Моменты удивления, или Как помочь ребёнку добиваться успеха в жизни? Что общего у родителей, чьи дети добиваются успеха? Они не живут в постоянном стрессе

Хвалить или критиковать? Расписать его день по минутам или дать полную свободу? Заставлять зубрить точные науки или развивать творческие способности? Мы все боимся что-то упустить в воспитании детей. Недавние исследования психологов выявили ряд общих черт у родителей, чьи дети добились успеха. Что же делают родители будущих миллионеров и президентов?

1. Они заставляют детей делать работу по дому

«Если дети не моют посуду, это значит, кто-то другой должен вымыть ее за них», - говорит Джули Лифкотт-Хаймс, бывший декан в Стэнфордском университете и автор книги «Как вырастить взрослого» («How to Raise an Adult»).

Чем раньше вы приучите к труду ребенка, тем лучше для него

«Когда дети освобождаются от домашней работы, это значит, они не получают понимания, что эту работу нужно делать», - подчеркивает она. Из детей, которые помогают родителям по дому, получаются более чуткие и склонные к сотрудничеству с коллегами работники, способные взять на себя ответственность. Джули Лифкотт-Хаймс считает, что чем раньше вы приучите к труду ребенка, тем лучше для него - это даст детям представление о том, что жить самостоятельно значит прежде всего уметь обслужить себя и обустроить свой быт.

2. Они уделяют внимание социальным навыкам детей

Дети с развитым «социальным интеллектом» - то есть те, кто хорошо понимает чувства других, умеет разрешать конфликты и работать в команде, - как правило, получают хорошее образование и работу на полную занятость к 25 годам. Об этом свидетельствует исследование Пенсильванского университета и Университета Дьюка, которое проводилось в течение 20 лет.

Напротив, дети, чьи социальные навыки были развиты слабо, чаще оказывались под арестом, были склонны к пьянству, им труднее было найти работу. «Одна из главных задач родителей - привить ребенку навыки грамотного общения и социального поведения, - говорит Кристин Шуберт, которая проводила исследование. - В семьях, которые уделяют этому вопросу большое значение, дети растут более эмоционально устойчивыми и легче переживают кризисы взросления».

3. Они устанавливают высокую планку

Ожидания родителей - мощный стимул для детей. Об этом свидетельствует анализ данных опроса, охватившего больше шести тысяч детей в США. «Родители, которые пророчили для детей большое будущее, прилагали больше усилий для того, чтобы эти ожидания стали реальностью», - говорят авторы исследования.

Возможно, играет роль и так называемый «эффект Пигмалиона»: высокие ожидания родителей заставляют детей больше стараться, чтобы соответствовать им.

4. У них здоровые отношения друг с другом

Дети в семьях, где поминутно случаются ссоры, вырастают менее успешными, чем их сверстники из семей, где принято уважать и слушать друг друга. К такому выводу пришли психологи из Иллинойского университета (США). При этом бесконфликтная среда оказалась более важным фактором, чем полноценная семья: у матерей-одиночек, которые растили детей в любви и заботе, дети чаще добивались успеха.

Раннее освоение базовой арифметики предопределяет будущие успехи не только в точных науках, но и в чтении

Одно из исследований показало, что когда разведенный отец часто видится с детьми и сохраняет добрые отношения с их матерью, дела у детей обстоят лучше. Но когда в отношениях родителей после развода сохраняется напряжение, это негативно влияет на ребенка.

5. Они подают личный пример высоких результатов

У матерей, которые забеременели в подростковом возрасте (до 18 лет), дети чаще бросают школу и не продолжают учебу в дальнейшем. Психолог Эрик Дубов обнаружил, что по образовательному уровню родителей на момент восьмилетия ребенка можно достаточно точно предсказать, насколько успешным в профессиональном плане будет он сам через 40 лет.

6. Они рано учат детей математике

В 2007 метаанализ данных 35 тысяч дошкольников в США, Канаде и Великобритании показал: те ученики, которые к моменту поступления в школу уже были знакомы с математикой, в дальнейшем показывали лучшие результаты.

«Раннее освоение счета, базовых арифметических вычислений и понятий предопределяет будущие успехи не только в точных науках, но и в чтении, - говорит Грег Дункан, автор исследования. - С чем это связано, пока нельзя сказать точно».

