Три сестры или воспитание гениев. Конфликты между детьми в семье. Как научить дружить с братом или сестрой

Из интернета

Журнал "Огонёк", №7 (5166), 21.02.2011
ТЕКСТ
КОММЕНТАРИИ: 1

Три сестры

Три шахматные королевы Полгар: Юдит, София, Жужа

Невероятная история успеха трех шахматных королев - сестер Полгар из Венгрии, которые, не стесняясь, бьют чемпионов-мужчин - это в первую очередь история успеха их отца, педагога-психолога Ласло Полгара, который решил показать всему миру, что воспитание гениев - рядовая педагогическая задача

Федор Лукьянов, Будапешт

Эти три барышни из Венгрии - уникальное явление в мировых шахматах, и, видимо, не только в них. Объяснить, каким чудом три родные сестры из Будапешта: Жужа, Жофи (София, если по-нашему) и Юдит Полгар - стали из вундеркиндов гроссмейстерами, победителями престижных турниров, героинями Книги рекордов Гиннесса и, наверное, самыми известными сегодня представительницами "женских" шахмат, в полной мере не может никто. Что, впрочем, не мешает самой младшей из сестер, Юдит, с 18 лет играть на мужских турнирах: на планете почти не осталось чемпионов-мужчин, начиная с Карпова и Каспарова, которые бы устояли перед ее хитроумными комбинациями. Последним "обиженным чемпионом" стал болгарин Веселин Топалов, которого в конце прошлого года Юдит обыграла на турнире в Мексике.

Фестиваль Полгар

Встретить вместе сразу всех сестер Полгар практически невозможно: они давно живут в разных странах. Старшая, Жужа, чемпионка мира по шахматам среди женщин, живет в США, где ведет шахматные семинары в Технологическом университете в Техасе. Средняя, София, победительница многих женских шахматных олимпиад,- с мужем в Израиле. И только младшая, Юдит, самая звездная из сестер, по-прежнему живет с семьей в Будапеште.

Вместе сестры собираются лишь раз в году на необычный шахматный турнир в Будапеште, который, по-моему, не имеет аналогов. Этот своего рода семейный шахматный фестиваль - День шахмат сестер Полгар - проходит в декабре. Обстановка раскованная, заходи кто хочешь: дети и родители, дедушки и внуки. Кто-то постигает азы, кто-то участвует в сеансах одновременной игры, кто-то разбирает известные партии. А для журналистов - это редкий шанс пообщаться со всеми чемпионками Полгар сразу. Поэтому первый вопрос - всем троим.

Психологи и педагоги веками ищут рецепт успеха. А вы, похоже, нашли. Можете объяснить, в чем чудо Полгар? Как сразу три сестры из одной семьи стали гроссмейстерами?

Старшая сестра, Жужа, перед ответом задумывается, как перед важным ходом, и переглядывается с сестрами.

Недавно в Италии собирали конгресс на тему: "В чем секрет успешных людей?". Пригласили и меня, пришлось отвечать. Если коротко, я сказала: тут нет ничего сверхъестественного, залог успеха - целеустремленность, дисциплина и мотивация.

А я бы,- заключает младшая и самая известная, Юдит,- добавила: труд, труд и труд. Вот если собрать все это вместе, то и получим рецепт успеха.

А как же врожденный талант, гены?

Вы знаете,- говорит за всех сестер Жужа,- наш отец Ласло Полгар, тренер и воспитатель в одном лице, педагог по профессии, долго занимался вопросами образования и пришел к выводу, что в цивилизованных странах около 80 процентов всех детей в возрасте одного года - потенциальные гении! К трем годам количество гениев снижается до 60 процентов. К пяти - до 50. В 12 лет их остается 20 процентов, а к 20 годам - только пять. Это значит, что, если активно заниматься детьми с самого раннего возраста, практически в каждом можно взрастить талант. А вот со временем, как ни странно, способности к самореализации затухают, если их, конечно, не развивать.

Я не удерживаюсь:

А ваши дети? Они тоже гении?

Знаете,- отвечает Жужа,- отец посвятил нам всю жизнь. Это потребовало от него неимоверных усилий, и на внуков его уже просто не хватит. Что касается нас, то мы стараемся, конечно, дать своим все возможное, но вырастут ли из них чемпионы - не берусь сказать.

Как воспитать гения

История шахматных вундеркиндов - сестер Полгар - началась задолго до их рождения. В середине 1960-х их отец, в ту пору молодой педагог и психолог-любитель, Ласло Полгар, выходец из небогатой венгерской еврейской семьи, задумал амбициозный эксперимент - вырастить детей-гениев. Изучив биографии великих, он пришел к выводу: секрет успеха - в высочайшей степени концентрации и долгой кропотливой работе.

За этим выводом последовал другой: подготовка выдающихся людей - обыкновенная педагогическая задача. Теория "выращивания талантов" легла в основу нашумевшей книги Ласло Полгара "Как воспитать гения". Затем Полгар-папа решил подтвердить свою теорию практикой и дал в газеты объявление: мол, требуется жена, которая родит детей для эксперимента. Удивительно, но такая женщина нашлась: ею стала учительница из Ужгорода, что в Закарпатье (тогда - советская Украина), с венгерскими и немецкими корнями по имени Клара Альтбергер, случайно увидевшая объявление. После шести лет знакомства состоялась свадьба. А вскоре у Ласло и Клары Полгар родилась первая дочь Жужа. На дворе стоял 1969-й. Семья молодых педагогов тогда жила в небольшом одноэтажном домике в рабочем районе Будапешта.

Собственно педагогическая часть эксперимента началась, когда Жуже исполнилось три с половиной. Помог случай. Ребенок обнаружил в ящике шкафа папины шахматы и очень заинтересовался. Папа был шахматистом-любителем, но как профессиональный педагог быстро ухватился за ниточку. Началась игра. Шахматные фигуры быстро превратились в фигуры волшебные. И вот уже конница должна была освобождать из башни плененных королеву и короля, а пехота прикрывать их с флангов. Словом, вместо кукол в жизнь девочки вошли шахматы.

