19.05.2019
Какие вопросы можно задать маленькому ребенку. Какие вопросы можно задать детям на празднике
Взрослым бывает непросто завязать разговор с ребёнком. О чём с ним говорить? Что спрашивать?
1. Что тебя сегодня развеселило?
2. Можешь привести пример проявленной/увиденной доброты?
3. А были ли примеры злости? Как ты ответил(а)?
4. Всем ли есть, с кем дружить на переменках?
5. О чём вам читал учитель?
6. Какое вы выучили новое слово?
7. Кто-нибудь сделал что-нибудь дурацкое и смешное?
8. Кто-нибудь плакал?
9. Что ты сделал(а) творческого?
10. Какая у вас любимая игра на переменке?
11. Какое было сегодня самое лучшее событие?
12. Ты сегодня кому-нибудь помог(ла)?
13. Ты сегодня говорил(а) кому-нибудь «спасибо»?
14. С кем ты сидел(а) в столовой?
15. Что тебя рассмешило?
16. Ты узнал(а) что-нибудь непонятное?
17. Кто тебя вдохновил?
18. Что было лучшим и худшим?
19. Что тебе сегодня меньше всего понравилось?
20. Кого сегодня не было в классе?
21. Тебе было из-за чего-нибудь страшно?
22. Ты слышал(а) что-нибудь удивительное?
23. Ты видел(а) что-нибудь, что заставило тебя задуматься?
24. С кем ты сегодня играл(а)?
25. Расскажи мне что-то, что ты сегодня знаешь, а вчера не знал(а).
26. Что было для тебя трудным?
27. Чем тебя сегодня обрадовали? Кого ты сегодня порадовал(а)?
28. Тебе понравился ланч?
29. Оцени свой день по шкале от 1 до 10.
30. У кого-нибудь в школе были сегодня неприятности?
31. Как ты проявил(а) сегодня смелость?
32. Какие вопросы ты сегодня задавал(а) в школе?
33. Расскажи 2 самых интересных вещи о сегодняшнем дне (прежде чем встать из-за стола).
34. Чего ты больше всего ждёшь завтра?
35. Что ты читаешь?
36. Какое правило было труднее всего соблюдать?
37. Научи меня чему-то, чего я не знаю.
38. Если бы ты мог(ла) изменить в сегодняшнем дне что-то одно, что бы это было?
39. (Для детей постарше:) Ты чувствуешь себя готовым(ой) к контрольной по истории?
40. С кем ты сегодня поделился(лась) завтраком?
41. Что развеселило учительницу? А что расстроило?
42. Каким ты сегодня был(а) человеком?
43. Что вызвало у тебя счастье?
44. Что вызвало у тебя гордость?
45. Что вызвало у тебя любовь?
46. Ты сегодня выучил(а) какие-то новые слова?
47. Что ты надеешься сделать до конца учебного года?
48. Если бы ты мог(ла) поменяться местами с кем угодно в классе, кто бы это был? И почему?
49. Какое у тебя самое нелюбимое место в школе? А любимое?
50. Если бы вы с учительницей поменялись местами, чему бы ты учил(а) класс?
Главное — не стесняйтесь задавать эти вопросы! Разговаривайте с ребёнком!
3 13 025
Вспомните, насколько умнее и мудрее вы почувствовали себя, когда у вас появился маленький «почемучка». Формулируя ответы на вопросы, мы больше понимаем о себе и окружающем мире, учимся мыслить эффективнее, точнее, продуктивнее. Отплатите добром за добро! Спрашивайте ребёнка о его впечатлениях, чтобы они превращались в осознанный и полезный опыт. Для начала воспользуйтесь этим списком вопросов.
1. Какими пятью словами можно описать тебя? Вопрос обращает внимание ребёнка на то, что он знает о себе и что о нём могут думать окружающие. Для вашего малыша это может стать точкой отсчёта, из которой вырастет правильная самооценка.
2. Какие занятия заставляют тебя чувствовать себя счастливым? Возможно, вы услышите ответ: «компьютерная игра» - и расстроитесь. Не спешите! Вопрос должен направить внимание ребёнка на тот факт, что есть не одно, а несколько занятий, приносящих радость, и что можно сделать их основными направлениями своей деятельности.
