Секреты воспитания дочек: как вырастить счастливую женщину? Сбалансированная оценка девочки-подростка. В школе девочки более внимательны и прилежны

Королевство Шотландия- независимое государство северной Европы, существовавшее с 854 по 1707 год. Его границы изменялись на протяжении истории, но в конечном счёте оно стало занимать северную часть острова Великобритания и имело общую границу с Королевством Англия.

Про Марию Стюарт и Храброе сердце сделаю отдельные темы.

441

Kuznetsova Maria

Доброго дня, всем интересующимся нашим конкурсом рассказов. Сегодня понедельник, время начинать новую жизнь, но сначала узнаем результаты конкурса, прошедшего на прошлой неделе.
Из 15 конкурсных рассказов вы выбирали лучших и вот они, победители. Их сегодня много.
Бронзу получает рассказ "Всегда быть рядом не могут люди…", ее написала Некоторые люди такие дуры, а проголосовало за нее 32 человека
На втором месте с результатом 38 голосов у нас сегодня Юка и ее рассказ "Тем кто помнит". Также 38 голосов завоевала Ящер, ее рассказ "Почти Робинзон", и она тоже на втором месте.
А победила сегодня Арсалана. 56 голосов отданных за ее рассказ "Один день из жизни Марса" говорят сами за себя.
Ура Арсалане, ура всем победителям, писателям и читателям.
Сейчас всех выложу и рассекречу.

440

Татьяна Тимофеева

Получила сегодня замечание от близкой, как я раньше думала, подруги. За аккуратно нашитые термо-заплатки на коленках комбинезона. В виде фигурок зверей из мультиков (специально покупаю, потому что на коленях все время дырки протираются, даже на Рейме).
И вот оказывается, такие заплатки - это фуууу. И надо сразу идти и покупать новый комбез. Я сказала, что у меня домашняя одежда у детей тоже зашитая, бывает, что с небольшими пятнами, которые плохо отстирываются, в основном от всяких соков темных цветов. Это тоже фууууу! детей, как сказала подруга, с младенчества надо приучать к опрятности и к тому, что одежда всегда целая! Не зашитая и не заплатанная! Это формирует мировоззрение богатого человека, а заплатки и швы - сознание нищеброда в ребенке выращивает с детства.
Еще спросила такая: ты небось и колготки на пятках зашиваешь? Я растерялась и ответила, что да, и на пятках зашиваю, и на носках. Подруга грустно сказала: вот видишь. Не бывать твоим детям богатыми. С детства готовишь их к тому, что всю жизнь они будут ходить в рванье.
А я правда колготки и носки зашиваю! Штопать, правда, не умею.
А вы зашиваете детские вещи или сразу выбрасываете? А пытаетесь пятна отстирать, отбелить или еще что-то с ними сделать, или тоже сразу на выброс?
Что-то меня этот заход сверху прямо расстроил. Никак не думала, что ращу нищебродов. С подругой общаться после такого не хочется совершенно.

292

Sofiko Sofiko

Доброго всем дня!

Решилась я снова на создание фототемы, надеюсь, получится с иллюстрациями и познавательно

В конце октября - начале ноября с мужем и ребенком рискнули исполнить мою давнюю мечту: съездить в Мурманск и захватить немного окрестностей. Времени было очень ограниченное количество, но поездка оставила очень яркие впечатления и эмоции.

Итак, начинаю...

Прошлые фото- и информативные темы:

Белоруссия, фотоугадайка

Череповец

Городская фотоугадайка

Муром

Свадебные букеты

Покровские ворота

Городок

Белла Ахмадулина

236

Мария Сухова

Доброго времени суток! Нужен совет. Сейчас семья (мама с ребенком и бабушка) живёт в трёшке 65кв.м, из них кухня 9 и 3 комнаты (10, 12 и 21кв.м). При этом нет нормальных стен для размещения шкафов и нет тёмной. При раздельном санузле, стир.машинка туда не вместилась(её тоже пришлось на кухне установить)! Короче, всё очень неудобно для жизни. На кухне все попами стукаются, доступ к холодильнику неудобный, кухня имеет форму 6-угольника и по другому организовать пространство не получилось. А уж если 1-2 чел в гости зайдут, то на кухне караул. В тоже время, в гостиной полно места(она далеко от кухни), которое не используется вообще. И ещё, бабушка дома живёт только полгода(остальное - на даче). Район нравится, путёвых трёшек нет, вернее денег не хватает. Сейчас бабушка живёт в комнате 10 кв.м, мама с малышом в 13 кв.м. Ребенок подрастёт и станет совсем неудобно...
Есть альтернатива - евротрёшка. Кухня-гостиная 17кв., 2 спальни (10 и 12кв.м), хороший коридор(можно разместить огромный шкаф во всю стену). Ну и раздельный санузел более адекватный(стирал.маш точно можно разместить и ещё сделать доп.шкаф во всю стену за унитазом). Площадь всего будет 55 кв.м. На 10 кв.м меньше, но евротрёшка какая-то более рациональная для жизни. В спальне 10 кв.м разместить бабушку, в 12 кв.м разместить маму с годовасиком(там ещё примыкает лоджия 3,5 кв.м вся в стекле). Ну и место сбора для всех - большая кухня.
Первый вопрос, какие минусы, на ваш взгляд, есть у такой евротрёшки? Именно для этой семьи.
И второй вопрос, выгодно ли платить по теплосчётчикам? В Евротрёшке есть теплосчётчик, но истёк срок поверки. Стоит ли делать поверку (6 тыс.руб) или выгоднее платить по среднему нормативу? Как у вас с теплосчётчиками?

