Особенности медитации «Улыбка. Почему Будда улыбается? Расслабляющая «Внутренняя улыбка»


Создание стабильного положительного эмоционального фона

Каждый человек создает свою собственную картину мира и оценивает окружающую действительность и происходящие события в соответствии с заложенной в его сознание и подсознание системой программ, обусловленной его прошлым опытом.
Если опыт человека был в основном позитивным, он смотрит на жизнь более оптимистически, а если к тому же его развитие было многогранным, он умеет получать удовольствие от множества вещей - музыки, чтения, природы, общения с друзьями, интеллектуальных игр, занятий спортом и т.д. и т.п. Совершенно очевидно, что такой человек будет испытывать гораздо большее удовлетворение от своей жизни и значительно большее количество положительных эмоций, чем тот, чей жизненный опыт был скорее печальным, чем радостным и чей круг интересов ограничивается домом и работой.
В любом случае избыток положительных эмоций никому не повредит, и приведенные ниже упражнения послужат тому, чтобы в вашу модель мира записалась новая программа - программа стабильного положительного эмоционального фона.
Но прежде чем перейти к упражнениям, мы постараемся определить, что же такое стабильный эмоциональный фон.
Стабильный эмоциональный фон - эта некая точка равновесия, в которой пребывает человек в момент, когда его физическое состояние находится в норме, и обстоятельства не вынуждают его откликаться на сложившуюся ситуацию обостренными эмоциональными реакциями, то есть фактически наиболее характерное для него эмоциональное состояние в момент, когда он здоров и спокоен.
Для настроений каждого человека, не занимавшегося специальными психотехниками, характерен так называемый "эффект маятника".
Он заключается в том, что чем сильнее маятник эмоций качнется в одну сторону от точки равновесия, тем сильнее он затем отклонится в противоположную сторону, то есть за предельным всплеском положительных эмоций, за восторгом эйфории следует падение в пропасть депрессии и уныния.
В зависимости от темперамента и возбудимости нервной системы "эмоциональный маятник" по-разному проявляется у разных людей. У людей уравновешенных и не склонных к бурному проявлению эмоций его проявления почти незаметны, но у эмоционально лабильных людей, особенно тех, кто ищет повод для хорошего настроения и эмоционального возбуждения, последствия раскачки эмоционального маятника могут производить впечатление психической неустойчивости.
Самым ярким примером раскачки эмоционального маятника часто может служить безудержная первая влюбленность подростка, обычно обусловленная неконтролируемым половым влечением, сопровождающимся выбросом в кровь огромного количества гормонов, в частности эндорфинов. Выброс гормонов сопровождается специфическим состоянием блаженства и эйфории, характерным для многих наркотических средств. Если первая влюбленность не встречает взаимности и не находит выхода в сексуальном контакте, разрядки психосексуального напряжения не происходит, и эйфория сменяется вспышками агрессии, злости или отчаяния. В течение значительного времени общение с объектом любви или воспоминания о нем продолжают сопровождаться гормональными выбросами, вызывающими, в зависимости от типа психики человека, или приступы блаженства или депрессию и ненависть неудовлетворенных чувств.
В случае же, если эйфорическая любовь с первого взгляда оказывается взаимной, и пара вступает в слишком бурную сексуальную связь, психосексуальное напряжение спадает, гормоны уже не бушуют в крови, вызывая приподнятое настроение, и нередко наступает эмоциональное и физическое истощение, вызывающее депрессию и даже отвращение к былому объекту любви, поскольку подсознательно человек чувствует, что именно чересчур насыщенное общение с партнером истощает его, и в результате заставляет его страдать. Так возникает разочарование, которое может записаться в модель мира как установка, что любви на всю жизнь не существует, что любовь вспыхивает на мгновение, а в следующий миг от нее остаются лишь пепел и разочарование.
Это очередное заблуждение, основанное на непонимании физиологии человека и законов природы. Влюбиться и ощутить себя на вершине мира - дело нехитрое, искусство заключается в том, чтобы удерживаться на положительной стороне маятника, пусть даже при меньшем накале страстей, но не падая при этом на отрицательную сторону.
Люди с сильной и устойчивой нервной системой способны на более стабильные и устойчивые чувства, люди со слабой нервной системой часто не в силах переносить без вреда для себя даже интенсивную радость.
Западные психологи выяснили, что сильная радость, так же, как и неожиданно свалившееся несчастье, может привести к нервному срыву, и, поскольку значительная часть европейского населения страдает неврозами, даже такое простое и приятное событие, как уход в отпуск или покупка нового дома, может стать причиной ухудшения здоровья.
Часто люди со слабой нервной системой инстинктивно боятся интенсивных эмоций с их резким переходом от положительной стороны маятника к отрицательной, и они живут, закрывшись в скорлупе своего крохотного мирка, кажущегося им безопасным, избегая всего, что могло бы их взволновать - любви, путешествий, новых знакомств, новых интересных занятий. Стремясь к безопасности и уравновешенности, они буквально обкрадывают себя, лишая себя удовлетворения многих столь необходимых человеку потребностей в социальных контактах, в дозах бодрящего, но не истощающего стресса, в любви, в физической нагрузке и т.д.
Стабильный эмоциональный фон - это и есть та самая точка равновесия, через которую проходит в своих взмахах эмоциональный маятник. У каждого человека эта точка имеет свою эмоциональную окраску. Один человек в ней может быть спокоен и собран, другой - равнодушен и вял, третий - слегка подавлен и печален.
Последователи Шоу-Дао выбрали в качестве стабильного эмоционального фона состояние спокойной и тихой радости, легкого удивления и восхищения чудом окружающего мира и собственного существования.
С помощью специальных упражнений они научились укреплять свою нервную систему таким образом, чтобы она выдерживала все более и более сильные эмоциональные всплески без нервного и психического истощения. От сильных эмоций воины жизни немедленно возвращались на плато стабильного положительного эмоционального фона, избегая негативных чувств и восстанавливая свою энергию и силы в случае, если они замечали малейшие признаки усталости или истощения.
Подобные психотехники формировали устойчивые и гармоничные модели мира людей, умеющих быть счастливыми и радоваться жизни.

