш не ползает, что вызывает волнение некоторых родителей.

Волноваться нужно только в том случае, если причиной является нервоз или другое заболевание, повлиявшее на психику малыша. В этом случае родители должны обратиться к врачу, поскольку сами они не в состоянии ему помочь. Другой причиной отказа ребенка ползать является нарушение нарушением опорно-двигательного аппарата.

Остальные причины, по которым ребенок в 9 месяцев не ползает не столь существенны и не должны настораживать родителей:

  • Болезнь ребенка.
  • Характер ребенка.
  • Масса тела ребенка.

Если ребенок болен, то его активность снижена, ведь организм борется с инфекцией. То явление временное и как только малыш пойдет на поправку, он свое наверстает, будет ползать еще быстрее.

Все дети разные по характеру, есть более активные, а есть менее, одни от природы любопытные и с первых 4-х месяцев начинают все изучать и хватать ручками, тянуть в рот. Другие - более осторожные, они спокойные, изучают окружающий мир, сидя у мамы на руках. Более активные детки, как правило, начинают раньше ползать.

Если у ребенка есть лишний вес, то часто это становится причиной его нежелания ползать, дети с таким весом отличаются малоподвижностью.

Ходить раньше, чем ползать

Некоторые родители переживают, если их ребенок еще не ползает, а уже пришло время начинать ходить. Не стоит переживать по этому поводу, некоторые детки в своем развитии просто пропускают этот этап, они начинают сразу пытаться ходить. Исполняется год ребенку, и он начинает вставать на ножки и начинает ходить с помощью вашей поддержки.

И все же с лучше быть осторожнее, если ребенок 9 месяцев не ползает, нужно обратиться к специалисту –ортопеду, возможно нужно выполнять массаж и гимнастику, чтобы укрепить мышцы малыша.

Некоторые известные специалисты – педиатры считают, что ползание - это непременно важный этап перед ходьбой, который помогает в развитии ребенка. Если же ортопед не нашел никакой патологии у ребенка, а он по-прежнему не ползает, можно найти ему пример для подражания.
Пригласите своих знакомых, у которых есть ребенок возраста вашего ребенка, который умет ползать. Ваш ребенок тоже не останется равнодушным, ведь можно спокойно доползти до игрушек и взять ту, которая нравится.

По мере своего развития ребенок овладевает все новыми и новыми навыками. Именно они в будущем позволят ему более успешно взаимодействовать с окружающим миром, открывая его с новых сторон.

Для того чтобы родителям было легче следить за тем, насколько правильно развивается их ребенок, современная педиатрия вывела целый ряд умений и навыков, которыми он должен овладевать к каждому возрастному периоду. И если ребенок испытывает с чем-либо трудности и оказывается неспособным выполнить то или иное действие, это может стать серьезным поводом для родителей обратить на это внимание.

9 месяцев малыш не сидит - надо выяснить причину

Уже к началу 7-10 месяца большинство детей начинают предпринимать первые попытки сесть, а то и ползать.

Тем не менее, часто бывает так, что даже в 9-10 месяцев ребенок не старается садиться сам. Является ли это серьезным нарушением развития и какие меры стоит принимать родителям для коррекции этой особенности?

Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?

Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:

  1. В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы.
  2. В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках.
  3. В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему.
  4. Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).

Развитие малыша 6-9 месяцев

Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития. И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.


Отставание в развитии в 9 месяцев - косоглазие, не сидит

Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.

  • Неспособность сидеть самостоятельно в 7-10 месяцев; слабая возможность удерживать равновесие.
  • Невозможность захватывать и удерживать в руках предмет, свидетельствующая о недоразвитии моторики.
  • Выраженный недостаток массы тела.
  • Повышенный, либо сниженный тонус мышц.
  • Неестественно выпученные глаза; тенденции к косоглазию.
  • Частое беспокойство без видимых на то причин.
  • Длительное незарастание родничка.

Почему это происходит?

Если родители замечают, что, несмотря на наступление возраста 9-10 месяцев ребенок не садится сам, нужно учесть, что далеко не всегда это может быть тревожным сигналом. И хотя возрастная периодизация отмечает время развития тех или иных навыков, нужно учитывать, что не менее важную роль играют и индивидуальные особенности развития ребенка. В связи с этим возрастные рамки для каждого из них могут различаться на несколько месяцев. И вполне возможно, что способность сидеть самостоятельно разовьется у него немного позже, но сможет закрепиться лучше.