166

Ни...чего себе фейхоа...

Доброго дня. Предлагают мне тут подработку. Сидеть с ребенком девушки, с которой знакома шапочно. Мальчику 2,5 года. Сидеть будет нужно не каждый день, а только на время болезни несколько часов, пока не придет бабушка малыша или мама с работы. В принципе, дело несложное, деток я люблю. Но. Смущает меня две вещи. График нечеткий, то есть может получится так, что я что то запланирую на завтра, а с вечера мне позвонят и скажут, что нужно посидеть. Ну и оплата. 100 рублей час. Мы не Москва далеко, но помоему, это даже у нас мало. Сидеть нужно будет на их территории скорее всего. Вы бы согласились на такую "подработку"?

157

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины.

А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

Мальчики всегда хотят знать: кто главный, каковы правила и будут ли эти правила действовать. Получив ответы на эти вопросы, они действуют. Девочкам тоже важно знать, каковы правила, но больше их занимает система отношений: включены ли они в эту систему, какое место занимают они в ней, какова природа этих отношений и что необходимо для их поддержки. Природное умение «встраиваться» в систему отношений и понимать, кто на что способен, продемонстрировала наша маленькая дочка, научившись читать самостоятельно.

Мы стремились не загружать ее не по возрасту и не хотели раньше времени приучать к чтению. Но народ в доме был читающий – помимо нас в квартире жили еще и старший брат, и бабушка. И вот она к одному подойдет, спросит, «какая это буковка», к другому, а потом одно слово прочла, другое – так и научилась читать.

Если поступки дочери, независимо от ее возраста, рассматривать с точки зрения ее потребности устанавливать отношения, то можно оговорить пределы допустимого в ее системе и определить последствия развития ее отношений. Тогда ваша девочка будет развиваться и чувствовать себя комфортно. Формирование отношений, которые приносили бы пользу и самой девочке, и окружающим, требует четкости в установлении личностных границ – где начинается Я и где заканчивается.

К сожалению, женщины, по мнению психологов, более подвержены взаимозависимому поведению, чем мужчины. Возможно, что даже физиология их предрасположена к подобному поведению – принимать слишком большое участие в жизни других людей. Если девочка внутренне осознает, где начинается и где заканчивается ее ответственность за себя и других, то это даст ей силы оставаться самой собой, верить в свои способности и возможности и не испытывать чувство вины, если приходится сказать «нет». Девочка, которая четко знает, что ей нравится, а что – нет, чего она хочет и как этого добиться, способна игнорировать полоролевые стереотипы, которые навязывает ей общество или окружение.

У меня училась девочка, которая и после переходного периода сохранила мальчишескую фигуру: стройную, высокую, с узкими бедрами и широкими плечами. От этого, кажется, больше страдала ее мама, чем она сама. Она почему-то все время писала в сочинениях о том, что хочет стать десантником, хотя в жизни вела себя очень робко. По всей вероятности, на нее действовали переживания родителей из-за ее «нестандартности». Я поговорила с ее мамой, и та отвела ее в легкоатлетическую секцию, а чуть позже девочка сама перешла в конькобежную. С тех пор прошло много лет. Она вышла замуж, воспитывает дочку и преподает в спортивной школе.

Если помочь девочке осознать свою индивидуальность и не поддаться давлению расхожих стереотипов, касающихся фигуры, одежды, манеры поведения, то она не позволит и манипулировать собой ни этим установкам, ни людям, которые их провозглашают.

