В каком стиле писал клод моне. Моне, Клод Оскар. Все картины.

Один из самых знаменитых основателей импрессионизма, величайший французский художник Клод Оскар Моне появился на свет в , четырнадцатого ноября в 1840-ом году. Впрочем, когда ему исполнилось пять лет, его семья перебралась в Гавр, что в Нормандии. Отец желал, чтобы его сын продолжил семейный бизнес и стал бакалейщиком, но у самого Моне было иное видение своей будущности. Он ненавидел школу, сравнивая ее с тюрьмой, и потому предпочитал на занятиях рисовать забавные карикатуры на учителей, приобретя к пятнадцати годам даже некоторую известность в городе именно как художник-карикатурист.

К нему частенько стали обращаться люди с просьбой нарисовать их карикатурный портрет. Просьб было так много, что юноша принял дерзкое решение брать за один портрет 20 франков, чем поверг родителей в шок. В это же время Моне учился рисованию в у преподавателя колледжа Эжена Будена, пейзажиста, который, в отличие от многих, предпочитал писать с натуры и был в свое время учеником самого Давида Жака-Франсуа Ошара. Именно общение с Буденом утвердило желание Моне посвятить свою жизнь именно живописи, и, для достижения своей мечты, Клод отправился в Париж.

Творчество

Получив художественное образование в Париже в мастерской Сюиса, потом – Глейра, Клод Моне был завсегдатаем Салонов, где особенно внимательно изучал полотна Т. Руссо, К. Коро, Ш. Добиньи. Там же он познакомился с молодыми художниками – новаторами: Базилем, Писсаро, Сезанном, Сислеем, . Именно среди них начало зарождаться новое направление – импрессионизм. Название этого направления произошло от слова «впечатление» (фр. Impression), а на идею натолкнула картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая демонстрировалась во время первой выставки импрессионистов в студии фотографа Надара (1874).

Клод Моне известен как непревзойденный пейзажист. Он работал на природе, и главной задачей для него было не просто точно запечатлеть пейзаж или какую-то сценку на лоне природы, а передать свежее непосредственное впечатление от наблюдения за происходящими вокруг метаморфозами. Его вдохновляли те ежеминутные изменения в природе, где от состояния атмосферы, от угла падения солнечных лучей, от погоды, от колебания ветра, от соседства других предметов происходят волшебные превращения. От этих превращений рождались новые краски, новые отблески, новые впечатления. Потому-то так счастливо работалось художнику на природе, где он написал множество этюдов и завершенных картин.

Образцом импрессионистического видения мира можно назвать картину Моне «Дамы в саду» (1865). Залитое сияющим светом пространство, многоцветье природы и белое платье, вбирающее в себя это многоцветье – голубые блики, розоватые, светло-зеленые, охристые – все это воссоздает прекрасный живой мир. Тонкие оттенки зеленой травы и листвы наполняют впечатление от картины чувством покоя, тихой радости и гармонии. В более поздних картинах («Скалы в Этрета» - 1886, «Луга в Живерни» - 1888, «Поле маков» - 1880-ые) Моне продемонстрировал манеру рельефного мазка, при помощи которого смог передать неуловимый трепет листьев, сияние солнечных бликов на поверхности воды, тени от плывущих в небе облаков. При этом композиция сознательно построена так, чтобы пейзаж производил впечатление случайно пойманного взглядом эпизода, как, например, на картине «Бульвар Капуцинок» (1873).

Особое внимание заслуживают серии картин, на которых запечатлен один и тот же объект или пейзаж, но при различном освещении, которое бывает в течение суток, например, «Руанский собор в полдень» (1894 г.), «Руанский собор вечером» (1894 г.) Контуры предметов здесь как бы растворяются в пространстве под влиянием особенностей освещения в данное время суток. Чтобы добиться чистоты цвета, Моне почти не прибегает к смешиванию красок на палитре. Вместо этого, он использует эффект визуального смешения: например, чтобы дать траве или листве нужный ему оттенок зеленого цвета, он рядом кладет мазки синего и желтого, которые на расстоянии зрителю сливаются, и тогда фантастическим образом зелень обретает разные оттенки и кажется трепещущей. В такой манере написана картина «Стог сена» (1886).

