Финифть зернь чернь. Скань - русская версия техники филигрань. Что значит слово «скань»

Возникновение промысла. К художественным изделиям из металла относятся произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные для использования в быту и как .

Наиболее древние металлические художественные изделия, найденные на территории СССР, датируются II -I тысячелетиями до н. э.

Азербайджан - один из старейших центров древней культуры обработки металла. Археологические находки на территории Азербайджана свидетельствуют о распространении искусства обработки металла здесь ее в Ш-II тысячелетии до н. э.

Ко II -I вв. до н. э. относится ювелирное искусство Казахстана, о чем свидетельствуют из металла и Другие изделия, найденные при раскопках в районе Усть-Каменогорска и других местах. Много золотых и серебряных украшений найдено в Берккаринском. могильнике и в Каргалинском кладе.

Литье, гравировка, чеканка и другие вещи художественной обработки металла в Армении уже достигли высокого уровня во II тысячелетии до н. э.

Мастера серебряного дела селения Кубачи (Дагестан) в VI в. пользовались большой известностью, а селение Гоцатль (Дагестан) было центром медночеканного дела еще 300-500 лет назад. В конце XVII - начале XVIII в. получили известность изделия с черневым узором, украшения с вставками из поделочного камня и аварских мастеров. Во второй половине XIX в. в Гоцатле и близлежащих селениях широко распространились глубокая, сильно прочеканенная гравировка и четкий черневой узор.

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV -XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII - начале XIX в.

С глубокой древности известен один из видов художественной обработки металла - художественное эмалирование . Возникло это искусство примерно в VIII -X вв. Летописи и сохранившиеся изделия говорят о существовании финифтяного производства на Руси в XII в. Техника цветных эмалей была заимствована из Византии, но русские мастера сумели придать искусству эмали национальные черты.

В конце XVIII в. на Урале в Каслинском районе зародился промысел художественного литья из чугуна.

Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения прикладной и художественной скульптуры, начиная с Узорчатых канделябров, кружевных блюд, миниатюрных копий коней Клодта, тех, что украшает Аничков мост в Ленинграде, и кончая ювелирными поделками, которые обычно выполняли из золота, платины, серебра. Они пользовались большим спросом на мировом рынке. В Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что равный ему по массе серебряный.

В начале XIX в. на Урале (на бывшем Косотурском заводе) зарождается искусство украшения боевого оружия. В те времена клинки украшали не гравировкой, а главным образом рисовкой кистью с последующей вытравкой фона. Художники умело сочетали блестящую и матовую позолоту и синь с полированной сталью клинка создавая незаурядные произведения искусства. Тематикой узоров были изображения воинов, сцены быта, охоты, виды Урала. Во второй половине прошлого столетия в Златоусте началось изготовление бытовых вещей: гравюр, изображающих уральскую природу, кубков, письменных приборов, портсигаров, подносов и различных . К концу XIX в. основной техникой златоустовских изделий становится насечка золотой и серебряной нитью по синему фону. В это время златоустовская гравюра на металле достигает наивысшего расцвета.

С XVI в. известны промыслы по художественной обработке металла в Павлово-на-Оке. В начале XIX в. Павлово становится крупным центром металлообрабатывающей промышленности. Искусно украшенные гравировкой ружья, ножи, пистолеты и другие изделия (ножницы, замки) были известны не только у нас в стране, но и за рубежом.

С 40-х годов XIX в. декоративно-прикладное искусство переживает период упадка. Для него характерно механическое соединение форм и орнаментов.

Нового расцвета искусство художественной обработки металла достигло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть объединила артели в заводы, фабрики, возродила многие художественные промыслы, дала им материальную поддержку. Были механизированы некоторые процессы, разработаны на основе старых традиций новые способы украшения изделий. Предприятия стали принимать активное участие в различных выставках, в том числе международных.

