Константин аркадьевич райкин. Константин райкин.

Актер соблазнил свою студентку, а женился на ее подруге


Если обратиться к биографии Константина РАЙКИНА, во всех источниках говорится, что актер и режиссер был женат на известной художнице Алагез САЛАХОВОЙ, а сегодня счастлив в браке с актрисой Еленой БУТЕНКО, родившей ему дочь Полину. Однако в жизни звезды была еще одна женщина, которую совершенно незаслуженно упускают из вида: именно она и являлась первой супругой звезды.


О существовании неизвестной общественности супруги проговорился сам Константин Райкин , рассказавший в интервью украинской газете, что его первой женой являлась студентка Театральной школы Табакова . Их брак длился три года. «Развод был мучительный», - поделился Константин Аркадьевич.
Как оказалось, даже среди коллег и друзей артиста мало кто знал об этой девушке. А те, кто был в курсе, не слишком охотно делились информацией - все потому, что история вышла не слишком красивая.







- Я не назову вам имя первой жены Кости, потому что не могу, - с извиняющимися нотками в голосе ответила нам интеллигентнейшая Алагез Салахова, экс-супруга Райкина. - Я рассказала как-то журналистам о наших с ним отношениях, а потом мне пришлось звонить Косте и извиняться. Написали правду, но были там такие мелочи... Райкин замечательный, талантливый! (Далее последовал набор эпитетов, превозносящих особый шарм, харизматичность и прочие достойные качества худрука театра «Сатирикон».)
Продолжая расследование, мы уловили некую закономерность: все дамы, когда-либо имевшие дело с Константином Аркадьевичем, могли бы составить неплохой хор, поскольку в один голос нахваливали его мужские качества и талант. А вот о первой его жене никто слыхом не слыхивал: даже в Студии Олега Табакова, где когда-то училась девушка, разводили руками! Решив было, что бессмысленно гоняться за фантомом, мы неожиданно наткнулись на след в ГИТИСе. В стенах этого института зародился роман преподавателя Константина Райкина и студентки Елены Курицыной . Подробностями с нами поделились одногруппники Лены.

Преданная дружба

Как оказалось, Курицына действительно училась в Театральной школе Табакова, базировавшейся в Доме пионеров на Ленинских горах. Райкин там преподавал, но о романе между педагогом и девочкой даже речи не шло.
- Отношения у них начались позже, когда студийцы пришли в ГИТИС, - вспоминает однокурсница Лены Мария Н . - Произошло слияние учебных заведений: студенты принимали участие в спектаклях и института, и Школы Олега Павловича. Райкин стал преподавать в ГИТИСе на актерском факультете. Курицына поступила на режиссерское отделение педагога Марии Кнебель .

- Лене было 18 лет: миниатюрная, совсем ребенок, - рассказывает актриса Лариса Кузнецова . - Впервые в практике института взяли такую молодую девочку. Остальные студенты были старше, поскольку пришли после театральных училищ.
На студенческой фотографии актерского выпуска сразу и не поймешь, где студенты, а где педагог Костя Райкин. Улыбчивый, с буйными черными кудрями, он меньше всего похож на строгого ментора. По рассказам выпускников театрального, его любили все студентки, а он особо выделял одну - Марию Овчинникову , учившуюся у него на актерском.
- У них был роман. Костя стал первым парнем Маши, но потом Райкин переключился на девушку с параллельного режиссерского курса - Елену Курицыну, ее лучшую подругу! - продолжила тему Мария Н. - Представляете, какая трагедия случилась, когда Константин неожиданно объявил, что женится на Лене?! Шок не только для Маши, но и для нас: ведь он продолжал преподавать на курсе. Овчинникова нашла силы простить двойное предательство - любимого и подруги. Но на свадьбу, конечно, не пошла. Сегодня она работает в Московском театре юного зрителя, вышла замуж за итальянца, стала мамой.







Брак

На момент их свадьбы Райкину было 27 лет, Лене исполнилось 19, - рассказывает одногруппница Аня Гуляренко . - Поженились они, когда Курицына числилась на втором курсе, а расстались на ее пятом году обучения. Пара скрывала от студентов сначала свадьбу, потом развод. Знали только мы, близкие подруги.
- Они все сделали по-тихому, - рассказал одногруппник, актер театра «Сатирикон» Алексей Якубов . - Никого из курса на свадьбе не было. Все в шоке: студентка вышла за педагога! Да еще такого знаменитого. Он - кумир, только что снялся в фильме «Труффальдино из Бергамо». А Лена не являлась самой красивой девочкой на курсе. У нас «лидировала» Марина Шиманская . Курицына старалась не выделяться, держалась скромно. Привилегий от брака с Костей она не получила. В его дипломном спектакле «Прощай, Маугли!» она играла одну из зверушек в стае.
Молодые поселились в квартире на ул. Горького (Тверской). Родители Константина проживали в Ленинграде, оставив хоромы сыну. Первое время Райкин порхал вокруг юной жены.
- Помню, во время практики в колхозе Костя приехал с просьбой отпустить Лену на пару дней, - говорит педагог Раиса Логвинова . - Девочка она была на вид болезненная, совсем не колхозница, но старалась работать. Я отпускала под его ответственность. Дня через два он привозил ее обратно.

