Биография

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Высоцкого Владимира Семеновича

Высоцкий Владимир Семенович (25.01.1938, Москва – 25.07.1980, Москва) – выдающийся актёр театра и кино, автор и исполнитель песен.

Детство, семья

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. "Дом на Первой Мещанской, в конце" согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве".

Мама – Нина Максимовна Серегина. Отец – Семен Владимирович Высоцкий. Родители прожили вместе около пяти лет, потом развелись и вступили во вторые браки. Вторая жена Семена Высоцкого – Евгения Степановна Лихолетова (погибла в 1988). Семен Владимирович в 1971-1988 работал на предприятии министерства связи, затем директором школы Главпочтамта. Скончался в 1997.

После пребывания в эвакуации на Урале Владимир вернулся в Москву, а затем в возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером, который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира, попал в послевоенную оккупированную Германию. Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.

Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после Германии в центре Москвы в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность – на "оттепель", а зрелость – на унылый "застой". В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика – наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и . Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

Решение стать актером

Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. Однако он не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это не мое..." , – сказал тогда Владимир Семенович.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

Первый брак

На первом курсе он познакомился со студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой. Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме "Сверстники".

Первые песни

Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством , которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о правде и лжи", посвященную . Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка" – это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась" .

Театр

После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени , затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал.

В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром" . "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?". Я согласился послушать одну песню, то есть фактически наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа" , – вспоминал . Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных вместе с . поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями...

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого – , .

Дебют в кино. Второй брак

Параллельно с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине "Карьера Димы Горина".

С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. От второго брака у Высоцкого родились два сына – Аркадий (1962) и (1964).

Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого – блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в те годы часто снимался в кино, но роли это были небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Высоцкий все чаще стал находить утешение в пьянстве. Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.

Первый успех в кино

В 1967 году на экраны выходит картина "Вертикаль", которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма.

"Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще "почувствовать" горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах" .

В 1969 году Высоцкий, уставший от кинонеудач, сам попросился у в его фильм "Сирано де Бержерак". "Понимаете, Володя , – ответил , – я не хочу снимать в этой роли актера, мне бы хотелось снять поэта" . "Но я же пишу. Стихи" , – смущенно улыбнулся Владимир Семенович. В те годы не считал его настоящим поэтом, но из деликатности согласился посмотреть кинопробы. В итоге на роль Сирано был утвержден Евгений Евтушенко.

Пробовался Высоцкий и в фильмы "Софья Перовская" на роль Желябова, мелодраму "Дорога домой", приключенческом фильме "Дерзость". В фильме "Дерзость" Георгию Юнгваль-Хилькевичу Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать песен Владимира Семеновича на широкой пленке – бард тогда взял табуретку, поставил на нее ногу и без передыха с упоением пел. Это была первая качественная запись его песен.

Режиссеры шли на различные ухищрения, чтобы пробить в Госкино разрешение на съемки Высоцкого. Но чиновники боялись как огня одного его имени. А когда роли все же доставались, то, как правило, это были небольшие тусклые эпизоды. И все-таки мощный темперамент, незаурядное дарование всегда находили возможность проявиться и в ролях второго плана.

Трагедия

Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий" . Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя, как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья "застоя", выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.

Дети

Сын Аркадий окончил МГУ, в мае 1982 женился, обзавелся пятью детьми, остался жить в Москве, стал сценаристом.

Сентябрь 1964 года – зачислен в штат актеров Театра драмы и комедии на Таганке.

1965 год – первые сольные концерты в Москве. К тому времени им уже написано около сотни песен.

Июнь 1966 года – в Театре на Таганке премьера – "Жизнь Галилея". В главной роли – Владимир Высоцкий.

Лето 1966 года – снимался в двух фильмах: "Вертикаль" и "Короткие встречи". Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма "Вертикаль".

1967 год – снялся в фильмах "Служили два товарища" и "Интервенция". Последний фильм при его жизни на экраны не вышел.

Июль 1967 года – в Москве познакомился с французской киноактрисой .

Март 1968 года – Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают со множеством оговорок.

9 июня 1968 года – в газете "Советская Россия" опубликована разгромная статья Г. Мушты и А. Бондарюка "Во имя чего поет Высоцкий?".

Август 1968 года – в Сибири написаны две песни: "Охота на волков" и "Банька".

Июль 1969 года – первая клиническая смерть.

1 декабря 1969 года – свадьба Высоцкого и на 2-й Фрунзенской улице.

29 ноября 1971 года – премьера "Гамлета" в Театре на Таганке. В главной роли – Высоцкий.

Март 1973 года – впервые "вшивает" химическую ампулу.

Лето 1973 года – впервые едет на Запад.

1973 год – первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого вышли в США.

Весна 1975 года – Высоцкий и получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

1977 год – начинает принимать наркотики.

10 мая 1978 года – первый съемочный день фильма "Место встречи изменить нельзя". Съемки закончились в феврале 1979 года.

25 июля 1979 года – вторая клиническая смерть, произошла на гастролях в Бухаре.

1979 год – снялся в своем последнем фильме "Маленькие трагедии".

17 июля 1980 года – последний концерт (в Болшево).

18 июля 1980 года – последний выход на сцену театра (в спектакле "Гамлет").

20 июля 1980 года – последнее стихотворение ("И снизу лед, и сверху – маюсь между...").

25 июля 1980 года – скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой Грузинской, 28. Существует несколько версий причины смерти Высоцкого: одни уверяют, что он погиб из-за удушья, другие настаивают, что у Владимира во сне случился инфаркт миокарда. уверена, что ее супруг скончался от передозировки наркотиками.

Основные награды и премии

Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен).

Лауреат приза V фестиваля Наций в Таормине за лучшее исполнение мужской роли (1974, за участие в фильме "Плохой хороший человек").

Фотографии Высоцкого Владимира Семеновича

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941 – 1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии.

В конце 1949 году возвращается в Москву.

Обучение, первые роли

В 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва».

В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный.

В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»).

Актер и музыкант

Окончив обучение, с 1960 года Владимир Семенович работает в Драматическом театре им. Пушкина в Москве. В 1961 году Высоцкий пишет свою первую песню – «Татуировка».

Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке.

В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»».

В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира .

Последние годы

В феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити.

В краткой Высоцкого биографии стоит упомянуть, что в последние годы жизни актер пристрастился к наркотикосодержащим препаратам, много курил, выпивал. В 1979 году, во время выступления в Бухаре, у Владимира Семеновича случилась клиническая смерть.

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве.

Другие варианты биографии

  • Творчество Высоцкого насчитывает около 600 песен и более 850 стихотворений. Он снялся в 28-ми фильмах, участвовал в 15-ти спектаклях.
  • Высоцкий был трижды женат: на Изе Жуковой, Людмиле Абрамовой и Марине Влади.
  • В 1975 году в сборнике «День поэзии» вышло стихотворение Высоцкого «Из дорожного дневника». Это была первая и последняя прижизненная публикация поэта.
  • 4.52 балла . Всего получено оценок: 478 .

