Успешная лига. Дети и деньги. Воспитание у ребёнка отношения к деньгам

« , рассказала сайт, как воспитать у детей правильное отношение к деньгам и материальным ценностям.

— Какие проблемы, связанные с деньгами, чаще всего возникают в отношениях детей и родителей?

— Отношение к материальным ценностям и система поощрения. Насколько бережно ребенок относится к дорогим вещам, которые покупают родители? И стоит ли ребенка деньгами или дорогими подарками поощрять хорошо учиться и соблюдать правила?

— С какого возраста надо обсуждать с ребенком тему денег?

— Я делю детей приблизительно на четыре возрастные группы: младшую (4-7лет), школьную (7-11 лет), подростковую (11-14) и старшую подростковую (14-18). Начинать можно с четырех лет. В этом возрасте появляется представление «мое-чужое», но дети по-прежнему часто просят родителей купить игрушку и с трудом останавливаются в запросах. Важно правильно объяснить ребенку, почему вы не можете постоянно покупать новые игрушки. Четырехлетний малыш не поймет, что такое кризис или ипотека. Но он поймет, что есть «мое», а есть «чужое». Человек не может расходовать больше «моего», чем у него есть. Семье нужны не только игрушки, но и еда, одежда. Если тратить все только на развлечения, то на остальное денег не останется.

Чуть позже, в возрасте 6-7 лет, стоит проговаривать, зачем мама и папа ходят на работу. Они каждый день выполняют ряд обязанностей, получают за них деньги. Деньги стоят усилий и времени мамы и папы. В 7 лет у ребенка уже есть представление о стоимости. Обсуждайте с ним, почему одни вещи дорогие, а другие – дешевые.

С походом в школу у детей появляется больше потребностей и вопросов. Почему у моего папы одна машина, а у папы Саши другая? Почему всем купили смартфон, а мне нет? Все эти вопросы требуют ответов и честного обсуждения.

В подростковом возрасте начинается новый пласт, дети начинают самостоятельно тратить деньги, уже появляются сомнения, на что стоит потратить деньги, на что – нет. Подростки хотят иметь собственные деньги и возможность ими распоряжаться. Объясняйте, когда вы готовы дать лишние деньги, а когда – нет и почему. Подростку стоит рассказать об экономике, банковской системе, кредитах, производстве. Это может быть ему интересно.

С четырнадцати лет ребятам уже можно подавать идеи самостоятельного заработка. Для подростка это полезный опыт. Неплохо, если он копит на что-то, если у него есть мечта или желание. Самостоятельные заработки помогут сформировать ответственность и правильное отношение к деньгам, работе.

— Если ребенок живет не в слишком обеспеченной семье и сталкивается в школе с дискриминацией?

— Это непростая ситуация, но такое происходит довольно часто. В школах нередко перемешиваются дети из разных семей. Важно быть честным с ребенком и рассказывать ему, сколько зарабатывают родители. Например, если работа нравится, а зарабатывают немного — родители сами должны принимать это и чувствовать себя комфортно. Я думаю, что ребенок это ощущение сможет перенять.

Сложности в классе все равно могут быть. Одноклассники иногда затрагивают эту тему. К сожалению, материальное положение может сказываться на самооценке ребенка. Но надо это обсуждать, проговаривать. Позиция родителей поможет ребенку выработать свое отношение и оценку происходящего. Они могут поддержать его и дать мотивацию хорошо учиться, устраиваться на престижную работу и зарабатывать столько, сколько он захочет.

— Если семья, напротив, очень обеспеченная, как не избаловать ребенка?

— Важно дать понять ребенку, что есть ограничения на покупки, связанные с плохой успеваемостью или поведением, или, к примеру, с мнением родителей насчет покупки.

Кроме того, дети могут зарабатывать карманные деньги с четырнадцати лет. Это полезный опыт, который пригодится ребенку даже из очень обеспеченной семьи. Он дает самостоятельность и формирует правильное отношение к жизни. Если ребенок не осознает, что траты имеют границы, он может и не осознавать, что в общении с другими людьми тоже есть границы. Важно показать детям, что финансовое положение семьи не определяет личность ребенка.

