Комаровский начало жизни ваш ребенок рождения. Евгений Комаровский - Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года


Жанр:

Описание книги: Эта книга написана ведущим педиатром, который до сих пор ведет свою практическую деятельность. Она является уникальной и пригодится практически каждому родителю. В книге описаны основные моменты самого важно периода в жизни каждого малыша и его родителей. Читателям предстоит узнать, каким образом можно пережить самый сложный и новый период для них и для их ребенка. В книге представлены самые простые решения, которые без труда можно использовать для решения самых сложных задач. В книге представлены ответы на самые популярные вопросы родителей по поводу, что лучше для малыша.

В теперешние времена активной борьбы с пиратством, большинство книг в нашей библиотеки имеют только краткие фрагменты для ознакомления, в том числе и книга Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года. Благодаря чему, вы можете понять, нравится ли вам данная книга и стоит ли вам её вам в дальнейшем приобретать. Таким образом, вы поддерживаете труд писателя Евгений Комаровский путем легальной покупки книги в случае если вам понравилось её краткое содержание.

Доктор Комаровский - самый популярный педиатр в России и Украине, автор 13 книг об уходе за детьми - выпустил третью книгу трилогии «Справочник здравомыслящих родителей» - «Лекарства». С презентацией книги любимый всеми детский врач посетил Москву и Петербург. Я воспользовался ситуацией и за неспешным обедом в «ДжонДжоли» задал доктору Комаровскому все самые важные вопросы.

- Золотое правило здравомыслящего родителя?
- Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо - это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

- Назовите пять мифов о детском здоровье.
- Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть - на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

- Перинатальные матрицы: миф или реальность?
- Это за пределами моего понимания. Больше всего мне нравится специальность «перинатальный психолог». Это такие люди, которые знают, о чём думает плод. Они знают, какие муки испытывает ребёнок, когда его одного положили в кроватку, когда в полтора года его лишили груди...

- Синдром дефицита внимания: миф или реальность?
- Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

- Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?
- Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

Блогеры спрашивают: требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?
- Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт - тогда почему бы и нет.

- Стоит ли лечить детей антибиотиками?
- Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, - стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.
Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

- Лучше переболеть ветрянкой или привить её?
- Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.
Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка - значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка - половина тех, кто на гемодиализе, умрут.
Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку - всё лицо в шрамах.
Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки - как и от гриппа - вопрос не целесообразности, а материальной возможности.
Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям - к детской медицине, к детским садам, к школам - это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

- Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?
- Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину - в Германию, в Израиль… - где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.
Здесь я не верю качеству лекарств, я не верю тем людям, которые должны контролировать качество лекарств, я вижу по телевизору рекламу лекарств, и мне стыдно за страну. Я боюсь, что, когда наконец-то к нам придёт цивилизованная страховая медицина, то будут оплачивать не цивилизованные лекарства, а те, которые выпускает родственник директора страховой компании.

- В чём же камень преткновения российского здравоохранения?
- Солоухин в одном из рассказов описал переход, который каждому из нас предстоит, - из этой жизни в ту. Он бывает страшный, бывает лёгкий. Ты можешь в муках три года выпрашивать ампулу морфина, а можешь спокойно уйти. И это зависит от системы здравоохранения в стране. А проблема такова: в том возрасте, когда мы можем изменить эту систему, нас интересуют совсем другие вещи.
Показательный случай был на Украине. Закрыли украинский торрент. Вот это протестное движение возникло! Куча мужиков организовали хакерские атаки, обвалили сайты МВД и президента. Дошло до того, что сын президента вступился за них, и сайт открыли. То есть когда мужиков лишили права смотреть бесплатное ворованное кино, они кого угодно были готовы порвать.
Зато перед этим почти два года на Украине не было вакцины. В европейской стране в 21-м веке не прививали два года детей. Вы думаете, кто-то из этих мужиков пальцем шевельнул ради своих детей? Я об этом у себя в блоге пост написал: .

- Нагрузка современного школьника - не чрезмерна ли?
- В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема - отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами - и пусть дети играют.
Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

- Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?
- Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, - это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым - стыдно. Человек, который курит, - глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

- Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?
- Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние - покататься на лыжах?

- Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?
- За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

- Вегетарианское питание детей: возможно ли?
- По большому счёту, это неестественно для человека. Во что верят мама и папа, в то обычно верит и ребёнок. Если родители хотят передать своё верование ребёнку, у меня есть методика, которая позволяет сохранить здоровье при полном вегетарианстве. Сам я считаю, что ребёнок вправе есть то, что он хочет. Но если я как врач не вижу возможности переубедить маму, то я вынужден не расслабляться, а предложить методику: что есть, какой витаминный комплекс пропить, чтобы можно было обойтись без запрещённых продуктов.
Во всём мире существуют магазины для вегетарианцев, но много ли их в России? В Москве один-два.

- Насколько вредны или полезны сезонные приёмы витаминов в таблетках? Говорят, что они провоцируют рак.
- Это неправда. Так может говорить только производитель витаминов не в таблетках. Вопрос нужно строить иначе. Витамины - лечебно-профилактические средства, которые принимаются по строгим показаниям. Если человек может позволить себе гармоничное разнообразное питание, ни в каких витаминах он не нуждается. За исключением отдельных ситуаций, и то чаще речь идёт о микроэлементах: повышенная потребность йода у беременных и кормящих, фолиевая кислота при подготовке к беременности, витамин D - если вы живёте за полярным кругом.

- Существуют ли кризисные годы с 7 до 18 лет - или это один сплошной кризис?
- Думается мне, что названный диапазон растянут. Буйство половых гормонов, вне всякого сомнения, меняет жизненные приоритеты. Сверстники, как правило противоположного пола, становятся авторитетами для ребёнка; мнение соседки по парте становится важнее, чем мнение мамы или папы. Важно успеть стать авторитетом для девочки, пока ей не исполнилось 10, и мальчику, пока ему не исполнилось 12 (всё это ориентировочно, конечно). Если вам не удалось этого сделать, то вы, увы, опоздали - вы не сможете повлиять на ситуацию.

- Новые стандарты по выхаживанию недоношенных детей считают родившимся совсем маленьких - от 500 г. Есть ли перспективы у таких детей? Нужно ли ими заниматься?
- Огромный скепсис и боль вызывает у меня эта тема. Дайте обществу анализ: вот, за последние пять лет в нашей стране вы ходили сто детей весом от 600 г до килограмма. Дайте обществу статистику, что с ними случилось за первые пять лет, что это стоило родителям, сколько семей распалось, насколько эти дети сейчас счастливы, здоровы, полноценны, как у них со зрением. Дайте обществу ответы на эти вопросы.
Я был во Франкфурте в отделении для таких детей и услышал такую боль в словах тех, кто их выхаживает, - и это с их уровнем! 90 % этих детей слепые, у них проблемы с кожей, с интеллектом.
Если мы решили, что мы выхаживаем недоношенных детей потому, что это европейский стандарт, давай с другого начнём: с европейских стандартов вакцинации, европейских стандартов школы… Если мы приводим детей в этот мир, давайте начнём с другого.

- Какие меры самопомощи нужно знать ребёнку?
- Об этом я написал книжку. Это практически готовый сценарий 50-серийного фильма о неотложной помощи. Его нужно отснять и показывать во всех школах: что должен делать ребёнок при высокой температуре, когда товарища ударило током, когда кого-то вытащили из воды… Наши плакаты с демонстрацией помощи утопленникам - когда беднягу давят через коленку, как будто лёгкие - это мочалка, из которой можно выжать воду, - национальный позор. Мне стыдно за страну, когда начинают обсуждать пользу жгута. Правильно наложенный жгут равносилен потере конечности, он нужен, если, например, оторвало руку. При этом жгут есть в каждой аптечке.
Зато что такое эпипен*, у нас почти никто не знает. Помнишь, в фильме «Социальная сеть» полиция врывается в дом, где ребята употребляют кокаин? У одного из них полицейский достаёт шприц и спрашивает, что в нём. Парень говорит: «Эпипен», - и от него отстают. У них каждая собака знает, что такое эпинефрин и зачем он нужен. Если бы мы вместо жгута положили в автомобильную аптечку эпипен, мы бы несколько тысяч жизней спасли за год.

- Что в работе детского врача вы считаете приоритетным?
- Взаимопонимание с мамой и папой. Объяснение им их роли - то, что они важнее, чем доктор. У нас же обычно бывает наоборот: врач пытается доказать свою значимость. Равно как и медсестра, акушерка, учителя в школах, автомеханик, сантехник, электрик: «Вам без нас - никуда». Более того, сантехник начнёт свой рассказ с того, что все предыдущие сантехники, которые побывали в вашей квартире, - абсолютные идиоты.
Возможности родителей на порядок превосходят возможности государства. Воспитывать детей независимо от социума невозможно, а социумы везде разные. Поэтому моя главная задача - дать такую методику ухода, воспитания и помощи при болезнях, которую можно реализовать в той стране, где вы живёте, - с учётом вашей ментальности, ваших бабушек и вашей системы здравоохранения. Методику, которая позволит вырастить ребёнка и сохранить семью.

