Между чечевичной похлебкой и источником воды живой. Библейская пища. Чечевица за первородство – выгодный обмен

Чечевица – одна из древнейших бобовых культур. Упоминания о блюдах из чечевицы встречаются в трудах античных историков, а первые рецепты — в древнеримской кулинарной книге легендарного гурмана I в. н. э. Марка Габия Апиция. Супу из чечевицы отдавал должное и древнегреческий комедиограф Аристофан, считавший эту еду «слаще всех деликатесов». Но легендарным чечевичный суп стал благодаря драматической библейской истории про обмен права первородства на миску чечевичной похлебки, что повлияло на судьбу целого народа.

Эта история рассказана в Ветхом Завете (Бытие, гл. 25), являющемся священным текстом иудаизма и христианства. Она повествует, что у одного из патриархов иудейского народа — Исаака, и его жены Ревекки, родились два сына-близнеца. Старший сын Исав, который получил право первородства (хотя родился всего на несколько минут раньше брата), вырос охотником, человеком полей; был он, как написано в книге «мужем грубоватым и волосатым».

Следует отметить, что в древности «первенец», старший сын в семье, пользовался всеми правами и преимуществами по сравнению с остальными братьями: он наследовал большую часть имущества отца, не говоря уж о почете и уважении, которые доставались на его долю. Все это называлось «правом первородства ».

Младший сын Иаков, напротив, казался кротким, благочестивым, «живущим в шатрах», т.е. был домоседом. Потому отец благоволил Исаву, а Ревекка любила младшего Иакова. Однажды, когда он готовил чечевичную похлебку, с охоты вернулся брат его Исав, голодный, уставший и злой. «Дай мне того, красного что ты готовишь » — попросил Исав Иакова (Быт. 25:30).
«Красное» — это сочиво, то есть, разваренное зерно чечевицы. (Четырьмя стихами позже (25:34) она была названа в тексте чечевичной похлебкой ).

Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.
Голодный простак согласился. «Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… » (Бытие гл.25:32-34). Так Исав пренебрег правом первородства, а Иаков занял место старшего в роде.

В те ветхозаветные времена старший сын наследовал не только родительское имущество, но и становился духовным наследником отца, получая не только права, но и обязанности. Для охотника Исава (иногда его называют Эсавом), человека грубого и необузданного, постоянно сталкивающегося со смертью, материальные сиюминутные блага были выше, чем абстрактное духовное совершенствование. Чечевичная похлебка, утолившая его голод, оказалась «равноценной» заменой богоизбранности.


«Продажа первородства», Маттиас Стом (1600-1652)

Но и для лукавого брата Иакова, обманом получившего все права старшего сына, дальнейшая судьба не была легкой. Его жизнь обратилась в нескончаемую расплату за коварство.
Тем не менее, сыновья Иакова вошли в библейскую историю как родоначальники 12 колен Израилевых, а чечевичная похлебка стала самой дорогой порцией супа в истории человечества и олицетворением торжества плотского над духовным. Само выражение «за чечевичную похлебку » перешло в разряд крылатых фраз, обозначавшую поступиться чем-то значительным ради ничтожного, низменного удовольствия или соблазна.

Легенда из Бытия не раз вдохновляла художников на создание живописных полотен. Среди живописцев, написавших картины на библейскую тему о продаже права первородства, были нидерландские художники Маттиас Стом (1600 – 1652), Ян Викторс (1619 – 1676) и Хенрик Тербрюгген (1588 – 1629).

«Исав и Иаков», Маттиас Стом
Ян Викторс, «Чечевичная похлебка», 1653
«Исав продает право первородства», Хенрик Тербрюгген, 1645

Тот же сюжет встречается на картинах голландского живописца и пастора Ламберта Якобса (1598 – 1636), и у итальянского художника Луки Джордано (1634 – 1705).



«Исав и Иаков», Якобс Ламберт

Чечевица не случайно издавна пользуется такой популярностью. Она по праву занимает место одного из самых полезных овощей. Ее зерна богаты белком (до 26%), клетчаткой, углеводами, микроэлементами (особенно магнием и железом), витамином B1, к тому же не содержит жиров и малокалорийна.

Интересно и то, что оптическая линза имеет форму чечевичного зерна, а само это слово произошло от от лат. lens - чечевица.
Именно в смысле увеличительной линзы упоминает чечевицу поэт-футурист Велимир Хлебников в своей статье «Художники мира!», написанной в 1919 году:

М ы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь, обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача – чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, – найдена. Эта цель – создать общий письменный язык, общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлемые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире ”.

Еще одну особенность чечевица обрела в еврейских традициях. У древних евреев она считалась траурной едой. Круглое чечевичное зерно символизировало нескончаемый круговорот жизни и смерти, начало и конец. Именно для поминовения своего деда Авраама готовил чечевичный суп ветхозаветный Иаков.
Трудно сказать, каким именно рецептом он пользовался. Возможно, рецепт его супа был похож на нижеприведенный. По крайней мере, все его ингредиенты были знакомы древним евреям.

Чечевичный суп


Ингредиенты
:
1/2 стакана свежей кинзы
3 моркови
3 стебля сельдерея, включая листья
2 столовые ложки оливкового масла
1 большая луковица, нарезанная кубиками
1 измельченный зубчик чеснока
2 стакана красной чечевицы
2 л куриного или овощного бульона
1 1/2 чайной ложки тмина
1 чайная ложка иссопа или петрушки
1/2 чайной ложки сумах (по желанию)
1 лавровый лист
Соль и перец по вкусу

Нарежьте кинзу, сельдерей и морковь (кружочками). На оливковом масле пассеруйте лук до полупрозрачности. К луку добавьте сельдерей, морковь и чеснок и еще раз обжарьте.
Доведите бульон до кипения, добавьте красную чечевицу и поджарку из овощей. Варите суп до готовности.
Добавьте кинзу, петрушку, тмин, лавровый лист и сумах (по желанию), посолите и поперчите по вкусу. Размешайте, еще раз прокипятите. Дайте настояться минут 20 и подавайте горячим.