— Если родитель замечает, что ребенок «покупает» внимание других детей конфетами, мороженым, что с этим делать?

— Если в семье это неприемлемо, поговорите с ребенком о том, чего он на самом деле хочет. Когда ребенок таким способом пытается заработать внимание к себе, скорее всего, у него не получается заработать его по-другому. Если ребенку запретить оплачивать друзьям сладости, он не поймет, почему так нельзя, ведь это работает. Стоит начать издалека, спросить про близких друзей, что они вместе делают. Постепенно выходить на то, что ему не хватает обычного общения по душам, лучшего друга и т.д. Можно спросить, что он делает, чтобы завести друзей, почему получается так, что после покупки конфет они начинают общаться, а если не покупает – не общаются.

Ребенок сам не всегда может адаптироваться к социальной среде, он выбирает тот способ приспособления, который кажется простым, и отнимать его сразу, пока не сформировался новый, нельзя.

— Как рассчитывать количество карманных денег? На что нужно ориентироваться: на то, что ребенок просит, или на собственное мнение?

— Вопрос сложный и очень индивидуальный. Размер определяется родителем. В карманные деньги должны входить деньги на еду в школе и еще на что-нибудь, конфетку или что-то приятное, чтобы ребенок мог распоряжаться своими деньгами. Когда ребенок идет гулять, тоже нужно дать немного денег.

Важно, чтобы карманные деньги у ребенка были. Что касается больших покупок, здесь суть в том, сколько вы можете позволить себе потратить на ребенка. При этом в эти траты не должны входить обязательные расходы. Например, зимняя куртка не должна быть подарком на день рождения или Новый год. Куртка – это обязательная вещь, а не подарок и не его мечта. На праздники хочется получить что-то приятное.

— Что делать, если ребенок был пойман на мелком воровстве у друзей, знакомых?

— Сначала нужно понять потребность ребенка, зачем он это делает. Может быть несколько вариантов: потому что плохо выстроена граница «свое-чужое», потому что ему не хватает денег на то, что он очень сильно хочет, из-за сильных эмоций: зависти, злости, мести, желания привлечь к себе внимание.

Часто нужны не деньги, а что-то большее. Даже если ему не хватает денег на покупку, это чуть больше, чем деньги, например, мечта, на которую он копит. В каждом из случаев стоит разбираться индивидуально. Не стоит применять силу, наказание, запрещая что-то делать. Вероятнее всего ребенок найдет способ, как обойти эту систему и вновь вернуться к воровству. Лучше разговаривать об этом, стараться понять его. Если такой возможности нет, лучше обратиться к психологу.

— Несколько слов на прощание.

— Отношение семьи к деньгам — это важная тема. Родителям стоит разговаривать с детьми о деньгах, это их очень интересует и в разном возрасте по-разному. Это значимый аспект жизни, на деньгах многое завязано. Со стороны кажется, что тема понятная, вот деньги, столько плачу, столько получаю. Но в ней много перипетий, вплетаются чувства и отношения. Ребенок по умолчанию этого не понимает.

Биографическая справка:

Анастасия Паршукова - руководитель выездного лагеря

Деньги – это неизбежная необходимость нашего времени. Умение правильно распоряжаться ими – ценный навык для взрослого человека. Но в данной статье речь пойдет о том, как научить детей правильно относится к деньгам .

Начинать нужно с детства , когда ребенок идет в школу и уже умеет считать. На данном этапе самое главное для родителей – не сделать из денег идола, ребенок должен воспринимать деньги лишь как средство взаиморасчетов.

Некоторые родители могут возмутиться – зачем же так рано, пускай подрастет, тогда и будем объяснять. Но, чем раньше подрастающие дети получат верное представление о деньгах, и научаться ими распоряжаться, тем меньше проблем будет в будущем у них в этой сфере жизни. От родителей зависит, как будет относиться к деньгам ребенок.