На закате жизни

Публика и критика не воспринимала новую живопись импрессионистов и творчество Моне в том числе. Картины новаторов не принимали Салоны, не покупали, а если и покупали, то за бесценок. Долгие годы Моне просто бедствовал от безденежья, у него не было средств ни на холсты и краски, ни даже на хлеб. По этой причине многие его работы так и остались незаконченными. Начиная с 1918 года, и до конца жизни Моне работал над четырнадцатью масштабными декоративными панно под общим названием «Нимфеи» (иное название «Водяные лилии», или «Кувшинки»). Эти работы Моне завещал в подарок своей родине – Франции. Они и теперь украшают два овальных зала «Оранжереи» Лувра в Париже. Бессмертные пейзажи с лилиями на мерцающих водах, серебристо-зелеными ивами вдоль берегов и их дрожащими отражениями на водной поверхности – последний шедевр, подаренный миру великим импрессионистом.Умер художник в 1926 году.

Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet; 14 ноября 1840, Париж - 5 декабря 1926, Живерни) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже.

Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии, по существу, была юностью бродяги.

Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства.

В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. Он настолько упрочил свою репутацию, что со всех сторон его осаждали просьбами сделать карикатурные портреты. Изобилие подобных заказов и недостаточная щедрость родителей внушили ему смелое решение, которое шокировало его семью: за свои портреты Моне брал по двадцать франков.

Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд, и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости».

Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден, и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. Он отказался познакомиться с ним через владельца лавки, но однажды, зайдя в неё, не заметил, что в задней половине находится Буден. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре.

«Буден тотчас же подошел ко мне , - вспоминал Моне, - похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы - это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом» .

Но, признавался сам Моне, призывы Будена не имели эффекта. В конечном счёте этот человек понравился Моне. Он был убеждённым, искренним, но Моне не мог переварить его живопись, и когда Буден приглашал его с собой поработать на открытом воздухе, Моне всегда находил повод вежливо отказаться. Настало лето; Моне, устав сопротивляться, наконец сдался, и Буден охотно взялся за его обучение. «Глаза мои наконец раскрылись , - вспоминал Моне, - я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её» .

Семнадцатилетний Оскар Моне не мог найти лучшего учителя, потому что Буден не был ни доктринёром, ни теоретиком. Он обладал восприимчивым глазом, ясным умом и умел передать свои наблюдения и опыт простыми словами.

«Все, что написано непосредственно на месте , - заявлял он, например, - всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской». Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно - самое правильное», и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом» .

Буден, однако, был человеком скромным и не предполагал, что его уроков будет достаточно для того, чтобы наставить Моне на верный путь. Он обычно говорил: «Работая в одиночестве, нельзя достичь цели, разве что при очень больших способностях, и всё же... всё же искусство не создается в одиночку, в провинциальном захолустье, без критики, без возможности сравнения, без твёрдого убеждения» .

После шести месяцев подобных увещаний, несмотря на мать, которая начала серьёзно беспокоиться по поводу компании сына, считая, что он погибнет в обществе человека с такой плохой славой, как Буден, Моне объявил отцу, что желает стать художником и поедет учиться в Париж. Отец Моне не был решительно настроен против этой идеи, тем более, что мадам Лекадр, тётка Моне в Гавре, сама немного рисовала и разрешила племяннику в свободное время работать в её мастерской (там Моне обнаружил маленькую картинку Добиньи, которой так восхищался, что тётка ему её подарила). Хотя родители Моне видели талант своего сына, они отчасти не хотели, а отчасти и не имели возможности оказывать ему материальную поддержку.

В марте 1859 года отец Моне написал в муниципальный совет, надеясь, что для Моне сделают то же, что в своё время сделали для Будена: «Имею честь сообщить вам, что сын мой Оскар Моне восемнадцати лет, проработав с господином М. Очардом [учитель рисования в колледже, бывший ученик Давида], Вассером и Буденом, выдвигает свою кандидатуру на звание стипендиата изящных искусств города Гавра. Его естественные наклонности и развитой вкус, которые он решительно сосредоточил на живописи, обязывают меня не мешать ему следовать своему призванию. Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына...» .