Если поначалу отец планировал воспитать из Жужи гениального математика (ребенок самозабвенно считал, складывая сложные числа), то теперь четырехлетнего ребенка было невозможно оторвать от шахматной доски. Это открывало целый мир в 1970-е, когда шахматы были самым популярным видом спорта после хоккея с футболом: человечество замирало, отслеживая перипетии битв Спасского с Фишером, а потом Карпова с Корчным. Тем более в маленькой Венгрии, которая выбилась в серьезные шахматные державы, подарив миру таких мастеров, как Мароци, Бенке, Адорьян, Лилиенталь, Портиш, Рибли, Сакс. Словом, вопрос, кого воспитывать из ребенка, решился сам собой - шахматиста. Выбор "амплуа" для первого ребенка предопределил и выбор для других сестер - Софии, родившейся в 1974-м, и Юдит, родившейся в 1976-м.

Шахматы оказались идеальной сферой для применения теорий Ласло еще и потому, что этот вид спорта не требовал от небогатых педагогов больших затрат, а вот зарабатывать приличные деньги уже позволял. Гонорары шахматных игроков стремительно росли: чемпионы мира зарабатывали сотни тысяч долларов, что было немыслимо раньше. Появлялась серьезная мотивация. Надо думать, все это по совокупности и определило выбор родителей.

Как бы то ни было, но уже первые месяцы занятий с Жужой принесли плоды. На чемпионате Будапешта четырехлетний ребенок без единого проигрыша стал первым среди детей до 11 лет. Папа решил, что будет растить чемпионку.

Начало 1990-х. Папа Полгар с дочерьми - еще не гениями, но уже вундеркиндами.
- Я как сейчас помню слова папы из детства,- говорит Жужа.- Он сказал: "Девчонки, скоро вы станете чемпионками мира, и мы уедем в Америку".

Правда, до чемпионства еще было далеко. Впереди был детский сад. Причем русский - при советской колонии на Аллее Горького в парке Варошлигет. Детей решили учить русскому языку: на нем говорила мама Клара, к тому же в социалистической Венгрии он считался главным из иностранных. Потом сестры выучат много других языков, но русский здорово помог их карьере: большая часть шахматной элиты и тогда, и сегодня говорит на нем.

Благодаря русскому,- признается Юдит,- мы спокойно могли общаться со всеми русскими шахматистами, от Корчного до Крамника.

Окрыленный успехами дочери, Полгар решил дать попробовать ей поиграть со взрослыми. Пошли в местный шахматный клуб "Красный метеор" ("страшно прокуренный", как вспоминает по сей день Жужа). Взрослые дяди сначала решили, что это папа пришел играть и взял с собой пятилетнюю дочь. Когда Жужа поставила первый мат, обиженный шахматист выбежал из зала, даже не пожав руки ребенку...

Сестры росли, с ними занимались уже не только папа с мамой, но и старшая сестра. Дело шло явно быстрей: младшая Юдит к 12 годам уже обыгрывала гроссмейстеров.

Постепенно родителям стало ясно: продолжение эксперимента требует от них ухода с работы, а от детей - отказа от школы. Тем более что Жужа к семи годам могла свободно читать и писать, а математику знала в пределах нескольких классов средней школы. С ней помимо родителей уже занимались профессиональные шахматисты, первым тренером стала вице-чемпион мира Ева Каракаш, на смену которой придут еще более громкие имена.

Этот этап оказался едва ли не самым трудным в эксперименте. Органы опеки раз за разом отвергали все просьбы семьи разрешить детям обучение дома и только в конце года сдавать экзамены в школе. После двух лет переписки с инстанциями в доме появилась полиция, "чтобы спасти детей от сумасшедшего отца". Ласло Полгар был на грани срыва: реально стоял вопрос об отказе от эксперимента.

И все же родители продержались. На выручку им пришла сама Жужа, которая в 10 лет впервые выступила на взрослом чемпионате Венгрии и стала шестой. Это значило: она - самый молодой мастер спорта по шахматам и попала в Книгу рекордов Гиннесса. С достижениями ее лично поздравил генсек компартии Венгрии Янош Кадар - первое лицо в государстве и большой поклонник древней игры. А еще через год Жужа стала первой на чемпионате мира для юношества в возрасте до 16 лет в английском Вестергейте.

Из эксперимента - в учебники

К этому времени педагогическая доктрина Полгара по воспитанию гениев обрела законченные формы. Если коротко, выглядит она так.

Основа всего - занятия по выбранной специальности. Минимум четыре часа в день. В случае сестер Полгар - это шахматы.

Один час в день - занятия общими предметами: родной язык, естественные или общественные науки.

Еще один час психология, педагогика, юмор. Каждые 20 минут - анекдот.

Один час - физкультура по выбору.

Итого, как минимум восемь часов занятий каждый день. Полный рабочий день. На самом деле занятия растягивались порой и на 11 часов.

Обычно день в семье Полгар начинался в шесть утра. В половине седьмого сестры уже бегали с отцом по острову Маргит на Дунае. Потом целый день - занятия по отработанной методике. Шахматы, языки, история, география. Шахматы, теория, практика, тренировки. До пятого класса средней школы родители-педагоги успевали давать своим детям весь годовой материал за 7-10 дней. В конце года они экстерном сдавали экзамены и формально переходили в следующий класс, продолжая заниматься по отцовской методике. Злые языки утверждали: дети Полгар живут как в тюрьме. Но результаты опровергли слова критиков - благо телевизоры и компьютеры в те времена еще не проникли в жизнь детей так глубоко, как сегодня.

