Нервный ребенок — болезнь или непослушание. Что делать если вы замечаете что ваш ребенок стал нервным. Проявления детского непослушания. Отсутствием единой модели воспитания в семье

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг ( и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных .

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Время чтения: 4 минуты

Детская психика обладает повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, что, по сути, и обусловливает несколько обостренную реакцию несовершеннолетних на разного рода провокационные ситуации. При всем этом поведение непослушного нервного ребенка, беспричинно проявляющего раздражительность, требует оценки психолога. Узнайте, какие признаки свидетельствует о наличии у крохи проблем эмоционального плана.

Нервозность у детей

Процесс становления личности, а также высших механизмов, обеспечивающих осуществление поведенческих реакций, инициируется с самого рождения, но более активно начинает развиваться ближе к трем годам. В этот период кроха еще не может четко выразить свои эмоции, страхи, потребности. На фоне недопонимания со стороны взрослых и осознания собственного «я» нервный ребенок проявляет сознательные волевые импульсы.

В случае если малыш 2-3 лет становится капризным без видимой на то причины, следует обратиться к врачу для исключения серьезных расстройств психики. В остальном возникновение симптомов невроза у детей считается вполне естественным явлением, характеризующимся повышенной возбудимостью и обостренной реакцией на незначительные внешние раздражители.

Причины

Интеллектуальные перегрузки вкупе с нерациональным досугом и неправильным питанием могут стать пусковым механизмом развития у ребенка нарушений поведения. Первопричины детской нервности влияют на тяжесть ее симптоматической картины. Так, в зависимости от характера основного заболевания (если таковое имеется), повлекшего психологическое расстройство, последнее может дополняться склонностью к депрессии; нарушением сна и другими негативными состояниями. При этом другими причинами того, что ребенок очень нервный и возбудимый, могут служить:

  • ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • психотравмы (разлука с родителями, начало посещения детских коллективов);
  • неправильная модель воспитания (авторитарная, модель вседозволенности);
  • психические заболевания;
  • нервное напряжение;
  • особенности характера.

Признаки

Постоянные стрессы, капризы в конечном итоге перерастают в невроз или преходящее расстройство психики. В большинстве случаев данное состояние развивается к 4-6 годам, но некоторые признаки нарушений эмоционального плана чуткие родители могут заметить и раньше. При этом пристального внимания со стороны взрослых требует поведение крохи во время возрастных изменений психики. Как правило, в этот период нервный ребенок особенно интенсивно испытывает следующие состояния:

  • расстройство сна;
  • появление тревожных состояний, страхов;
  • развитие энуреза, желудочно-кишечных расстройств;
  • речевые нарушения;
  • нервные тики (покашливание, моргание, стискивание зубов);
  • нежелание общаться со сверстниками.

Что делать, если ребенок нервный

В случае, если приступы агрессии обусловлены патологическими состояниями, например, психологическими заболеваниями, бороться с ними нужно вместе с коррекционными педагогами и психологами. При ситуации, когда нервные срывы вызваны возрастными изменениями или какими-либо стрессовыми ситуациями, необходимо набраться терпения и попытаться выяснить, какие факторы способствуют возникновению приступов.

В этой ситуации полезно пересмотреть воспитательные методы. Так, если вы относитесь к числу авторитарных родителей, попробуйте несколько ослабить контроль. Крайне важно беречь уязвимую детскую психику, чтобы в дальнейшем избежать усугубления ситуации. С этой целью необходимо создать благоприятный микроклимат в семье, избегать необоснованных запретов и наказаний.

Успешное преодоление проявлений невроза у легковозбудимого малыша зависит, прежде всего, от реакции взрослых на сложившуюся ситуацию. Психологи советуют терпеливо переносить проявления агрессии. При этом непосредственно во время приступа важно постараться успокоить кроху и разобраться в причине его недовольства. В случае, если ребенок нервный и агрессивный, нельзя его пугать или каким-то образом умалять его достоинство. С целью преодоления симптомов повышенной возбудимости у детей психологи рекомендуют применять следующие методики:

  1. Попросите ребенка изобразить на альбомном листе причину проблемы, а затем предложите порвать его.
  2. Переключите внимание капризничающего крохи на что-то другое.
  3. Займите малыша спортивной игрой.