7. Они строят доверительные отношения с детьми

Чуткость и умение устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, особенно в раннем возрасте, крайне важны для всей его дальнейшей жизни. Этот вывод сделали психологи из Университета Миннесоты (США). Они обнаружили, что те, кто родился в бедности и нищете, добиваются больших академических успехов, если росли в атмосфере любви и тепла.

Чуткость родителей компенсирует даже влияние таких негативных факторов, как неблагополучная среда и низкий уровень образования

Когда родители «реагируют на сигналы ребенка быстро и адекватно» и обеспечивают ему возможность безопасно исследовать мир, это может компенсировать даже влияние таких негативных факторов, как неблагополучная среда и низкий уровень образования, считает психолог Ли Рэби, один из авторов исследования.

8. Они не живут в постоянном стрессе

«Матери, которым приходится метаться между детьми и работой, «заражают» своим беспокойством детей», - говорит социолог Кеи Номагучи. Она изучала, как влияет время, которое родители проводят с детьми, на их благополучие и достижения в будущем. Оказалось, что важнее в данном случае не количество времени, а качество.

Чрезмерная, удушающая забота может быть столь же вредной, как и пренебрежение, подчеркивает Кеи Номагучи. Родители, которые стремятся оградить ребенка от опасностей, не дают ему самостоятельно принимать решения и приобретать собственный жизненный опыт.

9. Они придерживаются «мышления роста»

Один из надежных способов предсказать, преуспеет ли ребенок в жизни, - посмотреть на то, как он оценивает причины успехов и неудач. Стэнфордский психолог Кэрол Двек проводит разницу между фиксированным мышлением и мышлением роста. Для первого характерно убеждение, что пределы наших возможностей заданы изначально и мы не можем ничего изменить. Для второго - что мы можем добиться большего, прилагая усилия.

Если одному ребенку родители говорят, что у него врожденный талант, а другому - что его «обделила» природа, это может повредить обоим: первый будет всю жизнь переживать из-за неидеальных результатов, боясь утратить свой драгоценный дар, а второй может вообще отказаться работать над собой, ведь «природу не изменишь».

Поможем ребенку добиться успеха: действенные методы и причины, по которым они работают

Paul Tough

Helping Children Succeed: What Works and Why


© 2016 by Paul Tough

© OOO «Клевер-Медиа-Групп», 2018

* * *

Чарлзу, который только начинает свой путь


Предисловие

Вопрос о том, можно ли научить человека чему-то, если он сопротивляется, волновал учителей, родителей и психологов на протяжении многих лет. Действительно, почему у некоторых детей сопротивление обучению меньше или даже совсем отсутствует, а у других оно такое огромное, что кажется, будто ребенок идет против себя, вредит себе. «Ведь должен же он понимать, что образование идет ему на пользу!» – говорят родители и ищут ответы на свои многочисленные вопросы.

Перед вами – удивительная книга-исследование. Рассматривая взаимосвязь способностей детей к обучению и социальной среды, в которой вращается ребенок, автор размышляет на тему, что могут предпринять родители, учителя, школа, чтобы сделать жизнь детей лучше, и приводит доказательства, указывающие на серьезную разницу между условиями развития и результатом образования детей из обеспеченных и малообеспеченных семей.

Для сравнения: в 2015 году за порог бедности для семьи из двух взрослых и двух детей в Америке был взят доход до налогообложения в размере 23800 долл. в год, то есть почти 2000 долл. в месяц. В России черта бедности в 2015 году составляла 7688 р. в месяц на человека, или 30752 р. на семью из четырех человек.

Но финансовое обеспечение семьи – это не единственный фактор, оказывающий влияние на условия развития ребенка. Принято считать, что в обеспеченных семьях у родителей есть возможность проводить много времени со своими детьми, участвовать в их жизни, общаться, однако на практике такого времени и возможности у родителей чаще нет. Почему? Например, потому, что все имеющееся время взрослые тратят на поддержание финансового благополучия семьи и детей. В результате, несмотря на «свободные» деньги, дети растут без участия родителей точно так же, как и их сверстники из малообеспеченных семей, и имеют те же проблемы, что и у детей, растущих в более тяжелых социальных условиях.