Высоцкий Владимир Семёнович (1938, Москва - 1980, там же), актёр, поэт, певец и исполнитель собственных песен. Родился в семье военного, на 1-й Мещанской улице (проспект Мира), 126 (дом не сохранился; ныне на этом месте жилой дом Ї 76); жил здесь в 1938-41, в 1943-46 и с конца 1955 по 1962. С 1946 Высоцкий жил в новой семье отца, в том числе в 1947-49 в г. Эберсвальд (Германия). Вернувшись в Москву, семья поселилась в д. 15 в Большом Каретном переулке (мемориальная доска); впоследствии на вопрос - «любимое место в любимом городе?» Высоцкий отвечал: «Самотёка, Москва» (этому району посвящено стихотворение «Большой Каретный»). В Большом Каретном переулке находилась школа Ї 186, которую в 1955 Высоцкий окончил; в квартире в Большом Каретном переулке он встречался с И.В. Кохановским, В.М. Шукшиным, А.А. Тарковским, О.А. Стриженовым и др. В 1955 - 1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева, в 1960 окончил школу-студию МХАТ имени Вл.И. Немировича-Данченко (Камергерский переулок, 3а), работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина (Тверской бульвар, 23) и Театре миниатюр, с 1964 в Театре на Таганке. Наиболее значительные роли в театре: Галилео Галилей («Галилей» Б. Брехта, 1966), Хлопуша («Пугачёв» по С.А. Есенину, 1967), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира, 1971), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1975). Первая большая роль в кино - радист Володя в фильме «Вертикаль» (1967), где Высоцкий исполнил специально сочинённые им для фильма песни. Среди последующих киноролей: геолог Максим («Короткие встречи», 1968), белый офицер Брусенцов («Служили два товарища», 1968), браконьер Рябой («Хозяин тайги», 1969). В экранизациях русской классики сыграл роли фон Корена («Плохой хороший человек» по Чехову, 1973), Дон Гуана («Маленькие трагедии» по А.С. Пушкину, 1980). Особую популярность принесла Высоцкому роль капитана Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979). В 1960-61 появились первые песни Высоцкого, исполняемые в узком кругу; с 1965 пел со сцены. В 1981 вышел первый сборник его стихов «Нерв». Высоцкий, поэт, певец, актёр, имел огромное значение для общественного сознания 1960-80-х гг. В своём поэтическом, песенном творчестве и актёрском имидже он воплощал стремление к личной независимости и достоинству. С 1975 жил на Малой Грузинской улице, 28 (мемориальная доска). В Нижнетаганском тупике, 3, существует Музей В.С. Высоцкого (с 1992; Государственный культурный центр); на Страстном бульваре в 1995 установлен памятник поэту (скульптор Г. Распопов). Государственная премия СССР (1987, посмертно). Похоронен на Ваганьковском кладбище. (надгробный памятник работы А.И. Рукавишникова).

Литература: Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого, М., 1988; Влади М., Владимир, или Прерванный полет, перевод с французского, М., 1989.

К.В. Стародуб, © Энциклопедия «Москва».

План

I. В.С.Высоцкий – самый яркий создатель авторской песни

II. Блатной фольклор

III. Высоцкий – певец народной воли


I . В.С. Высоцкий- самый яркий создатель авторской песни

Владимир Семенович Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни, оказавший существенное влияние на ее развитие как самостоятельного жанра искусства, объединяющего в одном лице поэта, композитора, певца и музыканта. Авторская песня родилась в 1937 году как альтернатива массовой песне, как противостояние страшному времени, и она зажила новой жизнью. Свое развитие авторская песня получит в конце 40-х – начале 50-х. Всего Высоцким было написано около 450 авторских песен, многие из которых записаны на грампластинки, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и телевидению. Темы их всеохватны, разнообразны. Каждая песня напоминает маленький спектакль, произнесенный одним героем.

II . Блатной фольклор

Владимир Высоцкий заявил о себе в начале 60 – х песнями на уголовные, уличные, " блатные " темы. Такая тематика была во многом подсказана ему общей атмосферой послевоенных лет, на которые пришлось его детство и юность. Отменным знанием мира " улицы ", нравов, языка и обитателей, а также и обостренным чувством справедливости поэт был обязан этим ранним впечатлениям. Все это позволяло ощущать Высоцкому блатную песню не как некий " маргинальный " жанр, а как равноправную и очень значительную часть национальной культуры.

Вообще блатной фольклор – тема особая. Это пока еще мало изученный пласт нашей культуры очень пестр и неоднороден. Увлечение этим жанром было чем – то вроде признака свободомыслия. Вчера был застой, смирение с беззаконием, молчание; сегодня - гласность и торжество справедливости. Именно в годы застоя и безгласности звучал в полную силу голос Высоцкого, и миллионы людей не просто слушали его, но всей душой ему откликались.

В своем творчестве Высоцкий отразил различные моменты жизни обитателей общественного " дна " - алкоголиков, воров, мошенников, уголовников.

Блатных, дворовых песен он позднее чуть стыдился, утверждая, что писал их для себя и немногих друзей. Но они не только принесли Владимиру Семеновичу первую популярность. В них сложились принципиальные черты его поэтической манеры.

И сегодня уже не кажется случайностью, что все это в итоге нашло выход в песенной, устной форме. Свою закономерность обнаруживает то, что путь к аудитории Высоцкий проложил вне принятых в литературе канонов. Его художественная интуиция опиралась на незримые, не сразу улавливаемые, но живые тенденции народной жизни.

1. Особенности поэтической речи Высоцкого

а) своеобразная работа художника над созданием аудитории

В начале 60-х годов на всех обрушилась лавина неслыханных ранее песен - ни голоса такого не слышали, ни "вольности суждений площади", нашедших в песнях свое выражение. И дальше, в течение двадцати лет, Высоцкий работал с поэтическим словом совершенно самостоятельно, на свой лад и манер. Лишь очень немногие литераторы-профессионалы проявили к этой работе тот интерес, который лежит вне компанейски-театрального общения. Большинству казалось: в Театре на Таганке появился, среди других, еще один актер-сочинитель с гитарой. Таганское актерское братство начала 60-х годов было своеобразной вольницей, одних притягивающей, других отпугивающей. Безусловно, эта среда стимулировала и отчасти формировала Высоцкого первых лет - он писал песни для спектаклей, он, как исполнитель, осваивал таганскую эстетику тех лет. Но в атмосфере интеллектуально-театрального полусвободного таганского сообщества была своя опасность и, как ни странно, довольно скоро тоже возник застой. Высоцкий любил свой театр, товарищей-актеров, уважал поэтов, которые для театра писали и составляли его постоянное окружение,- но, сознательно или стихийно, один актер Таганки в итоге остался независимым от всех этих привязанностей. И эту независимость его поэтического дара оценили немногие - можно их всех пересчитать по пальцам. Говорят, едва ли не первым заметил поэта Николай Эрдман. Внимательно следила за упорной работой Высоцкого Б. Ахмадулина. Поощряли как умели А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Песни Владимира Высоцкого обращены прямо к совести современника. Часто его стих пронизывает наше сознание, шокирует и вызывает мгновенное оцепенение; он может провоцировать привычное, банальное, то, с чем мы свыклись. В таких случаях возникает самая непредвиденная реакция, могут поднять голову и оппоненты. Но Владимир Высоцкий не боится полемики с ними. Его стих становится атакующим:

Я бодрствую, но вещий сон мне снится.

Пилюли пью, надеюсь, что усну.

Не привыкать глотать мне горькую слюну -

Организации, инстанции и лица

Мне объявили явную войну

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Чтоб доказать - я в колесе не спица 4 ….

Одна из особенностей поэтической речи Высоцкого - прямодушие, доверие к людям. В попытках объяснить, как всё началось, откуда взялось желание сочинять, он всегда говорил о круге друзей на Большом

Каретном, для которых пел первые свои песни (в этом круге были Василий Шукшин и Андрей Тарковский), о необходимости дружеского настроя, доверия и понимания. Он обращался к тем, кому верил, к тем, кто ничего плохого, подозрительного в его песнях не услышит, и этот понимающий круг на глазах сказочно рос и расширялся.