"Улыбка Будды" или Внутренняя Улыбка

Самое простое начальное упражнение для выработки стабильного положительного эмоционального фона называется "Улыбка Будды". Его можно выполнять в любом месте и в любое время, доводя это выполнение до автоматизма, но начинать его освоение лучше в спокойном состоянии, удобно расположившись в комнате, где нет постороннего шума и где вас никто не побеспокоит.
Расслабьтесь, постарайтесь полностью успокоиться и ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица, представляя, что они наливаются тяжестью и теплом, и, потеряв напряжение и упругость, как бы "стекают" вниз в ленивой и приятной истоме.
Сосредоточьтесь на уголках своих губ, так, чтобы из всех мышц и участков тела чувствовались только они. Представьте (только представьте, не прилагая мышечных усилий), как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя очень легкую, почти незаметную улыбку.
Образное представление того, что ваши губы растягиваются в легкой улыбке заставит мышцы лица совершить спонтанную работу, и ваше лицо примет выражение, которое Спокойные называют "дуновением ветерка радости".
Чувство радости и физические усилия по созданию улыбки рефлекторно связаны между собой. Когда человек испытывает положительные эмоции, он улыбается. Но существует и обратная связь. Если человек расслаблен и полностью сосредоточен на идеомоторном движении уголков губ, характерном для зарождения улыбки, автоматически на фоне расслабления и спокойствия возникнет чувство тихой, спокойной радости. "Дуновение ветерка радости" - это выражение лица, когда начавшаяся было рождаться улыбка так и не родилась, но мимика сделала свое дело и рефлекторно вызвала легкое ощущение блаженства и покоя внутри.
Состояние расслабления и внутреннего покоя очень важно для начинающих практиковать "улыбку Будды", поскольку ощущение зарождающейся радости столь тонкое, что если вы будете в момент выполнения упражнения испытывать достаточно сильные эмоции озабоченности, тревоги, или вновь переживать чувства, связанные с какими-то недавними событиями в вашей жизни, вы просто не сможете выделить из общего шумного эмоционального фона "точку равновесия" - фоновое чувство покоя и тихой радости.
Это упражнение называется "улыбка Будды", потому что выражение вашего лица при его выполнении должно напоминать выражение лица статуй основателя буддизма - спокойное, расслабленное, отрешенное и лишенное эмоций, с губами, чуть-чуть растянутыми в стороны в легкой, почти незаметной улыбке.
Вызвав необходимое эмоциональное состояние "улыбки Будды", постарайтесь хорошенько запомнить его, чтобы в дальнейшем, если вам придется заниматься в условиях, когда вы взволнованны и когда вас отвлекают, вы смогли вызвать его, не только расслабляя мышцы лица и мысленным представлением растягивая губы в улыбке, но и вспоминая его, детально воспроизводя свое состояние и ощущения в момент, когда выполнение упражнения вам удавалось особенно хорошо.
Старайтесь выполнять это упражнение как можно чаще, желательно несколько раз или по крайней мере один раз в день до тех пор, пока состояние "улыбки Будды" не станет знакомым и привычным для вас, и вы не сможете легко и быстро вызывать его практически в любых условиях, за исключением, конечно, состояния сильного стресса.

