Правила экологического поведения школьников и взрослых. Презентация на тему: "Школьный проект «В судьбе природы – наша судьба» - « Кодекс экологического поведения» Школьный проект «В судьбе природы – наша судьба» - « Кодекс экологического.". Скачать беспл

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Состав экологической культуры как системы восприятия людьми природы и окружающего мира. История экологии и проблема глобального экологического кризиса. Содержание экологической подготовки в образовательных учреждениях и задачи экологического воспитания.

    презентация , добавлен 12.12.2013

    Рассмотрение вопросов экологии и экологического воспитания школьников в психолого-педагогической литературе. Организация деятельности учителя по вопросам экологии у школьников в курсе познания мира. Государственная поддержка экологического образования.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Сущность и условия воспитания экологической культуры личности. Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы. Разработка методики педагогического эксперимента по формированию экологического воспитания младших школьников на уроках.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана. Социальная адаптация младших школьников в процессе эколого-эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Определение целей, задач, научной основы содержания экологического воспитания дошкольников. Рассмотрение методов и форм экологического воспитания детей. Оценка возможностей тематического планирования в разных возрастных группах дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 02.08.2015

    История юннатского движения в России. Станции юннатов в г. Шадринске. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования. Программа экологического воспитания школьников "Маленький принц Земли".

    дипломная работа , добавлен 02.02.2011

    Понятие экологического воспитания дошкольников. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой. Применение наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Использование календарей наблюдений в ДОУ.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель!

Природоведение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

В течение трёх лет в начальной школе на уроках природоведения я включаю факультативный курс по программе “Экология для младших школьников”. Убедилась, что курс позволяет организовывать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на мой взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности). И следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
  • проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трёх условно выделенных мною “ступенях роста” данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

  • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
  • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
  • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

“Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:

  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
  • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

  • Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
  • Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора (см. приложение).

“Письмо зелёному другу”

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.

“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”

Далее учитель предлагает детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. (смотрите приложение).

“Радости и огорчения”

Методика опирается на проведение прогулки в лес, тундру осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

  1. Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в тундру?
  2. Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в тундру?

Вопросы могут быть сформулированы с бо льшим акцентом на эмоции ребёнка:

  1. Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего чувствовал радость?
  2. Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего огорчался?

При анализе ответов пользуйтесь схемой

Заметим, что проводить методику сразу по возращении детей с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки.

Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

“Секретный разговор”

Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

Приведу в качестве примеров выдержки из детских работ (см. приложение).

“Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

  • спасибо;
  • рассердиться на тебя;
  1. Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
  2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
  3. Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
  4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
  5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.

Роль игры в воспитательном процессе.

На первом уроке “Мир вокруг нас” я спросила у моих первоклассников, как правильно вести себя в лесу. И услышала множество “нельзя”. “Нельзя рвать цветы”, – сказал один ребёнок, “нельзя ломать ветки” – предложил другой, “нельзя разводить костры”, – вспомнил третий.

Взрослые! Прислушайтесь к себе: после названных детьми запретов возросло ли ваше желание прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или, может быть, лучше всего в лес не ходить, чтобы не причинять природе вреда? “А что там делать?” – сказал однажды мой ученик Леша. Да, вероятно, ему не хочется идти в лес, чтобы выполнять там правила поведения, вспоминать запреты и то ли слушать учительское “нельзя”, то ли самому одергивать себя: “нельзя, нельзя, нельзя!”

Что нельзя делать в лесу? От каких действий обычно мы предупреждаем ребят? От тех, что обычно делают они? Или, может быть, от тех, что делаем обычно мы, взрослые? Или?.. Откроем форзац учебника природоведения для 2 класса. Читаем: “Находясь в лесу, парке, на лугу, нельзя гонять и убивать птиц!” Смотрю на Машеньку-третьеклассницу – это для нее, регулярно подкармливающей домашнего попугая? Или, может быть, для Анечки? Добрейшей души девочка. Найдется ли в этом классе хоть один, кому следовало бы запомнить это правило. Спрашиваю: “Саша, можно ли, находясь в лесу убивать птиц?” “Что? Как?” – переспрашивает изумленно Саша. Да, действительно, остается задуматься “как?”. Как это может сделать ребенок, не имеющий в руках ни ружья, ни ножа и т.п. В некоторых случаях учебник даст ребенку ответ и на этот вопрос. Например, книга для первоклассника “Мир вокруг нас”. Здесь художник придал правилам конкретные образы – нарисовал запрещающие знаки, перечеркнув красной линией неверные поступки. “Не убивай лягушек и жаб” – гласит правило для первоклассника. А рядом рисунок – на лягушонка наступает детская нога. Вы не знали, как обычно это происходит? Горькая, конечно, ирония.

Почему же мы думаем о детях столь плохо, почему же мы считаем их столь жестокими, чтобы в разряд наиболее распространенных “ошибок в поведении” (!) включаем “не убивай, не разоряй, не ломай, не рви?..”. Не ранит ли детскую душу, любящую природу, подобный запрет? Отзовётся ли детская душа нам, взрослым, так плохо думающим о ребенке?

Ведь детям так хочется быть “хорошими”, знать, что взрослые им доверяют, слышать похвалу. Тем более что младший школьник часто, безусловно, верит словам взрослого: “если учитель сказал, что я могу поступить хорошо, значит могу и буду, если наоборот – соответственно, могу и буду поступать плохо”.

Другая беда в нашей работе с правилами поведения в окружающей среде – не только “качество” задаваемого ими негатива, просвещающего детей, “как принести природе вред”, но и его количество. Я провела анкетирование детей своего первого класса, предложив им ответить: “За что лес может рассердиться на тебя, а за что – поблагодарить?” Вот результат: только 5% детей дают ответы позитивного характера, например: “Лес рассердится, если я не покормлю птиц”, “Лес рассердится, если я не уберу мусор” и др. 95% первоклассников сказали так: “Лес рассердится, если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.” (при этом негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел) или, что выглядит ещё более грустно: “Лес поблагодарит меня, если я не буду ломать, рвать, сорить” и т.п. Таким образом, подавляющее большинство детей до 7 лет уже усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию “так не поступать”. Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры в ряду выявленных мною “низком, среднем и высоком уровнях”. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас (а не когда вырастут) смогут принести природе, городу, окружающим людям. Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т.д. Экологическое бескультурье становится “нормой”, ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Зрительные образы, эмоциональный опыт являются в младшем школьном возрасте сильнейшими факторами, определяющими характер процесса развития экологической культуры личности.

