Экологические загадки для школьников. Сценка "Ребенок и мотылек". г. Новый Уренгой

Экологическая викторина для школьников 3-4 и 5-7 классов.(Загадки о растениях и животных)

Экологическая викторина для школьников

В викторине загадки и вопросы о растениях и животных.Можно использовать воспитателям во внеклассных мероприятиях для школьников с 3-го по 7-е классы, а также учителям биологии.
Цель викторины : расширение кругозора детей, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.
1. Какие полезные растения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)
2. Из каких растений изготавливают масло?(подсолнечник,лен,кукуруза,оливковое ит.д.)
3. Какая трава самая горькая?(полынь)
4. На листе какого водного растения можно плавать, как на плоту?(виктория-регия)
5. Самое крупное цветковое растение.(раффлезия)
6. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?(ель)
7. Какое дерево в России цветет позже всех?(липа)
8. Мех какого пушного зверя в России самый ценный?(соболь)
9. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей?(пингвин)
10. Какие животные спят с открытыми глазами?(рыбы,змеи)
11. Какая рыба называется именем человека?(карп)
12. Какая обезьяна самая большая?(горилла)
13. У какого млекопитающего самая толстая кожа?(носорог)
14. Животное, которое называют кораблем пустыни?(верблюд)
15. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает.(страус)
16. У кого уши на ногах?(кузнечик)
17. Сколько ног у паука?(8)
18. Деревенский будильник.(петух)
19. Где живут и чем питаются ежи?(в леу,строят гнезда,мыши,насекомые,грибы,яблоки....)
20. Почему муравья называют силачом?(поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)
21. Какие сладости дарит нам лес?(земляника,черника,брусника,малина,смородина...)
22. Какие растения останавливают кровь?(подорожник...)
23. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете?(картофель,одуванчик,крапива,щавель,головки клевера,корни лопуха,кислица обыкнов...)
24. Какие фрукты и овощи богаты витаминами?(лимон,апельсин,яблоки,капуста,марковка...)
25. Название какого итальянского города, если его прочесть наоборот, превращается в рыбу?(Милан)
26. Как можно укрепить свое здоровье?(закалятья,заниматься спортом,правильно питаться,пить воду....)
27. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
28. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)
29. Какая рыба без чешуи? (сом)
30. Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)
31. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (одинаковые)
32. Каких зверей называют косолапый, сохатый, серый? (медведь, лось, волк)
33. Чему равна половина суток? (12 часов)
34. Естественный спутник Земли. (Луна)
35. Какое из морских обитателей самое умное? (дельфин)
36. Копытное, но не лошадь; длинноух, но не заяц; сер, но не волк. (осел)

Загадки о растениях.

1.Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)

2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)

3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)

4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья – звезды яркие
Золотые, жаркие. (клен)

5. Летом знойным зацветает –
Сразу пчёл к себе зовет
Светлых цветочков вкусен нектар
Кто ж это дерево узнал? (липа)

6. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (осина)

7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)

8. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает. (тополь)

9. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки. (каштан)

10. С синевою неба дружат эти милые цветы
Маленькие, нежные, прямо у воды
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

11. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)

12. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)

13. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)

14. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)

15. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)

16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай. (душица)

Создано 09.01.2018 11:50 Обновлено 09.01.2018 21:32

Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти.
Ответ (Радуга)

В синем небе, Как по речке,
Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их? … Ответ (Облака)

По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда
Из мешков течѐт вода. Спрячемся получше От дырявой …
Ответ (Тучи)
На улице рубашка, В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)

Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)

Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня …
Ответ (Луной)

Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всѐ вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это - … Ответ (Дождь)

На деревья, на кусты С неба падают цветы.
Белые, пушистые, Только не душистые.
Ответ (Снег)
Что за звѐздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные,
А возьмѐшь - вода в руке.
Ответ (Снежинки)

Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … Ответ (Мороз)

Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принѐс. Только вот с тех самых пор
На стекле моѐм …
Ответ (Узор)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)

Загадки о деревьях

Его весной и летом Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ (Дерево)

Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень – И в ней окажется …
Ответ (Сирень)

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала.
А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. Ответ (Черемуха)

Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это –
Мы от этого чихаем.
Ответ (Тополь)
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
Ответ (Дуб)

Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки.
Ответ (Березки)

Кудри в речку опустила И о чѐм-то загрустила,
А о чѐм грустит, никому не говорит.
Ответ (Ива)

Никто не пугает, а вся дрожит.
Ответ (Осина)

Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Белые овечки бегают по свечке.
Ответ (Верба)

Вроде сосен, вроде ѐлок, А зимою без иголок.
Ответ (Лиственница)

Что же это за девица Не швея, не мастерица Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.
Ответ (Ель)

Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она
С иголками …
Ответ (Сосна)

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.
Заходи в зелѐный дом, Чудеса увидишь в нѐм.
Ответ (Лес)

Загадки об овощах

На грядке длинный и зелѐный, А в кадке жѐлтый и солѐный.
Ответ (Огурец)

Раскололся тесный домик На две половинки.
И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.
Ответ (Горох)

Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые.
Летом зеленеют, К осени краснеют. Ответ (Помидоры)

Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
Ответ (Тыква)
Щѐки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
Ответ (Редиска)

Круглый бок, жѐлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ (Репка)

Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? …
Ответ (Свекла)

Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … Ответ (Лук)

И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … Ответ (Картошка)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая.
Ответ (Морковь)

Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка.
Мы для неѐ готовим кадки И крупной соли полмешка.
Ответ (Капуста)

Загадки о ягодах и фруктах

Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
Ответ (Яблоко)

Синий мундир, белая подкладка, В середине - сладко.
Ответ (Слива)

Маленькая печка с красными угольками.
Ответ (Гранат)

Как кровь, красна. Как мед, вкусна. Как мяч, кругла, Мне в рот легла. Ответ (Вишня)

К нам приехали с бахчи Полосатые мячи.
Ответ (Арбуз)
На припеке у пеньков Много тонких стебельков, Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек, Разгребаем стебельки, Собираем огоньки.
Ответ (Земляника)

В сенокос - горька, А в мороз - сладка, Что за ягодка?
Ответ (Калина)

Низок да колюч, Сладок да пахуч, Ягоды сорвешь
Всю руку обдерешь.
Ответ (Крыжовник)

Красненькая Матрешка Беленькое сердечко.
Ответ (Малина)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
Ответ (Красная и черная смородины)
И красна, и кисла На болоте росла. Ответ (Клюква)

Была зелѐной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая.
Ответ (Ягода)

Загадки о цветах

На клумбе у окошка Посажена картошка. Цветки еѐ огромные И светлые, и тѐмные.
Ответ (Георгин)

Красивые цветочки Расцвели в саду,
Запестрели красками, А осень на носу.
Ответ (Астра)

На кустах в саду растѐт, Запах сладкий, словно мѐд. Но нередко льются слѐзы
Тех, кто рвѐт их. Это…
Ответ (Розы)

Солнце жжѐт мою макушку, Хочет сделать погремушку.
Ответ (Мак)
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелѐк.
Ответ (Одуванчик)

Пробивается росток, Удивительный цветок. Из-под снега вырастает,
Солнце глянет - расцветает.
Ответ (Подснежник)

Цветик желто-золотистый, Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза Наша неженка… Ответ (Мимоза)

Золотое решето,
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домов, Столько беленьких жильцов.
Ответ (Подсолнух)
Замечательный цветок, Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный…
Ответ (Тюльпан)

Он – цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис Прочитает нам … Ответ (Нарцисс)

Загадки о грибах

У кого одна нога, Да и та без сапога.
Ответ (Гриб)

Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду. Белый, я тебя найду.
Ответ (Боровик)
Зашѐл мужик в сосняк, Нашѐл слизняк, Бросить - жалко, Съесть - сыро.
Ответ (Груздь)

Он в лесу стоял, Никто его не брал,
В красной шапке модной, Никуда не годный.
Ответ (Мухомор)
Я родился в день дождливый Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой.
Ответ (Подосиновик)

Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой.
Ответ (Опята)

Посмотрите-ка, ребята: Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке, Ядовитые…
Ответ (Поганки)

У тенистого лога Вырос гриб-недотрога: Чуть нажмешь на бочок –
Глядь, уже синячок.
Ответ (Моховик)