Когда к Высоцкому-поэту пришло ощущение собственной зрелости, двусмысленность такого положения стала очевидной, ибо она решительно противоречила массовому признанию и пониманию. "Я хочу быть понят моей страной",- писал Маяковский и с неожиданным для себя смирением (а значит - страданием) признавал реальную возможность не быть понятым, пройти "стороной, как проходит косой дождь". У Высоцкого не было оснований так думать о своей судьбе - тут был не "косой дождь", а ливень, очищающие потоки, под которые люди радостно подставляли лица. Стремление писать много, петь долго, для всех и всюду, объяснялось не только свойствами темперамента. Даже от тех поэтов, одновременно с которыми Высоцкий в начале 60-х годов вышел к публике, он отличался индивидуальным ощущением массовости аудитории. Менялось время, менялись другие поэты, взрослел и мужал Высоцкий, но прямое и доверительное обращение ко многим людям и расчет на их понимание оставались неизменными, определяли темы, характер слова и интонаций. Не всякий поэт ставит своей задачей во что бы то ни стало достучаться до сознания многих и таким образом многих объединить. Для Высоцкого эта задача была постоянна, она формировала его поэтику. Само наличие слушателя-собеседника далеко не всегда, не во все времена для поэта есть реальный факт.

Высоцкий всегда обращался к множеству людей и видел, слышал их отклик. Сегодня ясно, насколько был прав поэт, не желающий смириться с официальным непризнанием, вступивший, будем говорить прямо, в яростную борьбу с "организациями, инстанциями и лицами". Не признание, тем более не награды ему были нужны, а справедливый, человечный союз между "официальным" и "неофициальным". Отсутствие этого союза он ощущал как боль и как трагедию многих. Смириться - означало признать свое поэтическое слово и свою работу вне закона на той земле, без которой он себя не мыслил.

б) свобода поэтической фантазии

Сегодня утверждает себя согласие между реальной правдой жизни и словом литератора, поэта, публициста. Этот союз есть не что иное, как первое условие, необходимое для рождения подлинного искусства и литературы. Условие это слишком долго нарушалось, а психология пишущих слишком долго искажалась и уродовалась, чтобы уповать на мгновенные перемены. Они будут долгими, и процесс этот мучителен.

Вопреки всем сложным обстоятельствам времени, Высоцкий был абсолютно правдив в своем творчестве. И первая его особенность - кратчайшее расстояние между реальностью, правдой факта - и поэзией, которая, как известно, факты всегда так или иначе преобразует.

Иногда казалось, что он творит не задумываясь, просто рассказывает о том, что кругом делается. Услышал забавный разговор двоих у телевизора - и запомнил. Увидел, как люди в очереди стояли, о чем переговаривались,- и рассказал. Было удивительно, с какой быстротой и естественностью он рифмует то, что в жизни отнюдь не согласовано и не "рифмуется". В песенный строй его стиха легко укладывалось "немелодичное", вступало "непоэтичное". Тот "сор", из которого, как сказала Ахматова, "растут стихи, не ведая стыда", в текстах Высоцкого нередко представал в ошеломляющей неприглядности, почти буквальной необработанности, однако странным образом выказывал свой поэтический, артистический норов.

Жизнь богаче выдумки - мы еще раз убеждались в этом, слушая Высоцкого. Его "выдумки" опирались на замечательную свободу поэтической фантазии, но более всего - на энергию самой жизни, ее постоянное многообразное шевеление под любым прессом. Многие тексты Высоцкого вплотную притерты к житейским обстоятельствам. Перебрасываются ли репликами солдаты в окопе или в строю, пишет ли жена письмо мужу на сельхоз-выставку, рассуждает ли о международном положении или о собственном положении в милиции тип, которого забрали "у детского грибочка",- все это реальные монологи и диалоги, к которым как бы и не притрагивалось перо поэта. Таково первое, поверхностное, но сильное впечатление. Впечатление силы-именно от реальности. Задумываться о характере поэтической работы - не есть обязанность читателя. Изучение текстов (и беловиков, и черновиков), анализ авторского исполнения убеждают, что у Высоцкого был свой поиск. Он тщательно искал слово, у которого особый облик. Плотью этого слова был живой звук, интонация. Не всегда песенный звук, но всегда устный, то есть разговорный, живущий в разговоре, в общении человека с миром. Автор шел не от литературной, письменной речи, не от принятых канонов стихосложения, но от того душевного порыва, который ищет непременного, обязательного выхода в живую речь, и там тоже живет по своим душевно-психологическим законам - то длительным, многословным, почти бесконечным потоком, то предельным лаконизмом краткой реплики, чему-то подводящей итог.По черновикам рукописей и количеству отброшенных строф видно, как хлестала в Высоцком энергия словотворчества.

Была своя правда и закономерность в том, как, в какой форме поэзия Высоцкого вступила в нашу жизнь. Имеет смысл это вспомнить.

Минуя так называемые средства массовой информации (радио, печать, телевидение), благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем. Голос был яростной силы, лишенный всякой благостности. Было непривычно, что речь принадлежала то явно автору, то круто меняла свой характер, выражая чью-то совсем иную судьбу. Голос то доносился буквально с улицы, то заставлял вспоминать о временах сказителей и народного эпоса. Для автора как бы не было ни прошлого, ни будущего, только настоящее расширялось бесконечно в обе стороны.

Как бы ни восхвалять сегодня начало 60-х годов, следует помнить, что пора умолчаний, достаточно укрепленная предшествующими десятилетиями, сказывалась и в 60-х. Печатное слово было строго регламентировано. Высоцкий нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет.

К тому же Высоцкому природой был дан голос. Голос особый, не отшлифованный никаким лоском, никакой "концертностью", редкий по музыкальному диапазону (на две октавы!), обрабатывающий песню как наждак, то крупнозернистый, то мельчайший, доводящий интонационное строение фразы до ювелирного изящества. "Мой хрип порой похожим был на вой ",- писал сам Владимир Семенович. Главным его инструментом, его визитной карточкой был голос. Мгновенно узнаваемый, несущийся из окон на любой городской или деревенской улице, на стройке, на пляже, в поезде – где угодно, хоть в тюрьме, причем по обе стороны решетки. И голос Высоцкого звучал. Голос, который продолжает жить…. В публикации неизбежно пропадают многие из этих драгоценных слуховых оттенков. Но их приметы легко найти и в печатном варианте стиха. В песенных текстах Высоцкого почти всегда есть своя драматургия - каким-то одним словом, одним штрихом автор видоизменяет традиционно неизменный припев, убирает механику словесного повтора,- и видно, как от этого приобретает свое развитие мысль, напряжение нарастает в атмосфере. Высоцкий всегда живет в стихе,- так, импровизационно, он жил в исполнении, но и на бумаге, фиксируя найденное, он искал свой способ складывания слов, фраз и строф.

По мнению Н. Крымовой, работа эта, однако, имела еще и другой смысл. Те, кто видел и слышал Высоцкого, помнят, что его мощный голос буквально сотрясал зрительный зал, а подмостки, казалось, ходуном ходили от этих звуков и аккордов. Некоторые только так и воспринимали, так и сохранили это в памяти - как небывалое, чисто эмоциональное впечатление. На самом деле это была своеобразная,- в течение одного концерта очень разная по избираемым приемам и средствам,- упорная работа художника над сознанием аудитории. Во что бы то ни стало докричаться, достучаться (проникнуть, как он говорил, не только в уши, но и в души), что-то сдвинуть в чужом сознании, оживить его,- в этом заключался главный смысл всего, что делал Высоцкий. По ту сторону рампы он видел перед собой массовый чужой опыт и с этим опытом, завоевывая его и подчиняя, вступал в союз и в борьбу. Он ощущал этот опыт иногда дружественным, нередко - косным, заскорузлым, враждебным. Свою поэтическую работу он направлял на преодоление косности мышления, затрагивая едва ли не все те сферы бытия и быта, с которыми ежедневно человеческое сознание имеет дело. Высоцкий разрушал стереотипы, смеялся надтем, что других устрашало, рассказывал о прошлом то, что считалось необходимым забыть, открывал двери, на которых написано "Вход запрещен", не считал себя "посторонним" ничему вокруг себя. Смыслом этого упорного, беззаконного, на первый взгляд как бы даже "непоэтического" поведения было - победить чужую инерцию, не дать укрепиться апатии, смутить равнодушных, раздвинуть горизонты, расчистить от предрассудков пространство, расположить людей к самостоятельной работе мысли и оценке явлений. 1