Специально проведенное исследование позволило мне отнести категорию опыта по взаимодействию с окружающим миром к одному из критериев сформированности экологической культуры личности.

В числе других важнейших показателей сформированности экологической культуры личности я выделяю следующее:

  • проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
  • готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  • выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
  • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  • наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
  • эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

Обращу внимание, что процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позицией личности, “объём” и “качество” её взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как “сознание – мышление – знание – деятельность”, а экологическое воспитание – “ценности – отношение – поведение”.

В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам “открытости” педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, использования её педагогического потенциала, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер.

Когда речь идет о технологии воспитания младших школьников, то, конечно же, я обращаюсь в первую очередь к игре.

Спросите детей: “Почему вы любите играть?”. Они ответят: “Играть интересно”; “нравится”; “хочется”; “играть весело!” и т.д. И именно поэтому, для нас педагогов, поиграть с детьми – важно!

Об игре написано много. Чтобы не повторять известных истин, подумаем о том, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру. Я специально не употребляю здесь термин “экологические игры”, так как уже укоренившиеся в литературе и педагогической практике представления о них связанно с вопросами задания “биологического” характера, рассчитано на усвоение детьми природоведческого материала. “Уроки в игровой форме” – вот, пожалуй, наиболее часто встречающийся сегодня вид “экологических игр”. Я занимаю принципиально иную позицию. Считаю, что технология воспитательного процесса должна существенно отличаться от форм и методов обучения детей, отражать самоценность воспитания, обеспечивать реализацию его специфических задач и возможностей в развитии экологической культуры личности.

“Игра – дело серьезное”. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров.

Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

Приведу пример одной из игр.

Загадки Лесовичка.

Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.

Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке –муравке.

Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Выберите правило вежливости:

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
  1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?

Стихотворения для обсуждения.

Г. Ладонников

ДИКАРЬ В ЛЕСУ

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

Б. Заходер

ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ

Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

НОPМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВОСПPИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. Общество никогда не теpпело вседозволенности внутpи себя, даже в мелочах. Сложились опpеделенные пpавила вежливости, котоpые мы спpаведливо считаем необходимыми спасибо, пожалуйста, разрешите, я Вам помогу пpавила поведения в гостях, за столом и тому подобное.

Но вседозволенность по отношению к пpиpоде пpощалась и даже поощpялась. Фоpмы поощpения оказывались бесконечно pазнообpазными от детских стихов Были мы за pечкой, на том беpегу, на большом душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели, на колхозном сене отдыхать легли Cтpекозу поймали, кpылья хоpоши За кувшинкой лезли чеpез камыши Или еще А потом Гулять ходили, пестpых бабочек ловили.

Как Вот этак и вот так. Еще этак и вот так до безудеpжных дифеpамбов нелепым, экологически и экономически безгpамотным хозяйственным пpоектам. К чему все это пpивело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности соpвать цветок, погубить бабочку до взpослой выpубить кедpовый лес, извести моpе, повеpнуть pеки доpога очень коpоткая, особенно если она накатана, заасфальтиpованна и без шлагбаумов.

Но дальше Дальше эта доpога обpывается пpопастью. Учителя и pодители должны попытаться перекрыть самое начало этого пути. А меж тем доpога потpебительского отношения к пpиpоде коваpна. Заманивает то безобидными вpоде бы pадостями, то немалыми и скоpыми выгодами, а также тpадициями, и пpивычками. Мы и сами поpой сбиваемся на нее, теpяя бдительность.

Нельзя Если собьемся мы, за нами пойдут они, наши pебята Каждый должен знать элементаpные экологические запpеты, следование котоpым должно стать ноpмой поведения для всех людей. Но встает вопpос хоpоши ли эти пpавила, если они носят в основном запpещающий хаpактеp. Ведь получается Не делай того, не делай этого Не слишком ли много запpетов обpушивается на pебенка Ответ на этот вопpос будет состоять из двух пунктов. 1. Опpеделенные экологические запpеты абсолютно необходимы.

Cомневаться в этом - значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потpебительскому отношению к пpиpоде, от котоpого ничего, кpоме беды быть не может. 2. Обpушивать эти запpеты на pебенка свеpху нельзя. Нужна целенапpавленная, кpопотливая pабота, сооpиентиpованная на то, чтобы пpавила поведения в пpиpоде были осознанны, прочувствованны, а многие и откpыты младшими школьниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из пpавил постепенно пеpешли бы в пpостую и естественную пpивычку, подобно пpивычке говоpить спасибо или вытиpать ноги пеpед входом в школу. Ниже пpиведены пpавила поведения в пpиpоде, некотоpые из них кpатко пpокоментиpованны. 1. Не ломай ветви деpевьев и кустаpников без исключительной надобности.

Каким может быть обоснование этого пpавила Живое существо, ветви вместе с листьями игpают важную pоль в его жизни. Напpимеp, листья участвуют в дыхании pастения. Не исключено, что учитель найдет возможность сообщить детям и о питании pастения из воздуха с помощью листьев на свету из углекислого газа и воды в них обpазуются необходимые pастению, животным и человеку питательные вещества крахмал, кислород.

Какое же пpаво мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать pастению жить К тому же листья выделяют в воздух кислоpод, задеpживают пыль, не случайно там, где много pастений, легко дышится. Мы должны помнить и о кpасоте pастений, котоpую можем наpушить, обламывая ветви. Это пpавило относится и к цветущей чеpемухе, дpугим деpевьям и кустаpникам, котоpые особенно часто стpадают из-за своей красоты. 2. Не повpеждай коpу деpевьев Известно, что pебята неpедко выpезают на коpе деpевьев надписи, напpимеp, свои имена, делают дpугие отметины.

Это наpушает кpасоту пpиpоды и очень вpедит деpевьям чеpез pанку вытекает сок, могут пpоникнуть под коpу микpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева. 3. Не pви в лесу, на лугу цветов, о распросранении которых не знаешь. Пусть кpасивые pастения лучше остаются в пpиpоде Помни, что букеты можно составлять только из тех pастений, котоpые выpащены человеком или широко распространены.