В ГИТИСе студентки завидовали Курицыной и продолжали кокетничать с ее мужем. Лена старалась не обращать внимания на его поклонниц, но брак все же распался. Супруга не выдержала похождений благоверного, о которых судачил весь институт.
- После свадьбы у Райкина закрутились романы не только в студии, но и за ее пределами, - рассказала нам жена однокурсника Курицыной - Сергея Арцыбашева . - Лена поняла, что не сможет так жить. Детей у них не было, поэтому они разбежались.

Развод

Курицына не раз жаловалась подруге Марии Шиманской на отлучки мужа:
- Она рассказывала: «Костя пришел в два часа ночи, и мы до четырех выясняли отношения. Потом я плакала». В таком разобранном виде Лена приходила на учебу. Эти отношения ее вымотали. Мы видели, как она страдала.
Старшая сестра Райкина объяснила скорый развод брата молодостью.
- Леночка - миленькая девочка, - сказала Екатерина Райкина . - Но таковы студенческие браки: рано поженились, рано разбежались. Как я поняла со слов Кости, они не сошлись характерами.
В дальнейшем Курицына вышла замуж за бизнесмена Сергея Артемьева , родила сына, уехала с семьей в США. Часто приезжала в Москву, где училась в аспирантуре. После смерти Сергея вышла за «русского американца» - психолога Дмитрия, с которым и сегодня находится в браке.
- Лена с режиссурой завязала, преподает американским студентам во МХАТе, куда позвал ее Олег Павлович, - комментирует Лариса Кузнецова. - И работает в Университете штата Иллинойс на театральной кафедре. В прошлом году она приезжала на юбилей Табакова, сидела за столом с Костей и мило общалась.

С третьей попытки

В 1979 году Райкин, будучи еще женат на Курицыной, встретил свою давнюю любовь - Алагез Салахову. Ее бабушка жила по соседству с отцом Кости - Аркадием Райкиным . Подзабытые чувства вспыхнули с новой силой. Правда, дочь знаменитого художника Таира Салахова была замужем, но это не остудило пыл Константина. Увы, их брак тоже распался. Артист закрутил роман с телеведущей Татьяной Веденеевой . Как рассказала Алагез в интервью «Экспресс газете»: «Я была дома, он пришел, собрал чемодан. Были слезы, я задыхалась, не могла понять, в чем дело. После развода я долго болела».
Третий брак с актрисой Еленой Бутенко для Райкина оказался счастливым. Как говорится, он встретил свою судьбу. У них родилась дочь Полина, которая продолжила актерскую династию.


Константин Аркадьевич Райкин (род. 8 июля 1950 года) – советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, руководитель московского театра «Сатирикон ». Сын известнейшего советского эстрадного и театрального актёра, юмориста Аркадия Исааковича Райкина . Народный артист Российской Федерации, лауреат нескольких премий в области театрального и кино искусства.

Константин Райкин родился в послевоенное время в Ленинграде в семье актёра Аркадия Исааковича Райкина и актрисы Руфи Марковны Иоффе . У Константина Райкина есть старшая сестра Екатерина Райкина (род. 15 апреля 1938 года), актриса Московского театра им. Вахтангова. Семье Райкиных приходилось много путешествовать по стране, следуя за Аркадием Райкиным, который часто гастролировал вместе со своим театром. Константин рос подвижным и живым мальчиком и занимался в секции спортивной гимнастики. При этом занятия в секции не мешали школьным успехам Константина. Он учился в биологическом классе физико-математической школы №45 при Ленинградском университете, а в свободное от уроков время работал в зоопарке, ухаживая за животными. Константин Райкин хотел поступать на биологический факультет Ленинградского университета, но судьба распорядилась иначе.

Во время сдачи экзаменов в Ленинградский университет Райкин внезапно решил попробовать своё актерское мастерство и поехал в Москву поступать в . Экзаменаторы были настолько ошеломлены актёрским талантом Константина, что с первого тура сразу же отправили его на третий. В результате Райкин без труда сдал все экзамены и был зачислен в знаменитое Щукинское училище на курс талантливого актёра и театрального педагога Юрия Васильевича Катина-Ярцева . Константин Райкин окончил училище в 1971 году и тогда же был приглашён Галиной Волчек в театр «Современник ». Проработав в стенах «Современника» 10 лет, Райкин переехал в Ленинград и стал играть в Театре миниатюр , находящимся под руководством Аркадия Райкина . Годом позже, в 1982 году, театр переехал в Москву , а в 1987 году был переименован в «Сатирикон ». В 1988 году, после смерти отца, Константин Райкин принял руководство театром. Перед ним стояла непростая задача – найти новый репертуар, новые мысли и новые лица – всё это Константин обсуждал с отцом при его жизни. Теперь развитие театра «Сатирикон » стало главным делом Константина Райкина .

Первым успехом в кинематографе для Константина Райкина стала роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих ». Ещё больший успех актёру принесла музыкальная комедия режиссёра Владимира Воробьёва «Труффальдино из Бергамо ». Благодаря прекрасной физической форме, все кинотрюки Райкин выполнял сам, без помощи дублёров и каскадёров. Но, несмотря на популярность в качестве киноактёра, Константин Райкин всегда предпочитал театр.

Константин Райкин : «В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас обмануть. На экране и бездарный человек может очень неплохо выглядеть. Я, наверное, сегодня не так популярен, как раньше, когда снимался. Но это мой выбор. И я совершенно из-за него не страдаю. Зато, как Колобок, мог бы составить список тех, от кого я ушёл, кому отказал, начиная от Алексея Германа , всё-таки великого режиссёра, и заканчивая Спилбергом ».

