Почему важно изучать жизнь своих предков. Зачем мы ищем своих предков

сайт - В еженедельной рубрике «Голоса молодых» сайт поднял вопрос о необходимости знать генеалогическое древо. Мы решили узнать, важно ли знать события и людей столетней давности, и почему человек всегда свято хранил историю своей семьи и старался передать летопись родословной.

Санжыра: Для чего нужно знать своих предков (свое генеалогическое древо)?

Дмитрий Бондарев, дизайнер

«Генеалогия чем-то похожа на историю. Если не знать своей истории, можно наделать много ошибок. Со знаниями о предках передаются знания, обычаи, устои и семейные ценности, что очень легко потерять в современном глобальном мире. Но в тоже время в этом не стоит искать националистической подоплеки. К примеру, про свои корни могу рассказать до 5-6 колена. Мои предки приехали в Кыргызстан из далекой, по тем временам, Украины еще в середине 19 века. Им понадобилось 3 года, все имущество везли на быках. Раньше в Чуйской долине не было вишни, так вот предки брали ее в дорогу в бочках (отсюда и моя фамилия Бондарев от слова бондарь — мастер, который изготавливает бочки). Это был ценный кладезь витаминов, напомню поход длился 3 года! И по приезду косточки высадили. Теперь, когда ем вишневое варение, вспоминаю, откуда она у нас появилась и чувствую некую связь».

Лиза Глебова, организатор мероприятий в BOOM Studio

«Я уверена, что знание истории своей семьи и своих корней — одно из ключевых составляющих личности человека. Чувство принадлежали, ощущение себя частью чего-то большего, которое создает и укрепляет знание своих корней — это мощная сила, способная сплотить связанных по крови людей. Изучая историю своей семьи, человек лучше понимает историю страны, узнает традиции различных эпох. Я очень горжусь своей семьей. На сегодняшний день я знаю лично более 30 человек из своей семьи и могу назвать более 60, о которых слышала от родственников. Семья — это огромный источник энергии и вдохновения. Только в семье может существовать такая взаимовыручка и доверие. Нам следует ценить нашу родню и не забывать о ней».

Иван Попов, фотограф

«Все со временем уходит и забывается. Если мировую историю пишут историки, то историю вашей семьи никто за вас не напишет. Генеалогическое древо — очень важный элемент семейной истории каждого человека. Очень важно знать, кто ты и кем были твои предки. Я сам очень часто ставлю себе в пример своего деда. Для меня он — образец настоящего мужчины. Но, к сожалению, дальше своего прадеда я уже никого не знаю. Поэтому нужно начать вести собственное генеалогическое древо прямо сейчас, чтобы история сохранилась для многих поколений».

Алтынай Абдумомунова, студентка

«В нашей культуре мы должны знать свою родословную (жети ата), незнание своих предков считается позором. Также зная своих предков, мы узнаем о наличии болезней и предрасположенности к ним. Также мы узнаем, к какой ветви в генеалогическом древе мы относимся, древо показывает родственные связи. Каждый сам выбирает, безусловно, нужно ли ему знать свою родословную, но культура обязывает знать свои корни, своих предков, свое генеалогическое древо».

Эсен Жуманов, директор Dodo Pizza

«Я считаю, что человеку нужно знать о своих предках ровно по тому же принципу, почему человеку, например, интересна информация о мире. Точно так же я знаю, что моего прадеда звали Жуман. Он дал жизнь моему деду, дед — отцу, а отец уже в свою очередь мне. Это информация к сведению, которую интересно знать. Я считаю, что молодежи нужно стараться акцентировать внимание не на том, кто были их предками, не бить себя в грудь и гордиться тем, что их прапрапрадед был баатыром, а больше акцентировать внимание на том, кто они здесь и сейчас. В 21 веке успех определяет не то, кем были предки человека, а то, что он делает сейчас и чего добьется в будущем. Роль играют такие понятия как профессионализм, специальные навыки, качества, устойчивость, усидчивость, упорство и другие вещи. Поэтому особой необходимости знать, допустим, о седьмом колене и необходимости в применении этого знания, я не вижу. Это просто такая энциклопедическая информация. Сегодня есть такие люди selfmade men — люди, которые сделали себя сами. Вне зависимости от того, кем были их предки, они стараются добиться успехов, сделать жизнь лучше, не только свою, но и близких, родных, всей страны в целом. Я хотел бы, чтобы меня считали selfmade man, не как правнука какого-то человека, а того, кто добился успехов сам. Мне это больше нравится».