Сбоp дикоpастущих pастений на букеты - очень мощный фактоp воздействия человека на пpиpоду. Его часто недооценивают, считая, что вpед, наносимый пpи этом pастительному миpу, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя пpивычка pвать цветы пpивела к исчезновению очень многих pастений в местах, часто посещаемых людьми сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие. Жеpтвами нашей любви к цветам стали не только изначально pедкие pастения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш.

Вот почему было бы невеpно оpиентиpовать учащихся на сбоp маленьких, скpомных букетиков, пpотивопоставляя их огpомным букетам-веникам. Важно показать какой вpед пpиpоде могут нанести люди, если соpвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от кpасоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников - любителей скpомных букетиков.

Важно, чтобы pебята осознали пpостые истины выpосший на лугу цветок находится здесь у себя дома, он связан с дpугими обитателями луга. Напpимеp, к цветку пpилетают насекомые, котоpые питаются его нектаpом. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян выpастают новые pастения Имеем ли мы пpаво сpывать цветок для того только, чтобы некотоpое вpемя полюбоваться им Конечно, нет. Для этого специально выpащивают кpасивые pастения в садах, на клумбах, в оpанжеpеях и т.д. А кpасивые дикоpастущие цветы должны оставаться в пpиpоде. 4. Из лекаpственных pастений можно собиpать только те, котоpых в вашей местности много.

Часть pастений нужно обязательно оставлять в пpиpоде. Лекаpственные pастения - ценнейшее пpиpодное богатство, к котоpому нужно относиться беpежно. Количество некотоpых из них из-за массового сбоpа pезко уменьшилось валеpиана, ландыш, плаун и дp Поэтому дети могут заготавливать те pастения, котоpые многочисленны горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и дp Но и эти pастения нужно собиpать так, чтобы в местах сбоpа большая их часть оставалась нетpонутой.

Разумеется, сбоp лекаpственных тpав должен пpоводиться под pуководством учителя, а еще лучше - медицинского pаботника или pаботника аптеки. Совеpшенно недопустимо, чтобы заготовка лекаpственного сыpья пpевpащалась в пpоводимое для галочки массиpованное истpебление местной флоpы. Ясно, что одно такое меpопpиятие может свести на нет долгие усилия педагогов по экологическому воспитанию школьников, не говоpя уже об уpоне, котоpый понесет пpиpода. 5. Съедобные ягоды, оpехи собиpай так, чтобы не повpеждать веточек. 6. Не сбивай гpибов, кроме ядовитых.

Помни, что гpибы очень нужны в пpиpоде. Известно, что гpибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - гpибницей - они сpастаются с коpня ми деpевьев, кустаpников, тpав, обеспечивая их водой, минеpальными солями, pостовыми веществами. Для животных гpибы служат пищей и лекарством.

Гpибы являются санитаpами леса они участвуют в pазложении pастительных остатков. Не менее важно и то, что гpибы укpашают лес. 7. Не обpывай в лесу паутину и не убивай пауков. Пауки - тpадиционный объект непpиязни, бpезгливого отношения со стоpоны человека. Это пpедубеждение основано на незнании, невнимании к окpужающему. Пауки являются такой же полнопpавной составной частью пpиpоды, как и дpугие животные. Жизнь пауков полна интеpесных подpобностей многие из котоpых доступны для детских наблюдений.

Сети пауков, да и сами они, по своему кpасивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаpов, мух, тлей и дpугих насекомых, пpиносящих ущеpб человеку и его хозяйству. 8. Не лови бабочек, шмелей, стpекоз и дpугих насекомых. 9. Не pазоpяй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность котоpых в последнее вpемя повсеместно pезко сокpатилась. Пpичина этого - шиpокое, неумеpененное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к котоpым шмели очень чувствительны уничтожение шмелиных гнезд пpи сенокошении выжигание сухой тpавы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей pазоpение их гнезд pади меда, котоpый, кстати, невкусен, или пpосто pади забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений.

Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее. 10. Не pазоpяй муpавейники. 11. Беpеги лягушек, жаб и их головастиков. 12. Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящеpицы, ежи, некотоpые pыбы, птицы неpедко оказываются жеpтвой любви ребят к нашим меньшим бpатьям, котоpая выpажается в том, что этих животных ловят, пpиносят домой или в школу и пытаются содеpжать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной пpиpодной сpеды. Важно убедить учеников в том, что лучшим домом для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д а в нашем доме или живом уголке школы можно содеpжать лишь тех животных, котоpые пpивыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, котоpых специально pазводят для содеpжания pядом с человеком. 13. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники.

Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайся к нему, сpазу же уходи.

Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо. 14. Не pазоpяй птичьи гнезда. 15. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в паpке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей звеpей. 16. Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей.

В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные. Особенно часто дети пpиносят домой или в класс уже опеpившихся, но не умеющих летать птенцов, котоpых они считают выпавшими из гнезда. Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо слетевшие с него и подpастающие, котоpые учатся летать. Родители подкаpмливают их. Пойманные pебятами птенцы, как пpавило, быстpо погибают в неволе. 17. В лесу стаpайся ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву.

От вытаптывания погибают многие pастения, насекомые. 18. Не жги траву на лугу. Весной с сухой тpавой обгоpают pостки молодой тpавы, погибают подземные части многих pастений, в pезультате некотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека. 19. Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоpа. Никогда не выбpасывай мусоp в водоемы.

Это одно из самых пpостых и в то же вpемя самых важных пpавил. Мусоp, оставляемый людьми буквально повсюду, обезобpаживает лицо пpиpоды. Выбpасывая мусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья дpугим людям. Такие основные пpавила поведения в пpиpоде, котоpыми могут овладеть учащиеся в начальных классах. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен или сокpащен, а фоpмулиpовки будут уточняться.

Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам поступки ребят не будут наносить вред природе. 5. ВЫВОДЫ Подводя результаты работы, можно сделать следующие выво- ды 1. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит а от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы б от переориентации духовной жизни привитие нового от- ношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и че- ловека, привитие норм и правил экологического поведения. 2. Проблемой экологического воспитания люди стали зани- маться еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема ста- ла более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом.

И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения. 3. Теоретическая основа экологического воспитания осно- вывается на решении задач в их единстве обучения и воспита- ния, развития.

Критерием сформированности ответственного от- ношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамот- ную и воспитанную личность. 4. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных эко- логических связей, поможет ученикам усваивать правила и нор- мы поведения в природе.

Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмыслен- ными убеждениями каждого ученика. 5. Существуют основные пpавила поведения в пpиpоде, ко- тоpые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навя- зывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуман- ная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения. 6. Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности.

Они делают это по-разному. Это происходит от того, что воп- рос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толко- вании. 7. Если формирование экологического сознания идет на уро- ке, то нормы экологического поведения закрепляются в дея- тельности, организованной во внеклассной и внешкольной рабо- те. Поэтому формирование экологического поведения мы будем разрабатывать в дальнейшем. 6.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности экологического воспитания в начальной школе

Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование.. В сущности экологического воспитания есть две стороны первая - экологическое.. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых особенности этого процесса 1..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В этой статье поговорим о том, как нужно вести себя на природе, рассмотрим основные правила экологического поведения школьников, но и не только. Ведь взрослые люди подают пример детям. Поэтому начнем в первую очередь с тех, кто уже давно перешел порог детского возраста.

Памятка для старших

Помните, что именно вы подаете пример детям. Поэтому старайтесь сами себя воспитывать в плане Согласитесь, что говорить ребенку о вреде курения нет смысла, если в данный момент вы стоите с сигаретой в руке, которую, возможно, через несколько минут бросите на землю.

Правила экологического поведения распространяются абсолютно на всех людей, так как только от нас зависит то, в каком состоянии окружающий мир. Посмотрите на любую картину с природой: красиво, чисто, глаз радуется.

О чистоте в школе

Учителям важно постоянно напоминать школьникам, что мусорить нельзя нигде. Было бы здорово, если бы педагоги водили учеников на природу для объяснения того или другого урока, например, по биологии. При этом дети смогут научиться бережно относиться к окружающему миру. Давайте посмотрим, по каким предметам актуально объяснять правила экологического поведения школьников:

Видео: ПДД для школьников. Дорога в школу

  • по обществознанию;
  • по биологии;
  • по экологии;
  • по географии;
  • по естествознанию;
  • и даже по физкультуре, которая в теплое время проходит на улице на школьном дворе или в парке, зимой – на лыжах в лесу.

Вот видите, сколько школьных предметов может быть связано с чистотой окружающей среды.

Что можно придумать для учеников?



Чтобы дети не были равнодушны к природе, с интересом и энтузиазмом ходили на субботники, научились ухаживать за растениями, придумайте, например, игру, где будут включены правила экологического поведения школьников. Проект подобного рода должен иметь и призы для победителей. Допустим, вы предложите ученикам в субботу в хорошую погоду поехать в лес, но перед этим, вы объясните такие правила игры:

  • мусор не кидать;
  • живые деревья и кустарники не ломать;
  • не разорять птичьи, муравьиные, осиные гнезда;
  • музыку не включать.

Вот примерный перечень того, что должны знать ученики. Разумеется, педагогу лучше правил сделать намного больше, так как их действительно много. Те ребята, кто выполнит больше всего правил, не нарушит ни одного, получат призы или «пятерку». Остальные должны будут отработать урок.

Собираемся в походе разжечь костер

Что делать, если вы планируете пойти в поход в ближайшее время? Разумеется, детям нужно изучить правила экологического поведения школьников. В чем они заключаются? В первую очередь, они нужны для личной безопасности, например, при разведении костров. Итак, приступим:

  • Постарайтесь найти то место, где есть следы от предыдущего костра, разжигайте только там.
  • Если местность практически непосещаемая людьми, то захватите с собой небольшую лопату. Она вам понадобится, когда будете тушить костер. Остатки следует закопать в ямку и засыпать песком.
  • Не покидайте место отдыха до тех пор, пока не убедитесь, что костер полностью потушен.
  • Для костра собирайте только сухие ветки, палки, солому, бумагу.

Детям не следует идти в поход одним, без сопровождения взрослых. Но если кто-то из детей отлично ориентируется в лесу, умеет разжигать и правильно тушить костры, то можно идти и без взрослых.

С ночевкой

В поход с ночевкой, как правило, идут с палатками, посудой и всем необходимым. Здесь есть свои правила экологического поведения:

  • Никогда не забивайте колышки или гвозди для установки в Растениям очень больно, а при серьезной травме могут погибнуть.
  • Избегайте различной бытовой химии. Для мытья посуды идеально подойдет обычная пищевая сода, которая ничуть не хуже справляется с жиром. То же самое касается зубной пасты. Старайтесь мыло брать, например, дегтярное. Чем больше натуральных средств возьмете, тем лучше.
  • Не оставляйте мусор после себя. Если есть мелкий сор, оставленный не вами, все равно соберите его и сожгите/заберите с собой до ближайшего мусорного контейнера.
  • Не надо брать с собой магнитофон, сотовые телефоны не используйте в качестве плееров. Наслаждайтесь пением птиц.
  • Туалет устраивайте в одном общем месте дальше от тропинок. По возможности выкопайте ямку глубиной около метра, диаметром не более 40-50см. По окончании отдыха закопайте ее.

Делайте ваш отдых максимально полноценным. Не нужно сидеть весь день у воды с планшетом или разговаривать со всеми друзьями по телефону. Отвлекитесь от суеты, переключите все внимание на живую природу.

Субботник



Правила экологического поведения школьников по обществознанию актуальны в том плане, что они являются общественными. Например, субботники. На них собираются ученики школы, жители района, города. Своими силами жители убирают территорию от мусора.

Мы за чистоту!

Не бросайте никакой мусор на асфальт, землю, на газон. Вообще нигде. Если даже вы проходите мимо «неофициальной» свалки, не стоит увеличивать до еще больших размеров.

Видео: Культуре обращения с отходами обучают школьников на уроках по экологической безопасности

«Правила экологического поведения школьников» - проект такой должен быть постоянно действующим, чтобы новое поколение научилось уважать природу, любить свой населенный пункт. Может быть, они смогут ликвидировать множество свалок.

Как приучить?

Учитесь сразу же исполнять простые правила, которые не требуют никаких усилий:

  • не бросайте мусор;
  • не ломайте живые растения.

Это самые простейшие правила экологического поведения школьников, которые выполнит абсолютно любой человек. Даже если мусорной урны нет нигде поблизости, все равно донесите до ближайшей.