Вот некоторые вещи, которые ребенок должен знать о деньгах:

    • деньги – это не самое главное в жизни;
    • деньги не так легко достаются;
    • свои деньги нужно заработать.

Десятилетним детишкам уже можно давать карманные деньги на свои мелкие потребности, размер которых и определяет размер карманных денег. Такое денежное пособие формирует у ребенка отношение к деньгам.

Узнайте, сколько денег ему нужно, например, на школьный буфет. Деньги давайте каждую неделю, а не каждый день, так ребенок будет учиться контролировать свои расходы. Если он потратит все деньги сразу за 1-2 дня и останется до конца недели без них, он поймет, что деньги – ограниченный ресурс, с которым надо обращаться с умом. Скорее всего, так произойдет не один раз, ведь отношение ребенка к деньгам формируется постепенно.

Деньги можно использовать как меру поощрения. Вы можете давать ребенку немного денег за то, что он содержит свою комнату в чистоте или помогает мыть машину. Но тут очень важновсе делать правильно , иначе использование денег в качестве поощрения за проделанную работу может стать причиной многих негативных ситуаций. К примеру, ребенок будет делать домашние дела лишь для того, чтобы получить заветные сто рублей, или вообще перестанет что-либо делать без «оплаты».

Денежно поощряйте ребенка только за полностью проделанную работу. Сразу скажите ему, что если он все будет делать абы как, то карманные деньги он не получит. Так ребенок поймет, что не получится ничего не делать и получать деньги, нужно прилагать усилия и время.

Также можно поощрять ребенка откладывать деньги на какие-нибудь большие траты, например, на подарки друзьям и родным на дни рождения или на праздники.

Дети, с раннего возраста научившиеся правильно распоряжаться деньгами, вырастают болееуспешными и грамотными в финансовом плане , чем их сверстники без родительских уроков на финансовую тему.

Учите своих детей правильному управлению деньгами, и впоследствии вы избежите многих проблем.
Автор Kristin

Поделитесь с друзьями:

    Правильное отношение к деньгам нужно вырабатывать с детства

    Очень все правильно.Дети с детства должны иметь карманные деньги правильно распоряжаться ими.

    Larissa пишет:

    Прочла и поулыбалась.

    Наш опыт
    Первый этап “Я сам”. Возраст ребенка около 3-х лет. Молодой человек выбирал то, что считал необходимым для себя (экспериментировали исключительно в овощном) и самостоятельно оплачивал данными мамой/бабушкой деньгами
    - Паячку бананчиков!
    Основная цель – социализация и навыки выбора

    Второй этап “А не посчитать ли нам…” Возраст 5-6 лет. Высокие навыки счета
    Условия простые – озвучивалась сумма покупки и сумма, которая готовилась к оплате. Если сдача рассчитывалась правильно, то она (сдача) автоматически пополняла карманный фонд молодого человека
    Цель – развить навыки устного счета. Эффективность метода аж зашкаливает. Проверено многократно

    Этап три “Предпринимательство” Молодому человеку лет 6. До первого класса
    Ужинаю после работы, звонок в дверь. На пороге сосед
    - А у меня дело к твоему сыну
    - ???? – я в шоке
    Молодой человек с другом предложили жителям дома (шестнадцатиэтажка, свечка, 64 квартиры) свои услуги по сдаче бутылок.
    На мой шок сосед справедливо заметил
    - Чего ты? Пацаны все правильно делают! Пусть зарабатывают!
    Объективно – с точки зрения маркетинга, сделано идеально. И выбор целевой аудитории, и продукт, и безопасность/риски.
    Цель – ну не я ее ставила, чесслово. Не могу сказать, что была готова к этому.

