Радуница в году православная какого числа

Радоница в 2017 году – какого числа? Радоница – 9 день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье!

Радоница в 2017 году – какого числа?

Радоница в 2017 году – 25 апреля!

“Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших?

“Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) – , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Радоница в 2017 году – какого числа? Радоница в 2017 году – 25 апреля! “Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, напоминает священник Александр Ильяшенко. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Как относиться к могиле православного христианина? Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. Как вести себя на кладбище? Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”). По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Как правильно поминать усопших? “Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни: 1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. 2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. 3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды. Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: 4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. 5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского. 6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля). Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Молитва об усопшем христианине Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В этот день православные люди навещают усопших, устраивая поминальные обряды на кладбище. Праздник имеет языческие корни, поэтому следует знать о существующих традициях, чтобы не нарушить покой мертвых.

Для посещения кладбища церковь отвела определенный день после Пасхальной недели. Ведь известно, что священнослужители не рекомендуют навещать могилы усопших на Светлую Пасху . В Радоницу православные люди могут почтить память близких и сообщить упокоенным о радости Воскресения Христова. С этим праздником связанно много традиций и примет, однако стоит помнить, что каждый год дата торжества меняется в зависимости от Пасхи.

День Радоницы в 2017 году

Название «Радоница» этимологически родственно слову «радость», что может смутить некоторых людей, ведь посещение кладбища ассоциируется со скорбью и утратой. Однако наши предки не почитали в этот праздник горя, а наоборот, заполняли свое сердце счастьем и вспоминали только радостные моменты из жизни покойного. Существует народная примета, что в этот день можно попросить у усопших богатого урожая и процветания в делах.

В язычестве, согласно поверью, Радоницы являлись божествами, которые защищали и чтили умерших. В этот день наши предки устраивали жертвоприношения, чтобы показать уважение к усопшим. Праздник укрепился в народе и передавался через поколения, в конце концов прочно утвердившись в православной религии.

Этот родительский день отмечается на девятый день после Пасхи, во вторник. В 2017 году православная Радоница отмечается 25 апреля. Бывают случаи, когда праздник переносят на первый день недели или на среду, если на вторник выпадает какое-нибудь православное торжество.


Традиции и приметы на Радоницу

По традиции на могилу покойному относят отваренное яйцо, покрашенное в цвета, символизирующие грусть: зеленый или желтый. Многие приносят также различные сладости, куличи и спиртные напитки. Однако стоит знать, что церковь относится к такому обычаю негативно, утверждая, что покойным нужна лишь наша молитва, а распитие алкоголя на могиле — грех.

Раньше наши предки закапывали часть принесенных угощений в могильную землю, чтобы задобрить покойного. Сейчас это утратило свою актуальность. Люди поминают усопшего и оставляют рядом с крестом или на столике угощения, чтобы любой другой человек мог почтить память погребенного.

В это время обязательно стоит посетить церковь и помолится о покое усопших близких , поставить свечки. После этого привести в порядок могилу, убрать лишний мусор, листву и грязь. Вспомнить добрым словом умершего и рассказать о том, как прошла Пасха.

На Радоницу принято помогать бедным и немощным, больным и убогим. Нельзя отказывать в помощи любому, кто попросил о ней.

Народная примета гласит что, если в Радоницу пойдет дождь, то следует умыться дождевой водой, набрав ее в емкость или встав под ливень. Она способна исцелить от болезней и очистить от грехов, а женщины смогут сохранить молодость и красоту, пропустив воду через кольцо.

Можно попросить у покойного для себя вещий сон : по преданию, ночью вы увидите свое будущие, которое получится изменить.

В православную Радоницу 25 апреля 2017 года обязательно посетите на кладбище могилы близких. Но если по каким-то обстоятельствам не получается, то выберите подходящее время с помощью календаря родительских суббот . Только помните, что в этот праздник нельзя оплакивать усопших — это время радости и счастья. Проведите это время в благих мыслях о упокоенных, а если не получается посетить кладбище, то помолитесь об умерших родственниках дома. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

17.04.2017 03:18

Благовещение относится к числу 12 главных церковных празднеств, поэтому его отмечают христиане всего мира. Узнайте, ...

Здравствуйте, уважаемые читатели. Радуница в 2018 году у православных приходится на 17 апреля. Что это за праздник и о том, как отмечали ее наши предки, узнаете из этой статьи.

Что надо знать о Радонице (Радунице)

Какого числа в этом году отмечают один из важнейших праздников — Радуница? Православная Радуница в 2018 отмечается 17 АПРЕЛЯ. Она не имеет постоянного числа, всегда отмечается во вторник, через 9 дней после .

Сегодня уже все знают, что на Пасху не надо ходить на кладбище, потому что покойные тоже собираются вместе, а живые люди отвлекают их от этого события.