Какова же, однако, была сила застоя, если многие и эту сверхнапряженную работу художника воспринимали как развлечение или своего рода "кайф", временный блаженный дурман! Исток кликушества, слепого идолопоклонства, глубоко отвратительного природе самого поэта, как ни парадоксально,- здесь, то есть в застое, в пустоте душ, ставшей привычной и одновременно требующей искусственного, якобы "духовного" заполнения. Внешняя активность (даже агрессивность) кликушества - оборотная сторона духовной спячки, апатии, пустоты. Если всерьез разбираться в этом вопросе, окажется, как ни странно, что сектантствующие поклонники Высоцкого его попросту не знают. А не знают потому, что не умеют самостоятельно думать. Для многих, в силу своей доступности, Высоцкий стал стимулом, первотолчком в познании жизни и самих себя. Но те, кто по натуре безнадежно слеп или расположен исключительно к "культу", ничего, кроме песен Высоцкого, видеть не хотят. Такова интереснейшая диалектика резонанса судьбы поэта и массового отклика ему.

Так или иначе, сам Высоцкий не пристраивался к массовым вкусам. Он не позволил им задеть своего художественного достоинства. В сфере песни (в массовой сфере культуры) появилась новая точка отсчета. У нас был Высоцкий - с этим сегодня невозможно не считаться, и не только представителям так называемой "авторской песни".

2. Булат Окуджава – " духовный отец " Высоцкого

Самое время, однако, назвать имя другого поэта - Булата Окуджавы, ибо он был первым. Искренне желая выразить свое уважение, Высоцкий называл его своим "духовным отцом", не расшифровывая это несколько высокопарное определение. Так или иначе, общность тут очевидна - так же как и различие.

Поэзия Окуджавы в конце 50-х - начале 60-х годов ввела в песенный, достаточно обезличенный мир психологию отдельно взятого, частного человека. Не только в темах личных, интимных, но и в самых что ни на есть общественных, таких, как война, индивидуальный человек обнаружил свою самоценность и гораздо более сложные связи с общим, всенародным, нежели было принято думать ранее. Единственное, личное, неповторимое в поэзии Булата Окуджавы было принадлежностью характера одного человека - автора. Этот автор имел свой возраст, биографию, человеческую судьбу и, что очень важно,- принадлежность к определенному поколению. Он потерял в лагере отца, встретил вышедшую на волю мать и заново узнал ее. Он семнадцатилетним юнцом пошел на войну и вернулся живым, пройдя весь этот страшный путь рядовым. Окуджава остался среди живых. И внем остался (не искаженным, не изуродованным) опыт его поколения - уникальный опыт детской веры, последующих потрясений, войны, драматического врастания в послевоенную жизнь с ее новыми, отнюдь не мирными внутренними взрывами.

а) ролевая лирика Владимира Семеновича

Что означает "на свой лад"? В чем заключалось очевидное различие? Сам Высоцкий объяснял происходящее актерской своей профессией - ему, мол, удобно петь от чужого лица, играть роль и т. п. И действительно,- в его песнях выступил не один человек, а множество, и самых разных. Каждый со своей биографией (социально очень определенной, безошибочно угадываемой любой аудиторией, при том, что автор дает лишь косвенные, краткие приметы биографии, чаще всего отраженные в складе речи), своей манерой общаться, оценивать окружающее, приспосабливаться к нему и т. д. У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем еще не написанных пьес.

Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей-смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.

Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали.А Высоцкий вроде бы не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои – всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – " песни – роли ". За всеми этими ролями – масками, однако, скрывается сходный психологический тип: сильный человек, испытываемый на излом в экстремальной, предельной ситуации, часто на границе между жизнью и смертью.

Д. Самойлов настаивает, что истоки подобного творчества уходят в жанр городского романса. Но при всей очевидности "чувствительной" природы жанра, его лирической откровенности, исповедальности и т. п., следует сказать, что социальные исповеди песенных монологов Высоцкого не столько даже возродили жанр, сколько взорвали его изнутри особой содержательностью. Нечто традиционное если и было извлечено на свет, то только для того, чтобы встряхнуть традиции как следует на чистом воздухе и вытряхнуть из них пыль. Напомнить то, что было, и поразить тем, чего еще не было. 6

Благодаря песням Высоцкого множество раньше молчащих людей получили возможность высказаться, что называется, излить душу, сказать о себе и о жизни самое существенное. Распространенные в литературе и театре 60-х годов термины "самовыражение" и "исповедальность" к случаю с Высоцким применимы, но с существенной поправкой: право выразить себя, право на исповедь получил не один человек (автор), а - через него - огромное множество. Оттого это " самовыражение " не могло иссякнуть, не могло быть монотонным, не надоедало эгоцентризмом, чуждо было самолюбованию. Вот самое существенное; Высоцкий открыл дверь в искусство множеству людей, не имевших доступа в подобные сферы. Заслуга Высоцкого - сегодня, оглядываясь, видишь это с полной определенностью,- в том, что не дожидаясь позволения сверху, минуя запреты и заслоны своего времени, он расширил, если можно так сказать, социальный диапазон поэзии, указал на непременность связей "высокого" материала с самым "низким". Такие понятия, как "уличное", "площадное", "неказенное", "неофициальное", издавна бытуют в эстетике. Высоцкий наполнил их реальным содержанием, ибо вел речь о жизни масс, становился выразителем их мощной разноголосицы. Вводя в поэтический язык неофициальную простонародную речь, он не занимался "стилизацией", как иногда принято думать, но обнаруживал и обнародовал природный, массовый уклад мышления, проявляющий себя в ничем не стесненном слове. Он искал и находил нравственную гармонию там, где, казалось, никакой гармонии нет. Автор выявлял здоровое, корневое начало народной души и речи, намекая на сохраняемые где-то в глубине душ здравые представления о жизни, о ее ценностях, о добре и зле.

Как актер, он сыграл в своих песнях множество ролей. Но прежде всего он их сочинил как автор, как поэт. Они оформились в его сознании в виде художественных образов, которые просились выйти наружу в слове, опираясь при этом не только (и даже не столько) на талант актера, сколько на традиционные для русской поэзии основы.

Пример Высоцкого исключителен, потому что его художественная судьба, как бы ни соприкасалась она с театром и кинематографом, определялась конечно же волей русской поэзии прежде всего. Вопреки ежедневной, узаконенной в актерском деле зависимости, его собственный - авторский - мир рос и расширялся буквально не по дням, а по часам. Да, замысел песни нередко был неотрывен от исполнения, но только воля автора, поэта вызывала к жизни слово и звук живого голоса. В этом собственном мире Высоцкий творил один, независимо ни от кого, и один за все отвечал. Характерно, как сам он объяснял то, что в начале 60-х годов позволило ему выйти с гитарой, правда, не в Политехнический, где выступали Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, но одновременно с ними. Это был памятный всем взлет современной поэзии и выход на подмостки новых, молодых. Скромного таганского актера никто не приглашал тогда в Политехнический, но в его словах - и уважительная "отдельность", и, что важнее, несомненная причастность к происходящему.