Два месяца спустя совет рассмотрел это прошение, а также посланный одновременно натюрморт и отверг просьбу, опасаясь, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости».

Не ожидая даже ответа, отец Моне разрешил ему кратковременную поездку в Париж, для того, чтобы сын мог посоветоваться с другими художниками и побывать в Салоне, который должен был закрыться в июне. Перед отъездом Моне получил от некоторых любителей картин, посещавших Будена, рекомендательные письма к различным более или менее известным художникам.

Вскоре после прибытия в Париж Моне прислал Будену свой первый отчёт:

«Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз. Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. Есть несколько красивых Коро... Я побывал у нескольких художников. Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. Вас ожидают все. Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом. Я заходил к Труайону, показал ему два моих натюрморта, и по поводу их он мне сказал: „ Ну что ж, мой милый, с цветом у вас всё будет хорошо; в целом он создаёт верное впечатление. Но вам нужно серьёзно позаниматься, всё, что вы сейчас делаете, - очень мило, но делаете вы это слишком легко; этого вы никогда не потеряете. Если вы хотите послушаться моего совета и серьёзно заняться искусством, начните с поступления в мастерскую, где работают над фигурой, пишут натурщиков. Учитесь рисовать - это то, чего вам всем сегодня не хватает. Послушайтесь меня - и вы увидите, что я прав. Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Однако не пренебрегайте и живописью: время от времени выезжайте за город, делайте этюды, прорабатывайте их. Делайте копии в Лувре. Заходите почаще ко мне, показывайте всё, что сделали; побольше мужества, и вы добьётесь своего“. И, - прибавляет Моне, - мои родители разрешили мне остаться на месяц-другой в Париже, следуя совету Труайона, который настаивает, чтобы я основательно занялся рисованием. „Таким образом, - сказал он мне, - вы приобретёте навык, вернётесь в Гавр и сможете писать хорошие этюды за городом, а зимой приедете в Париж, чтобы устроиться здесь окончательно“. Родители мои одобрили это» .

Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Оба высказались за Кутюра, но Моне решил не слушаться их совета, потому что ему не понравились работы Кутюра. Вместо этого Моне посещал собрания в «Кабачке мучеников», где нашёл то, чего ему недоставало в Гавре: воодушевляющую компанию и оживлённые споры. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время. Родители, пожалуй, согласились бы на это, если бы он не отказался поступать в Школу изящных искусств. Отец прекратил выплачивать ему содержание, и Моне был вынужден жить на свои сбережения, которые ему пересылала тётя.

В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1862 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).

После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Весной 1871 года работам Моне было отказано в разрешении на участие в выставке Королевской академии.

В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам. После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».

С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантей, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды.

В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре.

В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.

В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятий рисованием. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые "Водные лилии", Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.

Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.

Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet ; 14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни) — французский художник, один из основателей импрессионизма, прошедший долгий путь от гонений, насмешек и нищеты до всемирного признания. Название картины Клода Моне« Впечатление. Восход солнца», придуманное буквально накануне открытия Первой выставки импрессионистов, стало поводом для разгромных рецензий, но дало название целому течению в живописи, литературе и музыке конца XIX века.

Особенности творчества художника Клода Моне : главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы — быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрел и довел до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года. Одна серия может состоять из несколько десятков полотен. В последние 25 лет жизни Моне пишет цветы, японский мостик, кувшинки и пруд в своем саду и создает уникальные масштабные панно для музея Оранжери, которые предвосхищают новое, современное искусство.

Известные картины Клода Моне: «Впечатление. Восход солнца », «Стог сена на закате », «Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда », «Лягушатник », «Женщина с зонтиком », «Водяные лилии », «Руанский собор ».

Моне давно стал брендом. Салоны красоты, атмосферные ресторанчики, изысканные конфеты — в честь Моне называют самые приятные и комфортные места и вещи. Работники знаменитых аукционов признаются, что когда им в руки попадает картина Клода Моне , они только в первые минуты видят в ней потрясающие художественные особенности и пронзительные эмоции. Но очень быстро в их глазах тополя и стога затмевает один настойчивый образ — знак доллара с большим количеством нулей.