Стереотипы общества
Миф о теле

Как только наш ребенок добирается до телевизора (а происходит это, к сожалению, достаточно рано), на него обрушивается гора информации о том, какой должна быть «настоящая» женщина, каким пользоваться шампунем, дезодорантом, что носить и каковы стандарты форм женского тела. Общество навязывает определенный стереотип в этом отношении. Под звукосветонепроницаемый колпак дочь не посадишь – она все равно рано или поздно с этим столкнется. Если родители не учли фактор влияния рекламы и других воздействий СМИ, девочка с фигурой, не соответствующей проповедуемому стандарту, начинает испытывать комплекс неполноценности, придумывает себе какие-то диеты, ограничивает себя в общении со сверстниками. Поэтому наша с вами задача – научить ее самостоятельно подходить к вопросам здорового веса, красивых форм тела и правильного питания. Мы можем приохотить ее к занятиям физической культурой, которые приносили бы ей удовольствие. Разумеется, сделать это проще, если вы сами или кто-то из ваших близких друзей и родственников поддерживает свою спортивную форму.

Насилие

Мы с вами знаем также, что мир небезопасен, случаи физического насилия в отношении девушек и женщин носят, можно сказать, обыденный характер. Как уберечь, защитить дочь от этого? Психологам давно известно, что люди могут привлечь или оттолкнуть хулигана просто своей манерой поведения на улице. Если в вашей походке читается робость, вы двигаетесь боком, идете, словно извиняясь за то, что занимаете дорогу, то вы просто приглашаете к нападению на вас. Если же вы идете прямо, демонстрируя неприступность и уверенность в себе, – такая манера отпугивает потенциальных нападающих. Что мешает выработке такого ощущения у девочек? Стереотипы общества: девочки беспомощны и нуждаются в защите. Если мы будем их в этом убеждать, то никогда не научим их полагаться в минуту опасности на свои собственные силы и рассчитывать на свои внутренние ресурсы. Мы уже говорили с вами о полезности занятиями спортом для здоровья. Есть еще один важный аргумент в их пользу: будучи физически тренированной, девочка может оказать сопротивление хулиганам или хотя бы убежать. Девочкам нужно развивать физическую выносливость, и опыт занятий спортом – индивидуальным или командным – так же им необходим, как и мальчикам. Физическая сила и выносливость дают девочкам уверенность в себе, повышают самооценку, вырабатывают умение добиваться поставленной цели. Девочки бывают разные: одну хлебом не корми – дай поиграть в баскетбол, волейбол и даже в футбол, так как она получает удовольствие от командных соревнований, а другую просто тошнит от одной мысли, что ей придется бороться за мяч. Присмотритесь к дочери: возможно, ей интереснее будут плавание, гимнастика, теннис… Не имеет значения, какой вид спорта принесет ей хорошую физическую закалку и уверенность в себе. Главное, что эти качества помогут ей избежать любых посягательств. В младшем подростковом возрасте постарайтесь дать ей азы самообороны, так как любое решительное усилие, направленное на то, чтобы дать отпор обидчику: закричать, толкнуть, пнуть ногой, укусить – способно сдержать нападение, если не обратить нападающего в бегство.

Подавленные эмоции

Стереотипы восприятия обществом женщины в гневе как фурии, мегеры, грымзы зашли настолько далеко, что полностью подавили проявление женской ярости. Но ведь эти чувства существуют, от них никто не застрахован. Психологи утверждают, что отказ от глубинных эмоций выводит на сцену другие чувства и действия. И тогда вместо того, чтобы кричать, мы начинам есть; вместо того, чтобы заплакать, принимаем алкоголь; вместо того, чтобы позволить себе пережить тревогу, начинаем бездумно транжирить деньги; вместо того, чтобы признать свое одиночество как реально существующий факт, вступаем в ненужные нам и не приносящие радости сексуальные связи.

Если мы разрешим нашим дочерям испытывать и выражать гнев, то это позволит им жить более полноценной, насыщенной жизнью. Проявление гнева помогает девочке понять, что происходит, сказать о своих чувствах, попросить о помощи или, собрав всю волю, изменить ситуацию.

Право на мнение

«А тебя не спрашивают», «Твое мнение никого не интересует, мала еще» – это варианты, опять же, стереотипного восприятия женщины/девочки, которая тем не менее хочет и может высказать свое мнение. Позвольте своим дочерям говорить о том, что они чувствуют, переживают, что считают важным в своей жизни. Мы с вами уже выяснили, что межличностные взаимоотношения – это основной источник самооценки девушек и женщин. Поэтому наши дочери должны быть уверены в нашей любви, даже когда будут говорить нам о том, чего они хотят или что испытывают в той или иной ситуации. Эту веру в нас, доверие к себе мы должны взращивать в них с самого рождения. Если мы научим их формулировать свои желания и просьбы, искренне выражать свои чувства, не тая их и не прикрываясь маской внешнего спокойствия и благополучия, девочке не придется лгать, лицемерить и приспосабливаться, не надеясь на понимание. Вместо того чтобы быть внешне равнодушными и покладистыми, им не нужно будет приспосабливаться и чувствовать обиду, если их не поймут.