За всё время работы в театре и кинематографе Константин Райкин получил множество наград и званий, среди которых: Заслуженный артист РСФСР (1985 г.), Народный артист Российской Федерации (1992 г.), орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени (2000 г.) и пр.

Константин Райкин женат на Елене Бутенко , заслуженной артистке Российской Федерации. Дочь Константина и Елены, Полина Райкина (род. 1988 г.), пошла по стопам родителей, окончив Щукинское театральное училище . С 2007 года Полина Райкина является актрисой Театра им. Станиславского , а также сотрудничает с театром «Сатирикон ».

Фильмография Константина Райкина :

1969 – Завтра, третьего апреля… – шутник-старшеклассник возле школы

1971 – Малыш и Карлсон, который живёт на крыше – Пелле

1972 – Командир счастливой «Щуки» – Булкин

1973 – Много шума из ничего – Бенедикто

1974 – Свой среди чужих, чужой среди своих – Каюм

1975 – Ольга Сергеевна

1976 – Труффальдино из Бергамо – Труффальдино

1977 – Из записок Лопатина

1987 – Остров погибших кораблей – Шолом

1989 – Руанская дева по прозвищу Пышка

1989 – Комедия о Лисистрате – Кинесий

1991 – Тень, или, Может быть, всё обойдётся – Христиан-Теодор / Теодор-Христиан

1993 – Русский регтайм – Махмуд

1993 – Стреляющие ангелы

1994 – Простодушный

1996 – Двадцать минут с ангелом

2001 – Неудача Пуаро – сыщик Эркюль Пуаро

РАЙКИН
Константин Аркадьевич

Родился 08.07.1950, Ленинград

Народный артист РФ (1993)
Лауреат премии Станиславского (1999)
Лауреат премии деловых российских кругов «Кумир» (1999)
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1999/2000)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010)

"Сын Райкина"

Константин Райкин родился в послевоенное время. Отец – Аркадий Исаакович Райкин – был актером и художественным руководителем Государственного театра миниатюр, мама – Руфь Марковна, работала вместе с мужем. Война к тому времени давно кончилась, но жизнь у семейства Райкиных по-прежнему была тяжелой. Отец, Аркадий Исаакович, всегда был в постоянных разъездах вместе с театром. И семья где - то на два месяца приезжала в Москву, чуть дольше жила в Ленинграде, и по месяцу "гастролировала" вместе с папой-артистом в разных городах.

Маленького Костю таскали за собой "в рюкзаке за плечами". В гостинице "Москва", где у семьи был постоянный номер, Костю оставляли на попечение бабушки. В этом номере Райкины прожили немного-немало - 25 лет, начиная с первых гастролей театра в 1942 году. В Ленинграде, правда, были три комнаты в большой квартире в доме на Греческом проспекте, но там кроме Райкиных обитало еще шесть жильцов.

Воспитанием маленького Кости также занималась нянечка, - безграмотная татарка. Константин Райкин вспоминает: «Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!» Мне казалось, что я обкакаюсь от стыда. Я физически не мог пользоваться именем отца, меня в жар бросало от одной мысли…» Как бы то ни было, а «звание» «Сына Райкина» - звание почетное и в тоже время очень обременительное – во многом воспитало его.

Рос Костя живым, подвижным мальчишкой. Видя его активность, родители отдали его в секцию спортивной гимнастики. Там, выполняя упражнение на брусьях, он сломал себе нос. Впоследствии он еще не раз сломает нос, правда, уже участвуя в драках…

При этом мальчик очень прилежно учился в школе. Родители, отдали его в физико-математическую школу для одаренных детей при Ленинградском университете. Костя обучался в классе с биологическим уклоном, всё свободное время пропадал в Ленинградском зоопарке, делал самую чёрную работу, убирал за животными. По окончании школы он даже решил поступать на факультет биологии Ленинградского университета. Мог бы он стать в будущем биологом? Может быть. Хотя…

Мир театра, совершенно особый мир, манил его к себе, пьянил. Райкин - младший долго думал: может, ему всего этого хочется по инерции? А больше всего поддразнивало отношение к нему просто как к сыну великого Аркадия Райкина.

Но в перерыве между вступительными экзаменами в Ленинградский университет, когда родители уехали на гастроли в Чехословакию, он вдруг внезапно для самого себя решил всё же испытать судьбу: примчался в Москву "биться о скалы" Щукинского театрального училища. Конкурс при поступлении в то время был просто огромный и чтобы прорваться, надо было придумать что-то особенное. А главное - чтобы экзаменаторы не прервали: "Стоп! Спасибо". И абитуриент Райкин буквально ошеломил всех: в безумном, клиповом темпе то декламировал, то танцевал, то изображал животных. И его сразу же с первого тура перевели на третий. Но он все же заявился и на второй тур и, что называется, взял приемную комиссию измором. Потом легко сдал все образовательные предметы и был зачислен в знаменитую "Щуку" на курс замечательного актера и педагога Катина-Ярцева. Оказалось, что и родители, особенно отец, всегда втайне были уверены, что их старший сын станет артистом, но выбор предоставили все же ему самому…

Многие тогда поступление Константина Райкина восприняли скептически: мол, поступил благодаря знаменитой фамилии. Однако уже на первом курсе он опроверг это мнение. По словам народного артиста СССР, профессора Владимира Этуша – одного из педагогов-наставников Константина Райкина, он был необыкновенно талантливым студентом, отличался удивительной дисциплинированностью и работоспособностью. Не прийти на репетицию, опоздать было для студента Райкина немыслимым. Его хватало на все: на работу с ролью, на костюмы, грим, декорации. Театр для него уже тогда не ограничивался игрой на сцене, он знал и умел в нем многое.

