Учимся читать с ребенком 5 лет. Общее представление о технике чтения. В чем преимущества видео-уроков по обучению чтению

Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков , но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с .

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...

Приятного обучения и игр!

С теплом,

10 правил как научить ребенка читать по слогам

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», - сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:

Итак, вот основные правила

1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них - уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу - не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет - в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра - это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро - за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Ну и напоследок две методики обучения чтению детей на видео:

1) На этом видео представлена традиционная методика:


2) А на этом видео представлен популярный в последнее время ребус-метод (но я все-таки считаю, что лучше всего использовать представленную мною методику):


Полина Васильева специально для женского сайта "Себе на заметку"

5 5 186 0

В реалиях сегодняшнего дня ребенок, который только готовится стать первоклассником, уже должен уметь читать. Поэтому сами родители должны позаботится подготовкой малыша к школе. В данной статье мы расскажем, как дома научить ребенка читать.

Что означает умение читать

Задание, на первый взгляд, кажется элементарным, но не каждый с ним справится. Чтобы освоить беглое чтение, необходимо не только проштудировать алфавит, составлять из букв слоги, слова и предложения.

Обучение заключается в том, чтобы помочь ребенку читать и прорабатывать формулировки осознанно.

Когда начинать обучение

Многие родители считают, что лучше будет, если начать обучение пораньше. Конечно, взрослым очень хочется воспитать гения и они начинают нагружать малыша чуть ли не с пеленок. Но не вредит ли это его здоровью?

Если прислушиваться к мнению невропатологов, то чтение в слишком раннем возрасте негативно сказывается на развитии ребенка.

Созревание человеческого мозга проходит поэтапно, шаг за шагом. Родители, которые слишком спешат, могут сделать своего ребенка . Эти психологичные сложности возникают из-за того, что те участки мозга, которые еще не могут работать насыщенно, начинают усиленно развивать.

Родители могут самостоятельно распознать, когда ребенок будет готов к обучению.

  • В малыша отсутствуют логопедические проблемы (произношение звуков, нарушение мелодики, темпа речи и прочие).
  • Хорошее развитие фонетического слуха, умение распознавать звуки в любом месте слова.
  • Малыш уже может говорить предложениями и складывать их в стройное повествование.
  • Хорошее развитие пространственной ориентации. Ребенок знает, что такое “направо”, “налево”, “вверху”, “внизу”.

С чего начинать

Большинство родителей считают, что обучение начинается с букв. А вот и нет! Буквы являются только символами, обозначающими то, что ребенок уже знает, уяснил. Буквами заканчивается процесс обучения, а не начинается.

Первый этап подготовки – это движение. Но не движение глазами по строкам.

Дальнейшая восприимчивость к учебе формируется в раннем возрасте. Она обусловлена тем, в какой мере малыш может ориентироваться в пространстве, насколько он активен и подвижен.

Немаловажное значение имеет развитие чувства ритма. Здесь подойдет разучивание с ребенком песенок.

Хорошо бы поиграть на бубне, дудочке, барабане. Сгодятся любые простые музыкальные инструменты. Полезными являются всякие подвижные игры с предметами, будь это мяч, скакалка или что-то другое.

Продуктивным является повторение стишков, просто слов, мелодий. Старайтесь научить малыша прислушиваться к незнакомым и негромким звукам, к примеру, на лоне природы. Важное значение имеет развитие фонематического слуха. В пять лет дети уже могут различать звуки в начале и в конце предложенного им слова.

Какую методику выбрать

Методики, обучающие чтению, столь разнообразны, что родителям порой трудно определиться с выбором. Но все их можно поделить на несколько видов.

  • Буквы складывать в слова. Сначала малыша учат названию букв, затем он из букв складывает слова.
  • Ребенок учится читать сразу по слогам.
  • Малыша учат запоминать целые слова, используя зрительную память.
  • Методика, основанная на восприятии звуков и соотношении их с буквами.

Звуко-буквенный метод

  • Когда ребенок учится читать сразу слогами или словами, ему сложно понимать текст, а от этого хромает грамотность. Частенько малышу не дается произношение сложных слов.
  • Другие методики сразу погружают ребенка в сложную систему символов. Нарушение главного педагогического принципа – от простого к сложному – плохо сказывается на обучаемости.
  • С самого рождения каждый малыш слышит вокруг себя прежде всего звуки. Потому обучение начинаем со звуков, а не букв или других символов. При заучивании целых слогов или слов, ребенок не может их анализировать.

  • Вначале необходимо вызвать интерес у малыша.

Попробуйте рассказать ему о том, какие существуют письменности, как люди научились писать. Здесь можно продемонстрировать несколько иероглифов, других способов начертания букв. Припомните ваш собственный опыт обучения чтению (но ваше повествование должно стимулировать желание учиться, а не отбивать его). И почаще зачитывайте тексты вслух.

  • Можно осваивать звуки.

Прививайте ребенку желание прислушиваться к окружающим звукам. Настаивайте на том, чтобы он показал жужжание пчелы, шорох листьев и прочее. Придумайте игры с использованием звукоподражательных слов. Малыш должен научиться на слух отличать согласные звуки от гласных. Задайте вопрос, можно ли этот звук пропеть, какие звуки стоят в начале слова и в его конце, какое слово начинается этим же звуком. Если малыш легко отвечает на такие вопросы, можно продвигаться вперед.