Это несправедливое, но вполне объяснимое, отношение современных людей к творчеству Моне происходит от непонимания источников жизненных сил и ярких впечатлений. Чтобы представить себе Моне-человека, а не Моне-бренд, нужно увидеть художника, который в течение всей своей жизни самые сильные переживания получал от природы: от кувшинок и ледокола, от рассветов и закатов на берегу моря, от цветов и туманов, от роста своего любимого сада. Все остальное — друзья, деньги, коллеги, женщины, слава — было второстепенным и не таким цепляющим. Хотя хорошее вино, вкусную еду и нежнейшие рубашки с кружевным жабо он тоже очень любил.

Художник Клод Моне просыпался с первыми лучами солнца и засыпал, когда солнце садилось. Он никогда не задергивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи, художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину — в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света, отказывался работать при лампе. Он говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?» И уходил спать, едва темнело.

Сложно сейчас представить, что юный Оскар — именно так называли его, Оскара Клода Моне, в детстве — терпеть не мог пейзажи, пленэры и не понимал, как можно всерьез заниматься рисованием природы.


Первые гонорары и первый учитель художника

Клод Моне родился в Париже, но детство провел в Гавре, шумном портовом городе, в котором Сена впадает в море и повсюду солнце и вода. Учиться совсем не хотелось, ограничений и рамок, навязанных колледжем и семьей, Моне не принимал. Юный Оскар быстро нащупал то дело, которым можно заниматься в свое удовольствие — карикатуры 15-летнего художника Клода Моне жители Гавра покупали по 20 франков(для сравнения, 15 — 20 лет спустя Моне счастлив будет продавать иногда свои работы по 50 франков). От заказов просто не было отбоя — Оскар стал местной знаменитостью.

В витринах единственной в городе художественной лавки были вывешены его карикатуры и пейзажи художника Эжена Будена . Это человек, который впервые вытащил Моне на пленэр(после полугода уговоров и доводов), который научил его видеть и ценить окружающий мир. Уже живя в Париже, Моне в письмах регулярно отчитывается Будену обо всех своих открытиях и приключениях, чувствуя особую связь со своим учителем.

В Париж 19-летний Клод Моне уехал на собственные деньги, заработанные рисованием карикатур. И, лишенный отцовского содержания, считал себя вправе принимать решения самостоятельно: не поступать в школу изящных искусств, посещать независимую академию Сюиса, почти каждый день заканчивать за спорами об искусстве в «Кабачке мучеников».

В 20 лет Клод сходил в армию, получив несчастливый жребий(во Франции в XIX веке в армию отбирали счастливчиков при помощи обыкновенной жеребьевки). Служба в Алжире была недолгой, закончилась тяжелой болезнью, но Моне вспоминал о ней как о времени особого света и цвета.


Первая успешная картина Клода Моне

В 1866 году Моне получил два аванса от жизни: первую жену и первый успех. Вкус этих удач ему придется растянуть надолго — совсем не скоро ему повезет опять. Камилла была натурщицей, она позировала художнику Клоду Моне для картины« Дама в зеленом платье ». Картина в свое очередь получила высокую оценку официального Салона.

Свадьбы не было, Моне даже отцу очень долго не сообщал о том, что в его жизни появилась Камилла, а совсем скоро и сын Жан. Он скитался по деревушкам и по дешевым гостиницам, чаще всего снимая для них отдельное жилье или сбегая от семьи на пленэры и в небольшие студии. Иногда даже среди ночи бежал от хозяев, задолжав за квартиру, иногда оставлял в залог картины. Но Моне повезло с друзьями и с тем особым чувством уверенности, с которым только он мог требовать денег взаймы.

Помимо небольшой арендной платы был еще один принцип, по которому Моне каждый раз выбирал дом — как можно ближе к воде. Он просто шел по берегу Сены и искал, физически не мог потерять прямую связь с этой пульсирующей артерией. Однажды Моне даже построил себе плавучую мастерскую — мог работать там целыми днями, всматриваясь, как медленно колышутся и меняют цвет водоросли в толще воды.

Когда однажды доведенный до отчаянья нищетой и неудачами художник захочет покончить с собой, он тоже выберет воду. Но вода его не примет, успокоит.