В 1971 году Константин Райкин окончил училище и получил приглашение Галины Волчек в театр "Современник". Начинать было непросто: многие долго воспринимали его как сына великого отца. Перед ним стояла сложнейшая задача: под грузом фамилии обрести свою дорогу, независимость и, конечно же, признание. В "Современнике" Константин Райкин проработал 10 лет, сыграв за это время множество ролей и больших, и малых в спектаклях: "Валентин и Валентина", "Из записок Лопатина", "Балалайкин и Ко".

Затем, в 1981 году, он стал актером Государственного театра миниатюр, который в 1987 году был переименован в Московский театр "Сатирикон", под руководством Аркадия Райкина. Большим успехом для актера оказался моноспектакль "Давай, артист!".

А в 1988 году художественное руководство театром "Сатирикон" перешло к сыну Аркадия Райкина. Перед Константином Райкиным встала сложнейшая задача: ему предстояло найти новое лицо для театра, долгие годы бывшего театром одного великого актера - Аркадия Райкина.

Раньше отец и сын часто и много говорили о будущем театра, об ансамбле актеров. Считали, что в центре внимания должен быть уже не один, а многие. Мечтали о сценической выразительности, зрелищности спектаклей. Строительство нового театра, формирования полноценного драматического репертуара, в постановках известных режиссеров, теперь стало главным делом жизни Константина Райкина.

В кино Константин Райкин дебютировал в 1969 году совсем маленькой ролью в школьном фильме "Завтра, третьего апреля…", снятом по мотивам рассказов Зверева. А свою первую большую роль - Пелле в телеспектакле "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" – Константин сыграл в 1971 году. Затем была небольшая роль судового кока в военной картине "Командир счастливой "Щуки".

Известность же к актеру пришла после выхода в 1974 году первого советского вестерна (или, как говорили «истерна») "Свой среди чужих, чужой среди своих" режиссера Никиты Михалкова. По сценарию героя Райкина звали Кадыркун, и был он казахом. Но затем на худсовете было принято решение изменить его персонажу национальность на татарина, а, заодно, поменять и имя. Так появился татарин Каюм. В работе над ролью Константину очень пригодились его детские наблюдения за своей нянечкой-татаркой. Выражения «кажный шакал», «какай бай» и другие он заимствовал из ее словарного запаса. Кроме того, актер сам, без дублера, выполнял все трюки.

Большой зрительский успех сопутствовал актеру после заглавной роли в музыкальной комедии режиссера Владимира Воробьева " Труффальдино из Бергамо". Актер буквально сжился со своим веселым, смелым и храбрым героем Труффальдино. А какое партнерство – сама обаятельная Наталья Гундарева своей блестящей игрой оттеняла талант Райкина.

Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в философской сказке-фильме "Тень, или может быть, все обойдется" Михаила Козакова по пьесе Евгения Шварца, где актер блестяще исполнил сразу две роли – Ученого и его Тени. Вместе с Райкиным режиссер пригласил на съемки целую плеяду талантливых знаменитостей: Марина Неелова , Александр Лазарев , Вячеслав Невинный , Спартак Мишулин , Александр Цекало , Лолита Милявская.

Легкая измена театру

Вообще то, Константин Райкин снимается в кино очень редко. Ну, разве что раз в несколько лет он разрешал себе такой адюльтер - легкую измену театру. Как он сам любит говорить: "Раз в 5-10 лет - это позволительно для верного супруга".

Актер давно сделал выбор: в театре ему гораздо интереснее. "В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас обмануть. На экране и бездарный человек может очень неплохо выглядеть. Я, наверное, сегодня не так популярен, как раньше, когда снимался. Но это мой выбор. И я совершенно из-за него не страдаю. Зато, как Колобок, мог бы составить список тех, от кого я ушел, кому отказал, начиная от Алексея Германа, все-таки великого режиссера, и заканчивая Спилбергом".

И, тем не менее, такая жизненная позиция по отношению к великому кино, все же не помешала Райкину согласиться в 2002 году на роль Эркюля Пуаро. Хотя, он не собирался сниматься и в данном случае, по части кино с ним практически не возможно иметь какие-нибудь дела. Но тут…. Эту роль, скорее всего, надо расценивать как зов сердца: "Я люблю Агату Кристи и Эркюль Пуаро - интересный образ. А главное, это связано с режиссером Сережей Урсуляком. Я его просто обожаю, он талантливый человек, когда-то он работал у меня. Кроме того, Серёжа так построил процесс съемок, что это не помешало моей работе в театре", - как будто оправдывается большой артист.

Личная жизнь

Актер Константин Райкин живет нормальной жизнью современного человека. У него есть семья, но ей, к сожалению, удаётся уделять меньше времени и внимания, чем это хотелось бы актеру. Он интересуется всем, что происходит в мире, жадно общаясь с людьми. Театр же занимает основное время и силы, это не только его профессия, это его жизнь, способ самосовершенствования. Но сказать, что ничего, кроме театра Константина Райкина не интересует - нельзя.