Описание библейского супа из чечевицы в современном варианте можно найти в романе Марины Галиной «Автохтоны». (Кстати, роман вошел в шорт-лист литературных премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» сезона 2015-2016 и получил премию за лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю).

Т ак я вам настоятельно советую чечевичную похлебку. Там знаете, в чем секрет? В лимонном соке. Чеснок, конечно, как всегда, еврейская кухня это любит, красная чечевица, это красное, «красное дай мне», ну, вы знаете. Морковь, лук прижаренный, сельдерей. Но без лимонного сока суп будет пресным, как любовь Гретхен. Да, еще кумин и кайенский перец. Правда, Юзеф вместо кайенского перца кладет табаско, причем, по-моему, слишком щедро, но в такую погоду это только к лучшему, согласитесь.
<…> Чечевичная похлебка красно-золотого цвета была и вправду хороша. Он так и сказал.
– Я бы за такую первородство, пожалуй, отдал.
– Да, – согласился старик, – ее так иногда и называют – суп Эсава” .
Марина Галина, «Автохтоны»,(2015)

Чечевичная похлебка (суп Эсава). Еврейская кухня

Ингредиенты :
3 ст. ложки оливкового масла;
1 нарубленная головка репчатого лука;
2 нарубленных стебля сельдерея;
1-2 моркови, нарезанные кружочками;
8 нарубленных зубчиков чеснока;
1 картофелина, нарезанная кубиками;
250 гр. красной чечевицы;
1 литр овощного бульона;
2 лавровых листа;
1-2 лимона, разрезанных пополам;
1/4 ч. ложки кумина или по вкусу кайенский перец или соус «Табаско»;
по вкусу соль и молотый черный перец;
ломтики лимона и нарубленные листья свежей петрушки для сервировки.

В большой кастрюле нагрейте масло. Положите в масло репчатый лук и пассеруйте его минут 5. Добавьте сельдерей, морковь, половину порции чеснока и весь картофель. Тушите несколько минут.
Добавьте чечевицу, влейте бульон и доведите до кипения и варите, пока чечевица и картофель не станут мягкими.
Добавьте в кастрюлю лавровый лист, оставшийся чеснок, половину порции лимона и варите суп еще 10 минут. Выньте лавровый лист. Выжмите сок из оставшихся лимонов и влейте его в суп.
Готовый суп доведите в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте кумин, кайенский перец или соус «Табаско», приправьте солью и перцем.
Разлейте суп по тарелкам и украсьте дольками лимона и петрушкой

Чечевичный суп-пюре распространился по всему миру, но особенно популярен он в Турции. Там готовят множество его разновидностей, одной из которых является суп Мерджимек чорба (mercimek, звучит как мерджимек и является синоним слова чечевица, а çorbası (чорбаси) переводится как суп).

Кстати, похлебку чорба можно встретить также в болгарской, молдавской, сербской и македонской кухне. Скорее всего, это связано с влиянием могущественной Османской империи, насаждавшей свои обычаи среди балканских народов. Мерджимек чорбаси – густая, согревающая похлебка, которую подают с лимоном или, по желанию, можно добавить в бульон лимонный сок. Но главная фишка этого первого блюда – мята, которая делает вкус ни на что не похожим и незабываемым.

Приводим видеорецепт этого традиционного для Турции супа-пюре из чечевицы

Чечевица – первое растение, выращенное человеком с целью употребления в пищу. Богатый полезный ее бобов, возможно, сыграл не последнюю роль в истории человечества и помог людям, как виду выжить в условиях естественного отбора. Долгое кулинарное знакомство человека и чечевицы сделало ее не только ингредиентом вкусных и доступных блюд, но и героиней библейской притчи.

Что мы знаем о чечевичной похлебке?

Еще в библейские времена чечевица широко выращивалась на Ближнем Востоке, ее семена неоднократно находили во время археологических раскопок наряду с семенами пшеницы и ячменя.

Ее выращивали, высеивая под зиму на небольших участках распаханной земли, а уже в конце весны – начале лета можно было собирать урожай. Несложная агротехнология делала чечевицу частой гостьей на столах бедняков. Таким образом, чечевичные бобы имеют огромное значение для решения проблемы голода человечества еще со времен неолита.

Есть предположения, что рабов, привлеченных к строительству египетских пирамид, кормили именно чечевичной похлебкой. А когда в IV в до н.э. в Афинах вышел закон, разрешающий употребление пшеничного хлеба только по праздничным дням, чечевичная похлебка стала практически единственным доступным беднякам.

Сейчас чечевица так и осталась в большей степени распространена в кухнях Ближнего Востока, у нас чаще можно встретить афоризм о чечевичной похлебке, чем ее на обеденном столе. А зря, ведь это очень полезный и экологически чистый продукт.

Притча о чечевичной похлебке

Сюжет библейской притчи о чечевичной похлебке

Чечевица не единожды упоминается в Библии (Иезекииль, 4:9; 2 Царств, 17:28 и 23:11), но более всего известна притча об Иакове и Исаве (Бытие, 25: 24–34). В сюжет этой истории закручен вокруг человеческой алчности, неведения, зависти и голода.