Дебют импрессионистских картин Клода Моне

К моменту открытия первой выставки импрессионистов Моне было 34 года и он уже написал лучшие работы в совершенно новой технике и в новом мироощущении. К тому времени Клод Моне уже совершил переворот в мировом искусстве — осталось совершить переворот в головах зрителей.

Моне был удивительно спокоен к критике и не подвергался влияниям. Он даже сознательно избегал жизни в Париже, чтобы не утратить в окружении других художников собственного виденья. Ни постоянная нехватка денег, ни скитания не могли заставить его жить и писать иначе. И уже ко второй выставке отверженных художников в 1876 у Моне кроме покровительства арт-дилера Поля Дюран-Рюэля , появляется большой заказ от богача Эрнеста Ошеде. Полгода Моне увлечен работой над декоративными панно в его загородном доме, а заодно и Алисой Ошеде, женой Эрнеста.

Совсем скоро Ошеде обанкротится, а Алиса со своими шестью детьми приедет пожить с семьей Моне. И останется навсегда. Она возьмет на себя заботу о 8 детях(своих и Моне), об умирающей Камилле, которой остается прожить всего год, о доме в Витее и о самом художнике. Клод и Алиса проживут вместе 33 года, в течение которых Моне, уезжая куда-нибудь, ежедневно пишет ей по одному письму. Из Голландии, Англии или Руана — каждый день! А когда в 1911 году Алиса умрет, он на два года перестанет работать.


Художник и его кувшинки

Моне со всем своим огромным семейством будет скитаться еще в Пуасси и Пурвиль, пока наконец-то в 1883 году не переедет в Живерни. К этому времени он будет работать не только с Дюран-Рюэлем, но и с другим торговым агентом, его уже будут преследовать журналисты и впервые за всю жизнь у Моне будет достаточно денег, чтобы даже нанять садовника.

Дом в Живерни он со временем выкупит и создаст вокруг него удивительный сад, который станет ему вдохновением, ребенком, натурой, головной болью и продолжением его самого. Здесь с ярчайшим политиком Жоржем Клемансо, соседом и одним из самых близких друзей, Моне задумает невероятное — проект« Кувшинки»: 8 огромных полотен, самое большое из которых 200×1700 см, должны быть расположены по стенам полукруглых залов. Художник подарит эти картины и эту идею своей стране ко дню победы в войне. И не удивительно, что критики опять не признают новаторства Моне — декоративность и масштабность« Кувшинок» ставят точку на импрессионизме и начинают новое искусство.


Коллекционеров интересуют не только картины Моне

Однажды к 70-летнему Клоду Моне из Америки приехала покупательница за картиной и попросила у художника в подарок еще и одну из его кистей. Он недоумевал и посмеивался над американской сумасбродностью, рассказывая историю другу Саша Гитри. Саша выслушал внимательно и попросил кисть себе. «Возьмите хотя бы новую! Эта совсем потрепанная!» — Моне еще не понимал, что становится легендой.

В Париже.

Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. В школе Моне учился весьма посредственно, его интересовало лишь рисование.

В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность как художник-карикатурист в местном масштабе.

В то время как его мать поддержала его художественные усилия, отец хотел, чтобы он продолжил семейный бизнес. После смерти его матери в 1857 году Моне нашел союзника в лице своей тети, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода.

Около 1856 года под руководством художника Луи Эжена Будена он стал писать пейзажи на открытом воздухе. В 1859 году Моне приехал в Париж, где познакомился с художником Камилем Писсарро — одним из основателей импрессионизма.

В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу в Алжир, в 1862 году из-за болезни вернулся в Гавр и снова стал писать виды побережья вместе с Буденом. Вскоре он познакомился с датским пейзажистом Яном Бартолдом Йонгкиндом, который стал его вторым учителем.

В ноябре 1862 года Моне уехал в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.

В 1863-1865 годах Моне работал в стиле Курбе и реалистической школы, но его преследовала идея писать композиции на открытом воздухе. Наиболее известная из работ этого времени "Завтрак на траве" (1866) была написана в студии по наброскам, сделанным на пленэре. Два морских пейзажа Моне были выставлены и хорошо приняты на Салоне 1865 году.