  • Переходим к буквам.

Довольно часто родители с самого рождения вешают рядом с кроваткой малыша красочный алфавит с картинками. Таким образом у него выстраивается прочный ассоциативный ряд, что буква “г”, к примеру, это гусь. На вопрос, что он слышит в начале слова “газета”, ребенок может ответить – “гусь”. Откажитесь от таких приемов, позволяйте ассоциативному ряду расширяться.

Человек слышит звуки, а в письменном виде они принимают образ букв. Поэтому малыша нужно спрашивать, какой звук он слышит в слове, а не какую букву.

Помните, что ребенок контактирует с миром посредством движения. Как же тогда запоминать буквы? Нарисуйте большие буквы на песке или асфальте и вместе с малышом пройдитесь по ним. Смастерите изображение букв из пластилина, проволоки, теста, любого другого материала. Вовлекайте по максимуму умение малыша впитывать окружающий мир посредством органов чувств. Поиграйте в забаву, когда вы пальцем на спине ребенка пишите букву, а он ее отгадывает.

  • Можно переходить к слогам.

Начинать следует с простого – слогов, состоящих из двух гласных. Затем переходим к открытым слогам и закрытым.
Можно изготовить несколько табличек (к примеру, изображающие домик), где из левого окошка выглядывает согласная буква, а в соседнее правое подставляется гласная. И оборотное задание, когда в гости к гласной букве приходят согласные, создавая слоги.

Базисные задания для малышей:

  1. Присоединить отсутствующий слог в слове, которым подписана картинка.
  2. Поменять одну букву так, чтобы вышло другое слово.
  3. Скомплектовать все вариации слогов из некоторого количества букв.
  4. Отыскать ненужную в слове букву и убрать ее.
  5. Вставить в слово необходимую букву.
  6. Разобрать перемешанные слоги.
  7. Собрать слова из ассортимента слогов.
  8. Сделать задания на расширение внимательности во время написания.

Напишите целую строчку одинакового слога, в которую вкралась ошибка. Малыш должен отыскать неправильный слог. К примеру: бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бб.

  • На завершающем этапе переходим к предложениям.

Если малыш свободно читает короткие слова, можно начать составление простых предложений сначала из двух слов. Далее задания нужно усложнять, добавляя слова.

В составлении первых предложений должны быть задействованы простые, знакомые ребенку слова. Не придумывайте длинные предложения, чтобы дочитав до конца, ребенок мог помнить его начало. От чтения стихов пока нужно отказаться. Малышу еще сложно соблюдать ритм стихотворения и при неудачных попытках он может отказаться продолжать занятия.

Очень продуктивно чтение потешек и коротеньких песенок. Но, так как это ритмичные произведения, нужно к ним приступать только тогда, когда ребенок сможет прочесть хотя бы два слова подряд.

Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.

Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.

У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.

Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.

Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.

Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.

Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.

Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.

В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!

Как определить готовность ребенка к обучению чтению?

Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:

  • Ребенок умеет хорошо говорить. Он хорошо произносит все звуки, может правильно строить предложения, может рассказывать длинные истории или пересказывать просмотренный мультик.
  • Если у ребенка есть проблемы с произношением некоторых звуков, то сначала лучше научить его эти звуки произносить правильно. Сейчас есть много видео, где логопеды показывают, как ставить тот или иной звук. Каждый поставленный звук нужно обязательно автоматизировать в речи. На это уйдет около месяца. И только после этого ставить следующий звук. Можно воспользоваться услугами логопеда.
  • Заинтересованность ребенка — важный момент в начале обучения чтению. А, чтобы эта заинтересованность была, читайте ему почаще сказки, стихи и рассказы. И сами тоже читайте книги для себя. Если ребенок будет видеть, что мама любит читать, то поймет, что это интересно и увлекательно. Помню, моя мама много читала, и мне всегда было интересно узнать, что пишут в ее книге. Это любопытство и было толчком к учебе.
  • Усидчивость ребенка играем не маловажную роль в процессе обучения. Для того, чтобы научить ребенка читать, нужно выделять ежедневно хотя бы 10 минут. И ребенок должен все это время быть сконцентрированным, не отвлекаться на посторонние вещи. Если ребенок убегает, шалит, смеется, «витает в облаках», то, возможно, ему еще рано учиться читать.
  • Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Знать, куда это влево-вправо, вниз-вверх.
  • У ребенка должен быть хорошо развит фонематический слух. Он должен слышать и узнавать звуки в слове: в начале, в середине и в конце. Для этого с детьми играют в специальные игры, которые закрепляют этот навык.

Как подготовить ребенка к чтению?

Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.

Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?

Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.

Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.

Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.

Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.

В каком возрасте учить ребенка читать?

Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.

Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.

На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.

Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.

Как научить ребенка читать дома?

Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.

Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.

В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.

В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.

Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.


В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.

Важные правила при обучении чтению

Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.

Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.

Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.

Интересное видео, как научить ребенка читать

Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.

Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.