И расслабления у него, разуметься, бывают. Конечно же, ночью он спит, расслабляется. Ему хватает. Приезжает на дачу вечером, встречается со своими двумя здоровенными собаками. Дотрагивается до них, из него что-то накопленное, плохое выходит. Вообще, на даче, когда он туда приезжает, то просто по кустам смородины проводит рукой, и из него опять что-то уходит ненужное.

Коротко о главном

Константин Райкин крестился в православии. Считает себя человеком по сути русским - по культуре, языку, менталитету.. Может, прозвучит смешно, но он "боится остаться... без учета". "Там. Потом. Боится не значиться в списках".

При этом не прочь "побаловаться" водочкой и русскими пельмешками. Из писателей и композиторов предпочитаете Достоевского и Верди. Пушкина и Шуберта.

В людях же больше всего ценит доброту, а не любит рабство. Живет по формуле, определяющей впрочем, всю его жизнь - везет тому, кто этого заслуживает.

А вот анекдоты, тусовки различные терпеть не может. И в жизни больше всего любит заниматься любимым делом.

Александра Сонечкина

Использованные материалы:
«Пресс прессы», интервью, «Санкт-Петербургский университет», 6 июня 1997 г.,
Федор Раззаков, «Наше любимое кино о войне», Москва, «Эксмо», 2005 г;
Юлия Кантор, «Константин Райкин: «Радуюсь, когда не знают моего отчества», газета «Известия»;
«Просто Костя», интервью, «Екатеринбургский летописец», 19 июля 2000 г.;
Полина Лимперт, «Константин Райкин: «Я становлюсь лучше, играя мерзавца», сайт: MigNews.COM;
Ольга Романцова, «Человеку приятно вспоминать, что он животное», www.gazeta.ru;
Ирина Начарова, «Я буду первым, кто решил приватизироваться», газета «Известия»;
«От совести не спрячешься", Сергей Васильев, www.sem40.ru;
Давыдова, «Борется с комплексами», www.sem40.ru;
Полина Лимперт, «Театр стоит не на звездах», сайт "MigNews.COM", июль 2007 г.
Ольга Егошина, «Бесы Константина Райкина», газета «Театральные Новые известия», апрель 2005 г.;
Ольга Егошина, «Константин Райкин поставил пьесу Рея Куни», газета «Театральные Новые известия», ноябрь 2005 г.

Константин Аркадьевич Райкин появился на свет в Ленинграде. Отец, художественный руководитель и актер Ленинградского театра эстрадных миниатюр Аркадий Исаакович Райкин и мать, Руфь Марковна Иоффе, постоянно гастролировали. Довольно часто бывая в столице, семейство Райкиных имело в гостинице «Москва» постоянный номер, где Костю «сдавали на руки» бабушке. Все остальное время его воспитанием занималась безграмотная нянечка-татарка.

Константин Райкин «В мире животных» (Имитация движений)

Несмотря на многочисленные пропуски занятий в школе, связанные с гастролями родителей, Константин хорошо учился в школе с физико-математическим уклоном для талантливых детей, которую курировал Ленинградский университет. Свободное время Райкин проводил в секции спортивной гимнастики. Занятия спортом не обходились без травм и переломов. Однажды Райкин, упражняясь с брусьями, даже сломал нос.

Серьезно изучая биологию и в особенности зоологию, Константин готовился поступать на биофак и совершенно не мечтал о карьере актера. Но в итоге все получилось совершенно по-другому.

Учеба

Сдавая вступительные экзамены в Ленинградский госуниверситет, Константин неожиданно для самого себя задумал «испытать судьбу». Примчавшись в Москву, он буквально взял приемную комиссию Щукинского театрального училища измором. Будущий актер с бешеной скоростью то читал стихи, то танцевал, то представлял животных. Ошеломленные преподаватели перевели его сразу на третий тур творческого собеседования.

Легко сдав общеобразовательные предметы, Райкин был принят на курс прекрасного актера и талантливого наставника Юрия Катина-Ярцева. Все это произошло без ведома родителей, пока те были на гастролях в Чехословакии. Узнав по приезду от сына о поступлении в «Щуку», отец признался, что всегда был уверен в подобном выборе Константина.

В училище Константину приходилось трудно – все его считали «сыном Райкина», воспринимая его успехи только через призму великого отца. Однако Райкину-младшему быстро удалось опровергнуть это мнение. Преподаватели высоко ценили его талант и дисциплину – опоздать на репетицию для Константина совершенно немыслимо. Работоспособность студента также поражала педагогов – казалось, что на курсе учится несколько Райкиных – он успевал повсюду: сам делал костюмы, гримировал, помогал в создании декораций и, конечно же, особое внимание уделял работам с ролями. Уже тогда он проявил себя не только как актер, но и как отменный руководитель и организатор. С детства зная театр изнутри, Райкин умел все и буквально жил театром круглосуточно.

Константин Райкин в театре «Современник»

После окончания Щукинского училища в 1971 году Константин получает от Галины Волчек приглашение в театр «Современник». Перед Райкиным-младшим стояла нелегкая задача – выйти из тени своего знаменитого отца, найти собственную дорогу, обрести независимость и признание. За годы работы в «Современнике» Константин сыграл огромное количество больших и малых ролей. Зрители помнят его по спектаклям «Балалайкин и Ко», «Валентин и Валентина», «Двенадцатая ночь» и многим другим.