В древней Палестине огромное значение имело первородство. Оно предоставляло старшему сыну огромные привилегии и преимущество перед другими детьми, поскольку он наследовал львиную долю наследства и получал поддержку отца. Справедливости ради, стоит отметить, что наряду со всеми плюсами первородство – это большая ответственность. Ведь после смерти отца на плечи старшего брата ложилась забота о его вдовах и младших детях.

Так, младшим из двух сыновей близнецов прародителя человечества Исаака был Иаков, который появился на свет всего минутою позже, держась рукою за пяту своего старшего брата Исава. Как и другие жители Палестины в те времена, старший из сыновей занимался охотой, а младший – скотоводством.

Однажды Исава вернулся очень усталым и зверски голодным с охоты. Он вошел в шатер к своему младшему брату и первое, что он учуял, был аромат чечевичной похлебки, которую готовил Иаков. Исава был так голоден, а чечевица так ароматна (по мнению некоторых знатоков Библии, это была египетская чечевица, которую Исава еще не пробовал), что он готов был отдать за все на свете.

Иаков попросил уступить ему право своего первородства, и Исава, не мучаясь долгими раздумьями, согласился. Так, не проявив должной осмотрительности, старший сын Исаака лишился всех своих привилегий в угоду своему чревоугодию.

С тех пор афоризм «продаться за чечевичную похлебку» употребляется в ситуациях, когда человек поступается чем-то значимым и важным в угоду своим низменным страстям или чего-то, не имеющего значение.

О пользе чечевицы

Полезна ли чечевица?

Кроме того, что чечевица одна из древнейших злаковых культур, которую человечество начало употреблять в пищу еще в библейские времена, она очень полезна для организма. Лучше и нагляднее о ее пользе расскажут цифры.

Железо, очень необходимое растущему детскому организму, беременным женщина и всем без исключения для нормального функционирования кроветворения, в 100 г бобов чечевицы содержится в количестве 6,6 мг.

Также в 100 г отварной чечевицы содержится 356 мг фосфора, 72 мг магния, 38 мг калия и достаточное количество витаминов группы B.

В наше время, когда на земле осталось слишком мало регионов с экологически чистыми условиями, чечевица благодаря своей способности к самоочищению и ненакапливанию токсинов и вредных веществ стала практически единственным , в экологичности которого можно быть абсолютно уверенным.

Врачи рекомендуют употреблять в пищу различные блюда из чечевицы больным сахарным диабетом, людям, имеющим заболевания ЖКТ и сердечно-сосудистой системы. Поскольку она способна регулировать уровень сахара в крови, содержит достаточное количество клетчатки, калия и магния.

Рецепты чечевичной похлебки

Чечевичная похлебка постная

Постная

Количеством белка чечевица лишь немногим уступает мясу, поэтому похлебка из нее, приготовленная на воде или овощном отваре, получится довольно сытной. А чтобы между словами «постная» и «пресная» нельзя было поставить знак равенства, обогатит вкус блюда кукурузное масло для обжаривания овощей и жареные семена кунжута.

Пропорции необходимых ингредиентов:

  • 2000 мл воды или овощного отвара;
  • 200 г красной чечевицы;
  • 200 г моркови;
  • 200 г репчатого лука;
  • 18 г чеснока;
  • 50 мл кукурузного масла;
  • 30 г кунжутных семян;
  • 20 г поваренной соли.

Как сварить постную чечевичную похлебку:

  1. Чечевицу выложить в дуршлаг и хорошенько промыть под холодной водой. Затем переложить в кастрюлю, залить водой (овощным отваром), посолить и поставить на огонь вариться;
  2. Тем временем подготовить лук и морковь. Слезоточивый очистить от шелухи и нарезать небольшими кубиками. Очищенную и вымытую морковь нашинковать тонкими кружочками. Обжарить оба овоща до готовности на кукурузном масле, в самом конце обжаривания добавить рубленые зубки чеснока;
  3. Параллельно на сухой сковороде до легкого карамельного оттенка обжарить семена кунжута;
  4. После того, как чечевица приготовится и даже немного разварится, выложить в кастрюлю обжаренные овощи. Дать похлебке минут пять покипеть, затем огонь выключить, всыпать в кастрюлю семена кунжута, перемешать, накрыть крышкой и после 10 минут настаивания можно подавать к столу.

С мясом

Чечевичная похлебка с мясом

Если приготовить чечевичную похлебку с мясом, то таким первым блюдом легко будет сытно накормить большую семью. Для чечевичного супчика можно использовать любое мясо: говядину, свинину или курицу. Свежая или сушеная зелень сделает блюдо более ароматным.

Чтобы приготовить чечевичную похлебку с говядиной необходимо взять:

  • 2000 мл питьевой воды;
  • 300 г мякоти говядины;
  • 150 г чечевицы;
  • 200 г картофеля;
  • 120 г моркови;
  • 80 г репчатого лука;
  • 6-12 г чеснока;
  • 30-40 мл рафинированного растительного масла;
  • сушеный базилик, лавровый лист, черный молотый перец, зелень и соль по вкусу.