    Этап три “Бизнес-планирование” 3 класс. Учительница объявила игру внутри класса в духе монополии.
    - Мама, помоги нашей команде с бизнес-планом
    -???
    Мне, конечно, объяснили потом что к чему. И, конечно, мы выиграли. Ну не у каждой команды в консультантах был директор по маркетингу.
    Зато заработала очки на всю оставшуюся жизнь – до вляпаться во что-нибудь, со мной таки советуются. И сын, и его друзья.
    Цель (учителя) – развить навыки командной работы и лидерские качества. Моя цель – помочь сыну выиграть

    Этап пять “Я сам. Усовершенствованный” 14 лет
    Магазин брендовой одежды. На мой взгляд джинсы стоят дороговато
    - Ок, – говорит мой отпрыск, – скажи сколько ты готова потратить, остальное я доложу сам.
    Упс! Вот тебе и деньги как элемент контроля))
    Цель – самоутверждение, видимо. Опять-таки. Не моя цель. Уже))

    Сыну 19. Могу доверить абсолютно любую сумму, не боюсь давать ему в долг (правда без%), знаю, что у него чутье на заработок.
    Правда, воспитательный момент имени – Денег не получишь! или – Иди учись! не срабатывает. Он сам знает сколько времени на учебу тратить и сколько на бизнес. Искренне благодарна, что советуется. Пока еще.

Деньги – одна из самых обсуждаемых и противоречивых тем. Одни считают их злом и источником всех проблем, другие бредят богатством. Где же истина? А она у каждого своя. И прежде чем воспитывать правильное отношение детей к деньгам, нужно самому принять какую-то позицию.

Причем важно найти баланс, чтобы деньги не были ни культом, ни злом. Ведь, по сути, они не несут ничего плохого, а все проблемы заключаются в нас самих. Разве приносят зло деньги, спонсируемые на построение больниц, поддержание детских домов? Знайте им цену и учитесь правильному обращению.

Ну, о каком отношении или финансовом воспитании может идти речь, если ребенок постоянно видит ожесточенные споры родителей по поводу семейного бюджета и взаимные обвинения? Подобное поведение приведет к тому, что ребенок вырастет жадным и мелочным или абсолютно не приспособленным к жизни в современном обществе. Вы этого хотите? Тогда давайте учиться финансовому воспитанию детей вместе.

Первые уроки по воспитанию правильного отношения ребенка к деньгам можно начинать уже с 5-7 лет. Как раз в этот возрасте малыш проявляет интерес к цифрам, использует нарисованные деньги в своих играх, и находит весьма неожиданные решения для их применения.

Первым шагом может стать участие ребенка в планировании семейного бюджета. Умение правильно рассчитать затраты на будущую неделю и продумать варианты экономии, станут надежным фундаментом для начала самостоятельной жизни.

Покажите малышу как разделить необходимые платежи на группы: обязательные (квартплата, продукты питания и одежды, спортивные секции и прочее), желаемые (походы в кафе, цирк, театр), накопления (откладываем на машину, отдых) и необязательные (игрушки, сладости).

Зная сколько денег расходуется, малютка сможет научиться планировать. Поставьте совместную цель сэкономить определенную сумму и думайте вместе как этого можно достигнуть. И не забудьте назначить приз за достижение цели. Подобная практика научит очень многому. Вы даже не представляете, насколько легче ребенку будет во взрослой жизни.

В возрасте 6-7 лет предложите ребенку начать откладывать деньги. Мало того, что это будет еще одним шагом на пути к умению правильно относиться к деньгам, но и поможет крохе стать более самостоятельным.

Единственный нюанс – нужно правильно поставить цель накопления, иначе это занятие может быстро надоесть. Пусть малютка откладывает себе на очень желанную игрушку.

Надеюсь, вы не ждете совершеннолетия? Первые карманные деньги нужно выделять уже с 6-7 лет. Так ему хотя бы будет на чем учиться.

Объясните ребенку, что такое кармане деньги и дайте свободу выбора. Пусть сам решает: купить мороженное или конфеты. А может откладывать часть из них на новейший конструктор.