Каждую "роль", сочиненную в песне, этот автор проживал. То есть пропускал через себя. "Втискивался" в нее, как он сам говорил. (Станиславский любил повторять слова Щепкина о том, что играть надо так, чтобы между актером и ролью нельзя было просунуть иголки. По существу, речь о том же.) Есть обиходное выражение: побыть в чужой шкуре. Высоцкий часто им пользовался. Побыть в чужой шкуре - для него не значило набросить ее себе на плечи и покрасоваться. "Чужая шкура" для него - опыт чужой жизни, который он принимает на себя, заново, зрением уже другого человека пересматривая все окружающие обстоятельства. Это напряженная работа души, стремящейся перевоплотиться, это непрекращающийся процесс познания.

Почему его принимали и понимали люди разных возрастов, социальных групп, уровней и профессий? Одно из простейших и главных объяснений сказанному: потому что он очень многое знал о жизни других. Это тоже было определенной позицией в искусстве: знать. Не брать на веру чужие знания, а иметь свои. Чтобы "дойти до самой сути", надо признать относительность собственного опыта и с головой погрузиться в чужой, ничто не считая там ненужной мелочью. Потом произойдет отбор - останутся лишь те подробности, которые нужны для "сути". Поэзия Высоцкого необычайно богата этими подробностями, деталями, раньше даже казалось - перенасыщена ими.

Кабинетное знание изолирует человека, отстраняет литератора от других людей. В данном случае - знание постоянно бросало поэта в толпу, иногда почти растворяло его в ней. А масса питала его собой, давая огромную информацию - фактическую, чувственную, историческую, социальную, современную - какую угодно.

Иногда казалась почти стертой граница между "я" Высоцкого и его персонажем. Это и было искомой полнотой перевоплощения и переживания. Но как раз в печатных текстах, лишенных магии актерского обаяния, мгновенной смены интонаций, игры мимики и т. п.,- как раз в них более уловимо "я" поэта, всегда излучающее свою собственную энергию, независимо от того, героический или низменный объект взят для поэтического изучения. По энергии словотворчества, далекой от распространенного обиходного косноязычия, по той нравственной позиции, которая всегда недвусмысленна, хотя на первый взгляд совершенно растворена в чужой психологии и чужом говоре, по особому лукавству, доброте и еще многим другим приметам стихотворных текстов всегда можно узнать: это - Высоцкий.


б) военный цикл – один из самых больших и известных

В шестьдесят четвертом, еще вперемежку с воровскими песнями, Высоцкий сочиняет " Братские могилы ". Начатый с этой песни военный цикл станет одним из самых больших и самых известных (" Сыновья уходят в бой", " Он не вернулся из боя ", " Мы вращаем Землю "). О военных песнях Высоцкого много написано, ибо этот "раздел" его поэзии явился наиболее доступным для официального признания. Действительно, эти песни и патриотичны, и мужественны, и жива в них человеческая память. Но суть подхода поэта к теме была в том, что безымянный(для некоторых почти безликий) герой войны в песнях Высоцкого как бы размножился и разъединился на десятки реальных лиц, индивидуальных характеров, драматических (нередко - трагических) судеб. Каноны официально принятой "типизации" и "героизации" отступили перед убежденностью художника в ценности каждой человеческой жизни, перед его пристальнейшим интересом не только к реальности войны, но и к ее чудовищно-абсурдной нереальности, неправдоподобию, беззаконию, уносящему миллионы человеческих жизней. Он стремился заглянуть в лица тех, кто составлял армии и роты. И голос одного-единственного, нередко попавшего в ситуацию исключительную (смешную или страшную), оказался важным до чрезвычайности. Высоцкий не воевал, война застала его ребенком (он родился 25 Января 1938 года), но он был сыном военнослужащего и, может быть, поэтому знал больше сверстников о том, что происходит на фронте и в тылу.

Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.

Сегодня не слышно биенье сердец-

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

"На этот раз мне не вернуться,

Я ухожу - придет другой".

Мы не успели оглянуться –

А сыновья уходят в бой! 4

Именно так и продолжается жизнь, продолжается общая судьба и общее дело людей. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…

Неведомо, написал ли кто-нибудь из прозаиков реальную трагическую историю евпаторийских десантников, но Высоцкий рассказал правду об этом обреченном на смерть героическом десанте в "Черных бушлатах". Еще до конца не рассказано в литературе о том, что такое психология людей, попавших в штрафные батальоны,- Высоцкий, минуя известные пределы героической темы, приоткрыл тему еще и с этой стороны, известной народу, но неведомой литературе.

Короче - то, что сегодня путем трудной борьбы завоевывает все сферы общества, поэт, не дожидаясь никаких указаний, реализовывал, полагаясь на собственный природный демократизм, гражданскую и поэтическую интуицию.

Нередко пишут, что стихи Высоцкого "высмеивают наши недостатки". К этому штампу прибегают, дабы утвердить отношение поэта к так называемым "негативным явлениям ".

в) юмор – сигнал человеческого сближения

Высоцкий не часто высмеивает, хотя и смеется, и вообще без юмора никогда не обходится. Он не издевается, не бичует и даже не осуждает. Хотя и судит. Судит о жизни и о людях, которых видит насквозь в их прошлом и настоящем, в их подвигах и грехах, в несоответствии мнения человека о себе и его реальной значимости.

Забавность облика, личины - это юмор первого, поверхностного плана. А так как второй план юмора есть не что иное, как второй смысл,- нередко куда более общий, расширительный, всегда требующий напряжения ума и не поддающийся одной-единственной разгадке,- возникали и будут возникать сложности с трактовками стихов. Дело в том, что эти стихи многозначны. В них есть и второй, а нередко и третий смысл. Расхожим является термин: "шуточные песни Высоцкого". Действительно, скажем, шутка в рассказе о Жирафе, который влюбился в Антилопу, наглядна для всех, даже для самых маленьких. Но когда Гоголь утверждал, что басни Крылова "отнюдь не удел детей", он, не отрицая понятного детям смысла басенных сюжетов, звал оценить маленькие притчи еще и как собрание парадоксов бытия, книгу мудрости, отмеченную особым, даром автора - выражаться "доступно всем". Простота, доступность, очевидность - это лучший способ первоначального познания. На этой ступени можно и остановиться. А можно пойти дальше. И каждый сделает это в соответствии с собственными фантазией, опытом и, разумеется, чувством юмора.

Кстати, предваряя исполнение именно песни про Жирафа, автор сказал, что в каждой шуточной песне должен быть какой-то "второй слой", а иначе у него не потянется рука к перу. Этот второй слой (непременное условие народной поговорки) существует в простейшей строке, тут же ушедшей из стиха в нашу обиходную речь: "Жираф большой - ему видней!"

Как известно, смех - это сигнал человеческого сближения. Смеются равные. Смех уравнивает людей, он восстает против всяческих разделяющих перегородок, чинов и различий. В стихах Высоцкого эта роль смеха имеет явно выраженный общественный характер. В его смехе - призыв, вера и, что очень важно, ощущение идеала, иногда смутное у его персонажей, но постоянное и отчетливое у автора.

Иногда он "полушуткой" называл нечто очень серьезное и сложное. Например, назвал так песню "В сон мне - желтые огни...", одну из самых трагических. Но трагическое состояние души, которой "всё не так", и страшный в своей выразительности перечень полярных явлений, сближенных тем, что и там и тут "ничто не свято",- сам этот перечень закамуфлирован такой нарочито расхожей цыганщиной, что уже одно это почти смешно. Любители песенных стилизаций блаженно улыбаются лихому переплясу строф, строк, мелодии, между тем слова и строфы соединяются в причудливый, но достаточно строгий порядок, минуют житейскую логику, притом чувство выражают несомненно трагическое. В данном случае песенная природа стиха дает некий исход тому, что в общем-то безысходно, трагично. 5

Смех различен, как отпечатки пальцев. Смех Высоцкого имеет характер защиты - человек защищает все живое. Он защищает жизнь - как природу в себе и вокруг, как нормальную среду обитания. Путем смеха он обнаруживает в этой среде все неестественное, искаженное, извращенное. Он в самом себе не боится увидеть искажение идеала и посмеяться над этим.