Все мы знаем истории людей, выросших в неблагоприятных социальных условиях и добившихся успеха в жизни. Что этому способствовало? За счет каких внутренних ресурсов ребенок сумел преодолеть силу обстоятельств? Можем ли мы усиливать влияние этих факторов или это «просто так получилось»?

В своих исследованиях автор придерживается теории социального научения (ТСН), основная идея которой заключается в том, что не только окружение человека влияет на его жизнь, но и сам ребенок может повлиять на нее. И если взрослые смогут изменить ряд социальных условий, то уровень когнитивного развития детей и их возможностей вырастет.

Следуя этому подходу, мы не только вырабатываем учебные когнитивные навыки у ребенка, но и ориентируемся на выработку определенных черт характера: старательности, упорства, спокойного отношения к неудачам, которые не только помогают ребенку быстрее усваивать знания, но являются залогом его будущего успеха в жизни.

Меняется и роль преподавателя. Из носителя готовой информации он превращается в организатора исследовательской, познавательной деятельности своих учеников. Много думающих педагогов в России и в других странах приходят к выводу о необходимости выстраивать учебный процесс на принципах, отличных от тех, что были приняты ранее.

Наша сегодняшняя задача – сделать такой подход массовым, работать не только с одаренными учениками с устойчивой мотивацией, но и с детьми, в силу обстоятельств не имеющими такого подарка от жизни.

Книга Пола Тафа пригодится всем родителям, заинтересованным в создании оптимальных условий для развития детей.

Анна Скавитина, детский аналитик, член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP), многолетний эксперт журнала Psychologies

Глава 1. Неблагоприятные условия

В 2013 году США преодолели значимый рубеж в образовательной сфере. Впервые в истории большинство учащихся государственных школ страны – если быть точным, 51 % – были признаны малообеспеченными, согласно установленным федеральным правительством критериям, а значит, получили право на предоставляемые государством бесплатные школьные обеды. Это случилось не вдруг. По данным, собранным Образовательным фондом южных штатов, начиная с 1989 года процент малообеспеченных учащихся в государственных школах США постоянно возрастал (в конце 1980-х годов критериям малоимущих соответствовало менее трети учащихся). Пятидесятипроцентный барьер можно счесть символической границей, тем не менее эта граница имеет большое значение. Отныне проблему обучения детей из малообеспеченных семей, стоящую перед американской системой образования, уже нельзя считать второстепенной. Сегодня ключевая задача американских государственных школ, да и американского общества в целом, заключается в том, чтобы помочь малообеспеченным детям добиться успеха.

Мы не справляемся с этой задачей. По статистическим данным Министерства образования США, разрыв в результатах тестов по аналитическому чтению и математике между восьмиклассниками из малоимущих семей и их более обеспеченными сверстниками за последние 20 лет вообще не сократился (за этот же период разрыв между малоимущими и обеспеченными учениками четвертых классов уменьшился незначительно). В то же время разница в результатах общеамериканского академического оценочного теста, продемонстрированных бедными и богатыми выпускниками старшей школы, за последние три десятилетия увеличилась с 90 баллов (по 800-балльной шкале) в 1980-х до 125 баллов в наши дни. Различия в уровне подготовки обеспеченных и малообеспеченных студентов тоже резко увеличились. Сейчас дети из бедных семей, не имеющие диплома об окончании колледжа, демонстрируют крайне ограниченную экономическую мобильность: только каждый второй молодой человек, выросший в семье, которая относится к квинтилю с самым низким уровнем доходов (порядка 21500 долл. в год), и не получивший диплом бакалавра, сумеет, став взрослым, выбраться из этой самой малообеспеченной экономической группы.

Разрыв растет, несмотря на то что в последние два десятилетия его сокращение и даже устранение оставались ключевой целью образовательной политики государства, в частности специальных президентских программ: «Ни одного отстающего ребенка» Джорджа Буша и «Гонка за первенство» Барака Обамы. Предложенные правительством инициативы получили поддержку и были расширены благодаря усилиям множества некоммерческих организаций и финансовой помощи состоятельных филантропов, решительно борющихся с неравенством в образовании. Все эти усилия, безусловно, дали определенные результаты: появились школы и программы, ориентированные на работу с детьми из малообеспеченных семей, – однако в целом результаты, которые демонстрируют малоимущие ученики, почти или совсем не изменились.