- Евгений, как вас можно найти в интернете?
- Настоящий Комаровский живёт на . На сегодняшний день только здесь.

О новой книге доктора Комаровского
Прежде специалисты не могли себе позволить писать о лекарствах, эта тема была всегда табу и для врачей, и для родителей: про одни медикаменты скажешь правду - сменят на другие, про третьи скажешь - перестанут покупать… А это уже вопрос личной заинтересованности.
«Справочник здравомыслящих родителей: Лекарства» Евгений Комаровский писал два года, подготовка же заняла, как утверждает автор, 35 лет. Учебники о лекарствах пишут не врачи, а фармаколога. Но парадокс в том, что именно с врачами родители говорят о лекарствах. Поэтому одна из первоочередных целей новой книги доктора Комаровского - стать русско-фармакологическим разговорником. Когда в инструкции, которая теоретически предназначена для обывателя, написано, что «данный препарат ингибирует фермент С-450», вряд ли становится понятнее, зачем это лекарство нужно.
Книга состоит из трёх частей: 1. Фармакологическая азбука, где даются основы фармакологии: чем отличается лекарство от препарата, а пилюля от пастилки. 2. Рассказы о лекарствах - об основных группах лекарств, с акцентом на детский возраст. 3. Специфические ситуации: лекарства и беременность, лекарство и кормление грудью, лекарства и аллергия, что такое 20 мг в 5 мл и т. д.
Многие фармакологические компании дали бы многое, чтобы эта внушительная по объёму книга (один Предметный указатель занял 40 страниц) не выходила. «Один мой знакомый химик, - комментирует Комаровский, - посмотрев содержание, купил сразу три экземпляра со словами: она быстро станет библиографической редкостью, такую книгу не позволят выпустить дважды». По этой же причине издательство выпустило тираж в шесть раз больше обычного.

___________________

* EpiPen (Epinephrine Auto-Injector ) - шприц-ручка с адреналином, которой можно воспользоваться самостоятельно в экстренном случае. Как правило, при анафилактическом шоке - из-за астмы, аллергии или укуса насекомым.

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© «КЛИНИКОМ», 2008

* * *

Знакомство

Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.

Гельвеций



Автор – не профессор и даже не доцент, а просто детский врач – самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания .

Эту книгу автор адресует родителям – тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси боже, не руководство по диагностике и лечению!

Скорее всего, это среднего размера путеводитель, который должен помочь вам избежать многих проблем.

Главное – чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления – и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят прежде всего узнать, в чем состоят особенности этого труда и есть ли они вообще .

Таких особенностей три:

Первая особенность – возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, особо мудрая свекровь, очередная беременность, сокращение штатов, количество дней до зарплаты и т. п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень старался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность , пожалуй, главная – я не просто говорю «делайте так» – я пытаюсь убедить вас в том, что именно так делать и надо.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Якобы государственный подход к этому вопросу состоит в том, что за здоровье ребенка «вообще» якобы отвечает участковый врач. Но ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе – как лицам наименее опытным – отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой – именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки-дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

оглянувшись по сторонам, вы легко убедитесь в том, что ни вы сами, ни ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» не является сколько-нибудь весомым аргументом;

что бы ни советовали вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночами, бегать по аптекам и больницам будете вы и только вы!

вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее;

если же с самого рождения не получилось – не знали или думали, что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше, тем проще.

* * *

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров . И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых . Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями .

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, – роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка !

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания, главные правила оказания помощи при болезнях. Но реализовывать их на практике вам придется самим – тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать в нос мочу или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего – играть в шахматы, а трехлетнего – готовить к будущей семейной жизни;

автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение, и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника , которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны – любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок – это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает – читайте дальше, нет – извините…


Комаровский Е.О.

Начало жизни вашего ребенка.

Харьков: Фолио (серия «Для пап и мам»); СПб: Кристалл. (серия «Семейный альбом»). - 1996.

У полосатого удава и детеныши в полоску (африканская пословица).

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Автор - не профессор и даже не доцент: просто детский врач - самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания1.

Эту книгу автор адресует родителям - тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси Боже, не руководство по поводу диагностики и лечения!