Материалы для производства . В производстве художественных изделий и сувениров применяют в основном цветные металлы - медь, алюминий, цинк, олово; из благородных металлов - серебро, реже - золото. Кроме того, цинк и олово используют для получения сплавов и припоев, а хром и золото - для улучшения внешнего вида изделий, защиты их от коррозии и истира­ния. Находят также применение кадмий, ртуть, сурьма, висмут, мышьяк, кобальт, вольфрам, молибден, марганец. Их используют главным образом в виде небольших добавок к сплавам для изменения их свойств или в качестве покрытий. Из сплавов черных металлов используют чугун и сталь, из сплавов цветных металлов - чаще других мельхиор, нейзильбер, томпак, полутомпак, латунь, бронзу.

Медь - металл красноватого цвета. Обладает высокой вязкостью и пластичностью, в связи с чем применяется для изготовления изделий с очень сложным орнаментом (узором). Проволока из красной меди в отожженном состояний становится настолько мягкой и пластичной, что из нее без труда можно вить всевозможные шнуры и выгибать самые сложные элементы орнамента. Кроме того, она очень легко спаивается сканым серебряным припоем, хорошо серебрится и золотится. Эти свойства меди делают ее незаменимым материалом при производстве филигранных изделий .

Коэффициент линейного и объемного расширения меди при нагревании приблизительно такой же, как у горячих эмалей, в связи с чем при остывании эмаль хорошо держится на медном изделии, не трескается, не отскакивает. Благодаря этому мастера для производства эмалевых изделий предпочитают медь всем другим металлам.

Алюминий - металл серебристо-белого цвета с голубоватым оттенком, пластинчатый, хорошо прокатывается, штампуется, полируется, устойчив к коррозии. Эти свойства позволяют использовать алюминий для изготовления различных видов украшений с последующим их анодированием и окраской под золото или в другие цвета, а также многих сувениров - нагрудных знаков, брелоков, макетов и др.

Цинк - металл синевато-серого цвета с сильным металлическим блеском. Обладает высокой жидкотекучестью, что дает воз­можность использовать его для производства ажурных работ, а также для припоев.

Олово - металл серебристо-белого цвета, очень ковкий. Легко раскатывается в тончайшие листочки - оловянную фольгу, хорошо вытягивается в проволоку. Применяется в качестве припоя.

Хром - металл очень красивого серебристо-белого цвета с синеватым отливом. Характеризуется большой твердостью, стойкостью против действия влаги, щелочей, азотной кислоты, боль­шинства газов и органических кислот, а также большой сопротивляемостью механическому износу. В производстве , хром Используюткакзащитно-декоративное покрытие.

Серебро - благородный металл белого цвета. Отличается красивым внешним видом, хорошим блеском и наивысшей отражательной способностью, высокой стойкостью к воздействию химических соединений и атмосферных влияний. Это позволяет применять его для покрытий (серебрения) изделий из неблагородных металлов. легко прокатывается в тонкие листы и вытягивается в тонкую проволоку, поэтому служит хорошим материалом для производства филигранных изделий. В чистом виде его применяют для изготовления высокохудожественных эмалевых изделий, изделий, выполняемых чеканкой, гравировкой, или черневых серебряных изделий. Серебро - основной компонент в серебряных твердых ювелирных припоях, которыми спаивают серебряные, медные и другие изделия.

Золото - благородный металл желтого цвета с сильным блеском, мягкий, легкотягучий, ковкий, тяжелый. Оно обладает многими ценными свойствами: не соединяется с кислородом воздуха, не изменяется от действия сероводорода, устойчиво к большинству кислот и щелочей. Золото растворимо только в царской водке (смесь азотной и соляной кислот в соотношений 1:2 или 1:3), хлорной и бромной воде и растворе цианистого калия. В производстве золото применяют для золочения художественных изделий из неблагородных металлов.

Чугун - сплав железа с углеродом, черного цвета, обладает высокими литейными свойствами. Используется для литых и ажурных работ.