Дискуссию о том, как сократить этот разрыв и можно ли вообще его сократить, ведут на государственном уровне не только управленцы и филантропы. И преподаватели, и социальные работники, и воспитатели, и педиатры, и даже родители по всей стране не понаслышке знают о трудностях, с которыми сталкиваются дети из неблагоприятной среды. Если вы работали с детьми, выросшими в бедности или иных непростых обстоятельствах, то знаете, что порой учителям и воспитателям сложно с ними общаться, их сложно заставить что-либо делать, сложно успокоить, с ними сложно договориться. Многим учителям удается преодолеть эти трудности, хотя бы с некоторыми учениками. Но в то же время в последние годы я встречался с сотнями отчаявшихся педагогов, которые бесконечно утомлены работой и порой не видят в ней никакого смысла.

Те, кто пытается преодолеть различия в уровне образования, сталкиваются с множеством препятствий – финансовых, политических и бюрократических. Однако я полагаю, что первое препятствие на их пути носит концептуальный характер: мы все еще не до конца понимаем причину влияния неблагоприятных условий жизни в детском возрасте. Почему тот факт, что ребенок растет в бедности, так часто приводит к тревожным последствиям? Сформулирую вопрос иначе: что именно получают дети, растущие в достатке, и, соответственно, не получают дети, растущие в бедности?

Ответ на эти вопросы я уже более десяти лет пытаюсь дать в своих книгах. Первую книгу, «Во что бы то ни стало», я посвятил работе Джеффри Канады, основателя «Детской зоны Гарлема». Помимо прочего я исследовал в ней вопрос о том, как район проживания влияет на результаты, которых добивается ребенок, и, в частности, как опыт жизни в крайне бедном районе ограничивает возможности детей. Во второй книге, «Как дети добиваются успеха», я изучал проблемы, с которыми сталкиваются дети из неблагополучной среды, под другим углом: меня интересовали навыки и способности, появляющиеся (или не появляющиеся) у них по мере взросления.

Бернард Перси — педагог, консультант, специалист в области воспитания детей и решения семейных вопросов. Отец троих замечательных, уже взрослых, дочерей, международный представитель Прикладного Образования , автор книг и многочисленных и публикаций, среди которых «Как вырастить ребенка … cоветы детей родителям», «Помогите своему ребенку в школе», «Сила творческого письма», «Моменты изумления — о том как стать лучшим папой», с 1998 по 2003 г. главный редактор и соучредитель журнала «Converge». Сегодня мы приглашаем читателей «Школы жизни.ру» ознакомиться с отрывком из книги господина Перси и взглянуть по-новому на собственных детей.

Все три мои дочери постоянно удивляли меня. Они делали что-то, что заставляло меня удивляться их способностям, их личностным качествам и их достижениям. Вот один из примеров с Кали.

Кали и байк-марафон

Когда Кали было около 3 лет, она ходила в детский садик, который был частью школы. И в школе ежегодно проводился байк-марафон среди учеников 3 класса и старше, целью которого было собрать деньги на обустройство школы. Я был членом родительского комитета, и предложил, чтобы дети младшего возраста тоже приняли участие и могли внести свой вклад в общее дело школы. Организаторы байк-марафона согласились и разработали систему, которая позволяла младшим детям принять участие в марафоне и добиться успеха.

Для детей старшего возраста был разработан маршрут длинной около 3 километров. А для трехлетних малышей организаторы подготовили небольшой круг длинной около 150 метров. Единственное правило было, что они должны были ехать на чем-то или толкать что-то на колесах, например, коляску.

Когда дошкольники начали байк-марафон, все родители были очень горды за своих детей. Но я должен признаться, что мы не ожидали, что они очень много проедут прежде чем сойдут с дистанции. Но мы все оказались неправы и были поражены результатами. Так как каждый ребенок дошел до финиша, проехав полностью весь круг! И на финише их радостно встречали взрослые, поздравляя и всячески поощряя их настойчивость и победу! Это было хорошей поддержкой для каждого ребенка, и они знали, что могут проехать и еще один круг.

