08.05.2019
Конспект бесед по этикету старшая группа. Тема: «Первые шаги в мир хороших манер
Деловая игра для воспитателей «Эстетика и культура питания в детском саду»
Описание материала: предлагаю вам сценарию деловой игры для воспитателей "Эстетика и культура питания в детском саду". Данный материал будет полезен для воспитателей, педагогов дошкольных учреждений, для студентов. Материал направлен на повышение профессиональных знаний по этике и эстетике культуры питания в дошкольных учреждениях в работе с детьми.Цель:
Систематизировать знания педагогов по вопросам эстетики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.
Ход деловой игры:
Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям)
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды.
(Команды должны придумать названия своей команды соотносительно по данной сегодняшней теме). Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.
Станция 1 Разминочная
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из хлебницы?
2. Чем едят макароны?
3. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
4. Какие фрукты едят руками?
5. В какой руке держат нож?
6. Как нужно наклонять тарелку с супом?
7. Что нужно делать, если вилка упала?
8. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. В какой руке держать вилку?
7. С какой стороны убирают суповые тарелки?
8. Куда класть использованную бумажную салфетку?
Станция 2
Порядок сервировки стола на завтрак.
К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка
Станция 3:
Порядок сервировки стола на обед
К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны
Станция 4:
Порядок сервировки стола на уплотненный полдник
К полднику стол сервируется, как и на завтрак - с единственным отличием: не подается масло.
Станция 5: Вопрос 2 командам
С какого возраста вводится дежурство по столовой?
(Ответ: Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфФормы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить детки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.)
Станция 6: Стихотворная
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Станция 7
Найди продолжение пословицы о питании:
1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.
Станция 8:
Инсценировка «За столом»
ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
Станция 9: «Сервировка стола» Вы должны правильно расположить приборы на столе?
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение и прошу следовать к столу.
Чаепитие за красиво сервированным столом
Организация: ГБОУ лицей 1367
Населенный пункт: г. Москва
Задачи:
- познакомить с понятием «этикет»;
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
- развивать мыслительную деятельность у детей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах
Материал:
- туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
- круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
- цветик-семицветик с правилами поведения в различных местах;
- «волшебный цветок».
- ЭОР: диск с мультфильмом «Маша и медведь»
ИКТ: СD-плеер или магнитофон, телевизор с DVD-проигрывателем или мультимедийные средства обучения.
Ход занятия
(Дети входят под песню «Детский сад»).
Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Дети хором здороваются.
Воспитатель:
«Доброе утро!», гости! «Доброе утро!», дети! «Доброе утро!», солнце!
Солнышко ясное встало «Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - кричу я прохожим Веселым прохожим на утро похожим,
Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно
«Доброе утро», друзья, все равно
«Доброе утро» и в холод и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей и веселей
Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята? Дети: желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым. А Что еще мы говорим друг другу при встрече?
Ребёнок.
Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет» нам расскажут дети:
Все дети:
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2 ребёнок:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребёнок:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь. Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения. (Цветик-семицветик , дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице, дома.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.
(Забегает девочка – неряха, под песню «Воспитание» , из карманов торчит зубная паста, мыло, расческа, зеркало).
Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось? Девочка : я проспала.
Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета? Девочка : я торопилась и думала, что и так сойдет. Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасиво, когда человек грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение: поможем девочке?
Дети : Да. (Для этого по очереди, подходите к девочке и помогите ей привести себя в порядок)
Воспитатель: Ну вот и все! А теперь покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.
Физкультурная минутка:
Рано утром мы проснулись, |
потереть глаза кулачками |
Сладко, сладко потянулись! |
потянуться вверх |
Чтобы сон ушел - зевнули |
зевают |
Разбудил нас бег на месте, |
«бегут» |
В ванну побежали вместе |
«рисуют» прямоугольник в воздухе |
Умывались и плескались, |
имитируют движения умывания |
Зубы вычистить старались, |
«чистят» зубы |
Причесались аккуратно, |
«причесываются» |
Приоделись все опрятно. |
проводят руками по телу-«одеваются» |
Не хотим мы больше спать |
грозят пальчиком |
Будем весело играть!!! |
хлопают в ладоши. |
Девочка уходит, махнув рукой.