Развивая достижения мастеров барбизонской школы, со второй половины 1860-х годов художник стремился передать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохранив свежесть первого зрительного впечатления от природы.

конце 1870 года Моне переехал в Англию. В Лондоне он и Писарро познакомились с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который сделал группу импрессионистов знаменитой.

Название "импрессионисты" закрепилось за художниками в 1874 году после совместной выставки в Париже, в которой, помимо Моне, участвовали Ренуар, Писарро, Дега, Сислей. "Импрессионистами" ("впечатленцами") в насмешку их назвал рецензент, увидев название картины Моне "Впечатление. Восход солнца" (L"impression. Soleil levant). Под этим названием живописцы выступили на третьей совместной выставке в 1877 году. Всего же было проведено восемь выставок импрессионистов, последняя из которых состоялась в 1886 году.

В 1872-1876 годах Моне с семьей жил в Аржантее на Сене близ Парижа. Художник часто работал вместе с Ренуаром, Сислеем и Мане, создавая сцены катания на лодках, эпизоды деревенской жизни. Лучшие произведения этого периода — "Регата в Аржантее" (1872), "Парусные лодки. Регата в Аржантее" (1874), "Мост в Аржантее" (1874).

В 1883 году состоялась первая персональная выставка Моне в Галерее Дюран-Рюэля. Тогда же художник поселился в усадьбе Живерни на берегу Сены в Верхней Нормандии, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Он разбил там сады, ставшие удивительным явлением садоводства и одновременно питательной средой живописи. Устройство большого пруда с деревянным мостиком связано с восточными традициями.

Передача на холсте изменчивости света, многообразия атмосферных явлений и изменений природы в разные времена года принесли Моне к 1890 году мировую славу и благосостояние. К этому времени он начал работать на нескольких холстах одновременно, передавая на каждом освещение и состояние вида в определенный довольно краткий период времени, работая над одним полотном часто не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены. Среди них — серии "Стога" (1890-1891), "Тополя" (1890-1892), "Руанский собор" (1894), "Виды Темзы" (1899-1904) и "Венеция" (начата в 1908).

С 1899 года Моне создавал огромные полотна, изображающие пруд в саду в разное время дня, в 1904-1922 годах он работал над серией панно "Кувшинки".

С 1908 года его зрение стало ухудшаться, в 1912 году у Моне была диагностирована катаракта. В 1923 году операция вернула художнику зрение, и он смог вернутся к живописи.

В 1924 году он выставил свои "Кувшинки" в Нью-Йорке.

5 декабря 1926 года Клод Моне скончался в своем поместье Живерни.

17 мая 1927 года в музее Оранжери Тюильри в двух специально построенных овальных залах открылась выставка полотен Моне с кувшинками.

Клод Моне был дважды женат. С первой своей супругой Камиллой Донсье он сочетался браком в 1870 году. В семье родились двое сыновей — Жан в 1867 году и Мишель в 1878 году. Рождение второго ребенка ослабило хрупкое здоровье Камиллы, и в 1879 году она умерла. Моне написал ее посмертный портрет.

В 1892 году Моне женился на Алисе Ошеде, вдове бизнесмена Эрнеста Ошеде, приобретавшего ранее картины художника. С начала 1880-х годов Алиса помогала Моне вести хозяйство и воспитывала его сыновей. От Эрнеста у Алисы осталось шестеро детей.

Сын живописца Жан Моне женился на своей сводной сестре — художнице Бланш Ошеде (1865-1947), которая после смерти матери (1911) и мужа (1914) ухаживала за престарелым Клодом Моне, а впоследствии содержала усадьбу Живерни.

В 1980 году усадьба Живерни, где Клод Моне провел более 40 лет жизни, открылась для посетителей.

Являются одними из самых дорогих на аукционах. В 2008 году его картина 1919 года, на которой изображены кувшинки, была продана за 80,4 миллиона долларов.