3. Что ты умеешь делать настолько хорошо, что мог бы научить этому других? Вопрос подскажет, что стоит чему-то научиться по-настоящему хорошо. А главное - поможет осознать собственную ценность и компетентность в чём-то, почувствовать себя в чём-то особенным. Зная, что ему есть что предложить другим, даже очень маленький человек чувствует себя увереннее.
4. Что было самым хорошим и самым плохим из всего, что с тобой произошло? В жизни приятные известия и проблемы перемешаны. Размышляя над этим вопросом, ребёнок легче поймёт, что плохое иногда случается, но не длится вечно. Возможно, и вы получите важную информацию для размышления.
5. Что ты узнал из этих лучших и худших событий? Как говорится, опыт - лучший учитель. Пусть, отвечая на такие вопросы, ребёнок учится извлекать уроки из всего происходящего. Выводы, сделанные на основе собственных переживаний, удержат его от повторения одних и тех же ошибок в будущем.
6. Как ты думаешь, что тебе больше всего пригодится, когда ты станешь взрослым, из всего, чему ты сейчас учишься? Хороший вопрос, который сам напомнит ребёнку, что когда-нибудь он станет взрослым, самостоятельным, и ему понадобятся знания. В поисках ответа дети сами точнее любых взрослых формулируют для себя правильную мотивацию в учёбе и освоении новых навыков.
7. Если бы ты мог перенестись во времени на три года и встретиться с собой младшим, какой совет ты бы дал себе? Отличный вопрос для весёлого воображаемого путешествия! Но, однако, будьте готовы услышать о чём-то, что, вероятно, наносит вред вашему ребёнку. Из ответов можно многое узнать об осмыслении прошлого опыта, о разочарованиях и, возможно, неизжитых травмах.
8.Кому и за что ты больше всего благодарен? Есть прямая связь между чувством благодарности и счастьем. Отвечая на этот вопрос, ребёнок почувствует себя более удовлетворённым, ярче увидит светлую сторону бытия, сможет оценить разные обстоятельства своей жизни и сравнить их ценность, разобраться, что важно, а что не очень.
9. Как ты думаешь, что человек чувствует внутри себя? Дети сосредоточены на своих собственных ощущениях и переживаниях. А ответ на этот вопрос заставит ребёнка отнестись с большим вниманием к переживаниям других, научит строить отношения с людьми и поможет избежать ненужных конфликтов.
10. Если бы ты мог придумать какое-то одно правило для всех людей, какое бы оно было и почему? Всегда полезно направить внимание ребёнка на тот факт, что жизнь в обществе регулируется правилами, которые нужно соблюдать. Зачем нужны правила? Почему они такие? Что будет, если их нарушить?.. У вас есть шанс вернуть ему все вопросы, которыми он ставил вас в тупик!
Когда в последний раз Ваш ребенок рассказывал Вам о своих достижениях, поступках, новых друзьях или, наоборот, о неудачах? Многие родители уверенно махнут головой и скажут, что они знают о своем «беби» все… Но так ли это?
Современное общество привыкло к очень скомканному общению, проявляя свой интерес к собеседнику дежурным вопросом «Как дела?». Получив ответ: Нормально. Отлично! Лучше всех!, с чувством выполненного долга мы спокойно переключаемся на свои дела и заботы. Такие абстрактные вопросы ни о чем часто встречаются в общении родителей и детей.
Так что же должен Вам рассказать малыш, придя из детского сада или из школы, когда услышит вопрос: «Ну и как у тебя дела?». Наверное, родитель не раз слышал ответ «Хорошо», который его на данный момент очень устраивал. Вот и поговорили.
4 шага к доверительному общению с ребенком
1. Приучаем с детства рассказывать о своих приключениях за день.
Ребенок с пеленок привыкает к тому ритму жизни, что задает ему семья. Это касается и общения. Если мама, папа будут рассказывать о своих делах, советоваться друг с другом, решать совместно семейные вопросы, тогда и ребенок будет открытым и разговорчивым со своими членами семьи.
2. Научитесь слушать и слышать то, о чем рассказывает ребенок.
Если у Вас растет общительный ребенок, тогда наверняка Вам достаются все прелести его веселых перлов о подробностях прошедшего дня. Часто уставшие мамы, слушая свое дитя, иногда вставляют вялое «ага» и «угу», не вникая в суть эмоционального рассказа. Эта большая ошибка может многого стоить, так как с возрастом такие рассказы «сойдут на нет», так как ребенок не будет видеть от Вас интереса и поддержки.