Милан Жанибекова, модель

«Для начала нужно уважать свои корни, свою историю, мы — это совокупность поколений наших предков, нужно быть благодарным за жизнь, которой могло бы не оказаться без них. Да и вообще знать историю своей семьи, рода увлекательно. Я лично очень любила слушать рассказы мамы о том, как история её рода переплеталась со всеобщей историей. Да и знать, какой генофонд ты несёшь, откуда пришли твои предки, как они попали туда, где ты есть сейчас, это интересно. Как Шекспир часто упоминал в своих сонетах, бессмертие в детях. Мы всегда будем жить в них, значит, и наши предки до сих пор живут в нас».

Сергей Келлер, художник студии Doxa Art-group

«Интересный вопрос. Мне кажется, к этому приходишь с возрастом, я имею ввиду желание узнать получше свою родословную: кем были твои предки и вообще историю семьи. Возможно, причина в том, что тебе самому хочется остаться в чьей-то памяти как можно дольше. А как ты, например, привьёшь уважение к истории семьи своим детям, если сам её не знаешь? Как научишь их чтить предков, если сам не знаешь их имена? Без этого и тебя забудут через поколение. Свой ответ могу дополнить только словами известной песни: «Чтобы твёрдо стоять на ногах, я должен держаться корней!».

Бека Уранов, маркетолог

«Для меня это непреложная истина как для кыргыза. С детства отец говорил, что знать имена своих предков до 7 колена — это наш долг. Но это не единственная причина, мне всегда была интересна история нашей семьи. Ведь, когда тебе рассказывают, как и где жили твои отцы, ты прикасаешься к истории. Этого не прочитать в книжках по истории или в wikipedia, эти истории — часть нашей жизни. Ну и избитая фраза: «Без знания прошлого — нет будущего».

Светлана Федотова, телеведущая

«Это история, которая важна, как для настоящего так и для будущего. В такие моменты вспоминаю манкуртов Айтматова, то как он описывает их... И понимаю, насколько важно знать свое прошлое».

Бек Садыков, диджей и саунд-актер

«Я считаю, что знание своих предков не играет ключевой роли в жизни человека, однако зачастую помогает правильно найти себя и подать обществу! Для этого нужно знать не только их имена! История для нас — это опора! Именно благодаря ей мы знаем, чего уже достигли и как, а к чему еще необходимо придти. История семьи может так же помочь в изучении своего прошлого. Скажем, не у всех людей предки были хорошими людьми. Например, у Арнольда Шварценеггера отец был в командовании фашистскими войсками, но сын не пошел по стопам отца, а стал куда более достойным человеком! Лично мой дед Кайбулда Садыков прошел ВОВ. Он не сидел в тылу, он — фронтовик. Служил в артиллерии. Я никогда не забуду ни его, ни его истории военных лет и постараюсь передать потомкам. А тем самым мы вернулись к результирующему доводу, который звучит так, что знание своих предков помогает обрести себя, гордиться предками и не повторять ошибок прошлого!».

