Сценарий к празднику всемирный день хлеба. Праздник в начальной школе «Хлеб - всему голова». Сценарий. Брать хлеба столько сколько сможешь съесть

Тема: «Чудо земли – хлеб!»

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: « Хлеб - всей жизни голова!» « Много снега – много хлеба!». « Славится он первым на земле, славится он первым на столе».
« Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка». Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Оборудование: экран, видеофрагменты, музыкальный синтезатор, костюмы « героев» праздника, проектор, слайды.
Под звуки песни « Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят участники праздника в костюмах.

(на экране демонстрируется увеличенный плакат на тему « Как пришел к тебе хлеб».)

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать праздник с чтения стихотворения: Есть пословица в народе

« Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

После вступительного слова звучит песня « Золотое зёрнышко», музыка Ю.Чичкова, слова Синявского.

Под эту песню десять девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колоском пшеницы, белые футболки, зеленые юбочки) исполняют танец «Золотая пшеница».

1 ученик:

Рожь, рожь…
Дорога полевая
Ведет, неведома куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь в дали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.

2 ученик:

Рожь уродилась.
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.

3 ученик :

На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.


Ведущий:

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.


4 ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
свободу и хлеб.
Значит, правильны слова:

Все дети :

Хлеб – всей жизни голова!


Ведущий:

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденныйкусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов мукипервого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их.
(колоски раздаются детям).


5 ученик :

Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы – золотые зернышки,
Живем лучистым светом,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Отдельно каждый - зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной.

6 ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

7 ученик:

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

8 ученик :

Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Слышит чуткая округ
Гул моторов день – денской
И бурлит земля под плугом
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать - земля за целый год

Хлеб на блюде подает,

9 ученик :

Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.

10 ученик:

Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.

Все вместе :

Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!

Рассказ учителя:

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол.
- Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

11 ученик:

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Слово ведущего: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

А какие пословицы знаете вы?

(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упор
Потрудились на земле!

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана. У целинников были свои песни (звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы»)

12 ученик :

Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышко, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель .

День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

1 ученик :

Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

2 ученик

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто

3 ученик :

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора
Продолжается рассказ
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

4 ученик .

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

Учитель :

Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

5 ученик :

Только хлеб сошёл в апреле
Как поля позеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
Ешь его, расти и помни:
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

(во время выступления на экране демонстрируются кадры, посвященные весеннему севу, уборке урожая в ООО «Буланихинское», экскурсии на механизированный ток, на пекарню)

6 ученик :

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторыПесню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.

7 ученик :

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.

8 ученик :

Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Учитель .

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

А также помни:

Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.

Учитель.

Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно прослушайте.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду»,- пообещал Стобед.
Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а сколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. « Это из вашего окна выбрасывали»,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. « Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем »,- сказал я. «Извиняться надо не передо мной»,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? Где можно взять хлеб, прежде чем его положить его на стол? Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море. Сначала его косят обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везут на ток. Ребята, а что делают на току?

Викторина «Мозговой штурм»

Вопросы викторины:

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)

Учитель:

А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни
человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из
Муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

9 ученик :

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

10 ученик :

Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике, а также приглашает всех гостей к столу).

Поддубная Анна Ефимовна,

МКДОУ ЦРР-детский сад №10 г.Россоши Воронежской обл.

воспитатель

Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел»?

Цель:

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Закрепить знания детей о том, как выращивают хлеб, как об одном из величайших богатств на земле.
  • Закрепить знания о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
  • Закрепить знания о том, как первобытные люди научились печь хлеб.
  • Закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращиванию хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
  • Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
  • Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность действий опираясь на сюжет каждой картинки.

Речевое развитие:

  • Развивать связную речь.
  • Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном, селекционер, страда, урожай.
  • Словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн-комбайнёр, пшеница - пшеничное поле; рожь - ржаной.
  • Упражнять в роде, числе и падеже.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, бубен, разные геометрические фигуры, интерактивная доска.