В итоге расстояния, которые проехали эти молодые люди, действительно оказались немалыми. Лучшей была моя 3-летняя Кали, которая проехала на пластиковом трехколесном велосипеде «Горячие колеса» 18 ½ километров! Мы все были этим поражены, а также тем, как много проехали другие гонщики. Школа собрала очень много денег благодаря малышам, так как большинство родителей предположило, что они проедут немного и многие согласились подарить школе от 10 до 20 долларов за километр, ожидая, что они проедут не более 2−3 километров. Мы ошиблись!!! Я забыл, сколько точно пообещал заплатить за каждый километр, но мне было приятно отдать школе так много денег, основываясь на том, сколько проехала моя Кали.

Сегодня, 27 лет спустя, когда я рассказываю об этом, я всё так же удивлён, как и тогда!

Мои наблюдения

Я понял, насколько ценна похвала и поддержка для того, чтобы помочь своим детям добиваться успеха и достигать целей в жизни. Я также еще раз убедился, насколько важно было обеспечить принцип постепенности, правильный уровень сложности, с которым мои дети могли бы справиться. В результате они могли достичь целей, победить, а если бы задача была слишком трудной, то им казалось бы это невыполнимым и они не смогли бы добиться успеха.

Как часто мы недооцениваем то, на что наши дети действительно способны, потому что мы соглашаемся c «истинами» других людей, которые больше сфокусированы на ограничениях нежели на возможностях. Сколько моментов удивления мы испытываем — не только когда наши дети добиваются чего-то, а когда мы прежде недооценивали то, на что они действительно способны и когда они превышают наши ожидания — мы изумлены!

Вы оцениваете действительный потенциал и способности вашего ребенка, ожидаете от него самого лучшего. И когда он делает что-то лучше, чем самое лучшее, тогда наступает момент истинного удивления.

31 июля 2010 г. Бернард Перси проведет семинар «Искусство воспитания: как вырастить успешного ребенка». Если вы хотите принять участие в семинаре, обращайтесь в офис «Прикладного Образования СНГ» по телефонам 509−46−02, 680−66−73, эл. почта

Все заботливые родители хотят и . Среди сотен методик известных и не очень педагогов и психологов, сложно выбрать простую и подходящую именно вам.

Но этот способ, который использует обычная мама из Санкт-Петербурга Таисия Кудашкина, превращает в удивительное приключение. Благодаря этому методу, дисциплинированным, учится сосредотачиваться на важных, а главное, — положительных вещах.

И это еще далеко не все позитивные моменты. Главная прелесть этого метода — он занимает всего несколько минут в день. Итак, что же надо делать, чтобы ?

Простой рецепт счастья от креативной мамы

Таисия Кудашкина каждый день записывает в дневник пять достижений своих детей. Поначалу было совсем непросто вспомнить поступки, которыми можно было бы похвастаться. Но понемногу через все «не знаю», «не хочу» и «не могу» метод стал работать и приносить результаты. В этом способе записывать успехи за день есть куча положительных эффектов.

Это страничка из дневника маленькой дочки. Для кого-то это просто смешные детские записи, а для родителей — настоящая гордость.

А из этой милой записи уже мама сделала свои пять положительных выводов.

«Поначалу нам было сложно, никак не придумать, сразу пять, через силу и «не знаю». Сейчас это упражнение делается влет, еще друг другу с братом подсказывают, кто там чего прекрасного сделал или в чем преуспел. Это дисциплинирует, раз. Учит рефлексировать над тем, что с ними за день произошло, два. Формирует уверенность в себе, три. И мама знает, чего у них там в голове/ за день произошло, четыре. Ну и просто такое наслаждение потом эти «успехи» читать, пять. Уже сейчас, через два месяца наслаждение. А через 5-10 лет читать? Восторг будет, ностальгия, и прекрасная пилюля от всяких депрессий и меланхолий, вот».

Истоки «Дневника успеха»

Этот способ — совсем не новинка. Его использовали многие психологи и бизнесмены. Самый известный финансовый консультант, писатель и бизнесмен Бодо Шефер предлагал своим слушателям вести « ». Хотя его методика рассчитана на взрослых людей и направлена на достижения профессионального, личностного и материального роста, ее с таким же успехом можно применять с детьми.