Воспитатель: Она забыла сказать волшебное слово…«спасибо».
За что мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы.
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить друг другу “ласковое слово”. “Волшебный цветочек в руки возьму, и ласковое слово тебе подарю». (Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебный цветочек ”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.
1 ребёнок:
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно,
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
2 ребёнок:
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Воспитатель: все соблюдают эти правила? Да! Спасибо, вам, дети!
Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру «Хорошо ли плохо ли». Пойдемте к столам. Возьмите по красному и зеленому кружочку в руки. Я буду показывать вам иллюстрации, на которых изображены поступки, а вы, молча будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный. Показываю иллюстрации с сюжетами, дети поднимают соответствующий кружок . (Последняя иллюстрация о том, что нельзя звонить поздно вечером).
Воспитатель: дети, а в тихий час можно шуметь, кричать, мешать другим детям спать? (нет ) Нужно лежать тихо, даже если тебе не хочется спасть, не мешать остальным детям. Послушайте стихотворение об этом из большой книги правил. (чтение) А сейчас предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь», который наверняка вы все видели. Садитесь поудобней и смотрите внимательно!
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?
Ответы детей: (взяла спички, не давала спать Мишке, кричала за столом, выпустила пчел).
Воспитатель : А как бы, вы, поступили на ее месте? Ответы детей.
Воспитатель : А что, вы, можете сказать о медведе? Ответы детей.
Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведет?
Дети :, она невоспитанная, потому что она не знает правил поведения.
Воспитатель : Сотни правил в этикете, Все не выучить сразу. Но, пожалуйста, уж, дети, Вы не огорчайте нас! Изучайте этикет. И живите много лет! В жизни Ваше воспитание ждут большие испытания.
Самоанализ: Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.
Дети : О правилах поведения, об этикете.
Воспитатель : Правильно. Вы поняли, что такое этикет? Это правила вежливого поведения. А все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Мы с вами будем еще многому учиться, чтобы о вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети». Молодцы все! И по правилам этикета мы обязаны угостить наших гостей. Для этого мы пойдем по дороге добра.
Включаю аудиозапись песни « Дорогою добра» (угощаем гостей конфетами).
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»
воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»
п.Тяжинский. Кемеровская область
Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.
Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
Развивающие:
Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.
Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.
Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо ». Р.С.Буре «Как поступают друзья ». Беседы по книге Е.Черенковой. «Уроки этикета и вежливости ». Чтение худ. лит-ры: В.Катаев. « Цветик-семицветик»; В.Осеева.« Волшебное слово»; С.Маршак «Жадина ». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».
Ход НОД:
В -ЛЬ: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.
Упражнение; « Подари улыбку»
Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите.(в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)
В - ль ; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.
В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)
Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?
Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)
1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости .
Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.
(слайды)
Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»
Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).
Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».
Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)
Картинка « Встреча двух друзей .»
Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)
Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)
О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .
Утром, подойдя к окну
«Здравствуй»! - солнышку кричу
И ещё немало раз
За день повторю;
« Добрый день», иль «В добрый час»
«Вас за всё благодарю».
Друга встречу - то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «Спасибо»
Ты пожалуйста ответь
Улыбнувшись, прошепчи,
Расставаясь с кем-то, где-то,
«До свиданья» говори.
В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.
2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.
А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).
В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.
1 .Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).
2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю).
3 . Назовите только слова извинения ( извините, простите, жаль, сожалею).
4 .Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).
В - ль: Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.
3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».
Слайды:
ВОПРОСЫ:- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?
Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?
Если съел конфету и у тебя остался фантик?
Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?
Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.
4. В - ль: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?
Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.
А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.
Игра» Хорошо - плохо»
В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.
1.Привычка очень громко разговаривать.
2.Неряшливость в одежде.
3.Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.
4.Внимательное, вежливое общение с людьми.
5.Приветствовать знакомых, при встрече.
6.Оскорбление окружающих людей.
7.Уступить место пожилому человеку в транспорте.
8.Мальчики дерутся.
Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.
5. В - ль: Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».
Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.
Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).
В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.
А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?
- Друзья познаются в беде.
-Дружбу помни, а зло забывай.
-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.
-Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.
-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь ,
В - ль: О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.
Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.
Ф - ка: Магнит .
В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?
Он притягивает к себе разные железные предметы.
Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.
Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему).
Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.
Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.
6.Лепесток синий - это лепесток «внешний ви д».
Ребята, а что такое внешний вид?
В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.
Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).
Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).
Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.
Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.
Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:
1.Дорогой. 4.Чистой. 7.Аккуратной.
2.Опрятной. 5.Разорванной.
3.Модной. 6.Новой.
Ребята, так какой должна быть одежда.
(опрятной, чистой, аккуратной)
И тот лепесток вернулся к цветку.
7.Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».
Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.
Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.
Мыть руки перед едой.
Чистить зубы перед сном.
Грызть ногти.
Пользоваться носовым платком.
Дразнить и обзывать детей.
Стричь ногти.
После сна умываться.
Расчесываться.
Ковырять в носу.
Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).
Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.
Стихи: 1. Что такое этикет?
Мы сейчас даём ответ-
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет.
2. Что сказать, когда войти.
Как в гостях себя вести.
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3. Если вежливым стать,
И воспитанным быть
То всегда и всюду будут
Уважать вас и любить.
Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным).
Ирина Неборская
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»
воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»
п. Тяжинский. Кемеровская область
Цель : Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.
Задачи :
Образовательные :
Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.
Упражнять в использовании «вежливых слов» , подборе их в соответствии с ситуаций.
Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
Развивающие :
Развивать логическое мышление : умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.
Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.
Воспитательные :
Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.
Материал : Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.
Предварительная работа : Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо» . Р. С. Буре «Как поступают друзья» . Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости » . Чтение худ. лит-ры : В. Катаев. «Цветик-семицветик» ; В. Осеева. «Волшебное слово» ; С. Маршак «Жадина» . Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы »; Цветик –семицветик».
Ход НОД:
В -ЛЬ : Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.
Упражнение; «Подари улыбку»
Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)
В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.
В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)
Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?
Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе . Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)
1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.
Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.
(слайды)
Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»
Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье) .
Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе» .
Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)
Картинка «Встреча двух друзей.»
Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)
Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)
О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .
Утром, подойдя к окну
«Здравствуй» ! - солнышку кричу
И ещё немало раз
За день повторю;
«Добрый день» , иль «В добрый час»
«Вас за всё благодарю» .
Друга встречу - то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «Спасибо»
Ты пожалуйста ответь
Улыбнувшись, прошепчи,
Расставаясь с кем-то, где-то,
«До свиданья» говори.
В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.
2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.
А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра) .
В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.
1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.) .
2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю) .
3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) .
4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи) .
В - ль : Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.
3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков» .
Слайды :
ВОПРОСЫ :- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?
Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?
Если съел конфету и у тебя остался фантик?
Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?
Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.
4. В - ль : Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры» . Что такое «Хорошие манеры» ?
Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.
А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.
Игра» Хорошо - плохо»
В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.
1. Привычка очень громко разговаривать.
2. Неряшливость в одежде.
3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.
4. Внимательное, вежливое общение с людьми.
5. Приветствовать знакомых, при встрече.
6. Оскорбление окружающих людей.
7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.
8. Мальчики дерутся.
Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.
5. В - ль : Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы» .
Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.
Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).
В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.
А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?
Друзья познаются в беде.
Дружбу помни, а зло забывай.
Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.
Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.
Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,
В - ль : О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.
Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.
Ф - ка : Магнит.
В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?
Он притягивает к себе разные железные предметы.
Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.
Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему) .
Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.
Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.
6. Лепесток синий - это лепесток «внешний вид» .
Ребята, а что такое внешний вид?
В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.
Какой должна быть одежда? (чистой, удобной) .
Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен) .
Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.
Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.
Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего :
1. Дорогой. 4. Чистой. 7. Аккуратной.
2. Опрятной. 5. Разорванной.
3. Модной. 6. Новой.
Ребята, так какой должна быть одежда.
(опрятной, чистой, аккуратной)
И тот лепесток вернулся к цветку.
7. Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек» .
Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.
Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.
Мыть руки перед едой.
Чистить зубы перед сном.
Грызть ногти.
Пользоваться носовым платком.
Дразнить и обзывать детей.
Стричь ногти.
После сна умываться.
Расчесываться.
Ковырять в носу.
Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка) .
Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета .
Стихи : 1. Что такое этикет ?
Мы сейчас даём ответ-
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет.
2. Что сказать, когда войти.
Как в гостях себя вести.
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3. Если вежливым стать,
И воспитанным быть
То всегда и всюду будут
Уважать вас и любить.
Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным) .
Екатерина Нечаева
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Цель: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
Задачи:
Формировать у детей представление о этикете.
Формировать у детей навыки вежливости.
Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
Знакомить с правилами этикета.
В процессе работы у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.
В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Группа: Старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Приблизительная продолжительность - 9 месяцев.
Ожидаемые результаты
Воспитание нравственных и эстетических чувств
Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми
Снижение агрессивности
После воспитанники смогут:
Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Уметь общаться, обмениваться идеями.
Уважать старших
Материалы и ресурсы.
Технологии и оборудование:
Компьютер, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.
Технологии и программное обеспечение:
Программы обработки информации и изображений.
Электронные книги, энциклопедии.
Разделение функций участников
Воспитатели и Учитель-логопед:
Разработка досугов, развлечений, этических бесед.
Подбор детской литературы
Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Рисование рисунков.
Развлечение, досуг на тему «Этикет»
Игры, викторины.
Закрепление правил хорошего тона
Родители (законные представители)
Помощь в оформлении альбомов.
Участие в фотовыставке.
Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.
Участие в родительском собрании, в развлечении.
I этап – подготовительный
Знакомство с литературой и Интернет ресурсами по данной теме.
Создание перспективного плана работы.
Занятие «Что такое этикет?» - дать детям понятие слова «Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).
Беседа «История этикета»
Игра «Приятного аппетита»
Игра «Наш помощник - этикет»
Игру «Путешествие»
Игра «Волшебные слова»
Беседа «Каким я хочу быть» - Учить детей избавляться от своих недостатков.
Игра «Давайте познакомимся».
Беседа «Кто такой вежливый человек»
Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».
Игра: «В стране вежливых слов»
II этап – творческий
Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Заучивание пословиц о дружбе, честности.
Подбор рисунков на выставку.
Просмотр серии мультфильмов «Уроки Тётушки Совы- Уроки хорошего поведения», «Уроки Тётушки Совы- Уроки этикета», «Уроки Тётушки Совы- Уроки доброты», - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.
Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы» - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
Пение логопедических распевок.
Игра приветствие.
III этап - заключительный
Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».
Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»
Занятие - развлечение «В королевстве кривых зеркал»
Игры – инсценировки «Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка», «Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»
Стенгазета «Этикет»
Индивидуальные консультации для родителей.
Литература:
«Азбука общения» Л. М. Щиплицина, О. В. Защиринская
«Детский этикет» О. В. Корчинова.
«Уроки этикета и вежливости для детей» Е. Черенкова.
«Этикет от А до Я» Н. В. Чудакова.
«Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С. О. Николаева.
«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва.
«Это Вам родители» А. О. Пинт
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С. В. Петерина
«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько и т. д.