3. Поддержка и похвала.
Хвалите малыша за его рисунки, поделки, за новые достижения и навыки. Учитывайте интересы ребенка, когда выбираете ему подарок или кружок (секцию) для времяпровождения. Согласовывайте с ним его досуг, поддерживая в важных решениях. По необходимости предлагайте свою помощь в реализации его планов, но, не ущемляя интересов ребенка.
4. Научитесь правильно разговаривать с детьми.
- Не осуждать за ошибки
- Не сравнивать с другими детьми
- Не унижать словами и поступками
- Больше времени проводить вместе за разговором и совместным досугом.
Дети – очень эмоциональны, поэтому очень часто они запоминают такие вещи, которые взрослые не могут даже увидеть. То, что для нас обычно и не вызывает ничего, кроме зевоты, у ребенка может вызвать волну восторга и умиления.
Дети очень быстро переключаются с одного дела на другое, одна эмоция так же быстро сменяет другую. Но, они обладают прекрасной памятью, и запоминают многие моменты, унося их в далекое будущее.
Поэтому следует задавать ребенку наводящие вопросы, приглашая его к разговору. Итак, какие вопросы задавать ребенку?
Какие вопросы задавать ребенку?
Та как дети живут в основном эмоциями, значит, уделяйте внимание таким вопросам:
- Что было самым вкусным на обед?
- Какой смешной случай с тобой сегодня произошел? А что неприятного с тобой сегодня произошло?
- Что запомнилось тебе на занятиях по рисованию, математике, чтению?
- В каком платье сегодня пришла «Настенька»? А чем оно тебе приглянулось?
- Что сегодня ты узнал нового на уроке истории?
- Как ты думаешь, за что тебя сегодня можно похвалить?
Такие вопросы задают нить к очень познавательной беседе, в которой Вы больше узнаете о радостях или переживаниях своего ребенка. Мудрый родитель сделает выводы из услышанного от ребенка и будет в курсе его жизни. И тогда ничто Вас не удивит и не насторожит, когда малыш будет «превращаться» со временем в подростка. Ведь у Вас с ним нет секретов.
Наверное, многим родителям могут показаться знакомыми такие диалоги:
– Как прошел день в школе?
– Как обычно.
– Что вам сегодня давали на обед?
– Не помню.
– Как тебе фильм?
– Нормально.
Родители задают вопросы – дети пожимают плечами. Родители беспокоятся, что из детей лишнего слова не вытянешь, а те искренне недоумевают, почему взрослых волнует обед на большой перемене, и отвечают неохотно, зато могут с жаром рассказывать о пройденном вчера уровне компьютерной игры.
В такие моменты кажется, что дети не готовы к нашему любопытству и вниманию. С одной стороны, дело может быть в не подходящем для расспросов времени: после дня, проведенного в садике и школе, дети устают, хотят сменить тему разговоров и переключиться на другую деятельность. Но есть и еще одно объяснение: мы часто выбираем для общения с детьми закрытые вопросы и формулируем свой интерес так, что ответы могут быть лишь односложными:
- Ты хорошо сегодня ел?
- Много уроков задали?
- Ты подготовилась к контрольной?
- Как у тебя дела?
На такие вопросы обычно получаются предсказуемые ответы «да», «нет» или «хорошо». Но родителям, конечно, хочется быть в курсе того, что делают дети вне дома, о чем мечтают, чему хотят учиться, с кем им нравится дружить, какие проблемы бывают в общении со сверстниками. Открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы, могут побудить детей к размышлениям, особенно если сформулировать их так, что на них будет интересно отвечать. Например, про день в школе или детском саду можно спросить так:
- Какая игра у вас была сегодня самой веселой?
- С какими игрушками ты сегодня играл? У них есть имена?
- Какими материалами вы сегодня пользовались на уроках труда и рисования?
- У меня сегодня был такой занятой день на работе, а что интересного было у тебя?
- Давай я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?