Пасха — это праздник для живых людей, а Радуница – для усопших.

Радуница — что это за праздник?


Радоница пришла к нам из древнего язычества. Слово происходит от слова «радость». Когда было установлено христианство, многие языческие праздники не были искоренены, в том числе и Радоница или Радуница.

В Радоницу нельзя плакать из-за кончины своих родителей и близких, а наоборот, надо радоваться, что умершие призваны в этот день на праздник Пасхи.

В родительский день надо ходить на кладбище, чтобы помянуть ушедших в мир иной. Но церковь не одобряет желание многих людей устраивать там пиршества с распитием алкоголя. Лучше зажгите свечи, принесите , разные сладости. Раньше их закапывали в могилку. Сейчас этого не делают, просто кладут рядом с могилкой.

Ни в коем случае не оставляйте на могиле стакан водки с хлебом. Это не правильно. Вообще на кладбище с водкой не ходят. Можно немного выпить дома, но не напиваться.

Не забывают накормить нищих. Когда идете на кладбище, раздавайте еду всем нищим. Когда будете садиться за стол ужинать, поставьте еще три тарелочки. Считается, что родственники приходят навестить дом на завтрак, обед и ужин. Поставьте на окно воду и хлеб.


Перед тем, как идти на кладбище, там надо хорошо убраться, сходить в храм, заказать обедню умершим, помолиться. В этот день во всех храмах проводят службу в память об усопших.

Старшее поколение считает, если на Радуницу не сходить на кладбище, то после кончины этого человека никто не станет.

Традиции на Радоницу

Какие традиции нам остались от стариков?

  1. Накликание дождя. Наши предки считали, что в этот день должна пролиться с неба хотя бы одна капелька дождя. Детям давали задание следить за облаками. Поэтому, увидев облачко, дети начинали кричать заклички, просить дождя.
  2. Когда капли дождя начинали капать на землю, все с радостью подставляли ему лицо и руки. Люди свято верили в чудеса «небесной водички», что она принесет им удачу.
  3. Хозяйки готовили кушанья, которые относили в церковь, подавали нищим, а часть блюд отдавали священникам.
  4. Для сохранения молодости многие девушки умывались дождем сквозь золотые или серебряные кольца.

Приметы на Радоницу


Приметы, в основном были связаны с урожаем, ведь от урожая зависело благополучие семьи:

  • Нельзя проводить сельхозработы, урожай будет плохим.
  • Если пойдет дождь и не будет ветра, то отменным будет урожай.
  • На радуницу утром работали, в обед ходили на кладбище, а вечером веселились.

Гадания на Радоницу

Обычай гадать не пропускала ни одна незамужняя девица. Они собирались вместе и гадали. Чаще всего барышни гадали на замужество. Они плели венки из тонких веток березы, потом опускали их на воду:

  • куда веночек поплывет, оттуда придет суженый;
  • если венок пристанет к берегу, то в этом году замужества не предвидится;
  • если венок пойдет на дно, то девушку ожидает смерть.

Многие клали веточку березы под подушку, а утром вспоминали, кто из парней им приснился, тот и будет жених.
Еще был обычай просить у умерших родственников: послать им вещий сон. Старшие люди верили в вещие сны.

Как отмечают Радуницу


В Беларуси этот древнейший праздник отмечается также, как у всех славян. В день поминовения предков белорусы тоже ходят на кладбище, причем, в Беларуси Радуница официально объявлена нерабочим днем.

Радуницу стали отмечать на следующей неделе после Пасхи во вторник. По традиции в этот день празднично украшали дома, готовили вкусные блюда для поминовения на кладбище, причем, количество блюд не должно быть четным.

Все кушанья укладывали в полотняный платок большого размера. В него обязательно складывали сыр и яйца. Утром обязательно ходили в церковь, а после обеда — на кладбище, где усаживались вокруг могилки.

На праздничную трапезу сначала приглашали покойного. То, что оставалось от трапезы, немного оставляли усопшим, остальное раздавали нищим. К вечеру заходили в корчму, где пели, плясали, веселились.

Многие обычаи дошли до наших дней, хотя церковь не приветствует пышные трапезы на могилах.

Какого числа отмечается Родительский день в 2017 году? Принятый у славянских народов Родительский день, или Радоница – это весенний праздник поминовения усопших, уходящий корнями в дохристианскую эпоху. Русская Православная Церковь поддержала этот народный обычай, занеся его в список христианских православных праздников. Согласно богослужебным уставам, он отмечается на 9-й день после Пасхи, то есть во вторник Фоминой недели. Это первый будничный день после Светлой Пасхальной седмицы. Однако если на этот день выпадает какой-либо праздник, то Радоница переносится на среду. Таким образом, чтобы вычислить, какого числа будет отмечаться Радоница в 2017 году, следует от даты празднования Пасхи отсчитать 9 дней. Православная Пасха в 2017 году празднуется 16 апреля, следовательно, Радоница приходится на 25 апреля.

