Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Морально-этические проблемы суррогатного материнства

Суррогатное материнство – это та из проблем, что относится к числу не столько медицинских, сколько этических и правовых. И мнений здесь может быть много, я изложу свое.
Известно – 47% пар бездетны, из них больше трети не могут иметь ребенка по причине бесплодия. В разных случаях решение проблемы может быть различным: если женщина не может забеременеть, но в состоянии выносить ребенка – то применяется ЭКО. Мужское бесплодие тоже лечится. Случаи, в которых единственным решением может стать суррогатное материнство – это те, в которых женщина лишена возможности выносить и родить ребенка (заболевания или отсутствие матки после ампутации, привычные выкидыши, не поддающиеся никаким видам лечения, тяжелые соматические заболевания сердца, почек, печени, при которых и беременеть, и рожать опасно для жизни мамы). Для таких пар остается выбор – усыновить совершенно чужого ребенка, с чужими генами или родить своего генетически с помощью суррогатной мамы.
Конечно, суррогатное материнство включает в себя как этические, так и юридические проблемы. Паре, решившейся на такой шаг, лучше участвовать в государственной программе, которые существуют так же, как и «банки» женщин, желающих стать суррогатной мамой. Однако большинство людей в целях дешевизны или сохранения тайны происхождения ребенка пользуются услугами случайных людей или непроверенных организаций, что нередко ставит их права на ребенка и многое другое под сомнение.
Говорить о том, морально ли суррогатное материнство на коммерческой основе, не будем – здесь каждый может привести и «за», и «против». В большинстве европейских государств коммерческое материнство запрещено, там женщине возмещают лишь непосредственные затраты, связанные с беременностью и родами. У нас, учитывая низкий уровень жизни многих, думаю, решение проблемы суррогатного материнства на платной основе правильно. Ментальность вряд ли позволит нам оказывать такую сложную «услугу» просто так, раз даже пересадка органов у многих вызывает вопросы. В Европе люди дают разрешение на пересадку органов своих родственников, да еще потом общаются с реципиентами, дружат с ними! К тому же, в отличие от большинства стран, у нас запрещено материнство бабушек, распространенное во всем мире – когда мать в возрасте 45-55 лет вынашивает ребенка бесплодной дочери. У нас же суррогатная мать не может быть старше 35 лет – согласитесь, бабушек такого возраста нет. Любой родившийся ребенок, каким бы путем он не появился на свет – благо для страны и счастье для семьи, и об этом надо думать, прежде чем осуждать женщину, решившую заработать деньги. Суррогатное материнство – не самый аморальный вид заработка, не бандитизм, не взятки и не рэкет! Чаще всего женщина с помощью такого дохода решает какую-то неотложную свою проблему – лечение близких, обретение, наконец, своего жилья и рождение собственного ребенка, на которого появились деньги.
Сразу надо сказать, что ГОСУДАРСТВЕННЫЕ программы исключают суррогатное материнство для тех, кто может выносить и родить ребенка сам по состоянию здоровья – это пресекает разговоры об олигархах, обзаводящихся потомством таким образом. Хотя в частном порядке все возможно, но и олигархам хочется, чтобы их детей вынашивали их же жены, а не чужие тети.
Есть пробелы и в законодательстве, делающие суррогатных матерей иногда мишенью шантажа и преступлений. По закону записать родителями ребенка его биологических родителей можно только с согласия суррогатной мамы, что дает лазейку для вымогательств с ее стороны, например, квартиры или сумм, превышающих оговоренные. Также необходим закон, ограждающий законных родителей от посягательств со стороны суррогатной мамы, когда она пытается насильно забрать ребенка, уже зарегистрированного, после получения гонорара, объясняя тем, что «передумала». В таком случае родители рискуют остаться без ребенка и без денег – суд вполне может оставить ребенка с родившей его женщиной. Возможна и обратная ситуация – ребенок родился с патологией и его не хотят забирать биологические родители, отказываясь и платить тоже, а мама рискует остаться с чужим больным ребенком и без денег. Так что, как видите, проблемы суррогатного материнства в нашей стране пока что далеки от разрешения. Здесь надо все разумно решать, не поддаваясь соблазну запретить и так избавиться от проблемы.
Мысли же о том, что ребенку может что-то передаться от суррогатной мамы – плохой характер, болезни, поскольку ее кровь течет в его сосудах – это с точки зрения физиологии полная ерунда, кровь матери нигде не соприкасается с кровью ребенка и его как внешние, так и физиологические данные определяются только генетически.