Приготовление по шагам:

  1. Приготовить мясной бульон. Для него говядину нужно вымыть, обсушить, снять все пленочки, далее ее можно нарезать небольшими кусочками и отварить, а можно сварить целым куском и после этого нарезать кусочками или разобрать на волокна;
  2. промыть до чистой воды, как и в рецепте постной похлебки. Дать воде немного стечь и выложить ее в кастрюлю с бульоном. Варить до мягкости. В зависимости от выбранного сорта на это уйдет от 15 до 40 минут;
  3. Очищенные и измельченные лук и морковь обжарить до мягкости на растительном масле. Те, кто любит вкус моркови в первых блюдах, могут нарезать морковь тонкими кружочками, а остальные воспользоваться крупной теркой;
  4. Когда чечевица станет мягкой выложить в кастрюлю нарезанные кубиками клубни картофеля и варить их до полуготовности. Следом в похлебку отправляется овощная поджарка, соль и специи;
  5. После закладки всех ингредиентов проварить похлебку еще около пяти минут. Настоять некоторое время под закрытой крышкой (10-15 минут) и можно приглашать домашних к столу.

Видео рецепт приготовления чечевичной похлебки вы можете посмотреть здесь:

Традиции подачи чечевичной похлебки

Приготовленную чечевичную похлебку, конечно, можно разлить по тарелкам, как любое другое первое блюдо, а можно подать по-другому.

Поскольку основной ингредиент похлебки известен человечеству с незапамятных времен, то ее можно налить в небольшие глиняные горшочки, кушать из которых деревянными ложками. Такую подачу, несмотря на кажущуюся простоту, можно назвать ресторанной, подчеркивающей древнюю историю блюда.

Чечевичная похлебка достаточно сытное блюдо, поэтому какие-либо дополнения к ней будут лишними, достаточно будет нескольких ломтиков хлеба или лаваша. Постную похлебку можно подать вместе с рублеными яйцами и свежей зеленью.

Напоследок, стоит обратить внимание на один кулинарный . Решив приготовить чечевичную похлебку, обязательно стоит добавить в нее базилик и листья лавра. Это делается не для придания пикантного вкуса блюду, а с другой целью. Вещества, содержащиеся в этих растениях, способствуют быстрому усвоению растительного белка, которым богаты линзоподобные чечевичные бобы.

Цена чечевичной похлебки

На протяжении долгих двадцати лет счастливые супруги, Исаак и Ревекка, ждали рождения сына, пока, наконец, не появились на свет двое близнецов, получивших имена Исав и Иаков. Рождение первенца, да еще долгожданного - всегда является огромным счастьем, а рождение сразу двух сыновей - это счастье вдвойне: двойная опора для родителей в старости, поддержка друг друга в будущем. Но так ли было в этой семье? Царили ли любовь и взаимопонимание среди четырех членов этой небольшой семьи, были ли дружны между собой братья и счастливы их родители?

Священное Писание нам повествует о том, что еще до рождения сыновей будущая мать почувствовала неладное: «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:22-23). Первенцем (первородным сыном) был Исав.

С самого рождения между братьями не было понимания и взаимной привязанности, да и люди они были разные как по характеру, по роду занятий, так и по оценке жизненных приоритетов. Родители своим отношением к сыновьям также не способствовали развитию взаимной привязанности между братьями: «Исаак любил Исава, … а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28). И вот однажды произошло одно событие, на первый взгляд ничем не примечательное: усталый и голодный Исав вернулся под вечер с поля, и увидел, что Иаков сварил чечевичную похлебку: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал…» (Быт. 25:30). Самая обычная просьба, не так ли? Но последствия ее были далеко не обычными, и более того, трагическими. Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.

«Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:32-34).

Сегодня многим трудно понять разницу между старшим и младшим братом, как и то, как старшинство можно продать или купить. Что же включало в себя это понятие в Древнем Израиле? Первородство имело огромное значение и преимущества:

1. право на двойную часть наследства.

2. титул священника в своем роду, а значит, особую близость к Богу и особые Божьи благословения.

3. из его рода должен был произойти Мессия, обещанный еще Адаму, то есть, Спаситель Иисус Христос.

И вот этими преимуществами Исав с легкостью жертвует ради тарелки похлебки. Сиюминутное чувство голода превозмогло в этом человеке все!

Вначале напрашивается мысль о том, что, быть может, он не был особенно умным человеком? Но последующее знакомство с дальнейшей его жизнью говорит нам об Исаве, как о человеке умном и весьма прагматичном. В чем же тогда дело?

А вся проблема заключалась в том, что на право первородства Исав смотрел плотски, с позиции сиюминутной выгоды. Попробуем на проблему взглянуть глазами Исава: люди в те времена жили долго, более ста лет, и поэтому его отец Исаак мог прожить еще лет 80-90, и до тех пор права первородства остались бы невостребованными, а чечевичная похлебка была перед голодным Исавом уже сейчас. Кроме того, вероятно, он не придал особого значения своему обещанию: в нужное время, которое наступит еще очень не скоро, можно будет все изменить.

Однако, когда такой момент наступил, изменить было ничего нельзя: благословения отца, как первородный сын, получил Иаков, со всеми правами и преимуществами главы рода. Но получил путем обмана: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему:… вот, я состарился… пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю… чтобы благословила тебя душ моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:1-4). Ревекка услышала этот разговор, и, желая, чтобы отцовское благословение досталось ее любимому сыну Иакову, пошла на хитрость: «…сказала… Иакову… пойди в стадо и возьми мне два козленка… я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; А ты принесешь отцу твоему…» (Быт. 27:5-10). План очень понравился Иакову, но его смутило одно обстоятельство: если его возьмет за руки отец, то сразу догадается об обмане: «…брат мой, человек косматый, а я человек гладкий…» (Быт. 27:11-12). Но и это препятствие было устранено: в одежду Исава был одет Иаков, а его руки и шея мать обложила шкурами козлят.

