Да прилепится жена. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Проблема отцов и детей стара, как мир. Конфликт поколений — это было во все времена, и как бы ни хотелось нам думать иначе, но в первую очередь именно от мудрости родителей зависело его разрешение в конкретной семье. Современные психологи И. Медведева и Т. Шишова, работающие с проблемными детьми, обращаются к родителям: «Невоспитанный, упрямый, ленивый, капризный — трудный… Ну что с ним делать?! А с вами? С вами что делать — мрачными, раздражительными, усталыми, безразличными, всегда спешащими и всегда занятыми? Что вашему ребёнку делать с вами? Чем защититься от вашего хронического недовольства жизнью?.. Ведь тон отношений в семье задают всё-таки родители, а не дети. И даже если ребёнок — тиран, а его родители — покорные рабы, это они позволили, они допустили такую расстановку сил!»

Новая книга Марины Кравцовой «Отцы и дети в современном мире» (автор знакома читателям по книге «Женское одиночество») адресована и отцам, и детям. Как относиться к тирании стариков и самому не уподобиться тирану по отношению к ним? Допустимо ли вмешательство родителей в дела молодой семьи? Какой помощи ждут от нас пожилые родители? Как решить проблему бабушек, дедушек и внуков?.. Над этими и другими непростыми вопросами автор размышляет с православной точки зрения. Сегодня мы публикуем выдержки из её новой книги.

… Можно сколько угодно раз повторять, что родители должны принимать участие в выборе мужа или жены для своего ребёнка, что это хорошо и благочестиво, но действительность не переспоришь. В подавляющем большинстве случаев такие браки оказываются неудачными и завершаются разводом. И если бы мы проанализировали причины множества разводов, то поняли бы, что не только пропаганда свободной любви, не только всё возрастающая безнравственность общества и безответственность самих супругов являются причиной большого количества разводов — весьма часто виноваты… родители. Да-да, самые близкие нам люди, которые мечтают о нашем счастье сильнее, чем о собственном благополучии. А почему так происходит? Да очень просто — потому, что люди не умеют и не хотят принимать законы, созданные Богом и данные нам в Священном Писании. Родители не хотят понять, что при вступлении их чада в законный брак степень родства с супругом у него становится выше, чем с ними самими, с родителями. И далеко не всем родителям, а тем более далёким от всякого христианства деспотичным мамам, забывшим, что «жена да не учит», это приходится по нраву. Слова: «Жену другую можно найти, а мама у меня одна», — может быть, и умилят пожилых людей, но по сути они будут весьма и весьма далеки от нормального понимания семейных отношений, не говоря уже о том, что такие отношения будут лишены Божиего благословения. Нравится это родителям или не нравится, но первое, что Господь, сотворив женщину, сказал Адаму и Еве в первозданном Раю: «Оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). Здесь всё ясно и определённо — родители не имеют права командовать молодой семьёй, ибо отныне глава её — муж, по апостольскому завету, и он должен во всём стараться проявить себя как добрый господин своей любящей жены. Хотя, конечно, девяносто девять процентов случаев далековато отстоят от такой идиллии, но даже если родители видят, что их дорогое дитя в браке не испытывает счастья, они не имеют права своим навязчивым вмешательством разрушать отношения между мужем и женой: «… что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

Святость родительской любви — прежде всего, в её жертвенности. Разумный родитель знает, что воспитывает он ребёнка в конечном итоге не для себя. Все родители должны быть готовы в какой-то мере уподобиться Аврааму, решившемуся по первому Божиему требованию навсегда расстаться с сыном. Даже если выросший ребёнок не находит себе спутника жизни и продолжает жить с родителями, то и тогда он уже не принадлежит им весь — у него своя жизнь, занятая друзьями, работой, какими-то важными для человека делами. Главное же — у него свои взгляды на жизнь, своё мировоззрение и собственная ответственность перед Богом. Вспоминается разговор двух молодых женщин, из которых одна, имеющая маленького сына, процитировала: «Не ждите, что дети отплатят вам такой же любовью, какую питаете к ним вы, — они отдадут её своим детям». На что другая женщина, не имеющая детей, возмущённо возразила: «А зачем же тогда их вообще рожать?»

