Моногамная семья: история и этапы становления. Должны ли отношения быть моногамными? В разных странах

Моногамия – это исторически сложившаяся форма семейных взаимоотношений, заключающаяся в создании семьи двумя особами противоположной гендерной принадлежности. Сегодня единобрачие возможно и среди представителей одного пола в государствах, где разрешены такие брачные союзы законодательно. Данная вариация ячейки общества противопоставляется многобрачию, которое подразумевает, что один партнёр может иметь несколько брачных партнёров иной гендерной принадлежности. Современные биологи, исповедующие теорию эволюции, данный термин рассматривают в качестве феномена, присущего не только гомо сапиенс, но и представителям фауны.

Моногамия в отношениях

Взаимодействие полов, подразумевающее сожительство, совместный быт, основанное на верности, именуется моногамным. Супруги в такой связи словно заключают негласное соглашение между собой об отсутствии измен.

Моногамия это форма брака, при которой индивид имеет одного партнёра либо на протяжении всего своего бытия, либо на определенном жизненном этапе (последовательная моногамия).

Семейные связи базируются именно на единобрачии. Помимо того ученые, пропагандирующие эволюционную теорию, утверждают, что своим прямо хождением человек обязан именно моногамии.

Невзирая на общепринятость и распространённость единобрачия, в семейной жизни отнюдь не редкость.
Психологи объясняют подобное поведение незрелостью партнёров. Для моногамных взаимоотношений человек должен созреть в душевном и умственном плане. Люди несовершенны и слабы. Они излишне склонны потакать собственным желаниям, имея глубокие чувства к партнёру, одновременно с этим не гнушаться опуститься в омут прелюбодеяния с головой. Нередко измены бывают следствием алкогольного опьянения либо семейной ссоры. Реже наблюдаются случаи затяжного адюльтера, когда индивид имеет брачного партнёра и внебрачного в течении длительного периода.

Человеческие чувства довольно сложны по структуре и природе своей. Зачастую они характеризуются противоречивостью. Вследствие неумения противостоять влечениям собственного организма, очарованию противоположного пола, возникают измены в единобрачных отношениях. У отдельных лиц отсутствуют нравственные ориентиры и моральные устои, поэтому даже не стараются противостоять искушению, зачастую осознанно стремясь к внебрачным связям.

Существуют люди, пропагандирующие , утверждая, что моногамия в отношениях противна человеческому естеству. Такие субъекты вступают в связи, заранее обговаривая с партнёром подобный расклад, дабы не было претензий и обид.

В европейских государствах официально разрешены лишь моногамные брачные узы. При этом множество партнёров, создавших ячейку общества официально, всё равно заводят романы на стороне, нередко обвиняя в этом собственную половинку.

Восточные же жители, исповедующие ислам, являются приверженцами полигамии, а именно полигинии (многоженство). При этом полиандрия (многомужество) там запрещена.

Выделяют четыре вариации моногамии :

– семейная (брачная) – относится к союзам, включающим только двух партнёров (при этом, данная форма, в свой черёд, подразделяется на одну брачную связь в жизни и на союз одновременно с одним супругом – последовательная моногамия);

– социальное единобрачие подразумевает сожительство партнёров, вступающих в интимные отношения между собой (возможен промискуитет) и взаимодействующих для приобретения базовых ресурсов, например, жилья, материальных благ, еды;

– интимная моногамия заключается в эксклюзивных половых отношениях двух партнёров между собой (партнёры вступают в интимные взаимоотношения лишь друг с другом);

– моногамие генетического типа относится к предыдущей вариации единобрачных уз с генетическими подтверждениями отцовства.

Поведенческие экологи, физические антропологи и биологи зачастую применяют рассматриваемый термин не в генетическом смысле, а в интимном. Культурные и иные представители социальных наук подразумевают понятием «моногамия» социальное единобрачие или семейную моногамию.