Сталь - сплав железа с углеродом (до 2 %), содержащие примеси марганца, кремния, серы, фосфора, а иногда и дополнительные (легирующие) элементы: хром, никель, вольфрам и др. Она более пластична, чем чугун, очень твердая, устойчива к коррозии.

Томпак -сплав меди с цинком (10-12 %), меднокрасного цвета, пластичный, с высокой температурой плавления, хорошо поддается обработке в холодном состоянии.

Полутомпак - отличается от томпака большим содержание!» цинка (15-20%), по свойствам аналогичен томпаку, но светлее последнего.

Латунь - сплав меди с цинком (32-43%), желтого цвета. Обладает большой пластичностью, хорошо поддается горячей и холодной обработке давление.

Мельхиор - сплав меди с никелем (12-20%). Имеет серебристый, с чуть желтоватым оттенком, цвет. Отличается от сплавов меди с цинком более высокой температурой плавления. Применяется для получения филигранных изделий или для изготовления столовых. приборов, с покрытием серебром (до 24 мкм).

Нейзильбер - сплав меди с никелем (15 %) и цинком (20 %), красивого серебристого цвета. Используется так же, как мельхиор.

Бронза - сплав меди с оловом (от 2 до 11%) с добавкой цинка и свинца. Имеет красивый светло-желтый цвет. Обладает высокой температурой плавления, хорошими литейными свойствами. Применяется при изготовлении скульптур малых форм и сувенирных медалей.

Производство изделий. Производство художественных изделий из металла включает операции по формованию, обработке изде­лий и отделке поверхности. Формование изделий производят разными способами - литьем, давлением, дифовкой, ковкой, гнутьем, штамповкой, резанием и др.

Литье - формование изделий из расплавленного металла. Существует несколько способов художественного литья: отливка изделий в одно- или двухстороннюю земляную форму с примене­нием опок по выплавляемым моделям; в кокиль (металлическую разъемную форму); в цельные земляные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей (при­меняется при отливке уникальных изделий сложной конфигура­ции); в оболочковые формы, когда поверхность изделий пред­варительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки (прецизионное литье), и т. д. Литье применяют при изготовлении художественных изделий из чугуна, бронзы алюминиевого сплава (силумина) и цинковых сплавов.

Давлением изготовляют художественные изделия из сплавов меди и других металлов. Различают следующие разновидности давления: прокатку, волочение, ковку, штамповку и вытяжку. Прокатку (пропускание между вращающимися валами) используют для получения профильных изделий. Волочение заключается в протягивании круглых прутьев или толстой проволоки (катанки) через глазки волочильных досок. При многократном протягивании через глазки разного диаметра получается тонкая проволока.

Ковка - пластическая обработка металла путем плющения ударами молотка, прессом, изгибания, скручивания, рубки и т. д. Художественная ковка - один из древнейших способов обработки металлов. Существуют два вида ковки: - с предваритель­ным нагреванием заготовки и холодная - без нагревания.

Гнутье - упрощенная разновидность ковки. Выполняется склепыванием или свариванием гнутых элементов заготовки.

Дифовка (выколотка) - древний прием холодной обработки листового металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непосредственно по металлу, в результате чего он тянется, изгибается и приобретает нужную форму.

Штамповкой листового металла вырубают детали изделий, пробивают отверстия.

Резание применяют при изготовлении деталей изделия, придании им необходимой формы, подготовке к соединению и т. д. Резание осуществляют распиливанием или снятием струж­ки при опиловке напильником, строганием, сверлением, нарезанием резьбы и др.

Гальванопластика - тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством наращивания металла в формы (гипсовые, восковые, графитовые), подвешиваемые в растворе электролита и находящиеся под воздействием электрического тока. При обработке художественных изделий гальванопластикой используют чистую медь, цинк, серебро.

Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления и украшения художественных изделий.

Филигрань (скань - от греческого слова, означающего сучить, свивать) - один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из прово­локи выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудо­емок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань - самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора, как было описано выше. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань - способ от­делки художественных изделий из металла.