Ролан Сейитбеков, композитор

«Санжыра у меня дома есть, написанный дедушкой при жизни до 11 колена. Обычно все знают только до седьмого, а у меня так получилось, что до одиннадцатого. Вопрос многогранный. Я не считаю, что нужно всем знать. Например, для меня важно знать, какими были мои предки, какие гены у меня, почему я именно такой... Я композитор, и мне интересно, почему моя музыка тяготеет к Персии, именно к Древней Персии. Жаль, про жен моих предков известно мало. Видимо, были жены, чьи корни уходят глубоко в Персию или в Египет. Для меня вот с этой стороны интересно знать. А если у человека нет интереса к своим генам, значит, ему и до себя нет дела. Это мое субъективное мнение, ведь для кого-то такая информация лишняя или пустая. Я хотел узнать и узнал. Да, на эту тему говорить, оказывается, можно долго».

В качестве главной фотографии к публикации использован кадр из семейного архива Найманбая Кошоева, 1932 год

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО РОДА. В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. Для чего мы изучаем историю своего рода? - Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется… Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя. Вот главные задачи генеалогии: 1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер. 2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести. 3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе. 4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах, в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит. 5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства. Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению. Сейчас не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Или просто мы не желаем знать о своих предках ничего? Но, кажется, здесь дело в другом. Огненный разлом революции 1917 года кардинально изменил государственную идеологию. Перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала свержения царя, а затем и временного правительства. И поэтому в книгах и школьных учебниках писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо после нее. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми искусственно создавались противоречия – духовные, нравственные и идеологические. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а «понимать» ничтожность их устремлений и их жизненных интересов. Все прошлое было отжившим, устаревшим, гнилым и не нужным. Вспомните «Интернационал»: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Только вряд ли на обломках можно построить что-то стоящее. история нам это поаказала. Да и ломать не строить. Строить несравненно сложнее, и времени займет больше. Между поколениями отдельных семей и родов, между связью времен, между прошлым и будущим, современниками и предками был вбит клин, осиновый кол революции. Было совершено самое страшное предательство, которое только возможно. Была предана история, преданы корни, предано то, что дало жизнь стране, что сформировало ее. Это было все равно, как если бы ребенок предал мать. Вот так же и революция предала Россию. Семейственность, семейное предание целенаправленно разрушалось. Естественно было ослаблено и родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Современный упадок в семье, нравственности, рождаемости является именно следствием этой политики. В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями. Для того чтобы «построить» новое общество, надо было разорвать связь людей с землей и друг с другом, т.е. разрушить родовое самосознание. Эта задача решалась следующими средствами: Насильственное переселение людей с места на место, не важно куда, лишь бы подальше от родины. «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Гражданская война давно кончилась, а приказ действует до сих пор. Репрессии, которые очень часто шли по родам. Это вызвало многочисленные отказы от своих ближайших родственников. Коллективизация во многом представляла насильственное переселение лучших людей со своей земли. Огромный ущерб родовому самосознанию принесла 2 мировая война, выкосившая лучших людей и вызвавшая массовое переселение с оккупированных территорий. Выжившие переселенцы не всегда возвращались на свою землю, а родовые связи были нарушены. При Хрущеве огромный вред нанесла политика неперспективных деревень и борьба с подсобным хозяйством. Приведение примеров может продолжить каждый думающий человек. Возможно ли теперь восстановить родовое чувство? Ведь механическое воссоздание древа рода – это еще не восстановление духовного единства. Род тогда имеет корень, когда он одухотворен. А как этого добиться? Это и легко, и сложно. Это не потребует материальных затрат, но потребует большого напряжения нравственных, душевных сил, сил разума. Для этого нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. И при таких условиях изучение родовой истории – это только первый шаг к духовному единству. Сделаем попытку разобраться в философии рода, выстроить перечень генеалогических понятий, дать им объяснение и определение, чтобы, опираясь на них, можно было серьезно проанализировать результаты своих изысканий в области родословной. Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякого рода. В каждое из определений нужно обязательно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные задачи. Начало рода Каждый род имеет свое начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания ее, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся ее очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя. Идея рода Категория, отличающая данный род от другого рода. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа. Всплеск рода Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить. В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка. Упадок рода Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины. Ценность рода в отдельные периоды Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова. Расцвет рода Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе. Жизненно-историческое выражение истории рода Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества. Историческая задача рода Судьба, крест рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему. Энтилехия рода Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых). Циклы родовой жизни Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи. Роль циклов в проявлении родовой идеи При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи - удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей. Период развития рода по инерции В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции. Жизненная энергия рода и ее проявления Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи. Преумножение жизненной энергии Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы. Периоды рождения стойкого потомства Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей. Ветви рода и проявление в них родовой идеи Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых - поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача - не дискредитировать идею рода. Условия роста родовой ветви Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов. Появление новых родовых идей и новых исторических задач Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне. Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея нахо дила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею. Закон роста рода Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности уси лий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике - лишь акку мулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случай но говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совер шенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода. Возрасты рода Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами кото рых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст - это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним - двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Выражение свободы рода Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества. Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он нес этот крест. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несет ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этим крестом. Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, нор неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни. Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная. Узловые точки в жизни рода Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода. Источник жизни рода Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода. Использование предоставленной возможности реализовать идею рода Каждому поко лению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она мо