Принято ошибочно считать, что животные характеризуются полигамностью, вследствие чего им неважно с кем свершится спаривание. Большинство представителей фауны действительно полигамны, однако существует достаточно представителей животного царства, которые склонны к моногамии.
Так, например, все слышали о лебединой верности. Пары, создающиеся лебедями, часто существуют многие года или до смерти одной из особей. Именно поэтому сегодня лебеди считаются своеобразным образом любви и символом верности.

Ярчайшим примером преданности партнёру считаются волки. Если погибает самец, то, как правило, волчица остается одинокой до собственной кончины. В свой черед самец готов защищать собственное потомство и волчицу до смерти.

Бобры также отличаются верностью. Пока самка готовится разродиться потомством, самец добывает пропитание для неё. Затем они несколько лет вместе растят кроху, после чего отпускают в вольную жизнь.

Пингвины в паре живут продолжительный период. После формирования пары они, возвращаясь в колонию, стремятся среди остальных пингвинов друг друга отыскать.

Таким образом, принято считать, что моногамные связи являют собой особое взаимодействие между партнёрами, которое не допускает возможность взаимоотношений с другим индивидом либо интрижки на стороне. Именно на данном фундаменте базируется семья, являющаяся не только структурной единицей социума, но и местом, где рождаются и получают воспитание новые граждане общества. Поэтому для дальнейшего прогрессивного развития социума и его благосостояния, взаимоотношения полов должны выстраиваться исключительно на взаимоуважении и любви.

Может для многих представителей современного социума и привлекательна полигамия, но она разрушающе и губительно воздействует на душу и в целом личность индивидов. Раздираясь между несколькими отношениями, человек утрачивает собственное «я», его глубину, целостность. Моногамия же позволяет ощущать индивиду умиротворение и уверенность в будущем. Но и помимо этого, живя в социуме и следуя нормам этого общества, семья не поддается порицанию. Её признают и понимают. Семейным парам, следующим морально-этическим устоям общины, рады в любом жилище, ведь хозяева не опасаются, что свободные воззрения гостей могут негативно воздействовать на нравственную устойчивость половинки.

Еще одним положительным моментом единобрачия, является такой аспект как здоровье. Доказано, что люди, придерживающиеся моногамных отношений гораздо здоровее своих полигамных сотоварищей. Поскольку они уверены, что единственны, любимы, а потому не ощущают , отсутствия доверия и дискомфорта. Они не конкурируют с другими партнёрами половинками, поэтому не существуют в постоянном стрессе. В моногамных связях, где партнёры любят своих избранников, меньше конфликтов: супруги не чувствуют угрозы распада семьи. Зато они ощущают абсолютное единение с половинкой, стремятся открыть душу избраннику, согреть теплом и окутать всей накопленной заботой.

Таким образом, моногамная семья это – форма единобрачного союза, являющаяся наиболее распространённой среди аборигенов планеты. Это единение двух любящих сердец, готовых вместе воспитывать потомство. Лишь в моногамной ячейке общества в наличии все предпосылки для формирования здоровых личностей.

Почему мужчины полигамны, а женщины моногамны

Данный вопрос не совсем корректен. В природе встречается около 90% разновидностей пернатых собратьев и 5% представителей млекопитающих относят к моногамным, то есть они создают стабильные пары и совместно воспитывают потомство. Среди приматов 23% видов являются моногамными. Также к отряду приматов относится и гомо сапиенс. При этом по сей день, учёные ведут громкие споры на тему моногамия и полигамия, что более присуще роду людскому.

Одни исследователи убеждены, что человек в соответствии с собственной природой полигамен, вследствие чего биологической задачей сынов Адама является оплодотворение как можно большего числа самок. При этом задача дочерей Евы состоит в беременности от наиболее физически развитого и статусного партнёра.

Однако данное воззрение опровергается антропологами и историками. Они утверждают, что далёкие предки, равно как и нынешние примитивные общности, образовывали пары для совместного существования и воспитания детей. Подобные союзы выгодны с позиции выживания популяции, так как позволяли родителям разделять обязанности, заботиться о чадах. Согласно исследованиям Т. Смита рассматриваемая модель отношений детям и супруге гарантирует поддержку со стороны отца семейства и одновременно с этим даёт мужу уверенность, что потомство, в которое он вкладывает собственные силы, труд и заботу от него.