Обработка художественных изделий из металлов включает несколько операций: галтовку - механическую очистку поверхности во вращающихся барабанах с опилками и абразивными материалами; крацовку - обработку поверхности вращающимися металлическими щетками для получения шелковистой фактуры изделия (применяется и как промежуточная операция перед нанесением гальванопокрытий); шлифование абразивными кругами и пастами или шкуркой (вручную или машинным способом); термическую обработку - закалку (для повышения твердости), отпуск и отжиг (для придания мягкости и пластичности).

Отделку художественных изделий из металла производят для повышения их эстетических свойств и защиты от коррозии, а также для большей декоративности (шлифовка с последующей полировкой, азотирование, анодирование, воронение, хромирование, меднение, серебрение, золочение, окраска с лакированием).

Тщательную шлифовку металлических изделий осуществляют вручную или машинным способом с помощью шкурки, абразивной пасты или круга.

Окраску изделий выполняют масляными или эмалевыми крас­ками.

Азотирование - термическое окрашивание металла в газовой среде.

Полировку производят на вращающихся войлочных кругах с использованием полировочных паст (крокуса, оксида хрома и др.). При необходимости отдельные участки поверхности полируют ручным инструментом - полировальником. Иногда применяют хи­мическую или электрохимическую полировку в специально оборудо­ванных ваннах. Цель полировки - придание металлическим изде­лиям блеска.

Анодирование заключается в электрохимической обработке поверхности изделий из алюминия для получения прозрачной и прочной оксидной пленки, поддающейся проникающему окраши­ванию и полировке. Анодированием изделия из алюминия могут быть окрашены в золотистый, серебристый и другие цвета.

Воронение - нагревание изделий в щелочном растворе или мас­ляной эмульсии для образования оксидной пленки сине-фиолетового, коричневого или красновато-бурого цвета. Кроме защиты изделий от коррозии воронение выполняет и декоративную роль.

Хромирование, меднение, серебрение и золочение - нанесение электролитическим или химическим способом антикоррозийных декоративных покрытий.

В декоративных целях применяют отделки: зернь, матование, эмаль (финифть), роспись по эмали, «мороз по жести», чеканку, гравировку, накатку, насечку, чернь, травление, оксидирование.

Зернь - украшение отдельных элементов изделий кернерами (напаянными металлическими шариками диаметром от 0,5 до 3- 4 мм). Используют для декорирования филигранных изделий, обычно в сочетании с филигранью.

Матование - обработка поверхности изделий из металла струей сухого песка или абразивной эмульсией с помощью пескоструйных аппаратов. Производится для получения мелкозернистой матовой фактуры изделий.

Эмалирование - декоративное покрытие поверхности художественных изделий из металла стекловидной массой (эмалью). Применяемые на предприятиях художественных промыслов эмали подразделяют по составу, цвету, светопроницаемости, способу нанесения.

По составу различают эмали холодные (изготовляют на основе мочевиноформальдегидных смол и наносят на изделие кистью или распылителем, затем изделия сушат) и горячие (стекловидные глазури в виде пасты, которую накладывают на изделие шпателем, затем изделие высушивают и обжигают). Художественные эмали бывают белые и цветные . В зависимости от светопроницаемости эмали подразделяют на прозрачные (металлическая основа изделия просвечивает сквозь эмаль), полупрозрачные, или палевые (переливающиеся на свету), и непрозрачные (глухие).

По способу нанесени я эмалевого покрытия различают следую­щие виды эмалей: выемчатая, перегородчатая, эмаль по резьбе, по рельефу, поливная с накладками, расписная. Выемчатая эмаль заполняет углубления, сделанные резьбой, штамповкой или отлив­кой металла. Перегородчатая эмаль заполняет ячейки, образован­ные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям рисунка. Эмаль по резьбе (гравировка) - прозрачная, наносится на поверхность металла, покрытого резьбой. Эмаль по рельефу (чеканному, литому) - прозрачная и глухая, наносится на рельеф изделия. Поливная эмаль с накладками - покрывающая предмет сплошь одноцветная эмаль, на которую перед последним обжигом кладут тисненные из золотого или серебряного листа изображения и орнамент. Расписная эмаль (живописная, или финифть) наносится на изделие; изделие расписывается эмалевыми красками, закрепленными обжигом.