Переход от отрицательного эмоционального фона к положительному

Шоу-даосские упражнения комплекса "ловля сетью" вырабатывали умение отслеживать спонтанно возникающие отрицательные эмоциональные состояния. Этот комплекс включал множество упражнений, зависящих от типа отрицательных эмоций. Так, упражнения раздела "ловля сетью речной рыбы" относились к отслеживанию состояний эмоционального спада, связанных с плохим физиологическим состоянием организма, чувством голода, упадком сил, физическим, эмоциональным или психическим истощением.
Упражнения "ловля сетью морской рыбы" предназначались для отслеживания негативных эмоций, связанных с внешним окружением и обстоятельствами типа зависти, ревности, недоброжелательности и т.д.
В основном умение отслеживать и классифицировать возникающие отрицательные эмоции, а также определять порождающие их программы было необходимо для обнаружения и исправления искажений моделей мира, но оно также пригодилось и при создании стабильного положительного эмоционального фона.
Если человека не захлестывают сильные, явно выраженные эмоции, обычно он редко отдает себе отчет в состоянии своей эмоциональной сферы. Погруженный в свои мысли и бытовые проблемы и находясь вблизи от точки равновесия, он вряд ли сразу сможет определить, что именно он чувствует в данный момент и почему, какими чувствами окрашен его вроде бы спокойный эмоциональный фон.
На самом деле этот фон может переливаться множеством оттенков. В нем может присутствовать и легкая тревожность, и налет печали или неуверенности в себе, и общее разочарование и пессимизм.
Для начала постарайтесь отслеживать окраску своего эмоционального фона, когда вы находитесь в более или менее спокойном состоянии, и, если вы заметите, что эта окраска носит негативный характер, выполните "улыбку Будды", замещая отрицательный эмоциональный фон на положительный.
Для начала, пока вы не выработали привычки отслеживания и преобразования своих отрицательных эмоциональных состояний, попробуйте в течение недели внимательно понаблюдать за собой, записывая буквально по минутам, какого типа эмоции вы испытываете. Если вы будете предельно честны с самим собой, не исключено, что этот список вас удивит. Так может выясниться, что вы расстроились потому, что вам пришлось ждать автобус целых полчаса; готовы были придушить безмозглую тещу, рассуждающую о политике, в которой она смыслит не больше, чем свинья в философии Платона; пришли в отчаяние от того, что вам показалось, что начальник так и не собирается дать вам долгожданное повышение; испытали восторг при виде улыбнувшейся вам красивой блондинки, и тут же помрачнели, выяснив, что улыбка предназначалась не вам, а рослому молодому культуристу; почувствовали себя полным ничтожеством по сравнению с этим образчиком мужественности и мужской красоты, возненавидели "нового русского", "мерседес" которого забрызгал вас с ног до головы, когда вы переходили дорогу, и так далее.
Все эти автоматически вспыхивающие в ответ на раздражители эмоции - результат действия программ, заложенных в вашу модель мира. Наша задача - заложить в вашу модель мира новую программу, в которой ваша реакция на окружающую действительность будет более устойчивой и позитивной. Если вы будете пылать благородным негодованием на автобусной остановке от того, что ожидание нужного вам номера кажется бесконечным, автобус быстрее не появится, но зато вы будете чувствовать себя несчастным и злым, а ваш организм, откликаясь на стресс, ответит ухудшением самочувствия, что, в свою очередь, не добавит вам радости жизни.
На начальном этапе переход от отрицательного эмоционального фона к положительному нужно осуществлять, когда отрицательные эмоции достаточно слабы и по уровню интенсивности приближаются к состоянию тихой радости внутренней улыбки. Для того чтобы изменить на положительные интенсивные отрицательные эмоции, нужно использовать трюк, предполагающий создание положительных эмоций, столь же острых и интенсивных, что и отрицательные.
Слабый раздражитель не способен подавить сильный раздражитель. Именно поэтому в состоянии сильного стресса бессмысленно повторять стандартные формулы самогипноза: "Я спокоен, у меня все хорошо". Для находящейся в состоянии перевозбуждения нервной системы эти попытки самообмана - все равно что слону дробина. Сильное чувство нужно замещать не менее сильным чувством, лишь затем равномерно сводя его на плато спокойствия. Но прежде чем осваивать более сложные методики, вам нужно изменять себя мало-помалу, но непрестанно, и, когда вы научитесь без труда заменять слабый отрицательный эмоциональный фон на чувство спокойной радости, вы сделаете первый крошечный шаг к самосовершенствованию и сможете перейти к упражнениям с более интенсивными эмоциями.
из книги Александра Николаевича Медведева и Ирины Борисовны Медведевой "Формулы счастья"