При этом вопреки расхожему мнению нет и никогда не существовало общин, где интимные отношения и любовные связи не были бы урегулированы законодательно и регламентированы традициями. Такие обычаи и устои могут быть жёсткими либо не очень, но они всегда имеют место быть.

Однако не зависимо от точки зрения, которой придерживаются учёные различных областей, все они сходятся в том, что к полигамным либо моногамным следует относить весь род людской, не разделяя на сынов Адама и Евиных дочерей.

Рассуждая о различиях полов, учёные отмечают, что у сильной половины значительно выше концентрация тестостерона, отвечающего также и за либидо. Однако основываясь лишь на данной гипотезе нельзя делать вывод о полигамности сынов Адама. Ведь данный гормон стимулирует лишь интимное влечение, а не стремление к половым контактам с разными партнёршами.

Современные учёные проводят множество социологических исследований и экспериментов, дабы выявить наличие причинно-следственной связи между половой принадлежностью и предрасположенностью к полигамии или моногамии. Эти исследования показали, что действительно мужчины желают иметь много интимных партнёров, они быстрее готовы перейти к интимным отношениям, а также предаются думам об интиме значительно чаще фемин.

В США провели социальный эксперимент, который показал, что 72% сынов Адама согласились на половой контакт с прелестной незнакомкой. При этом женщины, которые принимали участие в этом же исследовании, отказались вступить в интимную близость с симпатичным незнакомым мужчиной.

Одно из проведённых анкетирований наглядно продемонстрировало, что американские мужчины предпочли бы в среднем всего иметь около 18 половых партнёрш на протяжении своего бытия, тогда как американские барышни предпочли бы иметь не более 4.

При этом действительность такова, что испытуемые имели приблизительно равное число половых партнёров: мужчины – приблизительно 4, женщины – 3,5. Помимо того довольно значительный процент американцев (25% тридцатилетних лиц и около 40% лиц старше 60) не зависимо от гендерной принадлежности на протяжении жизни сохраняют верность одному партнёру.

Таким образом, социологические интервьюирования показали, что Адамовы сыны и дочери Евы высказывали, как правило, лишь желаемую позицию. При этом они стремились максимально гармонировать с негласно принятыми социальными нормами, которые предписывают сильной половине иметь как можно большее количество интимных партнёров, а слабой – стремиться отыскать «единственного». Действительность же разительно отличается от данных «сухой» статистики. Практика показывает, что число половых партнёров мало чем разнится у прекрасной половины и у сынов Адама.

Подводя итоги, следует акцентировать, что именно двойные стандарты морали, основанные на патриархальности социума, ограничивающие влечение дочерей Евы, и привели к появлению рассматриваемого вопроса. На самом деле эти самые морально-нравственные ориентиры, прочно устоявшиеся в социуме, снижают возможность на половое удовлетворение у фемин, а также и их среднюю половую активность в сравнении с мужественными сынами Адама, что соответственно понижает шансы сильной половины найти интим.

В действительности мужчинам довольно выгодно, чтобы их считали полигамными, а фемин, в свой черед, моногамными. Ведь это развязывает им руки. Они получают некоторую долю половой свободы, при этом ограничивая ее у прекрасного пола. И в этом своем стремлении они совершенно упускают отсутствие научной обоснованности мужской полигамности, забывая даже об исконном смысле данного термина, перекручивая его себе на пользу.

Термин полигамность означает именно многобрачие, а не беспорядочные половые связи. При этом выделяют два варианта полигамии: полиандрию (женщина имеет одновременно несколько супругов) и полигинию (соответственно – многоженство). Следовательно, даже само наличие такого разделения подразумевает, что согласно своему естеству и прекрасные фемины, и сыны Адама могут быть полигамными либо моногамными.