Методы воспитания

В большинстве случаев лечение нервного перенапряжения сводится к установлению и соблюдению правильного режима дня. По понятным причинам изменение привычного образа жизни может не понравиться малышу, поэтому любые коррективы лучше вносить в форме планирования досуга крохи. Возбужденный ребенок требует к себе особого внимания и терпения, ввиду чего неврологи рекомендуют проводить с таким малышом побольше времени. Так, хорошей альтернативой просмотру телевизора может стать прогулка на природе или поход в зоопарк. При этом не стоит забывать о родительской любви и внимании.

Профилактика

Большая часть провокационных ситуаций, когда ребенок нервничает, возникает на фоне семейных проблем. Ввиду этого родителям сверхчувствительного малыша следует, прежде всего, наладить отношения, постараться создать любимому чаду комфортные условия для личностного роста и развития. Помните, благоприятный эмоциональный климат в семье является самым лучшим средством профилактики психических расстройств у детей.

Видео

Здравствуйте,уважаемый доктор,начну сначала,что бы было понятнее.вообщемс рождения дочка капризная,не спокойная,не слазила с рук,боялась чужих людей,врачей(нам педиатр говорил,что мы на участке самые не спокойные и плачем постоянно) в 4 месяца,пошли к неврологу с жалобами,тремор ручек.пульсировал родничек при плаче,на груди(как оказалось,в норме он и должен пулсировать).Попросила направление на УЗИ.По УЗИ-признаки незначительной
внутричерепной
гипертензии,(там межполушарная щель расширена на 6мм.но это же не признак ВЧГ,почему написали,не ясно до сих пор) невролог ставила-
субкомпенсацию,внешних
признаков не было.только по УЗИ..но лечение
назначала
диакарб,аспоркам,элькар-1 месяц,потом
просто сказала,забыть и не
лечить больше.в 8 месяцев делали контрольное УЗИ сердца я попросила что бы посмотрели на ВЧД,гипертензия так и осталась.Я не успокоилась и все же сходила к другому неврологу,мне хотелось понять почему ВЧД,пусть и незначительное есть,а лечить не нужно,почему вообще его поставили.в принципе доктор сказал все тоже самое,но только с обьяснениями и разьяснениями.диагноз-неврологически здорова.дочка с детства
не спокойная,врач предположила,что это возможно в силу характера,что я не исключаю.Развивается по возрасту,с детками общается,но редко видимся,в сад не ходит,разговаривает.Но часто капризы,одна играть не любит.но в целом
норм.ребенок.вообщем в год
увидела,как дочь среагировала
на впервые увиденную собаку
в близи на улице,её всю
затрясло,-похоже на тремор всего тела.вообщем
эмоционально так у нее получилось,такое было
раза 3 и всё.позже стала
обращать внимание,при плаче
на пару секунд буквально задерживает
дыхание,похоже на АРП.но при этом не чего не
где не синеет,так же в год часто
просыпалась по ночам,не
плакла,уложить даже грудью
не могла,просто
встовала-могла по играться,потом
ложилась спать.пробовали менять
режим дня,убирали
памперсы,ложили со светом,без света.потом
пробуждения прошли.но капризы,беспокойство осталось,не могу понять,характер или неврология,требует что-то нытьем.спокойно день проходит очень редко.а перед
новым годом были у
невролога,дочери было 1.5г.жалобы на все,что выше написала,выписала только
пантогам курс 2 месяца 1ч.л.2-3р.в день,почему так на выбор-не понятно,ну я стала давать 2 раза в день.сказала что ребенок
слегка возбудим,в карте не
чего не писала,мы с ней в
неофиц.обстановке
разговаривали.к тому же и
мне анвифен
выписала,с учетом ГВ-кормлю грудью,3 р.по 1капсуле.тоже на 2месяца курс.дело в том,что у нас тяжелая ситуация в
семье,развод.дочка