ключевые слова не указаны

Оценка: 5.0 / 5

С тех пор как нью-йоркские критики написали, что второй раз такой выставки наше поколение не увидит, в «Метрополитен» повалил народ. И действительно, собрать буддийские сокровища с индокитайских окраин Азии оказалось чрезвычайно трудным и дорогим предприятием. Почти все экспонаты впервые попали на Запад, чтобы открыть ему (нам) глаза на потрясшее тот южный край открытие — явление буддизма.

В первом, драматически затемненном зале посетителя встречает пролог выставки: висящее в столпе света каменное колесо. Кроме материала, оно ничем не отличается от тех, что до сих пор крутятся в повозках индийских крестьян: обод, спицы, квадратное отверстие для оси. Главное в нем то, что оно — круглое, а значит — без конца, начала и выхода. У колеса нет выбора: куда бы ни катилась телега, оно обречено двигаться по кругу, стоя на месте.

Таким был образ мира, в котором родился Гаутама, показавший, как попасть в нирвану, вырвавшись из колеса сансары. Со вторым разобраться еще можно, что такое первое — знали только Будда и те, кто сумел стать таким, как он.

Соблазненные надеждой понять, посетители робко входят в залы и тут же теряются в дремучих зарослях чужой мифологии. Бесспорно знакомым кажется лишь один экспонат: трехметровый лингам — вполне натуралистический, если бы не размер, фаллос. Впервые я встретился с ним в святом Бенаресе, где по утрам домашние хозяйки украшают стоящий в их дворе лингам цветами и поливают драгоценной водой Ганга.

Однако все это — атрибуты плодородия, мускулистые грозные боги с мечами и копьями, сладострастно изогнутые богини с шарами грудей, оскаленные демоны, цари и придворные с церемониальными зонтиками, причудливый мифологический зверинец — всего лишь этнография. В лучшем случае — Ветхий Завет арийцев. Мы же сюда пришли за Новым, тем, который открыл Будда, причем всем, а не только единоверцам.

— Ты считаешь себя буддистом? — спросил меня знакомый монах, бывший в прошлом евреем и учителем математики.

— Где мне, — честно ответил я, ибо уже давно оставил надежду. — Уж точно не в этой жизни, а в другую я не верю.

— Не огорчайся, — успокоил он меня, — все люди — буддисты, но не все об этом догадываются.

Собственно, вся выставка об этом.