Иметь гарантию бабьей верности желает много мужчин, однако сами не торопятся хранить верность собственным избранницам. Тем самым сильные мужи загоняют себя в капкан собственного эгоизма. Поскольку стремление к упрочнению в социуме установки, что мужчина априори полигамен, а дочери Евы нет, приведет лишь к тому, что вступать ему придётся лишь в связи среди представителей своего пола.

Моногамная семья.

Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой мною работы склонен утверждать, что переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.

Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировали социальные нормы, предписывающие правила выбора и количества супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак - это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 64-65..

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, 1996. С. 88-89.:

1) вступление в брак - образование семьи;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартами поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Cтраница 1


Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа.  

Одним из первых был выделен и описан институт моногамной семьи, представляющий собой устоявшуюся систему правил и норм поведения, реализующихся в бесчисленном множестве семей определенного вида.  

Следует заметить, что патриархальная родовая семья состояла из моногамных семей нескольких поколений и насчитывала в своем составе по 25 - 50 и более человек.  

Возникло при переходе к классовому обществу в процессе разложения первобытнообщинного строя, формирования моногамной семьи и зарождения частной собственности.  

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.  

Культ предков исчезал постепенно вместе с родовым строем и место покровителей рода занимали духи моногамной семьи - домовые (у зап. Прокопий, III, 14); общеславянский бог позднее именовался у русов - Перун, у болгар - Пырин, у поморян - Перуновец. Перун (Радгост, Свято-вит), наделенный теперь функциями бога войны, и Велес (у русов - Волос) - бог скота и богатства.  

Утверждают, например, и на мой взгляд совершенно ошибочно, что общественная организация охотничьих или рыболовных племен должна обязательно сводиться к моногамной семье, с отцом и матерью во главе. У пастушеских же народов, все по той же теории, преобладает скорее полигамия; разбросанные на огромном пространстве, необходимом для пастьбы их скота, они принуждены волей-неволей селиться небольшими группами. В этих группах наблюдается сильное преобладание мужчин и подчиненное положение женщины, как существа, за которое при браке дается выкуп. Отсюда происхождение родства по отцу и ограничение у охотников и рыболовов прав матери и тех, кто близок к ней по крови, в частности ее старшего брата.  

Сама община из матриархальной превращается в патриархальную с моногамными брачными связями. Владения и собственность общинного хозяйства определяются не границами материнских родов, а территориальным, или соседским, расселением патриархальных моногамных семей. Групповые, или гаремные, семьи могла содержать лишь выделившаяся в территориальных общинах немногочисленная родовая знать.  

Ответ возможен только один - она должна развиваться по мере развития общества и измениться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов.  

Ответ возможен только один-она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершеяствоаалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов.  

Патриархат - историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя на - стадии его разложения, возникшая после матриархата и характеризующаяся господством мужчины в хозяйстве и во всем укладе родовой общины. По мере развития скотоводства и земледелия в собственность мужчины постепенно переходят скот и полученные в обмен на скот рабы. На основе дальнейшего развития производительных сил, частной собственности и обмена она распадается на отдельные мелкие моногамные семьи.  

Патриархат - историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя на стадии его разложения, возникшая после матриархата и характеризующаяся господством мужчины в хозяйстве и во всем укладе родовой общины. По мере развития скотоводства и земледелия в собственность мужчины постепенно переходят скот и полученные в обмен на скот рабы. На основе дальнейшего развития производительных сил, частной собственности и обмена она распадается на отдельные мелкие моногамные семьи.  

Переходным историческим типом выступает синдиасми-ческая семья, которая появилась на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина проживал с одной женщиной, а полигамия (т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) оставалась исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгались, и тогда дети оставались с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.  

Вернемся, однако, к Моргану, от которого мы порядочно удалились. Историческое исследование развившихся в период цивилизации общественных учреждений выходит за рамки его книги. На судьбе моногамии в течение этого периода он останавливается поэтому лишь весьма кратко. Он также усматривает в дальнейшем развитии моногамной семьи известный прогресс, приближение к полному равноправию полов, не считая, однако, эту цель уже достигнутой.  

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия - единобрачие.