«Зачем я её рожала, ночей с ней не спала? Чтобы потом появился откуда-то непонятный парень и забрал её у меня?» Да, счастливая мать, именно для этого. Чтобы в браке с тем, кто отныне стал частью её самой, ваша дочь сама познала счастье материнской любви. И передала её своим детям.

Стало быть, вопреки распространённому мнению — и в наши дни особенно, когда люди почти разучились строить правильные крепкие отношения, — общая семья, в которой родители командуют женатыми детьми, есть прямое нарушение Божиего установления, пренебрежение Его заповедью. Повторим ещё раз: в любой семье главой должен быть муж, а не родители жены или его собственные.

Священник Илья Шугаев в статье «Выйти замуж по любви» доказывает, что супружеское родство — самое высшее родство на земле: «Священное Писание говорит: «Сего ради оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5-6). Обратите внимание: будут два одною плотью. Что означают эти слова? Посмотрите на себя: у каждого из вас — две руки и две ноги. Но они составляют одно тело — одну плоть. Можно ли себе представить, что левая нога говорит правой: «Я сейчас пойду налево, а ты иди направо. Надоело мне с тобой мотаться, хоть одна погуляю в своё удовольствие»? Или левая нога наступила на гвоздь, получила серьёзную рану, а правая ей говорит со злорадством: «Напоролась? Надо было лучше смотреть, куда ступаешь, теперь иди сама как хочешь». Конечно, такого быть не может. Ясно, что если одна нога сломалась, то вторая будет нести груз всего тела. Если одна рука заболела, то вторая просто будет работать вдвое больше.

Церковь всегда знала, что муж роднее сына, а жена роднее дочери. Во много раз роднее. Сейчас это нам непонятно, а лет сто-двести назад было хорошо известно любому крестьянину. Если бы вдруг жена захотела уйти от мужа и вернуться к своим родителям, её бы не приняли: «У тебя есть муж, вернись к нему. Если ты ушла от мужа, мы тебя знать не хотим!»

Итак, супруги становятся одной плотью. И настоящий муж любит жену уже только за то, что она его жена. Конечно, если у неё есть ещё какие-то замечательные свойства характера, это прекрасно. Но если их нет, настоящий муж всё равно будет любить её. То же самое относится и к чувствам жены к мужу. То, что супруги — единая плоть, не просто красивая метафора. Всё, что происходит с одним из супругов, в действительности отражается на другом. Если супруги пытаются с помощью Божией преодолеть все искушения семейной жизни, то через некоторое время они могут вполне реально почувствовать, что стали одной плотью» («Православная беседа», №5, 2002).

Дети — они и есть дети — маленькие или большие, живущие с нами или имеющие собственную семью — они всегда остаются нашими малышами, за которыми нужен глаз да глаз. Наши дети нянчат уже своих детей, а мы всё помогаем им советами и деньгами, пытаемся защитить и от злого начальника, и от грядущей безработицы, и от лёгкой простуды, и от дурной компании. Так хочется, чтобы они были счастливы!

В какой-то момент наши тревоги замыкаются на том совершенно не известном нам человеке, которого хочет привести в дом взрослый сын или не менее взрослая дочь. Очень редко мы принимаем выбор детей без колебаний, чаще долго присматриваемся к возможному новому члену семьи, а нередко сразу без колебаний встречаем его в штыки… Но всмотритесь внимательно в избранницу вашего сына: психологи утверждают, что юноша влюбляется в девушку, подсознательно напоминающую ему образ своей мамы, когда ему было три года. Посмотрите, будущие свекрови, вспомните свой характер 20 лет назад и прикиньте, как бы вы с той собой смогли бы поладить. Девушки приводят в дом жениха, чей образ подсознательно наложился на образ отца, каким он отложился глубоко в мозгу, когда девочке было 10 лет. Несколько реже выбирают жениха по принципу дополнительности — его характер разительно отличается от характера невесты.