Семейные традиции и установки

Ваш быт. Прежде чем вы будете обдумывать план воспитания дочери, обсудите общую канву жизни вашей семьи. Как вы будете сочетать ваше стремление сделать карьеру с желанием быть хорошими родителями? Кто будет обеспечивать семью, кто – следить за чистотой квартиры и детского белья, кто займется приготовлением еды? Будете ли вы отдавать ребенка в садик и когда? Кто будет отвозить его и забирать? Будете ли вы подключать к решению этих проблем родственников?

Приоритеты. Одинаково ли вы смотрите на методы воспитания дочери и как собираетесь разрешать конфликты между собой?

Игрушки. Какие игрушки нужны дочери? Когда вы будете их покупать? Чему они ее смогут научить, по вашему мнению? Когда понадобятся книжки и какие? Кто будет ей их читать?

Телевизор. Что он значит для вашей семьи? Можно ли от него отказаться? Что вы сами предпочитаете смотреть и собираетесь ли просматривать детские передачи, прежде чем разрешите смотреть их дочери?

Образование. В какую школу пойдет ваша дочь – по месту жительства или вы будете искать что-то другое? Что именно? Частную или государственную? Что вы хотите, чтобы изучала ваша дочь дополнительно к основной программе: иностранный язык, музыку, танцы или занималась спортом?

Медицинское обслуживание. Устраивает ли вас участковый семейный врач (педиатр)? Будете ли вы дополнительно консультироваться у детских специалистов? Как вы относитесь к прививкам?

Отношение к религии. Какие религиозные установки вам ближе? Что вы будете передавать дочери? Как будете отвечать на вопросы о Боге? Собираетесь ли соблюдать религиозные обряды?

Семейные праздники. Какие праздники (Новый год, Рождество, День Победы, Восьмое марта, День защитника Отечества) вы собираетесь отмечать в кругу семьи и как? О каких заслугах перед Отечеством вашей семьи будете рассказывать дочери? С какими родственниками хотите поддерживать теплые отношения?

Образ жизни вашей семьи. Какой ритуал вы будете соблюдать при отходе ко сну: обсуждение дня прошедшего, планов на завтра, сказка на ночь, молитва, чтение книги? Как будет начинаться утро в вашей семье по будням и выходным: зарядкой, бегом трусцой, холодным душем, молитвой, красивым завтраком? Как вы будете одеваться дома: в спортивные костюмы или специальные нарядные костюмы для дома? Как часто вы собираетесь ходить в гости и приглашать друзей к себе? Будете придумывать сценарий праздника или вас устроит в качестве фона (музыкального сопровождения) работающий телевизор (магнитофон)?

Питание семьи. Какие продукты вы предпочитаете? Когда собираетесь делать покупки? Как будете относиться к сладостям? Пиву? Как будете приучать дочку следить за фигурой и уважать свое тело?

Распределение обязанностей. Кто выносит ведро? Кто моет посуду? Гладит белье? Делает уборку? Нанимаете ли вы домработницу? Какие обязанности можно возложить на дочь?

Базовые принципы воспитания

Опека и гиперопека. Все дети нуждаются в том, чтобы родители оберегали их и помогали справиться с ситуациями, представляющими опасность, с которыми они сталкиваются по мере своего развития: мы объясняем малышам, что нельзя брать в рот мелкие предметы, совать пальчики в розетку или играть со спичками. Когда они подрастают и становятся более самостоятельными, мы учим их, как правильно переходить дорогу, объясняем, что нельзя садиться в машину к незнакомым людям. Подростков мы предостерегаем от употребления алкоголя, наркотиков и неразборчивости в половых связях. Разумное ограничение «детской активности» в ситуациях, могущих представлять опасность, и в то же время предоставление им свободы в решении проблем, с которыми они вполне могут справиться самостоятельно, позволяет детям расти и развиваться в относительной безопасности и без каких-либо психологических осложнений.

Но есть другой способ защиты – гиперопека, которая препятствует формированию уверенности в своих силах. Девочки обретают такую уверенность только тогда, когда им предоставляют возможность думать, планировать и действовать самостоятельно. Не стоит торопиться давать советы дочери, пока она не попробует сделать что-то сама, – если вы поспешите, девочка может никогда не узнать о своих возможностях, о том, на что она способна, и, что еще хуже, привыкнуть полагаться на чужое мнение, полностью сняв с себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.

Как-то муж гулял с нашей дочерью и не успел ее подхватить, когда она на трехколесном велосипеде въехала в живую изгородь. Колесо застряло, а велосипед завалился набок. Девочка поднялась с земли и стала трясти велосипед, чтобы освободить застрявшее колесо. Когда папа подбежал, велосипед уже стоял на дорожке, а девочку переполняла радость победы.