Вскоре Жужа уже говорила на семи языках - испанском, русском, немецком, эсперанто, болгарском, французском, английском. С 12 лет она возглавляла венгерский женский шахматный рейтинг, в 15 была первой в женском рейтинге ФИДЕ. Вдобавок она стала основным кормильцем семьи, поскольку родители уволились с работы и занимались только детьми. Но с новыми успехами пришли и новые трудности: юной чемпионке трудно было согласовывать свой талант с действительностью. Особенно ее возмущало деление шахмат на женские и мужские - чтобы опровергнуть его, старшая из сестер Полгар в 1990 году первой из женщин стала гроссмейстером по мужской версии.

1997 год. Юдит Полгар против Гарри КаспароваФото: ANP/Fotolink
А чемпионкой мира среди женщин Жужа Полгар стала в 1996-м, достаточно легко выиграв чемпионат мира. Позже, однако, этот титул был отозван, так как она не стала играть обязательные регулярные игры из-за ухода за ребенком. Судебные тяжбы с ФИДЕ тянулись долго, в результате Жужа их выиграла, но звание шахматные бюрократы ей так и не вернули.

Тем временем младшие сестры быстро догоняли старшую. В 1988-м втроем они приняли участие в женской шахматной олимпиаде и произвели настоящий фурор. Венгерская команда в составе семейного трио - 19-летней Жужи, 14-летней Софии и 12-летней Юдит - стала золотым призером олимпиады, причем впервые в истории. При этом Юдит получила еще и звание лучшего игрока, став настоящим открытием олимпиады в Салониках. Не пройдет и года, как старшая сестра уступит младшей женский шахматный Олимп, на вершине которого Юдит царит по сей день. Вот уже 20 лет.

В том же, 1989-м, заявила о себе на весь мир и средняя, София: в 14 лет получила титул мастера спорта на чемпионате мира в Риме и набрала наибольшее количество очков за всю историю мировых чемпионатов по шахматам - 2879. Тогда же София стала международным гроссмейстером (среди женщин) и международным мастером (среди мужчин). В 1994-м она получила шахматного "Оскара". Но большая шахматная карьера у нее не сложилась и чемпионкой мира она не стала. По мнению специалистов, не хватило характера - того самозабвения и фанатизма, которые отличают больших шахматистов.

Жужа и Юдит тоже считали Софию "слабым звеном" в семейном трио, в общем, по тем же причинам. Сама же София, признавая, что не умеет так отчаянно сражаться за доской, как ее сестры, отшучивается:

Только не подумайте, будто дело в том, что шахматы - это слишком много для меня,- говорит она.- Скорее уж это слишком мало.

Партия жизни

Как бы то ни было, но когда старшим сестрам Полгар в свое время исполнилось по 20, девушки решили, что жизнь - это не только шахматы. Они вышли замуж, родили детей, стали уделять время семьям и снизили накал неустанной работы над шахматами, из которой ранее состояла их жизнь. Как говорится, природа взяла свое. В 1999-м София вышла замуж за грузинского гроссмейстера Иону Косашвили и уехала жить в Израиль. Недавно, как раз перед фестивалем Полгар в Будапеште, она вместе с Юдит выпустила для детей книгу о шахматах, впервые попробовав себя в амплуа книжного дизайнера. На мой взгляд, получилось неплохо.

Старшая, Жужа, замужем уже второй раз. С шахматами не расстается. Занимает пост вице-председателя ФИДЕ по женской секции. Последние годы, когда дети подросли, снова стала чаще выступать на турнирах. В 2005-м в очередной раз попала в Книгу рекордов Гиннесса, установив рекорд по количеству партий: играя одновременно на 326 досках, она выиграла 309 партий, 14 свела вничью и проиграла лишь три. В 2006-м - снова рекорд: за 17 часов экс-чемпионка мира Жужа Полгар сыграла подряд 1131 партию! Так что, так или иначе, но жизнь сестер, даже после ухода из больших шахмат, связана с этой загадочной игрой. Это их профессия, судьба, планида - как ни назови.

Ну а то, что не удалось сделать в шахматах двум старшим сестрам, продолжает доказывать младшая, чья карьера оказалась самой звездной. Стала в свое время самым молодым гроссмейстером в мире (в 15 лет, на месяц раньше самого Бобби Фишера). Юдит победила едва ли не всех ныне живущих гроссмейстеров-мужчин. Иногда кажется, что она и сама не знает, на какие еще рекорды нацелил ее папа Ласло, который понемногу отошел от управления "семейным шахматным предприятием". Как он и обещал дочерям когда-то, педагог-экспериментатор перебрался в итоге в Америку. Само собой, вместе со вторым участником успешно завершившегося эксперимента - мамой Кларой из Закарпатья.

Ласло Полгар, как и обещал в своей книге, "вырастил гениев". Но карьеру менеджера трех гениальных дочек решил не продолжать: этой полной хлопот и борьбы деятельности он предпочел безбедную жизнь американского пенсионера.

Если захотите увидеть фото сестёр, Юдит против Гарри Каспарова и др.-
откройте сайт
http://www.kommersant.ru/doc/1585669
("окрасить" и открыть через google.com


В детстве ребенок встречается с разными жизненными событиями. Особое значение в его жизни имеют отношения с сестрами и братьями. Отношения детей в семье способствует формированию их как личностей и являются отличной базовой школой социализации. Дети редко бывают дружны в семье. Связано это с их борьбой за личное пространство и родительское внимание.

Брат и сестра в семье – общество с различными правилами развития:

Психологи называют братьев и сестер сиблингами. Взаимодействие между ними оказывает влияние на формирование личности каждого. Братья и сестры, выросшие вместе, нередко сильно отличаются друг от друга. Это связано с такими факторами:

Очередность рождения
увлечения
отношения со сверстниками вне дома.

Чем уникальнее каждый из малышей, тем ярче и острее борьба между ними. Дети, проживающие вместе - это разные личности. Поэтому конфликты – обычное явление с выраженными негативными чувствами.