Так что чаще всего вы получаете в качестве нового члена семьи самих себя, только немного отличных от того, какими вы себя воображаете. Вглядитесь, вспомните собственные поступки, и вам будет легче понять поступки другого. Давайте своё знание и опыт обратим на пользу молодых, поможем их любви стать на ноги, окрепнуть, не будем испытывать её на прочность, оправдывая себя, что, мол, без проверки не может быть и веры. Даже если вам кажется (или вы даже уверены), что это не любовь, а так, влюблённость, тем более помогите укрепиться отношениям, сцементировать фундамент семьи, а не разрушить то, что вам кажется непрочным. Наша житейская мудрость иной раз играет злую шутку: нам кажется, что наш образ жизни самый лучший, наш совет самый ценный, а молодые, поистине как дети, делают всё по-своему, а значит, хуже. В таких рассуждениях есть одна подсознательная тонкость. Молодую семью мы стрижём под собственную гребёнку, словно они ещё остаются частью нашей изначальной семьи. Но ведь они уже отделились от нас. Значит, и подход к ним должен быть другой: можно обсуждать, можно советовать, но ни в коем случае не настаивать. Ведь мы же не пытаемся заставить соседей жить по нашим меркам, так зачем навязывать уже не своей семье свои принципы?

Если можете, помогайте молодым в решении самых простых бытовых проблем. Не зря Маяковский говорил, что «лодка любви разбилась о быт». Молодая, пылкая, но ещё не окрепшая любовь сталкивается с нудной текучкой, постоянными, мелкими заботами, в которых словно растворяется чувство. Дайте любви окрепнуть, превратиться из бурлящего, но незрелого чувства в спокойную, глубокую жизненную привычку.

Позвольте вашим детям быть вместе всю жизнь!

Подготовила Гелия Харитонова.

Один знаменитый человек по имени Полемий переселился из Александрии в Рим, чтобы дать лучшее воспитание и образование единственному сыну Хрисанфу. Были приглашены самые известные наставники в науках, и Хрисанф, юноша даровитый и прилежный, начал делать быстрые успехи. Однажды среди разных книг Хрисанф нашёл священные книги Нового Завета. Внимательно прочитав их, он пожалел, что так долго не знал об этом сокровище знания. Совершился нравственный переворот. Юноша оставляет языческих учителей-философов и их учение; находит себе наставника в лице пресвитера Карпофора, верует в Иисуса Христа и принимает святое крещение. Вскоре Хрисанф вступает на открытый подвиг исповедания христианства перед неверующими и идёт им до конца: мужественно претерпевает заключение и голод в темнице, куда поверг его отец-язычник. Выведенный из темницы, он противится искушениям роскоши и разных удовольствий, побеждает самое искусительное для юности обольщение прекрасными девицами. Наконец, отец избирает ему невесту — умную, образованную, красивую Дарию, ревностную язычницу, и возлагает на неё большие надежды в совращении сына. Однако Хрисанф убеждает Дарию предпочесть язычеству святую веру, супружеству — девство. Оба сподобились принять венец мучеников: живыми они были зарыты в землю.

Церковное слово №7 2007г.

Резюме.

Мф. 19:5,6 «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Под словом «оставит » здесь подразумевается не оставление родителей без попечения и внимания, но создание новой отдельной от них семьи. Господь прямо осудил фарисеев, которые под лукавым предлогом заботы о храме нарушили заповедь Божию о почитании родителей и помощи им (Мк. 7:11-13).

О значении слов будут два одною плотью святитель Григорий Богослов пишет: «Связанные узами супружества заменяют друг другу и ноги, и руки, и слух. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость. Общие заботы облегчают скорби. Общие радости для них восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а скудость переносится легче. У них одно питие из домашнего источника, из которого не вкушают посторонние. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу » . Святитель Иоанн Златоуст христианскую семью называет малой церковью . Он говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда рукам больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

Отсюда можно понять и смысл предупреждения: что Бог сочетал, того человек да не разлучает . Распад семьи - это разрыв живого организма на части (отец, мать, дети). Поэтому издревле во всех народах брак рассматривался как дело священное и его разрыв осуждался.

Тем не менее, всегда были и остаются обстоятельства, при которых развод разрешается. В частности, в Русской Православной Церкви указываются следующие причины.

«В 1918 году Поместный Собор Русской Церкви в определении о поводах расторжения брачного союза, освящённого Церковью, признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также следующее:

Противоестественные пороки;

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения;

Заболевание проказой или сифилисом;

Длительное безвестное отсутствие;

Осуждение к наказанию, соединённому с лишением всех прав состояния;

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей [и, конечно, не только супруги, но и супруга];

Снохачество или сводничество;

Извлечение выгод из непотребств супруга;

Неизлечимую тяжкую душевную болезнь;

Злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа » .

Но все эти основания для развода нельзя рассматривать как требования. Они – лишь допущение для расторжения брака, окончательное же решение всегда остаётся за самим человеком.

Григорий Богослов, свт. Творения. М., 2007. Т. 2. С. 50.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М. 2001. С. 75-76.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт.2:24)

Глядя на красивую и невесту и нарядного жениха, сердце любого человека наполняет радость. Вокруг виновников торжества множество родственников и друзей, в праздничном настроении, с цветами и подарками. Всюду улыбки и смех. Даже хлопоты, связанные с приготовлением к свадьбе, - приятные хлопоты.
Счастлив жених, - сегодня он станет мужем и соединится на веки со своей возлюбленной. Счастлива невеста, - сегодня она станет женой и соединится с возлюбленным. Счастливы родители жениха и невесты, - сегодня их дети… ПОКИНУТ, ОСТАВЯТ, УЙДУТ от них и будут счастливы …БЕЗ НИХ.
Стоп… Счастье жениха и невесты понятно, - они соединяются друг с другом. Но в чем счастье родителей? Ведь от них уходят их дети! Дети, которых они родили, кормили, растили, учили. В воспитание, которых вкладывали свои силы, время и средства. Часто приходится видеть, как плачет мать невесты и сама невеста. Трогательная картина… Невеста плачет, но возвращаться назад к родителям НЕ ХОЧЕТ.
Таков закон жизни. Так устроил Бог. И по-другому не может быть. И это во благо человеку.
Церковь то же сравнивают с невестой, вспоминая образ, описанный в Откровении Иоанна: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». (Откр.21:2)
Да действительно Церковь как невеста красива. И как невеста ожидает встречи с женихом, так Церковь ожидает прихода Небесного Жениха – Иисуса Христа.
Но невеста это та, которая еще не вступила в завет с мужем. А когда вступит, то теряет статус невесты. Теряет, что бы приобрести статус жены. Жена это та, которая уже вступила в завет, и в нем пребывает. Церковь состоит из людей которые уже вступили в завет с Богом. Значит, Церковь можно сравнить с женой, вступившей в Завет с Господом. Именно с этим образом Ап. Павел сравнивает Церковь в письме к Ефесской Церкви: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям» (Еф.5: 23-24)
Все-таки Церковь это невеста или жена? Церковь можно сравнить и с невестой и с женой. Ведь это всего лишь образы и сравнения. Как невеста Церковь ожидает встречи с Небесным Женихом. Как жена Церковь вступила в завет Небесным Мужем. Древние пророки то же сравнивали взаимоотношения Бога и Израиля, как отношения мужа и жены.
И дальше, Павел приводит слова Адама, сказанные им еще в Раю, когда еще он был безгрешным: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть», и добавляет – «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».
И по сей день, любая свадьба иллюстрирует это пророчество: «оставит человек отца своего и мать свою». Парень и девушка, должны оставить своих родителей, что бы вступить в брак, что бы быть счастливыми. Хорошо было в родительском доме, но …придется оставить его. Там их любили, как нигде на земле… придется оставить его. Там все привычно и дорого…придется оставить.
Так и с любым человеком, который намеревается вступить в завет с Христом действует это же правило. Часто приходится слышать, о том, что человек должен оставить грех, что бы заключить завет с Богом. Это правильно. Действительно грех придется оставить. Но расставаясь с грехом, у человека нет чувства печали по утраченному. А ведь Павел вслед за Адамом говорит об оставлении самых близких родственников, которыми являются родители, - отец и мать. И эту естественную привязанность, придется расторгнуть.
ЧТО БЫ СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ НЕОБХОДИМО ОСТАВИТЬ РОДСТВЕННИКОВ!