Причина нарушения развития - родовая травма

В остальном же, причинами неспособности ребенка садиться самостоятельно, могут выступить:

  • Задержка внутриутробного развития плода.
  • Гипоксия на стадии внутриутробного развития.
  • Анемия, диагностированная у матери при беременности.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Врожденные пороки развитие.
  • Сложные роды; кесарево сечение.
  • Родовая травма.
  • Низкие баллы при шкале Апгар.
  • Недоношенность или переношенность.
  • Преждевременные роды.
  • Стремительные роды.
  • Избыток или недостаток околоплодных вод.
  • Дистрофия мышечной ткани.
  • Рахит.

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.


Положение тела малыша при сидении

Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например – ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.


Кольца для обучения сидению

Правильный учет возрастных особенностей – еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку.

Когда лучше всего учить ребенка сидеть самостоятельно? Советы и рекомендации

Большинство детей уже в полгода пытается занять новое, пока непривычное для них положение. Несмотря на то, то способность сидеть проявляется далеко не сразу, ребенок быстро понимает, что так ему будет намного легче играть, манипулировать новыми для него предметами и т.д. Другая причина того, почему это происходит именно в полгода – достаточно хорошо сформированные к этому периоду мышцы спины, брюшного пресса, а также груди. Благодаря этому в полгода ребенок отличается уже достаточно хорошим уровнем физической подготовки к самостоятельному сидению даже без опоры – это не причиняет ему дополнительного дискомфорта и не создает трудностей.


Обучение сидению должно быть регулярным

Тем не менее, приучать ребенка необходимо следуя следующим правилам:

  1. Обучать девочек сидеть самостоятельно необходимо несколько позже, чем мальчиков. Так например, если мальчик может пробовать сесть уже в пять месяцев, с девочками лучше подождать до полугода. Подобная мера вполне объяснима с точки зрения особенности физиологии женского организма: сажая девочку слишком рано, можно спровоцировать у нее загиб матки и другие осложнения.
  2. Для того, чтобы ребенок почувствовал необходимость самостоятельно искать опору для тела, необходимо постепенно лишать его опоры извне (например, убирать из-за спину подушки, на которые он мог облокачиваться раньше, сажать как можно дальше от спинок кровати, кресла и т.д.). Привыкание к дополнительной опоре не только затормозит приобретение ребенком навыка сидения, но может негативно сказаться на его осанке в будущем.
  3. Помочь ребенку освоить новое для себя положение в пространстве можно и при помощи игр в манеже. Желательно, чтобы он имел достаточное внутреннее пространство, а также был оснащён достаточно крупной сеткой, держась за которую ребенок вполне смог бы как вставать, так и садиться, не прибегая к посторонней помощи.
  4. Если вы заметили у ребенка признаки утомления, не стоит заставлять его сидеть слишком долго; просто переложите его на спину – это позволит ребенку расслабиться, а мышцам – получить необходимый им отдых и разгрузку.

Массаж для ребенка имеет укрепляющее действие

Какие упражнения могут помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно?

Начинать обучать ребенка садиться следует с самых простых, не требующих особых усилий упражнений. Выполнять их нужно спустя час после еды. Обязательными условиями должны быть пребывание ребенка в хорошем настроении и самочувствии. Одежда должна быть легкой, не сковывающей движения.


Самостоятельное переворачивание - начало обучения
  • Исходная позиция – лежа на животе. Задача ребенка – попробовать перелечь из такого положения за спину, а затем – вернуться в исходное. Если у него не будет получаться сделать это самостоятельно, можно помочь ему, заинтересовав яркими предметами или игрушками – интерес к новому предмету может помочь ребенку принять необходимое положение. Допустимо также слегка подталкивать ребенка ладонями под стопы.
  • Исходная позиция – такая же, лежа на животе. Ребенку даются большие пальцы рук родителя. Его задача при этом – подниматься и опускаться наверх, держась за них руками и используя их в качестве опоры. Для начала ребенок будет нуждаться в двух руках, но со временем, по мере развития этого навыка, можно вполне обходиться и одной. Если ребенок не будет справляться, его допустимо будет поддерживать под коленями. Торопить при этом его не стоит – очень важно чтобы ребенок научился именно самостоятельному поиску опоры и чувствовал равновесие тогда, когда это необходимо.
  • Для того чтобы ребенок смог попробовать встать или сесть сам, его также можно усадить на колени, дав ему ладони в качестве опоры. Это позволит ребенку не использовать внешнюю опору, а искать ее самостоятельно. Это упражнение может также стать хорошей альтернативой традиционному, но менее эффективному сажанию ребенка на кровать с большим количеством подушек.
  • Когда ребенок освоит эти упражнения, вы можете переходить к более сложным. Например, предложить ребенку встать из положения лежа на спине, мягко удерживая его за руки. Поскольку это упражнение требует от ребенка большего напряжения, первое время оно будет сильнее других утомлять его. Именно поэтому вы сможете обойтись тремя-четырьмя повторениями.
  • Развивать в ребенке чувство баланса можно усаживая его на твердую поверхность и придерживая одной рукой его ладонь, другой – ноги. Для того чтобы он учился держать равновесие, его раскачивают из одной стороны в другую. Поскольку первое время ребенок может сталкиваться с некоторыми трудностями в выполнении этого упражнения, первое время его можно будет немного подстраховать, уложив вокруг него подушки, смягчающие возможные удары.