Негативные эмоции в семье - вариант нормы?:

Дети могут переживать отрицательные эмоции друг к другу. Особенно ярко они проявляются в момент вручения подарков, а также при ущемлении интересов. Многие братья и сестры часто ссорятся за следующее:

Территорию
родительское внимание
вещи
просмотр телевизора
возможность поиграть с домашним питомцем

Родители - главные "дирижеры" домашнего оркестра:

У малышей еще не сформированы навыки общения. Выработанные в семье формы поведения сохранятся у ребенка на долгие годы. Главное назначение родителей в процессе развития навыков взаимодействия – гашение детских конфликтов.

Дети меньше ссорятся в следующих ситуациях:

У родителей отсутствуют любимчики
взрослые справедливы в отношении всех детей
родители не ставят в пример только одного ребенка
между взрослыми нет постоянных споров и конфликтов

Если ссоры длятся недолго, а дети быстро мирятся между собой - серьезных проблем нет. Если детские конфликты - дело регулярное и частое, тогда в семье формируется атмосфера недоверия, раздраженности и напряжения.

Почему возникают детские конфликты?:

Конкуренция за внимание взрослых. В случае ощущения ребенком недостатка любви родителей, он вступает в конфликты с сестрами или братьями

Погоня за лидерство. Старшие дети требуют особого внимания к себе со стороны младших. В результате этого младшие члены семьи протестуют

Ссоры за собственность. Дети убеждены, что их вещи – это только их собственность, никто не может ими владеть. Ребенок не может делиться своими вещами

Детская ревность. Ребенку кажется, что родители больше внимания уделяют братику или сестре

Борьба братьев и сестер за свою территорию. Это связано с тем, что малышам приходится уживаться в условиях ограниченного пространства

Ссоры ради развлечений. Нередко таким образом дети проявляют внимание. Часто это признак привязанности и нежности к братьям или сестрам

Предупреждаем детские конфликты правильно:

Поощрять всех за положительные поступки
давать возможность малышам поверить в свою уникальность и неповторимость
поддерживать сотрудничество между детьми
формировать умение договариваться мирно, без скандалов
не создавать конфликтные ситуации между детьми
создать каждому ребенку личное пространство в соответствии с возрастом
показывать положительный пример в поведении

Что делать взрослым, если детский конфликт возник?:

Существует ряд эффективных действий взрослых, которые помогут быстро разрешить любой детский конфликт:

Объясните малышам сущность проблемы
организуйте обсуждение путей решения проблем
стремитесь справляться с конфликтами спокойно
после конфликта поговорите с каждым ребенком, чтобы узнать о переживаниях и чувствах
попросите одного ребенка пойти на уступки
попробуйте предложить одному из малышей альтернативу: подождать, взять другие игрушки и т.д.
разыграйте «лотерею», чье желание должно быть исполнено
переключите внимание на другой объект. Такой метод рекомендуется применять для маленьких детей
в случае оскорблений друг друга и драк родители обязательно должны вмешаться. Важно предъявить к детям конкретные требования
если причина ссоры - игрушка или вещь – следует забрать ее. Это позволит осознать невыгодность конфликтов
выслушайте мнение каждого ребенка о причине конфликта
предложите соревнования по бегу или битву с подушками, чтобы скрасить обстановку, отвлечь внимание малышей

Во время конфликта запрещено:

Изолировать детей друг от друга. Этот метод эффективен, если взрослые после успокоения детей сядут с ними за стол переговоров, обсудят сложившуюся ситуацию

Принимать сторону одного из детей, ограничивая интересы других без пояснения причины

Сравнивать детей между собой. Это приводит к ревности и неприятию

Наказывать детей, запрещать конфликты. Такие ситуации – это серьезный опыт построения взаимоотношений в обществе

Распространенные ошибки родителей:

Из-за боязни детских отрицательных эмоций взрослые принимают роль миротворцев, не давая возможности малышам проявить естественные чувства и эмоции

Взрослые не обращают внимания на отношения между малышами, потому что сами росли в таких условиях

Как избежать детских конфликтов?:

1. соблюдайте правильной разницы в возрасте между детьми. Желательно планировать появление следующего малыша через 3-4 года. Именно в этом возрасте дети уже отделяют себя от матери, стремятся получить новые обязанности, желают все делать сами. Забота о младшем братике или сестричке им нравится. Несоблюдение возрастных параметром способствует появлению ревности, которая в будущем будет причиной конфликтов между детьми в семье

2. правильно воспитывайте детей. Детские конфликты чаще всего адресованы родителям, являются сигналами неправильного семейного воспитания

3. анализируйте все ссоры на семейном совете

Советы родителям при воспитании нескольких детей в семье::

Учите малышей правильному выражению своих чувств
приучайте детей заменять кулаки словами
учите управлению эмоциями
не игнорируйте детские потребности в самозащите
уважайте право малышей на собственное пространство и вещи
учите не брать без разрешения вещи сестры или брата
формируйте чувство уважения прав брата или сестры давать или не давать разрешение на пользование их вещами
анализируйте собственное поведение и требования к детям
предлагайте сменить обстановку, чтобы уменьшить эмоциональный накал
не стесняйтесь просить прощения друг у друга. Это поможет детям приобрестит важное качество – умение признать свои ошибки и ответить за все поступки
создавайте условия для досуга
спокойно объясняйте детям, почему нельзя решить конфликт силой, кто из них не прав
не наказывайте в порыве эмоций виноватых в конфликте детей. Прежде чем накричать на ребенка, сосчитайте мысленно до 20.

Положительные стороны формирования доброжелательных отношений между детьми:

Если родители формируют у детей доброжелательные отношения, они получают положительный опыт в таких направлениях:

Формирование лидерских качеств
создание тесных взаимоотношений
успешное разрешение конфликтов
демонстрация и развитие индивидуальности
формирование уважения к интересам людей

Детские конфликты – не всегда плохо. Так малыши учатся отстаивать свое мнение, понимать и уважать других. Это поможет в общении с окружающими, построении семьи.