Выдавать их нужно раз в неделю в определенный день. Причем сумма никогда не должна варьироваться. Возрастать она может только с возрастом, но никак не с увеличившимися расходами.

Некоторые родители практикуют поощрение ребенка за выполненную работу или хорошую успеваемость в школе. Конечно заманчиво, но не забывайте об обратной стороне медали. Ваша задача заинтересовать кроху учебой, а не возможным вознаграждением.

Полезная информация. Моей дочери 6 лет — надо попробовать

Я родился как раз во времена перестройки. Денег не хватало. Просить как то было не удобно, лучше бы давали определенную сумму и я бы распоряжался. Никогда не отказывали, говорили если надо куда то. попроси, дадим. Но зато желание работать и быть не зависимым у меня стало очень большим. Коммерческая жилка во мне присутствует)

C овременные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Именно в начальной школе у многих детей формируется отношение к деньгам, и именно в этом возрасте можно еще что-то исправить.

БЕЗОПАСНАЯ ИГРА

Мама семилетнего Миши поделилась своей тревогой: «Сын никогда деньгами не интересовался, а теперь только о них и говорит, спрашивает у меня, что сколько стоит». Но больше всего ее встревожило, что сын стал рисовать деньги.
Интерес к деньгам закономерен, он проявляется уже у двухлетних детей. Например, ребенок может строить из монеток башни или «печь блины». В этом возрасте ребенок видит, что деньги играют важную роль в жизни взрослых, но еще не понимает их функцию и по-своему использует эти привлекательные блестящие штучки, которые так часто видит в руках у родителей.
Следующая стадия знакомства с деньгами - попытка их воспроизвести, создать. Бумажная валюта появляется в детских играх примерно в четырехлетнем возрасте. Ребенок видит, что все монетки и купюры разные, они отличаются размером и цветом. Старательно вырезая из бумаги кружочки и прямоугольники разного размера, раскрашивая их, дети стремятся максимально точно скопировать оригинал.
В этих играх нет ничего странного или опасного - дети пытаются приобщиться к еще одной сфере взрослой жизни. У них есть много игрушечных копий взрослых вещей: машинки, инструменты, мебель. Теперь к ним добавляются и деньги. Иногда интерес к внешнему виду денег в старшем возрасте может перерасти в хобби - занятие нумизматикой.
Практически одновременно с рисованием денег начинается следующая стадия знакомства с деньгами - овладение их социальной функцией. Дети начинают воспроизводить в своих играх ситуацию из жизни взрослых - обмен денег на конкретные вещи. Четырехлетние дети играют в магазин, а более старшие увлекаются настольными играми, например, «Менеджер» или «Монополия». Таким образом дети учатся не только считать, но и планировать, соотносить свои возможности с реальностью.
Некоторые родители боятся, что игрушечные деньги создадут у детей ощущение легкости их получения. Скорее обесценивают деньги виртуальные игры. А в ролевых или настольных играх ребенок может проследить закономерности: было столько-то монет (купюр), купил игрушку (дом) - осталось меньше или совсем не осталось.
С реально существующими деньгами, пусть даже игрушечными, расстаться сложнее, чем с виртуальными. Ворочая миллионами в компьютерных играх, ребенок не может представить, о какой сумме идет речь.