Первые Христиане из язычников, прежде вступления в Завет с Христом, стояли перед не простым выбором. Или они остаются со своими родственниками и с прежними языческими богами. Или они заключают Завет с новым Богом и оставляют своих родителей и близких родственников. При этом они становятся им чужими. И даже больше – врагами. Сейчас человеку остаться без помощи родителей довольно тяжело. А в древности, учитывая общинное устройство в земледелии и коллегиальность в ремесле и торговле, это был шаг сравнимый с подвигом. Для этого требовалось большое мужество. (Я лично мужество, как качество христианина ставлю на первое место) И все-таки они - Криспы и Гайи, делали этот шаг. Шаг веры. Они любили своих родителей, любили своих братьев и сестер… и все таки УХОДИЛИ ОТ НИХ.
Но так было не только в языческих семьях. Драма, разыгрывавшаяся в Еврейских семьях, была еще сильнее. Еврей, вступая в Новый Завет с Богом, через Иисуса Христа, оставлял отнюдь, не языческого бога, не деревянного истукана. И какого было негодование родителей и братьев, мы можем себе только представить. Какие религиозные споры разгорались внутри семей с их восточным темпераментом, нам только можно догадываться. А действовало все то же правило: «ОСТАВИТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ».
Причем Иудеи все были родственниками. Здесь человек впервые получал от старших родственников познание о Едином Боге…придется оставить родственников. Здесь человек впервые слушал Тору…придется оставить. Именно про эту ситуацию говорил Иисус: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее». (Мф. 10: 34-35)
Или же человек остается с отцом или с Иисусом Назореем. Или же дочь остается с матерью или с Иисусом Мессией.
Религиозные войны самые жестокие и продолжительные. Поэтому слова Иисуса сказанные об этом приобретают особый смысл. «И враги человеку - домашние его» (Мф.10:36) Чтобы стать последователями Мессии Иисуса, Евреи должны были оставить своих родственников, друзей и подруг. Они как и все люди любили своих родных… и все таки УХОДИЛИ ОТ НИХ. Саулы и Марии делали этот не простой шаг. Шаг веры.
В наше время ничего не изменилось. Кто-то, что бы стать христианином оставляет родственников-язычников. И в этом свой подвиг, свое мужество. А кто-то должен оставить других родственников…новых Израильтян.
Есть общества, в которых поют гимны Христу. Ему воздевают руки. От Его имени учат людей, с Библией в руках Часто родственные связи в этих общинах настолько переплетаются с духовными, что эти общества становятся похожи на древний Израиль. Так что молодым девушкам и парням, приходится искать свою вторую половинку в других городах. Ведь дома практически все близкие родственники.
Но все уже давно, к сожалению, пропиталось нестареющим фарисейством и вечно молодым саддукейством. Христос во веки тот же и фарисеи во веки те же. И если член этого общества поймет, что дальше так жить нельзя. Жить не по Учению Иисуса НЕЛЬЗЯ. Нельзя быть лукавым, нельзя быть трусливым. То он встанет перед выбором – или оставаться с родственниками или идти за живым Иисусом. Либо он будет пить неприятную жидкость, и при этом делать вид что все аллилуйя, либо живую воду. Либо заблуждение, либо истина. Либо комфортный плен, либо свобода и Дух Господень. Здесь он впервые узнал о Боге… придется оставить, чтобы знать Бога по настоящему. В детстве здесь впервые увидел Иисуса на картинке… придется оставить, что бы повзрослеть и жить с не нарисованным Богом. Здесь он пел песни Иисусу…придется оставить, что бы научиться НОВОЙ ПЕСНИ АГНЦА. И современные Михаилы и Ольги делают этот непростой шаг. Шаг веры. Таков закон духовной жизни. Так задумал Бог. И это во благо человеку.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». (Мф.10:37)
Это сказано читающему эти строки. Это сказано ДЛЯ ТЕБЯ.