Константин Райкин. Приём абитуриентов

Десять лет «Современника» не прошли даром – Райкин получил признание, сформировал собственное актерское амплуа и все меньше и меньше ассоциировался со своим отцом. О нем заговорили как о самобытном актере, его стиль игры стал узнаваемым и полюбился зрителю.

«Сатирикон»

В 1981 году Райкин-младший переводится в Ленинградский театр эстрадных миниатюр, которым руководит его отец. В следующем году в творческой жизни Константина происходит важное событие – театр перебирается в столицу и получает звание Государственного театра миниатюр, а в 1987 году – Московского театра «Сатирикон». На этом этапе своей творческой карьеры в партнерстве с отцом были сыграны замечательные спектакли, в числе которых «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984). В 1985 году дебютировала авторская программа Константина Райкина «Давай, артист!». В том же году Константин становится заслуженным артистом РСФСР.

В декабре 1987 года Аркадий Райкин умирает. В начале 1988 года Константин становится художественным руководителем «Сатирикона». Частые беседы с отцом о будущем театра, о сценической выразительности, о зрелищности постановок принесли свои плоды – театр обретает новое лицо. Появление в том же году «Служанок» Ж. Жане (в постановке Р. Виктюка) резко изменило обычный курс театра, долгое время являвшего театром одного замечательного артиста – Аркадия Райкина. «Служанки» принесли «Сатирикону» ошеломляющий успех. За время своего руководства Константин Райкин сумел создать по сути новый театр, опирающийся на лучшие черты своего предшественника и ставший одним из первоклассных репертуарных ансамблевых театров, которому неизменно сопутствует успех у отечественных зрителей и на зарубежных гастролях.



Руководство «Сатириконом»

Константин Райкин эффективно совмещает в «Сатириконе» актерскую и режиссерскую работу. В 1995 году его роль Грегора Замзы в спетакле «Превращение» по произведению Ф. Кафки (совместно с Творческим центром имени Вс. Мейерхольда, режиссер В. Фокин) отмечена национальной театральной премией Союза театральных деятелей РФ «Золотая маска». Премьера моноспектакля «Контрабас» П. Зюскинда (режиссер Е. Невежина) принесла в 2000 году Райкину вторую «Золотую маску». Третью Райкин получает в 2008 году за роль в драме «Король Лир».

Константин Райкин не менее плодотворно работает в «Сатириконе» как режиссер. Его постановки «Маугли» (1990), «Такие свободные бабочки» (1993), «Ромео и Джульетта» (1995), «Кьоджинские перепалки» (1997), «Квартет» (1999) производят большое впечатление на зрителя глубиной прочтения пьесы, зрелищностью и оригинальностью сценического воплощения.

Константин Райкин в кино

Константин дебютировал в кино еще будучи студентом Щукинского училища в 1969 году с крохотной ролью в фильме «Завтра, третьего апреля…», снятого по рассказам Зверева. Первая значительная работа – Пелле в телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - вышла на экран в 1971году. Далее были маленькая роль кока в фильме «Командир счастливой «Щуки», роль татарина Каюма в приключенческой картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».



Потрясающий зрительский успех имела главная роль в комедийном мюзикле Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо» (1976). Замечательная актриса Наталья Гундарева своей виртуозной игрой прекрасно оттеняла талант Райкина. Многогранность сценического дара и мастерство перевоплощения позволило Константину Райкину блестяще справиться сразу с двумя образами – Ученого и его Тени вэкранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или может быть, все обойдется» (1990).

В 2002 году Райкин создал на экране очень органичный портрет легендарного сыщика Эркюля Пуаро в минисериале «Неудача Пуаро».

Личная жизнь Константина Райкина

Константин Аркадьевич считает «Сатирикон» семьей, своим домом, где можно развиваться самому и растить молодых артистов, творческие успехи которых Райкин считает частью своей жизни. Но было бы ошибкой сказать, что кроме театра Константина Райкина ничего не интересует. В свободные вечера он приезжает на дачу, гуляет с двумя собаками. Любит музыку Шуберта и Верди, с удовольствием перечитывает Достоевского и Пушкина. Может изредка побаловаться водочкой с пельмешками. Себя считает русским человеком – по глубинной сути, культуре, языку, менталитету. Крестился в православной вере.



Актер трижды пытался создать семью. Первый брак с Еленой Курициной, студенткой театральной студии Олега Табакова, длился три года и закончился мучительным разводом. В 1979 году, еще находясь в законном браке, Константин случайно встретил свою давнюю юношескую симпатию– Алагез Салахову. Ее бабушка и отец Кости были соседями. Забытые чувства возродились с новой силой. Константина не смутило даже то, что у каждого из них была своя семья. Но и этому браку не суждено было продолжаться долго. И только с актрисой Еленой Бутенко Райкин сумел создать счастливую семью. Он встретил свою судьбу в стенах театра «Сатирикон». В 1988 году в семье Райкиных появилась на свет дочь Полина, продолжившая славную актерскую династию. Закончив Щукинское театральное училище, Полина Константиновна играет в театре им. К. С. Станиславского, активно сотрудничает с «Сатириконом».