Суррогатное материнство - тема сложная и неоднозначная. Несмотря на то что в России оно не запрещено, об этом говорить как-то стесняются, поскольку вопросов эта репродуктивная технология вызывает больше, чем дает ответов. О плюсах и минусах суррогатного материнства мы расскажем в этом материале.


Что это такое?

Суррогатное материнство - официально признанная вспомогательная репродуктивная технология, которая позволяет парам с тотальным женским бесплодием или полной невозможностью выносить чадо иметь родного генетически «своего» ребенка. Раньше пары, в которых женщина не могла стать мамой по медицинским показаниям или ввиду врожденных или приобретенных аномалий развития органов репродуктивной системы (матки, влагалища, яичников), имели только два выхода - взять ребенка из детского дома или прожить жизнь без детей вообще.

Суррогатное материнство, которое по сути известно со времен Плутарха, но получившее «второе дыхание» только в 1980 году, дает шанс бесплодной паре иметь ребенка, родного по крови и генам. Помимо семейных пар, «заказчиками» суррогатных мам становятся одинокие женщины с грубыми патологиями матки или другими диагнозами, которые с беременностью и родами абсолютно несовместимы, а также одиноким мужчинам, которые «дозрели» до осознанного отцовства.

Оплодотворение происходит методом ЭКО. Врачи получают яйцеклетку женщины, сперматозоиды мужчины. Проводится оплодотворение в лаборатории, после нескольких суток культивирования зародыши переносятся в полость матки суррогатной мамы - здоровой, прошедшей необходимые обследования женщины репродуктивного возраста.

Именно она вынашивает и производит на свет малыша (или малышей), но они не являются ей родными. После родов женщина обязуется отдать рожденного младенца его биологическим родителям.



Для ЭКО в рамках программы суррогатного материнства могут быть использованы и донорские половые клетки - одинокий мужчина может воспользоваться ооцитами из криобанка, а одинокая женщина - донорской спермой. Однако сама суррогатная мать не имеет ни законодательного, ни морального права давать собственные яйцеклетки для оплодотворения, ведь в этом случае ребенок будет для нее биологически родным, а это может осложнить исход - сурмама откажется отдать кроху, привяжется к нему.

По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, термин «суррогатная мать» заменен на «гестационный курьер». Это более логично и правильно, поскольку мать у новорожденного может быть только одна - его биологическая мама, которая будет его растить и воспитывать.


Стать гестационным курьером очень непросто - требования к здоровью женщины предъявляются очень высокие. Помимо того, что она должны быть здоровой, у нее должны быть собственные дети. Найти такую женщину для вынашивания ребенка бесплодным парам и одиноким россиянам и россиянкам бывает также непросто: несмотря на обилие репродуктивных агентств, клиник, имеющих собственные базы данных сурмам, специальных форумов и сообществ в интернете, хороший, ответственный и порядочный гестационный курьер сегодня - настоящая находка.

Гестационный курьер «работает» на платной основе. Размер гонорара никем и никак не регламентируется и зависит от договоренности кандидатки с биологическими родителями.

И тем, кто хочет воспользоваться услугами гестационного курьера, и тем, кто задумывается о «карьере» сурмамы, следует тщательно взвесить все «за» и «против», плюсы и минусы, поскольку это решение может иметь серьезные последствия.



Преимущества

Бесспорно, гестационные курьеры нужны и полезны: множество пар и одиноких мужчин и женщин получают долгожданный и выстраданный шанс стать родителями. Потребность иметь и растить собственных детей заложена в каждого из нас на генетическом уровне, это нормальное требование цивилизационного процесса. И порой сурмама - действительно единственный выход из ситуации.

Минздрав России четко указывает показания к такой вспомогательной репродуктивной технологии: это отсутствие матки, пороки ее развития, посттравматические изменения, а также большой перечень заболеваний и состояний, при которых женщина не может вынашивать самостоятельно из-за большого риска собственной гибели. Одиноким мужчинам показания не требуются.

Сегодня около 17-20% семей в России страдают бесплодием. Из них примерно половине требуется репродуктивная помощь. Без гестационного курьера, по статистике, не справиться примерно 5-7% таких семей.