Занятия на фитболе для обучения сидению очень полезны

Техника безопасности при выполнении упражнений и другие рекомендации

Прежде чем обучать ребенка сидеть самостоятельно, необходимо убедиться в том, что его физическое развитие позволяет приступить к освоению нового навыка. Критериями готовности могут выступать умение длительное время лежать на животе, уверенно держа голову, руки с опорой на грудную клетку, а также способность переворачиваться с одного бока на другой.

  • Очень нежелательно сажать ребенка с применением дополнительных фиксаторов для туловища.
  • Если 10-ти месячный ребёнок не может самостоятельно садиться, держать его в кенгуру необходимо не более получаса. Несоблюдение этого условия приведет к усилению нагрузки на позвоночник
  • Коляска на этапе развития навыка сидения, должна быть оборудована специальной твердой спинкой, дающей возможность находиться в положении полусидя. Можно также использовать слинг или специальные ходунки.

Регулярные занятия помогут ребенку сесть самостоятельно

Нужно ли обращаться к специалисту?

Более пристальное внимание здоровью ребенка необходимо уделить в тех случаях, если самостоятельные попытки сесть не наблюдаются у ребенка и в дальнейшем – в 10, 11 месяцев.

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Ребенок начинает ползать

Возраст, в котором дети начинают ползать

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики — укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»
массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное — помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поглаживание рук, ног, спины

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.


  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог

  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Важность ползания

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие, это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.


Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки, прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.


Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.


Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.


Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.




Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.


Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

Педиатрическая практика показывает, что ребенок, который научился быстро ползать, позже начнет ходить. Поэтому переход от ползания к стоянию тоже должен быть своевременным, правильным и плавным.

Подробнее смотрите ниже в небольшом видео доктора Комаровского.

  • Когда начинает ползать
  • Доктор Комаровский

06.03.2009, 15:57

Здравствуйте, Полина!

Моему сыну 9,5 месяцев, вес 9200, рост 73
У нас такая проблема: слабенькие мышцы (гипотонус). Невропатолог ставит мышечную дистонию

Ребенок никак не хочет сидеть, сам не садится, посаженную позу не удерживает, не стоит на четвереньках, соответственно, не ползает и абсолютно нет опоры на ножки. Когда ставлю, сразу же присаживается.

Ребенок, как мне кажется, очень спокойный, практически не доставляет мне хлопот, может лежать, играть с игрушками, любит поболтать и попеть на своем языке, очень улыбчивый. Но, зато, я его постоянно тормошу, пытаюсь стимулировать к активности:ah:

Я прочитала много ваших консультаций для деток с похожими проблемами, мы делаем упражнения, которые Вы им советовали, но, по-моему, у нас мало что получается.

Расскажу, что мы умеем, и что не умеем:
1. Переворачиваться во все стороны мы начали в 7,5 месяцев, зато сейчас это очень любим.
2. Когда лежим на животе, лежит на локоточках, но ручки не выпрямляет. Может поднять одну ручку, потом другую, взять игрушку. Также на животе может крутиться по кругу.
3. Когда пробую поставить на четвереньки, без поддержки может простоять около 2-х секунд, потом сразу же сгибает ручки, ножки расползаются.
4. Если я пытаюсь посадить, сразу же откидывает спинку, сидеть самостоятельно абсолютно не хочет. Когда сидит у меня на коленях, спинка вроде бы прямая, от меня ее отрывает. Также, когда сидит на своем стульчике для кормления, сам подтягивается к столику. (Сама стараюсь не сажать, поскольку боюсь, что спинка еще не готова, боюсь искривления позвоночника).