Преподавательская деятельность

Помимо игры в театре Константин Райкин с 2001 года передает свой богатый сценический опыт студентам в Школе-студии МХАТ. Художественный руководитель «Сатирикона» воспитал достойное молодое поколение артистов театра. Первые актеры-выпускники профессора Райкина заявили о себе в 2005 году дипломным спектаклем «Страна любви» по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».

Константин Райкин - распорядитель свадьбы в ЗАГСе

В день своего 60-летия, 8 июля 2010 года Райкин награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени – за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность, а в ноябре 2011 года получает премию Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».


Константин Аркадьевич Райкин родился 8 июля 1950 года в семье известного эстрадного актера Аркадия Райкина.

В школе Константин Райкин серьезно готовился стать биологом. Поступать в театральное училище решил уже после выпускных экзаменов. Он поехал в Москву и подал документы в одну из лучших российских театральных школ - Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова (1967) и был зачислен в училище на курс замечательного актера Ю. Катина-Ярцева.

В 1971 году К. Райкин окончил театральное училище и был приглашен Галиной Волчек в театр "Современник". Начинать было непросто: многие долго воспринимали его как продолжение великого отца. Перед ним стояла тяжелейшая задача: под таким грузом фамилии обрести свою дорогу, независимость, признание. В "Современнике" К. Райкин проработал 10 лет, сыграв за это время 38 ролей, в том числе 15 главных. Среди них: Валентин - "Валентин и Валентина" М. Рощина (1972, реж В. Фокин), Дэвид - "Как брат брату" Д. Рейба (1973, режиссер А. Вайда), "Из записок Лопатина" К.Симонова (1974, режиссер И. Райхельгауз), сэр Эндрю Этьючик - "Двенадцатая ночь" В. Шекспира (1975, режиссер П. Джеймс), Балалайкин - "Балалайкин и Ко" М. Салтыкова-Щедрина (1976, режиссер Г. Товстоногов), Подпольный человек - "И пойду... и пойду..." по произведениям Ф.М. Достоевского "Записки из подполья", "Сон смешного человека" (1976, режиссер В. Фокин), Свен Вооре - "Монумент" Э. Ветемаа (1977, режиссер В. Фокин), Гамлет - "Этюды по Гамлету" по В. Шекспиру (1978, режиссер В. Фокин), Фарятьев "Фантазии Фарятьева" А.Соколовой (1979, режиссер Л. Толмачева), Гурский - "Мы не увидимся с тобой" К.Симонова (1979, реж В. Фокин), Лоренцаччо - "Лоренцаччо" А. Мюссе (1980, режиссер В. Фокин), Жан Жак Бутон - "Кабала святош" М. Булгакова (1981, режиссер И. Кваша).

В 1981 году, стремясь к максимальной реализации своих творческих возможностей, ища новые формы для самовыражения, К. Райкин переходит в Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И. Райкина. В 1982 году театр переезжает в Москву и становится Государственным театром миниатюр (в 1987 году переименован в Московский театр "Сатирикон"). В этот период вместе с отцом он сыграл спектакли "Его Величество Театр" (1981) и "Мир дому твоему" (1984). В спектакле "Лица" М. Мишина (1984, режиссер В. Фокин) К. Райкин не только исполнил главную роль, но и выступил в качестве хореографа. В 1985 году он сыграл свою авторскую программу "Давай, артист!..", и в том же году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации.

В 1987 году не стало Аркадия Исааковича Райкина. В 1988 году художественное руководство театром "Сатирикон" (ныне - Российский Государственный театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина) перешло к его сыну. Перед Константином Райкиным стояла сложнейшая задача: ему предстояло искать новое лицо для театра, долгие годы бывшего театром одного великого актера - Аркадия Райкина. Еще при жизни отца они много говорили о будущем театра, об ансамбле актеров, где в центре внимания был бы уже не один, а многие, о сценической выразительности, зрелищности спектаклей. Строительство нового театра теперь стало главным делом его жизни. К. Райкин начал с формирования полноценного драматического репертуара, приглашая для постановок известных режиссеров. В 1988 году на сцене театра появляются "Служанки" Ж. Жане (режиссер Р. Виктюк). Резко изменив привычный курс театра, К. Райкин одержал громкую победу. "Служанки" стали событием в театральной жизни столицы. Спектакль имел огромный успех, ему рукоплескали зрители разных стран. Среди многочисленных призов, полученных "Служанками" на международных фестивалях, - присужденный актерам приз "За виртуозность актерской игры" (фестиваль БИТЕФ, 1990).

Творческая встреча с режиссером Л. Трушкиным подарила К. Райкину две замечательные работы: роль Джорджа в спектакле "Там же, тогда же..." Б. Слейда (Театр Антона Чехова, 1990) и Сирано в "Сирано де Бержерак" Э. Ростана (совместная постановка "Сатирикона" и Театра Антона Чехова, 1992).

В 1992 году К. Райкин удостоен звания Народного артиста Российской Федерации.

После "Там же, тогда же...", где с чаплинскими остротой и пронзительным сочувствием был сыгран "маленький человек" большой Америки, после романтического экзистенциализма Сирано наступил черед поэта и безумца Брюно в спектакле "Великолепный рогоносец" Ф. Кроммелинка (1994, режиссер П. Фоменко). За роль Брюно, в которой Райкину удалось передать на сцене сложнейшие подробности душевных движений своего героя, обнаружить неизмеримые бездны и выси человеческого духа, ему была присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства 1995 года. Ассоциация деятелей культуры "Музы свободы" вручает Райкину премию "Хрустальная Турандот" за лучшую мужскую роль.