Учите детей любить близких. Помните, взрослые – это яркий пример для них. В семьях, где между родителями отношения основаны на уважении, заботе, любви дети растут внимательными и дружелюбными. В раннем возрасте намного легче научить малышей быть добрыми, любящими и отзывчивыми.

Мира и взаимопонимания вашим семьям!


Единственный ребенок в семье обычно вырастает эгоистом. А когда их несколько? Номер по порядку рождения сильно влияет на характер человека.

Первенец

Для родителей первый ребенок - это что-то интересное, новое и неведомое. Он часто оказывается для них подопытным кроликом. По сравнению с другими детьми, первый ребенок со стороны взрослых изначально получает огромную заботу и внимание . Окружающие постоянно беспокоятся за его самочувствие и поведение. Родители страстно берутся за его воспитание, хотя педагогического опыта им не хватает. Они относятся к первенцу с большой любовью и ждут от него больших успехов, хотя и наказывают его довольно строго. Последующих детей родители воспитывают гораздо спокойнее, и будущее их видят в более реальном ракурсе.

Обычно первенцы имеют более высокие интеллектуальные способности и среди них выше процент получивших высшее образование. Они более охотно выполняют просьбы родителей и взрослых вообще. Их младшие братья и сестры вынуждены прикладывать больше усилий, чтобы быть в хороших отношениях со старшими, поэтому они имеют большую популярность у сверстников и восприимчивость ко всему новому.

Для родителей первый ребенок - это что-то интересное, новое и неведомое.

Старший ребенок:

  • Ответственен;
  • Добросовестен;
  • Честолюбив.

Его проблемы:

  • Боязнь не оправдать ожидания родителей;
  • Постоянные стрессы;
  • Ему тяжело расслабиться и жить в свое удовольствие.

Старший брат

Старший среди братьев тяжелее в общении, по сравнению со старшим братом сестер. Он выбирает мужскую компанию, становится ее лидером. Как правило, став отцом, он строг и консервативен. Он не признает и избегает близких отношений, но охотно принимает женскую заботу. Лучшим вариантом для него будет брак с младшей сестрой братьев, так как она любит мужчин и умеет находить с ними общий язык.

Самым нежелательным вариантом для него будет старшая сестра сестер. Между ними возможны конфликты на сексуальной почве и борьба за лидерство. Так как ни у того, ни у другого не было ровесников противоположного пола в семье, они будут плохо представлять себе потребности друг друга. Наиболее полно старший брат братьев реализует себя на важном и ответственном посту в политике, будучи главой крупной корпорации или летчиком-испытателем .

  • Старший брат сестер умеет галантно и обходительно обращаться с женщинами, и всегда к ним внимателен;
  • Как правило, супруга для него является более важным объектом, чем ребенок, но при этом он - хороший отец, в меру строгий и внимательный;
  • Чем больше сестер в его семье, тем меньше у него друзей-мужчин , и тем сложнее для него всю жизнь хранить верность одной избраннице;
  • Там, где его окружают женщины, он неизменно ценный работник: театр, медицина, реклама, общественная деятельность;
  • Ему нравится лидерство, но ему не присуща авторитарность, в обращении он легок и старается выполнять работу без ущерба для отношений.

Старшая сестра

Старшая среди сестер , как правило, яркая, независимая и сильная личность. Она хорошо организована, во всем привыкла доминировать, и не воспринимает советы и помощь от окружающих. Часто она старается угодить родителям аккуратностью и примерным поведением.

Чем больше в ее семье сестер, тем меньше шансов она имеет не только на удачный, но и на брак вообще. Лучшим супругом для нее является младший брат сестер, который с детства привык к женскому доминированию. Она будет о нем заботиться, а он не будет этому сопротивляться.

Единственный ребенок в семье может оказаться хорошим вариантом для нее, ведь ему не привычно общение на равных и он будет воспринимать ее в роли матери. Когда у нее появится ребенок, она может потерять интерес к мужу. Ее самыми близкими подругами обычно являются средние и младшие сестры, потому что у старших сестер много общего, и они хорошо общаются до тех пор, пока какое-нибудь общее дело не вызовет у них столкновений и борьбы.

  • Старшая сестра братьев обычно очень хорошо строит отношения с мужчинами;
  • Если в ее семье много братьев, ей становится сложно остановить свой выбор на одном мужчине;
  • Даже находясь замужем, она имеет множество друзей-мужчин и опекает их;
  • Ради заботы о муже она способна бросить работу, она ориентирует его на определенные цели в жизни, занимается хозяйством и воспитывает его детей;
  • У старшей сестры братьев дети обычно желанны. После мужа они для нее являются любимым занятием, а если это мальчики, то и муж уходит на второй план;
  • В своей профессиональной деятельности она прекрасно играет роль посредника в разрешении конфликтов и умеет тонко манипулировать начальником-мужчиной . Если она находится на руководящем посту, она внимательно и тактично распределяет работу между подчиненными так, чтобы у нее оставалось свободное время.

Средний ребенок

Среднему ребенку присущи в различных комбинациях черты характера как младших, так и старших детей . В многодетной семье характер среднего ребенка зависит от того, среди младших или старших детей он родился, и разницы в возрасте между ними. Позиция среднего ребенка вызывает у него развитие социальных навыков.

Часто средним детям, если они не являются единственными представителями своего пола среди детей своей семьи, приходится бороться за внимание и место в семейной иерархии. Когда в семье одни мальчики или одни девочки, среднему ребенку достается самая незавидная роль - он получает меньше всех внимания и будет самым самокритичным и тревожным. У такого ребенка отсутствует авторитет старших детей и спонтанность младших.

  • В семье средний ребенок ведет постоянную войну на два фронта - борется за опережение старших братьев и не допускает, чтобы его догоняли младшие;
  • Поскольку ему приходилось учиться находить общий язык и с младшими и со старшими братьями и сестрами, различными по характеру, он отлично ведет переговоры и находит компромиссы с самыми разными людьми.