В результате всего этого Иаков получил благословение, предназначавшееся отцом его брату, «узаконив» тем самым приобретенное первородство. «И возненавидел Исав Иакова… и сказал… приближаются дни плача по отце… и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41).

Какая интересная цепь событий! Какие удивительные личности, сыновья Исаака!

Исав вначале пренебрегает свое первородство и без колебаний отдает его брату за миску похлебки, затем пытается исправить свою оплошность, надеясь получить благословение отца, но когда убеждается, что сделанного не воротишь, решает убить брата.

Таким образом, изначальное пренебрежение духовными ценностями приводит к зависти, ненависти, открытой вражде и жажде убийства. Но дело не ограничится рамками одной семьи, как мы увидим дальше, это привело к моральной и духовной деградации, а затем и гибели целого народа, родоначальником которого стал Исав, а также к ненависти и войне между двумя братскими народами (историко-пророческое исследование этой цепочки событий мы подробно рассмотрим в главе «Орлиное гнездо»).

Теперь проследим особенности характера Иакова, который весьма ценил все преимущества первородства, и, прежде всего, духовные. Ревекка наверняка рассказала своему любимому сыну об обещании Бога, что «больший будет служить меньшему», но Иаков не хотел терпеливо ждать, пока Бог исполнит это. Он решил действовать сам и далеко не наилучшими методами: зная нетерпеливый характер Исава, воспользовался усталостью и голодом брата и купил у него первородство в обмен на похлебку, а затем хитростью «завладел» благословением отца.

И сегодня среди людей встречается очень много Исавов, которые в своей повседневной жизни часто делают выбор в пользу сиюминутного влечения, жертвуя при этом вечными духовными и моральными ценностями. Этот выбор может касаться просмотра неприличных фильмов, журналов, азартных игр, посещение дискотек, ночных клубов, употребление алкоголя, наркотиков.

При этом многим сегодня, подобно Исаву, кажется, что ничего от этого плохого случиться не может, только один раз попробовать, только один раз посмотреть, только один раз пойти, только один раз послушать… Но нередко только один единственный раз решает всю дальнейшую судьбу человека и его близких. Если бы сегодня каждый, стоящий перед тем или иным выбором, перед той или иной дорогой дал себе немного труда подумать, не будет ли этот выбор первым шагом в бездонный омут, в быстрый водоворот, из которого не будет выхода, сколько бы было сегодня счастливых людей, благополучных семей. Сделав только один шаг в неверном направлении, человек попадает в царство и власть сатаны, из которого выбраться можно только с Божьей помощью, и то, если человек поймет, где он находится и пожелает обратиться к Богу за помощью. Этот выбор может касаться как развлечений, так и деловых вопросов: спекуляции, подтасовки документов, получения взяток, незаконной купли и продажи, нарушения государственных законов и пр. Все это сегодня, к сожалению, очень широко распространено.

Вы помните, мы говорили о том, что Исав руководствовался получением немедленной выгоды, вроде бы, при этом никого не убивая и не грабя. Так и сегодня люди, желая получить немедленную выгоду, также никого не грабят и не убивают, да еще и гордятся своим умом и прагматизмом. Но эта выгода так часто оказывается призрачной. Все это подтверждается повседневной жизнью.

Необходимо помнить, что каждое наше действие, и нередко и слово, имеет свои последствия, близкие или дальние, созидающие или разрушающие. Возьмем для примера самую стандартную ситуацию, карьеру начинающего бизнесмена. Молодой человек, желающий создать собственное дело и иметь быстрый результат, идет вначале на одно, на первый взгляд, незначительное правонарушение, потом на другое. Сколотив некоторый капитал, появляется желание его увеличить, вложив средства в выгодную сделку, и так до бесконечности - предела желаниям нет, хочется все больше и больше, но при этом ведь у кого-то непременно будет и больше денег, и лучше квартира или дом, и роскошнее машина, моложе и красивее жена и пр. Все это приводит к зависти, ненависти, мести, наконец, к преступлениям.

Итак, пример Исава учит нас избегать необдуманных поступков, очень внимательно относиться к тому выбору, который каждый из нас делает практически ежедневно. Кроме того, нам следует очень ответственно относиться к своим словам и обещаниям.

На примере Исава мы можем увидеть и бездонную пропасть, куда влечет человека его зависть.

Именно зависть стала причиной многолетней ненависти и вражды старшего брата к младшему, которая чуть было не закончилась убийством.

Исследуя книгу Бытие, мы вновь и вновь убеждаемся, что Библия - прекрасный советчик по всем жизненным проблемам и вопросам. В частности, патриархи мне и вам дают совет, как нам научиться избегать зависти:

Не стоит завидовать тем, кто приобрел богатства и славу неправедными средствами, так как все это не только не принесет человеку счастья, мира и покоя в этой жизни, о чем свидетельствуют опросы американских и европейских миллионеров, но и будет причиной их вечной погибели.

Следует всегда помнить о том, что всегда есть рядом с вами люди, которым гораздо хуже, чем вам. Даже если у вас только одна пара обуви, вспомните, что есть те, у которых ее нет.

Кому много дано, с тех много и спросится.

Очень для многих людей (в это число можете входить и вы) богатства и почести могут являться камнем преткновения, загораживающим путь в вечность. Возможно, именно поэтому вы и лишены их.

Помните, что предела для человеческих желаний нет, и всегда найдется кто-то удачливее и счастливее вас. Поэтому цените то, что вы имеете, и не мучайте себя тем, чего иметь вы не можете.

И в заключение скажем несколько слов об Иакове и о людях, подобных ему.