Ход мероприятия

Дети под музыку входят в зал (одетые в русские костюмы)

Ведущий: Пожалуйста, гости дорогие, проходите.

Ребёнок:

Веселья вам, да радости!

Давно мы Вас поджидаем,

Ничего без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся

И словечко и местечко!

Ай, люли, ай, люли,

Нынче гости к нам пришли.

Добрый день и поклон Вам,

Гости дорогие (кланяются) .

Ведущий:

Ой, ребята, посмотрите здесь что-то рассыпали (показывает детям крошки). Как вы думаете откуда они появились (ели, накрошили на пол, ветер принёс, высыпался из пакета с хлебом была дырочка, птички не доели).

Да это хлебные крошки.

Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.)

Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)

Ведущий :

Хлеб - самый необходимый продукт питания, т. к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.

Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

Песня о хлебе

1. Пшеницу мы посеяли

Раннею весной

И уродился колосок

Тяжёлый, золотой.

Припев:

Хлебушек, хлебушек -

Всему ты голова!

Украшенье каждого,

Каждого стола!

2. Потом собрали зёрна мы

В большие закрома.

Ты с хлебом будешь целый год,

Любимая страна!

Припев:

Хлебушек, хлебушек -

Всему ты голова!

Украшенье каждого,

Каждого стола!

Ведущий:

Я расскажу вам о том, как первобытные люди стали сеять хлеб.

«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна, и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями, и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной - настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать».

К сожалению, мы не знаем как выглядел тот колосок, из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядят колоски сегодня.

Игра на интерактивной доске «Колоски» (на доске картинки разных колосков и хлеб пшеничный, ржаной. Нужно соединить колосок и хлеб).

Ведущий:

Здесь нарисованы ещё метёлки овса и початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? - Как вы думаете, почему эти растения положили рядом с хлебом?

Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми.

А кто знает стихотворение о колоске?

«Колосок»

Вырос в поле колосок

Поначалу невысок.

Но тянулся он, старался,

Храбро усики вздымал,

Тёмной ночи не боялся,

По утрам в росе купался,

И высоким, сильным стал.

Оглянулся, а кругом

Под июльским ветерком

В светлом поле, на просторе

Золотых колосьев - море!

Все на солнышко глядят,

В каждом зёрнышке сидят.

Засмеялся колосок.

Круче взвил усишки:

«Я поднялся в самый срок,

Я теперь не одинок,

Здраствуйте, братишки! »

Ведущий:

А давайте посеем свое пшеничное поле.

Игра: «Зёрнышко»

Выйди, выйди, солнышко (руки вверх) .

Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)

Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх) .

Потянется на восток (наклон на право,

Потянется на восток (наклон налево,

Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,

По мостику пойдет (маршируют) .

В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку) .

Ведущий:

А вам интересно, как собирали урожай, когда появились орудия труда?

Весной землю вспахивают, боронят, удобряют.

В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.

Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.

В старину во время жатвы использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.

Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн.

Наши предки молотили муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе. До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.

Старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.

Думаю, что в наше время стало легче выращивать хлеб.

Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»

Дети - «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий - «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Игра: «Что сначала, что потом? »

На интерактивной доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты).Дети должны сказать, что было до и после.

Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки - зёрнышко, комбайн, хлебозавод).

Ведущий:

Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.) Хлеб — это предмет рукотворный или нерукотворный?

Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб. Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Игра со словами (интерактивная доска)

А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.

ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА

ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ - СУХАРИ

ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС

ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД

БАТОН + МОЛОКО + ЯЙЦА + СКОВОРОДА = ГРЕНКИ

Ведущий:

Попробуем в шутку придумать и новые слова:

БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ

СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ

ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т. д.

Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)

Дети стоят в кругу и произносят такие слова:

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам

У кого весёлый бубен,

Пословицу о хлебе расскажет быстро нам!

1. Нет хлеба, так и нет обеда.

2. Глубже пахать - больше хлеба терять.

3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

4. Хлеб бросать, силу терять.

5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.