История Будды укладывается в абзац. Не отрицая принятую тогда иерархию существ — от муравья до бога, он узнал, вернее — понял, еще точнее — осознал, как ее обойти, сменив тему и сюжет нашей жизни. Вместо того чтобы эонами подниматься по лестнице перерождений, оказаться по ту и эту сторону сразу и навсегда.

Великая драма буддизма в том, что никто, от первого до всех остальных будд, не может объяснить словами, что это значит. Буддийский канон содержит 100 000 страниц, примерно тысячу Библий. В этой библиотеке содержится одна бездна мудрости, моря изощренной философии, бурные потоки моральных суждений, бездонные озера психологического анализа и бесчисленные ручьи абсурдного остроумия. Но нигде нет самого главного — того, о чем сказать нельзя, хотя Будда об этом говорил 40 лет, начиная с самой первой проповеди в Саранатхе.

Сейчас там, на севере почти забывшей его Индии, — толпы западных туристов, мемориальный центр с древней пагодой и современным музеем: обычные скучные стеллажи и плексигласовые кубы с буддами. Тем удивительнее, что среди зевак с камерами были тибетские паломники — смуглые пастухи в грубых плащах из шкур овец и яков. Перед каждой статуэткой (или ее обломками) они падали ниц, вставали, благоговейно кланялись, оставляли несколько медяков у объяснительной таблички и двигались к следующему экспонату. Будда был для них богом, его образ — чудотворной иконой, которая поможет избавиться от кармического колеса возмездия.

Мы не умеем заменять искусством религию, но, может быть, это и хорошо, потому что сам Будда был человеком, не ставшим богом, и никогда не требовал от своих учеников и сторонников того, без чего невозможна наша вера, — веры.

«Он называл себя не Луной, а пальцем, указывающим на Луну», — говорит предание, и каждая статуя на выставке убеждает в этом.

Во всех странах будды выглядят по-своему. Как Христос: у китайцев он — желтый, у негров — черный (зато дьявол — белый), в «Андрее Рублеве» — русский. Будды тоже все разные. У одних плоские лица, у других — узкие глаза, у третьих — пухлые губы, у всех — длинные, оттянутые царскими серьгами мочки ушей, у многих на голове особая шишка, вмещающая дополнительный мозг. Иногда Будду изображают аскетом, истощенным, как узник Освенцима. Часто — со змеей, нередко — в чаше лотоса. Но лучшие статуи те, где нет ничего такого, что бы отвлекало нас от момента истины: той необъяснимой и бесспорной, что наполнила (или опустошила, поправил бы буддист) полированного человека, сидящего скрестив ноги.

В буддизме скульптура достигла своего высшего расцвета, выйдя за пределы искусства. Издавна считалось, что вдохновенное изображение Будды может привести созерцающего к немедленному просветлению. Одного этого достаточно, чтобы рассматривать статуи на выставке как свидетельства чуда. Азиатскому художнику оно давалось труднее, чем европейскому. На Востоке скульптура отнюдь не считалась царицей искусств. В Китае, например, теологией занимались пейзажисты, психологией — каллиграфы, статуи же считались куклами для простонародья: чтобы оживить их, внутрь, потакая суеверию, запускали муху. К тому же наша классика опиралась на обожествление тела. В античности это была красота и соразмерность, приводящая к идеальной гармонии. В Ренессансе — тело, как грудь у героев Микеланджело, стало лицом человеческой природы: мышцы, как горы, вздымали мрамор в упорной борьбе пленного духа с материей.

Буддийский мастер, лишенный западного разнообразия мотивов и приемов, полагался на универсальную позу. Оценить ее действенность лучше всего на практике. Но чтобы усесться лотосом, нужно два года упражнений, и мне уже поздно начинать. Зато в дзенском монастыре Нью-Йорка я видел, как это делал настоятель, начавший морским пехотинцем и закончивший буддой. Уложив ноги так, чтобы они служили пьедесталом, он выравнивал затылок с крестцом, складывал руки на коленях и часами не двигался. В этой треугольной фигуре оставалось мало человеческого. Приняв такую позу, свойственную скорее флоре, чем фауне, мы отказываемся от всего мешающего.