Дети учатся на вопросах, поэтому в дошкольном возрасте так часто их задают. Но ничуть не меньше они любят на вопросы отвечать. Будь это тест: «Какой из цветов тебе нравится больше: красный, синий или зеленый?», или вопрос на воображение: «Что бы ты взял с собой на необитаемый остров?» При этом дети хорошо чувствуют, когда вопросы заданы с искренним интересом, а когда взрослые просто желают выведать тайну или, что еще хуже, услышать ответ и прочитать лекцию о том, как на самом деле нужно мыслить.
Хорошо, когда беседы являются традицией, заведенной в семье с раннего детства. Когда обсуждения идут за обеденным столом и на прогулках, под одеялом перед сном или во время поездок в транспорте, за выпечкой пирога или совместной сборкой конструктора. Все эти ситуации – прекрасная возможность для того, чтобы в непринужденных разговорах лучше узнавать друг друга.
Взрослый, который внимательно слушает ребенка и не отвлекается на посторонние дела, дает ему посыл: твои мысли интересны, а твое мнение важно для меня. Такому взрослому можно доверять секреты и делиться с ним наболевшим, мечтать вслух и шутить на любые темы. Даже самые маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы, которые позволяют им фантазировать:
- Если бы у тебя были крылья, куда бы ты полетел?
- Каким сказочным героем ты бы хотел стать и почему?
- Как ты думаешь, что находится за звездами?
Малышей интересует все на свете, но и их самих можно спрашивать о природе вещей, которую они пока не понимают, ведь им нравится выдвигать свои версии устройства мира:
- Как ты думаешь, почему мяч не тонет в воде?
- Почему осенью листья меняют цвет?
- Как бы ты мог нарисовать шум? А голос? А радость?
Дети постарше с еще большим удовольствием придумывают волшебные варианты ответов на вопросы:
- Если бы ты мог завести любого, даже самого необычного питомца, кого бы ты выбрал?
- Если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы попросил ее исполнить?
- Что бы ты сделал, если бы стал на один день человеком-невидимкой?
- На что бы ты потратил огромный выигрыш в лотерее?
Родители обычно знают, какие страхи и переживания имеются у детей. Но бывает, что ребенок не выдает своих волнений и переживает их в одиночку. Чтобы проговорить существующие проблемы и понять, как ребенок с ними справляется, вы можете спросить:
- Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собаку, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
- Что тебя больше всего злит?
- Как ты считаешь, какие самые неприятные поступки могут совершать друзья?
Открытые вопросы побуждают детей размышлять и рассуждать, анализировать и приходить к выводам. С их помощью можно говорить и о проблемах в детско-родительских отношениях, только важно подобрать подходящий момент для доверительного разговора. В острой ситуации, например, на пике ссоры, дети и взрослые действуют на эмоциях и часто говорят на повышенных тонах. Но когда воинственный пыл стихнет, можно побеседовать в спокойной обстановке и постараться услышать друг друга:
- Какие из моих слов были для тебя обидными?
- Почему случившееся наказание кажется тебе несправедливым?
- Как бы мы могли исправить неприятность, которая произошла между нами?
Если перепалка происходит между детьми, важно подойти к разрешению ситуации объективно. Видя плачущего младшего брата и покрасневшего старшего, стоящего в стороне, можно спросить: «Это ты ударил брата?», и это будет закрытый вопрос, к тому же содержащий скрытое обвинение, а оно лишь сильнее захлопнет раковину детского доверия. Но можно спросить: «Почему Ваня плачет? Что случилось?», и это будет приглашением к обсуждению инцидента, в котором смогут высказаться обе стороны.
Дети любят, когда с ними говорят обо всем на свете. Можно вместе повспоминать прошлое: радостные моменты или досадные огорчения. По прошествии лет многие вещи уже не кажутся обидными, как когда-то, поэтому дети легко делятся секретами раннего детства, но чтобы положить этим рассказам начало, нужно помочь детям вспомнить все:
- С какого момента ты себя помнишь?
- Какая у тебя была самая любимая игрушка, когда ты был маленьким?
- Что тебе нравилось делать всей семьей?
- Чем тебе запомнился детский сад?
- Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?
А можно поговорить о будущем, о детских устремлениях и мечтах:
- Есть ли кто-то известный или знакомый, на кого тебе хочется быть похожим?
- Чему бы тебе хотелось научиться?
- Как бы ты хотел украсить свою комнату?
Или задать более серьезные вопросы подросткам:
- Если бы ты мог изменить в себе три вещи, что бы ты исправил?