В прошлые века изучение своей генеалогии было вызвано в основном практическими соображениями. Составлением своей родословной занимались исключительно представители знати, чтобы доказать свою принадлежность к дворянскому сословию. Сейчас с каждым годом все больше людей интересуется историей рода и хотят создать свое генеалогическое дерево. И у каждого на это есть свои причины. Давайте попробуем понять, зачем следует знать свою родословную, и .

Изучение родословной - связь с корнями и уважение своих предков

История каждой семьи – это часть истории всей страны, поэтому потребность в ее изучении основывается на уважении своих предков. Эти знания необходимы хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок представителей своего рода, перенимать их опыт и хорошие традиции.

Очень многие люди имеют потребность ощутить связь со своими корнями. Такая связь нужна прежде всего для получения внутренней силы и мудрости. Ведь в каждом роду есть свои замечательные личности, герои, на которых хочется быть похожим. Кроме того, знания о деятельности своих предков объясняет желание заниматься определенным делом, помогает выбрать профессию и даже найти призвание.

Генеалогия с точки зрения религии и творчества

Если подойти к вопросу родословной с точки зрения Библии, то здесь важно знать о грехах своих предков. Тогда есть возможность избежать родового проклятья, попросив прощения у Бога за грехи своих умерших родственников и покаявшись. Можно искупить эти злодеяния добрыми делами, помощью людям или благотворительностью. Возможно тогда получится решить проблемы в собственной жизни: победить неудачи в любви, финансовые проблемы, болезни и прочие беды.

Изучение своей генеалогии и оформление родословной – это прекрасный способ направить свою энергию в творческое русло, заняться действительно интересным делом. Ведь генеалогические исследования , если вы собираетесь заниматься ими самостоятельно, чем-то похожи работу детектива и гарантируют приключения и много новых открытий.


Виден результат работы генеалога - построить такое разветвленное родословное древо это почти подвиг, которые останется навека в памяти ваших потомков...

Создание родословного дерева как способ наладить отношения в семье

Генеалогические исследования вполне реально могут помочь наладить контакт с детьми или родителями. Привлекая их к сбору информации и оформлению родословного дерева, можно дать каждому посильные поручения. Например, дети могут фотографировать и сканировать информацию, работать с компьютерными программами, а старшее поколение – общаться с родственниками и получать недостающие сведения. В итоге, общее дело сплотит вашу семью и поможет наладить отношения .

Даже если вы совсем новичок в этом деле, то, собрав информацию, можно воспользоваться готовыми бесплатными программами для оформления результатов. Просто внесите данные в шаблон генеалогического дерева, а программа автоматически сформирует его в оптимальном виде. К оформлению результатов генеалогического исследования можно подойти творчески, например, создать родословную книгу (не знаете что это такое? Тогда Вам сюда...). Такое произведение может стать отличным подарком для всех членов вашей семьи абсолютно на любой праздник.