«Царь природы, — говорит буддизм, — не тот, кто ею пользуется, а тот, кто ею является».

Гладкое, не осложненное деталями мускулатуры тело Будды держит голову, в которой свершилась перемена, навсегда оторвавшая его от нас. О величии свершившегося говорит выражение лица, которое трудно описать, но еще труднее приобрести.

Прежде всего — это безграничный и безусловный покой. Разглаженный, без единой морщины лоб. Изгиб сросшихся бровей, миндалевидный разрез глаз и изящная линия губ рифмуются, как стая чаек в штиль. Полуопущенные веки прикрывают глаза настолько, насколько нужно, чтобы отличить от безмятежного сна напряженную работу медитирующего разума. Он спорит с привычками и побеждает заблуждения тем, что устраняет их причину — себя. Следствие победы — высшее достижение буддийского искусства: улыбка Будды. Шедевр ваяния, она прячется не в мышцах лица, а в окутывающей голову Будды ауре умиротворения. Возле такой скульптуры вы, сами того не замечая, подражаете ей: смягчаются черты, разжимаются зубы, сужаются зрачки, рассеиваются мысли.

Иногда улыбку Будды сравнивают с той, что осеняет лица древнегреческих куросов, архаических статуй, установленных в честь покойников. Их лица тоже озарены светом сокровенного знания. Улыбаясь, они, возможно, утешают живых, обещают нам сносное будущее. Но если мускулистый курос — атлет, то Будда — духовный атлет, вроде христианских столпников, с той разницей, что, отказавшись умерщвлять плоть, он пользовался ею по назначению. Тело помогло ему вырастить ту улыбку, которая рождается в самом естестве человека, открывшего свое единственное предназначение — стать буддой. Глядя на дошедшие к нам из тьмы веков каменные фигуры, мы знаем, не верим, а знаем, что это возможно — тогда и сейчас. Что говорить, я сам знаю трех будд. Правда, один, тот самый настоятель, уже умер — что бы это ни значило.

Есть мнение, что именно буддисты лучше других умеют видеть жизнь в светлых тонах. Матье Рикар, буддийский монах и приближенный Далай-Ламы, раскрывает нам смысл безмятежного выражения лица изображений Будды, чтобы приоткрыть один из путей к обретению внутренней гармонии.

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» - значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно - как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем! »

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники - мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие , - и освободиться от страдания и его глубинных причин - невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм - это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) - ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя - Эмиль-Огюст Шартье, 1868-1951) - французский философ-гуманист и писатель.

Матье Рикар, psychologies .ru

Еще об улыбке:

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» – значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно – как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем!»

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

«ЕСТЕСТВЕННО ПРИНИМАТЬ ВЕСЬ МИР, НЕ ПЫТАЯСЬ УКРЫТЬСЯ ЗА ЧУВСТВОМ СВОЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ»

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники – мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие, – и освободиться от страдания и его глубинных причин – невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм – это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) – ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя – Эмиль-Огюст Шартье, 1868–1951) – французский философ-гуманист и писатель.

Медитацию лучше всего начинать имея определённую цель. Цель может быть внутренняя (покой, радость, набор энергии, раскрытие чакр, т.д.), а м.б. внешняя (взаимоотношения, карьера, работа с идеями, т.д.).

Улыбка Будды - это хороший образ и цель, хороший объект для медитации! Будда практически всегда ассоциируется с Свершентсвом, Покой, Чистотой, Силой, Просветлением. И подключаясь к его образу можно быстро получить доступ к соответствующей энергии и качествам, которым можно учиться в медитации через раскрытие соответствующих ощущений и чувтств.

Улыбка Будды – это объект восхищения, поклонение, подражания и изучения для многих людей, и не только буддистов, но и тех, кто в целом стремиться к совершенству, занимается саморазвитием, медитацией, др. И это не случайно. Мы говорили, что улыбка – это не просто выражение лица образованное благодаря определённому сокращению лицевых мышц – читать подробнее. Улыбка (или её отсутствие) – это отражение, проекция внутреннего мира человека, внешнее проявление того, что происходит в сознании и подсознании на психоэмоциональном, ментальном и чувственном уровне.