6. Землю уважай, она даёт урожай.

7. Сам себя вени: что посеял, то и жни.

8. Много снега - много хлеба.

9. Горька порой работа, да хлеб сладок.

10. Не трудиться, так хлеба не добиться.

11. В мае дождь - родиться рожь.

12. Лето - припасиха, осень - прибериха.

13. Весна красна цветами, а осень снопами.

14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.

15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

16. Зёрнышко к зёрнышку - будет мешок.

17. Хлеб - всему голова.

Ведущий:

Какие сказки о хлебе вы знаете? (Колобок, Вершки и корешки, Волчий хлеб, Два колоска, Лёгкий хлеб, Колосок, а сегодня мы с вами посмотрим украинскую народную сказку «Колосок».

Игра: «Что на что похоже?»

Я покажу фигуру, а вы мне скажете, на какое хлебобулочное изделие оно похоже?

(Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.)

Ведущий:

- «Люди говорят о хлебе с уважением, ласково - хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? (ответы детей).

Как надо относиться к хлебу?

Как обращаться с хлебом?

Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения;

Хлеб наше богатство и его надо беречь.

Ведущий:

Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

«Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.

1 ребенок:

Каждый ломтик хлебушка,

Пахнет тёплым небушком,

И земля всю силу подарила.

Теплым караваем мы вас угощаем.

2 ребенок:

Приглашаем Вас к нам на чай,

Да с булочкой и крендельком.

С блинчиком и молочком.

3 ребенок:

Мы любим гостей сладким чаем угощать,

Пирогами и блинами.

Крендельками, калачами,

4 ребенок:

Чай с вареньем, чай с печеньем

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом,

Соберём всех за столом!

Ведущий:

Спасибо за внимание! Приглашаем вас на чаепитие.

Цель : Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

1. Углублять знания учащихся о хлебе.

2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

3. Развивать логическое мышление.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.

6. Развивать воображение.

Оформление зала : На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.

Действующие лица

4 ребенка.

Элементы костюмов

Пекарь — колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.

Дети — одеты в обычную школьную одежду.

Реквизит

- «Булочки» из пенопласта или поролона.

Несколько стаканов компота.

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.

Соленое тесто.

Праздник начинается со сценки. Звенит звонок.

1-й ребенок : Перемена! Скорее в столовую!

Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.

2-й ребенок : Хватит! Нужно хлеб любить!

3-й ребенок : С хлебом не смешно шалить!

4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!

1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!! Дети разбегаются.

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь : Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие?

Дети : Нет!

Пекарь : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь : Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Игра «Откуда берётся хлеб»

Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

За верную последовательность ребёнок награждается сушкой.

Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

Читает стихотворение «О хлебе»:

У крестьян торжественные лица,

Поле все зарей освещено.

В землю за колхозного станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели.

Как отец, склонился над зерном

В куртке, перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива буйно колосится.

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны.

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...

За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей — это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

А вы хлеб любите?

Дети: ДА!!!

Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки...

Пекарь : Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Только вот о пирожках забыли... Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки...

Игра «Мама пироги печёт»

Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями.

Вот так бабушка прядет,

Мама так пирог печет,

Так цыплят зовет сестра,

Я на липу влез с утра.

Колет дед вот так дрова,

Я несу их вглубь двора.

Так отец рубанком — струг,

Все умею я, мой друг!

Пекарь : Какие вы молодцы! Все успеваете!

А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба святого все приестся.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Горька работа, да хлеб сладок.

Жнут порою, а жуют зимою.

За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.

Пекарь : Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать изготовить каравай.

«Конкурс караваев»

Пекарь достает соленое тесто.

Сделать его очень просто: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала. Для цвета в тесто можно добавить гуашь.

Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10- 15 минут лепят маленькие «каравайчики». Затем Пекарь устраивает выставку караваев.

Наградить желательно всех «пекарей».

Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на завод брать — такие у всех караваи чудные! А пока караваи «пекутся» — сохнут, я предлагаю вам сыграть в игру опять же о пирожках.

Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»

Пекарь читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок — это (пирожок).

Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).

Ач-ач-ач — вот (калач).

Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи— мы любим (калачи).

Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).

Пекарь : Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?

Дети читают по очереди строчки из стихотворения:

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки отгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несведенные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки своей корзины.

Пекарь уходит. Звучит любая песня о хлебе.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и родители!

О каком времени года написал поэт такие прекрасные поэтические строчки?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Конечно, об осени. На Руси всегда было принято осенью отмечать праздники. Такой праздник пришёл и к нам. Дети, посмотрите, как оформлен зал. Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, загадать загадки и поговорить о пользе хлеба. “Хлеб – всему голова” - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе.

Выступление уч-ся 3-а класса

1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

Все дети : уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Дети: люди долго и упорно потрудились на земле!

Презентация

На Земле существуют главные слова, без которых жизнь невозможна. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно, хлеб. С древнейших времён к нему относились по-особому. Хлеб сравнивали с живым существом, называли кормилец. Этот ценнейший продукт стал символом достатка и благополучия. Все ваши учителя надеются, что после сегодняшнего праздника вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему.

Ребята, а где мы сейчас берём хлеб?

Правильно, в магазине. Но чтобы попасть в магазин, хлеб проходит длинный, трудный путь. Непросто приходит хлеб на стол. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук, так считают учащиеся 3-б класса.

Выступление 3 «Б»

1. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Игра «АССОЦИАЦИЯ»

Давайте подберём слова, имена прилагательные, которые ассоциируются со словом «хлеб». Какой может быть хлеб?

белый еда мука батон чёрный булка пшеница бутерброд печь свежий рожь соль вкусный масло ржаной зерно тесто магазин булочка пекарня голова выпечка серый пекарь поле пища мягкий колбаса кушать дрожжи сыр крошки чёрствый буханка круглый корка обед пирог каравай пшено изделие печка горячий жизнь мякиш булочки продукт закуска покупать злак хлебушек вода резать молоко злаки суп большой колос вкус корочка сухари маленький стол солёный сдоба вкусно свадебный батоны сухарики сухарь чай хлебцы бублик труд тост булки тёплый булочник Родина комбайн печёный кусок лаваш нож насущный нарезной пироги поджаристый рогалик голод горбушка пшеничный гренки жито зёрна зерновой

По старому русскому обычаю, дорогих гостей угощали хлебом-солью. А главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара»- круг, потому что каравай – круглый хлеб. О народных традициях связанных с хлебом вам расскажут ребята 3 « В » класса.

Выступление 3 «В»

    У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели песнянки – песни-заклички.

    Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы. Когда молодоженов встречают хлебом-солью, смотрят, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином.

    Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости.

    Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом. Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.

    На пасху всегда на столе у нас вкусные пасхальные куличи.

    Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб- каравай- и потчевали им всех участников трудового процесса.

    Восточная культура хлеба более древняя, чем у нас в Европе. Хлеб на Кавказе выглядит как лепешка. Лепешки бывают пышными и плоскими, как блины, пресными, дрожжевыми, сдобными, печеными, жареными. Но у них всегда есть кое-что общее: лепешки рвут руками, а не режут ножом. Иначе не просто вкус теряется, но оскорбляются традиции.

    В Индии пословица "Плох обед, коли хлеба нет" приобретает особенное звучание - в индийской кухне действительно еды без хлеба не бывает. Лепешки часто исполняют роль столового прибора - с их помощью зачерпывают дал, рис и овощи.

А сколько поговорок и пословиц существует о хлебе. А вы, ребята их знаете?

Ребята 3 «А » класса нам сейчас расскажут откуда пошли такие поговорки, почему так говорят?

Пословицы:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.
Это значит, что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.
Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится.
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «ХЛЕБ-СОЛЬ»! Значит, добра желали достатка.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:
ЗА ХЛЕБ, ЗА СОЛЬ, ЗА ЩИ С КВАСОМ,
ЗА ЛАПШУ, ЗА КАШУ, ЗА МИЛОСТЬ ВАШУ- БЛАГОДАРИМ!