Еще один материал по этой теме:
- Составление генеалогического древа при помощи шаблонов - детальнее об этом...

Если у Вас остались вопросы по Родословной книге, мы с радостью на них ответим по телефонам:
Вся Россия - 8 800 333 79 40. Звонок бесплатный.
Москва - 8 495 640 61 33
Санкт-Петербург 8 812 740 14 91

Федеральный номер
8 800 333 79 40.
ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

со всех городских и мобильных телефонов на всей территории РОССИИ.
Чтобы сделать заказ вы можете перезвонить нам по бесплатным телефонам или написать письмо в наш Российский Центр Родословия.

ФОТО Getty Images

В 20 лет я самоуверенно заявляла, что родственные связи мне не важны – важны дружеские. Кто бы мне тогда сказал, что когда-нибудь я начну азартно искать пятиюродных братьев и сестер… Увлечение генеалогией началось внезапно. Мне не приходило в голову расспрашивать родителей о прошлом семьи, я вполне довольствовалась скупыми сведениями, мелькавшими в домашних разговорах. Обе бабушки и дед по маме умерли задолго до моего рождения. А вот дед по отцу любил вспоминать своих предков, но слушала я его вполуха. По этой линии дети рождались поздно, так что все рассказы были о XIX веке – в мои 16–17 эти времена казались чуть не былинными и эмоционально меня не задевали. И тем не менее я почему-то уговорила деда записать воспоминания.

Воодушевленный моей настойчивостью, он действительно их начал писать, но успел рассказать только о своих дедах и прадедах. И вот благодаря именно этой тоненькой школьной тетрадке, исписанной до половины его бисерным почерком, пять лет назад я неожиданно для себя занялась поисками своих корней. Дед был не просто точен в фактах, он помнил семейные предания. Например, деспотичный городской голова в гневе швыряет кинжал в непокорную дочь и лишь чудом ее не ранит, – неплохой сюжет? А дочь почему непокорна? Потому что ее в 15 лет выдали замуж вместо старшей сестры – та в день свадьбы спряталась от нелюбимого жениха, и отец, чтобы избежать скандала, отправил под венец младшую… И это ведь не герои романа, а мои прапрапрадед и прапрабабушка. Перечитывая записи деда, я внезапно увидела в предках живых людей с драматическими судьбами. Это оказалось настолько волнующим, что я захотела узнать о них больше. Теперь я исследую историю семьи в архивах, побывала, прихватив за компанию родственников, в местах, где жили наши предки в Литве, Украине и Белоруссии. А по Вильнюсу меня водила пятиюродная сестра: наш общий предок умер в 1840-м, но мы с ней чувствуем какую-то связь...

Тех, кто, как и я, в той или иной степени интересуется генеалогией, становится все больше. Хотя такого бума, который мы видим в западных странах, в России пока нет. Там на генеалогических сайтах зарегистрированы миллионы пользователей; у нас на самом крупном ресурсе vgd.ru, объединяющем людей из бывшего СССР, – около 200 тысяч. Целенаправленно пополняют семейный архив примерно 5% россиян, 23% делают это от случая к случаю, еще 22% планируют это делать 1 . Получается, половина населения неравнодушны к прошлому своей семьи, им хочется больше знать о своей истории. Почему?

В букинистических магазинах, в интернете и на уличных развалах продается немало старых семейных фотографий, документов, чьих-то наград... Невольно возникает вопрос: чьи они? Почему от них отказались?