часто болеет.(видимо и дочка не спокойная из-за обстановки в семье)вообщем дошла
до нервного срыва.а уже в
январе я стала замечать синеву
над губой,не
постоянная,проявляется в
течении дня.снова пошли к неврологу
чтобы сперва исключить
неврологию,подумала,вдруг
прогрессирует вчд,ну мало ли,а
потом хотели к кардиологу,невролог
сказала,все правильно,но сперва
сделать экг.сказала,что по части
неврологии,это когда больше в
основном при плаче синеет
носогубный
треугольник,а не в спокойном состояние.экг,нормальное,кар
диолог предположил или же
синеву дают близко
расположенные сосуды-
вены,или это к неврологу,и
невролог в свою очередь
сказала,что явной неврологии нет,и
точнее чказать не может,венки это или все таки по ее части...но написала-в карте-
пэп,синдром
гипервозбудимости.я
спросила,у неё,у нас
что,неврология?пэп -это же
нарушение или поражение
мозга.она
ответила(,нет,но мне нужно же
было,что-то написать в карте).и
выписала ещё
глицин по 1т.2раза в день,и 1/2т.3р.фенибут,-и это все к понтагаму,на оствшийся месяц.меня
смутило,почему 2ноотропа
вместе-пантогам и фенибут,и с учетом того,что и я пью анвифен,
через грудь передаю свой препарат,вдруг передозировка будет..она
сказала как показала
практика,вместе их принимать можно.Но я что-то побаиваюсь,так и даю пантогам,начали глицин,фенибут пока не даю,хотела еще проконсультироваться у вас,нужно второе мнение.прошу не осуждать,за то что метаюсь от одного врвча к другому.но и невролог у нас взрослый,поэтоМу как-то сомневаюсь,другого нет.МОИ ВОПРОСЫ.1) Нужен ли фенибут в нашем случае? 2)правильное ли лечение выписал наш невролог? 3) Было ли у дочери ВЧГ или все же нет(по УЗИ только межполушарная щель расширена и все)? Дополню-на момент назначения неврологом всех этих препаратов дочери было 1.5г.все симптомы о которых я рассказывала докотру,были собраны,т.е.в 1 год-вот это,что похоже на тремор всего тела,напомню,например при виде собаки,ее затресло(эмоционально среагтровала)АРП тоже было после года и дыхание задерживала буквально на пару секунду,не чего не где не синело,и такое было редко,когда сильно ударится к примеру,ну в месяц 2-3раза.На момент осмотра,в декабре,в 1.5г я уже не замечала такого АРП,ну подумала просто вдруг временное затишье,но неврологу я о них сказала и потом АРП уже не замечала,сейчас вроде тоже затишье.Но по ночам все равно просыпается,не плачет,просто меня зовет или грудь,засыпает.по этому поводу я читала-"Дети не должны спать до утра ни на ГВ, ни на ИВ. Существуют две определенные фазы сна, фаза глубокого сна и фаза поверхностного сна. Детский мозг устроен так, что фаза глубокого сна составляет примерно 10% до 5 лет, остальные 90% - поверхностный сон,Сразу же после засыпания мозг ребенка "уходит" в глубокий сон, в 1 год жизни малыша глубокий сон составляет примерно 10 минут, в это время мозг ребенка отдыхает, малышу не снятся сны. Потом начинается шевеление глазных яблок, а нередко и взмахи ручками, ножками. Мозг ребенка вступает в поверхностный сон, именно во сне идет развитие мозга. Это естественно. Это физиологично." 4) Так ли это про фазы сна?.Я поэтому и переживаю,что возможно эта секундная задержка дыхания уже прошла самостоятельно,"трясучка"эта вроде тоже,поэтому и боюсь давать так много препаратов,вдруг невролог меня не поняла,что все эти симптомы были в период с 1-до 1.5года примерно,или такое самостоятельно не проходит и у дочери просто временное затишье?2 месяца тишина.Заранее спасибо за помощь.Выложила- снизу вверх 3результата УЗИ(там только расширение межполушарной щели-ЭТО ЖЕ не признак ВЧГ.так ли это?и осмотр невролога из области.

  • Помогите!Невроз навязчивых движений.