К сожалению, сегодня мало Иаковов, то есть, людей, для которых самым главным в жизни являются духовные ценности, тех, кто стремится во что бы то ни стало ими обладать.

К ним относятся стремление к знанию истины, жажда познания Бога и Его путей, Его заповедей, стремление быть похожими на Христа и свою жизнь привести в соответствие с Его волей.

И жизнь Иакова нас учит тому, что это желание и это стремление в человеке Бог непременно благословит, и ни при каких обстоятельствах вас не оставит.

Из лукавых обманщиков, каким был Иаков в начале своего жизненного пути, мы непременно станем победителями, подобно ему, если только вручим свою жизнь и свои проблемы в руки Того, Кто никогда не обманет, никогда не подведет, и дарует нам счастье в жизни этой и вечную жизнь в будущем.

Постскриптум:
Попрание духовных ценностей ведет к непредвиденным для нас и окружающих последствиям.

Опарин А.А. Ключи истории.
Археологическое исследование книги Бытие

Иначе говоря, сильно продешевить. Например, так можно сказать, когда человек бросает семью ради кратковременной связи на стороне. Или, когда алкоголик отдает свою квартиру за ящик водки.

В общем-то, смысл выражения ясен.

Чечевичная похлебка это действительно что-то малоценное. Но почему именно о ней говорится в этом крылатом выражении?

Дело в том, что фраза о похлебке происходит от одной библейской истории, которая рассказывает как раз о подобном неравноценном обмене.

В Ветхом завете в книге Бытия рассказывается, что у Исаака, одного из еврейских патриархов, было два сына близнеца - Исав и Иаков. Исав появился на свет первым, а Иаков следом, держась за пятку брата. Это обстоятельство определило судьбу братьев. Исав по древнему закону считался первородным. А это значило, что он получал право на наследство отца, почет и уважение в обществе, а также отцовское благословение, которое в те времена не было просто словами, а ценилось чуть ли не более наследуемого богатства.

Исав стал искусным охотником, и все время проводил в полях на охоте. Однажды он вернулся домой очень уставший и голодный. Иаков в это время приготовил чечевичную похлебку. Исав попросил у брата это кушанье, на что Иаков предложил обмен: он отдаст похлебку, а брат уступит ему право первородства. Исав был так голоден, что не задумываясь сказал: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову». Отсюда и пошло это выражение – «Продать за чечевичную похлебку».

«БЛАГОСЛОВЕННАЯ ТРАПЕЗА. Библейские истории и рецепты» - так называется книга Энтони Чиффоло и Рейнера Хессе, которую выпустило издательство «КоЛибри, Азбука-Аттикус». Авторы - священник Рейнер Хессе и историк и издатель Энтони Чиффоло посвящена миру Ветхого и Нового Заветов, праздникам, ритуалам и обыденной жизни библейских героев. Тут и отрывки из Священного Писания, и исторические комментарии, и главное — рецепты блюд, которые вкушали библейские герои и апостолы.

Мы знакомим читателей сайт.Кухня с выдержками из нее. Перед вами - вторая часть.

Первородство за чечевичную похлебку

И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел, и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством.

(Бытие, 25: 24-34)

Дичь contra супчик

В центре этого незатейливого и очень известного библейского сюжета — голод, алчность, неведение и изрядная доля зависти. Отличное блюдо можно приготовить из подобной смеси! Сюжет этот дает нам и представление о занятиях жителей древней Палестины, где выросли Иаков и Исав.

Одни занимались скотоводством, другие — охотой. Иаков и Исав, собственно, и персонифицируют эти два типа. Из текста явно следует, что правда на стороне Иакова, не потому лишь, что он сумел получить право первородства, а потому, что его образ жизни более упорядочен, цивилизован и не столь зависит от обстоятельств.

И хотя Исав был любимцем отца, потому что приносил в дом дичь, которая в те времена не часто появлялась на столах, скотовод Иаков взял над ним верх. Ключ к такому повороту событий мы находим в самом начале, когда сообщается, что он появился на свет, держась за пяту Исава. С тех пор Исаву суждено было вечно оглядываться назад, опасаясь подвоха со стороны брата.

Исав входит в шатер Иакова зверски голодным. Ему не важно, что именно приготовил брат, все равно, что он подаст. Некоторые комментаторы Библии считают, что Иаков готовил кушанье из египетской чечевицы, которой Исав раньше не пробовал; незнакомый соблазнительный запах заставил его забыть обо всем на свете (см. Robert Jamieson, A. R. Fausset, David Brown. A Commentary, Critical and Explanatory on the Whole Bible. 1921). Должно быть, еда оказалась очень сытной, потому что он быстро с ней расправился, встал и ушел.

У потомков Авраама первородство имело огромное значение. Первенец получал преимущество перед всеми прочими детьми, рожденными от его отца. Обычно он наследовал львиную долю отцовского имущества, во Второзаконии (21:17) прямо указано, что отец должен дать первенцу «двойную часть из всего, что у него найдется». Эта норма фактически запрещает отцу оказывать поддержку младшему сыну в ущерб старшему. После смерти отца первородный сын становился главой семьи со всеми вытекающими отсюда правами (на уважение и на собственность) и обязанностями (заботиться об отцовских вдовах, незамужних сестрах и несовершеннолетних братьях). Так или иначе, право первородства было чрезвычайно важно, и Исаву следовало бы проявить большую осмотрительность, прежде чем уступить его брату.