Вот что я имею в виду, когда пишу, что надо давать возможность девочке самой принимать решение и его осуществлять – с самого раннего детства.

Лиззи Хайсельт

колумнист

Я лежала на кушетке в кабинете УЗИ, смотрела, как врач водит датчиком по моему намазанному гелем животу, и изо всех сил ждала одного: фразы «у вас девочка!».

Я ужасно хотела девочку. Муж тоже. И старшие сыновья тоже хотели сестру - в конце концов у каждого из них уже было по брату. И вот - ура! Это девочка! Мы все были жутко рады. Я же почувствовала и еще кое-что. Девочки - это прекрасные создания, но воспитывать их непросто и в какие-то моменты даже боязно. Я сразу подумала обо всей этой девчоночьей травле в школе, проблемах с неприятием собственной внешности и тела, постоянных требованиях, которые предъявляются к молодым девушкам, мол, они должны быть И стройные, И красивые, И спортивные, И хорошо учиться и еще миллион «И». Я думала о том, как тяжело бывает девочкам переживать подростковый период и как сильно нужна им материнская поддержка именно в этом возрасте. И, конечно, я думала, что и самой мне стоит избавиться от некоторых качеств вроде постоянного самоуничижения, перфекционизма и завышенных требований к себе и другим.

В первую неделю после того, как УЗИ показало мне девочку, я обзвонила всех своих друзей, у которых есть дочери, и попросила рассказать о том, почему дочки - это хорошо и о том, как мне стоит себя вести, чтоб моя девочка росла сильной и уверенной в себе. Плюс я прочла миллион книг о воспитании дочерей. В общем, сейчас моей девочке только полтора года, но она растет всерьез независимой и уверенной, она ничего не боится, она бойко лезет в драку со старшими братьями и при этом обожает «наряжаться» в мои вещи.

Любите свое тело

О боже, лишний вес. Очень сложно постоянно не причитать на тему «какая я толстая». Наша уверенность в себе так сильно зависит от размера наших штанов и формы лодыжек. Да, я знаю, как трудно начать любить себя и принимать такой, какая ты есть, но мы должны стараться перестать постоянно обсуждать свои недостатки. Наши дочери не должны слышать, как ужасно мы чувствуем себя с таким животом и как жутко сидят на нас эти новые джинсы. Потому что они будут относиться к своему телу точно так же, как мы относимся к своему. И мы должны научить их тому, что женская самооценка никак не должна быть связана с цифрой, которая написана на одёжной бирке.

Красота - в поведении, а не во внешности

Часто, обсуждая чью-то привлекательность, мы говорим именно о внешности. Часто, но не всегда. Очень часто люди становятся привлекательными потому, что добры, щедры, милосердны, обладают ярко выраженной эмпатией. А когда мы говорим о том, что кто-то «неприятный, мерзкий», мы часто имеем ввиду также его поступки.

Рассказывая об этом дочерям, мы можем объяснить им, что красота заключена не только в идеальных волосах и ровных белых зубах. Отношение к окружающим также важно.

Хвалите себя

Родители часто готовы пожертвовать всем ради детей, а дети этого как будто не замечают. Неблагодарные маленькие наглецы. Но что если мы сами начнем себя хвалить? Отмечать все те прекрасные вещи, которые мы умеем делать, говорить о своих талантах.

Бьюсь об заклад, во-первых нам самим станет проще быть родителями - ведь все те мелкие ежедневные вещи, которые мы делаем, не получая благодарности, наконец будут оценены. Кроме того, наши дочери увидят, что хвалить саму себя можно и нужно!

«Ну разве не прекрасно, что у вас такая красивая и талантливая мать?» - говорю я теперь своим детям. Именно такие похвалы дают им возможность оценить свою маму по достоинству и ощутить гордость и уверенность в самих себе.

Время с отцом - важно

Девочкам нужны прочные близкие отношения с отцом. Это важно. Многие исследования показывают, что девочки, в чьей жизни не было вовлеченного отца, более склонны заводить конфликтные отношения, подвержены риску ранних незапланированных беременностей, страдают от низкой самооценки и имеют меньше шансов получить полноценное высшее образование и завести настоящую крепкую семью. Именно отец может научить дочь тому уважению, которое женщина должна получить от мужчины.

Так что, если мы хотим, чтобы наши дочери избежали проблем в отношениях, чтобы мужчины относились к ним с уважением, мы должны обеспечить им доверительные отношения с отцом. А если его нет, то еще с каким-то близким взрослым мужского пола.