И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Фарисеи спрашивают Господа: «Позволительно ли человеку разводиться с женой своей?» Они спрашивают, искушая Его, – а не для того, чтобы научиться от Него. Если Он выступит против развода, они постараются настроить против Него народ, который ревниво отнесется к попыткам ограничить его свободу. Они скажут, что Он – противник Закона Моисеева, позволявшего им развод. Их вопрос: «По всякой ли причине позволительно разводиться?» Не только по причине супружеской неверности, но по всякой причине, которую человек найдет достаточным основанием для развода? Хотя они хотят искусить Господа, Он дает им простой и ясный ответ: если муж и жена волей Божией соединены в таинственнейший и теснейший союз, они не могут легко и по всякому поводу расходиться.

Господь обращает внимание фарисеев на то, что они знают из Писания. Он хочет возвратить их к самому началу, к Божественному замыслу творения. В начале, говорит Он, Бог сотворил Адама и Еву, мужчину и женщину. С неизбежностью, самими обстоятельствами творения, Адам и Ева были созданы друг для друга и ни для кого другого. Их союз был полным и неразрушимым. И они, говорит Христос, являют образ и символ всех будущих браков. Все, вступившие в брак, – продолжение Адама и Евы, и их союз должен быть столь же сокровенно неразделимым.

Мысль Спасителя ясна. В случае Адама и Евы развод был не только нежелательным, он был совершенно невозможным – по той простой причине, что не было больше никого, с кем они могли бы вступить в брак. Ева была взята из ребра Адамова, и отделить ее от себя было как отделить часть себя. Так Христос утверждает принцип, что всякий развод есть грех. «Посему оставит человек отца и мать». Отношения между мужем и женой теснее, чем между родителями и детьми. Если отношения между родителями и детьми не могут быть с легкостью разорваны, тем более – брачные отношения. Может ли ребенок оставить своих родителей, или родители – своих детей по всякой причине, по любой причине? Нет, ни за что, это означало бы конец человеческого рода.

«И будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Брак – это одна жизнь на двоих. Он дается не для того, чтобы два человека делали только что-то одно вместе, но чтобы они делали вместе все. Идеал брака – чтобы два человека обрели свою полноту, соединив свои жизни вместе. Не напрасно говорит муж о жене и жена о муже: «моя половина». Это союз двух личностей, дополняющих друг друга. Потому чтобы брак был счастливым, надо чтобы супруги всегда думали больше друг о друге, чем о себе. Себялюбие убивает все личные отношения, и нигде это так не видно, как в браке. Подлинное основание брака – любовь, но не та только естественная, которая может тускнеть, а та, от Христа Бога принятая в таинстве, благодаря которой, забывая себя, мы обретаем себя, и, теряя себя, мы становимся самими собой.

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Муж и жена соединены Божиим соединением. Сам Бог установил этот союз. Хотя брак существует не только в Церкви, но среди всех людей, подлинное бракосочетание совершается там, где оно освящается словом Божиим и молитвой. В будущем это станет таинством Церкви. Муж и жена, соединенные Богом, не должны быть разлучены людьми. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» – в случае, когда он хочет освободиться от нее. Господь дает обоснование против развода, ссылаясь на Писание. Они же хотят оправдать развод Писанием. Кажущиеся противоречия в слове Божием – камень преткновения для людей с развращенным умом. Они называют позволение Моисея заповедью, потому что для живущих по плоти дай палец – они руку откусят. Христос объясняет им, почему Моисей вынужден был в исключительных случаях допустить развод: «по жестокосердию вашему, а сначала не было так». Ожесточение иудеев против Бога и жестокосердие их в отношениях с другими людьми, в особенности против собственных жен, хорошо известно из Писания. Лучше развод, чем ненависть, доходящая до смертоубийства. Закон Моисея должен был считаться с жестокосердием людей, а благая весть Христова исцеляет его. Закон дает познание греха, а благодать Христова – победу над ним.

«Но Я говорю вам, – говорит Христос, – кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Развод недопустим, потому что двое одна плоть. Но если жена допускает неверность, она становится одною плотью с прелюбодеем, и брачный союз перестает существовать. Во всех остальных случаях, говорит Господь, давая прямой ответ на вопрос фарисеев, развод беззаконен. Не было бы причин для развода, если бы супруги научились терпению и прощению – во взаимной любви. Если бы мужья любили своих жен, а жены повиновались своим мужьям и жили бы с ними как сонаследницы благодатной жизни.

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Поврежденное грехом естество не терпит ограничений. Но если брак – иго и крест, из этого не следует, что мы должны отвергать его. Когда этот крест дается нам, мы должны нести его с любовью, кротостью и терпением. И тогда развод будет самым ненужным и самым нежеланным, что только может быть на свете. Потому что нам дано будет узнать, почему Апостол говорит о браке: «Тайна сия велика есть».