Раньше с диагнозом «беспллодие» и синей печатью поперек справки женщину просто отправили бы домой. Сегодня у нее есть шанс. Если она примет решение, что суррогатное материнство для нее вполне приемлемо, она сможет иметь здорового, крепкого собственного ребенка.


Для самих суррогатных матерей договор об оказании услуг бесплодной паре - способ поправить собственное тяжелое материальное положение. Услуги в среднем по России стоят от 1 до 3 миллионов рублей, а это может быть новая квартира, если женщине с ребенком негде жить, или нужно срочно решить вопрос с дорогостоящим лечением кого-то из родственников. Ситуации бывают разные. Замужние женщины с согласия супруга тоже становятся сурмами, и, поверьте, у каждой из них есть очень веские причины для принятия такого решения.

У вас может возникнуть вопрос, почему же в обществе сложилось преимущественно негативное мнение о суррогатном материнстве, ведь всем сторонам от него только польза. Наверное, спор сторонников и противников этой вспомогательной репродуктивной технологии не закончится никогда, ведь и те, и другие приводят очень веские доводы в пользу своего мнения. Если бы была возможность положить их на чаши весов, с огромной долей вероятности весы остались бы в равновесии. Поэтому решение о вступлении в программу сурматеринства одинаково сложное и для гестационных курьеров, и для их «заказчиков».


Недостатки

И сурмамы, и будущие биологические родители еще на стадии принятия решения сталкиваются с этическими проблемами. Чаще всего признаться родственникам и друзьям о том, что паре необходима помощь чужой и посторонней женщины, им стыдно. Многие биологические матери симулируют беременность, носят специальные накладки на живот, чтобы все окружающие, даже родные люди, и подумать не могли, какой ценой досталось это счастье - быть мамой.

Биоэтика не разрешает лечащему врачу разглашать эту тайну когда-либо и кому-либо . О большом секрете знают только трое - муж, жена и женщина-гестационный курьер. Однако человеческий фактор нельзя не учитывать, утечки информации все-таки следует опасаться.

Тем, кто хочет стать родителями, нужно держать ухо востро - в Интернете есть немало мошенниц, которые берут предоплату и исчезают. Также нередко биологические родители могут столкнуться с фактами манипуляции: женщина, забеременев, начинает шантажировать своих «заказчиков» тем, что сделает аборт или начнет курить и пить алкоголь, если ей не увеличат гонорар или не выполнят каких-то иных условий. Иногда может получиться так, что женщина откажется отдавать ребенка после родов, поскольку привыкнет к нему за долгие девять месяцев.



Биородителям может попасться женщина, имеющая проблемы со здоровьем и предоставившая поддельные медицинские справки, в этом случае здоровье малыша также окажется под угрозой. Безответственная сурмама может отказаться или забыть вовремя принимать медикаменты, назначенные врачом, будет пропускать визиты в консультацию, не станет придерживаться диеты и правильного питания во время беременности. В общем, перечень возможных проблем очень большой.

Сама женщина-гестационный курьер также может стать жертвой недобропорядочных «заказчиков». Ей могут не заплатить после родов, отказаться оплачивать какие-либо непредвиденные расходы, связанные с беременностью, если они не оговорены условиями контракта. Супруги, являющиеся биологическими родителями, могут развестись в тот момент, когда для них вынашивают кроху, и тогда ребенок станет жертвой семейных разборок или от него вообще откажутся. Перед суррогатной мамой встанет вопрос, что же делать с крохой и кто ей теперь заплатит.

Отношение «заказчиков» к «исполнительнице» не всегда бывает корректным и адекватным. Не так уж редко встречаются биородители, которые хотят контролировать каждый шаг гестационного курьера, устанавливают камеры видеонаблюдения везде, включая ванну и туалет, не разрешают свободно покидать дом, чтобы сходить куда-то по своим личным делам. Эти действия, естественно, оправданы страхами, что сурмама нарушит условия контракта и навредит малышу. Не каждая пара в этой ситуации может вовремя остановиться и понять, где проходит граница разумного, где заканчиваются их права и начинается свобода другого человека.



Отношения гестационного курьера и биородителей должны регулироваться договором, в котором следует оговорить все до мелочей, предусмотреть все ситуации, чтобы интересы двух сторон были максимально учтены и устраивали всех. Такую работу лучше поручить специалистам - юристам агентств, которые оказывают посредничество между сурмамами и «заказчиками», или юристам клиник, в которых наблюдаются пары. Но даже очень точный и грамотный договор не гарантирует, что все пройдет гладко и ни на одном из этапов не возникнет каких-либо сложностей и недопонимания.