Цените свои знания

Конечно, умной быть хорошо, но по мере того, как девочки становятся старше, они получают от общества недвусмысленное послание: не так важны твои мозги, как привлекательное тело. А, меж тем, у девочек не должно быть дилеммы, что важнее - быть красивой или быть умной. Им не нужно казаться глупее, чем они есть, чтобы получить какие-то привилегии. Согласно новому исследованию, девочки часто лучше мальчиков преуспевают в изучении иностранных языков, кроме того, они обладают лучшим эмоциональным интеллектом. Мы должны помочь нашим дочерям гордиться своими знаниями и умениями, научить их не бояться заниматься тем, что им интересно, давать им возможность попробовать себя в самых разных занятиях - от ремонта автомобилей до готовки.

Спорт - это хорошо

Занятия спортом помогут девочке не только чувствовать себя сильнее и здоровее, это также поможет ей быть довольной своим телом. Кроме того, спорт - отличный способ снять стресс и научиться достигать целей. Командные виды спорта учат работать в группе и выстраивать отношения с остальными участниками.

Благотворительность - это необходимо

Помощь другим - отличный способ донести до них свою любовь и поддержку. Умение видеть нужды других и помогать им дает девочке ощущение собственной силы, возможности влиять на мир вокруг. Девочки поймут, что в мире всегда есть кто-то, кому нужна их помощь, и что из любой ситуации можно найти выход.

Стойте на своем

Очень сложно пойти против толпы, но ведь это именно то, чему мы хотим научить своих дочерей, верно? Стоять на своем и не бояться критики. Часто, чтобы получить работу мечты или отстоять свое мнение в споре, нужно быть уверенной и не бояться сделать трудный выбор. А этому дочери учатся от нас, матерей.

Все в мире связано

Да, моя дочь может быть центром моего мира, но она не может являться центром всего мира. Очень важно научить дочь смирению, только так она поймет, что является частью огромного целого, где все связаны друг с другом, а, значит, обязаны поддерживать друг друга и помогать друг другу. Неважно, какой путь она выберет, вы должны научить ее тому, что все на свете связано и она имеет огромную силу влиять на жизни других.

Счастье - дело наших рук Конечно, не всегда наши решения ведут к правильным последствиям. В мире происходит множество неприятных и трагичных событий. Но если мы расскажем своей дочери, что счастье - это не стечение обстоятельств, а нечто, за что она ответственна, ей будет проще. Не нужно сидеть и ждать, когда придет некто и решит все проблемы. Она вполне может начать решать их сама!

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Еще интересное:

Как перестать раздражаться и принять ребенка таким, какой он есть

Почему мы перестали доверять бабушкам и как быть, если бабушка бесит

Мне скучно с моим ребенком, а ему со мной. Что делать?

Открою небольшой журналистский секрет: мы всегда выбираем кричащие заголовки для своих скромных мыслей. Написать эту статью меня подтолкнули сотни историй несчастных женщин с рабским мышлением и разговор по душам с психологом. Вы, наверное, и сами не раз удивлялись, читая на Pandaland рассказы мам и жен, которых бьют, унижают, затаптывают в грязь, а они терпят и пишут письма с криком отчаяния. Я никогда не осуждаю чужие ошибки и не говорю "я бы не потерпела" или "ты тряпка", потому что в основе поведения этих женщин лежат глубинные вещи, которые бессознательно влияют на их последующую жизнь. И да, во всем виноваты мамы.

Подруга, работающая психологом рассказывает занятную историю типичной девочки, жизнь которой испортила любимая маман:

"Назовем ее Дина. Вот Дина только появилась на свет, ее родители рады появлению долгожданного ребенка. В какой-то момент в жизни маленькой девочки что-то идет не так: папа уходит из дома к другой женщине под крики обезумевшей матери. Мама Дины по законам жанра начинает смещать свой смысл жизни на единственное напоминание о муже - на дочь. Теперь Дина для матери центр и пуп земли. Мама вкалывает за троих, а Дина учится быть примерной дочерью, чтобы не дай Бог не опечалить свою маму. Мама после развода с отцом всегда демонстрирует дочери свою жертвенность, показывает насколько "плохо" без мужика в доме, обвиняет отца, но иногда признается, что сама за собой не ухаживала, вот и не удержала. Слово "работа" в семье произносятся с придыханием, потому что для мамы Дины - это ад, который просто дает ей деньги для пропитания и достойного воспитания доченьки. А теперь угадайте, какой психологический портрет вырисовывается у Дины в 18 лет? Дина благодаря матери имеет кучу комплексов, она всю жизнь будет чувствовать должной главному человеку ее жизни и она уяснила одно, что после того, как встретишь мало мальски подходящего мужчину цель номер один - его удержать. Поэтому девочка к 20-ти годам уже окольцована, терпит мужа тирана, рожает детей и заставляет себя быть красивой для НЕГО. Где в этой истории личность ДИНЫ?".