Языческие корни Радоницы

В божественном пантеоне древних славян Радуницами назывались божества, покровительствующие умершим, хранительницы их душ. Поэтому логично предположить, что этимологические корни названия праздника связаны со словом «род». Однако с принятием христианства слово приобрело новый смысл: его стали связывать с корнями «рад», «радость».

В Древней Руси ранней весной устраивался ритуал почитания предков. На погребальных курганах проводились пиршества, песни и пляски, игры и гулянья, приносились жертвы в честь Радуниц, а также чтобы задобрить души пращуров, с тем чтобы те в наступающем году послали богатый урожай и благополучие. Этот обычай настолько укоренился в народе, что христианская Церковь была вынуждена перенять его. По свидетельству Иоанна Златоустого, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких

Православная Радоница

Радоницу отмечают все славянские народы. Только у разных народов она называется по-разному. В большинстве российских регионов день поминовения усопших называется Радоница или Радовница, в Белоруссии – Навий день или Радованцы, на Украине – Могилки или Гробки, в Молдавии – Родительским днем. Молдаване, так же как и весь остальной православный мир, Родительский день в 2017 году будут отмечать 25 апреля. А в Белоруссии Радоница возведена в статус государственного праздника и является выходным днем.

Несмотря на свою суть, связанную с поминовением мертвых, Радоница на Руси всегда была веселым праздником. И во многом это зависит от особого места, занимаемого ею в календаре церковных праздников: сразу после Светлой Пасхальной седмицы, являющейся самым счастливым периодом для каждого христианина. Для верующих это является как бы указанием свыше, что смерть, благодаря воскресению Христа, побеждена, и не нужно печалиться об ушедших, ибо они получили жизнь вечную.

Как отмечается Радоница сегодня

Радоница сохранила большинство черт языческого обряда, которым, однако, православие придало особый смысл. После Литургии люди отправляются на кладбище, захватив с собой крашеные яйца, еду, вино или водку, символизируя таким образом разделение с умершими родственниками радости воскресения Иисуса Христа. После совершения поминальной трапезы прямо на кладбище все, что осталось, раздается нищим.

Церковь же рекомендует другой способ поминовения усопших родственников. Отошедшие в мир иной более всего нуждаются не в яствах и не в выпивке, которые мы приносим на могилу, а в наших молитвах. Поэтому Церковь советует, придя на кладбище в этот день, зажечь свечку и совершить литию – моление об усопшем. Для этого можно пригласить священника, но краткую версию молебна можно совершить и самому. После чего прибрать могилу: символически это действие означает подготовку к воскресению души. Поэтому, готовясь отмечать Радоницу в 2017 году, помните, что кладбище для православного человекасвященное место, и изобильному чревоугодию предпочтите смиренную молитву.

Как отмечалась Радоница на Руси

После обедни всем семейством отправлялись на кладбище. Приносили много всяких яств: крашеные яйца, кашу, лепешки и блины. К этому дню яйца красили не в красный цвет, а в желтый или зеленый, и пекли особые сухие пироги. И, конечно, приносили водку, кто сколько сможет, смотря по достатку. Приглашенный священник служил молебен и уходил, а семейство приступало к поминальной трапезе. Сначала по могилке катали яйца, после чего хозяин одно яйцо закапывал в землю, символизируя таким образом пасхальное приветствие умершему. Затем на могиле растягивали рушники, раскладывали кушанья и начинали есть и пить. Подходили и нищие, которым обязательно подавали и водки, и еды. Разомленные от обильной трапезы, некоторые даже засыпали тут же, на кладбище. Другие продолжали беседовать, курили и приятно проводили время. Затем возвращались домой. Вечером же молодежь устраивала гулянья, водила хороводы, играла в горелки, пела и плясала. Недаром же существует поговорка: «На Радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

Радоницкие приметы и обычаи

Русский народ всегда был внимателен к явлениям природы, и к каждому празднику имелись свои приметы и обычаи. Погоде на Радоницу уделяли особое внимание:

  • Если в этот день стояла теплая погода, говорили: «Родители теплом дохнули».
  • В этот день посеешь или посадишь что-то в землю – потеряешь весь урожай.
  • Дождь на Радоницу – к урожайному году.

Среди Радоницких обрядов дождь занимал особое место. Существовал обычай окликания дождя. С самого утра детвора следила за небом и, завидев тучку, начинала кричать: «Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром». Если в эту минуту начинался дождь, весь народ подставлял лица и умывался дождевой водой. Считалось, что это приносит счастье и удачу. А молодые девушки для сохранения красоты умывались дождевой водой, поливаемой через серебряные и золотые кольца.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.