Набравшись дерзости у народного юмора, то есть у народного склада ума, Высоцкий ввел юмор туда, где ему, вроде бы, мало места,- в тему войны. Он не первый это сделал, но не случайно так долго не могли пробиться к публикации песни Высоцкого "Тот, который не стрелял", "Жил я с матерью и батей...". Кому-то чуть ли не кощунственной казалась интонация этих стихов. Между тем поэт лишь продолжил свое исследование состояния человека на войне, зная, что тема требует полноты объема, а запретных ракурсов в стремлении к правде нет и быть не может.

Он ввел юмор и в ту тему, которая в его время вообще не поднималась, а у него открыто прозвучала и в "Баньке по-белому", и в "Райских яблоках". Жутковатый там юмор, но, однако, несомненный. "А на левой груди - профиль Сталина, а на правой - Маринка анфас". И это - не будем ханжами - смешно. Как говорит народ, что грешно, то смешно. В самые страшные стихи о побеге из мест заключения тоже введен юмор - как страшноватый оскал, как стальной блеск той улыбки бывшего зека, о которой Твардовский писал в поэме "За далью - даль".

Шуткой - вольной, яростной - в народе издавна принято подавлять страх, побеждать его. В эпоху множественных страхов Высоцкий извлекал из себя и из своей огромной, массовой аудитории эту великую способность - смеяться над тем, что страшно.

Подтрунивание над собой - традиционная интонация русских солдатских песен. (В чистом виде она воспроизведена, в одной из песен к "Иван-да-Марье".) В этом смысле Высоцкий - поэт глубоко традиционный. И язык, и смех Высоцкого не являются, строго говоря, фольклорными.Это искусство поэта-профессионала. Но, вступая в стихию вольной беседы (такова наиболее употребимая им поэтическая форма), откровенного скоморошества и балагурства, он чувствовал себя абсолютно естественно, будто в этой стихии и родился. Неизвестно, сколько книг о фольклоре было им прочитано. Но любой специалист, прислушавшись к гулу его поэтической ярмарки, уловит там многие речевые жанры площади - голоса зазывал-шарлатанов, прибаутки балаганных "дедов", юмористические проклятия, обращенные к публике и к себе. Словом, тот культ смеха, который уходит в глубь народной жизни и сохраняется там веками.

Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано. Оно лишено интеллектуальной усложненности. Но в нем природное изящество и своя стать. Поэт охотно и часто играет словами, рифмами (в исполнении - мелодическими ритмами). Эта игра тоже более всего продиктована веселой свободой общения - и со словом, и с аудиторией. Поэзия Высоцкого прямодушна. С простотой, которая в быту лишь ребенку прощается, поэт говорил то, что думал сам и что думали (но не говорили, молчали) многие. Но эта простота, эта как бы немудреная природа содержит в себе свои загадки.

У него самого было военное детство и послевоенное невеселое отрочество. От звуков и настроений того времени он никогда не отмахивался, помнил их прекрасно. Он говорил, что ранние песни дали его голосу "раскрепощенность" 2 , и это немаловажно. Постоянно звучит в них мотив свободы - то мнимой, временной, то подлинной, угадываемой как идеал. "У меня гитара есть - расступитесь, стены!" - в наивной форме выражено и счастливое обладание такой собственностью (возможно, единственной), как гитара, и вера в некую свою волшебную силу, которая раздвигает уготованноетесное пространство. Право же, нет смысла как-либо "очищать" то начало, которое Высоцкому органично как поэтическое начало и по-своему чисто и закономерно. И видится какая-то связь между этим юношеским "расступитесь, стены!" и тем постоянным желанием "раздвинуть горизонты", которое стало знаком, метой поэтической зрелости. Тут и связь есть, но и стремительное движение очевидно, и рост мастерства, и определенность художественного самосознания.

III . Высоцкий – певец народной воли

Не верится, что прошло уже двадцать четыре года с тех пор, как не стало с нами Владимира Высоцкого. Было странно и досадно в те дни, когда страна прощалась со своим актером, поэтом и певцом – болью и совестью народа. "Он пел, как играл, а играл, как жил – неистово, гибельно ", с болью и надрывом в душе. Его можно назвать певцом народной воли. Всю жизнь Высоцкого сопровождало горячее желание любви, чтоб чаще ощущать состояние приподнятости над обыденным и земным, как он сам говорил: "…желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение".

На многое открыл глаза Владимир Высоцкий. То время – семидесятых и восьмидесятых годов – и называют теперь не иначе как " застойные – застольные ".

… Да еще вином

Много тешились,

Разоряли дом,

Дрались, вешались… 3

Поколению 60-х годов в чем – то повезло, " оттепель " в стране помогла подтолкнуть их к самовыражению и реализации своих дремлющих творческих сил. Нужно поучиться у Высоцкого больше общаться с народом, прислушиваться к живому, разговорному русскому языку. Он, как никто, мог передать интонацию и тон доверительного разговора со слушателем при помощи живых слов народной речи. Высоцкий как актер понимал всю важность расстановки именно таких акцентов в своем творчестве, верно сделал упор на эту сторону при создании своих песен, бьющих не в бровь, а в глаз – в самую точку – в душу каждого.… Случилось это с ним неожиданно, когда он слушал Булата Окуджаву и понял, что "… впечатление можно усилить музыкальным инструментом и мелодией…. Это помогает, то есть даже сочинять – с гитарой…". Он жил среди нас в годины непростые, в странное и сонное время…. Но он сумел докричаться до каждого, он посмел думать, чувствовать, петь песни свои, стихи не без контекста: стихи – вопль, стихи – слезы, стихи – роль…

Песенная поэзия Владимира Высоцкого создавалась в муках при отстаивании своих взглядов на жизнь, борьбу и любовь. Ему было странно и страшно " в забавах свой век коротать…". Высоцкий прекрасно знал и чувствовал, что спасение и смысл настоящей жизни – в творческой работе.

Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Владимир Семенович начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя – значит добиваться наивысшего наслаждения.

Вся Москва слушала и пела запретные для печати тексты прославленного барда, который официально считался только автором пьес и сценариев. Песни Высоцкого напоминают гриппозную эпидемию не только по скорости распространения, но и по невозможности избежать этой " болезни ", не заразиться ее прилипчивыми мелодиями и текстами.

Нельзя считать, что в СССР Владимиру Семеновичу " не додали славы ", - он, как и Шукшин, стал национальным героем, что не так часто случается с писателями. Не в том ли его " особость ", что совместил его дар разные грани художника – певца, поэта, актера – и что сплав этот оказался уникальным, неповторимым в своем редкостном единстве анекдотический или "роковой" сюжет.

Список литературы

1. В.С. Высоцкий в контексте русской культуры (сб. текстов –составитель Л. Абрамова и др.). - М., 1990.

2. Владимир Высоцкий Нерв Стихи 6 – е издание. – М., 1998,стр. 239, стр. 3-14.

3. Владимир Высоцкий Избранное.- Москва, Советский писатель,1988, стр.509, стр.481 – 502.

4. Кормилов С.И. Песни Владимира Высоцкого о войне, дружбе и любви //Русская речь. – 1983. -№3

5. Кохановский И. Серебряные струны: О песенном творчестве В.Высоцкого: Воспоминания// Юность. – 1988. - №7.

6. Новиков В.И. Живая вода: Заметки о языке поэзии В. Высоцкого// Рус. Речь. – 1988. - №1.

7. Обсуждаем наследие В.Высоцкого// Вопр. Лит-ры. – 1987. -№4.

Владимир Высоцкий, биография которого будет представлена в этой статье, - русский поэт, исполнитель и автор песен, актер. Он родился в 1938 году, 25 января, в родильном доме в Москве, находящемся по адресу Щепкина, 61/2.