- На твой взгляд, девочки лучше выглядят с макияжем или без него?
- Как ты думаешь, какой возраст самый подходящий для того, чтобы жениться или выходить замуж?
- Что бы ты сделал, если кто-то предложил тебе попробовать сигареты?
Вместо поверхностного вопроса: «Ну как, понравилась тебе книга?», лучше задать такой, на который можно получить развернутый ответ: «Какой момент тебе показался самым интересным?» Призывая детей говорить, мы тренируем в них и полезный навык выступлений, и способность выражать свою точку зрения, помогаем расширять словарный запас и учим общаться с другими людьми, внимательно слушая и задавая встречные вопросы.
Практика открытых вопросов в случае, если она естественно вплетена в процесс семейного общения, а не происходит в форме интервью или допроса, сближает детей и родителей, несет познавательную ценность, а также обучающий момент. Во время разговора вы можете тактично высказывать и свое мнение или подводить ребенка к важной мысли наводящими вопросами. Если вы видите, что дочка не решается поучаствовать в школьном спектакле, хотя ей хочется быть задействованной, спросите «почему тебе кажется, что это невозможно?», чтобы понять причину страха. А затем вместе подумайте, как можно справиться с волнением, как еще можно поучаствовать в спектакле, если не выступать в качестве актера: может быть, нарисовать декорации, придумать костюмы, говорить голосом автора? Когда наводящие вопросы сформулированы верно, находятся и идеи для решения проблем.
Многие замечали какие фокусы вытворяет наша память со временем, одно забывается, другое предстаёт совсем в другом свете, что-то совсем выворачивается с ног на голову. Большинство даже не может многого рассказать про своё детство, т.к. остаются только обрывки воспоминаний. А дети? они вообще растут со скоростью непостижимой, в нашей бурной жизни мы процесс их взросления практически пропускаем, как и эволюцию их личности.
Конечно сложно поменять ритм жизни, а вот делать срезы реальности, которые потом можно сшить и немного вернуться в хронологию прошлого, это пожалуйста. Инструментом для этого являются дневники, фотографии, а также видеозапись . Правда в цифровой век, пишут единицы, фотографий в на компьютере столько, что просмотреть и отсортировать их нет времени, а видео записано на месяцы просмотра.
Как же помочь себе и детям вспомнить их детство?
Тут видео всё таки лучший инструмент, но надо его структурировать . Хороший вариант — это ежегодного интервью примерно на 10-15 минут. Для тех кто не знаком с этим форматом советую посмотреть проект Рождённые в СССР , в котором срез проводился начиная со школы и далее примерно каждые пять лет.
Фактически ежегодное интервью с ребёнком — это серия вопросов, которые позволяют зафиксировать его видение мира на момент записи, просматривая такие короткие ролики в хронологическом порядке можно понять как ребёнок рос и взрослел.
Для подростков лет с 12 в интервью можно обсуждать его взгляды на сложные темы, вопросы подбирать волнующие ребёнка, диалог похож на то что мы видим по телевизору в программах, куда приглашают гостей. А вот с моими малышками 6 и 4 лет, такой фокус не проходит, интервью их внимание держит не более 3 минут, а насильно такие вещи не делаются, нужна добрая воля.
Как же заставить дошколят просидеть 10-15 минут и отвечать на вопросы?
Я видел множество так называемых «интервью с ребёнком» и объединяло их одно, это был только список вопросов. У меня так не проходило, дети очень быстро теряли интерес, а фантазировать на ходу достаточно сложно, т.к. с одной стороны надо оживить процесс, а с другой стороны надо строго следить за временем, чтобы не вылезти за эти 10-15 минут, иначе нарезка будет слишком длинной с годами.
Для себя я решил, что лучше всего делать именно интервью, ИНТЕРВЬЮ, ИНТЕРВЬЮ! Прямо как по телевизору, именно живое интервью, как в приглашёнными публичными людьми. И я начал не снимать интервью, а играть в него.
Как проходит интервью.
- Я готовлюсь заранее: проверяю зарядку камеры, свободное место для записи, выбираю место, прибираюсь, чтобы фон был приемлемым, печатаю вопросы (которые вы увидите ниже), ищу подобие микрофона.
- Выставляю камеру (у меня штатив под это самый простой, но можно и просто поставить куда-нибудь, главное чтобы кадр не двигался.