Скорее всего, это небольшой путеводитель, который должен помочь Вам избежать многих проблем. Главное - чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления - и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят, прежде всего, узнать, в чем состоят особенности этого труда, и есть ли они вообще.

Таких особенностей три:

Первая - возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень пытался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность, пожалуй, главная - я не просто говорю «делайте так» - я пытаюсь убедить Вас в том, что именно так надо и делать.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе - как лицам наименее опытным - отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой, именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки и дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

Оглянувшись по сторонам, Вы легко убедитесь в том, что ни Вы сами, ни Ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» - не является сколько-нибудь весомым аргументом.

Что бы ни советовали Вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете Вы и только Вы!

Вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят Вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее.

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров.2 И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых. Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.3

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, - роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка!

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания. Но реализовывать их на практике Вам придется самим - тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

Автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать нос мочой или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего - играть в шахматы, а трехлетнего - готовить к будущей семейной жизни;

Автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника,4 которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны - любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

Никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок - это, прежде всего ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок - это ребенок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает - читайте дальше, нет - извините...

Человек, разумеется, Царь Природы, но в то же время - ее часть. Часть, которая нарушила главный закон джунглей5 и возвысилась над всеми остальными, создав при этом себе и всем, оставшимся внизу массу неприятностей. В основе этих неприятностей - постоянные и, к сожалению, вовсе небесплодные попытки борьбы с законами Природы. Кто возьмется утверждать, что человек как биологический вид создан неправильно? Никто!6 Следовательно, передающаяся от поколения к поколению наследственная информация достаточно хороша, а от возникающих отклонений Природа пытается всеми силами избавиться самостоятельно, несмотря на активное противодействие ей современной медицины.

Появившийся на свет человеческий детеныш уже владеет совокупностью наследственных (генных) признаков, которая называется генотипом.7 Родившийся хозяин генотипа не имеет возможности самостоятельно распоряжаться своим богатством. Под влиянием окружающей среды генотип превращается в фенотип - совершенно определенную совокупность внешних признаков. При одном и том же генотипе можно получить преогромное количество фенотипов - здесь все зависит от родителей, точнее от условий, которые они создадут своему ребенку и, естественно, от среды обитания (город, деревня, поблизости завод или, наоборот, сосновый бор, подвал, десятый этаж, пыль, химия, радиация и т.д.). Со средой - тут уж как кому повезло. А родители - это, между прочим, мы с Вами и есть.

Суть приведенных рассуждений очевидна: с точки зрения Природы (генотипа), здоровье родившегося ребенка очень мало отличается от здоровья его предшественника, появившегося на свет 20 или 30 тысяч лет назад и не знавшего, что такое паровое отопление, адаптированная молочная смесь, стерильная соска, кипяченая вода и многое, многое другое. А наша главная задача - не позволить ребенку растерять здоровье, которым его Природа уже наградила.

Приступать к решению поставленной задачи надобно как можно раньше - лучше всего уже во время беременности. Этому вопросу мы и посвятим следующую главу.

ГЛАВА ВТОРАЯ

БЕРЕМЕННОСТЬ

(беременность - не болезнь; когда лучше забеременеть; что есть и пить; что носить; что делать с мужем; что делать с собой; секс; что делать будущему папе)

Беременность не возникает сама по себе, без предшествующих ей половых контактов.8

Отсюда следует, что все остальные признаки: отсутствие месячных и, напротив, присутствие рвот, тошнот и стремительно меняющихся взглядов на окружающую действительность - являются всего лишь следствием одного из наиболее интересных, значительных и широко распространенных проявлений человеческого бытия, а именно - половой жизни.

Комаровский Е.О.

Начало жизни вашего ребенка.

Харьков: Фолио (серия «Для пап и мам»); СПб: Кристалл. (серия «Семейный альбом»). - 1996.

У полосатого удава и детеныши в полоску (африканская пословица).

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Автор - не профессор и даже не доцент: просто детский врач - самый обыкновенный, окончивший обыкновенный медицинский институт. И написана эта книга для людей обыкновенных, живущих обыкновенной человеческой жизнью. Что теоретически создает условия для будущего взаимопонимания1.

Эту книгу автор адресует родителям - тем, которые родителями уже стали, и особенно тем, кто только собирается стать ими. Это не учебник, не сборник рецептов и инструкций, не энциклопедия и, упаси Боже, не руководство по поводу диагностики и лечения!