Мы ежедневно занимаемся на гимнастическом мяче, вперед-назад, вправо-влево, круговые движения, "тачка" на мяче. Но мне кажется, у нас не очень хорошо получается, хотя занятия на мяче ему очень нравятся. Просто я переживаю, что делаю упражнения не правильно и поэтому не получаю нужного рузультата.

Сейчас делаем третий курс массажа.

Очень жду, когда Вы вернетесь на форум, и очень надеюсь на Вашу помощь!

Заранее спасибо!

09.03.2009, 16:12

Мариам, добрый день. У меня есть дополнительные вопросы:
Как долго вы делаете упражнения на мяче? Что, вам кажется, вы делаете не так?
Пробовали ли вы позу сидя в седле. если нет, найдите по поиску и попробуйте.
Как ребенок присаживается/подтягивается за ваши руки (голова отстает от корпуса, на одном уровне, опережает)?
Пробовали ли вы позу на позу на облегченных четвереньках? (по поиску)
На мяче - доводите ли вы мальчика до опоры на ноги?
Где проводит время бодрствования мальчик?

З.Ы. Массаж может способствовать пассивному поведению ребенка. Это мои личные наблюдения, доказательств у меня нет, но опыт показывает, когда происходит активное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним, ребенок усваивает пассивную модель поведения. На этом форуме не принято ссылаться на опыт:eek:, но все же рискну.

09.03.2009, 20:35

Добрый вечер, Полина.
Большое спасибо, что ответили на мое сообщение.

Упражнения на мяче мы делаем около месяца, по 10 минут, 2-3 раза в день. Может быть нужно делать почаще?

Массаж до этого мы делали два курса и, честно говоря, я особо не заметила результата. Потом, все врачи, педиатр, невропатолог настаивали на третьем курсе. Мы нашли другого массажиста, который обещает сделать стимулирующий массаж. Опять надеюсь на этот массаж:bn: Все говорят, что скачки после массажей колоссальные. А я всё жду, когда же у нас будет этот скачок:bn:.

Надеюсь, что написала все понятно.

Cпасибо за Ваше участие!

10.03.2009, 00:37

Упражнения на мяче мы делаем около месяца, по 10 минут, 2-3 раза в день. Может быть нужно делать почаще?

Нет, этого достаточно.
Полина, если я правильно понимаю, упражнение на мяче до упора ножек - это когда ребенок лежит животом на мячике, я его сначала наклоняю вперед, а потом назад до упора ножек? Он должен чуть-чуть так постоять или достаточно просто прикоснуться пола?
Ребенок стоит столько, сколько может, как только перестанет опираться на ноги, снова качните вперед.
Позу в седле мы пробовали, только Тимуру не очень она нравится, он чуть-чуть посидит, может ненадолго от меня оттолкнуться, а потом выгибается, чем бы я его не завлекала.
Пусть по-немногу, но привыкает так сидеть.

Когда я беру его за ручки, чтобы посадить, голова на одном уровне с корпусом.
используйте это как упражнение. Доводите малыша до 45-50 градусов, покачайте вперед-назад несколько раз и опустите малыша на поверхность.
Облегченные четвереньки мы пробовали, Тимур может буквально 5-10 секунд посидеть на коленках, а потом ножки расползаются.
Обнимайте мальчика рукой за попку и ножки, чтобы он привык так стоять. время от времени, отпускайте его, чтобы он стоял самостоятельно. Возвожно малыш захочет перелезть через вашу ногу. Это тоже хорошо, так как при перелезании ноги сгибаются в коленках.
Почти все время бодрствования Тимурка проводит на полу.

Пробуйте и пишите - будем дополнять и уточнять.

19.03.2009, 12:50

Здравствуйте, Полина! Полторы недельки мы занимались, но результатов пока нет.
Для ясности напишу, что мы умеем, и что у нас плохо получается.

Поза на спине:
1. Поднимает ли ноги, если да, то поднимается ли при этом крестец – раньше ножки поднимал, хватал за пальцы ног руками, а сейчас просто лежит: или же просто лежит вытянув ножки или ножки согнуты, ступни на полу.
2. Тянет ли руки за игрушкой, выпрямляет ли руку полностью, или только предплечье - тянется, выпрямляет.
3. При подсаживании голова отстает от корпуса, на одном уровне, опережает - на одном уровне, иногда опережает, но не всегда хватает ручками за мои пальцы.