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА.

ХЛЕБА НИ КУСКА- ТАК И В ТЕРЕМЕ ТОСКА,
А ХЛЕБА КРАЙ- ТАК ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

ГДЕ ХЛЕБНО ДА ТЕПЛО, ТАМ И ЖИТЬ ДОБРО.

Сейчас мы проверим, как вы запомнили пословицы и поговорки.

Проведём соревнование «Собери пословицу».

Не шуба греет, а________________(хлеб)

Не будет хлеба, не будет ________(обеда)

Без соли не вкусно, а без хлеба________(не сытно)

У кого хлебушко - у того и __________(счастье)

Хлеб всему_______(голова)

Без печки холодно- без хлеба______(голодно)

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА_______(НЕТ)

Земля- матушка, а хлеб – ___________(батюшка)

А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

А загадают вам ребята 3 «Б» класса.

Выступление 3 «Б» класса.

    Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском (хлеб)

    Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

    Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

    У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
    От рождения седая мать по имени... (Мука)

    Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
    Стены позолочены. Ставни заколочены. (Колосок)

Игра со зрителями

Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей.

А вы знаете, сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба?

120 профессий. И разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба! Никогда она не устареет, ни отомрёт. Святое дело – вырастить хлеб.

Мы должны уважать и ценить труд этих людей. Ребята « » класса считают что хлеб- это святое слово, к нему нужно относиться бережно и об этом они вам сейчас расскажут.

Выступление 3 «В»

Давайте вспомним правила, как нужно обращаться с хлебом.

Как же нужно поступить, если вы не доели кусочек хлеба?

А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1. Не играть с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам или животным .

3. Брать хлеба столько сколько сможешь съесть.

4. Использовать чёрствый хлеб.

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе, и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Давайте дружно хором скажем:

«Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и он приглашает вас всех за стол.

Сценарий праздника для младших школьников: «Хлеб – наше богатство!»

Лапатина Светлана Васильевна, воспитатель группы продлённого дня МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа №46 Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа».
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям, вожатым. Это мероприятие проводится для учеников 1 – 4 классов. При проведении мероприятия воспитатель привлекает старшеклассников: ученики 9 класса готовят сообщения – рассказы об истории появления хлеба, о блокаде Ленинграда в годы войны, о подвиге нашего земляка - тракториста Анатолия Мерзлова, читают стихотворение: «Сухари»,исполняют песню: «Баллада о спасённом хлебе»; ученики младших классов готовят инсценировку сказки «Колосок», разучивают стихи.
Цель: Воспитание у школьников уважения и бережного отношения к хлебу.
Задачи:
1. Познакомить учеников с историей появления хлеба.
2. Рассказать о блокаде Ленинграда, о суточной норме хлеба.
3. Рассказать о подвиге земляка – тракториста Анатолия Мерзлова.
4. Развитие творческих и музыкальных способностей школьников.
5. Содействие укреплению дружеских отношений младших и старших школьников.

Ход праздника:

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило!
Ученики: Это хлеб.
Воспитатель: Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!

Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы о том, сколько лет хлебу, как он появился? Об этом и других
интересных фактах о хлебе нам сейчас расскажут ученики 9 класса.

Ольга.
В России издавна гостей встречали самым дорогим – «хлебом – солью»,что было символом благополучия и гостеприимства.


Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.
Интересен факт, что первым хлебным сырьем были вовсе не злаковые культуры, а желуди. По свидетельствам историков, древние люди считали,что орехи и желуди обладают волшебной силой. Поэтому их стали растирать в муку, и употреблять, смешивая с водой.

Легенда гласит, что первый хлеб получился совершенно случайно. Обычная каша из зерен запеклась – так получилась первая лепешка.