    Доктор, помогите пожалуйста! Ребенку 3,5 года, делали ЭЭГ, сказали небольшие судороги - невроз навязчивых движений. Затем МРТ делали, никаких отклонений не показал. Но дело в том что ребенок очень плохо засыпает (в обед и ночью), от 1-2 часов, при этом начинает нервно дышать, ручками ковыряет мне (достаточно сильно) сгибы логтей, подмышек и в рот даже лезет. в какой то момент начинает очень судорожно трястись, как будто у него тики учащенные и стискивает зубы при этом и мычит громко. последнее время начал ногами дрыгать так же. Днем происходит такая картина, в любой момент, без контрольно может уставится в одну точку и машет ручками как птичка и мычит, когда останавливаю его, то стискивает зубы и сильно хлопает в ладошки. это происходит очень часто. Я обращалась к невропатологам нашего города. Мне сказали что МРТ хорошее, лекарств не назначили, только купать в седативных ваннах. купали, результатов практически нет. Ребенок очень активный, в саду бъет всех детей сильно, нас выселяют с садика. Развитие уственное хорошее, обучаем.вместе дома выучили все цвета на русском и английском языке, считает до 13 и на англ. и многое другое.Единственное, чтобы он внимательно слушал, нужно остановить и сказать глядя в глаза, иначе приходится повторять 50 раз. Честно сказать я сама по себе не терпеливая мама и частенько прикрикиваю на малыша. Нервные движения, гиперактивность начались примерно сгодика, как переболели ангиной. Забыла, когда родился пальчики не были в кулачке, а в растопырку, неонатолог сказала, что вам к невропатологу, посещали и его, что то пили, не помню микстуру какую то. Развитие физическое шло с опозданием, сел в 9 мес. и то после курса массажей, пошел в 1.4. Что можете сказать?какие меры нужно предпринимать?потому что эти неврозные движения с каждым днем заполнют все большее время жизни ребенка (примерно 10-15 раз за день) Спасибо!

  • Беспокойство ребенка

    Здравствуйте. моей дочке 1 год и почти 2 месяца. с рождения она была очень спокойным ребенком.ночью спала.редко плакала. с взрослением она чуть стала беспокойнее. начала периодически капризничать.а поскольку я сама весьма нервная,я начала на неё срываться.то безумно на кричу,что аж соседи слышат.то шепну по попе или губам.мне казалось что дочь уже привыкла к моим всплескам и никак не реагирует на них. Но недавно,где то месяц назад я стала замечать что она бывает часто моргает.это не все время а периодически. Например раз в минуту в две может вместо 1 моргания сделать сразу 2.еще я заметила что она прищуривается. Вначале я думала она меня копирует так как я щурюсь из-за зрения. Но теперь вижу что это происходит вместе с морганием. Бывает что она слегка заказывает глаза вверх.почитала в интернете что это очень тревожные признаки.но в данный момент нет возможности посетить врача лично. Ещё она сейчас очень раздражительна плаксива. все время просится на руки.почти ничего не ест.это возможно из за зубов.у нас их сразу 5 лезет.еще месяцев с 3 я стала замечать что после пробуждения она вся трясется. сначала наш невролог сказал что ничего страшного. в 1 год на приёме я опять пожаловалась на это.нам выписали курс пантогама. мы пропили 3 недели. Он закончился. Мы думали достаточно так как вроде стало лучше. Через неделю я увидела что дочь снова трясется. Купили ещё пузырек. Ещё пропили 3 недели.мне кажется он не помогает. дочь опять периодически трясется после сна.это не все время а раза два в неделю и только после дневного сна и длиться 5-10 секунд. Бывает она сидит и смотрит в одну точку 5-10 секунд. Может быть она просто задумаламь но я теперь во всем ищу отклонения. Просто мне очень страшно.о чем могут говорить все эти признаки? могла я нарушить так сильно психику ребенка? и как теперь это исправить. я очень жалею что так себя вела. теперь стараюсь держать себя в руках. помогите

    Сегодня на сайте для мам сайт поговорим о новом этапе взросления вашего малыша, о кризисе, который начинается у ребёнка в 5 лет. В этом возрасте происходят изменения личности крохи, которые связаны с иным восприятием окружающего мира.