«Наши бабушки и дедушки, их родители, родители их родителей – это не только имена, но и определенный образ жизни, способ реагировать на разные жизненные коллизии, – объясняет Варвара Сидорова. – Не всегда потомки готовы принять это наследство. Если человек утвердился в позиции «я отделился от семьи», «у меня другой способ жить», то, к примеру, старый фотоальбом, который олицетворяет семейные традиции, не имеет для него больше ценности. Но есть и другая, неосознаваемая часть, которая нашептывает: «Ты предал семью, нарушил правила». Этот голос настолько неприятен, что может вызывать агрессию: «Я не хочу этого видеть и знать!» Такие коллизии особенно часто случаются на сломе эпох, будь то революция или оттепель, когда, отринув «старый мир», молодежь выступала против старших, обесценивая унаследованные семейные сценарии».

Забвение – механизм выживания

«Меня разыскали родственники со стороны деда. Я ничего не знал о его жизни. Ни бабушка, ни отец не рассказывали о нем: мол, давно потеряли с ним связь. А теперь у нас состоялось воссоединение семьи! Это ошеломляет – в 49 лет обрести родственников и узнать свои корни, своих родных до шестого колена!» – рассказывает 49-летний Евгений. По большому счету, мы страна людей, забывших своих предков. 13% из нас не знают имен ни одной прабабушки и ни одного прадедушки, а назвать имена всех восьми предков в этом поколении могут только 7% россиян 2 .

«Изучая семейную историю, мы бессознательно ищем для себя хорошие объекты»

Жестокий ХХ век вынуждал рвать родственные связи, вычеркивать из памяти близких людей, уничтожать семейные документы, скрывать свое происхождение, в том числе и от собственных детей. «Знать свое прошлое было смертельно опасно, – комментирует психоаналитик Мария Тимофеева. – Забвение стало механизмом выживания». Возможна еще одна, более общая причина обрыва памяти, добавляет семейный психотерапевт Варвара Сидорова. «История семьи сплетена из фактов, правил и способов жизни, передающихся из поколения в поколение. Если вдруг в силу каких-то обстоятельств эта история делает резкий поворот, то старые правила уже не помогают выжить: семье приходится изобретать новые. И в сознании следующих поколений семейная история будет начинаться с того, кто был первым в этой новой парадигме. Работая с клиентами, я вижу, что у кого-то в семье этот поворот случился в далеком прошлом, но, конечно, чаще всего точка забвения обнаруживается в ХХ веке».

Переработать травму

Интерес к корням у нас начал пробуждаться только в 90-е, когда открылись архивы, и расцвел в 2000-е благодаря огромным возможностям интернета. Генеалогические сайты, книги, оцифрованные архивные описи и документы, самые разные базы данных, такие как obd-memorial.ru, memo.ru, familysearch.com, делают поиск реальным для каждого. Но сама потребность искать предков, конечно, возникает изнутри.

«Минувший век принес столько страданий, что у каждого из нас за спиной четыре-пять поколений, которые были психологически травмированы, – объясняет Мария Тимофеева. – Как правило, только внуки в силах переработать эту травму, уже не так близко, не так больно и страшно».

Государство и общество, в котором мы живем, по-прежнему склонны отрицать то страшное, что было в прошлом. И в результате скрытая, непризнанная травма передается по наследству, порождая у многих из нас психологические проблемы. Так что те, кто отважился исследовать страницы семейной истории, совершают маленький подвиг. И это позволяет им развиваться дальше. 53-летняя Ирина рассказывает: «Я нашла в архиве следственное дело моего деда 1937 года, скопировала то, что разрешили, и принесла листочки маме. Как она плакала над ними… Раньше меня удивляло, как сухо она вспоминала об отце, а тут такие эмоции!» Это очень важно – закрыть эмоционально незавершенные истории, объясняет Варвара Сидорова. «Может быть, оплакать, а может, поблагодарить, осудить или восхититься. Узнав о прошлом, мы становимся спокойней, уверенней, эти истории больше не съедают наши силы».