  • Вести «Дневник успеха» надо каждый день.
  • Писать в тетради или блокноте обычной ручкой и конспектировать не менее пяти достижений за день.
  • Важно писать именно достижения, а не планы или желания.
  • Надо сконцентрироваться на достигнутом, а не только на желанном.
  • Лучше всего записывать в дневник вечером. В этом также есть свой положительный момент — засыпать вы будете в хорошем настроении, ведь перед сном вспомните все хорошее, что с вами произошло.

Думаете, вы не делаете за день ничего важного? Кажется, такое незначительное дело как приготовление обеда или прогулка на свежем воздухе может быть маленьким достижением. Но на следующий день приготовление обычной картошки или просмотр научной передачи вам уже не покажется таким важным, и вы захотите сделать что-то большее. Например, начнете или пойдете на какие-нибудь курсы.

Почему это работает

Не знаю, как вы, но я помню негативные моменты моей жизни ярче, чем положительные. В жизни я намного больше слышала «нет», чем «да». Но психологи утверждают, что это нормально, поскольку человеческому мозгу сложнее концентрироваться на положительных эмоциях, чем на отрицательных.

С раннего детства ребенок постоянно слышит «нет», «нельзя», «опасно», «туда не ходи». Как и наши родители, мы программируем наших детей на запреты и неудачи. Не потому, что мы плохие, на самом деле мы, конечно, хотим уберечь своих детей от опасности, но таким способом все больше вселяем в них неуверенность.

Именно поэтому метод «пяти достижений» имеет колоссальное значение, ведь ребенок учится концентрироваться на положительных вещах в своей жизни и вообще учится понимать, что такое хорошо и плохо. Записав свои успехи, ребенок их визуализирует, запоминает, «фотографирует» в своей памяти.

А родители, в свою очередь, могут узнать у молчаливого малыша, как прошел его день и что для него действительно важно, ведь именно в деталях можно уловить всю суть картины.

Позитивные моменты метода «пяти достижений»

Вот несколько положительных моментов, которые можно выделить в методике пяти достижений.

Повышается самооценка

Человек не может чувствовать себя неудачником, если каждый день у него есть достижения.

Ребенок научится мотивировать себя

Даже если он не понимает, что такое мотивация. Ребенку интересно будет увеличивать значение своих достижений с каждым днем.

Хорошее настроение

Если чаще думать о положительных вещах, они овладеют нашими мыслями. Не будет места печальным воспоминаниям.

Уверенность в себе

Все, к чему мы прилагаем усилия, уже становится важным. Даже если конечный результат не оправдал ожидания, всегда можно найти положительные моменты в процессе работы.

Оптимизм

Даже на одну и ту же вещь ребенок научится смотреть с разных сторон. И в неудаче можно найти положительный момент. Только тогда он будет помнить не негативные эмоции, а положительные. Например, мама задержалась на работе и не смогла помочь с домашним заданием, за которое получил плохую отметку. Зато сам поужинал и почистил зубы без напоминания.

Общее дело с ребенком

И родители, и дети могут вести свои дневники успеха, вместе записывать достижения, при этом объединяться за общим делом.

Экономия времени

Современным занятым мамам и папам не так просто найти время для занятий с детьми, а тут надо потратить всего несколько минут в день, а результат не заставит себя ждать.

Единственный минус этого метода в том, что вести дневник можно с ребенком от 4-5 лет, когда он понимает значение своих действий. Но если писать с малышами, это будет стимул для мамы усовершенствовать себя.

А для себя могу записать достижения моего малыша:

1. Проснулся вовремя

2. Пошел в сад без слез

3. Съел яблоко

4. Помогал убирать игрушки

5. Сам уснул

Видите, совсем несложно! Хотите сделать жизнь своих детей счастливее? Тогда не медлите, и пускай первым вашим достижением этого дня будет запись о покупке своего дневника успеха. И надеемся, через несколько недель вы с удивлением заметите положительные сдвиги в жизни своих детей, да и всей своей семьи!

Глава 4. Как добиться успеха

1. Загадка колледжа

Бо?льшую часть ХХ века Соединенные Штаты намного опережали другие страны и по качеству своей системы высшего образования, и по количеству молодых людей, которые успешно прошли через эту систему.