Рыжие ушки с лисьей макушки В травке лежат - для малых ежат.
Ответ (Лисички)
В роще у березки Повстречались тезки! Ответ (Подберезовики)

Растут на опушке Рыжие подружки, Их зовут … Ответ (Волнушки)

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы.
Ответ (Гриб)

Загадки о животных

Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живѐт, кур в деревне крадѐт.
Ответ (Лиса)

Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.
Ответ (Волк)

Маленький, беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык!
Ответ (Заяц)

Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)
Сердитый недотрога Живѐт в глуши лесной. Иголок очень много,
А нитки не одной.
Ответ (Ёж) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он не знает.
Ответ (Крот)
Водяные мастера, строят дом без топора.
Ответ (Бобры)

Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.
Ответ (Кролик)

Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Ответ (Осѐл)

Заплелись густые травы, Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.
Ответ (Баран)
Сама пѐстрая, ест зелѐное, даѐт белое.
Ответ (Корова)

У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдѐт,
Замурлычет, запоѐт.
Ответ (Кошка)

Заворчал живой замок, Лѐг у двери поперѐк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!
Ответ (Собака)

Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь.
Ответ (Свинья)

Идѐт, идѐт, бородой трясѐт, Травки просит:
«Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е».
Ответ (Коза)

Живѐт в норке, грызѐт корки. Короткие ножки; боится кошки.
Ответ (Мышь)
И в море не купаются, И нет на них щетинки, И всѐ же называются Они - морские … Ответ (Свинки)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Ответ (Верблюд)

Он ходит голову задрав, Не потому, что гордый нрав, Не потому, что важный граф,
А потому, что он …
Ответ (Жираф)

По реке плывѐт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, Нос откусит …
Ответ (Крокодил)

Что за коняшки - на всех тельняшки.
Ответ (Зебры)
Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много чѐрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ (Леопард)

Живѐт спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха, Гуляет …
Ответ (Черепаха)

Загадки о птицах

Спереди - шильце, Сзади - вильце,
Сверху - чѐрное суконце, Снизу - белое полотенце.
Ответ (Ласточка)

Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло.
Ответ (Сова)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это …
Ответ (Снегири)

Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует.
Ответ (Воробей)
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья белобока, а зовут еѐ …
Ответ (Сорока)

Кто на ѐлке, на суку Счѐт ведѐт: ку-ку, ку-ку?
Ответ (Кукушка)

Всех перелѐтных птиц черней, Чистит пашню от червей.
Ответ (Грач)

На шесте - дворец, во дворце - певец. Ответ (Скворец)

Серая птаха в лесу живет, Повсюду чудесным певцом слывет.
Ответ (Соловей)

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нѐм?
Хоть кругом и красота, Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться – Два могучие крыла
У хозяина …
Ответ (Орла)

По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.
Ответ (Гусь)

Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка. Раньше всех встаѐт, голосисто поѐт.
Ответ (Петух)

Явился в жѐлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
Ответ (Цыплѐнок)

Клохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Ответ (Курица с цыплятами)
Пѐстрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
Ответ (Утка)

И петь не поѐт,
и летать не летает… За что же тогда
его птицей считают?
Ответ (Страус)

Загадки о насекомых

Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт; летит – воет,
падет – землю роет.
Ответ (Жук)

Самого не видно, а песню слышно; Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит.
Ответ (Комар)

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.
Ответ (Стрекоза)

На лугу живѐт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ (Кузнечик)
Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком.
Ответ (Пчела)

На поляне возле ѐлок Дом построен из иголок. За травой не виден он,
А жильцов в нѐм миллион.
Ответ (Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет.
Ответ (Бабочка)

Кто над нами вверх ногами Ходит - не страшится, Упасть не боится,
целый день летает, Всем надоедает? Ответ (Муха)

Загадки о рыбах

Он в самом омуте живет, Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
Ответ (Сом)

У нее во рту пила. Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала. А теперь - в котел попала.
Ответ (Щука)

Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост - липучки!
Ты меня не проведѐшь! - Я тебя поймаю,…!
Ответ: (Ёрш)
Сидят рыбаки, Стерегут поплавки.
Рыбак Корней Поймал трех… Ответ: (Окуней)
Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине, И живет на самом дне. Очень странные дела
Это рыба…
Ответ: (Камбала)