"Водяные лилии" Клода Моне были проданы на торгах в Нью-Йорке за 54 миллиона долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Введение………..…………………………………………………………………………………………………..2

ГлаваI Биография…….………………………………………………………………………………………….3

1.1.Детство и юность Клода Моне……………………..………………………………………………3

1.2.Последние Годы…………………………………………….……………………………………………..4

Глава II Творчество……………………………………………………………………………………………..5

2.1.Первые работы……………………………………………………………………………………………..5

2.2.Выставки, картины и техники работы Клода Моне…………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………………………………………….....11

Введение.

Во второй половине XIX в. в живописи возникло новое направление, которое впоследствии получило название «импрессионизм». Возникло оно в противовес академической живописной школе. Одним из самых ярких представителей импрессионизма был знаменитый художник Клод Моне.

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф. Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство.

Цель : познакомится с биографией и творчеством Клода Моне.

Глава I . Биография.

1.1. Детство и юность Клода Моне.

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но сын с детства увлекался изобразительным искусством, в частности с удовольствием рисовал карикатуры.

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного - рисования, где Клод проявил врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела и хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в то же время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку считал, что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом.

Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861-1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощью, давая уроки мастерства.

1.2.Последние годы.

В 1920 гг. у художника прогрессирует катаракта, он переносит две операции. Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 г. в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Он был похоронен на местном церковном кладбище. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 г., и с тех пор поток туристов не иссякает..

Вывод: жизнь Клода Моне была непроста.

Глава II . Творчество.

2.1. Первые работы.

Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К. Моне "Завтрак на траве" (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.

"Забыв" такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.

Закончив "Завтрак на траве", К. Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в "Лягушатнике" - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О. Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в "Лягушатнике", К. Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое ("Лягушатник", 1869, Национальная галерея, Лондон).

2.2. Выставки, картины и техники работы Клода Моне.

В апреле-мае 1874 г. состоялась первая выставка «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.»,на котрой Клод Моне представил девять работ. Одна из них, «Бульвар капуцинок». Маленькими мазками темной краски легко обозначены фигурки людей, словно копошащихся внизу.

Луи Леруа в скандальном фельетоне "Выставка импрессионистов» зло иронизировал по поводу этой картины Моне: - Ну не блестящая ли штука! Вот это действительно впечатление, или я вообще не понимаю, что это. Только, будьте любезны, объясните мне, что означают эти бесчисленные черные мазки в нижней части картины, будто ее кто-то языком лизал? - Ну как же, это прохожие, - ответил я. - Значит, и я так выгляжу, когда иду по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что, наконец, издеваетесь надо мной? - Уверяю Вас, господин Винсент… - Но ведь эти фигурки сделаны по способу, которым имитируют мрамор. Мазок туда, мазок сюда, тяп-ляп, в какую хочешь сторону…"

Мнение журналиста Эрнеста Шено по поводу этой же картины было несколько иного свойства: «Никогда еще оживление на улице, этот муравейник людей на асфальте, экипажи на дороге, шелест деревьев, полных пыли и света; никогда еще неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине «Бульвар Капуцинок».

В 1890-х гг. Моне начинает писать, используя новый метод, который принес ему мировую славу и успех. Суть его такова: художник начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах, и на каждом стремился передать состояние природы в строго определенный, довольно краткий период времени, работая над одним полотном порой не более получаса. В следующие дни он продолжал методично писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.

Первой серией Моне, написанной в полном соответствии с его новым методом, стала серия картин «Стога» («Стога на закате»), над которой художник начал работать в 1888 г. «Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, - пишет он из Живерни Гюставу Жеффруа. - но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю... Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней».

В 1891 г. Моне выставил серию из пятнадцати картин, изображающих стога в различное время дня, в галерее Дюран-Рюэля. По словам самого художника, он полагал вначале, что достаточно всего двух состояний для передачи предмета в различном освещении - при свете солнца и в пасмурную погоду. Однако, работая с натуры и пристально наблюдая изменения освещения, Моне переменил свое мнение. Отдельные серии его картин включают до двух десятков полотен и более.