Родители Высоцкого

Родители будущего поэта - Высоцкий Семен Владимирович и Серегина Нина Максимовна. Они вместе прожили около пяти лет. Отец Владимира познакомился на фронте с другой женщиной и поэтому ушел из семьи. Повторно вышла замуж через некоторое время Нина Максимовна.

У юного Владимира отношения с отчимом с самого начала не заладились. Этот человек не обладал в глазах мальчика никаким авторитетом. Видимо, это стало одной из причин того, что Высоцкий попросил своего родного отца взять его в Германию с собой, куда, как офицера Советской Армии, Семена Владимировича отправили в январе 1947 года на службу.

Жизнь в юные годы

Владимир Высоцкий, биография которого нас интересует, до октября 1949 года жил с отцом и его второй женой, Лихолатовой Евгенией Степановной, в городе Эберсвальде, в военном гарнизоне. Затем семью вернули на родину. Отец отправился на службу в Киев, а его жена и Владимир поселились в Москве, в Большом Каретном переулке, в доме №15. Здесь жила Евгения Степановна со своим первым мужем, который погиб еще в довоенное время.

Высоцкого в седьмом классе освободили по причине нездоровья от занятий физкультурой. Врачи обнаружили в его сердце шумы. Они посоветовали следить родителям Володи, чтобы мальчик вел себя умеренно - прыгал и бегал поменьше.

Компания с Большого Каретного

Вова, начиная с седьмого класса, начал часто прогуливать уроки. Порой в год у него набегало прогулов до месяца. Он посещал Эрмитаж, театр-сад, где выступали известные артисты, а также кинотеатры, расположенные неподалеку: "Москва", "Экран жизни", Метрополь", "Центральный" и др. Шумная компания после посещения этих мест собиралась обычно на квартире Левона Кочаряна, жившего в том же доме, где и Высоцкий, несколькими этажами выше. Здесь приятели играли в карты, слушали музыку, выпивали. По воспоминаниям Марины Влади (жены Владимира Семеновича, о которой мы еще расскажем), впервые Высоцкий попробовал вино в 13 лет в этой компании с Большого Каретного.

Механический факультет

Владимир Высоцкий (биография, составленная нами, лишь вкратце описывает основные события его жизни и творчества) в 1955 году поступил на механический факультет в Инженерно-строительный институт. Но недолго он проучился там - бросил через три месяца обучение, твердо решив поступить в театральное училище.

Учеба в МХАТе

Владимир Высоцкий летом 1956 года подал документы в МХАТ и поступил с первого раза туда, к удивлению своих близких. Помогли посещения драмкружка, руководил которым В.Н. Богомолов. Во время учебы произошло знакомство Владимира Семеновича с девушкой, которая стала его первой женой. Ее звали Иза Жукова. Она училась на третьем курсе, была на год старше Владимира. Знакомство произошло в момент, когда Высоцкого пригласили участвовать в спектакле "Гостиница "Астория" - курсовой работе третьекурсников. Он сыграл в ней бессловесную роль солдата.

Иза Жукова становится первой женой Высоцкого

Владимир Высоцкий песни для театра и кино создаст несколько позже. В это время он был захвачен работой в театре, посещал все репетиции. Довольно быстро, одним словом, он стал своим парнем среди третьекурсников, что было не слишком сложно при его общительном характере. Тогда же произошло близкое знакомство с Изой Жуковой. Он стал встречаться с этой девушкой, а в 1957 году, осенью, уговорил ее окончательно переехать из общежития на Первую Мещанскую к нему. У девушки был лишь небольшой чемоданчик, поэтому особых хлопот молодым этот переезд не доставил.

Свадьба была сыграна лишь в мае следующего года (1958), когда Иза Жукова закончила учебу и получила диплом. По настоянию родителей Высоцкого ее отметили на Большом Каретном.

Иза была к тому времени самостоятельной девушкой, поэтому для нее семейная жизнь не была обременительной. Этого нельзя было сказать про 20-летнего артиста. Даже став семейным человеком, Владимир Высоцкий не изменил старым привычкам и продолжил посещать мужские компании, в которых ему было намного интереснее, чем дома. У молодых на этой почве вскоре начались серьезные ссоры.

Дебют в кино

Дебют в кино Владимира Высоцкого состоялся в 1959 году. В фильме "Сверстницы" Василия Ордынского он сыграл эпизодическую роль студента одного театрального института. Только на несколько секунд появившись в кадре, Владимир произнес лишь одну фразу: "Сундук и корыто".

Первое выступление на эстраде

Владимир Семенович в том же году вышел впервые на эстраду. Он освоил игру на гитаре сразу же после окончания школы и успел к тому времени создать несколько песен собственного сочинения. На сцене студенческого клуба МГУ он исполнил их и имел успех у публики. Правда, все песни спеть Владимир Семенович тогда не сумел, поскольку П. Поспелов, кандидат в члены Политбюро и один из его охранников, потребовал прекратить выступление.

Владимир Высоцкий (биография, фото которого представлены в нашей статье) в июне 1960 года окончил с успехом Школу-студию и столкнулся с проблемой выбора места работы. Ему хотелось по молодости остроты ощущений и новизны, поэтому Высоцкий выбрал Театр им. Пушкина. В то время Борис Равенских, новый режиссер, пришел к его руководству. Он предлагал Владимиру лишь роли в массовке, из-за чего у того начались срывы, и он стал все чаще пропадать из театра.

Песни, спектакли и кино

Певец Владимир Высоцкий, биография которого представлена в этой статье, в творчестве своем отталкивался от традиций отечественного городского романса. В театре на Таганке с 1964 года он участвовал в спектаклях "Пугачев", "Гамлет", "Вишневый сад" и др. Ниже представлена фотография Владимира Семеновича во время исполнения роли в спектакле "Пугачев".


Высоцкий снялся в следующих фильмах: "Вертикаль", "Короткие встречи" и "Место встречи изменить нельзя" (соответственно 1967, 1968 и 1979 год) и др.

Герой Высоцкого

Ему был присущ "лавинный" мощный темперамент. Подлинно трагический герой Владимира Высоцкого - сознающий обреченность, однако не допускающий даже мысли о капитуляции бунтарь-одиночка, сильная личность. Владимир в комических жанрах менял с легкостью социальные маски, добиваясь при этом абсолютной узнаваемости "зарисовок с натуры". В драматических ролях и "серьезных" песнях наружу пробивалась глубинная сила, тоска по справедливости, рвущая душу. Владимир Высоцкий (биография, личная жизнь которого в последующие годы представлены ниже) посмертно, в 1987 году, получил Государственную премию СССР.

Поездка в Краснодарский край

В 1965 году, 4 ноября, состоялась премьера спектакля "Павшие и живые" в театре на Таганке. В том же году кинематограф предложил ему две роли: в фильмах "Стряпуха" и "Наш дом". Для участия в первом в июле-августе отправился в Краснодарский край Владимир Высоцкий. Биография, личная жизнь этого артиста описаны в нашей статье, в которую мы постарались включить наиболее значимые эпизоды, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. К ним относится и эта поездка, которая была необходима как возможность уйти от домашних проблем хоть на какое-то время. К самой роли Владимир серьезно не относился.

Однако в командировке этой Высоцкий необходимого покоя не нашел. Он вновь запил, и поэтому Кеосаян, режиссер "Стряпухи", дважды вынужден был выгонять его со съемок. Однако это был не первый и не последний режиссер, поступавший подобным образом с Высоцким. Такая же история случилась в начале 1965 года у актера и с А. Тарковским.

Видя, как омут пьянки все глубже засасывает Владимира, близкие и родные привлекли Ю. Любимова на свою сторону. Это был человек, авторитет которого для Высоцкого в те годы был непререкаем. Он уговорил его лечь в больницу.