Меню братского ужина

Хлеб. Чечевица с рисом. Салат из огурцов с йогуртом. Лук с чечевицей, орехами и фруктами. Похлебка Исава. Запеченный козий сыр с травами. Сушеные абрикосы и фисташки. Торт «Красный бархат»

Помимо приведенной выше главы Книги Бытия чечевица, которой Иаков накормил брата, упоминается в Библии еще трижды (2 Царств, 17:28 и 23:11; Иезекииль, 4:9). Есть основания предполагать, что чечевица в библейские времена выращивалась очень широко и была частым блюдом на столе бедняков. Ее высеивали под зиму на небольших участках вспаханной земли, а урожай собирали в конце весны или в начале лета. Она вырастала до тридцати сантиметров высотой и цвела мелкими бело-голубыми цветами.

Чечевица, богатая протеином и аминокислотами, витаминами А и С, и сегодня популярна на Ближнем Востоке, где выращивают главным образом два ее вида. Первый дает крупные серые бобы, красноватые внутри. Перед приготовлением верхний слой смолачивают, оставляя красные семядоли. Шелуху скармливают скоту. Этот сорт готовится быстрее, чем второй — более мелкий, без красных семядолей (хотя он бывает красновато-коричневым снаружи).

Чечевицу этого сорта едят целиком, не смолачивая шелуху. В рецептах, которые мы приводим, фигурирует именно чечевица второго сорта, с ней меньше хлопот. Два блюда вегетарианские, в третье добавляется немного мяса — для любителей более сытной еды. Каждым из них можно накормить множество голодных лю- дей, и обойдется такое угощение очень дешево!

Хлеб библейский

Из всех видов ближневосточных лепешек проще всего испечь самые вкусные из них — эль хобуц

Потребуется: 1 пачка дрожжей, 1 чайная ложка сахарного песка, ⅓ чашки теплой воды, 1 чашка молотой манной крупы, 2 чашки пшеничной муки, 2 чайные ложки соли, 1 чайная ложка кунжута, 2½ чашки воды, 2 столовые ложки молотой манной крупы, чтобы посыпать рабочую поверхность

Приготовление: Духовку нагреть до 200 градусов. Положить в чашку дрожжи, сахарный песок и воду; размешать и поставить в теплое место, пока дрожжи не удвоятся в объеме. Тем временем смешать муку, соль, семена кунжута в большой миске. Медленно влить треть чашки теплой воды, потом дрожжевую смесь.

Месить тесто руками 5-6 минут, придавая ему форму колобка; вынуть тесто из миски и месить еще примерно две минуты. Тесто должно приобрести однородную тягучую консистенцию. Разрезать тесто на две части. Каждую часть накрыть влажной горячей салфеткой и отставить минуты на две.

На рабочую поверхность насыпать молотой манной крупы и из каждой половины теста скатать по колобку. Накрыть их горячими влажными салфетками, выложить на противень и оставить минуты на три. Посыпать тесто манной мукой и раскатать колобки в лепешки примерно 12 сантиметров в диаметре. Накрыть горячими влажными салфетками и поставить подняться в теплое место.

Острым ножом сделать на поверхности теста насечки и выпекать15 минут. Затем убавить огонь до 160 градусов и печь еще 25-35 минут. Вынуть хлеб из духовки. Хлеб готов, когда покроется сверху коричневатой корочкой, а если по нему похлопать, «вздыхает», как будто полый. Накройте его салфеткой и дайте остыть. Резать хлеб нужно прямо перед подачей на стол.

Выход: 12 крупных кусков.

Чечевица с рисом

Меджедарах — блюдо из чечевицы с луком — часто встречается в меню ближневосточной кухни

Потребуется: 2 чашки чечевицы (примерно 400 г), 8 чашек воды, 2 крупные луковицы, ½ чашки оливкового масла, 2 столовые ложки сумаха,1 чашка коричневого или белого риса, соль и перец по вкусу

Приготовление: Чечевицу перебрать (в ней могут попадаться мелкие камешки), тщательно промыть и высушить. Выложить в большой горшок, залить водой и довести до кипения. Убавить огонь и варить минут 15. Тем временем обжарить нашинкованный лук в оливковом масле с добавлением сумаха до состояния карамели. Добавить сырой рис, лук и выложить в чечевицу. Тушить, помешивая, примерно 45 минут, пока чечевица не разварится. Соль и перец добавить по вкусу. Подавать холодной или горячей.

Выход: 8 порций.

Салат из огурцов с йогуртом

Салат из огурцов с йогуртом с его легкой кислинкой — легкое освежающее блюдо

Потребуется: 3 крупных огурца, сок одного лимона, 1 зубчик измельченного чеснока, 4-5 веточек свежей мяты, мелко порубленной, 1 кружка нежирного йогурта, ½ чайной ложки соли

Приготовление: Огурцы очистить от кожуры и нарезать тонкими дольками. Выложить веером на дно большого охлажденного стеклянного блюда. Выжать на огурцы сок одного лимона. Измельченный чеснок и порубленные листья мяты положить в пресс для чеснока и полученным соком сдобрить салат. Оставшуюся в прессе массу выложить в йогурт, добавить соль, залить им салат и поставить в холодильник на 1 час.

Выход: 6 порций.

Лук с чечевицей, орехами и фруктами

Это вегетарианский вариант бедуинского блюда басай бадави. Если захотите подать его с рисом, добавьте в рис перед готовкой шафран или куркуму. Это придаст блюду аромат и сделает рис красным.