Производство эмалевых изделий включает три этапа: эмалирование, ювелирную обработку и сборку.

Процесс изготовления финифти требует большого практического опыта и профессионального чутья мастера. Малейший промах может безвозвратно загубить почти уже готовое изделие.

Вначале способом штамповки из меди вырубают пластинку, соответствующую по размерам и форме будущему изделию. Пластинку обжигают (для удаления жировой смазки) при температуре 500-600 °С. Затем ее промывают жидкой, разведенной на воде эмалью, и сушат в сушильном шкафу. После этого пластинку с помощью ситечка посыпают размолотой в шаровой мельнице эмалью. Посыпанные пластинки складывают на железную, промазанную мелом пластинку, и обжигают в муфельной печи при 850-900 °С в течение 3-4 мин. В процессе обжига эмаль плавится и закрепляется на медной заготовке. В связи с тем, что эмалевый порошок, покрывающий заготовку, очень тонок и неровен, процесс нанесения эмали и последующего ее обжига повторяется несколько раз. Чтобы заготовка более равномерно прогревалась и эмаль на лицевой стороне не потрескалась, тыльную сторону заготовки покрывают «контрэмалью». Этот процесс трудноуправляем и очень важен, так как от него в итоге зависит качество изделий - прочность, блеск, долговечность финифти.

Следующий этап получения финифтяных изделий - роспись. Художник переносит на заготовку рисунок (по заранее разработанному эскизу) и начинает ее расписывать фарфоровыми красками, разведенными на масле. Эта работа требует от него большого чутья, так как цвет краски в порошкообразном состоянии значительно отличается от того цвета, который получается после обжига. Живописец обязан знать, какие краски нужно смешать, чтобы достичь желаемого эффекта, какой плотности должен быть мазок. Роспись наносят несколько раз, и после каждого покрытия заготовку обжигают при температуре 800- 900 °С. Иногда пластинки расписывают и обжигают три, четыре и более раз, пока художник не почувствует, что достиг необходимой цветовой гаммы. После росписи пластинка готова к сборке.

Параллельно с приготовлением пластинки готовят оправу. Из вальцованной и крученой медной проволоки мастер набирает по образцу на бумаге рисунок и приклеивает клеем, затем посыпает серебряным припоем и спаивает на горелке. Бумага и клей выго­рают, получается черневая оправа. Ее иногда украшают зернью, отбеливают, серебрят, оксидируют. Далее сборщики закрепляют расписную пластинку в оправу.

Роспись по эмали - нанесение на металлические пластинки (изделия), покрытые одноцветной эмалью (чаще всего глухой белого цвета), различных изображений. Роспись осуществляют жаростойкими керамическими красками и закрепляют повторным обжигом.

«Мороз по жести» - выявление кристаллической структуры олова на поверхности луженых изделий, заключается в лужении, резком охлаждении заготовок, травлении жести раствором соляной кислоты, покрытии поверхности изделий цветным прозрач­ным лаком.

Чеканка (торевтика) - получение рельефных изображений на поверхности художественных изделий из металла. Осуществляется разными способами: осаживанием металла на подкладной матрице; нанесением плоскорельефного рисунка специальными штампиками; свободным формированием рельефа на пластинчатой подкладке из резины, свинца, смолы. Для образования рельефного рисунка в этом случае применяют набор различных инструментов, имею­щих форму притуплённых зубилец, которые помещают между молотком и изделием.

Гравировка - нанесение на поверхность изделий из металла неглубоких порезок с помощью специальных резцов - штихелей. Гравировка бывает штриховая (рисунок выполняется контурными линиями и штрихами) и рельефная (когда производятся выборка фона и рельефная разделка деталей изображения).