И в морях, и в океанах Рыба страшная живѐт: Пасть с ужасными зубами И большой-большой живот.
Ответ: (Акула)

Потеплеет - чуть не плачу: По весне, с уходом льдин, От воды прогретой прячусь Только я из рыб один.
Ответ: (Налим)
Рыбка плавает в тиши Любит ил и камыши
За добычей лезет в грязь Называется…
Ответ: (Карась)

У родителей и деток Вся одежда из монеток.
Ответ: (Рыба)

Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.
Ответ (Рыбка)

Стеклянный домик на окне С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой.
Ответ (Аквариум)

  • < Назад
  • Вперёд >

====================================

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением английского языка» г. Новый Уренгой ЯНАО

«Экологические загадки»

Шевченко Татьяна Валериевна

Учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

2016 год

Материал адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.

Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.

Роли: участники творческих групп, организатор.

Оборудование и атрибуты: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.

Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе (ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее).

Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном использовании Банка вопросов на уроках окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся.

Задачи педагога:

    Создать ситуацию успеха в детском коллективе.

    Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика.

    Применять современные методы и приёмы обучения.

Задачи ученика:

    Думать критически.

    Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других.

    Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

«В природе не существует полезных

и вредных птиц, полезных и вредных насекомых.

Там все служит друг другу и взаимно приспособлено».

Г.Морозов

1) Как называется наука, которая изучает животных? (Зоология )

2) Соберите слово. Животный мир природы А У Ф А Н (ФАУНА )

3) Заполните таблицу.

Разнообразие животных

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Как пере-двигаются

Ответ:

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Голая кожа

Перья, клюв

6 ног, 3 части тела

Кормят детенышей молоком

Как пере-двигаются

Плавают, прыгают

Летают, ползают

Бегают, плавают, летают

4) Ответьте на вопросы. Расскажите о значении животных для человека.

    Назови продукты питания животного происхождения. От каких животных получают эти продукты?

    Каких животных использует для выполнения различных работ?

    Из шерсти каких животных изготавливают ткани?

    Какие животные дают ценные лекарства?

    Какие животные помогают делать научные открытия?

    Какие животные нужны человеку для общения?

5) О каких животных или явлениях в их жизни идет речь?

Впишите правильные ответы в правую колонку. Воспользуйтесь словами подсказками.

Слова-подсказки:

сотрудничество, спячка, пение, обучение, речь, насекомые, травоядные, ночные, млекопитающие, хищники

Животные, охотящиеся и поедающие других животных

Животные, вскармливающие своих детенышей молоком

Животные, выходящие из своих убежищ по ночам

Животные, питающиеся растениями

Самая многочисленная группа животных

Способ общения, которым владеет только человек

Передача взрослыми животными своего опыта и знаний потомству

Способ, которым некоторые птицы весной сообщают о том, что территория уже занята

Состояние, подобное сну, в которое некоторые животные впадают зимой (а некоторые пустынные виды летом)

Отношения между различными животными, которые приносят им взаимную выгоду

6) Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза )

7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Ответ. Многие насекомые. Например: бабочка. Стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка.

8)Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопадники».

9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

Ответ . На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.

10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

11) Что из перечисленного наносит вред животным? Подчеркните ответ.

Заповедники, загрязнения вод, почвы, воздуха, подкормка птиц, неумеренная охота. Осушение болот, уничтожение растений, высоковольтные линии связи, факелы из газа при добыче нефти, автомобильные дороги, истребление животных, вырубка лесов.

12) Вы уже знаете, что существуют лекарственные растения. А известно ли вам, что есть и лекарственные животные?

    Какой животный жир спасает зимой кожу от обморожения?

    Какие лекарства даёт человеку пчела?

    Почти все дети считают рыбий жир очень невкусным, но врачи утверждают, что он очень полезен. Почему?

    От приступов радикулита помогает лечебная одежда. Из шерсти каких животных её изготавливают?

Ответ . Гусиный, барсучий жир.

Мед, пыльца, прополис, маточное молочко

Рыбий жиру содержит витамин Д. Он важен для правильного развития костей и зубов младенцев.