В "Сатириконе" в разные годы работали замечательные театральные режиссеры: Роберт Стуруа , Петр Фоменко , Валерий Фокин . По словам К. Райкина, он никогда не боялся быть учеником, и, участвуя как актер в работе этих знаменитых постановщиков, он старается как можно больше усвоить из их профессионального мастерства, режиссерских приемов, взглядов на жизнь.

В 1995 году состоялась премьера спектакля "Превращение" Ф. Кафки (совместно с Творческим центром имени Вс. Мейерхольда, режиссер В. Фокин). За роль Грегора Замзы из этого спектакля К. Райкин удостоен национальной театральной премии Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска".

В 1996 году К. Райкин сыграл Мэкки-Ножа в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта (режиссер В. Машков). Его следующей актерской работой была роль Жака в спектакле "Жак и его Господин" по пьесе М. Кундеры (режиссер Е. Невежина, 1998). За эту работу К. Райкин удостоен Премии Станиславского и премии "Кумир".

После выпуска "Жака и его Господина" известный грузинский режиссер Роберт Стуруа приступил в "Сатириконе" к репетициям "Гамлета" У. Шекспира с К. Райкиным в роли Гамлета. Эта огромная работа увенчалась большим успехом и у зрителей, и у театральной критики. Летом 1999 года спектакль был показан в рамках театрального проекта "Гамлет - 2000" в Пловдиве (Болгария).

В 2000 году состоялась премьера моноспектакля К. Райкина "Контрабас" П. Зюскинда (режиссер Е. Невежина). Эта выдающаяся актерская работа принесла К.Райкину вторую "Золотую маску".

Константин Райкин много и успешно работает в "Сатириконе" как режиссер. Поставленные им спектакли - "Геркулес и Авгиевы конюшни" (совместно со Школьником, 1988), "Маугли" (1990), "Такие свободные бабочки" (1993), "Ромео и Джульетта" (1995), "Кьоджинские перепалки" (1997), "Квартет" (1999) - отличаются оригинальностью трактовки, глубиной прочтения пьесы. Настоящим событием стал поставленный К. Райкиным "Шантеклер" Э. Ростана. На это произведение выбор пал не случайно: К. Райкину всегда были свойственны яркие проявления на сцене, он всегда любил гротеск, трагикомедию, любил играть животных, но не имитировать их, а через них играть людей, характеры (главный герой "Шантеклера" - петух, а действие пьесы происходит на птичьем дворе).

Константин Райкин - Артист с большой буквы, чья преданность театру граничит с фанатизмом. Диапазон его творчества необыкновенно широк: он уверенно существует и в комедии, и в драме, и в трагедии, и в гротеске. Каждый его выход на сцену - это триумф актерского искусства, мощного, глубокого, захватывающего своей энергией. Одна из главных тем К. Райкина в искусстве - вызов, дуэль с жизнью, ее жестокой обыденностью и пошлым несовершенством.

За годы руководства "Сатириконом" К. Райкину удалось создать по сути новый театр, впитавший все лучшие черты своего предшественника и превратившийся в первоклассный репертуарный ансамблевый театр, пользующийся неизменным успехом у российских и зарубежных зрителей. Сейчас в репертуаре "Сатирикона" соседствуют мюзикл и высокая трагедия, откровенный фарс и философская притча. "Сатирикон" вышел в лидеры зрительских симпатий, все спектакли идут при неизменном аншлаге, что во многом объясняется их зрелищностью, яркостью постановок. Это один из немногих театров, в котором сохранилась традиция проведения "капустников".

Как художественный руководитель театра К.А. Райкин - прекрасный радетель своего дела, успешно решающий многочисленные проблемы сегодняшнего дня и непрестанно думающий о будущем "Сатирикона". По словам Константина Аркадьевича, для него "Сатирикон" - это семья, это дом, где можно расти самому и растить молодых актеров, успехи которых он считает частью и своей жизни.

В кино Константин Райкин дебютировал в маленькой роли в военной картине "Командир счастливой "Щуки". Широкую известность ему принесли роли в фильмах "Много шума из ничего" Самсонова (Бенедикт, 1971) и "Свой среди чужих, чужой среди своих" Н. Михалкова (Каюм, 1972). Причем во время съемок последнего все трюки актер выполнял сам, без дублера. Большой зрительский успех сопутствовал К. Райкину после главной роли в музыкальной ленте режиссера В. Воробьева "Труффальдино из Бергамо" (1976). В другом музыкальном фильме - "Остров погибших кораблей", снятом Е. Гинзбургом в 1988 году, он также сыграл одну из главных ролей (Шолом). Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в картине "Тень, или Может быть все обойдется" (1990), поставленном М. Козаковым по пьесе Евг. Шварца, где актер исполнил две роли - Ученого и его Тени. Помимо перечисленных снялся в фильмах: "Комедия о Лисистрате", "Руанская дева по прозвищу Пышка", "Русский регтайм", "Стреляющие ангелы", "Простодушный". В 2001 году К.Райкин снялся в роли Пуаро в телевизионном фильме по роману Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда" (режиссер С.Урсуляк).

К.А. Райкин награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000). С 1975 года является членом Союза театральных деятелей России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.