    Необязательно этот период начнётся после того, как задули свечи на торте. Возможно расхождение в год, то есть кризис может возникнуть как в 5, так и в шесть лет. Продолжительность его тоже разная. У кого-то он проходит за месяц, а кто-то переходит на следующую ступень развития на протяжении целого года.

    Почему происходит перестройка психики у крохи в пять лет

    Возникновение кризиса обусловлено созреванием коры головного мозга младшего дошкольника в пять лет. Дети открывают непривычные ощущения для себя, осознают новые правила во взаимоотношениях с окружающими:

    • начинают разделять мальчиков и девочек по половому признаку;
    • способны прогнозировать происходящее;
    • активно фантазируют;
    • общаются со сверстниками;
    • ищут своё место в коллективе;
    • могут анализировать своё поведение;
    • стараются быть старше, подражают действиям взрослых.

    Особенность этого возраста в том, что малыши ещё не в состоянии реалистично оценить свои силы. Стремясь подражать взрослому, помочь ему, ваше чадо может взять на себя непосильные обязательства.

    Началось

    Как понять, что начался новый этап развития? Определить кризис 5 лет у детей вам помогут советы психолога. Существует пять признаков:

    1. Раздражительность, капризность. Когда ваш малыш на ровном месте начинает кричать, плакать без видимой причины, то, что раньше не раздражало, вдруг начинает выводить из себя.
    2. , злость. Педагоги в детском саду могут обратить внимание на то, что воспитанник стал более агрессивен, обижает сверстников, хотя ранее за ним подобного не наблюдали. В кругу семьи кроха может обзывать родных, бить, говорить о том, что он всех ненавидит, что его не любят.
    3. Неуверенность в себе, замкнутость. В 5 лет у некоторых младших дошкольников кризис проявляется в отчуждённости. Такие дети отдаляются от компании сверстников, всё чаще играют отдельно, появляется неуверенность в себе, своих силах.
    4. Кривляние. Малыши гримасничают, кривляются, стараются изо всех сил привлечь внимание взрослого. И им это удаётся.
    5. Стремление к самостоятельности. Ребёнок всё чаще заявляет о себе как о взрослом человеке: говорит как взрослый, берёт на себя порой непосильные для него задания.

    Проведите лёгкий тест, если есть совпадения хотя бы по 3 пунктам, можно смело говорить о том, что у вашего чада очередной виток в психическом развитии.

    Как пережить кризисный период

    Родители не всегда начинают правильно реагировать на подобное поведение своих отпрысков. Некоторые берутся усиленно воспитывать, тем самым ломая характер ребёнка, кто-то пускает всё на самотёк. На сайте сайт вы можете узнать, как пережить критические моменты и не подорвать свой авторитет. Советы психолога помогут преодолеть кризис 5 лет у детей:

    1. Идите на компромисс. Не будьте слишком категоричны, ваш авторитет никак не пострадает. Идите навстречу, учитесь договариваться. Иначе у ребёнка может сложиться впечатление, что его личные права и желания ущемляют, не принимают во внимание его интересы. Ведь ваша задача научить малыша договариваться, а не воспитать робота.
    2. Запаситесь терпением. Именно родители должны проявлять терпимость, доброту и заботу. Чем меньше будет реакция на капризы, тем скорее пройдёт кризис. Не повышайте голос на своё чадо. Дарите больше ласки, проявляйте нежность, помните, в детско-родительских отношениях – вы взрослый, а не наоборот.
    3. Оставьте критику. Чаще хвалите своего кроху, старайтесь меньше критиковать, особенно при посторонних. Наоборот, сделайте всё, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку и защиту. Делайте замечания в доброжелательной форме, когда находитесь наедине.
    4. Беседуйте. Ввиду того что период кризиса у детей 5 лет часто сопровождают озлобленность, агрессия, несдержанность необходимо ежедневно проводить профилактические беседы. Объясняйте, почему неправильно обижать или обзывать людей. Для этого отлично подойдёт метод сказкотерапии. Сказку можно придумать и самим с заменой имён, затем, вместе с 5-летним ребёнком провести анализ поведения главного героя, что он сделал плохого, а что хорошего.
    5. Энергии – выход. Подвижные дети часто сами страдают от собственной активности. Поэтому психологи предлагают отдать отпрыска на секцию по спортивной гимнастике, плаванию, карате, футболу, танцам. Занятость в кружковой деятельности поможет сбалансировать кроху, успешность этих занятий поднимет самооценку, новые знакомства и интересы отвлекут от собственных переживаний.
    6. Перераспределите обязанности. Доверьте своему ребёнку выполнение несложных заданий, которые ранее исполнял кто-либо из старших членов семьи. Это утвердит новый статус малыша – он подрос, ему доверяют взрослую работу.