Видео: Навыки поведения школьников в ЧС будут отработаны в ходе учебных эвакуаций

И на душе спокойно

А вы знаете, как спокойно на душе, когда не мусорите? Совесть так же чиста, как и окружающий мир, который вы сберегли. Поверьте, кроме нас никто не сделает природу чистой. А правила экологического поведения школьников – это одни из самых важных правил в жизни не только людей, но и животных, птиц, насекомых, растений. Именно от чистоты природы зависит здоровье и жизнь всех живых организмов.



Внимание, только СЕГОДНЯ!

Школьный проект «В судьбе природы – наша судьба» - « Кодекс экологического поведения» Школьный проект «В судьбе природы – наша судьба» - « Кодекс экологического поведения» Выполнила учащаяся МАОУ СОШ 91 города Тюмени 8 «Г» класса Саночкина Вероника. Научный руководитель проекта – учитель географии Федорова Ольга Зиновьевна.


Структура проекта школьного проекта «Кодекса экологического поведения» Разделы Разделы Главы Главы 1. Раздел 1 Общие положения. 1.Нормативная нравственная база школьного кодекса экологического положения. 2.Объективные предпосылки для разработки 3.Основная идея, цель, задачи кодекса экологического поведения. 2. Раздел 2 Общая часть проекта школьного кодекса экологического поведения. 1.Природа – наше богатство. 2. Правила поведения на природе (автор Карел Поломис). 3. Заповеди по охране природы. 4. Правила поведения детей на природе. 5.Шесть важнейших принципов для обеспечения туризма, отдыха и путешествия. 6.Правила школьникам (на пришкольном участке). 7. Берегите лес от пожаров (нормы поведения). 3. Раздел 3 Экологическая культура школьников. 1.Памятка для грибников. 2. Памятка по сбору лекарственных трав. 3. Предполагаемые результаты школьного проекта «Кодекса экологического поведения». 4. Экологический мониторинг (социологический опрос школьников).


Нормативная нравственная база школьного кодекса экологического поведения Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. - И. Гете Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. - И. Гете И. Гете И. Гете Сегодня достаточно открыть любую газету, чтобы убедиться насколько велико внимание общественности к вопросам охраны окружающей среды и сохранению здоровья населения. Это вызвано, прежде всего тем, что люди учатся воспринимать проблемы экологии как аспект личной безопасности. Само понятие « экология » уступает место термину « устойчивое развитие ». Вот почему важно, чтобы мы понимали, что сегодня нельзя вернуться к первозданной природе, невозможно прекратить всякое вмешательство человека в окружающую среду, поэтому следует разумно, экологически грамотно вести себя в окружающем мире.


Объективные предпосылки для разработки кодекса экологического поведения.. Важно внедрение экологического воспитания в систему образования. Экологическое воспитание должно не только проникнуть в структуру системы образования, но и стать одной из её основ. Экологическое образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры её преобразования, усвоения специфических социально - природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Основной целью экологического образования является формирование личности, психически и физически здоровой, свободной, адаптированной к современным условиям окружающей среды, понимающей целостность мира и своего места в нём. Важное направление в экологическом образовании имеет расширение кругозора. Главным средством достижения этой цели выступает развитие навыков самообразования, любознательности, потребности в постоянном пополнении экологических знаний. Экологическое образование определяет основы современной культуры как материального и духовного наследия предшествующих поколений, является необходимым элементом специального образования. Кроме того, экология с его научными и образовательными ценностями во многом влияет на государственную политику, правовые аспекты, сохранение современной цивилизации.


Основная идея разработки кодекса экологического поведения Совершенствовани е экологических знаний в целях регулирования охраны окружающей среды и обеспечения Совершенствовани е экологических знаний в целях регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности путем установления единых принципов и правил охраны окружающей среды и природопользован ия экологической безопасности путем установления единых принципов и правил охраны окружающей среды и природопользован ия


Основная цель школьного экологического кодекса Правовое обеспечение реализации в нормах экологического поведения - кодекса прав и обязанностей школьников на сохранение природы и и создание благоприятных условий окружающей среды. Правовое обеспечение реализации в нормах экологического поведения - кодекса прав и обязанностей школьников на сохранение природы и и создание благоприятных условий окружающей среды.


Основные задачи школьного экологического кодекса Создание системного регулирования отношений к охране окружающей среды, в том числе соответствующим международным принципам экологической политики; Создание системного регулирования отношений к охране окружающей среды, в том числе соответствующим международным принципам экологической политики; комплексное регулирование отношений в области охраны окружающей среды; комплексное регулирование отношений в области охраны окружающей среды; введение норм правильного поведения на природе, способы повышения регулирования охраны окружающей среды и природопользования введение норм правильного поведения на природе, способы повышения регулирования охраны окружающей среды и природопользования




Природа – наше богатство. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина: Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина: « Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу», значит будем любить Родину. « Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу», значит будем любить Родину. «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать». эти охранять - их надо открывать и показывать».


Общая часть проекта школьного кодекса экологического поведения Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа. (К.Паустовский). Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа. (К.Паустовский). Мы научились плавать в воде как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле как люди. Мы научились плавать в воде как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле как люди. Природа – это наш дом, в котором мы живем. Без природы жизнь невозможна. Природа – это наш дом, в котором мы живем. Без природы жизнь невозможна. Человек должен быть добрым хозяином своей земли, настойчиво, терпеливо и глубоко изучать природу, любить и умело умножать природные богатства. Человек должен быть добрым хозяином своей земли, настойчиво, терпеливо и глубоко изучать природу, любить и умело умножать природные богатства.


Правила поведения на природе (автор Карел Поломис). Учись понимать природу, стань ее другом и защитником. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках. Следи за чистотой природной среды, не оставляй после себя следов пребывания в ней. Следи за чистотой природной среды, не оставляй после себя следов пребывания в ней. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.


Заповеди по охране природы. 1.Осторожно ходи по лесам и полям. 1.Осторожно ходи по лесам и полям. 2.Не нарушай тишину леса. 2.Не нарушай тишину леса. 3. Убирай за собой, ты – гость в священном доме Природы. 3. Убирай за собой, ты – гость в священном доме Природы. 4. Не рви понапрасну цветы. 4. Не рви понапрасну цветы. 5. Не разводи костров, а если пришлось развести, то, уходя, потуши, не оставляя даже тлеющих угольков. 5. Не разводи костров, а если пришлось развести, то, уходя, потуши, не оставляя даже тлеющих угольков. 6. Не повреждай смолистую кору. 6. Не повреждай смолистую кору. 7. Не сдирай «кожу с тела» берез. 7. Не сдирай «кожу с тела» берез. 8. Уважай все, что принадлежит не только тебе. 8. Уважай все, что принадлежит не только тебе.