Вернуть устойчивость

Мир, в котором мы живем, значительно менее регламентирован, чем еще 30–40 лет назад. Перед нами много возможностей, много вариантов выбора – для кого-то даже чересчур много. «Бич неопределенности – одна из главных проблем современного человека, – отмечает нарративный психолог Олеся Симонова. – Когда вариантов слишком много, мы теряемся, не понимая, как действовать». Знание семейной истории, особенно далекой, может помочь с этим справляться. «В старые времена семья давала ответы на многие вопросы, – продолжает Олеся Симонова. – Изучая историю рода, мы вспоминаем устои, ясные жизненные правила и тем самым возвращаем себе некую определенность. Конечно, речь не идет о возвращении домостроя, скорее – о символических опорах».

«Даже если родные давно умерли, они все равно нас символически поддерживают»

В разговорах тех, кто выясняет историю рода, нередко звучит гордость за своих предков: «У нас все были трудолюбивыми, честными», «Мой прадед – георгиевский кавалер», «Моя прабабушка окончила Высшие женские курсы вопреки воле отца»… «Думаю, что, изучая семейную историю, мы бессознательно ищем хорошие объекты для себя, – размышляет Мария Тимофеева. – Нам нужна хорошая картинка себя, своего рода, своей страны». На самом деле мы, конечно, очень многое дописываем в своем воображении, и не так уж важно, было ли все так на самом деле, говорят наши эксперты, ведь для нас эта картинка реальна, это история про нас, про нашу идентификацию. «Это всегда интересно – понять, как я встроен в этот мир, что я в мир несу, какой факел я принял в этой семейной эстафете и какой передам дальше», – говорит Варвара Сидорова.

Одна из базовых потребностей каждого из нас – знать, откуда я возник, почувствовать, что было много поколений до меня и еще много будет после. Почему так? «Мы животные стайные, ­и нам важно принадлежать к стае, – отвечает Варвара Сидорова. – А стая – это в первую очередь семья. Когда мы окружены родными (живыми или мертвыми), мы не одни в этом мире, у нас есть наш клан. Даже если родственники давно умерли, они все равно символически нас поддерживают».

В моем древе сейчас уже около 300 персон, и их может быть в несколько раз больше. «Чем обширней семейное древо, тем ясней мы видим себя, – поясняет Мария Тимофеева. – Эти десятки, сотни людей жили, любили, рожали детей для того, чтобы в конце концов появился на свет я! Так мы оказываемся центром семейной системы, имеем возможность укрепить свой личный миф. А он очень важен для нас: ведь своя мифология есть не только у каждого народа, но и у каждого человека».

Хранители семейных знаний

Хотя молодежь тоже порой интересуется историей своей семьи, все-таки чаще к поискам обращаются после сорока лет. «Согласно теории развития психолога Эрика Эриксона, после сорока наступает возраст наставничества, – говорит Олеся Симонова. – Накоплено уже достаточно ресурсов, знаний, опыта, и возникает потребность делиться этим с другими». Действительно, большинство тех, кто увлечен генеалогией, говорит о желании сообщить то, что они узнали, детям или внукам. Но не только. «Сначала я искала незнакомых мне дальних родственников в разных городах в надежде получить сведения о семейном прошлом, – рассказывает 49-летняя Марина. – Но теперь для меня главное, чтобы все те, с кем у меня есть общие предки, знали о них то, что узнала я. Я рассылаю во все концы наше древо, архивные документы, старинные фотографии и радуюсь, видя, что моим дальним родственникам это интересно». И это тоже про наставничество. «Чем больше система, которую мы охватываем, тем больше ценного мы можем передать, – комментирует Олеся Симонова. – Так что хранитель семейных знаний не просто играет значимую роль в семейной системе, он еще и решает задачи социального развития».

Да, играть особую роль в семье, что ни говори, приятно. Ну и наконец, генеалогия очень азартное дело. Недаром ее часто сравнивают с детективным расследованием, только в прошлом. Ведь тайны всегда манят нас, тем более если касаются нашей семьи. Разгадав хоть одну загадку, чувствуешь ликование триумфатора. И эти сильные эмоции хочется переживать снова и снова.