Шарлин тихо вошла в кухню и остановилась около холодильника. Мадам Лёра стояла к ней спиной, вся поглощенная замешиванием теста.
- Добрый день, дорогая, - не оборачиваясь, поздоровалась она с дочерью. – Как дела в школе?
- Знаешь, мам, у меня … она ко мне придирается, - сбивчиво заговорила Шарлин, стараясь справиться с дрожью в голосе.
- Все понятно, можешь не продолжать. Опять получила пару.
- Мам, я же все учила …
- Всё, замолчи. Вечером с братом будешь разговаривать.
- Мамочка, умоляю, не говори ему!
Горло сдавили рыдания, она не смогла продолжить.
- Я устала от твоей лени, ты ничего не хочешь делать, и пытаешься испортить то, что делают другие, я же просила не злить меня, когда я готовлю. Теперь все испорчено. Пошла вон!
Вечером, за столом Шарлин сидела ни жива ни мертва, боясь поднять голову от тарелки и усиленно пыталась проглотить хоть кусок. Этьен, в своем шелковом домашнем костюме изумрудного цвета, что столь бесподобно оттенял его глаза, сидел за столом напротив, и беседовал с матерью о работе. Трудно было сказать, кому это приносило больше удовольствия. Лёра гордилась успехами сына, как своими собственными, а ему было приятно лишний раз порадовать мать. Впрочем, это не мешало ему изредка бросать взгляды на притихшую сестру.
- Ну а как твои дела, Шарлин? – наконец спросил он своим вкрадчивым голосом.
- Спасибо, хорошо, - попыталась улыбнуться Шарлин.
- А в школе как? Я имею в виду отметки.
- Понимаешь, Этьен, я … я очень старалась, но она начала задавать вопросы из другого урока, но ведь на тот я уже ответила, зачем же …
- То есть, ты опять получила два, я правильно понял?
- Прости меня пожалуйста, я не виновата, - уже почти плача, взмолилась девочка.
- Нет, - вставая со своего места отрезал Этьен. –Ты никогда не станешь дельным человеком, если не научишься отвечать за свои поступки. Пойдем побеседуем, - подходя к ней вплотную, потребовал брат.
- Этьен, милый, пожалуйста, - сквозь слёзы, еле слышно взмолилась Шарлин.
Медленным движением Этьен стянул с волос сестры резинку и сжал рыже-каштановые локоны в кулак.
- Мне тащить тебя волоком? - понизив голос до шепота, проговорил он в самое ухо, - не расстраивай маму.
- Я сама пойду, пожалуйста, отпусти волосы.
- Сестренка, я преуспевающий специалист, а ты – жалкая двоечница, поэтому не смей мне указывать, что я должен делать.
Шарлин безропотно позволила увести себя в комнату для битья, так теперь она называла спальню брата.
- Ну что, тебя сразу привязать, или подождать пока начнешь рыпаться? – ласково поинтересовался Этьен, снимая со стены хлыст. Нарочито медленно двигаясь, он приблизился к полумертвой от страха сестре и поднял её опущенную голову, взяв за подбородок. В таких же, как и у него зеленых огромных глазах стояли слёзы, губы дрожали, из последних сил препятствуя крику. Этьен ощущал пульсацию в руке, сжимающей нежный девичий подбородок.
- На колени, быстро, - хриплым голосом проговорил он и, тут же, не дожидаясь действий сестры, схватил её за плечи и заставил встать на колени, около кровати, так, чтобы она грудью легла на неё.
- Руки за спину, - отдал он следующий приказ, но в этот раз дождался пока она сделает это сама.
С наслаждением глядя на поверженную ниц девушку, Этьен не спешил с первым ударом. Её поза была так прекрасна! Её страх, ощутимый настолько отчетливо, что это пьянило, сводил его с ума.
- « Она моя!»: - кричал он про себя. – «Она моя до самых потаенных уголков души. Все, о чем она сейчас может думать, так это только о моём существовании. Даже нет, я не просто существую, я заполняю собой весь её мир, я и есть – её мир!»

Трудно было поверить, глядя на него сейчас, каким забитым мальчиком он был до девятого класса. Мадам Лёра не жалела ни сил, ни времени, ни средств, чтобы исправить это, но ни один психолог не мог объяснить, почему столь красивый мальчик страдает таким комплексом неполноценности.
Этьен действительно был необыкновенно хорош собой. Темные, рыже-каштановые волосы, греческий нос, четко очерченный рот, зеленые глаза могли бы принадлежать богу. Кроме того, ему удавались науки, как никому другому в его классе.
Неземная красота Этьена и его грациозность привели его на съёмочную площадку, где он сыграл принца-эльфа в фэнтезийном фильме. А ведь ему было только девять лет.
Кажется, именно после этого в его поведении появились эти удручающие перемены. Именно тогда он начал замыкаться в себе, шарахаться от людей, но, больше всего, от особ женского пола.
Он хорошо писал контрольные, но у доски не мог выдавить из себя ни слова. Так как большинство учителей были женщинами, учеба покатилась по наклонной.
Конечно же, многие из педагогов пытались помочь ему, оставляли на дополнительные занятия, но Этьен и слышать не мог о том, чтобы остаться с кем то из них наедине.
Это озлобило многих, ему прикрепили ярлык невротика, и не очень обращали внимание на то, что другие дети его обижают.
Мадам Лёра даже хотела перевести сына в другую школу, но быстро поняла, что это делу не поможет. Чудовищное неприятие женского пола оставляло лишь одну дорогу – в кадетский корпус. Но мадам вовсе не хотела делать из сына солдафона. Скорее уж она отдала бы сына в монастырскую школу для мальчиков, но было уже поздно, туда принимали с семилетнего возраста.
Среди всех этих треволнений Лёра совсем забросила свою трехлетнюю дочку Шарлин.
Предоставленная заботам няни, девочка росла, как приемный ребенок.
Месье Лёра постоянно пропадал на каких-то совещаниях, и однажды, когда Шарлин исполнилось пять лет, пропал окончательно.
За всеми этими заботами о любимом сыне, мадам даже не сразу заметила что кого-то не хватает. Впрочем и заметив, она не сделала из бегства мужа трагедии. И не вспоминала о нем до тех пор, пока Шарлин не исполнилось двенадцать.
Девочка оказалась совершенно неуправляемой. Её не интересовала ни учеба, ни помощь по дому, ей хотелось только наряжаться, и болтать с подругами. Мадам Лёра в глубине души понимала, что отдав всю себя сыну, она сама упустила дочь, и что теперь по её вине девочка стала такой.