    Родители должны помнить о том, каких поступков стоит избегать при общении и взаимодействии с детьми:

    1. Нельзя срывать злость на отпрыске. Не можете сдержаться – лучше выйдите или отойдите на время, пока эмоциональное состояние не стабилизируется. Проводить беседу следует только тогда, когда и вы и чадо спокойны.
    2. Агрессия и рукоприкладство – неприемлемые действия в отношении других людей. От вас должна исходить непреклонность этого убеждения. Никто не вправе покушаться на независимость другого человека, причинять ему боль через физическое воздействие. Регулярно проводите беседы, если ребёнок кого-то ударил без причины на детской площадке, целесообразно будет прекратить прогулку и уйти домой.
    3. Будьте последовательны в своих действиях. То, что запрещено – запрещено в любых ситуациях. Не меняйте своего решение, несмотря на протесты малыша.
    4. Не подрывайте авторитет близких взрослых. Если мама что-либо запретила, отец должен поддержать её решение и наоборот. В семье должна быть одна модель воспитания.
    5. Не малыша, если он повторит услышанное ругательство. Просто объясните, почему его не стоит повторять, или проигнорируйте, действуйте по ситуации.

    Главное — ваш кроха не должен себя чувствовать одиноким, приходите ему на помощь всякий раз, когда он просит о ней. Но помните про самостоятельность ребёнка то, что малыш умеет и может сделать сам – он должен делать сам.

    Ни один психолог со своими советами не заменит родительской любви, заботы и терпения. У каждого родителя есть интуиция, и никто не знает ваше чадо лучше, чем вы. Помните, этот период быстро пройдёт, а насколько долго будет продолжаться кризис 5 лет у вашего ребёнка – зависит во многом от вас самих.

    Большинство молодых родителей мечтают, что их малыш будет расти счастливым, спокойным, дружелюбным. Взрослые представляют, каким должен быть идеальный ребёнок, пытаются воплотить мечты в жизнь.

    Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

    Почему малыш не слушается

    Известно немало факторов, провоцирующих капризы, плохое поведение. Психологи выделяют несколько основных причин, чаще всего влияющих на бурное выражение эмоций у деток разного возраста.

    Попытки привлечь внимание

    Проблема сегодняшних детей – недостаток времени, которое родители уделяют подрастающему чаду. Зачастую причина кроется в загруженности на работе, ворохе материальных и бытовых проблем.

    Иногда взрослые слишком заняты своими мыслями, чтобы вникать в жизнь малыша не формально, а с искренним участием. Маленькие личности не знают, как привлечь внимание другим способом, выбирают плач, истерики, непослушание.

    Борьба за лидерство в семье

    Детки часто «топают ножкой», делают по-своему (даже неправильно), если взрослые всё время навязывают своё мнение, не признают маленькую личность в сыне или дочке. Приказной тон – не лучший помощник для воспитания спокойного, счастливого ребёнка.

    Потеря уверенности в себе

    Постоянные запреты, унижение, отсутствие похвалы, придирки к мелочам понижают самооценку. Малышу часто говорят, что он «тупица», «неумеха», «хуже Васи со второго этажа» и так далее. Ребёнок капризничает, огрызается, пытается создать защитный «кокон».

    Помните! Чем дольше длится подобное обращение, тем сложнее вернуть мальчику или девочке уверенность в своих силах, тяжелее воспитать самодостаточную личность.

    Желание отомстить взрослым

    Дело не в дурном воспитании или плохом характере. Детки не прощают обмана, обижаются за невыполненные обещания, страдают из-за ревности к сверстникам, которых родители постоянно ставят в пример.