Потребуется: 4 крупные луковицы, ½ чашки вареной красной чечевицы, соль и перец по вкусу, ¾ чашки нежирного йогурта, 2 столовые ложки мелко нарезанных фиников, 2 столовые ложки измельченных грецких орехов, 2 столовые ложки изюма или кишмиша, 2 столовые ложки хлебных корок, горсть порубленной свежей петрушки

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. ¶ Очистить лук (кончики не обрезать), положить его в большую кастрюлю с кипящей водой. Уменьшить огонь и тушить под крышкой 15-20 минут до мягкости. Вынуть лук из воды и дать остыть. С помощью ножа и вилки осто- рожно срезать крышечку лука и вынуть сердцевину, оставив «мундир» примерно в три четверти сантиметра. Смешать чечевицу, соль, перец, йогурт, финики, грецкие орехи, изюм и измельченные хлебные корки. Нафаршировать этой смесью луковицы. Оставшийся фарш смешать с луковыми сердцевинками. Нафаршированные луковицы поместить в жароупорное блюдо, разложить вокруг них фарш и запекать примерно 20 минут. Украсить петрушкой и подавать с обычным или «красным» рисом.

Выход: 8 порций.

Похлебка Исава

Похлебка Исава — такое объеденье, что за нее не жаль было отдать все привилегии первородства

Потребуется: ½ чашки оливкового масла, 6 порезанных луковиц, 400 г нарезанной на кубики телятины 2 моркови, 2 стебля сельдерея, 1 зеленый перец, 2 чашки помидоров черри, 400 г чечевицы, 2-3 чашки воды, 1 чайная ложка соли, ¼ чайной ложки черного перца.

Приготовление: Подогреть в кастрюле масло, добавить лук и обжарить до светло-золотистого цвета. Добавить мясо (нежирное!) и поставить тушить, а тем временем помыть и нарезать овощи. Выложить овощи и чечевицу в мясо, влить две чашки воды и тушить, пока не разварится чечевица (примерно полтора часа). Когда чечевица будет готова, добавить соль. Чтобы содержимое кастрюли не пригорало, ее следует время от времени встряхивать или добавить лишнюю чашку воды. Подавать горячей в миске или на блюде с огуречным салатом.

Выход: 6-8 порций.

Запеченный козий сыр с травами

Поскольку Иаков был пастухом, у него под рукой всегда были сыр и козье молоко. Поэтому мы предлагаем это простое в приготовлении блюдо, которое подойдет к чечевичной похлебке.

Потребуется: 200 г свежего мягкого козьего сыра (сыр фета не годится — слишком сухой), 5 небольших спелых помидоров, нарезанных на дольки; 2 чайные ложки оливкового масла первого отжима, горсть петрушки и шалфея

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Смачивая руки водой, сформировать сыр в виде продолговатого шара. Выложить его в середину смазанной маслом сковороды. Украсить вокруг ломтиками помидоров. Сверху полить оливковым маслом, чтобы сыр не подгорел и приобрел коричневатый цвет. Сверху посыпать травами и запекать примерно 55-60 минут. Снять со сковороды и дать остыть на деревянной разделочной доске. Подавать с помидорами. Отдельно подать сушеные абрикосы и фисташки. Можно намазывать на хлеб, рецепт которого приведен выше.

Выход: 6-8 порций.

Торт «Красный бархат»

В память о прозвище Исава — Едом («красный») трапезу венчает дивный торт под названием «Красный бархат». Он изумительно нежный, с мягким шоколадным вкусом, отличающийся необычным красным цветом. Чтобы до времени скрыть главный сюрприз — красный цвет, торт покрывают толстым слоем белой сахарной глазури.

Потребуется: 2 ¼ чашки просеянной муки, 1 чайная ложка соли, 2 столовые ложки какао 50 г (4 столовые ложки) красного пищевого красителя, ½ чашки растительного жира, 1½ чашки сахарного песка, 2 крупных яйца, 1 чашка пахты, 1 чайная ложка ванили, 1 чайная ложка белого уксуса, 1 чайная ложка пищевой соды.

Приготовление: Разогреть духовку до 180 градусов. Две формы для коржей смазать маслом и посыпать мукой. Смешать муку и соль, отставить. Выложить какао в стеклянную посуду, постепенно добавлять пищевой краситель, вымешать и отставить. Смешать растительный жир с сахар- ным песком, взбивать миксером 45 минут на средней скорости. Добавить яйца по одному, каждый раз взбивая смесь по 30 секунд. Высыпать муку в сахарную смесь, добавить пахту и ваниль. Добавить какао с красителем, вымешать, чтобы масса приобрела однородный цвет. Не взбивать, иначе торт получится суховатым.

В небольшой чашке смешать уксус с содой, чтобы погасить соду. Быстро вылейте в готовую массу, осторожно смешайте, чтобы масса пропиталась. Разложить тесто в формы и выпекать 25- 30 минут. Дать готовым коржам остыть минут 10, прежде чем вынимать из формы. Когда они остынут совсем, прослоить и украсить торт сбитыми сливками.

Сахарная глазурь: 1½ чашки сахарного песка, ½ чайной ложки винного камня, ⅛ чайной ложки соли, ½ чашки воды, 4 яичных белка.

Сахар, винный камень, соль и воду смешать в глубокой посуде. Поставить на средний огонь и постоянно помешивать, пока смесь не станет прозрачной. Взбить яичные белки миксером до образования пены. Продолжая взбивать, тонкой струей влить по стенке посуды сахарную смесь — так, чтобы она не попала на взбивалку. Продолжать взбивать, пока пена не загустеет.

Э. Чиффоло, Р. Хессе Благословенная трапеза. Библейские истории и рецепты / Энтони Чиффоло, Рей- нер Хессе: пер. с англ. Н. Цыркун. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 368 с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.