Однажды, когда дочь притащилась домой в двенадцатом часу, Лёра ударила дочь по лицу.
- Да что ты делаешь?! – взвилась Шарлин. - Совсем с катушек съехала?!
- Как ты смеешь так со мной говорить?! – Да я тебя …
- Что? Что ты мне сделаешь? Еще раз по физиономии съездишь? А если я тебе?
Мадам Лёра с ужасом поняла вдруг, что уже едва ли физически справится с этой нахалкой. Она нет, но Этьен. Он да.

Молча проводив взглядом обнаглевшую девчонку, она зашла в комнату сына. Пробыла там какое-то время, а потом Этьен вышел из своей комнаты и зашел в комнату сестры, сжимая в руке ремень.
Шарлин уже вырубилась на неразобранной постели, как была в одежде.
Этьен постоял какое-то время со смешеным чувством глядя на спящую, беззащитную сестру. А затем поднял руку, и резко опустил, хлестнув ремнем по спине.
Девочка тут же проснулась, попыталась вскочить, но запуталась ногой в покрывале и упала на пол. И тут же получила второй, уже более уверенный удар.
Потом Этьен бросил ремень и быстро покинул комнату сестры.
- Еще только посмей мне дерзить! – предупредила Лёра, стоящая на пороге.
Шарлин ничего не ответила.

На следующий день у Этьена был зачет.
- Этьен, твое мычание мы послушаем прямо сейчас, или предпочтешь остаться после уроков? – язвительно поинтересовалась мадемуазель дю Коломбье.
За девять лет он впервые посмотрел ей прямо в глаза. Почему-то теперь он не чувствовал ни страха, ни стыда, ни тошноты.
От неожиданности мадемуазель потеряла дар речи и нервно сглотнула. Эти зеленые глаза смотрели с таким холодным, убийственно холодным безразличием. Или нет, это было не безразличие, а скорее … трудно было понять этот взгляд и невозможно его выдержать. А потом произошло что-то совсем странное. Он улыбнулся. Точнее, уголки его губ слегка дрогнули, но это мимическое сокращение почему-то показалось таким значительным и даже, … она бы никому в этом не призналась, каким-то пугающим.
В этот момент Этьен переживал в памяти сладчайший миг, когда Шарлин вскрикнула от боли и неожиданности.

Этот зачет он сдал на пять. И была ли эта оценка действительно оценкой его знаний, или же его новое воплощение так выбило из колеи дю Коломбье, уже не важно. Новое состояние души так сильно поразило его, что Этьен на следующих уроках уже сам вызвался отвечать, став на этот, и на много последующих дней самой обсуждаемой персоной.
Так как мадам Лёра стремилась задобрить учителей всеми способами, и со многими из них пыталась свести дружбу, эту сногсшибательную новость она узнала по телефону.
Узнав, разрыдалась от счастья. Которое быстро уступило место тревоге. А надолго ли эти изменения? И с чем они связаны? В глубине души она знала ответ. Не тот, который решилась сформулировать сама для себя. Разве можно признаться хоть кому-то, даже себе, что ты готова отдать на растерзание дочь, ради светлого будущего своего сына? Нет, её формулировка была иной. “Мальчик почувствовал себя главой семьи, ответственным за воспитание сестры.”

Я долго не могла приступить к этой теме. Казалось бы, что может быть проще, рассказать о книгах, полезных родителями двух и более детей. Но пробуя применить на практике советы очередного автора, я все думала: «Черт, да когда же хоть что-нибудь из этого сработает!»

И даже когда что-то все-таки срабатывало, радость оказывалась скоротечной. Между детьми всплывала новая проблема, требующая немедленного решения. Как и многие родители, я сильно вовлекалась в детские конфликты, выясняя, кто первый начал и что сделал. Я отчитывала то одного, то второго, в сотый раз проговаривая: «У нас дома не дерутся», «Мы не ругаемся», «Нельзя обижать сестру (брата)» и так далее. Как и многие родители, я устала делать это каждый день, брать на себя ответственность за их действия, каждый день исправлять несправедливость и пытаться убедить их договориться. И как все родители, я хочу, чтобы мои дети дружили, а не росли как кошка с собакой. И я снова ищу подходы и подбираю слова.

Сиблинги, или как их еще называют «сибсы» (от английского siblings и sibs, что в переводе означает брат или сестра) - это термин, который употребляется для определения родных братьев и сестер в генетике.

Топ-5 книг о воспитании братьев и сестер

Подготовленная порталом сайт подборка книг о воспитании сиблингов - это не список от экспертного сообщества или рейтинг какого-либо издательства. В нашем списке только то, что мамы рекомендуют друг другу для обязательного прочтения. Книги, которые были им полезны, помогли понимать своих детей чуть лучше и находить более верные и деликатные решения споров и разногласий между братьями и сестрами.

1. «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»

Купить в интернет-магазине : ozon.ru , labirint.ru .