Улыбка Будды – абсолютно чиста и совершенна. Она естественна и это говорит о том, что улыбка на лице Будды не просто внешняя маска, а отражение его чистой и великой души. Говорят «улыбка Будды – улыбка Бога» , это высказывание имеет свои основания. Очень многие верующие, буддисты, индусы, христиане верят, что Будда, Христос, Кришна – это аватары, то есть воплощённые боги высокого уровня, великие Учителя, воплощавшиеся для выполнения особой великой миссии. Каждый из них принёс своё Учение, на основе которого была создана та или иная религия, вера, др.Великие Учителя – дали мировоззрение и нравственные законы, а на их основе в свою очередь была создана мораль общества, его культура, и общественные законы. Поэтому, согласитесь, именно основатели религий и должны считаться самыми авторитетными учёными и философами в мире (в сфере мировоззрения человека, психологии, искусства жизни в целом). При всём уважении к Канту и др. философам, влияние которых на развитие людей и общества, если объективно взвесить, ничтожно по сравнению, например с Христом и Буддой.

Теперь надеюсь, не будет возникать вопрос – у кого учиться, кого изучать и кто может быть авторитетом в совершенствовании человека, в развитии его личности. Хотя это совершенно не значит, что я призываю уходить с головой в ту или иную религию и становиться правоверным верующим, нет. Каждому своё! Главное, чтобы человек в целом развивался и чтобы его путь, был во всех отношениях достоин и светел. А будет он расти благодаря медитации, молитве или тренингам личностного роста, это уже второстепенный вопрос, главное чтобы это давало радость сердцу и хорошие результаты в жизни. Но вернёмся к улыбке Будды.

Что выражает Улыбка Будды? Попробуйте присмотреться и определить самостоятельно. Улыбка Будды, выражение его лица, это, по крайней мере – безбрежный внутренний покой, абсолютные удовлетворённость и счастье, это сила и могущество, величие и благородство, мудрость и любовь. Это то, чем наполнена его душа и то, чему можно и нужно учиться у Будды! Это то, что для внимательного глаза и чуткого сердца очевидно.

Многие практикующие медитацию – очень успешно медитируют на образ Будды и на его улыбку. Это так называемая динамическая медитация, и техника «отождествление». Для тех, кто практиковал такую медитацию, секрет улыбки Будды был раскрыт каждому по-своему, по готовности человека. Секрет улыбки Будды сложно рассказать на словах, его можно только почувствовать сердцем и всей душой, и поверьте это не сложно. Попробуйте несколько раз – у вас обязательно получиться.

Медитация на улыбку Будд ы

Шаг 1. Стандартное расслабление тела и успокоение сознания, наполнение себя чистой белой энергией – Это подготовка без которой шаг 2. чаще всего невозможен.

Шаг 2. А. Поставить перед собой (изображение Будды), или представить в уме образ Будды и его сияющую улыбку, так как будто он сидит и улыбается прямо перед вами.

В. Суть техники проста – настроится своим сердцем и всем своим сознанием на душу и энергию Будды, почувствовать то, что чувствует он в своей душе, и впустить в себя его ощущения, радость, покой, чувства и силу.

С. Наполнять себя, всё тело этими ощущениями и соответствующей энергией.

D. Постараться улыбнуться также как он, когда все мышцы лица полностью расслаблены, а сама улыбка идёт как бы изнутри, с потоком радости, который льётся из вашего сердца через лицо и глаза на окружающий мир.

E. Медленно проговаривать про себя (можно вслух) команды (слова) стараясь их ощутить внутри себя: «Свет, Радость, Любовь», «Радость, Покой», «Единство, Любовь», «Чистота, Спокойствие, Ясность». При этом представляем, что из сияющего огненного шара (солнца) в центре вашей груди (диаметр 7-15 см) свет идёт во все стороны на всё тело. Свет через глаза и лицо льётся на окружающий мир. Себя и своё лицо нужно очень отчётливо представить сияющими и ощутить это, позволяя свету свободно светить во все стороны как можно дальше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.