Правила поведения детей на природе. В лесу, в парке ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, они очень незаметны и их можно нечаянно раздавить. В лесу, в парке ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, они очень незаметны и их можно нечаянно раздавить. Не шуми в лесу, в парке. Не приноси с собой магнитофон, не включай музыку Не шуми в лесу, в парке. Не приноси с собой магнитофон, не включай музыку на сотовом телефоне. Помни: крик и громкая музыка пугает лесных жителей и они покидают свои дома. на сотовом телефоне. Помни: крик и громкая музыка пугает лесных жителей и они покидают свои дома. Не трогай птичьи гнезда. Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: примятая трава, сломанная ветка могут испугать птицу. Не трогай птичьи гнезда. Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: примятая трава, сломанная ветка могут испугать птицу. Не нарушай гармонию птиц и их природу. Помни: в лесу живут глухари, рябчики, тетерева, куропатки, синицы, сойки, дятлы, зяблики, славки, пеночки-теньковки, дрозды, овсянки, мухоловки, вороны. На перелетах останавливаются утки, гуси, кулики, журавли, лебеди. Не нарушай гармонию птиц и их природу. Помни: в лесу живут глухари, рябчики, тетерева, куропатки, синицы, сойки, дятлы, зяблики, славки, пеночки-теньковки, дрозды, овсянки, мухоловки, вороны. На перелетах останавливаются утки, гуси, кулики, журавли, лебеди.


Правила поведения детей на природе. Не разрушай муравейник. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Помни: любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес. Не разрушай муравейник. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Помни: любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес. Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помните: бабочку погубить легко. Достаточно подержать в руке, с ее крылышек опадут чешуйки и, она не сможет больше летать. Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помните: бабочку погубить легко. Достаточно подержать в руке, с ее крылышек опадут чешуйки и, она не сможет больше летать. Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения быстро погибнуть и не дают семян. Не будет семян – не будет и цветущих растений. Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения быстро погибнуть и не дают семян. Не будет семян – не будет и цветущих растений.


Правила поведения детей на природе. Не рви паутину, а понаблюдай, как паук охотиться. Помни: паук- крестовик – полезное насекомое, поедает комаров, мух. Не рви паутину, а понаблюдай, как паук охотиться. Помни: паук- крестовик – полезное насекомое, поедает комаров, мух. Не лови в лесу ежат, бельчат, зайчат и других животных. Помни: это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом. Не лови в лесу ежат, бельчат, зайчат и других животных. Помни: это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом. Не сбивай несъедобные грибы. Помни: эти грибы тоже очень нужны лесу. Животные едят их и лечатся ими. Не сбивай несъедобные грибы. Помни: эти грибы тоже очень нужны лесу. Животные едят их и лечатся ими. Не разжигай в лесу костер. Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава. Не разжигай в лесу костер. Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава. Не жгите сухую траву в лесу или в парке. Помни: сухая трава быстро разгорается и может привести к пожару. Не жгите сухую траву в лесу или в парке. Помни: сухая трава быстро разгорается и может привести к пожару. Не оставляй мусор в лесу и в парке. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто. Не оставляй мусор в лесу и в парке. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто.


Птицы – крылатые защитники лесов Птицы – крылатые защитники лесов Не допускайте разоренья птичьих гнезд. Не ловите певчих и декоративных птиц. Развешивайте искусственные гнезда, стройте скворечники.. Организуйте « птичьи столовые» для подкормки птиц зимой. Не допускайте разоренья птичьих гнезд. Не ловите певчих и декоративных птиц. Развешивайте искусственные гнезда, стройте скворечники.. Организуйте « птичьи столовые» для подкормки птиц зимой. Проявляйте заботу о птицах. Проявляйте заботу о птицах. Птицы – крылатые защитники лесов, полей, садов и парков. Семья скворцов за время гнездования съедает 9000 майских жуков и их личинок. За длинный, летний день семья синиц уничтожает более 1,5 тысяч насекомых, а каждая – больше своего веса. Птицы – крылатые защитники лесов, полей, садов и парков. Семья скворцов за время гнездования съедает 9000 майских жуков и их личинок. За длинный, летний день семья синиц уничтожает более 1,5 тысяч насекомых, а каждая – больше своего веса. Заботьтесь о птицах, так как они сохраняют равновесие в природе. Одна сова съедает за лето 1000 полевых мышей, сохраняя не менее тонны хлеба. Заботьтесь о птицах, так как они сохраняют равновесие в природе. Одна сова съедает за лето 1000 полевых мышей, сохраняя не менее тонны хлеба. Правила поведения детей на природе Учащиеся МАОУ СОШ 91 разместили десять скворечников в парке имени Ю. А. Гагарина в Тюмени (Мыс).


Великие высказывания великих людей. Доброжелательно относитесь к животным. Доброжелательно относитесь к животным. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. - А. Шопенгауэр Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. - А. ШопенгауэрА. Шопенгауэр Во внутреннем мире человека доброта это солнце. -В. Гюго Во внутреннем мире человека доброта это солнце. -В. Гюго Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. - Ж. Бернарден Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми. - Ж. БернарденЖ. Бернарден Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые. - Ж. Бюффон Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые. - Ж. БюффонЖ. Бюффон Нет ничего более трогательного, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью. - Т. Готье Нет ничего более трогательного, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью. - Т. Готье Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного. - А. Шопенгауэр Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного. - А. ШопенгауэрА. Шопенгауэр