Накатка - нанесение рельефного рисунка на изделия концентрической формы. Заготовку изделия закрепляют на токарном станке. Вращаясь, она соприкасается со стальным колесиком, на котором выгравирован соответствующий узор.

Насечка - способ получения узора инкрустацией по стали или слоновой кости серебром, золотом или медью, заключается в выборке штихелем углублений на поверхности изделия и забивке металлической проволоки или пластинок из материалов, применя­емых для инкрустации.

Чернь (ниэло) - получение черневого графического узора на поверхности изделий из серебра. Чернь наносят обычно на серебряные или золотые изделия. Техника изготовления черневых изделий состоит из нескольких основных процессов: гравировки, нанесения черневого рисунка, обжига, шлифовки и полировки. Вначале на изделие гравировкой наносят будущий узор. От мастерства гравера во многом зависит художественная ценность и выразительность задуманного узора. После гравировки изделие тщательно очищают и посыпают ровным слоем черни (размельченного в порошок сплава, состоящего из олова, меди, серебра, свинца, серы). Затем изделие обжигают в горне на небольшом огне. Во время обжига чернь плавится и заполняет углубленные штрихи гравировки. Остывшее изделие шаберами и напильниками очищают от затвердевшей черневой массы. Чернь остается только в выгравированных местах. Далее следует шлифовка и полировка изделия, в результате чего на поверхности серебра выступает черневой рисунок.

Глубокое травление заключается в получении различных плос­корельефных изображений электрохимической обработкой по­верхности изделий из металла.

Оксидирование (патинирование) - способ ускоренного образования естественной оксидной пленки на поверхности изделий (медных, серебряных, латунных, бронзовых) путем ее обработки смесью полисульфидов, кислот и других реагентов.

  • Скань (филигрань) – ювелирная техника, металлический узор из проволоки. Это особый вид обработки металла. Скручивание двух проволочек, образующих веревочку. Обычно дополняется зернью.

На Руси техника скани используется с IX-X веков, в этот период витую проволоку ещё не применяли, а использовались только зерни. В XII-XIII веках такие изделия стали более качественными и уже использовались камни. ВXV-XVI веках стали применяться множество различных материалов: эмаль, дерево, драгоценные камни. Амвросий и Иван Фомин были самыми известными мастерами того времени. В это время скань купить было возможно только состоятельным людям. Скань использовалась для изображения окладов книг.

  • Зернь – древняя ювелирная методика. Маленькие шарики из металла украшали изделия, выполненные в технике скани. Шарики серебра или золота напаиваются на ювелирный узор.

Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему сканному орнаменту, окаймляет части предмета полосами, располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди. Вопрос о прикреплении скани и зерни так, чтобы не было заметно следов припоя, интересовал многих ученых. В разные годы в различных странах делались многочисленные попытки повторить древние подлинники с присущей им чистоты работы. В 1952 г., в результате опытов, проведенных профессором Ф.Я. Мишуковым, утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт.

  • Эмаль (финифть) – тонкий слой стеклянного сплава, нанесенный на металлическую поверхность. Имитирует драгоценные металлы. Виды эмали: выямчатые, перегородчатые. Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались «финифть» и только в XIX веке старинное название «финифть», сменилось на новый термин «эмаль».
  • Чернь (чернение) – на металл наносили контрастный ддругой металл в виде узора (например, на светлый фон темный рисунок).

Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновых рисунков было достигнуто в XVIII в. (см. Великоустюжское чернение по серебру).

  • Золочение – нанесение на предмет тонкого слоя золота в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях. Наиболее распространенные виды: Огневое золочение (Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.); Золочение на глиняной основе (применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения).

Во второй половине XVIII - XIX веке изделия из серебра выпускались в исторически сложившихся центрах обработки металла, таких как город Великий Устюг, село Красное на Волге, село Павлово на Оке, уральские мануфактуры Демидовых и Осокиных. В советское время традиции народных промыслов поддерживались работами известных художников ювелирных заводов „Северная чернь" и „Красносельский ювелир".