Андрей.
Слово "пекарь" появилось в 1300-1200 годах до нашей эры. Об этом свидетельствуют отдельные указания в письменных источниках. А как ремесло хлебопечение становится признанным и почитаемым спустя 8 - 10 столетий. Очень часто пекарей называли "басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя.


С древних времен ремесло пекаря ценилось очень высоко: за гладиатора в Древнем Риме платили около десяти тысяч сестерциев, но раб, умеющий печь хлеб, стоил от 100 тысяч. В Византии пекарей освобождали от налогов, а за выпечку плохого хлеба могли изгнать из города. На Руси издревле людей обычных специальностей (сапожников или конюхов) кликали Ваньками да Васьками, но пекарей всегда уважительно величали полными именами: Иван или Василий.


Сам русский царь-государь посылал свежевыпеченные калачи в знак уважения высокопоставленным лицам. Да и в наши дни почетных гостей принято встречать хлебом-солью. Одним словом, хлеб – всему голова, так было и так будет.
хлеб в форме коровы картинки для детей


Олег.
Хлеб всегда представлял большую ценность – ведь он был продуктом первой необходимости. Поэтому в разные времена хлеб служил заменой денежным знакам. Еще в прошлом веке это случилось и в России. После революции было принято решение выпустить чеки, которые равнялись 1 пуду хлеба - (16 кг).


Во все времена хлеб играл огромную роль в жизни человека. Например, во время войны России и Турции, наступление русских потерпело неудачу, лишь потому, что у них закончилась мука для выпечки ржаного хлеба. На вражеской территории рожь не росла, а местный пшеничный хлеб был непривычен для организма солдат, что подорвало их здоровье.

Ирина.
С хлебом связано множество народных поверий и обычаев. К примеру, в Индии не есть хлеб - считалось большим несчастьем. Именно поэтому запрет на употребление хлеба выносили преступникам. У скандинавов считается, что если парень и девушка случайно откусили кусочки от одной булки, они обязательно влюбятся друг в друга и поженятся.

Хлеб, перевернутый коркой вниз, у многих народов считается символом неудачи.
Название «каравай» произошло от слова «корова», сначала древние славяне приносили в жертву богам животных, а потом стали печь ритуальный хлеб в форме коровы.

С хлебом связано множество пословиц, поговорок и крылатых фраз: «Хлеб всему голова», «Покуда есть хлеб и вода, и беда не беда», «Без хлеба куска везде тоска» и многие другие. На свете существует много религий, но все они в молитвах призывают славить хлеб. Так, христиане начинают обращение к Богу со слов: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», а индийцы молятся словами: «Все есть пища, но хлеб ее великая мать».


Воспитатель.
О ценности хлеба очень хорошо рассказывает народная сказка.
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок.


Обрадовался. Поднял его и понёс к ювелиру. Спросил: «Сколько стоит мой самородок?». «1000 рублей» - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошёл к другому ювелиру. И правильно сделал, потому, что самородок был оценён в 5 тысяч рублей. Но его снова взяло сомнение. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.


«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле» - сказал он седобородому волшебнику – но не могу установить истинную цену самородка». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле... Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь.Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни».


Иван.
Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В Музее Истории Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм - на детей и 250 грамм - на взрослого. В этом хлебе 80 % жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2 % муки.


Воспитатель: А сейчас, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в строчки стихотворения «Сухари», которое нам прочитают ученики 9 класса.

«Сухари» - Ян Бруштейн
А бабушка сушила сухари,
И понимала, что сушить не надо.
Но за ее спиной была блокада,
И бабушка сушила сухари.


И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –

Как солнце над ее землей затмилось,
И горе, не стучась, ворвалось в дом.
Блокадный ветер надрывался жутко,
И остывала в памяти «буржуйка»…


И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью Победа.
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.

А дед сердился: «Сушит сухари!
И складывает в наволочку белую.
Когда ж тебя сознательной я сделаю?»
А бабушка сушила сухари.

Она ушла морозною зимой.
Блокадный ветер долетел сквозь годы.
Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.