В 1892-93 гг. Моне работал над большой серией картин, посвященных Руанскому собору («Руанский собор. Симфония в сером и красном»). Художник писал один и тот же мотив, находясь в доме, расположенном напротив знаменитого собора. Это обеспечивало единство точки зрения, что было необходимо для решения поставленной задачи: показать один и тот же вид в разное время суток, попытаться уловить малейшие нюансы в изменении света и цвета. В те годы Моне был буквально одержим этой идеей - Руанский собор в разных состояниях запечатлен художником пятьдесят раз. Двадцать полотен серии было показано на выставке работ Моне в галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.

Доминирующий принцип живописи Моне в этой серии картин - лепка формы цветом. Построенный из серого камня, Руанский собор силой таланта художника на наших глазах расцветает всеми цветами радуги, подобно сказочному фейерверку. И, что самое удивительное, мы не видим в этом никакого противоречия. Через свои полотна художник как бы передает нам способность видеть мир его глазами, дает нам шанс испытать те же чувства. В одном из своих писем из Руана, адресованном Жеффруа, Моне писал: «Я уже давно здесь, но это не значит, что я скоро закончу свои «соборы». Увы! Я могу только сказать еще раз, что чем дальше, тем труднее мне становится передавать то, что я чувствую. И я говорю себе: только очень самоуверенный человек может утверждать, что довел до конца свою картину».

В Живерни К. Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. «Водный сад» стал для художника бесконечным источником вдохновения. При его создании отчетливо проявились японские мотивы, которые замечали и отмечали все гости Моне.Особое очарование «водному саду» придавал изогнутый «мостик в японском стиле», переброшенный через пруд. Он стал темой нескольких серий картин, первая из которых написана еще в 1899 г. С годами легкие воздушные перила мостика заросли любимыми цветами Моне - глициниями, таким он предстает на полотнах 1920-х гг. («Японский

Разнообразная игра света на поверхности пруда с водяными лилиями ("Водные лилии (облака)") стала темой бесконечной серии картин, к которой Моне возвращается снова и снова. «Я поглощен работой, - пишет он в 1908 г. Гюставу Жеффруа. - Эти пейзажи с водой и отражениями стали каким-то наваждением. Это непосильный труд для старика и все же я хочу передать то, что чувствую. Сколько я их уничтожил… И я начинаю их снова… Я надеюсь все-таки чего-нибудь добиться».

В 1920 Моне начинает серию больших полотен с изображением кувшинок в пруду. Из-за катаракты Моне почти ничего не видит, однако упорно продолжает работать над «Кувшинками» .

Вывод: мировую славу и успех К.Моне принес его собственный метод написания картин.

Заключение.

Произведения Клода Моне дарят нам ощущение радости жизни и единства человека со всем, что окружает, - природой, городом, интерьером. Моне писал всё, что видел вокруг себя, - сады, поля, улицы, прохожих, друзей и знакомых. Он пользовался чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Если подойти к любой картине Клода Моне близко и рассмотреть её поверхность, то можно увидеть много отдельных разноцветных пятнышек, нанесенных кисточкой вплотную одно к одному. А если отойти от полотна на несколько шагов, то маленькие мазки будут сливаться в один тон – розовато-красный, если преобладают теплые краски; серый, если цвета даны поровну. Из-за своеобразной живописной манеры поверхность картин у Моне кажется трепещущей, зыбкой. Благодаря чему ему удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на лице человека. Клод Моне ценил очарование быстро переходящего момента жизни. Клод Моне выступал как продолжатель реалистического искусства. Но в его живописи не было социальной критики, как у русских художников – передвижников, их современников. Завоеванием Клода Моне было то, что он утверждал ценности обыденного существования рядового человека. Клод Моне смог разглядеть прекрасное не в прошлом, а в настоящем. Ценя мимолетность, быстротечность живых впечатлений, он отказался от подражания вечным канонам красоты.

Вывод: его особый подход, встречи с художниками, которые наставили его на этот путь, обучая его мастерству и новый метод работы принесли Клоду Моне успех и мировую славу.

Список литературы:

1. «Клод Моне».

2. «Клод Моне».

3."Повседневная жизнь импрессионистов".

1. www.wikipedia.ru

2. http://www.impressionist--paintings.com/russian/MONE/biograph_mone.shtml

Приложение.

Ренуар. «Клод Моне читает газету».



Клод Моне. « Мост в Аржантее».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.