Великоустюжская чернь

В качестве востребованных серебряных предметов преобладали серебряные табакерки, браслеты, кубки и шкатулки, узор на которых выполнялся способом чернения по серебру. Им издавна владели мастера Великого Устюга. Они разработали свой секрет состава черни и создали оригинальный стиль местного ювелирного искусства.

Табакерка. Серебро. 1794. Великий Устюг
Табакерка. Серебро. 1847. Великий Устюг

Среди черневых изделий устюгских ювелиров выделяется круглая табакерка с изображением на крышке карты Вологодского наместничества. На дне ее размещен текст с подробными статистическими данными об этом крае, на боковых стенках в четырех фигурных картушах - гербы городов. Табакерка датирована 1794 г. и принадлежит к числу самых ранних изделий подобного характера.

Изображение географической карты, четкие контуры извилистых рек, миниатюрных строений, гербы городов и надписи придают произведению особую значительность. Мастерство владения различными техническими приемами сказалось в сочетании углубленного „оброном" края с золоченым фоном, на котором выделяются плоскостный черневой узор и четкая штриховка. Декоративный узор подчеркивает устойчивость и вместе с тем легкость и строгость формы предмета, что соответствует стилю времени - классицизму. Имя мастера, выполнившего табакерку, нам не известно. Возможно, это был Иван Жилин, неоднократно создававший такие изделия.

На крышке другой табакерки - памятник Петру I в Петербурге. Трактовка изображения Медного всадника очень индивидуальна. В ней мастер по-своему интерпретирует печатную гравюру.


В.А.Якушева-Угловская. Шкатулка "Цветы". 1960. Великий Устюг
Е.П.Шильниковский. Пудреница "Великий Устюг". 1957. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Одним из самых любимых изображений у местных мастеров не только прошлого, но и современных была панорама родного города. Пудреница „Великий Устюг", выполненная заслуженным деятелем искусств РСФСР Е. П. Шильниковским, относится к числу наиболее совершенных его произведений. На ней традиционное изображение панорамы Великого Устюга со стороны реки Сухоны.


Е.Ф.Тропина. Чарочка "Великий Устюг". 1967. Великий Устюг
Е.Ф.Тропина. Чарочка. 1971. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Иное решение получил этот мотив в творчестве заслуженной художницы РСФСР Е. Ф. Тропиной. На чарочке „Великий Устюг" она использует позолоту, покрывает ее рельефной штриховкой, что придает черневому узору большую выразительность.

Обращаясь к традициям многих устюгских мастеров-ювелиров XVIII в., художники фабрики „Северная чернь" разработали новые приемы орнаментации. Серебристый узор из цветов и листьев мерцает на бархатистом черневом фоне шкатулки В.А.Якушевой-Угловской „Цветы".

Красносельская скань

Образ весны, обновления природы воплотил в декоративной вазе „Весна" заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков. Он потомственный мастер другого известного центра ювелирного искусства - села Красное на Волге. Ваза выполнена из сложно перевитых металлических нитей.


П.И.Чулков. Ваза "Весна". 1974. Красное Костромской обл.
Государственный Русский музей


П.И.Чулков. Ваза "Весна". Деталь. 1974. Красное Костромской обл.
Государственный Русский музей

Такая техника называется филигранью или ювелирной сканью (от слова „скать" свивать). Узор вазы Чулкова создан из густосплетенных цветов, трав и листьев. Они образуют своеобразную округлую форму вазы, напоминающую луковицу. Непрерывный узор вьется снизу вверх и переходит в узкое горло. В четком ажурном плетении легко читается рисунок, в котором традиционная техника скани дополнена вкраплением металлических шариков зерни.

В уникальных произведениях художников традиционных народных промыслов обработки металла сохраняются и развиваются давние приемы мастерства, художественные принципы местного искусства, создаются изделия, созвучные новому времени.