Еще один неоднозначный момент - рассказывать ли ребенку, когда он подрастет, как он появился на свет. Биоэтика запрещает это и врачам, и гестационному курьеру. Но утечка информации может быть, к тому же некоторые родители считают своим моральным долгом рассказать выросшему чаду эту семейную тайну.

Психологи считают, что такая правда может вызвать проблемы с самоидентификацией у человека, особенно если этот человек еще не достиг совершеннолетия или только едва переступил этот возрастной рубеж.


Моральные вопросы

Добиться благословения или одобрения священнослужителей почти всех религий на суррогатное материнство, скорее всего, не получится. В большинстве верований эта репродуктивная технология жестко порицается и отвергается как аморальная. Супруги, которые хотят иметь ребенка любой ценой, нарушают основное правило любой веры - с терпением и смирением принимать данное Всевышним.

Православие считает, что супруги, которые отказываются принять свое бесплодие как данность, уже нарушают Закон Божий. Однако отношение Церкви к ЭКО в целом более лояльное, но только при условии, что для получения зародышей врачи будут использовать половые клетки жены и мужа. Донорский материал, сурматеринство - методы, которые, по мнению православных священников, нарушают великое таинство христианского брака, а также полностью обесценивают материнство, превращая его в коммерческую сделку. Ребенок в этом случае становится предметом купли-продажи, а человеческая жизнь - бесценная, именно так гласит главный фундаментальный принцип РПЦ.


С православными священниками полностью согласны и почитатели ислама. Ни один мулла не даст своего благословения супругам, которые сообщат о своем желании нанять сурмать для рождения потомства. Мусульманки, которые сами хотят стать гестационными курьерами - большая редкость, поскольку наказание за такой грех в исламе существенное - от женщины может отвернуться вся семья, друзья и родственники.

Католичество полностью запрещает все репродуктивные вспомогательные технологии, будь то ЭКО, ИКСИ, внутриматочная инсеминация или суррогатное материнство.

Иудаизм более терпим к гестационным курьерам, правда, в Израиле никогда не проведут протокол ЭКО, если сурмама относится к числу родственниц (что в России вовсе не запрещено). Страна, в которой ЭКО полностью оплачивается государством, где поддерживаются любые репродуктивные методики, жестко ограничивает родственные «услуги», ведь раввины считают это кровосмешением, что является тяжелым проступком.

Самое терпимое отношение к гестационным курьерам демонстрирует только буддизм, поскольку его почитатели считают, что самое главное – чтобы все были счастливы, и если сурраготное материнство - единственный способ достичь этого счастья, то почему бы и нет.


Душевный кризис могут переживать и биологические родители младенца, поскольку женщин в таких парах мучает чувство вины за то, что родила кроху не она, а другая, мужья же в этой ситуации чувствуют себя несколько неловко.


Противники сурматеринства выдвигают следующие аргументы: сама программа противоречит законам природы, она насилует души всех участников, и последствия могут быть самыми неожиданными. К сожалению, нередко случаются разводы. После успешного окончания лечебного курса, выписки с шарами и цветами из родильного дома биологические родители через некоторое время расстаются, поскольку тайна, которую они носят, оказывается слишком тяжелой, а душевный груз - слишком неподъемным.

Семьи гестационных курьеров, если у женщины есть муж, получив необходимую сумму денег за рождение крохи, тоже в большинстве случаев распадаются. Большинство мужчин, даже если участие супруги в программе было подтверждено их согласием, так и не могут принять в глубине души тот факт, что жена вообще согласилась на это. Начинаются конфликты, все чаще следуют упреки, в результате - развод.


Выводы

Если вы стоите перед непростым выбором - согласиться ли на участие в программе, хорошо подумайте, готовы ли вы к возможным рискам, а также изменениям, которые необязательно будут иметь счастливый финал. Во многом, наверное, правы священнослужители, которые указывают на такие важные аспекты человеческой жизни, как голос совести. Держать ответ каждому из участников программы суррогатного материнства предстоит в первую очередь перед самим собой.