Из шерсти собак.

13 )Напишите названия животных, которые имеют указанные приспособления к жизни в лесу.

Приспособления

Названия животных

С наступлением холодов впадают в оцепенение

Зимний сон

Зимняя спячка

Миграция и кочёвка из-за недостатка корма

Селятся в дуплах старых деревьев

Хорошо лазают по деревьям

Могут передвигаться под снегом

К зиме меняют окраску

Запасают корм на зиму

Ответ . Цепенеют: ящерицы, змеи, черепахи, насекомые. Сон: медведь, барсук, бурундук. Спячка: еж, сурок, летучие мыши. Меняют окраску: зайцы, белки, горностаи. Делают запас: белки, бурундуки, мыши. Миграция: снегири, свиристели, сойки. Лазают по деревьям: белки, рыси, соболь. Передвигаются под снегом мыши, куропатки, рябчики, тетерева, глухари. Селятся в дуплах: совы, филины, белки.

14) Многие животные организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчёлки и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Продолжи это стихотворение другими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и природы, например…

15) Ответьте на вопросы.

    Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Докажи свое мнение.

    Белка живёт на дереве, а крот под землей. Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Смогли бы они это сделать?

    При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

(Дупла в стволах деревьев служат «домом» для пчёл, дятлов, сов)

16) Чтобы птицам выжить зимой, им необходимо забота человека. Помогите птицам. Заполните таблицу.

Название птиц

Чем питаются в природе

Какой корм вы положили бы в кормушку?

3. Чечётка

5.Снегирь

6.Поползень

Ответ. В природе:

Синица, чечетка – почками деревьев, кустарников. Дятел, поползень - личинками насекомых, семенами сосны, ели. Снегирь – плодами рябины. Клест - семенами ели.

Чем можно подкормить:

Синицу – салом. Синицу, дятла, поползня, клеста – семенами растений. Снегиря – семенами растений, сушеными плодами рябины.

17) Приведите примеры одомашнивания животных разных видов групп.

Ответ.

Млекопитающие:корова, коза, лошадь, собака, кошка, верблюд, осел, мул, вол.

Птицы: утки, гуси, куры, цесарки, индюки.

Насекомые: пчела.

Рыбы: зеркальный карп.

18)Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные и отметьте «лишнее» животное в группе.

ЛИСИЦА БАБОЧКА СИНИЦА ОКУНЬ

КОШКА КУЗНЕЧИК ВОРОБЕЙ КАРАСЬ

ЗАЯЦ ПАУК СОЛОВЕЙ ЩУКА

ВОЛК МУРАВЕЙ ЖАБА ЗМЕЯ

_________ ___________ __________ __________

19) Назовите по перечисленным признакам группы животных. Запишите в карточки соответствующие номера признаков:

1. Имеют 3 пары ног.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Имеют крылья и клюв.

4. Тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко.

5. Вскармливают детёнышей молоком.

6. Имеют 2 пары ног.

7. Тело покрыто перьями.

Млекопитающие

Насекомые


20) Недавно Незнайку укусила пчела, на месте укуса появился волдырь, который ужасно болел. Пилюлькин сделал ему компресс, и всё прошло. Но Незнайка очень разозлился и сказал: «Что же это за такие противные и вредные насекомые – пчёлы! Лучше бы их совсем не было!»

Как вы думаете, прав ли Незнайка? И что было бы, если исчезли пчелы?

21) Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?

Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

22) Запишите перечисленные растения и животные в четыре группы.

Волк, олень, заяц, чайка, воробей.

Росянка, медведь, песец, белка.

Гадюка, суслик, ворона, овца.

Кабан, ласточка, ястреб, куница, жаба, выхухоль, соболь.

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Ответ.

Растительноядные: белка, суслик, лось, олень, заяц, овца, воробей.

Хищные: куница, соболь, волк, лиса, ёж, жаба, гадюка, песец, ястреб, чайка.

Всеядные: барсук, медведь, кабан, ворона.

Насекомоядные: росянка, стриж, иволга, кукушка, ласточка, выхухоль.

23)Распределите животных на две группы. Подчеркните синим цветом названия тех животных, которые откладывают яйца, красным – если это животное рождает живых детенышей.