    Психологи советуют родителям подумать, чем они обидели дочку или сына, если внезапно поведение испортилось, малыш стал огрызаться, делать всё назло, капризничать. Если сложно найти причину в себе, спокойно, доверительно поговорите с сыном или дочкой. Возможно, вы узнаете, что спровоцировало душевную рану у дошкольника или подростка.

    Проявления детского непослушания:

    • дошкольник впадает в детство. Основная причина – появление младшего братика или сестрёнки, постоянное напоминание «ты уже взрослый». Но малышу в 3–4 года не всегда хочется быть старше. Непосильный груз давит на психику, маленький «взрослый» ведётся себя, как кроха: начинает писаться, просит покормить с ложечки, не хочет самостоятельно одеваться, разбрасывает игрушки. Часто «внезапно повзрослевший» малыш не желает ухаживать за тем, кто отобрал у него привилегии детского возраста;
    • ребёнок делает всё назло. Основная причина – недостаток внимания. Ещё один фактор – желание быть главным в семье. Иногда мысль о собственной «взрослости» и значимости лишает малыша здравого смысла. В 3–4 годика деткам сложно выразить словами своё стремление к лидерству, они решают проблемы криками, истериками, некрасивыми сценами в людных местах.
    • ребёнок делает запрещённые вещи, зная, что его вновь ждёт наказание. После подобных сцен родители часто срываются, кричат, ставят в угол. Но через день всё повторяется вновь: игрушки не сложены, вещи валяются на диване, в углу – гора обёрток от конфет вперемешку с кубиками и машинками. Причина – недостаточное доверие в отношениях между взрослыми и малышом, слабая психоэмоциональная связь. Детки хорошо чувствуют недостаток привязанности, отсутствие искреннего интереса к своей личности. Вывод: лучше полчаса доверительного, искреннего общения, чем полдня фальши и притворства;
    • ребёнок провоцирует скандалы. Причина та же, что и при действиях назло родителям. Нехватка внимания заставляет идти на крайние меры. А что может маленький человечек (даже подростки в душе ранимые и беззащитные), если попытки поговорить ни к чему не приводят? Правильно, приходится бунтовать. Как? Проявления зависят от возраста: малыши истерят, плачут, устраивают сцены, кричат на весь магазин или автобус. Подростки постоянно спорят, поступают наперекор правилам, игнорируют родителей.

    Кризисные периоды

    Специалисты по детской психологии выделяют несколько опасных периодов, когда равновесие в отношениях часто нарушается:

    • от года до полутора лет. Проявляется яркое несоответствие потребностей и возможностей у маленькой личности;
    • от 2,5 до 3 лет. Детки стремятся стать самостоятельными, но в силу возраста не всё удаётся, их всегда ставят в рамки «ты ещё маленький»;
    • с 6 до 7 лет. Ребёнок идёт в школу, часто возникает кризис первоклассника. От родителей требуется максимальное внимание, понимание стрессовой ситуации, в которой находится первоклашка;
    • с 10 лет. Первые проявления подросткового максимализма. Нет серого, есть только «чёрное» и «белое». Дети требуют искренности в отношениях, уважения к себе, не прощают фальши. Зачастую плохим поведением подростки протестуют против морального/физического насилия.

    Как справиться с непослушными и нервными детьми

    Полезные советы:

    • важно сохранять спокойствие, учитывать интересы маленькой личности во время принятия некоторых решений, связанных с жизнью семьи;
    • нельзя срываться на крик, унижать, тем более, бить деток любого возраста: вы только вызовете противодействие, слёзы (или молчаливый протест + затаённую обиду). Верните доверие к вам, покажите, что любите сына или дочку такими, какие они есть;
    • отнеситесь к негативным проявлениям по-философски. Психологи советуют понять, что при правильном поведении родителей буря постепенно уляжется. Терпение – одно из главных качеств хороших родителей;
    • не позволяйте «садиться на голову», объясняйте свою позицию, показывайте личным примером уважительное отношение к другим членам семьи. Если вы сами действуете неправильно, унижаете мужа/жену, других деток, воспитать счастливого, спокойного ребёнка вряд ли получится;
    • с раннего возраста не воспитывайте тирана. Нельзя объявлять всем, что главный в семье – ребёнок. Часто детки капризничают, отстаивают криком, плохим поведением свою значимость, если у них пытаются отобрать титул «царя» или «принцессы»;
    • учтите сложные периоды в жизни сына или дочки. Возрастные кризисы неизбежны, главное: достойно пережить их. Поймите: юный бунтарь не испытывает радости от удовлетворения своих неприемлемых требований. Всё равно ему придётся придумывать новые уловки, с которыми родители вряд ли согласятся. И так до бесконечности. Терпение, доброжелательное отношение, искренний интерес к личности – залог сохранения хороших отношений.