О чем книга:

Эту книгу можно назвать настольной «библией для родителей сиблингов». О конфликтах между детьми в семье. Авторы подробно и с примерами рассказывают о возможных конфликтах между братьями и сестрами, о том как ведут себя родители, как воспринимают дети друг друга и родительское поведение. Ведь иногда, стремясь улучшить отношения между своими детьми, родители получают обратный эффект. Адель Фабер и Элейн Мазлиш помогут разобраться в том, когда стоит вмешиваться в детские конфликты, как это сделать деликатно и с пользой. Основная идея книги - родителям нужно признать чувства детей по отношению друг к другу, пусть даже негативные. А затем научить каждого из детей выражать свои чувства безопасным способом. Вы найдете множество практических рекомендаций. Среди них, к примеру, такие как «общаясь с одним ребенком, не говорите о другом» или «каждый ребенок должен несколько раз в неделю оставаться с вами наедине». В бумажной версии книги важные моменты продублированы в приложении, которое можно вырезать и носить с собой как памятку. Книга легко читается и сопровождается говорящими комиксами, которые можно разбирать вместе с подросшими детьми.

Фабер и Мазлиш советуют не навязывать детям определенную роль в семье, старший не всегда должен быть самым ответственным, а младший не обязан по умолчанию следовать за взрослыми. И еще важный момент: не стоит стремиться к формальному равенству. Уделяйте каждому ребенку столько времени, сколько ему необходимо в данный момент, не пытаясь дать всем одинаковое количество внимания.

2. «Растим братьев и сестер. Книга для хорошей семьи»

Автор : М. Розенблюм-Санчук.

Купить в интернет-магазине : ozon.ru , labirint.ru .

О чем книга:

Книга о том, какими могут быть отношения между детьми, что они чувствуют друг к другу и к родителям и как выражают свои чувства. Автор позволяет взглянуть на братские и сестринские ссоры глазами детей, понять, что они чувствуют и думают на самом деле. Психотерапевт Мадлена Розенблюм-Санчук рассуждает о том, какая разница в возрасте между сиблингами наиболее благоприятная, как уменьшить проявления ревности и соперничества, как понять старших и младших детей, чем опасно положение среднего.

Основная идея книги в том, что родители должны не подавлять негативные чувства и фантазии своих детей, а работать с ними. Любые плохие или запретные чувства нужно уметь контролировать, и детей тоже нужно этому учить.

3. «Старший, средний, младший. Как очередность рождения ребенка влияет на формировании его личности»

Автор : Э. Шенбек.

Купить в интернет-магазине : ozon.ru , labirint.ru .

О чем книга:

Эта книга будет полезна не только родителям с двумя и более детьми. Она обширна и охватывает всех членов семьи. Вы узнаете много нового о себе и своем супруге, лучше поймете коллегу, а также узнаете, как выстраивать отношения с детьми и между детьми в своем собственном доме. Автор рассказывает, как последовательность появления в семье новых членов и родительская позиция по отношению к детям внутри одной семьи воздействует на характер и дальнейшую жизнь каждого из нас. Исследованию этой темы шведский психолог Элизабет Шенбек посвятила долгие годы. В частности, она выяснила, что рожденные первыми сестры имеют гораздо больше мужественных качеств, чем те, кто занимал вторую и последующие позиции. Возможно, у них даже больше мужественности, чем у младших братьев, которые привыкли, что их всегда опекают. Шенбек пишет, что нет ни одной сиблинговой позиции, которая была бы хуже или лучше других. Все они разные. И знание этих различий поможет нам лучше понимать друг друга и своих детей.

4. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» и «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей»

Купить в интернет-магазине : первая книга - ozon.ru , labirint.ru ; вторая книга - ozon.ru , labirint.ru .

О чем книги:

Здесь вы не встретите четких рекомендаций и алгоритмов, это скорее размышления на тему воспитания детей. Первая книга помогает взрослым разобраться со своими собственными чувствами и переживаниями. Вторая - в понятной и доступной форме рассказывает детям об устройстве семьи. В обеих есть полезные главы, посвященные отношениям между братьями и сестрами.

Важно в книгах Млодик то, что она будто расшифровывает те смутные чувства, которые сопровождают почти каждого человека с детства. Если вы были старшим ребенком в семье, то вам наверняка «поручали» присмотреть за младшими, взять их с собой на прогулку или просто поиграть вместе. Помните ощущение, что за родительское внимание приходится бороться? Мамой и папой уже нельзя владеть безраздельно, любовь приходится делить с братом и сестрой. Из «старших детей» обычно вырастают ответственные взрослые, которые привыкли все контролировать, люди с обостренным чувством долга. А вот младшие, напротив, даже во взрослом состоянии отличаются некоторой пассивностью, но при этом умеют нравиться и быть любимыми.

Поняв собственные чувства, родители могут гораздо успешнее взаимодействовать с собственными детьми - и говорить им именно те слова, которых, возможно, не хватило им самим в детстве.

5. «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

Купить в интернет-магазине : ozon.ru , labirint.ru .

О чем книги:

Практический психолог и профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер учит родителей слышать своего ребенка, понимать, почему он это говорит и что за этим стоит. А также она предлагает родителям уроки правильного «говорения» с детьми. Так, чтобы они слышали и понимали вас. Освоив эти техники, родители могут помочь своим детям лучше понимать друг друга. В обеих книгах много реальных примеров жизненных ситуаций, которые автор разбирает и подробно комментирует. Вы не найдете здесь отдельных глав и параграфов, посвященных отношениям детей в семье, но описанные ситуации касаются и единственных детей, и тех, у кого есть братья или сестры. Основной акцент автор делает на том, что уметь слушать и слышать нужно каждого ребенка, независимо от того, старший он или младший, прав или виноват в конфликте со своими сиблингами. Иногда, считает Юлия Гиппенрейтер, достаточно только выслушать обе стороны, чтобы конфликт разрешился сам собой.

Конечно, это далеко не все книги, описывающие отношения братьев и сестер, обучающие родителей правильному разрешению конфликтов между ними, советующие, как подружить детей и уменьшить ревность между ними. Это, скорее, необходимый минимум, изучив который, вы сможете лучше понимать своих детей, а следовательно поймете, как научить их жить вместе и быть счастливыми, несмотря на то, что они все такие разные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.