ИСКУССТВО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ

Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве. Учить ребенка бережно и рационально распоряжаться деньгами можно начинать, как только он стал проявлять интерес к этой стороне жизни. Карманные деньги, копилки, приобщение ребенка к повседневным покупкам и, конечно же, родительский пример - вот основные способы научить ребенка экономии и рачительности.
Наиболее частый вопрос, который задают родители, придя на консультацию: с какого возраста начинать давать ребенку карманные деньги и какой должна быть их сумма? Не повлияет ли это отрицательно - избалует, воспитает легкомысленное отношение к деньгам?
На самом деле наличие денег, которыми ребенок может распорядиться так, как пожелает, приучает ребенка к самостоятельности. Обычно необходимость в карманных деньгах возникает, когда ребенок поступает в школу. Именно в школе у детей появляется постоянный соблазн и возможность купить что-то в буфете. Карманные деньги можно выдавать ребенку раз в неделю или каждый день. Лучше всего ознакомиться с ценами в буфете и давать ребенку на день сумму, которой хватит на покупку шоколадки или сока. Если деньги выдаются только на школьный обед, то лучше разрешить малышу сдачу оставить себе и потратить по своему желанию. Иначе вместо обеда он станет покупать себе разные лакомства, да еще и попытается скрыть это от родителей.
Если ребенок мечтает о какой-то крупной и дорогой вещи, можно предложить ему завести копилку, куда он сможет складывать сэкономленные карманные деньги, деньги, подаренные близкими, и т.д. Понятно, что не на каждую вещь можно накопить требуемую сумму таким способом. Но если в планы родителей все равно входила покупка желаемого, то можно заранее договориться с ребенком, какую часть ему необходимо собрать, а какую добавят родные.
Многих родителей волнует то, что ребенок может «неправильно» потратить свой капитал. Но даже если ребенок накупит на всю сумму шоколаду, а потом будет маяться животом, то для него это станет более впечатляющим уроком, чем родительский запрет. В следующий раз так бездарно он свои деньги не потратит. Не следует забывать, что смысл карманных денег именно в том, что ребенок может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям следующую схему денежных отношений с 6–10-летними детьми.
1. Выделить ребенку небольшую сумму на карманные расходы. С этими карманными деньгами он может делать все, что пожелает. Может потратить, раздать, потерять или скопить. Родители не контролируют ребенка и не требуют отчета.
2. Завести некий фонд, который составят деньги родителей, деньги ребенка, накопленные деньги, полученные в подарок и т. п. С этим фондом ребенок также волен делать все что угодно, но предварительно должен спросить согласия родителей. Ведь этот фонд составлен из средств родителей и ребенка, обе стороны дополняют его и должны договориться о том, что и когда купить. Решающее слово в спорных случаях принадлежит, однако, родителям.
3. Следующий фонд - крупный и солидный, которого не касаются каждый день. Он предназначен на долговременные цели. Накопление тоже идет дольше - полгода, год. А потом вместе родители и дети торжественно отправляются на покупку того, на что копили деньги. Это наглядный способ показать, что сбережения приносят большую пользу. Кроме того, отложенное исполнение желания - хорошая тренировка характера. И наконец, самую большую радость приносит та покупка, которую предвкушали и дети и взрослые.
По взаимному согласию можно переводить деньги из низшего фонда в высший, это вполне логично и способствует бережливости.

ПЛАТИТЬ ЛИ ДЕТЯМ?

Однажды я попросила учеников второго класса рассказать, как они помогают своим родителям по дому. Один мальчик сказал: «Я им вытираю пыль и убираюсь в своей комнате, а они мне за это платят». Восьмилетний ребенок был твердо уверен, что, убирая собственную комнату, он делает большое одолжение родителям, раз они ему за это платят.
Другой первоклассник идеально выполнял письменные задания по русскому языку дома и отказывался написать разборчиво хоть слово в классе. В ходе беседы с ним выяснилось, что бабушка платит ему рубль за каждую красиво и без ошибок написанную строчку. А учитель ведь не платит... Примеров можно приводить много: за денежное вознаграждение дети соглашаются выпить неприятные лекарства или съесть суп.
К денежному поощрению чаще всего прибегают родители, отчаявшиеся другими способами заставить ребенка что-то сделать, даже не задумываясь о пагубных последствиях подобного поведения. Напрасно педагоги предостерегают родителей от соблазна мотивировать ребенка с помощью денег. К сожалению, сегодня все чаще слышишь от родителей, что они платят сыну или дочке за хорошие оценки, за вовремя сделанное домашнее задание, за убранные игрушки и т.д.
Однако результатом обучения должна быть не только оценка, но и знания. И поощрение ребенок должен получать только со стороны учителя, именно оно должно стать главным стимулом. Полученные знания и навыки формируют у ребенка ощущение собственной компетентности: я это знаю, я это могу. А аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, позвать гостей, создают уют и комфорт. Это то естественное вознаграждение, которое получает ребенок, выучивший урок, убравшийся в своей комнате, к этой цели он должен стремиться.
В противном случае изменяется шкала ценностей: ребенок стремится достичь положительного результата (хорошей оценки или убранной одежды) ради денежного вознаграждения. И учится, и убирается, и гуляет с собакой он не для себя, а для родителей. Такой ребенок добивается вознаграждения любыми способами: начинает списывать, обманывать. Возможный итог - отказ от учебы и поиск более эффективного заработка. Кроме того, ребенок привыкший получать денежное вознаграждение за свою помощь, вряд ли станет помогать кому-либо бескорыстно.