Недопустимость нарушения таинства и интимности союза двоих сложно оспаривать. Те, кто яростно пытались это делать, очень скоро понимают, как они заблуждались. С этой точки зрения, паре проще, как им советуют в большинстве случаев, взять ребенка из детского дома, малыша, оставшегося без родителей или кроху-отказника. Совесть будет легкой и спокойной. Но и желание иметь родных детей также оспорить невозможно.

Принимая решение, которое однозначно изменит вашу жизнь, не торопитесь, подумайте, разложите все «по полочкам». А решив, действуйте без сомнений. Любое решение - только ваше.


Морально-этические аспекты суррогатного материнства

С появлением суррогатного материнства возник целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. Наиболее активно обсуждается данная проблема в СМИ, в обществе и в церкви.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в товар, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.

Отсюда связанная с этим и активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи. Церковные противники считают, что реализация суррогатного материнства влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности. Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как "таинство любви", они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь считает, что если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.

Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев рожденного "своего” ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. И такие случаи не редкость.

Также важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможны его отношения с суррогатной матерью.

Вероятно, несмотря на наличие противоречивых мнений по поводу суррогатного материнства, это метод будет активно развиваться и дальше. Главной причиной этого является то, что, несмотря на дороговизну и сложности с морально-этической и юридической стороны, он остается востребованным. Для многих бездетных пар рождение генетически своего ребенка, пусть и выношенного другой женщиной, является более желанным, нежели усыновление совершенно чужого малыша. И хотя последний способ планирования семьи является более гуманным и единственно приемлемым с точки зрения церкви, вряд ли можно однозначно осуждать супругов, решивших прибегнуть к услугам суррогатной матери. Что же касается самих суррогатных матерей, то причин, толкающих их к такому решению, может быть немало. Но наибольшую психологическую нагрузку при этом несут они сами, и получают немалые деньги не только за затраченные на чужого ребенка силы и здоровье, но и за полученную моральную травму, которая останется с ними на всю жизнь.

Выводы по главе 1

Исходя из изложенной информации в главе 1, я могу сделать следующие выводы:

· суррогатное материнство - один из современных способов вспомогательных репродуктивных технологий, позволяющий преодолеть бесплодие и обрести надежду стать родителями тем, кто лишен возможности познать радости материнства и отцовства;

· суррогатное материнство своими корнями уходит глубоко в древность, и достигло колоссального прогресса на сегодняшний день;

· чтобы воспользоваться данным видом репродуктивной технологии, необходимо иметь особые медицинские показания;

· суррогатная мать подбирается согласно определенным требованиям;

· с появлением суррогатного материнства возник целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения.

Что можно сказать по этому поводу? Да, серьезные проблемы - как медицинские, так и морально-психологические - существуют. Но их постепенное решение и преодоление - это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые - на глобальном уровне - помогают человечеству существовать, а на частном - быть родителями, имеющими счастье держать на руках своего долгожданного и любимого ребенка.

Термин «суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинских учреждений.

В 1995 году программу «суррогатного материнства» начали применять на территории бывшего СССР. Первый ребенок появился в Харькове, там мама родила его для собственной дочки, имевшей врожденное отсутствие матки. В этой семье нет никаких сложностей, мама, родив ребенка, достаточно благоразумно отдалилась от молодой семьи, разменяла квартиру, ребенок развивается нормально, никаких психических сдвигов нет. Число детей в мире, рожденных от суррогатных матерей, подсчитать довольно сложно, подавляющее большинство таких мероприятий охраняются вследствие правила конфиденциальности, есть данные, что таких детей родилось порядка 1500, есть данные, что уже 250 тысяч.

Сейчас в Украине около 1 миллиона супружеских пар не могут завести детей из-за бесплодия. В мире таких пар - 20% от числа семейных пар. Сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери - такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же, как и суррогатная мать, тщательно оберегают ото всех тайну рождения ребенка. Как правило, женщине приходится «изображать» беременность, оформлять декретный отпуск и т.д. Никаких законов, регламентирующих такую ситуацию, нет.

Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары. Оплодотворенные яйцеклетки женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, переносятся в организм другой женщины - суррогатной матери, и находятся там в течение всего периода беременности. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше - вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным до 70%). Но к альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении in vitro (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко не однозначное.

Американские исследования, проведенные в последние годы, показали, что люди, которые решают родить ребенка с помощью суррогатной матери, обычно остаются удовлетворенными своим опытом. Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались более сложными, чем собственно психологические. В США не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а нашумевшие судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу соглашений. Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов.