Скорее всего, это небольшой путеводитель, который должен помочь Вам избежать многих проблем. Главное - чуть-чуть здравого смысла, чуть-чуть логического мышления - и мы договоримся обо всем.

Произведений на аналогичную тему написано во всем мире преогромное множество. Неудивительно, что, потратившись на приобретение очередного «труда», будущие или уже состоявшиеся папа и мама хотят, прежде всего, узнать, в чем состоят особенности этого труда, и есть ли они вообще.

Таких особенностей три:

Первая - возможность выполнения рекомендаций. Ведь сотни книг, посвященных воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребенком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.

Вторая особенность состоит в том, что, имея высшее медицинское образование, автор и сам не всегда и не все понимает в умных произведениях, рассчитанных на «широкую читательскую аудиторию». Поэтому он очень и очень пытался сделать так, чтобы книга была максимально доступной, но не примитивной.

Третья особенность, пожалуй, главная - я не просто говорю «делайте так» - я пытаюсь убедить Вас в том, что именно так надо и делать.

Следует отметить, что современные родители довольно редко принимают на себя весь груз ответственности за здоровье ребенка. Ответы на большинство «детских вопросов» даются на семейных советах, где маме и папе - как лицам наименее опытным - отводится малозначительная роль. С одной стороны, это вполне понятно. С другой, именно мама и папа всегда оказываются «крайними», если дитя болеет или плохо себя ведет. Тут уж родственники, знакомые и, разумеется, бабушки и дедушки не преминут заметить, что надо было слушаться старших.

В связи с вышеизложенным, обращаю внимание мамы и папы на следующие моменты:

Оглянувшись по сторонам, Вы легко убедитесь в том, что ни Вы сами, ни Ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: «Я троих вырастила» - не является сколько-нибудь весомым аргументом.

Что бы ни советовали Вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете Вы и только Вы!

Вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят Вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее.

Здоровье наших детей в большинстве случаев не устраивает ни родителей, ни педиатров.2 И это вдвойне неприятно с учетом того, что по количеству детских врачей мы оставили далеко позади не только Бангладеш, но и Соединенные Штаты Америки.

Вывод прост: ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых. Говоря другими словами, родители вполне могут сделать так, чтобы их дитя болело мало, а если уж все-таки болело, то имело возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.3

Вот тут и становится понятной роль педиатра, к которой необходимо стремиться всегда, везде и при любых обстоятельствах, - роль консультанта. И в этой роли педиатр нужен не столько ребенку, сколько родителям ребенка!

В этой книге мы постараемся помочь маме и папе усвоить главные принципы ухода и воспитания. Но реализовывать их на практике Вам придется самим - тут уж помощи ждать не от кого. Правда, принципы автора и жизненная позиция родителей могут не совпадать, поэтому, чтобы быть откровенным до конца, сообщаю следующее:

Автор является категорическим и последовательным противником педиатрического и педагогического экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому заранее обречены на провал всякие попытки найти в этой книге рецепты по поводу того, как купать в проруби новорожденных или брать в горы трехмесячных детей, как закапывать нос мочой или учить годовалого ребенка читать, двухлетнего - играть в шахматы, а трехлетнего - готовить к будущей семейной жизни;

Автор убежден, что рождение и воспитание детей не является главным и единственным предназначением человека. И рождение и воспитание представляют собой лишь одну (возможно, самую большую и важную) сторону многогранника,4 которая ни при каких обстоятельствах не должна перекрывать другие его стороны - любовь, дружеское общение, работу, книги, домашних животных, увлечения (вязание, рыбалку, новую прическу, автомобиль, огород);

Никто, ничто и никогда не сможет поколебать уверенности автора в том, что счастливый ребенок - это, прежде всего ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребенок - это ребенок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Вот, собственно говоря, и все. Ежели устраивает - читайте дальше, нет - извините...

Человек, разумеется, Царь Природы, но в то же время - ее часть. Часть, которая нарушила главный закон джунглей5 и возвысилась над всеми остальными, создав при этом себе и всем, оставшимся внизу массу неприятностей. В основе этих неприятностей - постоянные и, к сожалению, вовсе небесплодные попытки борьбы с законами Природы. Кто возьмется утверждать, что человек как биологический вид создан неправильно? Никто!6 Следовательно, передающаяся от поколения к поколению наследственная информация достаточно хороша, а от возникающих отклонений Природа пытается всеми силами избавиться самостоятельно, несмотря на активное противодействие ей современной медицины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.