- Приглашаю в игровой форме ребёнка, можно даже заранее договорится с ним. «Уважаемый/ая ______, мы бы хотели пригласить вас на интервью, т.к. наши зрители очень хотят посмотреть на вас и узнать вас больше.»
- Ребёнка сажаем на подготовленное место, проверяем всё ли в кадре.
- Даём ребёнку «микрофон», просим говорить туда, это важно, чтобы ребёнок был чем-то занят и более сосредоточен и спокоен.
- Далее начинается само интервью, которое я приготовил, так чтобы и вы могли его использовать.
Текст ведущего для интервью с ребёнком.
Рассчитано на возраст от 3 до 12 лет, далее надо корректировать, т.к. это уже не совсем дети будут.
Вас приветствует телеканал « ____ФАМИЛИЯ____ ТВ», и сегодня ДД.ММ.ГГ, вы с нами на передаче «назад в будущее».
И мы будем обсуждать насущные вопросы, а также вопросы, присланные нашими зрителями.
Добрый день,
Давайте знакомится, я — __ВЕДУЩИЙ__, а в гостях у нас __ИМЯ____, _ВОЗРАСТ_ лет.
- 1) Сейчас отличная погода, за окном ____ВРЕМЯ ГОДА_____, а какое твоё любимое время года? Почему?
- 2) В какую погоду тебе нравится гулять? И что ты любишь делать на улице когда гуляешь?
У нас тут есть несколько вопросов от фан клуба ___ИМЯ___, члены клуба очень интересуются,
- 3) Во что ты любишь играть? С кем?
- 4) Какая твоя любимая игрушка или игра? Почему? Как ты с ней любишь играть? Покажешь игрушку?
Особенно интересует фанатов следующий вопрос:
- 5) Какой твой любимый праздник? Почему?
- 6) Какой подарок ты хочешь на день рождения?
Валентина из Краснодара задаёт свои дежурные вопросы, мы уже привыкли к ним, но всё же задаём, т.к. нам и самим интересно:
- 7) Какой твой любимый цвет? Почему? Какое чувство у тебя возникает, когда ты на него смотришь? А когда надеваешь на себя?
- 8) Какая тебе нравится песня? Почему?
- 9) Какой твой любимый мультфильм? Почему?
- 10) Какую книгу ты больше всего любишь читать? Почему? Что тебе нравится в этой книге?
Конечно же всё мы не можем обойти стороной серию вопросов присланных из клуба «Поварёнок 77», они постоянные зрители нашей программы, и так:
- 11) Какое блюдо ты больше всего любишь кушать? А кто его вкусно готовит?
- 12) Какие блюда ты бы хотела научиться готовить?
- 13) Ты помогаешь маме и папе готовить? Чем помогаешь?
- 14) Какие фрукты или овощи ты любишь кушать?
Тут есть несколько вопросов от вашего друга __ИМЯ ЛЮБИМОЙ ИГРУШКИ___, он/она интересуется:
- 15) У тебя есть друзья? Кто? Во что ты любишь с ними играть?
- 16) На кого бы ты хотел/а быть похожим/ей? Почему?
- 17) Чего ты больше всего боишься? Почему?
- 18) Что такое счастье? Когда последний раз ты была счастлива?
- 19) Что такое любовь? Кого ты любишь?
- 20) Что тебе дороже всего в жизни? Почему?
- 21) Какие три желания ты бы исполнил/а, если была бы волшебником/цей?
И от себя добавим пару вопросов:
- 22) Что тебе в своей жизни не нравится? Что бы ты хотел/а изменить в ней?
- 23) Чего ты больше всего боишься?
- Перт Петрович Петров из глава Приморского клуба «новое время»
- 24) Расскажи своим фанатам, что ты любишь делать дома? Почему?
- 25) Что ты уже умеешь делать? Чему хочешь научиться?
- 26) Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?
Зелёнкин Михайло Михайлович из клуба «Зелёный уголок» спрашивает:
- 27) Какие деревья или растения тебе нравятся?
- 28) Какое животное тебе нравится больше всех? Почему? Что тебе в нем нравится? Хотел/а бы сам/а стать им? Что бы ты делал/а, если бы стал/а им?
Благодарим за замечательные ответы, будем рады вновь увидеть вас через год, до новых встреч.