Сторонники использования суррогатных матерей указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Но важно сказать и о ребенке: он может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (если использовали ее яйцеклетку). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери - например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства «серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры».

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

1. Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.

2. Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.

3. Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.

4. Оплата услуг специалистов - врачей, адвокатов и др.- должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры.

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

В Библии упоминался элемент суррогатного материнства, когда бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а сразу после родов на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца. Несмотря на это, христианская религия отрицательно смотрит на подобные манипуляции, связанные с донорством половых клеток, так как они нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как «таинство любви», они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену. Известный московский священник-сектовед Олег Стеняев однозначно ответил, почему церковь так относится к бесплодным женщинам, для которых ребенок - мечта всей жизни: «Жизнь возникает по воле Бога, поэтому другие попытки несостоятельны. Рождение ребенка - благословение Божье, бесплодие - наказание за грехи!» (цит. по «Православие и проблемы биоэтики», 2001). Кроме того, священнослужителей очень беспокоит вопрос о возможности прибегать к новым репродуктивным технологиям и таким образом иметь детей однополыми парами. Категорически осуждая гомосексуальные браки, церковь считает их особо неприемлемыми для воспитания ребенка.

Несколько по-иному к новым репродуктивным технологиям и, в частности, к проблеме суррогатного материнства, подходит мусульманская религия. Там это приветствуется как способ рождения детей, ценность которых в мусульманских странах остается непреходяще высокой. Кроме того, поскольку в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Процедура суррогатного материнства возможна только при следующих показаниях:

    отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

    деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

    синехии (спайки внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;

    различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;

    неудачные повторные попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности. Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

    возраст от 20 до 35 лет;

    наличие собственного здорового ребенка;

    психическое и соматическое здоровье.

Мошкович Ю.И.

Магистрант, Южный институт менеджмента (г. Краснодар).

Под научной редакцией канд. юр. наук Ламейкиной Е.Ю., доцента кафедры гражданского права СКФ ФГБОУВПО, Российская академия правосудия.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

Аннотация

В статье рассматривается нравственный аспект правоприменения суррогатного материнства, дается анализ различным точкам зрения по поводу проблем применения данного вида ВРТ, приводятся примеры возможных путей преодоления опасностей, заключенных в применении суррогатного материнства.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, правовое регулирование.

Moshkovich Yu.I.

Undergraduate, Southern institute of management (Krasnodar).

Under scientific edition Candidate of Juridical Sciences Lameykina E.Yu., associate professor of civil law of SKF FGBOUVPO, Russian Academy of Justice.

MORAL AND ETHICAL ISSUES LAW ENFORCEMENT OF SURROGATE PARENTHOOD

Abstract

The article consideres the moral aspect of enforcement of surrogacy, analyzes different points of view on the problems of using this type of IVF, are examples of possible ways to overcome the dangers of prisoners in the application of surrogate parenthood.

Keywords: in vitro fertilisation, surrogacy, legal regulation.

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. Именно с их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей .

С медицинской точки зрения суррогатное материнство является одним из наиболее эффективных способов преодоления неспособности к деторождению. Вместе с тем, это самый спорный в юридическом и этическом плане метод вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). И в разных государствах по-разному решается вопрос, связанный с применением этого метода.

Несмотря на широкое распространение суррогатного материнства, согласно опросу, от 18 до 28% населения (в зависимости от возраста и региона) считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% не имеют по этому вопросу собственного мнения из-за того, что мало осведомлены о сути проблемы .

Вообще, современные репродуктивные технологии – это уравнение с несколькими неизвестными. С одной стороны, репродуктивные технологии позволяют преодолеть проблему бесплодия, и пренебрегать ими было бы абсурдно. С другой стороны, развитие современных биомедицинских технологий идет такими семимильными шагами, что общество не успевает осмыслить, к каким духовно-нравственным и социальным последствиям может привести их распространение. Потому, на сегодня суррогатное материнство, как и новые репродуктивные технологии в целом, – это клубок проблем: правовых, религиозных, морально-этических.

Большинство споров возникает вокруг применения суррогатного (заменяющего) материнства, сущность которого заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, не могущей по состоянию здоровья иметь детей.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать “своего” ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

В первую очередь, к противникам суррогатного материнства относится церковь, которая считает, что его реализация влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности . Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как “таинство любви”, они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.