Лучше не жениться? «Не все вмещают слово сие, – говорит Своим ученикам Христос, – но кому дано». Те, кто имеет от Бога этот дар, поступают лучше, если остаются одни. Умножение благодати лучше, чем умножение семьи, и общение с Отцом и Сыном и Святым Духом должно предпочитать всякому иному общению. Христос должен быть дороже для нас всего на свете. Но Он не позволяет, чтобы кто-то охуждал брак, ибо «не все вмещают слово сие». «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Даром благодати Христовой они отказались от брака ради Царства Небесного. Они исполнились святого равнодушия ко всем утешениям брачной жизни. Они – те, кто может это слово Господне вместить. Благодарение Богу, что в мире есть те, кто вольно принял на себя обеты целомудрия, воздержания, послушания, нищеты. Это путь – не для всех, но мир был бы намного беднее, если бы в нем не было тех, кто все оставляет ради любви ко Христу. Но призвание к монашеству должно быть дано от Бога. Ибо никто не может принять его, но только те, кому дано. Никто не может жить по заповедям Христовым без Христа. Но дары Божии различны. Этот путь должен быть избран ради Царства Небесного. Когда его предпочитают ради всецелого служения Богу, тогда он получает Божие благословение. Нет ничего лучшего для человека, чем уготовление своей души для Царства Небесного и хранения себя ради него.

Ст. 31-32 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» . Вот и третья причина. Он показывает, что, когда кто-либо, оставивши родителей, от которых произошел, совокупляется с женой, то после того отец, мать и дитя их – одна плоть, составленная из взаимного соединения, потому что вследствие смешения семени рождается дитя, так что трое они – одна плоть. Таким же образом и мы делаемся с Христом одна плоть, по причастию, и мы гораздо более, чем дитя (в отношении к родителям). Почему это? Потому, что так было изначала. Не говори же мне, что (жена твоя) такая-то и такая-то. Разве не видишь, что и в плоти много бывает недостатков? Один хром, у другого кривые ноги, у третьего сухие руки, у четвертого страдает иной какой-либо член. И однако (такой человек) не скорбит, не отсекает его, и часто заботится о нем более, чем о других. И справедливо, – так как он его член. Итак, какую каждый из нас питает любовь к себе, такую же хочет (апостол), чтоб мы питали и к жене. И это не потому, что мы с нею одной природы, но у нас в отношении к жене гораздо более важная причина, именно – что (муж и жена) не два тела, а одно: он – глава, а она – тело. Но как же в другом месте говорит он: «а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3) ? Это говорю и я, то есть, что как мы одно тело, так и Христос и Отец – одно. Оказывается таким образом, что и Отец глава наш. (Апостол) выставляет два сравнения, т. е. с телом и с Христом. Потому и присовокупляет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (ст. 32) . Что это значит? Называет (брак) великой тайной, потому что на нее указывал, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей, или лучше – Бог. При том, «я говорю» , – говорит, – «по отношению ко Христу» , так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался «один дух» с ней: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17) . Хорошо сказал: тайна велика есть, – как бы указывая на то, что иносказательное доказательство не уничтожает необходимости любви.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину

Мысль места ясна. «Уважай сей первый закон, который дан по сотворении жены и внедрен в естестве человеческом. Ибо вступающий в брак, оставляя родителей, сочетавается с женою, и союз делается столько тесным, что двое почитаются составляющими одну плоть» (блаженный Феодорит). - Но чего ради приводится сей закон?