Пингвин, лошадь, мышь, крокодил, скворец, дельфин, белка, медведь, дятел, сова, черепаха, собака, змея, кукушка, лиса.

24) Прочитайте рассказ-загадку.

На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают.

Хоть куда упади не страшно: везде листики, травинки – мягкие перинки:

Прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики )

25) Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушка )

26) Узнайте птицу.

а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )

б) Какая птица называется также как танец? (Чечетка )

в) Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя? (Гоголь)

г) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена, осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень )

27) Допишите предложение.

Синяя птица существует:

а) только в сказках, как символ счастья;

б) в жизни (по-настоящему);

в) и в сказках, и в жизни.

Ответ. И в сказках, и в жизни – водится в Азии.

28) Найдите ошибки. Зачеркните названия тех животных, которые не являются представителями следующих групп.

А. Это насекомые: пчела, стрекоза, муравей, бабочка, паук, божья коровка.

Б. Это земноводные: лягушка, жужелица, тритон, жаба, жерлянка, саламандра.

В. Это пресмыкающиеся: крокодил, ящерица, кенгуру, морская черепаха, гадюка, веретеница (безногая ящерица).

Г. Это рыбы: щука, окунь, сом, дельфин, ерш, карась, морской конёк.

Д. Это звери: лев, снежный барс, варан, обезьяна, коала, кенгуру, тюлень.

Е. Это птицы: колибри, перепел, страус, пингвин, поползень, сверчок, иволга.

Ответ . Паук, жужелица, кенгуру, дельфин, варан, сверчок.

29) Найдите ошибки.

Жили две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела.

Ответ. Бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами.

30) Приведите примеры взаимосвязей в природе.

Животные Растения

Ответ.

1. Животные питаются растениями.

2. Животные строят гнезда на деревьях, в траве.

3.Животные дышат кислородом, растения выделяют кислород. Животные выделяют углекислый газ при дыхании, растения им питаются.

4. Насекомые опыляют растения..

5. Животные распространяют растения.

Литература.

Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.

Большая книга животных. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003. – 240с.:ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.

Экологическая игра «Загадки природы».

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические зна­ния учащихся.Задачи:

учебно-образовательные: мотивировать школьников к само­образованию, спо­собствовать формированию знаний о природе, её закономерно­стях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у уча­щихся чувства ответственности за состояние окружающей сре­ды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчи­танные на сообразительность.

Оборудование: плакаты на экологическую тема­тику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.

«Ты открой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин

Форма проведения : экологическая игра-конкурс.

Ход мероприятия.

I. Приветствие.

II . Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. 1 -й ч т е ц.

Я слушал, как поёт тропа лесная,

И всё гадал: о ком она? О чём?

Который век бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочём.

2- й чтец .

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

И сердце бьётся чётче и нежней.

3-й чтец .

И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.

4-й чтец.

И мы пройдем, а через годы - внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.

Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:

природа нас окружила дивной своей красотой,

природа нам подарила воздух степной и лесной,

берег крутой с быстрой рекой,

чистое небо над головой.

Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.

Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.

Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на три команды.

I .Разминка . Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)

Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит - воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы - зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет - это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)

II I . Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.

Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.

1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.

2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.

3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.

Этап 2.Конкурс капитанов.

    У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)

    Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)

    Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)

    Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)

    Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)

    Коралл – это растение или животное? (животное)

    Сколько ног у паука? (восемь)

    Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)

    Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)

Ситуации

1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?

3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

Этап 3. Водоёмы.

    Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)

    Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)

    Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)

    Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)

    Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)

    Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)

    Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)

    Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)

Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.

– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Этап 5 . КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

Рыба не клюет – она сыта;

пчелы сидят в улье и громко гудят;

ласточки и стрижи летают высоко;

птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

раскрыты цветы кувшинки;

одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

поздно вечером сильно трещат кузнечики;

крот нагребает высокие холмики;

паук усиленно плетет паутину;

голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Этап 6. Зелёная аптека.

К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.

Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»

1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)

3. Самый быстрый зверь (Гепард - скорость = 120 км/ч)

8. Самый лучший прыгун (Кенгуру).

IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.

Заключение

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйтк гнезда!

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними.

Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

Давайте будем

Беречь планету!

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во все Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.