«Под девяносто, что ни говори.
И столько пережить, и столько вынести».
Не поднялась рука из дома вынести
Тяжелые ржаные сухари.

Воспитатель:
Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его. И вот сейчас ученики 4 класса прочитают нам стихотворение.

«Булка» - С.Михалков.
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.


Воспитатель:
Ребята, расскажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, какие вы испытываете эмоции, чувства, прослушав строки стихотворения «Булка»?

Ответы учеников:
Мне очень неприятно и стыдно за мальчиков, которые играли хлебом в футбол.
Хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно.
Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб.
Когда хлеб лежит на столе – то, кажется, что так и должно быть, цену хлебу узнаешь, лишь только тогда, когда проголодаешься.
Хорошо, что мы живём в мирное время, и нам не приходится голодать.
Но мы не должны забывать про жителей Ленинграда, перенёсших блокаду города во время войны.
Хлеб - драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
Мой папа говорит, что хлеб - всему голова.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что хлеб - всему голова,
хлеб – это наше богатство, ведь недаром русским народом сложено много пословиц и поговорок о хлебе. Давайте вспомним их.


Пословицы и поговорки о хлебе.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда.
Хлебушко – калач дедушка.
Хлеба нет – корочка в честь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Человек хлебом живет, а не промыслом.
Без хлеба, без соли худая беседа.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Хлеб черствый – обед честный.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Воспитатель:
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей разных профессий. Вспомните, пожалуйста, какие это профессии?

Ответы детей:
Механизаторы, трактористы, комбайнёры, повара, агрономы, мельники, шофера, пекари, кондитеры, продавцы.

Воспитатель.
И вот сейчас я предлагаю вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре – эстафете.

Проводится игра – эстафета: «Что мы испекли?».
Ученики делятся на 3 команды, каждый участник по очереди бежит к столу,берёт карточку с буквой, возвращается в команду. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия.
Это - Калач, Пирог, Булка.


Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием. А сейчас ученики 3 класса покажут нам сказку «Колосок».



Инсценировка украинской сказки «Колосок».
Воспитатель: Недаром говорят, сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Вот сейчас вы посмотрели сказку, скажите, какая главная мысль этой сказки?

Ответы детей:
Трудиться – всегда пригодится.
Без труда – не вынешь и рыбку из пруда.
Хочешь есть пироги – не лежи на печи.
Кто не работает, тот не ест.
Под лежачий камень и вода не течёт.

Наталья.
Я хочу вам рассказать о подвиге нашего земляка Анатолия Мерзлова.Это случилось 3 июня 1977 года. Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своём стареньком тракторе, подбирая солому. От случайной искры солома вспыхнула. Рядом было поле ещё
не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться туда. Анатолий на своём тракторе стал бороться с огнём…. В этом бою он погиб. Ему было 18 лет.


Звучит песня в исполнении вокальной группы учеников 9 класса.
«Баллада о спасённом хлебе» - слова Штормова, музыка Фрадкина.
Этим летом землю не щадя,
Жгло нещадно солнце без дождя
Лес горел, окутал дым луга
И хлебов шумели берега.

Занимался над землею день,
И берёзы колыхалась тень.
Вдруг над полем взвился к небу смерч,
Подошла вплотную к хлебу смерть.

Обжигало руки и глаза,
И зерно, как чёрная слеза
Я с огнём сражался, как умел,
Надо мной спасённый хлеб звенел.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра!

Как живёшь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня,
Нет дороже хлеба ничего,
Он растёт из сердца моего.

Воспитатель:
Ребята, я думаю, что вы поняли, сколько человеческого труда, иногда даже с риском для жизни, сколько любви, терпения, заботы вкладывают люди в то,чтобы вырастить хлеб. А мы должны ценить, беречь и уважать их труд,относиться к хлебу бережно.
Ученики 2 класса прочитают нам стихотворение.

«Хлеб» - Ольга Стратонович
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Воспитатель: И в заключение нашего праздника хочется сказать такие слова:
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.

Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.