1 Подробнее см. на сайте исследовательской компании «Ромир» romir.ru

2 Опрос проведен исследовательской компанией «Ромир» в 2011 году, romir.ru

Знаете ли вы, кем были ваши предки? Как их звали, какая судьба их постигла? Если прямо сейчас попросить вас заполнить генеалогическое дерево, сколько поколений вы вспомните?

Практика показывает, что 90% людей с трудом вспоминают имена своих прабабушек и прадедушек, и, увы, мало что могут сказать об их жизни. А ведь в идеале человек должен знать своих предков до седьмого колена!

Не зря слово «семья» состоит из двух составляющих: «Семь» и «Я». Традиция знать и чтить своих предков была хорошо известна предыдущим поколениям и совсем позабыта в наше время.

Мы утратили понимание, зачем это нужно и для чего, а потому совсем перестали интересоваться своими корнями. А ведь от этого зависит наша жизнь! Не зря память рода заносят именно в родовое дерево. Ствол дерева символизирует нас самих, листья – это наши дети, а корни – предки.

А теперь представьте, что вы вырастили большое и здоровое потомство и ваше дерево выглядит сильным и могучим. Но о предках вы почти ничего не знаете и никогда не интересовались. Какие корни будут у такого дерева? Слабые, маленькие, безжизненные. В случае налетевшего урагана они не смогут удержать дерево в земле, защитить его от непогоды. Точно так происходит и в жизни.

Если человек не интересуется прошлым и даже не понимает, зачем ему нужно знать своих предков, то он лишается помощи и поддержки рода, силы, которая порой спасает целые жизни! Но просто знать – этого мало. Если у человека в жизни сложились плохие отношения с родителями, бабушками и дедушками, именно на этом месте блокируется поступление родовой энергии.

Обиды, злость, ненависть не только препятствуют подпитке силы рода, но и трансформирует эту силу в негативную и разрушающую. Наверняка вы слышали о родовых проклятиях? Поэтому так важно наладить отношения с родными людьми, если они еще живы или простить их, если они умерли. Но это не единственная причина, почему нужно знать своих предков и поддерживать с ними хорошие отношения (даже если они умерли, думая о них хорошо, мы налаживаем родовой канал, по которому они подпитывают нас энергией).


Семь поколений человека символизируют его семь энергетических центров. Каждое поколение формирует в нашей жизни определенные аспекты:

  • Первое поколение (я).
  • Второе поколение (родители – 2 чел.) – формируют тело, здоровье, передают семейные сценарии.
  • Третье поколение (бабушки и дедушки – 4 чел.) – отвечают за интеллект, способности, таланты.
  • Четвертое поколение (прабабушки и прадедушки – 8 чел.) – хранители гармонии, радости в жизни и материального благополучия.
  • Пятое поколение (родители прадедов – 16 чел.) – отвечают за безопасность в жизни.
  • Шестое поколение (деды прадедов – 32 чел.) – обеспечивают связь с традициями. 32 человека шестого поколения символизируют 32 зуба, где каждый зуб связан с каждым предком. Если у вас есть проблемные зубы, стоит наладить отношения с предками, отмолить их.
  • Седьмое поколение (прадеды прадедов – 64 чел.) – отвечают за страну, город, дом, в котором мы живем.

Если 64 человека разобрать по цифрам, то вот что получается: 6+4 = 10 -˃ 1+0 = 1 – Снова первое поколение. Таким образом, замыкается круг рода семи поколений.

Для того, чтобы наладить отношения со своим родом, прежде всего, нужно узнать имя каждого человека, его жизнь и судьбу. А затем нужно прочитать молитвы за каждого предка, отмолить его перед высшими силами. В наших руках получить поддержку своего рода, благословение на исполнение самых заветных желаний. опубликовано

Юлия Кравченко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.