Совсем недавно, в середине 1990-х годов, уровень выпускников колледжей в Америке был самым высоким в мире, более чем вдвое превышая средний уровень других развитых стран. Но в настоящее время глобальная иерархия образования быстро меняется. Многие страны как развитые, так и развивающиеся, переживают пик беспрецедентного бума высшего образования, и всего лишь за последнее десятилетие Соединенные Штаты откатились с первой на двенадцатую позицию по процентному показателю 25-34-летних людей, которые окончили четырехлетние программы обучения в колледжах и теперь тащатся в конце разнообразного списка соревнующихся, который включает в себя Великобританию, Австралию, Польшу, Норвегию и Южную Корею.

Дело не в том, что в США снизилось количество обучающихся в системе высшего образования – просто оно нарастает очень медленно, в то время как подобные цифры в других странах просто рвутся ввысь.

В 1976 году 24 процента американцев в возрасте около 30 лет получили четырехлетнее образование в колледже; спустя 30 лет, в 2006 году, эта цифра увеличилась только до 28 процентов. Но эта кажущаяся статичность скрывает собой растущее классовое разделение. Между 1990-м и 2000 годом количество случаев получения диплома бакалавра среди богатых студентов, у которых по крайней мере один родитель окончил колледж, возросло с 61 до 68 процентов, в то время как по данным одного анализа тот же уровень среди наиболее обездоленных молодых американцев – студентов, входящих в слой населения с самым низким доходом, чьи родители не имели высшего образования, – упал с 11,1 до 9,5 процента.

В нашу эпоху возрастающего неравенства эта тенденция может показаться неудивительной: просто еще один индикатор того, насколько велико расхождение классов в Соединенных Штатах. Но стоит вспомнить, что б?льшую часть прошлого столетия все было совсем по-другому.

Как писали гарвардские экономисты Клаудия Голдин и Лоуренс Кац в своей влиятельной книге 2008 года, «Гонка между образованием и технологией» (The Race Between Education and Technology ), история американского высшего образования в ХХ веке, в сущности, была историей демократизации. Лишь 5 процентов американских мужчин, родившихся в 1900 году, окончили колледж, и эти 5 процентов были элитой во всех отношениях: богатые, белые, хорошо устроенные в жизни.

Почему столь многие студенты бросают колледж как раз в тот момент, когда диплом о высшем образовании стал настолько ценным.

Но между 1925-м и 1945 годом количество американских мужчин, окончивших колледж, удвоилось, составив 10 процентов, а потом удвоилось еще раз между 1945 и 1965 годом, в значительной степени благодаря принятию «Билля о Джи-Ай», который помог миллионам возвращавшихся с войны американских солдат поступить в колледж (рост числа американок, получивших высшее образование, был сравнительно скромен вплоть до начала 1960-х годов, но после этого он намного опередил темпы роста по этому показателю среди мужчин).

Как следствие, кампусы американских колледжей стали менее элитными и более разнообразными; дети фабричных рабочих сидели на лекциях и в научных лабораториях рядом с детьми владельцев фабрик, на которых работали их родители. В течение этих лет «восходящая мобильность в отношении образования характеризовала американское общество», писали Голдин и Кац. «Каждое поколение американцев достигало уровня образованности, намного превосходящего уровень предыдущего поколения». Но теперь этот прогресс застопорился или, по крайней мере, притормозил, и национальная система высшего образования перестала быть тем инструментом социальной мобильности и растущего равенства, которым она была в ХХ веке.

Вплоть до недавнего времени направления образовательной политики, которые заботились о проблемах американского высшего образования, были в основном сосредоточены на доступности колледжа – на вопросе о том, как увеличить число молодых людей, особенно малоимущих молодых людей, которые оканчивали среднюю школу и поступали в колледж. Но за последние несколько лет стало ясно, что в Соединенных Штатах существует проблема не столько ограниченного и неравного положения с поступлением в колледж, сколько ограниченных и неравных возможностей для окончания колледжа.

Среди 34 стран – членов Организации за экономическое сотрудничество и развитие (OECD) Соединенные Штаты по-прежнему занимают уважаемое восьмое место по уровню людей, обучающихся в колледже. Но по уровню людей, завершающих обучение – по проценту первокурсников, которые поступают в колледж и учатся в нем до самого вручения дипломов, – Соединенные Штаты находятся на предпоследнем месте, опережая только Италию. Не так давно США возглавляли мир в производстве студентов-дипломников; теперь же они являются ведущей страной мира по производству недоучек.