Все толковники относят слова сии к 28 стиху, как доказательство, почему муж, любя жену, любит ее, как свое тело и как самого себя. Потому, говорит, так это бывает и быть должно, что они становятся плоть одна. Но, думается, ближе относить их к непосредственно предшествующей речи о тесном живом союзе верующих со Христом Господом. Сказано: мы от плоти Его и от костей Его. Поэтому к нам же идет и тот закон, который изречен Богом вслед за такими же словами, сказанными Адамом. Адам сказал: се кость от костей моих и плоть от плоти моея, - и Бог запечатлел это законом: сего ради оставит человек и проч. Так будет отселе во все роды века. Святой Апостол, приведши слова Адама в пояснение союза верующих с Господом, приводит и закон тот о сочетании мужа с женою. Но если мы слова - от костей Его и от плоти Его , взятые из речи Адама, должны понимать о союзе верующих со Христом, то чего ради закон, изреченный вслед за словами Адама, понимать в прямом, а не в применительном к союзу верующих со Христом смысле? - Никакой нет на это необходимости, тем паче, что вслед за сим Апостол определяет сам направление своей речи: это говорю я в отношении ко Христу и к Церкви.- Итак, ничто не мешает слова текста сего разуметь как указание на закон, по которому Христос Господь сочетавается с душами верующими и души верующие со Христом Господом. И, кажется, Апостол имел в виду преимущественно эту последнюю сторону союза, именно союз душ с Господом, - и цель слова его: - два плоть едина , - верующие и Господь - едино. Посему-то и стоит у Апостола: αντι τουτου - вместо сего. Впереди сказал: Господь питает и греет нас, так как мы плоть от плоти Его и кость от костей. Теперь говорит: вместо сего - мы должны так прилеплены к Нему быть, чтобы составлять едино. Ибо и Он уже так приобщился нам, что всего Себя предал нам. Можно находить указание на такую мысль в словах святого Златоуста: «Таким образом, и мы делаемся со Христом едина плоть, - по причастию». И несколько ниже: тут происходит «духовный союз, в котором душа соединяется с Господом неизреченным союзом, как Он один знает. Посему и сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. б, 17) . Об этом и Псалмопевец говорит: слыши дщи, и виждъ, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает царь доброты твоея (Пс. 44, 11 - 12) ». На это же наводят и слова блаженного Иеронима: «Слова сии в переносном смысле относятся ко Христу и к Церкви. Адам прообразовал Христа, Ева - Церковь. Как из Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви народилось и нарождается все множество верующих, которое, составляя единое тело, опять влагается в бок Христов и наполняет место ребра, став в едину плоть с Ним, как с мужем. Об этом и Сам Господь в Евангелии молился: да ecи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21) ».

При такой мысли понятными становятся и следующие за сим слова: тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Симеон Новый Богослов

Прп. Ефрем Сирин

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Прп. Максим Исповедник

И, достигнув сокровенности Божией, душа избавляется, наконец, от всего, что обыкновенно беспокоило ее. В этом блаженном и всесвятом покое осуществляется то приводящее в трепет, превосходящее ум и разум таинство единения, благодаря которому станут единой плотью и единым духом Бог с Церковью, то есть с душою, и душа с Богом. О как дивна, Христе, благость Твоя! Не дерзну восхвалять ее, ибо не имею даже достаточно силы, чтобы достойно удивляться ей. Будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви , как изрекает божественный Апостол. И еще: Соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17) .

Мистагогия.

Прп. Макарий Великий

Сказываю же тебе, что и самых любимых братьев, которых имеет у себя перед очами, если останавливают в оной любви, душа, так сказать, отвращается; потому что жизнь и покой ее - таинственное и неизреченное общение с небесным Царем. Ибо и любовь к плотскому общению разлучает с отцем, с матерью, с братьями; и все, касающееся до них, делается в уме сторонним. И ежели человек любит их, то любит как сторонний; все же расположение свое имеет к сожительнице своей. Ибо сказано: «сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину ». А посему, если плотская любовь так отрешает от всякой любви: то кольми паче те, которые действительно сподобились вступить в общение с оным небесным и вожделенным Святым Духом, отрешатся от всякой любви к миру, и все будет казаться для них излишним; потому что препобеждены они небесным желанием, и в тесной от него зависимости; там желания, там помышления их, там они живут, там ходят их помыслы, там имеет всегда пребывание свое ум, препобежденный божественною и небесною любовию и духовным желанием.

Собрание рукописей типа II. Беседа 4.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

Вот я еще пример, именно: когда кто, оставив своих родителей, соединяется с ней. И не сказал: будет жить вместе с нею, но: прилепится , указывая на неразрывное единение. А слова одна плоть понимаются и просто, так говорит великий Иоанн Златоуст: будет едина плоть; но могут означать и нечто другое, именно: будут два для произведения одной плоти, то есть ребенка.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть

[Апостол использует] то же самое аллегорическое истолкование в отношении к Христу и Церкви: Адам предызображает Христа, а Ева - Церковь, ибо последний Адам есть дух животворящий (1 Кор 15:45) . И как от Адама и жены его рождается весь род человеческий, так от Христа и Церкви произошло все общество верующих.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.