    По адресу узнайте правила применения детского сиропа Лазолван от кашля.

    • чаще предоставляйте деткам право выбора. Пусть даже трёхлетний малыш почувствует свою значимость. Кукла та или другая, пижама в горошек или цветочек, сегодня шапка с бубончиком или с ушками – детки иногда должны выбирать. Важный момент: не превращайтесь в раба, спрашивая у малыша совета каждую минуту по любому поводу;
    • не поддавайтесь на провокации, когда капризуля провоцирует вас на скандал. Не тратьте эмоциональные силы зря. Если родители ведут себя доброжелательно, уверенно, ваша твёрдость, спокойствие непременно перейдут к ребёнку. А от взрывной, яростно кричащей мамы (или злого папы с ремнём) чего ожидать? Юный проказник не знает, ещё больше теряется, нервничает;
    • разговаривайте с детками на их уровне, глядя в глаза. Неправильное положение – «поза превосходства»: малыш сидит, взрослый смотрит сверху, подчёркивая свою значимость. Правильное положение: детки и родители сидят на диване, скамейке и так далее, разговаривают, глядя в глаза. Можно присесть, опуститься на колени, посадить к себе маленького человечка, попытаться спокойно поговорить. Главное: глаза на одном уровне плюс доверительный, спокойный тон;
    • снизит нервное напряжение отвар мелиссы, мяты, трава пустырника, валериана в таблетках, ванны с чередой и ромашкой. Нельзя увлекаться успокаивающими таблетками, применять препараты без рекомендации врача.

    Возьмите на заметку:

    • многие «идеальные детки» часто имеют психологические проблемы. Непослушный, нервный ребёнок выплёскивает наружу своё несогласие с правилами, проявляет бурные эмоции;
    • идеальные, послушные детки, молча, выполняют все просьбы, никогда не конфликтуют, не пытаются проявить своё «я». Отсутствуют как отрицательные, так и положительные эмоции;
    • помните: ребёнок не робот, полное послушание, безоговорочное выполнение любых требований должно насторожить;
    • посетите психолога, получите консультацию. Возможно, вы слишком давите на маленькую личность своим авторитетом? Малышу с заниженной самооценкой, подавленным «я» проще подчиниться, чем затевать бесполезный спор;
    • чем раньше вы обратите внимание на подобное поведение, тем проще исправить ситуацию, научить малыша проявлять эмоции. В противном случае вы воспитаете безвольного, слабого человека, не умеющего отстаивать свои принципы.

    Тип темперамента ребенка

    Учтите темперамент сына или дочки:

    • флегматик. Обязательно объясняйте своё мнение, уважайте деток, спокойно предлагайте план действий;
    • холерик. Отличный вариант – аппеляция к справедливости;
    • меланхолик. Обязательно хвалите деток даже за незначительные достижения (без фальши), мягко подталкивайте к действию;
    • сангвиник. Приглашайте к совместному выполнению заданий: детки этого типа легко увлекаются, их нужно заинтересовывать, а не заставлять.

    Сложно сохранять спокойствие, когда внутри всё бурлит от негодования, но ради хороших отношений придётся постараться. Воспитание детей – не только радость и приятные эмоции, но и ежедневный труд. С этим утверждением сложно спорить. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, подумайте, что можно сделать, если ребёнок непослушный и нервный. Поможет ваше терпение, доброжелательное отношение, любовь к сыну и дочке.

  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.