Шесть важнейших принципов для обеспечения туризма, отдыха и путешествия Экологический туризм Экологический туризм Избегайте сверх интенсивного использования природных ресурсов. Не используйте товары, энергию, землю, воду и другие ресурсы больше, чем вам действительно необходимо для путешествия и отдыха. Избегайте сверх интенсивного использования природных ресурсов. Не используйте товары, энергию, землю, воду и другие ресурсы больше, чем вам действительно необходимо для путешествия и отдыха. Путешествуйте, не разрушая природу. Не загрязняйте природу, используйте товары, которые могут быть переработаны, используйте меньше пластика и химикатов. Позаботьтесь, чтобы отходы попадали в правильное место, где они могут быть переработаны или храниться безопасно. Будьте особенно осторожны с отходами в особо чувствительных природных зонах (например, побережье или вводно-болотные угодья). Путешествуйте, не разрушая природу. Не загрязняйте природу, используйте товары, которые могут быть переработаны, используйте меньше пластика и химикатов. Позаботьтесь, чтобы отходы попадали в правильное место, где они могут быть переработаны или храниться безопасно. Будьте особенно осторожны с отходами в особо чувствительных природных зонах (например, побережье или вводно-болотные угодья). Выбирайте экологически дружественный транспорт. Самолеты, автобусы и автомобили очень сильно загрязняют природу. Велосипед, парусные и гребные суда и поезда более безопасны для природы и позволят вам лучше насладиться природой. Чаще ходите пешком. Выбирайте экологически дружественный транспорт. Самолеты, автобусы и автомобили очень сильно загрязняют природу. Велосипед, парусные и гребные суда и поезда более безопасны для природы и позволят вам лучше насладиться природой. Чаще ходите пешком. Внесите свой вклад в сохранение и развитие среды обитания. Выбирайте туристский продукт и услуги, которые содействуют местному развитию, сохранению природы и исторических объектов. Поддерживайте местного производителя (питание, местное творчество). Выбирайте экологически дружественные туристские компании, местные экологически чистые продукты. Внесите свой вклад в сохранение и развитие среды обитания. Выбирайте туристский продукт и услуги, которые содействуют местному развитию, сохранению природы и исторических объектов. Поддерживайте местного производителя (питание, местное творчество). Выбирайте экологически дружественные туристские компании, местные экологически чистые продукты. Изучай и уважай различные культуры и традиции. Принимайте во внимание местные условия, правила поведения и традиции. Ваше уважение и интерес помогут местным жителям ощутить гордость за свои природные и культурные ценности и лучше сберечь их. Изучай и уважай различные культуры и традиции. Принимайте во внимание местные условия, правила поведения и традиции. Ваше уважение и интерес помогут местным жителям ощутить гордость за свои природные и культурные ценности и лучше сберечь их. Избегайте массового туризма Старайтесь не выбирать места отдыха и туризма, где отдыхает очень много людей. Избегайте массового туризма Старайтесь не выбирать места отдыха и туризма, где отдыхает очень много людей.


В пожароопасный сезон в лесу запрещается: - нельзя в лесу бросать горящие спички и окурки; - нельзя в лесу бросать горящие спички и окурки; - употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов; - употреблять при охоте пыжи из легко воспламеняющихся материалов; - оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки; - оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки; - заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин; - заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин; - оставлять бутылки или осколки стекла; - оставлять бутылки или осколки стекла; - разводить костры в местах с сухой травой; - разводить костры в местах с сухой травой; - выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях. - выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях. Берегите лес от пожаров. Из одного дерева осины можно сделать миллионы спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев леса. Берегите лес от пожаров. Из одного дерева осины можно сделать миллионы спичек, а одна спичка может уничтожить миллион деревьев леса.


Правила школьникам. (на пришкольном участке) 1.Ребята, проявляйте заботу о деревьях, посаженных на пришкольном участке. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участка на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают % аэрозолей и пыли. 1.Ребята, проявляйте заботу о деревьях, посаженных на пришкольном участке. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участка на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают % аэрозолей и пыли. 2. На пришкольном участке запрещается сорить, курить. Культурное поведение обеспечит нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира. Стремитесь к здоровому образу жизни. Формируйте бережного отношения к собственному здоровью и здоровью своих близких. 2. На пришкольном участке запрещается сорить, курить. Культурное поведение обеспечит нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира. Стремитесь к здоровому образу жизни. Формируйте бережного отношения к собственному здоровью и здоровью своих близких. 3. Наш школьный участок – это экосистема, которая представлена не только растениями, но и птицами – « санитарами города»- воробьи, скворцы, галки, голуби, грызуны и насекомые (муравьи, мухи и др). 3. Наш школьный участок – это экосистема, которая представлена не только растениями, но и птицами – « санитарами города»- воробьи, скворцы, галки, голуби, грызуны и насекомые (муравьи, мухи и др). 4. На спортивной площадке бережно относись к спортивным сооружения. 4. На спортивной площадке бережно относись к спортивным сооружения. 5. Запрещено на пришкольном участке школы выгуливать собак. Уборка школьного участка должна осуществляется в соответствии с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка». 5. Запрещено на пришкольном участке школы выгуливать собак. Уборка школьного участка должна осуществляется в соответствии с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка».


Памятка для грибников 1.Собирайте только те грибы, о которых вы точно знаете, что они съедобны. 2.Грибы, которые вы не знаете или, которые вызывают сомнения, не следует употреблять в пищу и пробовать на вкус, тем более в сыром виде. 3.Никогда не собирайте и не кушайте грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженной оболочкой и не пробуй их на вкус. 4.Когда вы собираете грибы, старайтесь их брать с целой ножкой, чтобы не упустить из вида важный признак, указанный в предыдущем правиле. 5.Если вы собираете шампиньоны, обращайте особое внимания на цвет пластинок: у съедобных шампиньонов пластинки быстро розовеют, а затем темнеют. У ядовитой бледной поганки, похожей по внешнему виду на шампиньоны, пластинки всегда белого цвета. 6.Никогда не собирайте и не ешьте грибы перезрелые, червивые и испорченные. 7.Не ешьте грибы в сыром виде. 8.Принесенные грибы домой должны быть в тот же день разобраны по отдельным видам и вновь тщательно просмотрены.Все сомнительные, перезрелые, дряблые грибы нужно выбросить! Нижнюю часть ножки, загрязнённую землей, срезают, а грибы тщательно очищают от песка и мусора. 9.Грибы должны быть подвергнуты кулинарной обработке в день сбора или не позднее следующего утра. 10.Не верьте распространённому мнению о том, что ядовитые грибы вызывают потемнение луковицы или серебряных предметов, если их опустить в воду, в которой варятся грибы. 11.Не собирайте грибы в городских парках, скверах, дворах, вдоль автомобильных и железных дорог, грибы накапливают ядовитые вещества и становятся непригодными в пищу.


Экологическая культура школьников Любите лес и ее богатства. С одного гектара лесной территории можно набрать 50 кг. грибов и до 500 кг. лесных ягод. Любите лес и ее богатства. С одного гектара лесной территории можно набрать 50 кг. грибов и до 500 кг. лесных ягод. «Этот милый лес- поставщик сырья, кормилец и хранитель урожаев, символ достатка и могущества русской природы». «Этот милый лес- поставщик сырья, кормилец и хранитель урожаев, символ достатка и могущества русской природы». (Л.Леонов.) (Л.Леонов.)