РАЗГЛЯДЕТЬ ПРОБЛЕМУ

Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но именно они (а точнее - неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.
В возрасте 6–7 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство, так как ребенок может позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются ими как воровство. Однако большинство детей поступают так по следующим причинам:
- ребенок искренне полагает, что все деньги в семье общие и он имеет полное право их брать;
- ребенок знает, что если он попросит у родителей денег, то его начнут подробно выспрашивать, зачем они ему нужны, прочитают длинную нотацию о том, с каким трудом дается каждая копейка, да еще и объяснят, что у него и так все есть.
Ребенок, не умеющий распоряжаться деньгами, может попасть в неприятную ситуацию. Восьмилетний Дима растратил выданные ему на обеды на неделю деньги и, опасаясь родительского гнева, придумал целую детективную историю про старшеклассников, отнявших у него кошелек.
Однако не всегда отсутствие опыта обращения с деньгами и стремление иметь собственные деньги на карманные расходы являются причинами детских проступков. Родители четвероклассников были озабочены тем, что с некоторых пор их дети стали просить большие суммы на карманные расходы. Причиной новых требований оказался Вася - новенький мальчик. Он показывал, что у него в кошельке есть пятьсот рублей, и хвастался, что может их потратить, как захочет. Он покупал всем мальчикам кока-колу и чипсы в буфете. На самом деле эти деньги ему давали, чтобы он расплатился с репетитором, а угощал он ребят из сэкономленных карманных денег. Но такими разговорами он стремился привлечь к себе внимание, завоевать авторитет у сверстников.
У третьеклассника Мити не было модной и популярной электронной игры, и он очень завидовал ее обладателям: вокруг них каждую перемену собирались одноклассники, их прихода ждали, им старались угодить, чтобы получить возможность поиграть в игру. Митя предложил хозяевам игры сдавать ее одноклассникам на прокат за деньги. Он был кассиром, назначал сумму и время проката. Вырученные деньги делились на равные части между ним и владельцами игры. Таким образом Митя стал главной фигурой в классе, теперь все слушались его.
Приведенные примеры наглядно показывают, что некоторые дети очень рано пытаются использовать деньги для удовлетворения своих коммуникативных потребностей - завоевать популярность, обратить на себя внимание, получить власть. Уже в 8–9-летнем возрасте они считают, что это единственный и действенный способ добиться желаемого.
За подобными поступками скрываются серьезные личностные и педагогические проблемы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Потребность иметь собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.
Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.
Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.
Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.
Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и т.д. Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику - и он все получит.
В различных туристических поездках выделяйте ребенку небольшую сумму, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным или друзьям самостоятельно купленную безделушку.
Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.
Если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.
Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, что он таким образом от нее отказался окончательно.
С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»
Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.
Учеба - это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку.

Марина КРАВЦОВА

Спонсор публикации статьи: Мониторинг обменников BestChange.ru. Интернет ресурс BestChange.ru размещает обменные пункты по самым актуальным направлениям обмена, включая конвертацию WMR – Moneybookers . Все обменники проходят строгую проверку, что гарантирует защиту Ваших денежных средств, и максимальную выгоду от операций.