Больше всего озадачивает в этом феномене, что он появился в то же время, когда буквальная ценность американского высшего образования возросла до небес. Сегодня американец, имеющий диплом бакалавра, может рассчитывать на зарплату, которая по крайней мере на 83 процента превышает заработок американца, окончившего лишь старшую школу.

Эта зарплатная премия для окончивших колледж, как называют ее экономисты, входит в число самых высоких в развитом мире, и она резко увеличилась с начала 1980-х годов, когда американские выпускники колледжей зарабатывали всего на 40 процентов больше своих соотечественников, имеющих аттестат о среднем образовании.

Как выражаются Голдин и Кац, сегодняшний юный американец, который способен окончить колледж, но не делает этого, «оставляет кучу денег валяться на улице».

Итак, мы остаемся с все той же загадкой: почему столь многие американские студенты бросают колледж как раз в тот момент, когда диплом о высшем образовании стал настолько ценным и когда количество молодых людей, стремящихся к высшему образованию, так впечатляюще возросло в остальных странах мира?

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Тот, кто достигает успеха, стремится к большему Дети хотят не только познавать мир, но и самостоятельно двигаться вперед – постепенно приобретать независимость и развивать свои способности. Уже в конце первого и, в еще большей степени, на втором году жизни все дети хотят

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Разные факторы успеха В бизнесе для успешной работы часто требуются инициатива, гибкость и умение работать в команде. Мы не говорим, что подобные подходы нельзя применять в школе. Однако в большинстве школ дело обстоит иначе. Образование происходит на конкурентной

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Рецепт успеха: заведенный распорядок Каждый день мне звонят родители – встревоженные, сбитые с толку, замотанные, а главное, невыспавшиеся. Они забрасывают меня вопросами и умоляют помочь, поскольку вся их семейная жизнь идет наперекосяк. Независимо от конкретной

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Закрепление успеха Когда ребенок успешно освоит навык, вы должны устроить ему по этому поводу праздник. Перед этим вам следует убедить ребенка в том, что он должен поблагодарить всех тех людей, чья поддержка помогла ему добиться успеха.Наконец вам нужно будет вместе с

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

Как добиться того, чтобы ребенок тренировался с неослабевающей энергией? Чтобы у ребенка сохранялась мотивация, он должен получать положительные эмоции от тренировки навыка и вознаграждаться за успехи. Вознаграждение вы можете обеспечить, одаривая ребенка своим

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Ступень 13 Празднование успеха Когда навык будет освоен, нужно отпраздновать это и дать ребенку возможность поблагодарить всех, кто помогал ему в процессе обучения.Говоря окружающим «спасибо» за помощь, ты словно делишь на всех волшебный пирог: чем больше кусков

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию автора Мазлиш Элейн

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Как добиться послушания без угроз и команд «Наташа взяла мою тетрадь и начала рисовать, я спросила: «Наташа, ты не хочешь порисовать в другой?». Она: «Нет, хочу в этой». Я: «Хорошо рисуй, но тогда мне придется купить другую, и я не смогу купить тебе сок». – «Дай мне другую

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Критерии успеха Помогая ребенку, важно научиться видеть не только явные достижения и большие победы, но и маленькие успехи – ростки будущих достижений. Они нуждаются в умелой и бережной поддержке, стимулирующем поощрении и направленном развитии. А если мы еще и умеем

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги автора

Как добиться того, чтобы тайм-аут давал ожидаемые результаты Нижеприведенные советы – это линия старта для вас: вырабатывайте свою стратегию тайм-аутов, которая принесет пользу и вам, и вашему ребенку. Тайм-аутПусть будет много «таймов». Когда психологи-бихевиористы

Из книги автора

Причина успеха евреев – интеллект, упорство и трудолюбие – Еврейская мама – это легенда, – уверяет писатель, автор монографии «Секреты еврейского воспитания» Петр Скорук. – Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50 лет, он был трижды женат, руководит крупной

Из книги автора

Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми Чего хотели бы от родителей подростки? Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.