На животе:
Лежит ли с опорой на локти. Как долго. - Лежит с опорой на локти минут 10-15, потом переворачивается на спину. Или же просто вертится по комнате с живота на спину и наоборот.
Может ли в этой позе взять игрушки - к игрушке тянется легко, может поднять руку и взять игрушку.
Может ли выпрямить руки в локтях – НЕТ, РУКИ НЕ ВЫПРЯМЛЯЕТ:bn:.

Перевороты:
Переворачивается легко и с живота на спину и наоборот.
Мелкая моторика:
тянется и берет игрушку - тянется, хватает, тянет в рот, поднимает над лицом и долго разглядывает.
перекладывает ли из руки в руку - да. Еще очень любит взять в две ручки по игрушке и стучать друг об друга.

Мне кажется, вся проблема в том, что у него слабая опора на ручки, «тачку» он не любит, чуть-чуть постоит на ручках, а потом начинает плакать и поджимает их к туловищу. Может быть, еще поделать какие-нибудь упражнения на опору рук?

На ножки у него тоже слабая опора, но сейчас он хоть может 2-3 секунды простоять оперевшись на какую-либо опору, например, на диван, стоя на полу.

Абсолютно не хочет сидеть самостоятельно.
Когда я сажаю себе на коленки спинка прямая, он постоянно отталкивается от меня, как бы качаясь вперед-назад. Но если же я его сажаю, сразу же откидывается и начинает хныкать.
На «седле» долго не сидит, выгибается.

На четвереньках все также не стоит. "Облегченные четвереньки" долго не выдерживает, максимум минут пять.

Полина, скажите, пожалуйста. Я вычитала в одной книжке, что если ребенок не хочет стоять на четвереньках, можно взять пеленку, обхватить ею тело ребенка и за нее поднимать ребенка. Мы вчера так попробовали, Тимуру понравилось. Конечно, в основном на четвереньках он стоял при помощи натянутой пеленки, которую держала я, но когда я чуть-чуть ослабевала, я чувствовала, что он чуть-чуть опирается ручками и ножками. Можно ли так делать?

Головка у Тимура работает хорошо, любит играть в ладушки, очень любит играть в мячик (когда лежит на животе, я ему мячик, а он мне). Говорит разные слоги: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, на-на, та-та, да-да, ня-ня…

Может быть, нам еще нужно добавить какие-нибудь упражнения?

И еще… Полина, скажите, пожалуйста. Я недавно в Интернете почитала про деток, больных ДЦП и меня охватила паника… Я очень боюсь, что из-за того что у нас Тимур начинает все так поздно делать, не сидит, нам могут поставить такой диагноз. Я, конечно понимаю, не видя ребенка, Вам сложно будет ответить на мой вопрос, но все же… Есть ли у нас признаки этой страшной болезни??? Как я сама могу заметить эти признаки, кому мне его показать? Врачи, которые наблюдают моего ребенка (педиатр, два невропатолога) ничего подобного мне не говорили, но я боюсь, что они выжидают, когда нам исполнится 1 год, потому что слышала, что до года этот диагноз стараются не ставить. Боюсь потерять время…
Наши диагнозы: мышечная гипотония, рахит.

Заранее Вам благодарна!

19.03.2009, 17:22

Добрый день.
Давайте добавим упражнения на опору на руки:
*Прокатывания на валике. Чем больше ребенок сдвигается вперед, тем больше опора на руки, тем сложнее удерживать голову. Как только голову уронил - двигаем назад, поднял - опять вперед.
*На ваших ногах. Вы сидите на полу, ноги вперед. Малыш поперек ваших ног, опирается о поверхность руками. Найдите то положение, где он не роняет голову. Помогаем почувствовать опору на руки. Берем одной своей рукой за локоть и не даем ему согнуться. Другой рукой жмем на плечо по направлению к полу. Давление не постоянное, а толчками. Нажали - отпустили. Делать попеременно на обе руки.
*Взрослый сидит на полу, ног вытянуты вперед. Ребенок лежит поперек ног и перед ним расположены игрушки. По мере привыкания ребенка к этой позе его нужно понемногу сдвигать вперед, чтобы вес все больше приходился на руки.