Психолог говорит, что ее излюбленный метод "лечения душ" прекрасных дам - это покопаться в отношениях клиента с матерью. Многие, конечно, сопротивляются... Ведь мама - это святое! Но почему тогда у святого человека глубоко несчастная дочь, которой приходится настраивать психологическое здоровье? Поэтому, вывод напрашивается один: каждая мама сознательно и бессознательно заранее закладывает в свою дочь установки ее будущей жизни. Про мужчин мы не говорим, потому что они сепарируются от маминой юбки намного быстрее и "понятия" они выстраивают свои самостоятельно.

Сложно, наверное, многим признаться в этом, но девочки всегда копируют поведение матери. Я помню, что до моего подросткового возраста мама всегда работала. Родительский шкаф был забит мамиными брючными костюмами, обернутыми сверху целлофаном. Пункт про чистоту в доме у нас тоже был особым. Мама приходила вся такая деловая с работы и вылизывала квартиру, при этом общаясь по телефону с какой-нибудь из многочисленных подруг.

Она находила и время водить меня на кружки и доп. занятия, но если я теряла интерес к чему-либо, то не заставляла этим заниматься. Помню, как она записала меня к стареющему музыканту, который обучал игре на фортепиано. После первого урока и скучного зазубривания нот, я решила, что старик меня водит за нос и не хочет научить красивому стучанию по клавишам, как это делают в фильмах. Маме был озвучен отказ, как от меня, так и от ошарашенного учителя.

Многие мамы моих подруг использовали их детский труд денно и нощно, бедным девочкам ничего не оставалось, как хвастаться в школе тем, сколько она перемыла посуды на выходных, как круто постирала грязное белье и прочее. Мне иногда даже было обидно, что меня этим всем не заставляют заниматься... Я казалось самой себе слабачкой. Но ведь моя мама давала мне в свободное время очень много книг для чтения и разрешала заниматься творчеством. Вместо рук с мозолями, я получала интеллектуальное развитие. СПАСИБО, МАМА!

К слову, мать меня и наказывала. Могла дать пару подзатыльников за несносное поведение, но часто лишь ее один взгляд с приподнятой бровью давал сигнал, что чаепитие для детей закончилось, а взрослым надо обсудить свои темы или пора заткнуться во время истерики, которую я закатывала "прощупывая почву" маминого терпения. В детстве сложно научить ребенка себя уважать, потому что у детей напрочь отсутствует такое взрослое понимание. Поэтому к маме я испытывала смешанные чувства любви и боязни. Но она меня всегда восхищала тем, как ловко справлялась на кухне, как приходила за ручку с ней на работу, а там ее коллеги с почтением здоровались и давали мне сладости, как она могла собрать возле себя успешных подруг, рассказывая увлекательную и смешную историю.

Что касается более осознанного возраста, то здесь, конечно, не обошлось и без прелестей "трудного периода". В такие моменты у девочек появляются пустяковые проблемы, которые кажутся им "апокалипсисом". Одноклассница носит одежду круче твоих, мальчик нравится, учитель не так высказался в твой адрес и прочие девчачьи проблемки... Срываться девочка начинает, конечно, на родных.

Моя мама обладала сильным чутьем и никогда "не забивала" на мои пустяковые тревоги. Она всегда расспрашивала меня о делах в школе, водила по магазинам и покупала мне только то, что мне хотелось носить, при этом закрывая глаза, на "своеобразный" стиль дочери. Благодаря этой свободе, у меня выработался свой вкус.

Самое интересное, что мама никогда не перекармливала меня, а даже накладывала меньше, чем другим гостям, зато это выработало привычку "не переедать" и не просить вторую порцию. Сейчас, когда хожу в гости и вижу, что женщины просят доложить еще, невольно сама краснею...

Когда я стала чуть постарше, то мама всегда вливала в голову понимание того, что у любого человека помимо семьи должно быть свое призвание. И хорошо, если это призвание приносит не только доход, но и удовольствие. Училась я на 5-ки и 4-ки, поэтому маму моя успеваемость не сильно беспокоила, ей важно было только то, насколько я увлеченный ребенок, имею ли я свои личные интересы, есть ли у меня близкие подруги, на которых я могу положиться. Бывало, она привозила мне и моей BFF одинаковые подарки с поездки, ласково называя нас "мои девочки".

К слову, у меня есть и отец. Отношения между мамой и папой тоже оставляют свои семена в психологии девочки, она потом невольно копирует эту модель семьи и внедряет в свою. У нас нетипичная казахская семья, где мужчина повелевает, а женщина служит. Наш отец в большей степени баловал маму и давал ей первой высказаться в каком-либо вопросе. Ну а рукоприкладства мои глаза отроду не наблюдали. Описать в одном рассказе все позитивные стороны воспитания моей мамы невозможно. Но то, кем я являюсь сейчас, стоит признать, это ее заслуга и адекватный подход к воспитанию.