С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью.

Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами.

Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других .

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии подчеркивал Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной .

С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - женщины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов Земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (хозяйка “медной горы”), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - создательнице Вселенной.

Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины. В образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениго- рио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю .

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины.

В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование “не пожелай жены ближнего своего” было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь “не прелюбодействуй” появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь - результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви - индивидуальность этого чувства. Любовь - индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального брака.

Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания.

Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Первобытное общество было самым длительным в истории человечества; оно получило название эгалитарного и было основано на общественной собственности и принципах социального равенства. В пределах шести тысяч лет произошел переход к так называемому стратифицированному обществу, получившему название цивилизации.

Первые цивилизации возникли в Азии и Африке на рубеже 5-3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в других областях Земли позднее. Историки подсчитали, что если принять всю историю человечества в условных временных единицах за 24 часа, т. е. все историческое время существования человека представить как условные сутки, то из этих 24 часов 23 ч 56 мин относятся к эгалитарному первобытному обществу и всего 4 исторические минуты существует цивилизация.

Таким образом, моногамная семья, основанная на частной собственности, относительно молодое историческое явление, которое имеет огромные резервы цивилизационного развития.

Существует трагическая историческая закономерность: прогресс требует жертв. Каждый раз новая ступень развития человечества основывается на огромных потерях, бедствиях, страданиях, социальных и экологических рисках. Этот вывод полностью приложим к истории семьи. Древние греки эту закономерность отразили в знаменитом мифе о Хроносе - Боге Времени, который “...пожирал своих собственных детей...”.

Семья от эгалитарных первобытных форм шагнула к отношениям, связанным с рабовладельческим строем. Частная собственность сформировалась в условиях складывания рабовладения. Рабовладельцы оказались безраздельными собственниками средств производства, а рабы -полностью отчужденными от собственности. Рабовладельческая экономическая ячейка была единицей полной собственности как на все средства производства, так и на личность работников, входивших в нее .

На основе рабовладельческой формы частной собственности, помимо единобрачия, индивидуальной семьи, в те же исторические времена начала цивилизации возникла полигамия в двух вариантах: полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество (у одной женщины несколько мужей).

Полигиния могла иметь гаремную форму. Слово “гарем” происходит от арабского слова “харим”, что означает “то, что запрещено”. Так называли любое священное место. Со временем ха- римом стали называть женскую половину дома. В европейской транскрипции появилось слово “гарем”.

Поздний синоним гарема - “сераль” происходит от турецкого слова “сарай” - дом, дворец, комната для жилья.

Самые древние гаремные браки возникли около 5 тыс. лет до н. э. у шумеров и в Древнем Египте. В Древнем Царстве первые гаремы были у царей. Большое распространение гаремы получили также в Месопотамии, Персии и Древнем Китае, Иудее. В книге Збигнева Лев-Старовича “Секс в культурах мира” рассказано, что китайские императоры имели большое количество женщин: первую жену, трех вторых жен, девять третьих жен, двадцать семь четвертых и восемьдесят одну наложницу.

Можно вспомнить и Ветхий Завет, в котором говорится, что у царя Соломона было “...шестьдесят цариц, восемьдесят наложниц и девиц без числа”.

В современном мире цивилизованные страны связаны с моногамной формой семьи. Полигиния распространена среди народов Африки, Азии, Океании, в основном у мусульманских народов. Самой экзотической формой семейных отношений сегодня является полиандрия, сохранившаяся у некоторых племен, живущих на уровне непроизводящей экономики в условиях матриархальных порядков. Это буквально музейная форма, по которой можно реконструировать древние семейные отношения.

При высоком темпе современного развития общества действует закон неравномерного развития народов. Современная эпоха полна разнообразия и загадок.

  • См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 68, 69.
  • См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 56.
  • См.: Шахнович М. И. Первобытная история и философия. - Л.,1971. -С. 201-204.
  • Современную разработку типологии частной собственности предпринял Ю. И. Семенов в книге “Философия истории” (М., 2003).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.