Стимулируйте перемещение по полу: любое.
Четвереньки с шарфом/пеленкой делать можно, но старайтесь не держать ребенка на весу, только немного поддерживайте корпус.
Позу сидя используйте пока только в упражнениях, на коленях пусть раскачивается, вы его покачивайте из стороны в сторону (очень медленно).
Ставьте к дивану с ваших коленей, то есть учите вставать к дивану.
По поводу ДЦП. Вам хочется побояться? В интернете чего только нет:eek: Почему вы выбрали ДЦП? Почему вас не устраивает то объяснение, которое вам дают очные врачи и которое даже через экран видно: сниженный мышечный тонус?
(это я не шучу, а ругаюсь:bb:)
Да, в этом возрасте дети уже перестают интересоваться ножками, так что не пугайтесь.

19.03.2009, 19:39

Добрый вечер, Полина!

Мы сегодня же обязательно начнем выполнять добавленные упражнения.

Вы на меня поругались, а мне все равно полегчало:ax: Спасибо Вам большое!

24.05.2009, 21:45

Здравствуйте, Полина!

Хочу Вам рассказать про наши результаты, про то – чему мы научились и про то – чего пока мы не умеем.

Не писала Вам долго, поскольку сначала не было особых результатов, а потом мы уезжали в Египет на целый месяц для получения витамина Д (посоветовала ортопед, сказала, что все наши проблемы из-за рахита, что нам необходимо солнышко). Хочу сказать, что солнце нам очень помогло, через неделю пребывания на солнышке Тимур стал уверенно сидеть, а еще через неделю ползать по-пластунски. Во время пребывания на отдыхе Тимур креп на глазах, мы брали с собой гимнастический мяч, поэтому свои занятия мы не прекращали.
Полина, у нас никак не получается ползать на четвереньках. На полу (ламинат) у него расползаются ножки, а на диване он все чаще встает на четвереньки, чуть-чуть покачается вперед-назад и расползается.
Также появилась опора на ножки, если он за что-то держится. Сам в кроватке он не встает, а если поставить, то может простоять минут 5-10, может пританцовывать, может держаться одной рукой, но ножки не переставляет.

Также Тимуру плохо удается шагать, (держим его за подмышки) он старается, но как-то неуверенно, иногда забывает шагнуть левой ножкой.

Также Тимур совсем не встает на коленки. Вчера мы ему специально купили развивающий столик, чтобы он вставал на коленки и играл. Сам не встает, но если я его поставлю на коленки, чуть-чуть постоит, а потом ножки расползутся и он будет сидеть на попе.

Подвожу итог:

Тимур умеет: ползать по-пластунски, сидеть (если посадить), стоять, держась за что-либо (если поставить).

Не умеет: ходить, ползать на четвереньках, стоять на коленках, плохо шагает.

Полина, подскажите, пожалуйста, какие нам еще можно добавить упражнения?

Заранее Вам благодарна!

25.05.2009, 09:26

Сейчас мальчику нужны четвереньки. Если ноги расползаются, значит купите палас и стелите на пол, зафиксировав его мебелью. Это основное, что сейчас нужно сделать.
Меньше думайте про ходьбу, потому что главная сложность - это отсутствие у ребенка смены поз. Ну вы сами подумайте: мальчик не умеет сесть, встать, а вы его водите. Зачем? Для ходьбы нужен перенос веса тела в вертикальном положении, а учатся этому при смене поз. Итак, сначала четвереньки. С четверенек Тимур будет становится на колени, вставать к опоре и садиться.
Стимулируйте самостоятельную ходьбу у опоры.

25.05.2009, 12:33

Спасибо, будем учиться стоять и ползать на четвереньках. Как будут результаты, обязательно напишу.

21.06.2009, 11:57

Здравствуйте, Полина!
Полторы недели назад Тимур научился ползать на четвереньках, самостоятельно садиться, а вчера научился самостоятельно вставать, теперь не усадить:bo: Теперь нам остается научиться ходить. Хотелось бы узнать, как это лучше делать? Может быть почаще водить держа за подмышки (ему это нравится) Можно ли водить за ручки держа их на уровне груди ребенка? Нужно ли продолжать занятия на мяче? (сейчас Тимуру это уже не так интересно)

Заранее спасибо!

21.06.2009, 18:42

Я вас поздравляю с достижениями. :ay:
Ходить мальчик научится сам при наличии надежной опоры. Будете водить - научится позже+ возможна неправильная постановка стоп ребенка (внутренняя ротация, "носочки"). Помимо всего прочего, формируется пассивная модель поведения. Вместо: вижу что-то интересное----- добираюсь до нее ---- получаю желаемое, вы получите: вижу интересное----начинаю ныть---- меня туда доставят.
На улице, конечно, недолго можно, дома - нет. Пусть ползет, встает, бере игрушку, садиться играть и тд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.