Брак с Мариной Влади

Владимир Семенович 1 декабря 1970 года зарегистрировал официально свой брак с Мариной Влади. Сразу после церемонии молодожены отправились в путешествие (Одесса-Сухуми-Тбилиси). На 2-й Фрунзенской по приезде в Москву состоялась свадьба. В середине января, не успело еще стихнуть эхо застолья в честь свадьбы, после конфликта с Любимовым, Высоцкий запил вновь и лег в Институт Склифосовского на три дня. Влади, обезумевшая от отчаяния, собрала вещи и отправилась во Францию.

"Гамлет"

Владимир Высоцкий в 1970 году, 24 января, чуть не задушил свою супругу, сорвал дверь, разбил окна. В 1971, 29 ноября, состоялась премьера "Гамлета" в театре на Таганке. Это была постановка Любимова. В роли Гамлета выступил Высоцкий. Эта роль, без сомнения, стала звездной в карьере Владимира Семеновича. Начинались семидесятые - время, впоследствии окрещенное "эпохой Высоцкого". Гамлет сформировал образ Владимира Семеновича как борца с эпохой безвременья, послужил толчком в дальнейших размышлениях о своем месте в мире, выбранном пути, смысле жизни.

Концертная деятельность в 1972 году

Творческая активность Владимира в 1972 году продолжала набирать обороты. От Москвы до Тюмени простираются его концертные маршруты. Залы на всех выступлениях забиты были всегда "под завязку". Очень популярным артистом уже в то время был Высоцкий Владимир Семенович. Биография его может быть дополнена появлением многочисленных песен. Целая серия их выходит из-под его пера. Они стали в народе чрезвычайно популярными. Владимир Высоцкий песни написал и исполнял в то время следующие: "Мы вращаем Землю", "Канатоходец", "В заповеднике", "Гимн шахматной короне", "Мишка Шифман", "Кони привередливые" (это лишь самые известные в народе произведения).


Высоцкий вновь в Институте Склифософского

В 1977 году, 6 апреля, состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в театре на Таганке (постановка Любимого). Высоцкий Владимир Семенович, биография которого уже была отмечена в то время успешными работами в театре, должен был исполнить в ней роль Ивана Бездомного. Однако до премьеры ее не довел. В начале апреля его вновь положили в Институт Склифософского, так как функции организма отключились. Одна почка не работала совсем, вторая едва функционировала. Сильно разрушена была печень. Постоянно мучили Высоцкого галлюцинации, у него была частичная отечность мозга, он бредил. Когда Марина Влади вошла в палату, просто не узнал ее Владимир Высоцкий. Биография (краткая) жизни этого человека уже приближается к финалу.

Клиническая смерть Владимира Семеновича

В 1979 году, 25 июля, ровно за год до смерти, Высоцкий пережил клиническую смерть. Он отправился в конце июля на гастроли по всей Средней Азии. Произошла клиническая смерть по вине самого артиста. Когда у Владимира закончились наркотики, он вколол лекарство, используемое для лечения зубов. Высоцкому сразу же стало плохо. Лишь чудом его удалось спасти.

Авария, которую пережил Владимир Высоцкий

Биография и творчество (кратко) последнего года жизни его отмечены следующими событиями. В 1980 году, 1 января, Владимир Семенович попал в аварию (врезался в троллейбус) из-за того, что у артиста закончились наркотики. Сам Владимир Высоцкий (биография краткая не описывает всех подробностей этой истории) почти не пострадал, но попутчиком его повезло меньше: у Янкловича было сотрясение мозга, а у Абдулова сломана рука. Авария, к счастью, произошла напротив больницы, поэтому пострадавших сразу же доставили туда.

Попытка излечения

В 1980 году, 25 января, Высоцкий решился на своем дне рождения попытаться снова вылечиться. Лишь трое гостей были у него на квартире в тот день: Шехтман, Янклович и Оксана Афанасьева. Федотов (врач Высоцкого) рассказывает, что они закрылись с ним на неделю в квартире, находящейся на Малой Грузинской. Врач поставил капельницу Владимиру, что сняло абстинентный синдром. Однако от наркотиков и алкоголя развивается психологическая и физиологическая зависимость. Снять физиологическую они сумели, а вот с психологической было сложнее...

Смерть Высоцкого

В этом же году, 25 июля, у Владимира между 3 и 4.30 ночи остановилась "на фоне инфаркта" сердце. Врач А. Федотов около двух часов ночи сделал Высоцкому укол снотворного, и тот наконец уснул, расположившись в большой комнате на тахте. Федотов пришел со смены измотанный и уставший. Поэтому он прилег ненадолго и уснул примерно в три часа. Проснулся врач от зловещей тишины. Он кинулся к Высоцкому, но было уже поздно. Остановка сердца наступила между тремя часами и половиной пятого. Это был острый инфаркт миокарда, судя по клинике. Так скончался Владимир Высоцкий. Биография его на этом заканчивается, однако память о нем продолжает жить в сердцах многих.

Всенародная любовь

До сих пор спорят о том, кем же Высоцкий был больше - поэтом или актером. Одни утверждают, что стихи и песни его весьма заурядны, и лишь блестящее исполнение их Владимиром Семеновичем делает их настоящими произведениями искусства. Другие считают, что никакие роли его на экране и на сцене не могут по степени таланта и оригинальности сравниться с песнями, которые создал Владимир Высоцкий.

Биография и творчество его вызывают непрекращающийся интерес. Правомерна эта дискуссия, которая, наверное, не закончится никогда, пока будут помнить, смотреть и слушать Владимира Семеновича. Одна сторона творчества его связана неразрывно с другой. Об этом необходимо помнить, когда мы говорим о таком человеке, как Владимир Высоцкий. Песни его представляют собой чаще всего монологи от лица различных персонажей: военных, обывателей, сказочных героев, шпаны... В последние годы он писал в основном от собственного лица. Смешаны лицедейские, актерские, глубоко личностные сущности Владимира Семеновича в его творчестве. Такую же смесь можно найти и в лучших ролях его: на сцене - Гамлет и Галилей, на экране - белогвардейский офицер ("Служили два товарища"), геолог ("Короткие встречи"), радист ("Вертикаль"), Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя").

Память Владимира Семеновича

Песни Высоцкого актуальны и популярны и сегодня. Его стиль и манера исполнения породили в нашей стране новый жанр, называемый "русским шансоном". Даже среди величайших личностей русского искусства не пропал, не затерялся Владимир Высоцкий. Это говорит о том, что его творчество и жизнь не были напрасны. Фото памятника, находящегося в Польше, представлено ниже.

На Гоголевском бульваре (Москва) с 1994 года проводится постоянная выставка, на которой представлены любительские и профессиональные фотографии из жизни Владимира Семеновича.

Учреждена в 1997 году ежегодная премия его имени "Своя колея". В 1999 году была осуществлена актерами Таганки постановка спектакля под названием "ВВС" (расшифровывается как Высоцкий Владимир Семенович). В 2013 году вышел фильм о нем - "Спасибо, что живой". В Екатеринбурге находится небоскреб, названный именем Высоцкого (фото представлено ниже).

Итак, мы познакомили вас с таким интересным артистом, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография была описана нами по возможности емко. Однако факты о жизни и творчестве этого человека можно дополнить. Сегодня известно довольно много о таком великом артисте, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография, воспоминания и целые книги о нем были созданы многими его современниками. Например, Анатолий Утевский, друг Высоцкого, которому тот посвятил песню под названием "На Большом Каретном", создал книгу о нем ("И снова на Большом Каретном"). В ней описывается биография Владимира Высоцкого. Краткое содержание ее (в числе прочих источников) было использовано нами при составлении этой статьи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.