Воспитание детей

1365

19.12.12 19:51

Наверно, в мире нет ни одной мамы, которая не сталкивалась бы с истеричным «Купи!» маленького человечка в магазине по поводу так понравившейся игрушки, желанной конфеты или шоколадки.

Каждый из нас с удовольствием бы порадовал его и приобрел эту вожделенную им вещь. Но что делать, если семейный бюджет и так «трещит по швам». И малейшее отступление от него приведет всех домочадцев к долгам.

Выход в этом случае одни – начать «экономическое образование» ребенка. Многие на это скажут: «Какое учение деньгам, и всем связанным с ними? », «Это довольно сложное понятие для моего дитя! » Ничего подобного! Знайте, чем раньше родители озаботятся этим вопросом, тем легче они сделают свою жизнь в ближайшее время и дальнейшем будущем.

Итак, как же познакомить малыша с деньгами и тем, что они не бесконечны. Да еще так, чтобы он понял: мама с папой не всегда и не все могут покупать ему по первому требованию. Для этого надо пройти дорогой в несколько этапов.

Этап 1. Деньги – это бумажки, но не простые!

Малыш не раз видел, как его родители получают в банкомате «волшебные» бумажки, именуемые ими деньгами. Именно эта процедура и привела его к неправильным выводам, которые он сделал: «Достаточно вставить карточку в автомат и оттуда выйдет денег столько, сколько надо. А если они закончатся, то можно еще раз получить их там же ».

Исправить это ложное мнение – вот, с чего надо начинать обучение. Расскажите малышу, что когда вы уходите из дома на работу, то там приходится много трудиться.

А оценивают этот труд денежной платой, которую вы получаете через банкомат. Необходимо объяснить ему это так, чтобы он понял главное – просто так зарплату никто не платит!

Этап 2. Деньги приходят и уходят.

Попробуйте создать дома свой игрушечный бюджет из игрушечных денег. Родители будут их приносить домой в день зарплаты, складывать в кучку, которую видит малыш, и при необходимости брать из нее для свершения покупок и оплат.

Цель такой игры: наглядно показать «денежный круговорот». Только будьте осторожны, постарайтесь в начале этого этапа при ребенке не снимать деньги в банкомате, чтобы у него не возникло ошибочного мнения о возможностях прироста семейного бюджета.

Этап 3. Учим планировать.

Вот теперь, когда маленький человечек наглядно увидел, как появляются и как «исчезают» деньги, можно начать привлекать его к планированию покупок. Самое главное здесь состоит в том, чтобы научить оценить соотношение «наличности» и как долго еще жить до следующей зарплаты (большая, маленькая стопка денег). Учтите, что без настенного календаря и зачеркивания в нем дней ни как не обойтись.

Этап 4. Обсуждение покупок.

Перед походом в магазин обязательно обсудите с ребенком предстоящие покупки, отложите из «бюджета» сумму на них. И самый полезный опыт для него будет, если вы позволите малышу самому расплачиваться у кассы и получать взамен «большой бумажки» «маленькие монетки».

Этап 5. «Деньги любят счет».

Лучше всего эта истина постигается во время ролевых игр в «Магазин», «Семью», «Дочки матери». Распоряжаясь своими игрушечными деньгами, ребенок обязательно прочувствует эту простую истину.

А еще заведите копилку, куда кидаются монеты не просто так, а с целью накопить на определенную вещь, не только для себя, но и на подарок близким (это поможет избежать появления жадности).

Вот так просто и одновременно сложно можно дать маленькому человечку первые представления о деньгах. Только, пожалуйста, сами не зацикливайтесь на деньгах и уберегите ребенка от этого.

Помните: любовь, дружба, уважение и внимание – вот наши приоритеты в жизни, а ни как не эти «цветные бумажки »!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.