Нравственные вопросы суррогатного материнства не могут оставить равнодушными духовных лидеров. Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в Москве в августе 2000 года, однозначно определяет отношение православной церкви к суррогатному материнству: “Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. “Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. “Суррогатное материнство” травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания” .

Несколько по иному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Практика заменяющего материнства подвергается критике и за возможность коммерциализации. Она заключается в том, что данный метод может быть использован как средство эксплуатации женщин в роли платных инкубаторов, производящих детей для богатых заказчиков. И таких фактов немало. Недавно в Молдове была разоблачена преступная организация, занимающаяся переправкой детей за рубеж. Матери “доноры” уже в период беременности знали, куда будут отправлены младенцы. В Венгрии было возбуждено уголовное дело против врача-генетика Эндре Цейзеля, который вместе со своей партнершей, находящейся в Америке, также занимался аналогичным “бизнесом” .

О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации Всемирной медицинской ассоциации (1985 г.). Кроме того, данный метод может применяться только в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения и лишь в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может самостоятельно выносить и родить ребенка.

Уменьшению риска коммерциализации суррогатного материнства может способствовать и то, что в качестве заменяющих матерей могут выступать родственники бесплодной пары, которые будут относиться к ребенку с неподдельной любовью. Например, в Австралии в 1994 году был снят ряд ограничений с закона об использовании суррогатного материнства, что позволило сестрам и кузинам генетических родителей стать заменяющими матерями. В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была оплодотворена спермой ее мужа и в мае 1994 года родила ребенка. Прежде чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия. Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион, созданный путем слияния яйцеклетки ее дочери 22летней Сюзанны и спермы ее мужа 23летнего Крича Ленгстона. Первый же случай вынашивания ребенка матерью вместо бесплодной дочери зарегистрирован в ЮАР в 1987 году. Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Америке. Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери, так как у последней была неоперабельная непроходимость труб . А в России первый ребенок появился в 1991 году в Харькове, под наблюдением проффесовров В.И. Грищенко и Ф.В. Дахно. В данном случае мама родила ребенка собственной дочке, у которой было врожденное отсутствие матки .

Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически “своим” для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления.

По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.

Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы .

Как отмечает одна из суррогатных матерей в северной Калифорнии, «я не могу накормить голодающих, я не могу остановить войну, но я могу немного изменить мир, помогая супругам стать полноценной семьей» .

Исследование, проведенное доктором Betsy H. Aigen, показало, что более 40% из 200 опрошенных суррогатных матерей при заключении договора исходили не из материального интереса, а прежде всего хотели помочь бездетным парам обрести «своего» ребенка .Кроме того, как отмечает судья Сорков (Австралия), есть два аргумента, в пользу того, что договоры суррогатного материнства не являются договорами о продаже детей.

Во-первых, стороны, заключая договор уже пришли к согласию, что ребенок будет передан супругам-заказчикам (нареченным родителям), во-вторых, нареченные родители могут установить генетическое родство с ребенком и тем самым доказать свои родительские права на него. Конечно, нельзя не согласиться с данными выводами, но необходимо также учитывать, что при применении суррогатного материнства могут быть использованы генетические материалы как самой суррогатной матери, так и анонимных доноров.

Зарубежная практика имеет значительный опыт в применении этого института, хотя и не может характеризоваться как однозначная. И в настоящее время вопрос о суррогатном материнстве имеет большую актуальность за рубежом.

Первый судебный иск, связанный со спором между суррогатной матерью и супругами имел место в США в 1988 году. Дело, известное как In re Baby M, было связано с решением суда о передачи ребенка суррогатной матери, которая отказалась от вознаграждения в размере 10 000 долларов и решила оставить ребенка себе . После этого случая судебная практика не была столь единогласна в своих решениях, несмотря на господство судебного прецедента в системе англо-саксонского права.

В некоторых государствах суррогатное материнство полностью запрещено (Франция, Германия).

Суррогатное материнство во Франции противозаконно, и Верховный апелляционный суд (Cour de Cassation) постановил, что оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о не отчуждаемости человеческого тела. Преступлением считается любая попытка осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион. Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать.

В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. К таким государствам относятся: Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью Гемпшир и Вирджиния (США).

Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция) .

По утверждению медиков, в России не существует никакого банка суррогатных матерей. Если супруги хотят иметь ребенка и готовы пройти через суррогатное материнство, то они вынуждены сами искать женщину, готовую им помочь.