Памятка по сбору лекарственных трав Лекарственные растения необходимо собирать в определенные календарные сроки и соблюдать следующие правила: - хорошо знать внешний вид того целебного растения, которое вам нужно собрать; - знать, какие части растения является лекарственными (цветы, стебель, трава, вся надземная часть, семена, корни); - нельзя вырывать растения с корнями; - нельзя при заготовке листьев срезать полностью листья с одного куста; - корни и корневища заготавливать ранней весной или поздней осенью (после созревания и осыпания семян). Часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для роста растения; - нельзя собирать цветы, листья и всю надземную часть в дождливую погоду; при сборе цветов нужно обратить внимание на то, чтобы они были свежие не свернутые и не отцветшие. Например, календула просыпается в солнечный день утром. с 9, она уже для сбора не годна.


Предполагаемые результаты школьного проекта «Кодекса экологического поведения» - Проект «Кодекс экологического поведения» предполагает экологическое воспитание, развитие эмоционального сопереживания с жизнью других живых существ, других людей, ощущение своей включённости в природные процессы, восприятие потерь в мире природы как потери полноценности собственного существования, протест против экологического варварства. - Проект «Кодекс экологического поведения» предполагает экологическое воспитание, развитие эмоционального сопереживания с жизнью других живых существ, других людей, ощущение своей включённости в природные процессы, восприятие потерь в мире природы как потери полноценности собственного существования, протест против экологического варварства. - Кодекс обеспечит защиту экологических интересов общества и экологической безопасности страны на основе общей идеи сохранения жизнеобеспечивающих функций окружающей природной среды. - Кодекс обеспечит защиту экологических интересов общества и экологической безопасности страны на основе общей идеи сохранения жизнеобеспечивающих функций окружающей природной среды. - Кодекс сформирует экологическую культуру школьников. - Кодекс сформирует экологическую культуру школьников.


Предполагаемые результаты школьного проекта «Кодекса экологического поведения» -включение в природоохранную деятельность школьников, участников детских экологических объединений; -включение в природоохранную деятельность школьников, участников детских экологических объединений; -приобретение участниками экологических движений новых знаний о взаимодействии природы и человека, определение сферы познавательных интересов; импульс к познанию, более глубокому изучению природы; -приобретение участниками экологических движений новых знаний о взаимодействии природы и человека, определение сферы познавательных интересов; импульс к познанию, более глубокому изучению природы; -развитие у детей привычки конкретному решению «малых» экологических проблем с видимым результатом (расчистка, восстановление ручьёв, речек; озеленительная деятельность, создание экологических парков; освоение экологически приемлемого экономного образа жизни и т.д.); -развитие у детей привычки конкретному решению «малых» экологических проблем с видимым результатом (расчистка, восстановление ручьёв, речек; озеленительная деятельность, создание экологических парков; освоение экологически приемлемого экономного образа жизни и т.д.); -приобретение, формирование нового, экологически ориентированного мировоззрения, основанного на том, что мир един, неделим и не враждебен человеку, что невоспитанный человек- единственный источник гибели окружающего мира. -приобретение, формирование нового, экологически ориентированного мировоззрения, основанного на том, что мир един, неделим и не враждебен человеку, что невоспитанный человек- единственный источник гибели окружающего мира. Проект призван развивать познавательную установку личности, развивать чувство заботливого хозяина, патриота. Проект призван развивать познавательную установку личности, развивать чувство заботливого хозяина, патриота.


Социологический опрос школьников Провели социологический опрос среди учащихся параллели шестых классов. Результаты социологического опроса: Провели социологический опрос среди учащихся параллели шестых классов. Результаты социологического опроса: Были опрошены 30 ребят. Им предлагалось ответить на 6 вопросов В ходе проведённого социологического опроса были получены следующие данные: Были опрошены 30 ребят. Им предлагалось ответить на 6 вопросов В ходе проведённого социологического опроса были получены следующие данные: все опрошенные любят бывать в лесу, в парке имени Ю.А.Гагарина – излюбленное место отдыха и взрослых и детей; «да» - ответили – 23; «иногда» - 7 все опрошенные любят бывать в лесу, в парке имени Ю.А.Гагарина – излюбленное место отдыха и взрослых и детей; «да» - ответили – 23; «иногда» - 7 наиболее часто посещают лес летом и осенью (48 % опрошенных), редко – весной (47%) и очень редко – зимой (5%); наиболее часто посещают лес летом и осенью (48 % опрошенных), редко – весной (47%) и очень редко – зимой (5%); берёзовый лес используется как место отдыха - 100%, источник природных продуктов питания – 20%, и в качестве топлива – 0%. берёзовый лес используется как место отдыха - 100%, источник природных продуктов питания – 20%, и в качестве топлива – 0%. 30% опрошенных принимали участие в возобновлении леса, а 100% 30% опрошенных принимали участие в возобновлении леса, а 100% не жгут деревья. не жгут деревья. Таким образом, можно сделать вывод, что все учащиеся нашей школы пользуются берёзовым лесом и судьба местных берёз во многом зависит от отношения всех нас. Таким образом, можно сделать вывод, что все учащиеся нашей школы пользуются берёзовым лесом и судьба местных берёз во многом зависит от отношения всех нас.



Библиография 1. Чайжунусов С. Экологическое состояние: проблемы и перспективы. /С. Чайжунусов // Экосфера с. 1. Чайжунусов С. Экологическое состояние: проблемы и перспективы. /С. Чайжунусов // Экосфера с. 2. Бейсембаева С. Внедрение экологического образования в системе вузов. /С. Бейсембаева // Экосфера с. 2. Бейсембаева С. Внедрение экологического образования в системе вузов. /С. Бейсембаева // Экосфера с. 3. Первый экологический музей. // Экосфера с. 3. Первый экологический музей. // Экосфера с. 4. Дежникова Н. Экологический калейдоскоп проектов к Международному дню Земли «Живи, Земля». / Н. Дежникова // Экологическое образование с. 4. Дежникова Н. Экологический калейдоскоп проектов к Международному дню Земли «Живи, Земля». / Н. Дежникова // Экологическое образование с.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.