Н. С. Григорьева

Литература:
. Н.С. Григорьева. Художественная обработка металлов - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. М.М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI - Х1Хвв. М., 1974.
. Т.Г. Гольдберг. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань) .

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни) ). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз - они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь - это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения - также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами - , зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Во времена, когда не было масштабного ювелирного производства, когда украшения считались роскошью, на Руси зародилась скань. Уникальная техника художественной обработки металлов передавалась из поколения в поколение, сохраняя старинные секреты плетения драгоценного кружева.

Скань и филигрань

Зачастую у людей, далёких от ювелирного производства, возникает вопрос: чем же отличается скань от филиграни?

Термин «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum — нить и granum — зерно. В нашей стране этот декоративный способ обработки металла приобрёл не только неповторимый русский колорит, но и другое название — скань (от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать). В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор. Часто сканные украшения дополняются эмалью, камнями и зернью — мелкими золотыми или серебряными шариками.



Из истории скани

На Руси техника скани имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декорирования украшений стали использовать зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться и ажурная филигрань, которая дополнялась камнями, и даже деревом. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате.


Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. В это время в технике филиграни создают не только небольшие предметы (вазы, шкатулки, портсигары), но и объёмные декоративные панно. Производство сканных изделий приобретает промышленные масштабы: на ювелирных фабриках изготавливается посуда, церковная утварь и различные аксессуары. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную.














В XX веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде. Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий. Однако при всём многообразии технологий , способы изготовления сканных изделий остаются традиционными.

Разновидности скани

В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.

При применении напайной скани получившийся узор накладывается на металлическую основу.

Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево.




Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.

Как плетётся сканное кружево

Для создания сканных шедевров, похожих на морозное кружево, не требуется большого количества инструментов или высокотехнологичного оборудования. Гораздо важнее здесь мастерство и талант специалиста, выполняющего поистине ювелирную работу.



Заранее развальцованную проволоку сортируют по толщине, скручивают или оставляют гладкой в зависимости от дизайнерской задумки.


Выкладка элементов по рисунку

Скань набирается исключительно вручную. Интересно, что невероятно нежное филигранное кружево складывается всего лишь из нескольких традиционных элементов, самыми распространёнными из которых являются колечко, шестерёнка, завивка, зубчик, репейчик и травочка.


Наиболее распространенные элементы скани

Нарисованный на бумаге узор выполняется из металлической проволоки и приклеивается на эскиз. Элементы должны быть абсолютно идентичными, именно поэтому необходимым условием работы является создание эскиза изделия в натуральную величину.


Далее наклеенные детали спаиваются между собой, образуя более крупные элементы. Под влиянием пламени бумага сгорает, а металлический узор остаётся. Это не менее кропотливый процесс, так как в случае слишком долгого или слишком сильного температурного воздействия уничтожится не только бумага, но и тонкое сканное кружево.

Для придания металлу особого блеска детали опускаются в специальный химический раствор, полируются и только потом соединяются.

Скань в современности

В наше время сканные изделия считаются шедевром ювелирного искусства и атрибутом высокой моды

В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя коллекция аксессуаров от Dolce&Gabbana. Одной из дизайнерских находок стали сумки и туфли, декорированные под золотую скань. В «филигранных» усыпанных камнями аксессуарах кружево зазвучало по-новому, сохранив при этом богатство и роскошь старинной ювелирной техники. Эта коллекция стала знаковым событием, поднявшим скань в ранг высокой моды.


Совершенство природных форм вдохновило мастеров компании SOKOLOV на создание серебряных филигранных соколов, ставших символами бренда. Невероятной красоты узоры кажутся нерукотворными, поражают утончённостью и невесомостью. Воплощение красоты и изящной лёгкости свободолюбивой птицы стало возможным благодаря сочетанию старинных секретов изготовления скани и непревзойдённого мастерства ювелиров.




Элементы сканного изделия



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.