По-иному поставлено дело в США. Сайт http://www.eggbank.com/ – это огромная база данных, предлагающая данные о 300 донорах яйцеклеток. База позволяет выбирать донора, руководствуясь специфическими критериями, такими как этническое происхождение, вероисповедание, цвет глаз и волос, рост, вес, место жительства и т.п. Также можно узнать о требованиях, предъявляемых к суррогатным матерям. Здесь приводятся 12 вопросов, которые помогут Вам выбрать клинику или программу. Например, время существования клиники, количество достигнутых беременностей, число врачей в штате, программы, предлагаемые клиникой, психологическое и медицинское тестирование суррогатных матерей, наличие трастового счета. Здесь также можно узнать, что делать, если суррогатная мать потребует дополнительного финансирования, какое тестирование проходит суррогатная мать, эмоциональная поддержка донора и получателя, стоимость услуг.

Сравнительно мало было сказано о ребенке в таких ситуациях. Ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (за исключением довольно редких случаев, когда в ее матку имплантируют оплодотворенную «in vitro» яйцеклетку от той самой женщины, вместо которой для вынашивания плода пришлось нанять другую). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно, также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери – например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать – родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием выразила по поводу суррогатного материнства серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры .

  1. Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.
  2. Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.
  3. Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.
  4. Оплата услуг специалистов – врачей, адвокатов и др. – должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры .

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи, иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

Несмотря на наличие противоречивых мнений по поводу суррогатного материнства, это метод будет активно развиваться и дальше. Главной причиной этого является то, что, несмотря на дороговизну и сложности с морально-этической и юридической стороны, он остается востребованным. Для многих бездетных пар рождение генетически своего ребенка, пусть и выношенного другой женщиной, является более желанным, нежели усыновление совершенно чужого малыша. И хотя последний способ планирования семьи является более гуманным и единственно приемлемым с точки зрения церкви, вряд ли можно однозначно осуждать супругов, решивших прибегнуть к услугам суррогатной матери. Что же касается самих суррогатных матерей, то причин, толкающих их к такому решению, может быть немало. Но наибольшую психологическую нагрузку при этом несут они сами, и получают немалые деньги не только за затраченные на чужого ребенка силы и здоровье, но и за полученную моральную травму, которая останется с ними на всю жизнь.

Нельзя не согласиться с мнением И.Ф. Александрова, что дальнейшее развитие семейного и гражданского права должно идти по пути опережающей координации и взаимодействия, совместного восполнения пробелов и еще не урегулированных отношениях на стыке двух отраслей права, совместного разрешения возникающих более глобальных проблем в регулировании общественных отношений. Такой областью в ХХI веке может стать область репродукции человека, где пересекаются вопросы общетеоретические, семейно-правовые, гражданско-правовые, нравственные и вопросы правовой этики и прав человека, а также других сфер деятельности человека . На сегодняшний день возникла острая необходимость правового регулирования таких отношений.

Литература

  1. Афанасьева А.И. Суррогатное материнство // Семейное право. – 2009. -№8. – С 23-29
  2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА М–НОРМА, 1997. – 304 с.
  3. Майфат А.В. “Суррогатное материнство” и иные формы репродуктивной деятельности в новом Семейном кодексе РФ // Юридический мир. – 2000.- № 2. С. 32-37
  4. Свитнев К.Н. Вспомогательные репродуктивные технологии: Правовые коллизии. // Правовые вопросы в здравоохранении. – 2011. – № 5. – С. 52-61
  5. Пестрикова А.А. Суррогатное материнство в России: монография. – Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2008. – 180 с.
  6. Свитнев К.Н. Обзор правоприменительной практики по делам, связанным с оспариванием отказов органов ЗАГСа в регистрации детей, рожденных в результате реализации программ суррогатного материнства // Семейное и жилищное право. – 2012. – № 1. – С.12-15
  7. Хритинин Д.Ф., Гарданова Ж.Р., Кулакова Е.В. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе “суррогатного материнства” в рамках лечения методом экстракорпорального оплодотворения // Психические расстройства в общей медицине. – 2008. – №4. – С. 6-8
  8. Шевчук С.С. Некоторые проблемы правового регулирования применения искусственных методов репродукции»// Юрист. – №9. – 2002. – С.18-25
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.