Поэтому, когда мне было 18 лет, я в отличие от Дины знала, что:

1. Я - личность и вызываю интерес у окружающих не только внешней красотой, но и внутренними ресурсами.

2. Работа - это то, что должно приносить удовольствие и деньги в том числе.

3. Замужество - это не самоцель, а логическое продолжение любви между женщиной и мужчиной.

4. Терпеть побои и унижения - это саморазрушение.

5. Знания - единственный неиссякаемый источник вдохновения.

6. Всегда идти вперед и не сдаваться!

Дорогие женщины и мамы, если вы воспитываете дочь, то поймите насколько ответственную миссию вы несете. Не разрушайте жизнь своим дочерям! Вдохновляйте их быть успешными, красивыми и счастливыми!

Часто ли Вы задумываетесь, насколько грамотно Вы воспитываете свою дочку? Как воспитать малышку, чтобы она была удачливой, счастливой, любимой, самодостаточной, чувствовала себя уверенно? На этот вопрос отвечают психологи, делящиеся некоторыми рекомендациями, которые помогут вырастить из маленькой девочки гармоничную взрослую женщину. Давайте их рассмотрим.

Для девочки-подростка сомнение в своей привлекательности является неиссякаемым источником комплексов и неудач в личной жизни. Родителям следует с самого юного возраста воспитывать свою дочь в убеждении, что она - красотка, какими бы внешними данными не наградила её природа. Подчеркивайте достоинства малышки и ни в коем случае не иронизируйте над её недостатками: веснушки, курносый нос, полнота - всё это индивидуальные черты её личного обаяния.

Не высмеивайте сугубо женскую тягу смотреться в зеркало - изучая внешность, малышка учится себя любить! Не противьтесь первым, возможно, неудачным опытам с косметикой- пусть попробует и тушь, и тени, и помаду. Чем раньше начнутся эксперименты, тем успешнее будет конечный результат. Девочке необходимо привить понимание, что красота требует жертв. Поэтому когда малышка будет с восхищением наблюдать за красивыми женщинами, ей следует объяснить, что даже самые красивые из них тщательно ухаживают за своей внешностью.

К сожалению, не многие знают, что воспитание дочери в строгости имеет свои серьёзные недостатки. В частности, поколение девушек, воспитанных слишком требовательными родителями, уверены, что любовь нужно обязательно заслужить. Отсюда комплекс жертвы, чрезмерная старательность, а также неумение себя осознавать желанной и любимой.

Распознавать любовь научится только та, которую действительно любят. Девочка будет инстинктивно избегать атмосферы нелюбви, что является залогом ее личного будущего счастья.

Женщина в первую очередь является хранительницей жизни. Родителям крайне важно внушить своей доченьке правила безопасности - научить разбираться в ситуациях и людях. Не пугайте малышку, но предостерегайте от излишней наивности и доверчивости. Расскажите девочке об опасных случаях из Вашей жизни и жизни знакомых. Ребёнок должен уметь избегать ситуаций и людей, которые могут причинить вред здоровью, жизни, репутации.

Если девочка не научится проявлять милосердие и заботиться о других, то из неё не вырастет настоящая женщина. Научите доченьку замечать чужую боль, помогать нуждающимся. Не бойтесь резко одернуть малышку, если она при Вас станет высмеивать чужие недостатки.

Поощряйте желание девочки помогать пожилым людям. Не ругайте ребёнка, если он принесет в дом бездомную зверушку. Уход за домашними питомцами - замечательный тренинг милосердия. Однако при этом постарайтесь воспитывать дочку так, чтобы она не направляла своё желание помочь на недостойных людей. Баланс благоразумности и милосердия - вот рецепт настоящей женственности.

Научите девочку приёмам рационального ведения домашнего хозяйства. Однако, чтобы юное создание обихаживало дом без надрыва и жалоб, не только у неё, но и у других членов семьи должны быть свои, обговоренные заранее обязанности и задания.

Чтобы во взрослой жизни уделом Вашей дочери не была второстепенная роль в виде придатка к сильному мужчине, не следует подавлять инициативу и лидерские задатки ребёнка. Наоборот, всячески поощряйте её успехи - пускай Ваша положительная оценка будет стимулом для её дальнейшего развития.

Вы страстно мечтали воспитать из своей дочери спортсменку, а девочка пошла в тётю - любит уединение и рисует картины? Или хотели вырастить актрису, а Ваша малышка пошла в деда: обожает поезда и готовит себя к скромной карьере проводницы, не настаивайте на своём видении её жизни! Помните - Ваша дочь имеет полное право сама избрать собственный путь. Не ломайте индивидуальность девочки. Просто способствуйте развитию её личности!

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.